Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни





Скачать 304.89 Kb.
Название Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни
Дата конвертации 07.04.2013
Размер 304.89 Kb.
Тип Документы
Управление образования мэрии г. Ярославля

МОУ Городской центр психолого – медико-социального сопровождения


Скворцова Л.А., Луканина М.Ф.


К здоровью – через питание


Ярославль


2004


Печатается по решению

Управления образования мэрии

г. Ярославля


Скворцова Л.А., Луканина М.Ф. К здоровью через питание. Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2004 г.


Учебно–методическое пособие «К здоровью - через питание» включает в себя теоретический обзор проблематики рационального питания, а также примерные варианты меню для школьников. В методическом издании представлен как медицинский, так и психологический подход к проблеме здорового питания, уделяется внимание формированию ответственного отношения к питанию у школьников.


Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни.


Авторы: ^ Скворцова Людмила Александровна, заведующая отделом медицинской профилактики и консультирования Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников, врач – педиатр; Луканина Марина Федоровна, заместитель директора по организационно- педагогической работе Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников, педагог – психолог.


Рецензенты:

Е.А. Баранова, заведующая отделом гигиены детей и подростков Городского Центра Госсанэпиднадзора г. Ярославля.


^ К здоровью через рациональное питание.


Культура питания – это не только чистые стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой, это, прежде всего, сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов рационального питания. Главная цель питания – обеспечение роста, развития, работоспособности, хорошего самочувствия, высокой сопротивляемости различным неблагоприятным факторам окружающей среды и инфекциям.

Пища является исходным материалом для построения и обновления каждой клеточки человеческого организма. Какое питание – таково и здоровье человека.

Принципы рационального, сбалансированного, щадящего питания:

  1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями.

  2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам.

  3. Соблюдение режима питания с достаточной продолжительностью каждого приема пищи (завтрак и ужин – 15-20 минут, обед – 20-25 минут).

  4. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

  5. Технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов.

  6. Исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения).

  7. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов продуктов или блюд).

Важно, чтобы кроме энергии пища содержала все вещества, которые непрерывно расходуются в организме на протяжении всей жизни. Белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и вода определяют химические свойства пищевого рациона. Рассмотрим роль этих пищевых веществ в питании и продукты, в которых они содержатся.

Белки – основа строения каждой клетки. Это природные органические соединения, состоящие из аминокислот, среди которых есть так называемые заменимые, т.е. те, которые могут строиться в организме самостоятельно, и незаменимые, которые поступают только с пищей, ничем иным их заменить нельзя. К незаменимым аминокислотам относят: триптофан, метионин, лизин, лейцин, изолейцин, валин, треонин, фенилаланин. Ценность белка определяется его качеством. Наиболее ценен тот белок, в котором присутствуют все незаменимые аминокислоты. Если в белке, поступающем с пищей, не хватает даже одной незаменимой аминокислоты, то собственный белок из такого материала организм построить не сможет. По этому критерию белки делят на полноценные и неполноценные. Белки выполняют в организме множество важнейших функций. Они являются: 1) основным строительным материалом клетки, ее органоидов и межклеточного вещества; 2) основным компонентом всех известных ферментов – катализаторов и регуляторов обменных процессов в организме. Кроме того, большая часть гормонов человеческого организма и антитела имеют белковую природу; белки принимают участие в переносе кислорода, липидов, углеводов, некоторых витаминов, гормонов и лекарственных веществ кровью, и при необходимости могут быть источником энергии. Белковая недостаточность неизбежно приводит к ослаблению организма, задержке роста, тяжелым расстройствам в обмене веществ, снижении иммунитета, нарушению функции желез внутренней секреции, ослаблению умственной деятельности, снижению работоспособности. Чрезмерное употребление белков может привести к перенапряжению работы пищеварительного аппарата, образованию в желудочно-кишечном тракте продуктов гниения и неполного расщепления белков, вызывающих интоксикацию организма; увеличивает нагрузку на почки, что может привести к их функциональному истощению.

Белки животного и растительного происхождения должны быть в примерном соотношении 60:40.Усвояемость белков зависит от качества белка и вида кулинарной обработки пищи. Полноценный белок содержится в мясе, рыбе, кальмарах, креветках, икре, яйцах, молоке, твороге, сыре, орехах. Животные белки лучше усваиваются. Белки растительного происхождения менее полноценны, они же хуже усваиваются организмом. Однако если употреблять в пищу разнообразные продукты растительного происхождения, то можно доставить в организм все незаменимые аминокислоты. Основные поставщики белка растительного происхождения - фасоль, горох, арахис, чечевица, соя, пшеница, рис, кукуруза, ячмень, гречка, овсянка, пшено, орехи, семечки, картофель.

В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой обработке.

Жиры – сложные химические структуры (правильные липиды). Они бывают животного и растительного происхождения. Это основной энергетический материал. При распаде (сгорании) 1 г. жиров выделяется 9,0 ккал. энергии. Это и важный структурный компонент клеточных мембран, источник синтеза стероидных гормонов, которые во многом обеспечивают приспособление организма к различным стрессовым ситуациям. В нервной ткани содержится до 25% жиров, в клеточных мембранах – до 40%. Жиры – единственные носители жирорастворимых витаминов А, Е, D, К, источник для синтеза биологически активных веществ. Жиры участвуют в процессах терморегуляции, защите организма от холода, способствуют закреплению в определенном положении внутренних органов, кишечника, предохраняют их от смещения и сотрясений.

Важнейшая составная часть жиров – жирные кислоты. Они делятся на насыщенные и ненасыщенные. Количество насыщенных жирных кислот определяет твердость и тугоплавкость жира. Жиры, состоящие преимущественно из ненасыщенных жирных кислот, имеют жидкую консистенцию (растительные жиры). Некоторые из ненасыщенных жирных кислот не могут синтезироваться в организме (линолевая, линоленовая) или ситезируются в ограниченных количествах при наличии допонительных условий (например, арахидоновая из линолевой и линоленовой в присутствии витаминов В6 и биотина). Роль ненасыщенных жирных кислот для поста и развития организма, активности ферментов, деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем огромна.

Важная составная часть жиров – холестерин, который жизненно необходим организму для поддержания структуры клеточных мембран, образования желчных кислот, гормонов, витамина Д. Холестерин поступает в организм с пищей и может быть синтезирован организмом. При нарушении холестеринового обмена развивается атеросклероз.

^ Источник животных жиров – мясные, молочные, рыбные блюда, сливочное масло, сало, яичный желток и прочие.

Источник растительных жиров – растительные масла, орехи, овсяная, гречневая крупы.

Важно соблюдать оптимальное соотношение животных и растительных жиров – 70:30.

Избыток жира может привести к развитию ожирения, атеросклероза, снижению иммунитета, развитию злокачественных опухолей.

Важно помнить, что к полноте более склонен тот, у кого в детстве была избыточная масса тела

Углеводы – самый главный источник энергии, кроме того они являются материалом для строительства клеток организма, некоторых важных биологических веществ, межклеточного вещества. Если с пищей поступает мало белков и жиров, из углеводов могут синтезироваться заменимые аминокислоты и липиды. При слишком низком поступлении углеводов с пищей происходит резкое нарушение обмена веществ, характеризующееся усиленным окислением жиров, отравление организма продуктами неполного сгорания жиров, разрушение собственных белков организма для покрытия энергетических затрат. При избыточном поступлении углеводов понижается сопротивляемость организма инфекции, развиваются атеросклероз, желчно–каменная болезнь, ожирение.

Наиболее предпочтительными источниками углеводов в питании человека могут быть следующие пищевые продукты: картофель, рис, гречневая, пшенная, перловая, овсяная, ячневая крупы, хлеб, овощи, арбуз, дыня, ягоды, фрукты, мед натуральный.

Незаменимыми компонентами пищи являются витамины. При недостатке или избытке этих веществ развиваются особые болезненные состояния (гипо- или гипервитаминозы). Повышенная потребность в витаминах возникает в период интенсивного роста организма, чрезмерной физической или нервно-психической нагрузки, при стрессовых состояниях инфекционных заболеваниях, отравлениях и многих других состояниях. Существуют витамины жирорастворимые (А, Е, D, К) и водорастворимые (С и витамины группы В).

В последние десятилетия потребность человека в витаминах возрастает. Это связано с ускорением темпа жизни, увеличением нервного напряжения и возрастанием числа стрессовых ситуаций, увеличением доли потребляемых рафинированных продуктов. Дополнительного количества витаминов, особенно антиоксидантного действия (А, Е, С), требуют и поступающие в организм радионуклиды, соли тяжелых металлов.

Витамин А (ретинол) является витамином роста и зрения. Он регулирует обменные процессы в слизистых оболочках всех органов; стимулирует иммунитет и повышает устойчивость организма к инфекциям. При недостатке витамина А замедляется рост человека, ухудшается зрение, особенно в сумерках. Наибольшее количество витамина А содержится в печени животных, мясе, рыбе, яичных желтках, сметане, сливках. В облепихе, моркови, болгарском перце, щавеле он находится в виде каротина, который является предшественником витамина А (провитамин А). В меньших количествах каротин присутствует в абрикосах, тыкве, помидорах, черноплодной рябине. При варке витамин А сохраняется, в большей степени он теряется при поджаривании продуктов. Для всасывания витамина А в кишечнике в обязательном порядке должны присутствовать жиры. К примеру, если жевать тертую морковь, то в кишечнике всасывается 5 — 10 % каротина. Если же к этой моркови добавить сметану, всасывание каротина повышается до 60 %.

Витамин Е способствует замедлению окислительных процессов, стимулирует мышечную деятельность, препятствует окислению витамина А, обладая антиоксидантным действием, ограничивает негативное влияние радионуклидов, попавших в ткани организма.

В наибольших количествах витамин Е содержится в растительном масле, печени животных, яйцах, злаковых, бобовых культурах, ягодах шиповника, облепихе, зеленых листьях овощей, черешне, рябине, семенах яблок и груш.

Витамин Д (антирахитический) является регулятором кальциево-фосфорного обмена, способствует всасыванию кальция и отложению его в костях. При дефиците витамина Д у детей развиваются деформации костей (рахит).

В наибольших количествах витамин Д содержится в рыбьем жире, жирных сортах рыбы, яйцах, сливочном масле, молоке. Под влиянием солнечных лучей витамин Д может образовываться в коже.

Витамин К. При недостатке этого витамина замедляется свертываемость крови. Без витамина К организм не может синтезировать особый белок — протромбин. Последний необходим для образования кровяного сгустка. Недостаток витамина К может развиваться при нарушении всасывания жиров в кишечнике (витамин К относится к группе жирорастворимых витаминов).

В больших количествах витамин К содержится в капусте, шпинате, тыкве, помидорах, печени животных. Под влиянием микрофлоры он образуется также в кишечнике.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в регуляции углеводного и азотистого обмена, выступает в качестве катализатора (ускорителя реакций) окислительно-восстановительных процессов, оказывает антиоксидантное действие. Потребность в аскорбиновой кислоте увеличивается при любом воспалительном процессе, при любом виде активной деятельности, она необходима для построения соединительной ткани, улучшения свертываемости крови. Под влиянием аскорбиновой кислоты повышается устойчивость организма к инфекциям и другим неблагоприятным условиям окружающей среды.

При варке пищи теряется 50 — 60% аскорбиновой кислоты, а при длительной варке она разрушается полностью. Ускоряет разрушение аскорбиновой кислоты присутствие в среде ионов меди, железа, свинца. Аскорбиновая кислота лучше сохраняется в кислой среде, например в квашеной капусте, а в щелочной среде (при добавлении соды) разрушается очень быстро.

Ранними проявлениями гиповитаминоза С могут быть быстрая утомляемость, разбитость, вялость кишечника, отсутствие аппетита, мышечная слабость. При нарастании дефицита витамина поражаются дёсны, расшатываются зубы, плохо заживают раны, на коже появляются мелкие точечные кровоизлияния.

Много его содержится в болгарском перце, зеленом луке, помидорах, капусте, картофеле, лимонах, землянике, черной смородине, шиповнике, печени животных.

Витамин B1 (тиамин) принимает участие в обмене углеводов, аминокислот, жирных кислот. При недостатке витамина отмечается снижение аппетита, выделения желудочного и кишечных соков, массы тела, нарушается сердечная деятельность, развиваются воспаления нервов (невриты).

Основными источниками витамина B1 являются хлеб, горох, фасоль, крупы, грецкие орехи, печень животных, сердце, яичный желток, молоко.

Витамин В2 (рибофлавин) входит в состав ферментов, регулирующих обмен аминокислот и жирных кислот. Он стимулирует остроту зрения, реакцию на свет и цвет, улучшает состояние кожи, нервной системы, слизистых оболочек, функцию печени и кроветворения.

Симптомы гиповитаминоза проявляются болезненными трещинами в уголках рта (заеды), шелушением кожи, слабостью и утомляемостью глаз. Витамин В2 поступает в организм с продуктами животного и растительного происхождения. Он лучше усваивается в присутствии белков. Его много содержится в печени, почках, пивных дрожжах, меньше — в молоке, яйцах, мясе, зерновых.

Витамин В3 (пантотеновая кислота) совместно с рибофлавином участвует в углеводном обмене, активизирует многие биохимические реакции, обмен гормонов, гемоглобина. При уменьшении содержания пантотеновой кислоты в организме нарушаются процессы обмена веществ, страдают желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая и нервная системы.

^ Пантотеновой кислотой богаты косточковые плоды, семечки, печень и мясо крупного рогатого скота. Она имеется в капусте, картофеле, моркови, луке. Гиповитаминоз пантотеновой кислоты встречается крайне редко.

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в обмене аминокислот, регуляции обмена холестерина, образовании гемоглобина, арахидоновой и никотиновой кислот.

Чем в больших количествах потребляет человек белковую пищу, тем больше необходимо ему витамина В6. Много витамина В6 содержится в рисовых и пшеничных отрубях, фасоли, печени, в меньших количествах он имеется в мясе, рыбе, яйцах и крупах. Частично образуется микрофлорой кишечника.

Витамин B9 (фолиевая кислота) участвует в образовании гемоглобина и эритроцитов. Играет важную роль в обмене белков, положительно влияет на жировой обмен в печени. При дефиците фолиевой кислоты в организме развивается малокровие.

Фолиевая кислота легко разрушается при тепловой обработке пищи. К примеру, при длительной варке овощей теряется до 90 % витамина. Некоторое количество фолиевой кислоты синтезируется микрофлорой кишечника. Ее усвоение в кишечнике улучшается при одновременном наличии белка. Сравнительно много фолиевой кислоты содержится в печени, хлебе, бобовых, мясе, грибах, яйцах, моркови, шпинате, капусте.

Витамин В12 (цианкобаламин) иногда называют антианемическим витамином. Он участвует в синтезе белка, образовании эритроцитов. При недостатке витамина В12 развивается особый вид малокровия — злокачественная анемия. Витамин В12 играет важную роль в использовании организмом фолиевой кислоты.

Развитие гиповитаминоза возможно при вегетарианском питании и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В больших количествах содержится в печени животных и рыб.

Витамин РР (никотиновая кислота) входит в состав важных ферментов организма. К никотину табака витамин РР никакого отношения не имеет. Никотиновая кислота участвует в процессе клеточного дыхания, при окислении углеводов, обмене белков, регуляции нервной деятельности, функции органов пищеварения, обмене холестерина, расширении мелких сосудов.

Недостаток витамина проявляется общей слабостью, воспалением слизистой оболочки рта, языка, воспалением кожи на лице, руках (на участках, не защищенных от действия солнечных лучей). Наличие комплекса подобных признаков расценивается как заболевание, которое называется пеллагрой.

Никотиновая кислота в наибольших количествах содержится в мясных продуктах, печени, почках, сердце, рыбе. Частично она может синтезироваться в организме из аминокислоты триптофана. При тепловой обработке продуктов никотиновая кислота не разрушается.

Витамин Р (рутин) усиливает биологический эффект витамина С, уменьшает проницаемость капилляров. Содержится в лимонах, кожуре апельсинов, черной смородине, черноплодной рябине, шиповнике, петрушке, салате, других овощах.

Витамин Н (биотин), как и пантотеновая кислота, участвует в обмене жирных кислот и аминокислот. При недостатке биотина могут наблюдаться шелушение кожи, выпадение волос, ломкость ногтей. Иногда воспаление кожи при гиповитаминозе сопровождается повышенной функцией сальных желез (себорея).

Разнообразное питание обеспечивает достаточное поступление витамина, но больше всего его в грибах, печени, мясе, яйцах, молоке.

Наиболее часто встречается дефицит витаминов С, А, B1, В2, РР, В6, фолиевой кислоты. Это случается при резком ограничении в рационе хлеба, круп, молока, яиц, мяса, рыбы. Названные продукты, а также овощи, фрукты и ягоды — основные источники витаминов для организма

При дефиците витаминов в продуктах питания, заболеваниях кишечника прием поливитаминных препаратов — единственный путь для адекватной поставки организму этих незаменимых пищевых веществ.

^ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Минеральные вещества являются обязательным компонентом тканей организма. В зависимости от их содержания в организме минеральные вещества делятся на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят натрий, калий, кальций, магний, фосфор, хлор, серу. К микроэлементам – железо, медь, марганец, цинк, йод, хром, кобальт, фтор, молибден, никель, кремний, селен.

Натрий. В организме он распределяется по всем тканям. Наибольшее количество натрия содержится в печени, мышцах, межклеточной жидкости. Он необходим для сокращения мышц, регуляции кислотно- щелочного равновесия, удержания воды тканями. В организм натрий поступает главным образом в виде хлорида натрия (поваренной соли).

Калий содержится в организме в межклеточной жидкости, мышечной ткани, сердечной мышце, печени и селезенке. Он также поддерживает кислотно-щелочное равновесие, регулирует деятельность некоторых ферментов, возбуждает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

Кальций. До 99 % этого элемента находится в костях и зубах, остальное количество — в крови и других жидкостях организма. Кальций входит в состав клеточных мембран. В поступлении повышенного количества кальция особенно нуждаются растущий организм и беременные женщины.

Всасывание кальция в кишечнике снижается при одновременном поступлении большого количества фосфора. Хорошо, когда кальций и фосфор поступают в организм в соотношении 1: 1 или 1: 1,5, не более. Соотношение кальция и фосфора составляет в молоке 1:0,8, твороге — 1: 1,4, сыре — 1: 0,5, говядине — 1: 3,4, хлебе — 1: 4, картофеле — 1: 6, моркови — 1: 1. Отсюда становится понятным, почему гораздо лучше всасывается, к примеру, кальций молока, чем картофеля.

Много кальция в зеленой капусте, шпинате, зеленом луке, петрушке, малине, черной смородине, сливах, персиках, молочных продуктах.

Фосфор. Фосфор используется в основном для минерализации костей, его меньшая часть необходима для обеспечения реакций обмена веществ и построения тканей организма. Лучший источник фосфора — животные продукты. Он имеется также в зерновых и бобовых культурах.

Магний накапливается в печени, мышцах, костях. Он активирует некоторые ферменты обмена веществ, оказывает сосудорасширяющее и антиспастическое действие, стимулирует перистальтику кишечника и желчевыводящих путей. Важная роль отводится магнию в регуляции деятельности нервной системы. Магний является составной частью хлорофилла, а поэтому в больших количествах содержится в зеленых овощах и зелени.

Хлор регулирует водный обмен и кислотно-щелочное равновесие организма. С пищей поступает обычно достаточное количество хлора.

Железо играет важнейшую роль в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Запасы железа в организме находятся в печени. Из депо по мере необходимости оно поступает в костный мозг и используется на образование гемоглобина.

Основные источники железа для организма — мясо, птица, печень животных. Много железа в грибах, особенно в лисичках, яблоках, персиках, сливах. Важно помнить, что из мясных продуктов в кишечнике всасывается до 30 % железа, из яиц, хлеба, круп — не более 10 %, а из овощей — всего 5 %. Поэтому при малокровии и необходимости увеличить поступление железа в организм предпочтение следует отдавать не растительным продуктам, а мясным. В кишечнике железо лучше усваивается в присутствии лимонной или аскорбиновой кислоты, фруктозы. Наоборот, крепкий чай всасывание железа заметно подавляет.

Марганец участвует в регуляции роста и развития ребенка, необходим для некоторых желез внутренней секреции. Он регулирует активность ферментов, в результате чего повышается интенсивность обмена веществ. Если ребенок получает с пищей недостаточное количество марганца, у него может наблюдаться задержка формирования скелета с нарушением процесса окостенения, появляется малокровие. С другой стороны, при избыточном поступлении марганца возможно развитие рахита. В организм марганец поступает в основном с растительной пищей.

Кобальт повышает интенсивность основного обмена, стимулирует образование мышечных белков, регулирует углеводный обмен, участвует в синтезе гемоглобина и эритроцитов, регулирует деятельность нервной системы. Кобальт входит в состав молекулы витамина В12. Избыток кобальта оказывает токсическое действие на сердце.

Йод необходим в первую очередь для образования гормонов щитовидной железы. При недостатке йода в пище происходит задержка роста, отмечаются физические и психические нарушения, увеличиваются размеры щитовидной железы. Из-за недостатка йода в продуктах питания и воде его добавляют в поваренную соль (йодированная соль), хлебные изделия.

Фтор содержится в основном в костях и зубах. При его недостатке развивается кариес зубов, при избытке — другое заболевание, называемое флюорозом. В организм поступает главным образом с питьевой водой.

Цинк необходим организму для образования инсулина — основного гормона поджелудочной железы. Он регулирует деятельность половых желез. При его недостатке возможна задержка полового развития. Избыток же цинка оказывает токсическое действие на сердце и другие органы.

Минеральные вещества входят в состав ряда гормонов, ферментов, принимают участие в построении тканей, регуляции кислотно-щелочного равновесия внутренней среды организма, влияют на иммунитет, кроветворение, свертываемость крови.

В приложении указан перечень и количество продуктов, необходимых для ежедневного использования, объем блюд для разных возрастных групп, сроки хранения скоропортящихся продуктов.

Большая длительность пребывания детей в школе, большая напряженность работы на уроках и высокие энергозатраты в период школьного рабочего дня требуют организации школьных завтраков. Они могут быть предложены детям во время второй или третьей перемены. Настоятельно рекомендуется, чтобы в составе завтрака было горячее блюдо.

Желательно обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи.

Белковая пища повышает возбудимость нервной системы, поэтому лучше давать ее в период наиболее активной деятельности, возбуждение нервной системы перед сном нежелательно, т. к. это может мешать быстрому наступлению глубокого сна. Кроме того, белковая пища переваривается дольше, требует больших энерготрат и плохо переваривается вечером.

Ужин должен быть легким, малообъемным, желательно из овощных и молочных или рыбных блюд, за 1,5-2 часа до сна.

Рекомендуется употреблять свежеприготовленные блюда из свежих продуктов, подвергшихся минимальной термической обработке. Предпочтение отдается варке, тушению, запеканию.

Одним из условий рационального питания является правильное составление меню. Меню должно быть разнообразным. Это достигается и путем использования широкого ассортимента продуктов, и способами кулинарной обработки, позволяющими приготовить различные блюда из одного продукта. В течение дня блюда не должны повторяться. Имеет значение правильное сочетание блюд. Так, если суп заправлен крупой, то второе блюдо должно быть с овощами. К мясу лучше давать овощные гарниры, к рыбе – картофель; рекомендуются сложные овощные гарниры (картофель, тушеная капуста и зеленый горошек; тушеная или отварная свекла, картофель и огурец и т.д.). Следует широко включать в рацион салаты из свежих овощей, заправленные растительным маслом, как источники витаминов и минеральных солей.

Рекомендуется использовать не только «белые» крупы – манную, рис, но и перловую, гречневую, овсяную, ячневую, т.к. все они различаются по содержанию минеральных веществ и витаминов. Хорошему усвоению пищи способствуют фруктовые, овощные, сметанные и молочные соусы.

С целью профилактики дефицита микронутриентов, в том числе йода, необходимо использовать продукты, обогащенные биологически активными добавками (хлебобулочные изделия с йодидом калия, витамином С, витаминизированные молочные продукты).

Для того, чтобы питание ребенка было наиболее полноценным, в семье рекомендуется составлять семидневное меню. Ниже приведен образец семидневного меню, рассчитанный на питание ребенка в домашних условиях. Если ребенок питается в школе, то при составлении меню это следует учитывать.


Литература:

  1. Броновец И.Н. Питание и здоровье человека. Минск, 1989.

  2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья: о рациональном питании. М., 1987.

  3. Михайлов В.С. Культура питания и здоровье семьи. М., 1987.

  4. Организация общественного питания детей в общеобразовательных учреждениях. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций. Ярославль, 2003.

  5. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г. Гигиена детей и поростков. М., 1989.

  6. Справочник по детской диетике. М., 1980.



ПРИЛОЖЕНИЕ

^

Семидневное меню





Прием пищи

Зимне-весенний вариант

Летне-осенний вариант

1-й день

1-й завтрак

Гречневая каша на молоке

Молоко

Яблоко

Гречневая каша на молоке

Молоко

Фрукты или соки

2-й завтрак

Салат овощной с черносливом

Яйцо

Кофейный напиток с молоком

Салат из свежих помидор и яблок

Яйцо

Кофейный напиток с молоком

Обед

Суп куриный с вермишелью

Кура отварная с овощным рагу со сметаной

Компот из сухофруктов

Щи свежие на курином бульоне

Кура отварная с овощным рагу

Компот из сухофруктов

Ужин

Рыбные зразы с зеленым горошком

Чай

Рыба, запеченная с картофелем

Чай

2-й день

1-й завтрак

Геркулесовая каша на молоке

Молоко

Банан

Геркулесовая каша на молоке

Яйцо

Молоко

Яблоко или соки

2-й завтрак
^

Тертая морковь


Творожная запеканка с изюмом

Кофейный напиток с молоком

Салат из редиса и свежих огурцов

Творожно-овощная запеканка (на молоке) с изюмом

Кофейный напиток с молоком

Обед

Свекольник мясной со сметаной

Мясные биточки с овощным рагу

Компот из сухофруктов

Суп мясной с лапшой

Котлеты с тушеной свеклой и помидорами

Компот из свежих фруктов

Ужин

Форшмак из сельди с отварным картофелем

Чай с вареньем

Форшмак из сельди с отварным картофелем

Чай с вареньем

3-й день

1-й завтрак

Рисовая каша на молоке

Молоко

Яблоко

Рисовая каша на молоке

Яйцо

Молоко

Фрукты

2-й завтрак

Салат овощной

Ватрушка с творогом и изюмом

Кофейный напиток с молоком

Салат из свеклы с яблоками

Творожно-вермишелевая запеканка с изюмом, вареньем

Кофейный напиток с молоком

Обед

Рассольник мясной со сметаной

Гуляш с картофельным пюре

Компот из сухофруктов

Щи из квашеной капусты со сметаной

Рулет мясной с картофелем в сметанном соусе

Компот

Ужин

Винегрет

Яйцо

Сыр

Чай

Рыба в маринаде с картофелем

Чай

4-й день

1-й завтрак

Гречневая каша на молоке

Молоко

Яблоко

Гречневая каша на молоке

Молоко

2-й завтрак

Свекольно-яблочный салат

Омлет

Кофейный напиток с молоком

Рыбные кнели с картофельным пюре

Кофейный напиток с молоком

Обед

Борщ на мясном бульоне со сметаной

Печень в сметане с картофелем

Компот из сухофруктов

Суп мясной крестьянский с цветной капустой

Кабачки фаршированные в сметанном соусе

Компот из сухофруктов

Ужин

Рыба по-польски с картофельным пюре

Сыр

Чай

Салат из свежих помидор и огурцов

Яйцо

Бутерброд с сыром

Чай

5-й день

1-й завтрак

Пшеничная каша на молоке

Молоко

Яблоко

Геркулесовая каша на молоке

Молоко

2-й завтрак

Салат из свежей капусты

Творожно-вермишелевая запеканка с вареньем

Кофейный напиток с молоком

Салат из свежей капусты с огурцами

Ватрушка с творогом и изюмом

Кофейный напиток с молоком

Яблоко

Обед

Суп мясной с фасолью

Кнели мясные с морковью в сметанном соусе

Компот из сухофруктов

Борщ домашний с сосисками

Печень с овощным пюре

Компот из сухофруктов

Ужин

Омлет

Капустно-яблочный салат

Сыр

Чай с вареньем

Овощной салат

Яйцо

Бутерброд с сырной массой

Чай с вареньем

6-й день

1-й завтрак

Геркулесовая каша на молоке

Яйцо

Чай

Яблоко

Пшенная каша с тыквой на молоке

Молоко

Фрукты

2-й завтрак

Свекла с зеленым горошком и растительным маслом

Творожная запеканка с изюмом

Кофейный напиток с молоком

Салат из редьки с яблоками

Творожно-морковная запеканка с черносливом

Кофейный напиток с молоком

Обед

Щи мясные со сметаной

Мясо тушеное с овощами в сметане

Компот из сухофруктов

Щи свежие с яблоками и помидорами, со сметаной

Мясные биточки с кабачками в сметанном соусе

Компот из сухофруктов

Ужин

Рыба в маринаде с картофельным пюре

Молоко

Сыр

Рыба в лимонном соусе с отварным картофелем

Чай с вареньем

7-й день

1-й завтрак

Манная каша на молоке

Сыр

Чай с вареньем

Яблоко

Манная каша на молоке

Сыр

Чай с вареньем

Яблоко

2-й завтрак

Рыба в овощном соусе с картофелем

Кофейный напиток с молоком

Рыба в сметане с картофельным пюре

Кофейный напиток с молоком

Обед

Суп сборный овощной на мясном бульоне с зеленым горошком

Котлеты с овощным рагу

Компот из сухофруктов

Суп мясной овощной с зеленым горошком

Голубцы в сметане

Компот из сухофруктов

Ужин

Омлет

Морковно-яблочный салат с черносливом

Кефир

Овощной салат

Омлет

Кефир


















Таблица

Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков, г


Продукты

Возрастные группы

7 - 10

11 - 13

14 - 17




Мал.

Дев.

Юн.

Дев.

Молоко

500

500

500

600

500

Творог, творожные изделия

40

45

45

60

50

Сметана

15

15

15

20

15

Сыр

10

10

10

20

15

Мясо

140

170

170

200

200

Рыба

40

50

50

70

60

Яйца

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Хлеб ржаной

70

100

70

150

100

Хлеб пшеничный

150

200

150

250

200

Крупа (макаронные изделия)

45

50

45

60

50

Сахар, кондитерские изделия

70

80

80

80

65

Масло сливочное

25

30

30

30

40

Масло растительное

10

15

15

20

15

Картофель

200

250

200

250

300

Другие овощи

275

300

300

350

320

Фрукты, ягоды

150 - 300

150 - 500

150 - 500

150 - 500

150 - 500



^ Проблемы питания, возникающие у подростков и детей.


Беспокойство родителей за здоровье детей иногда принимает чрезмерные формы. Особенно это касается питания. И чащ всего потому, что у каждого свои представления о правильности питания, красоте, весе, фигуре. Родители стараются быть хорошими и кормить своих детей досыта.

На психологических консультациях наиболее частыми запросами по проблеме питания со стороны родителей являются:

- отказ ребенка принимать пищу в общественных учреждениях (школе или детском саду),

- увлечение диетами, голодание или переедание (чаще у девочек),

- отказ употреблять в пищу некоторые пищевые продукты (чаще очень полезные для здоровья: мясо, молочные продукты, овощи (чаще лук),

- неправильное питание, еда «в сухомятку» и т. д.

Причины таких проблем, как правило, лежат в области привычки или проявляются на фоне неумения справляться с личными проблемами. Чаще всего увлечение диетами провоцируется неуверенностью в себе и в своей привлекательности. Отказ от еды часто впервые проявляется в стрессовых ситуациях: развод родителей, личностные кризисы, сложно протекающая адаптация в школе, проблемы с одноклассниками. Влияние оказывает и тот вариант питания, который является привычным в семье – дети едят то, что им готовят родители. В некоторых случаях отказ от приема пищи или неправильное питание является для ребенка способом повысить свою значимость в семье и привлечь к себе внимание со стороны родителей, особенно.


^ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Самое лучшее – не заставлять ребенка есть, когда он не голоден, и доверять его аппетиту. Не делайте проблему там, где ее нет. Не стыдите, не критикуйте, не тащите в поликлинику, если он есть не хочет. Если мы заставляем ребенка принимать пищу и акцентируем на этом внимание – подросток укрепляется во мнении, что его питание – это очень значимая и сложно решаемая проблема. Как правило, если ребенок начинает сам управлять своим процессом питания, сколько и когда ему есть – это учит его ответственности в жизни, причем не только по отношению к здоровью.


  1. ^ Последите за своим поведением в отношении питания – весом, привычками и диетами. Не пугаете ли, что нельзя есть между завтраком, обедом и ужином, а то станет плохо?

  2. Говорите ребенку о пользе здорового питания. Приучайте его питаться горячей пищей.

  3. Вовлекайте в разговоры детей, когда обсуждаете модные диеты, которые, на ваш взгляд вредны для человека.

  4. Обсуждайте с ребенком его рацион питания, вовлекайте подростка в процесс покупки и приготовления пищи.

  5. Если мы хотим, чтобы ребенок питался правильно – наше питание тоже должно быть сбалансированным и полноценным.

  6. ^ Увеличивайте количество интересных рецептов: ребенок может не любить пить молоко, но ему понравится пить молочные коктейли, пусть будут разнообразные рецепты блюд из мяса, большим количество салатов – чаще всего они не сложны в приготовлении и не являются накладными для бюджета. Прием пищи за хорошо сервированным столом всегда приятнее, не забывайте об этом.

  7. ^ В подростковом возрасте непопулярными будут все формы жесткого убеждающего воздействия, поскольку подростки стремятся к самостоятельности во всем. Полезно и эффективно использовать беседы (Давай поговорим о том, какое питание ты считаешь правильным), создавать игровые моменты (Сегодня ты повар, приготовь нам обед из таких вот продуктов), разговор о том, какие существуют мировые кухни и как питаются в разных странах, о питании, полезности продуктов, содержании в них полезных минералов и витаминов, о том, как тот или иной продукт влияет на здоровье - главное, чтобы информация подавалась в игровой, интересной и демократичной форме! Жесткое давление в этом вопросе пользы не принесет.


Формы работы педагога

^ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ


Грамотно построенная работа в образовательном учреждении может охватить сразу большой круг детей, а постоянная работа в этом направлении, способствующая пропаганде здорового питания, очень эффективна.


^ Варианты работы учителя.

1. Лекции по правильному питанию. На них можно привлекать специалистов: медиков, диетологов, психологов. Тематика таких лекций может быть разной – о важности здорового питания, полезности тех или иных продуктов, о вреде популярных, но неполезных продуктов и т.д.

2. Организация игровой деятельности. Цель: показать важность некоторых продуктов питания, проработать некоторые моменты негативного отношения к еде. Например, если дети не нравится употреблять в пищу какие- то продукты, можно предложить им составить рассказ от имени этих продуктов, написать сказку об этом продукте и т. д.

3. Использование рисуночных методов: рисование продуктов питания – самые богатые витаминами, или рисование продуктов питания, богатых тем или иным витамином. Можно разнообразить задания – нарисуйте продукты здорового питания, вредные продукты – в итоге можно организовать дискуссию о том, почему они вредны. Для того чтобы увеличить количество известных детям продуктов питания, можно дать задание нарисовать продукты по группам: овощи, мясные, богатые углеводами, белками и т. д. Такие формы работы вызывают большой интерес у детей и в игровой форме пропагандируют здоровое питание.

4. Организация дискуссий и круглых столов. Провоцируйте обсуждение самими подростками актуальных проблем питания, модные диеты, вред алкоголя, пивных напитков, нездорового питания.

5. Выпуск стенгазет на тему здорового питания.

6. Организация вечеров здорового питания, конкурсы приготовления пищи.

7. Проведение анкет по питанию, статистика в школе.

8. Пропаганда здорового питания на уроках труда, биологии, литературы, химии. На методических объединениях учителей – предметников можно обсудить, какие формы работы и как на том или ином предмете можно применять, говоря о здоровом питании.

9. Возможный контроль над продажей в школе вредным продуктов питания, пропаганда горячего питания в школе среди всех учеников, организованное и контролируемое питание в столовых на переменах – часто там формируются очереди, что вызывает у школьников стресс – успею ли я поесть? – еда впопыхах мешает усвоению пищи и работе на уроке.

10. Проведение родительских собраний по здоровому питанию.


Современная школа начинает уделять большое внимание не только образовательному, но и воспитательному процессу в работе.

Организация здорового питания – важный аспект работы школы в сохранении и укреплении здоровья участников образовательного процесса.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам,

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon «Частные психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать частные аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Кабинет формирования здорового образа жизни

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Передовой опыт в вопросах гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни вологодской

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352

Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами формирования у школьников мотивации здорового образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина