Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп





Скачать 0.98 Mb.
Название Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп
страница 1/7
А.Ю.Кржечковский
Дата 30.03.2013
Размер 0.98 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии


ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ ДЛЯ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ


Учебно-методическое пособие


Составитель: дмн, проф. А.Ю.Кржечковский


Ставрополь 2007


Данное учебно-методическое пособие рассчитано на врачей получивших профессиональную подготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)». В нем содержится информация по клинике основных психических расстройств (как психотического, так и невротического уровней) и рекомендации по их раннему выявлению. Значительное место отведено тактике семейного врача по ведению психически больного в условиях семьи, его взаимодействию со здоровыми членами семьи, организации наблюдения за больным и предупреждению рецидивов заболевания. Наряду с этим в пособии дается понятие «внутренней картины болезни» у соматических больных, то есть у лиц не страдающих психическим заболеванием. Описаны типы реагирования соматически больных (больных других профилей) на свое основное заболевание; оцениваются проблемы возникающие в связи с различным психологическим отношением к болезни, как у взрослых, так и у детей. Имеется раздел по вопросам профилактики психических расстройств.

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей.

Рецензент – доцент кафедры психоневрологии ФПК и ПП

Санкт-Петербургской Государственной

педиатрической медицинской академии Б.В.Воронков


 Ставропольская Государственная

медицинская академия, 2007


В В Е Д Е Н И Е


В общеобразовательном стандарте профессиональной подготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» указано следующее. Семейный врач работает в системе оказания первичной медико-санитарной помощи и несет основную ответственность за обеспечение непрерывной медицинской помощи каждому обратившемуся за ней пациенту, независимо от возраста и пола, а также характера его заболевания. Он осуществляет медицинскую помощь пациенту с учетом особенностей его семьи, общества в котором он проживает, его культуры, обеспечивая соблюдение принципа индивидуальности личности пациента. Важное значение отводится целостному био-психо-социальному подходу к недугам и проблемам пациентов. Понятно, что практически любое заболевание отражается на душевном состоянии пациента, может привести к формированию психических расстройств различной степени тяжести и способствовать возникновению социальной дезадаптации. При таком подходе к оценке индивидуального состояния пациентов становится очевидным, что в профессиональные обязанности семейного врача входит не только диагностика и лечение соматических (и других) заболеваний, но и мероприятия по коррекции психического состояния при них.

Относительно психических расстройств как таковых следует помнить, что обычно в медицинской практике психическое заболевание первоначально распознается или подозревается не психиатром, а врачами других специальностей. Это налагает на врачей других профилей и, особенно, на семейных врачей (врачей общей практики) ответственность за раннюю диагностику психической болезни, которая во многом определяет дальнейшую судьбу больных.

В программе подготовки семейного врача вопросам психиатрии отводится довольно существенное место. Однако, следует полагать, что основной удельный вес деятельности такого специалиста будет приходиться на соматические (или иные) заболевания, а не на расстройства психотического уровня. Вероятность необходимости амбулаторного лечения и наблюдения за психически больным конечно не исключаются из обязанностей семейного врача. Ему же отводится ведущая роль в коррекции взаимоотношений в семье, где находится психически больной.

Более насущной задачей, требующей своего индивидуального решения в каждом конкретном случае, является оценка душевного состояния больного, его внутренней картины болезни и отношения к ней. От ответов на эти вопросы существенно зависит тактика ведения пациента и успешная коррекция его психического состояния. Кроме того, врач должен осуществлять мероприятия по профилактике неадекватных заболеванию форм реагирования на него, научить хронического больного жить со своей болезнью, адекватно оценивать свое состояние и, по возможности, не терять социального статуса.

Этим и некоторым другим вопросам, которые могут заинтересовать семейного врача и способствовать его успешной работе, посвящено данное учебно-методическое пособие. В его основу положены материалы исследования многих психиатров. Так, в разделах, посвященных психике больного, преимущественно использованы результаты исследований Д.Н.Исаева, А.Е.Личко, В.Д.Менделевича. Основы психогигиены и психопрофилактики, а также вопросы пропаганды здорового образа жизни базируются на работах Н.М.Жарикова, Л. Г Урсовой, Д.Ф. Хритинина. Раздел о профилактике пограничных психических расстройств путем воздействия на самосознание написан непосредственно автором данной публикации. Соответствующие ссылки на авторов будут даны в тексте и в указателе литературы.

Данное учебно-методическое пособие может представить интерес не только для семейных врачей (врачей общей практики), но и для врачей других специальностей.


^

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ



Как уже было сказано во «Введении», значительная роль в успешном осуществлении ранней диагностики психических расстройств принадлежит семейному врачу. Неоднократно наблюдая своих пациентов, понимая сущность их социальных и семейных проблем, зная особенности поведения, семейный врач (опираясь на медицинские знания) раньше родственников и врачей других специальностей может заметить появление отклонений в психическом состоянии своих больных. Возникшее подозрение на начало психического заболевания недостаточно для направления на консультацию к психиатру. Данное направление необходимо мотивировать конкретным описанием и оценкой душевного состояния и поведения пациента. Как известно для этой цели служит психопатологический метод исследования, который заключается в беседе с пациентом и наблюдении за его поведением. Существует много рекомендаций для врачей психиатров как наиболее целесообразно применять этот метод на практике. Однако, расширенное исследование психической сферы в обязанности семейного врача не входит и вряд ли может быть осуществлено из-за отсутствия соответствующих профессиональных знаний и навыков и должно ограничиваться его целями и возможностями.

Так, семейному врачу в его повседневной работе нередко приходится идентифицировать незначительные психические расстройства у больных с сочетанием соматических и слабовы­раженных психических нарушений. Goldberg и Них1еу (1980) описали полезный ускоренный ме­тод выявления психических расстройств. Он ори­ентирован на наибо­лее часто встречающиеся эмоциональные симптомы и учитывает типичные допускаемые при проведе­нии собеседования ошибки, которые были обна­ружены посредством наблюдения за работой врачей общей практики (семейных врачей).

При проведении этих кратких опросов чрез­вычайно важны первые несколько минут. Как бы ни был врач ограничен во времени, необходимо предоставить пациенту адекватную возмож­ность высказать свои проблемы. Иногда семей­ные врачи упускают это из виду, так как исходят из того, что это не первый визит больного и что он собирается обратиться за очередным советом по поводу ранее обсужденной проблемы. Порой они слишком рано начинают спрашивать, в ре­зультате чего первые вопросы и ответы могут звучать как обмен светскими любезностями (на­пример: «Как вы себя чувствуете?» — «Спасибо, хорошо.»). С другой стороны, нельзя, чтобы врач молча сидел, погрузившись в чтение предыду­щих записей, так как больной может почувство­вать себя неловко и будет не в состоянии выска­зать то, что его действительно беспокоит. Целесообразно начать с прямого вопроса, на­пример, такого: «Что, по вашим наблюдениям, у вас не в порядке?», а затем продолжить беседу, главным образом направляя ее подсказками и уточняющими вопросами. Как и при более дли­тельных собеседованиях, врач должен следить за невербальным поведением пациента так же вни­мательно, как и за его устной речью.

На следующем этапе ставится задача выяс­нить природу симптомов. В общей практике предъявляемые пациентом жалобы зачастую от­носятся к физическому состоянию, даже если рас­стройство является психическим. Прежде чем на­чать задавать вопросы, обязательно нужно дать больному достаточно времени для того, чтобы он мог описать испытываемые им ощущения сво­ими словами. Так, если пациент пожаловался на головную боль, нельзя сразу же спрашивать о том, в какой части головы он чувствует боль. Вместо этого следует побудить больного описать этот симптом более подробно. И тогда, возмож­но, обнаружится, что он испытывает скорее ощу­щение давления над надбровными дугами, а не настоящую боль. Все это может показаться оче­видным, однако несоблюдение данного элемен­тарного правила, как свидетельствуют результа­ты проведенного авторами исследования, оказалось одной из типичных при­чин допущенных ошибок.

Для оценки любой жалобы, в основе которой может лежать психологическая причина, они выдвинули простую схему, состо­ящую из четырех компонентов: общая психоло­гическая адаптация больного, наличие тревоги и беспокойства, симптомы депрессии и психоло­гический контекст. Общую психологическую адаптацию оценивают, задавая вопросы об утом­лении, раздражительности, затруднениях при концентрации внимания; необходимо также вы­яснить, не ощущает ли пациент, что находится в стрессовом состоянии. Чтобы выявить наличие тревоги и беспокойства, врач спрашивает о фи­зических симптомах, а также о напряжении, фо­биях и постоянных беспокоящих мыслях. Затем переходят к симптомам депрессии, включая ус­тойчивое подавленное настроение, слезливость, самообвинения, чувство безнадежности, мысли о невыносимости жизни, о самоубийстве, раннее пробуждение по утрам, суточные колебания нас­троения, снижение массы тела и утрата либидо. Оказывается - врачи общей практики (семейные врачи) достаточно часто упускают из виду вопросы, относящиеся к депрессивным мыслям.

Семейному врачу обычно уже известна пси­хологическая ситуация больного, поэтому он мо­жет опускать некоторые вопросы, необходимые при беседе с новым пациентом. Однако он дол­жен составить себе систематизированное пред­ставление о работе больного, его досуге, супру­жеских и других отношениях, задавая любые вопросы, необходимые для того, чтобы привести информацию, которой он располагает, в соответ­ствие с текущим моментом.

Собеседование такого рода можно провести за короткое время, предусмотренное для первых консультаций в общей практике. Обычно к кон­цу собеседования врач уже приходит к какому-то выводу. Если же этого не произошло, рекомен­дуется составить предварительный план и через какое-то время организовать еще одно собеседо­вание, чтобы завершить сбор психиатрического анамнеза и обследование психического статуса.

Несколько сложнее является процесс исследования психического состояния детей и подростков. Общие принципы психиатрического исследования у них в значительной степени совпадают с таковыми у взрослых. Вместе с тем физиче­ская и психическая незрелость ребенка и подростка при­дают определенную возрастную специфику психопатологи­ческому обследованию. Эта специфика тем больше, чем меньше ребенок.

Так, у детей раннего, дошкольного и младшего школь­ного возраста, как правило, не удается выявить жалоб на отклонения в нервно-психическом состоянии. Такие жалобы могут предъявлять почти исключительно родители или другие близкие родственники. Однако наряду с жало­бами, объективно отражающими отклонения в нервно-пси­хическом состоянии ребенка, родители могут высказывать жалобы, связанные с неудовлетворенностью внутрисемейными взаимоотношениями, в которых ребенку принадле­жит та или иная роль. Иногда в ос­нове жалоб лежит неумение родителей или педагогов в школе найти индивидуальный воспитательный подход к ребенку с учетом особенностей его личности.

Другая особенность психиатрического обследования де­тей и подростков заключается в сборе анамнестических данных. Анамнез заболевания, личный, а тем более, семей­ный анамнез детей младшего возраста (включая младший школьный возраст) можно узнать только от родителей или заменяющих их лиц. Дети среднего школьного возраста и подростки могут сообщить многие сведения, касающиеся анамнеза болезни и отчасти личного анамнеза. Отрывоч­ные данные семейного анамнеза можно получить у стар­ших подростков. Родители и другие взрослые должны со­общать анамнестические сведения в отсутствие ребенка. Исключение из этого правила составляют только дети ран­него возраста и некоторые, чрезмерно привязанные к мате­ри дошкольники. Для получения сведений о старших под­ростках (15—17 лет) желательно провести беседу с родителями или другими близкими заранее, отдельно от подростков. Обследование подростка целесообразно проводить отдельно от взрослых (в этом возрасте это не противоречит требованиям Закона РФ о психиатрической помощи). Такая организация обследования препят­ствует возникновению у подростка опасения, что врач «за­одно с родителями», укрепляет убеждение подростка в его самостоятельности и облегчает контакт с врачом.

Данные анамнеза, полученные от родственников и са­мого больного, обязательно должны быть дополнены све­дениями от воспитателей и педагогов массовых детских учреждений (детских садов, школ), ПТУ и техникумов ли­бо в виде характеристик, либо, лучше, при личном собе­седовании названных лиц с семейным врачом.

Изучение психического статуса зависит от возраста ре­бенка. У детей раннего и дошкольного возраста ведущая роль в исследовании психического статуса принадлежит наблюдению. Информативность наблюдения тем больше, чем ближе его условия к естественным, привычным. На­блюдение за детьми первых 2 лет жизни лучше вести в присутствии матери с использованием привычных, люби­мых игрушек. Поведение детей более старшего возраста и подростков весьма демонстративно в обществе несколь­ких сверстников. Обычно это легко достигается в специа­лизированных детских учебно-воспитательных учреждени­ях. Наблюдению за пове­дением детей младшего возраста способствует игровая ситуация.

Общая схема изучения внешнего вида и психического статуса детей и подростков в основном совпадает с таковой у взрослых больных. Однако диагностическое значение и содержание отдель­ных разделов статуса в детском и подростковом возрасте имеют существенные отличия. Так, например, описание внешнего вида и телосложе­ния детей и подростков с психическими расстройствами содержит значительно большую диагностическую инфор­мацию по сравнению со взрослыми. Это признаки отстава­ния в физическом развитии: несоответствие роста, пропор­ций телосложения, выражения лица и мимики паспортному возрасту ребенка, наличие аномалий (микроцефалия, волчья пасть, синдактилия, полидактилия и др.), дисплазий телосложения (непропорциональное соотношение ту­ловища и конечностей, гипертелоризм, эпикант и др.), цереброэндокринное ожирение, гипогенитализм и т. д.

При осмотре подростков обращают внимание на отста­вание или, наоборот, заметное опережение в росте, избы­точную полноту и худобу, физические недостатки (узкие плечи, сутулость, искривление голеней, небольшой половой член, чрезмерное оволосение у девушек, неправильная фор­ма носа и т. д.). Определенное значение имеет обнаруже­ние татуировок, рубцов от порезов в области запястий и на коже груди, следов инъекций.

Описание собственно психического статуса в детском и подростковом возрасте, так же как и у взрослых, содержит характеристику контакта с больным, сознания, восприятия, наличие бредовых, сверхценных и навязчивых пережива­ний, состояние внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, включая настроение, влече­ний и инстинктов, психомоторики, речи, описание свойств личности, в том числе черт характера, направленности ин­тересов, нравственных установок.

Формальное изложение психического статуса по ука­занной схеме мало информативно, если оно не учитывает возрастных особенностей психического развития и преиму­щественного уровня нервно-психического реагирования. Так, в психическом статусе детей раннего возраста, ис­ходя из свойственного им соматовегетативного уровня реагирования, основ­ное внимание должно быть уделено вегетативным функциям (аппетит, желудочно-кишечные функции, срыгивания, рвота, диспепсические нарушения, прибавление массы тела, беспричинные колебания температуры, суб­фебрилитет, склонность к аллергическим реакциям, диа­тез и т. п.), нарушениям функции сна — бодрствования (извраще­ние их смены, поверхностный сон, нарушение дневного сна, возбуждение и стереотипные движения при засыпании). Наряду с этим весьма важна характеристика элементар­ных влечений и инстинктов: повышенный и пониженный аппетит, бурная или слабая психическая и психомоторная реакция на дискомфорт (мокрые пеленки, перегревание, охлаждение), изменение режима питания и ухода, реакция на изменение воспитателей и обстановки, интерес к окру­жающим лицам, прежде всего к матери, к ярким и звуча­щим предметам, наличие или отсутствие дифференциро­ванной эмоциональной реакции на близких людей (улыб­ка, «комплекс оживления»). Важное значение принадле­жит описанию рудиментарных познавательных реакций — интереса к новым предметам, стремления их захватывать, ощупывать, рассматривать, манипулировать с ними, ин­тереса к частям собственного тела. Подробно должны быть описаны психомоторика, зрительно-моторная координация, состояние предречевого развития (гуление, лепет) и раннего этапа развития речи — появление отдельных слов, эхолалий, развитие понимания речи с возможностью выполне­ния несложных инструкций, появление элементарных фраз, состоящих из 2—3 слов, темп обогащения запаса слов, состояние звукопроизношения, использование начальной речи как средства общения.

В психическом статусе детей преддошкольного и до­школьного возраста следует обращать особое внимание на общую и речевую моторику, так как в этом возрасте возможно возникновение разнообразных двигательных и речевых расстройств (синдром гиперактивности, тики и тикоподобные гиперкинезы, патологические привычные дей­ствия, речевые запинки, заикание, дислалии и т. д. ). Важ­ное место в статусе отводится развитию моторных навы­ков: ходьбы, бега, тонких движений пальцев рук, навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, разде­ваться, одеваться, стелить постель и т. п.). Отмечают нали­чие и нарушения навыков опрятности (преж­де всего энурез и энкопрез), включая вид и время возник­новения этих нарушений. В целях характеристики развития мышления и речи в психическом статусе описывают особенности игровой дея­тельности, преобладание в ней подражательного или твор­ческого элемента, развитие воображения, запас сведений и представлений, различение предметов по величине, фор­ме, цвету, а также состояние импрессивной и экспрессив­ной речи, ее соответствие возрасту, наличие начальных элементов внутренней речи (проговаривание про себя, эго­центрическая речь).

У детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста, которым свойственно преобладание аффективно­го уровня психического реагирования, особое внимание при оценке психического статуса уделяют состоянию эмо­циональной сферы. Отмечают яркость, выразительность или, наоборот, тусклость эмоциональных реакций, наличие или отсутствие жизнерадостности, дифференцированность эмоций. Определенное диагностическое значение имеют нравственные чувства и их нарушения. Так, обращают внимание на наличие и выраженность чувства ответствен­ности, долга, стыда, вины, жалости, сочувствия к чужому горю, доброты, радости при совершении доброго поступка. Среди нарушений нравственных чувств отмечают, с одной стороны, их недостаточность, незрелость или ослабление, «нравственное притупление» (безразличие к горю близких, отсутствие чувства вины за проступок, равнодушие к похвале и порицанию), а с другой — извращения (стремле­ние делать назло, изводить, удовольствие от чьих-либо фи­зических или нравственных страданий или, наоборот, чув­ство удовлетворения от испытываемых самим ребенком бо­ли, физического неудобства, голода и т. п.), которые, как правило, связаны с извращением влечений (садистическим или мазохистическим). В этом возрасте удается более четко вы­явить ряд психопатологически дифференцированных аф­фективных расстройств: дистимию, депрессию, дисфорию, страхи (навязчивые, сверхценные, бредовые), тревогу, по­вышенную аффективную возбудимость. Вместе с тем в психическом статусе детей младшего школьного возраста значительное место отводят особенно­стям их школьной адаптации, успеваемости, школьной дис­циплины, наличию и проявлениям характерологических и патохарактерологических реакций протеста, отказа, гипер­компенсации в связи с трудностями школьной адаптации.

Анализ причин школьной неуспеваемости наряду с дан­ными патопсихологического и психометрического обследо­вания детей первых лет обучения часто имеет решающее значение для диагностики легкой умственной отсталости. Определенное внимание должно быть обращено на усвоение основных школьных навыков — чтения, письма, счета; их нарушения помогают выявить не только парци­альные задержки развития психических функций, стертые нарушения развития речи и пограничные формы интеллек­туальной недостаточности, но и легкую умственную отста­лость.

В психическом статусе детей препубертатного возраста и особенно подростков в связи с присущим им преиму­щественно эмоционально-идеаторным уровнем психическо­го реагирования главное внимание следует уделять выяв­лению различных сверхценных образований, включая сверхценные страхи, сверхценное образно-идеаторное фан­тазирование, реакции активного и пассивного протеста, компенсации и гиперкомпенсации, свойственные подрост­кам реакции эмансипации, группирования, а также сверх­ценные интересы и увлечения и, наконец, преимуществен­ные для пубертатного возраста сверхценно-ипохондриче­ские и дисморфоманические переживания. Психопатологи­ческое обследование подростков нередко выявляет сверхценно-бредовые (пара­нойяльные) переживания, особенно при процессуальных синдромах дисморфомании, нервной анорексии и ипохонд­рического бреда.

В связи с приближающимся завершением формирова­ния личности у подростков нередко отчетливо выступают акцентуации характера и формирующиеся психопатические свойства личности. Это делает необходимым более детальное описание преобладающих аномальных черт характера и других особенностей лич­ности у подростков.

Особое место в психическом статусе детей препубертатного (среднего школьного) возраста и подростков принад­лежит девиантному поведению, т. е. поведению, отклоняющемуся от нравственных и правовых норм, при­нятых в обществе. Девиантное поведение объединяет анти­дисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (проти­воправные) и аутоагрессивные поступки, которые могут быть как патологическими, т. е. обусловленными различ­ными формами патологии личности и личностного реаги­рования, так и непатологическими (психологическими). К антидисциплинарным по­ступкам относятся нарушения режима школы или другого учебного заведения, срыв уроков, прогулы и т. п. Антисоциальные поступки проявляются в невыпол­нении или непризнании нравственных норм поведения в обществе: неповиновении родителям и воспитателям, не­уважении и грубости по отношению к ним, морально осуж­даемых манерах поведения, отказе от учебы и трудовой деятельности, преждевременном начале половой жизни, сексуальных эксцессах, раннем употреблении алкоголя и т. п. Делинквентные поступки включают противоправ­ные и преступные действия несовершеннолетних (вымога­тельство, кражи, угон транспортных средств, хулиганские выходки, нанесение телесных повреждений, совращение ма­лолетних, изнасилование, убийство). Следует подчеркнуть, что сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психической патологии, а тем более серьезного психиче­ского заболевания. В основном они обусловлены социаль­но-психологическими девиациями личности, прежде всего микросоциально-психологической запущенностью, а также ситуационными характеро­логическими реакциями (протеста, отказа, имитации, эман­сипации и др.). Однако в части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и патологическими ситуационны­ми (патохарактерологическими) реакциями, т. е. относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной.

На основании результатов психопатологического обследования семейный врач должен решить вопрос о том, является ли душевное состояние пациента вариантом нормы (возможно крайней нормы) или уже носит патологический характер. Для ориентировочной оценки характера нарушений психики можно пользоваться следующими критериями, которые включают в себя три основных формы психических расстройств:

Психоз - качественно неадекватная оценка больным окружающего и самого себя, которая может проявляться в виде галлюцинаций, бредовых идей, выраженных аффективных расстройств, кататонических явлений, нарушений сознания, деменции.

Невроз - тягостная для больного реакция на ситуацию и (или) свое самочувствие, в виде реакций на стресс или посттравматического стрессового расстройства, неврастении, тревоги, фобий, обсессивно-компульсивных и конверсионных (диссоциативных) расстройств.

^ Расстройство личности (психопатия) – аномалия характера, приводящая к количественно неадекватным реакциям на ситуацию и способствующая социальной дезадаптации.

При диагностике или подозрении на психическое заболевание необходимо направление на консультацию к специалисту в области психиатрии.

В направлении необходимо отразить высказывания пациента, состояние его эмоциональной сферы, признаки изменившегося поведения, возможное наличие суицидальных мыслей и другие возникшие психопатологические феномены. Предварительный диагноз целесообразно выставлять на уровне ведущего синдрома, а не нозологической принадлежности заболевания, так как именно синдром определяет характер поведения больного. Такая формулировка диагноза вовсе не указывает на недостаточную «психиатрическую грамотность» семейного врача. Ему следует помнить, что даже в психиатрической больнице специалисты имеют право выставлять синдромальный диагноз в течение первых 10 дней пребывания пациента в стационаре. Клинический диагноз выставляется к концу этого срока комиссионно.

Ниже в справочном порядке и весьма лаконично (исключительно для ориентировки семейного врача) приводятся наиболее существенные проявления основных психопатологических синдромов.
  1   2   3   4   5   6   7

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам, врачам-интернам, практическим врачам.

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Приказ от 10 июня 1983 г. N 710 об улучшении учета в лечебно-профилактических учреждениях посещений
Инструкцию о порядке учета в лечебно-профилактических учреждениях посещений к врачам и среднему медицинскому...
Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар
Рекомендовано заседанием кафедры «Экология» Биолого химического факультета пгу им. С. Торайгырова
Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Мендельсон Роберт С. Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Мендельсон Роберт С. Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Учебно-методическое пособие предназначено для врачей общей практики, врачей-терапевтов, отоларингологов,

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Настоящее учебное пособие содержит те общие положения, которые необходимо знать врачам для использования

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Курсы «Похудение и Оздоровление» и«Набор веса» djuldin
Есть ряд профессий, более других ведущих к постоянному психическому напряжению. В прошлом выпуске...
Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами

Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики (семейным врачам) так и врачам других специальностей. Рецензент доцент кафедры психоневрологии фпк и пп icon Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы