Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям





Скачать 1.65 Mb.
Название Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям
страница 1/8
Дата 26.04.2013
Размер 1.65 Mb.
Тип Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
О.Г.ПРИХОДБКО, Т.Ю.МОИСЕЕВА

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Допущено Министерством образования Российской

Федерации в качестве методического пособия для педагогов

специализированных дошкольных учреждений

СЕРВИС'

Москва 2003

УДК 376 + 612 ББК 74.3 + 28.9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР

РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ'

С ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

^ ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. ^ Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003. -160 с.

ISBN 5 — 86388 — 062 — X

Методическое пособие содержит данные о комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией на первом году жизни. В книге детально проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного и доречевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клинические проявления задержки психомоторного развития, позволившие авторам вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития и методы их коррекции у детей младенческого возраста.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам ЛФК, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям.

Методическое пособие выполнено п 2001 г. в рамках НТП Министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», подпрограммы: «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования».

2003

« Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю.
ISBN r> — 86388 062 — X

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .-...4

I Сравнительная характеристика

психомоторного развития ребенка первого

года жизни при нормальном и

нарушенном развитии 11

II Коррекционная работа с детьми с

двигательной патологией первого года жизни. ..73

III Стимуляция двигательного

77

развития и коррекция его нарушений.

2.2. Коррекционно-развивающая педагогическая работа с ребенком первого года жизни……………..118

Вместо заключения ............................................. 154

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии раскрываются особенности двигательного, познавательного и доречевого раз­вития, а также содержание коррекционной работы с детьми первого года жизни, имеющими двигатель­ные нарушения. Пособие адресовано специалис­там служб ранней помощи, домов ребенка, психо­неврологических поликлиник и больниц, а также родителям детей с двигательной

патологией.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального пораже­ния центральной нервной системы. Перинатальные поражения центральной нервной системы объеди­няют различные патологические состояния, обуслов­ленные воздействием на плод вредоносных факто- ров во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфик­сия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально раз­вивающегося плода. До 1979 года в клинической

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

практике для обозначения перинатальной патоло­гии мозга применялся термин «внутричерепная ро­довая травма». С 1979 года используется терми­нология и клиническая классификация, предложен­ная Ю.А.Якуниным. В соответствии с этой класси­фикацией был введен термин «перинатальная эн­цефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-ой недели жизни (для детей пер­вых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преиму­щественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинике-неврологический синдром. ПЭП может иметь раз­личную степень тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС». По данным раз­ных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга обязательно в дальней­шем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность пора­жения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, преж-

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

де всего и сильнее всего страдает двигательный ана­лизатор. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

ПЭП является фактором риска по возникнове­нию у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки по­вреждения или нарушения развития различных зве­ньев двигательного анализатора, а также психичес­кого, доречевого и речевого развития. С возрас­том, при отсутствии адекватной лечебно-педагоги­ческой помощи постепенно формируется более слож­ная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к тяжелой двигательной пато­логии - детскому церебральному параличу (ДЦП). Основную массу детей с двигательной патоло­гией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем де­тям, у которых ярко выражены тяжелые двигатель­ные расстройства: нарушения тонуса мышц, огра-

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

пичение их подвижности, патологические тоничес­кие рефлексы, непроизвольные насильственные дви­жения (гиперкинезы и тремор), нарушения коор­динации движений и т.д. Остальным детям с це­ребральной патологией ставится диагноз «перина­тальная энцефалопатия; синдром церебраль­ного паралича (или синдром двигательных расстройств)».

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени на­рушено овладение всеми двигательными функция­ми: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сиде­ния, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельнос­ти. Двигательные нарушения, в свою очередь, ока­зывают неблагоприятное влияние на формирование 11сихических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом ди­апазоне, где на одном полюсе находятся грубые дви­гательные расстройства, а на другом - минималь­ные. Речевые и психические нарушения, так же как

7

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочета­ний. Например, при грубых двигательных наруше­ниях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных рас­стройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Многолетние исследования показали, что в слу­чае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодоле­нии перинатальной патологии. Исследования К.А.­Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой по­казывают, что при условии ранней диагностики — не позднее 4-6-месячного возраста ребенка — и раннего начала адекватного систематического ме­дико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функ­ций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых на-

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

рун юний является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные ме-т< >ды клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторно­го развития, свидетельствующих о поражении го­ловного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль при этом играет нрач-невропатолог. Он назначает восстановитель­ное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадлежит также инструктору ЛШК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям.

В данном пособии представлены основные на­правления и содержание работы инструктора ЛФК, педагога-дефектолога, логопеда, работаю­щих с детьми с задержкой двигательного, психи­ческого и доречевого развития. Многие упражне­ния могут использоваться и родителями; но прежде чем родители начнут работу по стимуляции психо­моторного развития своего ребенка, они обязательно должны получить консультацию лечащего врача и нггти работу под его непосредственным контролем. I \ условиях специальных учреждений системы здра-


воохранения и образования коррекционная работа определяется режимом учреждения под руковод­ством лечащего врача и заведующего отделением.

Сравнительная

характеристика

психомоторного развития

ребенка первого года

жизни при нормальном

и нарушенном развитии





^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие ребенка на первом году можно услов­но разделить на 5 основных этапов: I - период но-ворожденности; II -1-3 мес.; III - 3-6 мес.; IV - 6-9 | мес.; V - 9-12 мес. На каждом возрастном этапе !1 формируются специфические функции, которые слу­жат показателями возрастного развития и опреде­ляют его последовательный ход. Для выявления на­рушений психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать основные этапы развития здорового ребенка.

^ I. Период новорожденности Моторное развитие

Характеристику моторного развития дает сочетание позы ребенка в покое, состояние мышечного тонуса, тонических рефлекторных реакций, безусловно-рефлекторной деятельности, активной деятельности. Для периода новорожденности характерна флексорная (сгибательная) поза, обусловленная повышенным тонусом сгибателей, которая выражена симметрично. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец

12

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

приведен к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены бедра. При пассивном разгибании рук и ног флексорная гипертензия преодолевается без большого труда. Спонтанная двигательная активность больше выражена импульсивными, хаотичными некоординированными движениями. При тракции за руки (в положении ребенка на спине берут его руки за запястья и медленно тянут на себя) голова немного отвисает кзади, руки полусогнуты, ноги полусогнуты и отведены.

В положении на животе сохраняется нерезко вы­раженная флексорная поза. Руки под грудной клет­кой, ноги совершают попеременные сгибания и раз­гибания (рефлекторное ползание). Голова повер­нута в сторону (защитный рефлекс). В положении горизонтального подвешивания голова свисает, хотя временами ребенок пытается ее поднять, туловище и конечности в полусогнутом состоянии. В положе­нии вертикального подвешивания (с поддержкой под мышки) ноги совершают попеременные сгиба-тельно-разгибательные движения, но больше сги-бательные. Поставленный на опору ребенок вып-

13

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), конт­роль головы слабый. При наклоне корпуса вперед ноги совершают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба). Если вложить палец в ла­донь ребенка, то он зажимает его (хватательный рефлекс). Рефлекс Моро проявляется в 2-х фазах: при любом воздействии (хлопок по столу) ребенок сначала разводит руки в стороны, а потом «обни­мает» себя. При проведении пальцем паравертеб-рально (на 1 см кнаружи от позвоночника) от яго­дицы до головы ребенок изгибается в эту же сто­рону (рефлекс Таланта).

Итак, в период новорожденности у ребенка в норме можно вызвать рефлексы врожденного авто­матизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, ав­томатической ходьбы, ползания, Таланта. Рефлек­сы вызываются симметрично.

К 3-ей неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову. К концу перво­го месяца жизни у ребенка формируется лабиринт­ный выпрямляющий установочный рефлекс на голо­ву (в положении на животе или на спине ребенок

14

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

поднимает и удерживает голову).

При нарушении моторного развития в период новорожденности у детей могут отмечаться различ­ные варианты нарушений мышечного тонуса.

Повышение мышечного тонуса (гипертонус) вы­ражается в общей скованности: ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях. Руки со­гнуты и приведены к туловищу или разогнуты и про-нированы (повернуты ладонью вниз) в предплечь­ях. При пассивных движениях ощущается повы­шенное сопротивление разгибанию и сгибанию ко­нечностей. Формируется аддукторный спазм: бед­ра приведены, тенденция к перекресту голеней. Реже повышен экстензорный тонус, то есть тонус мышц-разгибателей.

При мышечной гипотонии ребенок, наоборот, ле­жит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Выраженность этой позы зависит от степени гипотонии. Уменьшено сопротивление любым пассивным движениям, их объем значитель­но увеличен.

Спонтанная активность при всех нарушениях мы­шечного тонуса снижена. Степень выраженности на-

15

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рушений может быть различной— от тенденции к мышечной гипер- или гипотонии до выраженных изменений.

При тракции за руки: при мышечной гипотонии голова запрокинута назад и не подтягивается за ру­ками и туловищем. При мышечной гипертонии руки не разгибаются, отсутствует этапность подтягивания к рукам.

В положении на животе флексорная поза усиле­на, ребенку трудно повернуть голову в сторону (от­сутствует защитный рефлекс) и лежать на животе. При мышечной гипотонии ребенок принимает позу лягушки.

В положении горизонтального подвешивания (на руке взрослого) при мышечной гипертонии отмеча­ется сгибательное положение конечностей (больше рук и, в меньшей степени, ног), голова опущена. При мышечной гипотонии голова и конечности свисают как плети, флексорная поза не удерживается.

В состоянии вертикального подвешивания под­мышки при мышечном гипертонусе преобладают сги-бательная или разгибательная поза. Поставленный на опору ребенок резко разгибает ноги, иногда зап-

16

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

рокидывает голову. При снижении тонуса ноги ос­таются разогнутыми, опорная реакция ослаблена или отсутствует.

При резком повышении мышечного тонуса четко выражен асимметричный шейный тонический реф­лекс (АШТР), который вызывает асимметрию мы­шечного тонуса и позы. АШТР проявляется в том, что при повороте головы в сторону разгибаются ко­нечности, в направлении которых повернута голо­ва; ребенок принимает «позу фехтовальщика». Од­нако в период новорожденное™ это бывает редко. Безусловные рефлексы чаще угнетены. В отдель­ных случаях они могут быть усилены, особенно реф­лекс Моро, который может быть «спонтанным», то есть проявляться при любом внешнем воздействии и даже в покое. Возможная асимметрия рефлексов связана в большей степени с периферическим по­ражением нервов или клеток передних рогов спин­ного мозга, реже обусловлена центральными геми-парезами.

К концу первого месяца жизни у ребенка не фор­мируется лабиринтный установочный рефлекс на голову.

17

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

У здорового доношенного новорожденного при крике или возбуждении может наблюдаться тре­мор рук и подбородка. Физиологическим он может считаться на первой неделе жизни, далее он свиде­тельствует о повышении процессов возбуждения в центральной нервной системе. Крайним выраже­нием повышения возбудимости являются судороги.

Следует отметить, что мышечная гипотония у но­ворожденных встречается значительно чаще и мо­жет быть симптомом почти всех неврологических и соматических заболеваний. Ее выраженность, дли­тельность и сочетание с другой симптоматикой имеет большое диагностическое и прогностическое значе­ние. Легкая мышечная гипотония в период новорож-денности может быть симптомом незрелости и тогда достаточно быстро исчезает. Локальная гипотония характерна для травматического поражения пери­ферических нервов или в редких случаях является симптомом аномалии развития спинного мозга.

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Познавательное развитие

В период новорожденности при нормальном раз­витии идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней -ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней - неподвижный предмет (лицо взрослого). Плачу­щий ребенок умолкает и прислушивается при силь­ном звуковом раздражителе. В возрасте 1 месяца отмечается зрительное сосредоточение и плавное 11рослеживание движущегося предмета; длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого). В ответ на ласковое обращение взрослого у ребенка появляется поло­жительная эмоциональная реакция в виде «рото­вого внимания» и улыбки.

Нарушение познавательного развития у детей с мигательной патологией проявляется в том, что даже к концу периода новорожденности у них часто нет зрительного и слухового сосредоточения, «ротово­го внимания», прослеживания движущегося пред­мета. Оптические и слуховые раздражители вызы-


18

19

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

вают защитно-оборонительные реакции в виде вздрагивания, мигания век, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выраженный познавательный характер. Пе­риод бодрствования короткий, на его фоне возни­кают отрицательные реакции. Нередко дети много и беспричинно кричат или, наоборот, сонливы. Эмоциональное общение детей с окружающими вы­ражено слабо (они не улыбаются).

^ Доречевое развитие

Первый период доречевого развития - безус­ловно-рефлекторный, когда ведущее значение для жизнедеятельности организма имеют безусловные пищевые и защитные рефлексы. Голосовые реакции - звуки, произносимые новорожденным и неотде­лимые от его жизненно важных физиологических функций. Помимо крика к голосовым реакциям но­ворожденного относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании. Крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и уд­линенным выдохом (уа-а-а-), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразитель-

20

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

ности. Временами ребенок издает отдельные гор­танные звуки, средние между а и э.

У детей выявляются следующие безусловные пи­щевые и оборонительные рефлексы, которые при нормальном развитии проявляются с рождения, а затем постепенно ослабевают и угасают:

  1. ^ Ладонно-рото-головной рефлекс (Бабки­
    на).
    Вызывается давлением на ладонь в области
    возвышения большого пальца, при этом рот откры-­
    вается, голова сгибается. Ослабевает к концу 1-го
    месяца жизни и пропадает к 3-м месяцам.

  2. ^ Губной рефлекс. При похлопывании по од­
    ному из углов полуоткрытого рта возникает непро­-
    извольное движение губ, закрывание рта - подго­-
    товка к сосанию. После 6 недель рефлекс посте­-
    пенно угасает.

  3. ^ Хоботковый рефлекс. Раздражение в об­
    ласти середины верхней губы вызывает рефлектор­
    ное движение губ вперед, они вытягиваются в «хо­
    боток» (рефлекс подготовки к сосанию). Угасает
    после 6 недель.

  4. Поисковый рефлекс. Раздражение щеки в
    области угла рта вызывает движение губ в сторону

21

^ ПЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

раздражителя (рефлекс подготовки к сосанию).У-гасает после 6 недель.

5. Сосательный рефлекс. При тактильном раздражении губ, передней поверхности языка и твердого неба возникают сосательные движения. Нежное движение раздражителя (соски или паль­ца) ускоряет и усиливает активность сосательных движений. Рефлекс гаснет в возрасте от 4-х меся­цев до 1 года.

  1. ^ Глотательный рефлекс. Вызывается тактиль­-
    ной стимуляцией корня языка, неба, задней стенки
    глотки. Обычно глотание следует за сосательной
    активностью. Но в период новорожденности глота­-
    ние предшествует сосательному рефлексу. Измене­-
    ние в схеме глотания и сосания начинается с 12 не­
    дель.

  2. ^ Рот-открывающий рефлекс. Вызывается
    зрительной стимуляцией - при виде груди или бу­-
    тылки с молоком происходит рефлекторное откры-­
    вание рта (условный сосательный рефлекс). Воз-­
    никает в 4 месяца, начинает угасать с 6 месяцев.

8. Жевательный рефлекс появляется с 7 меся­-
цев и вызывается тактильной стимуляцией десен или

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

зубов.

Нарушение доречевого развития проявляется в том, что различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности осу­ществления даже примитивных голосовых реакций. Нарушения тонуса артикуляционной и дыхатель­ной мускулатуры делают крик ребенка слабым, ко­ротким, высокого тона. При крике может отсутство­вать преобладание второй фазы (уа вместо уа-а-а). Иногда изменяется и звуковая сторона крика. Он может быть пронзительным, резким или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскри­киваний, которые ребенок обычно производит на вдохе. Крик бывает настолько тихим, что только по мимическим реакциям (гримаса на лице) можно до­гадаться, что ребенок плачет. В тяжелых случаях крик может отсутствовать совсем (афония). Иногда отмечается хныканье, несвойственное здоровым но­ворожденным. У ребенка со слабостью дыхатель­ной мускулатуры ослаблен или отсутствует кашле -вой толчок, он плохо чихает.

Голосовые реакции новорожденного с двигатель­ными нарушениями могут быть бедными или отсут-


22

23

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ствоватъ совсем вследствие угнетения центральной нервной системы. В этом случае ребенок не произ­носит даже отдельные гортанные звуки.

В первые недели и месяцы жизни у детей с дви­гательной патологией рефлексы орального автома­тизма чаще всего ослаблены, угнетены или не про­являются совсем, что затрудняет кормление детей и препятствует развитию голосовых реакций.

^ II период (1-3 месяца) Моторное развитие

В этом периоде при нормальном развитии про­исходит постепенное уравновешивание мышечного тонуса сгибателей и разгибателей. Флексорная поза еще сохраняется, но уже менее выражена. Нарас­тает объем движений в конечностях, особенно ак­тивизируются руки. Ребенок может подносить их ко рту. К концу периода может короткое время удер­живать вложенную в руку игрушку. К третьему ме­сяцу ребенок может временами сгибать руку без сги­бания пальцев. Сопротивление пассивным движе­ниям уменьшается. К концу этого периода ребенок

24

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

совершает активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой стимул. На третьем месяце, лежа на спине малыш пытается поднять голову, сна­чала в поисках груди во время кормления, затем при виде матери или яркой игрушки.

При потягивании за руки ребенок сгибает голо­ву и пытается подтянуть тело к рукам, ноги также сгибаются, голова приближается к уровню плеч. Лежа на животе, сохраняется умеренная флексор-ная поза. Голова периодически поднимается над по­верхностью, к концу периода она поднята и актив­но поворачивается в стороны. Ноги полусогнуты и совершают попеременные движения. К третьему месяцу, поднимая голову, ребенок опирается на предплечья, руки полу разогнуты в локтевых суста­вах.

При удержании в горизонтальном подвешива­нии на руке исследователя, ребенок устанавливает голову в срединном положении на уровне плеч. Руки слегка согнуты, немного отведены от туловища. При вертикальном подвешивании ребенок удерживает голову к концу периода. Поставленный на опору, он выпрямляет туловище, однако опора может быть

25



^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

не такой хорошей, как до 2 месяцев.

Безусловные рефлексы, ярко выраженные в на­чале периода, к его концу начинают угасать и, в первую очередь, реакция опоры и автоматической ходьбы. Опора возможна на наружный край стопы с подогнутыми пальцами. На фоне угасающих реф­лексов реакция Моро остается ярко выраженной, осо­бенно у возбудимых детей.

^ Нарушение двигательного развития в этот пе­риод характеризуется следующими проявлениями.

Вместо уменьшения флексорного тонуса (мышц-сгибателей) с возрастом тонус сгибателей остается повышенным или даже происходит нарастание мы­шечного тонуса. Мышечный гипертонус возможен у недоношенных, незрелых, гипервозбудимых детей. Объем активных движений может быть снижен, особенно отсутствует активизация рук, кисти оста­ются постоянно сжатыми в кулачки.

Патологическим симптомом является и сохраня­ющееся снижение мышечного тонуса. Мышечная ги­потония часто встречается при соматических забо­леваниях, рахите, гипоксии тяжелой степени, на­следственных нарушениях обмена, нервно-мышеч-

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

ной патологии, аномалиях развития мозжечка или спинного мозга, эндокринопатиях.

Патологическим признаком является появление дистонии (меняющегося характера мышечного то­нуса).

В норме на животе поза сохраняется флексор-ной, руки располагаются под грудью, ноги согнуты в бедрах и коленях, таз приподнят, реже ноги ра­зогнуты. При преобладании экстензорного тонуса лежащий на животе ребенок резко запрокидывает голову, не разгибая рук. При мышечной гипотонии поза остается распластанной, ноги разогнуты, руки согнуты в локтях и находятся параллельно грудной клетке. Возможна и другая поза: руки разогнуты и отведены назад. Опора на руки практически отсут­ствует.

При тракции за руки голова запрокинута, со­противление разгибанию рук усилено при повышен­ном тонусе и снижено при гипотонии. При преиму­щественном поражении одной стороны симптома­тика может быть асимметричной.

В горизонтальном положении подвешивания ли­цом вниз при повышенном тонусе руки согнуты, при-


26

27

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

жаты к туловищу, плечи отведены назад, голова опу­щена, ноги могут быть в любой позе. При мышеч­ной гипотонии поза не сохраняется, голова, руки и ноги свисают. В вертикальном положении с под­держкой под мышки голова опущена вперед или запрокинута назад (отсутствие контроля головы). При опоре ноги разгибаются, бедра приведены, возможен перекрест на уровне голеней. При гипо­тонии мышц опора отсутствует, ребенок провисает. В случае гипертонуса активизируется асиммет­ричный шейный тонический рефлекс (АШТР), ко­торый является причиной асимметричной позы. Мо­жет зафиксироваться постоянный поворот головы в

одну сторону.

Сохранность других тонических рефлексов так­же должна настораживать, т.к. они оказывают па­тологическое влияние на позу и мышечный тонус со­ответственно выраженности. Безусловные рефлек­сы вызываются в начале этого возрастного перио­да, реакции опоры и шаговый угасают к двум меся­цам. Наличие к концу 3-его месяца автоматической ходьбы, часто с перекрестом голеней, свидетель­ствует о повышенных возбудимости и тонусе. Ре-

28

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

акции выпрямления отсутствуют или развиваются недостаточно по сравнению с возрастной нормой. В положении на животе ребенок плохо поднимает го­лову и не удерживает ее, не выдвигает руки впе­ред, не опирается на предплечья. Поэтому он не любит лежать на животе. Дети с гипертонусом мышц и мышечной дистонией пытаются поднять голову, но не удерживают ее, как должны по возрасту. Дети с выраженной спинальной патологией даже не пыта­ются ее поднять. Иногда установочный рефлекс при­сутствует, но быстро истощается, может быть асим­метричным. В некоторых случаях малыши удержи­вают голову только в облегченных положениях (с валиком под грудью). Выраженная задержка ла­биринтного установочного рефлекса является небла­гоприятным прогностическим признаком.

В этом возрастном периоде становится выражен­ной кривошея, если она обусловлена поражением нервной системы (отмечается вынужденный наклон и поворот головы в сторону). При врожденном или травматическом поражении грудино-ключично-со­сцевидной мышцы голова наклонена в пораженную сторону и повернута в противоположную. При спа-

29

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

стической кривошее, обусловленной выраженным АШТР, голова повернута в сторону руки с высо­ким экстензорным тонусом, при этом наклона не от­мечается.

Задержка угасания безусловных рефлексов воз­можна у недоношенных и незрелых к сроку рожде­ния детей. Активизация рефлексов врожденного ав­томатизма, вместо постепенного их угасания, сви­детельствует о нарушении в развитии ребенка. Чет­кое проявление АШТР на фоне физиологического снижения флексорного тонуса возможно, но, в от­личие от патологического проявления, держится все­го несколько секунд и быстро компенсируется ре­бенком самостоятельно.

^ Познавательное развитие

При нормальном развитии во II периоде в ответ на положительное эмоциональное общение со взрос­лым ребенок проявляет «комплекс оживления» - со­четание улыбки и начальных звуков гуления с об­щим мимическим оживлением и двигательной ак­тивностью.

У ребенка отмечается длительное зрительное со-

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

средоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях). Возникает поисковая реакция: ищу­щие повороты головы при длительном звуке. Ребе­нок начинает различать интонации голоса взрос­лого (по-разному реагирует на ласковый и серди­тый голос).

К концу II периода в норме большинство безус­ловных рефлексов значительно ослабевает, что вы­ражается в их непостоянстве, быстрой истощаемо -сти при повторных раздражениях, фрагментарнос­ти. У детей появляется движение руки к объекту.

Нарушение познавательного развития в этот пе­риод проявляется в следующем. У детей с двига­тельной патологией чаще всего преобладают отри­цательные эмоциональные реакции, не наблюдает­ся их выразительность и дифференцированность. Улыбка отсутствует или вызывается с трудом после повторной стимуляции и длительного латентного периода. «Комплекс оживления» обычно не сфор­мирован. Нет реакции «глаза в глаза» со взрослым.

Зрительные и слуховые ориентировочные реак­ции неполноценны или отсутствуют. Ребенок плохо фиксирует взгляд на предмете, реакция прослежи-


30

31

^ ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

вания фрагментарная, быстро истощается. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое вы­ражение в защитно-оборонительных реакциях в виде вздрагивания и мигания.

Объем активных движений в руках снижен. От­сутствует движение руки к объекту.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Пособие адресовано школьным врачам, психологам, педагогам, родителям, всем тем, кто занимается вопросами

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Влияние преморбидного фона на клиническое течение острых бронхитов у детей раннего возраста
Целью нашей работы явилось изучение особенностей течения острых бронхитов у детей раннего возраста,...
Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Образовательная программа «Детский сад 2100» для детей раннего возраста (2-3 года)
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания...
Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Учебно-методическое пособие может представлять интерес и быть рекомендовано как врачам общей практики

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Помочь всем работающим с эпамами

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Учебный план. Цикла повышения квалификации в системе практического здравоохранения для врачей, осуществляющих

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам лфк, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям icon Учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам, врачам-интернам, практическим врачам.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы