Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону





Скачать 0.51 Mb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону
Молохина Г.А
Дата 30.03.2013
Размер 0.51 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА


Автор: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Общая психология: внимание и память»

для студентов заочной формы обучения


Ростов-на-Дону

2011


Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности _____________.

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой психологии и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.


Составитель: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.


Рецензент:


Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание

^ 1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6

1.3.1 Лекции 6

1.3.2 Практические занятия 6

1.3.3 Интерактивные занятия 7

1.4 Самостоятельная работа 9

^ 1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

1.5.1 Основная литература 10

1.5.2 Дополнительная литература 10

1.5.3 Информационно-методическое обеспечение 11



1. Рабочая программа дисциплины


^ 1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: сформировать у студентов целостное представление о природе, механизмах, закономерностях внимания и памяти.

Задачи:

  1. Раскрыть основные понятия и категории дисциплины.

  2. Сформировать представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.

  3. Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  4. Ознакомить с методами и методиками исследования внимания и памяти.
^

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

^ Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

^ Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление: о механизмах и процессах внимания и памяти

Знать:

  • основные определения понятий дисциплины;

  • специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;

  • физиологическую основу процессов внимания и памяти;

  • основные подходы и теории к изучению внимания и памяти.

Уметь:

  • давать психологическую характеристику особенностей внимания и памяти человека, выделять механизмы, закономерности и патологии данных процессов;

  • диагностировать особенности внимания и памяти.



^

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

З/С

1

Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания. Исследование внимания в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

1

1

2

Понятие о памяти. Виды и типы памяти. Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии.

Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.

1

1

ИТОГО:

2

2
^

1.3.2 Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

З/С

1

Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания)

  1. Исследования свойств внимания: 1) зависимость объема внимания от структуры материала, характера деятельности); 2) зависимость устойчивости внимания от структуры материала, видов деятельности, установок личности; 3) исследования переключения и распределения внимания.

  2. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы (тест Мюнстерберга).

  3. Исследование характеристик избрательности внимания методом корректурной пробы.

  4. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.

  5. Исследование устойчивости внимания и динамики работоспособности (таблицы Шульте).

  6. Исследование переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева).

  7. Изучение концентрации слухового внимания.

  8. Исследование колебаний внимания.

2

2

2

Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти)

  1. Исследование особенностей памяти человека.

  2. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания

  3. Исследование влияния образности и эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание

  4. Исследование процессов ретроактивного и проактивного торможения следов памяти

  5. Измерение объема кратковременной памяти (по методу Джекобса)

  6. Выявление преобладающего типа памяти.




2

2

ИТОГО:

4

4



^

1.3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

^ Кол. часов

З/С

1

Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания)

Использование психологических методик для исследования особенностей внимания

2

2

2

Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти)

Использование психологических методик для исследования особенностей кратковременной памяти, ретро- и проактивного торможения, выявление типов памяти

2

2

ИТОГО:

4

4



^

1.4 Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов З/С

Форма контр.

1

Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария

10

10

отчет

2

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии внимания

2

2

отчет

3

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии памяти

2

2

отчет

4

Подбор диагностического инструментария, направленного на изучение внимания и памяти, составление таблицы с названиями и назначением методик

6

6

отчет

5

Проведение эмпирическое исследование особенностей внимания и памяти с использованием подобранных методик

6

6

отчет

6

Составление вопросов для участия в групповой дискуссии по теме «Память и деятельность»

8

8

отчет

7

Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления

12

12

отчет

8

Обзор периодических публикаций по проблемам внимания и памяти

20

20

отчет

ИТОГО:

66

66






^

1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

2

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974.

3

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002.

4

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. Спб., 2002.

5

Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.: Мир, 1978.

6

Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.

7

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: МПСИ Флинта, 2001.

8

Нуркова В.В. Общая психология. Память / под ред. Б.С. Братуся. Т.3. М.: Академия, 2006.

9

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Дормашева, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1993.

10

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001.

11

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРО,

1998.

12

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

13

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. – М.: МГУ, 1976.

14

Фаликман М.В. Общая психология. Внимание / Под ред. Б.С.Братуся. М.: Академия, 2006.

15

Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976.

16

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979.
^

1.5.2 Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

2

Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3

Жане П. Психология памяти. М., 1998.

4

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. , 1986.

5

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

6

Зинченко Т.П. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева, Спб, 2000.

7

Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. Спб. :Питер, 2002.

8

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

9

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1972.

10

Лурия А.Р. Романтические эссе. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1996.

11

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

12

Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Педагогика, 1989.

13

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Питер, 2002.

14

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

15

Хок Р. Спасибо за воспоминания! // Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб.: «ПраймЕврознак», 2003.

16

Хофман И. Активнаяпамять. – М.: Прогресс, 1986.

17

Экспериментальная психология / Под ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007.



^

1.5.3 Информационно-методическое обеспечение


п/п

Перечень

1

http://azps.ru (А.Я. Психология)

2

http://edu.ru,

3

http://informika.ru,

4

http://rsl.ru,

5

http://rospsy.ru

6

www. auditorium. ru

7

www: Elibrary.ru

8

http//library.rtvsu.ru

9

www: psychology.ru

10

www: ostu.ru

11

www: psycho.ru

12

Габдулина Л.И.. Учебно-методический комплекс по «Общей психологии: Внимание и память», Ростов-на-Дону, 2003.



^

2. лекционные занятия


2.1 План и содержание лекционных занятий


Содержание дисциплины.

Дисциплина посвящена изучению психологических познавательных процессов: внимания и памяти. В ней рассматриваются подходы к данным феноменам в рамках отечественной и зарубежной психологии. Дисциплина поможет психологам и др. специалистам в их профессиональной деятельности, покажет, как в реальных жизненных ситуациях можно оптимизировать собственную познавательную деятельность.

Содержание дисциплины составляет 1 модуль: внимание и память. В данном модуле рассматриваются основные подходы к изучению внимания и памяти в отечественной и зарубежной литературе, раскрывается специфика содержания внимания и памяти и их функций. Также в модуле дается анализ видов внимания и памяти. Рассматриваются методы диагностики внимания и памяти.


^ Теория. Лекции.

Лекция 1. Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания. Исследование внимания в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.


^ Лекция 2. Понятие о памяти. Виды и типы памяти. Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии.

Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.


^

3. Практические занятия

3.1 Планы и содержание семинарских занятий


Занятие 1. Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания).

  1. Исследования свойств внимания: 1) зависимость объема внимания от структуры материала, характера деятельности); 2) зависимость устойчивости внимания от структуры материала, видов деятельности, установок личности; 3) исследования переключения и распределения внимания.

  2. Исследование характеристик избрательности внимания.

  3. Исследование характеристик произвольного внимания.

  4. Исследование устойчивости внимания и динамики работоспособности.

  5. Исследование переключаемости внимания.

  6. Изучение концентрации слухового внимания.

  7. Исследование колебаний внимания.

Занятие 2. Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти)

  1. Исследование особенностей памяти человека.

  2. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.

  3. Исследование влияния образности и эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание.

  4. Исследование процессов ретроактивного и проактивного торможения следов памяти.

  5. Измерение объема кратковременной памяти.

  6. Выявление преобладающего типа памяти.



^

3.2 План и содержание практических занятий


Занятие 1. Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания).

Использование психологических методик для исследования особенностей внимания.

^ Цель занятия: овладение методиками диагностики внимания.

Оснащение: методика «Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы».

Вводные замечания. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени успешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания. Методом изучения распределения внимания является корректурная проба Бурдона.

Исследование переключения и распределения внимания

Корректурный текст был предложен в 1895г. Французским психологом Бурдоном.

Сущность корректурного текста состоит в том, что испытуемому дается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков; предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом те из них, которые предварительно указаны экспериментатором. В результате эксперимента, получают следующие данные: количество просмотренного материала, количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы.

А - показатель точности работы. Вычисляется по формуле:



где - число правильно зачеркнутых знаков,

- число пропущенных

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Е - показатель производительности. Вычисляется по формуле



Где S - число всех просмотренных знаков.

Он характеризует не только чистую производительность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет и некоторое проективное значение. Так если в течение 5 минут испытуемый просмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

Основной ход работы.

Цель. Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания.

Оборудование. Бланк корректурной пробы Бурдона (буквенный вариант). Корректурная таблица содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице используется 8 наименований букв, а, в, е, и, к, н, с, х (см. приложение 3). Ручка, секундомер.

Инструкция испытуемому.

Для первой и третей серии: «Просматривая слева на право каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте разными способами буквы «С» и «К» и обводите букву «А». После того как экспериментатор произнесет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Инструкция испытуемому для второй серии. «Просматривая слева на право каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и таким же способом, что и в первой серии. Одновременно считайте количество издаваемых помех (стуков экспериментатора) Как только экспериментатор произнесет слово «черта» поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков высокого тона и продолжайте работу».

^ Ход работы.

Опыт состоит из трех серий: двух основных и одной контрольной и проводится коллективно. Между сериями должна быть 5-минутная пауза. Объектом во всех сериях служит корректурная проба Б. Бур дона.

В первой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 минут как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С», «К», а букву «А» обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец каждой серии также отмечается вертикальной чертой.

Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв, испытуемый должен считать количество ударов (стуков), которые предъявляются испытуемым. При этом после слова «черта», испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число воспринятых им звуков высокого тона и продолжает работу дальше.

Третья серия (контрольная) полностью повторяет первую.

^ Обработка результатов.

1. В каждой серии определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв и количество ошибок О, Ошибкой считается пропуск букв, которые должны быть зачеркнуты, а так же неправильное зачеркивание. Ошибки определяются с помощью специального ключа. Результаты этой обработки занести в таблицу

2. На основании полученных количественных данных построить графики динамики продуктивности работы по минутам, для каждой серии. При этом для второй серии на первом графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых испытуемым ударов по минутам.

3. По суммарным данным каждой серии вычислить:

а) показатель точности работы.

, (точность вычислений 0, 01),

б) показатель чистой производительности:

Е = S А, (точность вычислений равна 0,01) и представить эти показатели в таблице.

4. Сравнить диаграмму показателей Е и А по сериям.

Сводная таблица результатов по сериям (поминутно)

Серия

1

2

3

4

5

всего


S




О

S




О

S




О

S




О

S




О

S




О

1























































2























































3
























































5. На основании сравнительного анализа количественных показателей всех трех серий (по графику динамики и сравнительной диаграмме), а так же словесного отчета испытуемого показать:

а) характер динамики испытуемого в каждой серии опыта;

б) какое влияние на производительность, точность, качество основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное выполнение другой деятельности (счет ударов):

в) наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого в контрольной серии опыта.

6. Сделать выводы по полученным результатам


Занятие 2. Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти).

Использование психологических методик для исследования особенностей кратковременной памяти, ретро- и проактивного торможения, выявление типов памяти.

^ Цель занятия: овладение методиками диагностики памяти.

Оснащение: методика «Исследование процессов ретро - и проактивного торможения следов памяти»1

Вводные замечания. Память обладает многими интересными особенностями. Одна из них — забывание, т. е. свойство, противоположное сохранению как одному из звеньев общего процесса памяти. Это свойство, состоящее в угасании следов памяти или их тормозимости другими воздействиями воспринимаемой (и запоминаемой) среды. Свойство забывания в самом общем его понимании является совершенно необходимым свойством процессов памяти, его не следует считать недостатком памяти, оно по-своему необходимо для осуществления общей ориентирующей функции психики. Забывание осуществляется по своим специфическим закономерностям.

Забывание (или торможение следов памяти) вызвано не простым течением «чистого» времени, прошедшего от момента заучивания, а обусловлено тем, что это время заполнено какой – то новой деятельностью (и не только мнемической, разумеется). Поэтому в психологии говорят о взаимодействии (интерференции) следов памяти, выделяя два направления тормозных влияний деятельности на имеющиеся (или вновь создающиеся) следы памяти: проактивное торможение действует вперед во времени, т. е. затрудняет, ухудшает заучивание некоторого последующего материала, и ретроактивное торможение, которое действует назад во времени, т. е. ухудшает воспроизведение ранее заученного материала в результате запечатления в памяти некоторого нового мнемического материала.

В самом деле, память человека никогда не является свободной или чистой, она всегда в той или иной степени чем-то заполнена. Всякое новое запоминание отягощено присутствием уже имеющихся следов прошлого, и, напротив, образующиеся следы оказывают неизбежное воздействие на следы более ранние. Таким образом, процессы запоминания, процессы памяти представляют собой непрерывное и сложное взаимодействие старых и новых, новых и старых следов. И в этом взаимодействии понятия «новые» и «старые» могут быть выделены порой лишь чисто условно.

Установлено, что интенсивность взаимных тормозных влияний двух смежных во времени деятельностей тем выше, чем более схожими являются эти деятельности (или чем более схожи два вида заучиваемого материала). Кроме того, тормозные влияния, оказываемые деятельностью (как ретро-, так и проактивно), тем сильнее, чем более сложной является данная деятельность (или чем сложнее мнемический материал).

Цель работы. Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежных материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала на время его заучивания.

Ход работы. Работа выполняется коллективно, т.е. преподаватель является единственным экспериментатором. Материал, подлежащий заучиванию, предъявляется на слух.

Работа состоит из трех опытов, в которых последовательно (и без значительных пауз) заучиваются ряды слов и чисел.

После заучивания первого ряда всеми испытуемыми группы заучивается второй ряд — слова. По окончании его заучивания испытуемым предлагается вспомнить первый ряд, затем — снова второй.

Далее заучивается третий ряд и предлагается вспомнить первый ряд, затем второй и, наконец, третий.

^ Инструкция испытуемому. Исследуется процесс заучивания. Вам будет зачитан ряд из десяти двузначных чисел (десяти слов), который вы должны запомнить как можно быстрее и точнее. После прочтения всего ряда и по моей команде записывайте на листе в строчку то, что запомнилось и как запоминалось. Затем закройте написанное, перегнув лист, и слушайте повторное чтение запоминаемого ряда. Затем снова воспроизводите, что запомнили. И т.д. Продолжайте запоминать и воспроизводить материал до тех пор, пока не будете абсолютно уверены в том, что он заучен. Если вы уже заучили числа и слова в предложенном порядке, то спокойно поднимите руку, не отвлекая остальных испытуемых, и продолжайте эксперимент, стараясь сохранить заученное в памяти.

Обработка результатов

1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех), сопоставить число повторений на первом и третьем ряду (возможно проактивное торможение).

Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).

  1. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы (или предъявления ряда), а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов) (рис. 1 приложения). Сопоставить Динамику процесса заучивания по трем опытам.

  2. Построить кривые заучивания по суммарным ошибкам воспроизведения (если они имели место), считая ошибки по такой системе:

неправильно названное двузначное число (ошибка в обеих цифрах) или слово - 3 балла;

неправильно названа одна цифра в числе, слово ошибочно названо не в том числе или падеже, неправильно употреблена отдельная буква в слове - 2 балла;

перепутан порядок воспроизведения чисел или слов - 1 балл за одну перестановку.

Все баллы по каждой пробе суммировать и отложить по оси ординат, по оси абсцисс откладывается номер пробы (рис. 2.).

Проанализировать динамику ошибок, сопоставить эти кривые заучивания с кривыми, построенными по величинам возможного дополнения объема памяти показателем ошибок воспроизведения.

  1. Проанализировать явления ретроактивного торможения: воспроизведение ряда 1 после заучивания ряда 2 и ряда 3, воспроизведение ряда 2 после заучивания ряда 3 (см. рис. 3).

  2. Провести качественный анализ всех полученных результатов (см. схему возможных тормозных влияний на рис. 3).

  3. В самоотчетах следует описать затруднения при запоминании и воспроизведении, а также приемы, используемые при этом, Высказать общее мнение и впечатление о работе.




^ Рис. 1. Схема возможных тормозных влияний.

1, 2, 3 – последовательно заучиваемые ряды, I, III, IV - ретроактивное торможение, II — проактивное торможение.


^ 3.3 План и содержание интерактивных практических занятий

Занятие 1.
Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания).

Использование психологических методик для исследования особенностей внимания.


Занятие 2. Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти).

Использование психологических методик для исследования особенностей кратковременной памяти, ретро- и проактивного торможения, выявление типов памяти.

^

4. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями


1. Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата.

Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4).


2. Диагностика внимания и памяти.

Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).


^ 4.2 Перечень тем учебных проектов

  1. Этимология термина «внимание».

  2. Многозначность определения внимания.

  3. Основные свойства и виды внимания.

  4. Функции внимания.

  5. Классические теории внимания.

  6. Социальная природа произвольного внимания.

  7. Экспериментальные исследования внимания.

  8. Развитие внимания.

  9. Культурно-исторический подход к исследованию внимания.

  10. Деятельностный подход к исследованию внимания.

  11. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания.

  12. Диагностика особенностей внимания.

  13. Основные методы исследования внимания.

  14. Место внимания в системе переработки информации у человека.

  15. Анатомо-физиологические механизмы внимания.

  16. Явления памяти.

  17. Природа и основные принципы организации памяти человека.

  18. Ассоциативная психология памяти.

  19. Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти.

  20. Экспериментальные исследования памяти.

  21. Исследование памяти в русле деятельностного подхода.

  22. Физиологические основы памяти.

  23. Представления, их виды и характерные особенности.

  24. Случаи феноменальной памяти.

  25. Патологии памяти.

  26. Мнемотехники.



^

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов


Методические рекомендации к написанию реферата по курсу*

* Материалы взяты из метод. пособ. «Порядок выполнения рефератов и курсовых работ психолого-педагогического цикла. Методические рекомендации/ Мареев В.И., Мисиров Д.Н., Коваленко И.В. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2004)..

Рефераты – это первое, с чем приходится сталкиваться студенту в первые годы учебы в вузе. Реферат (от лат. refero – сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы.

Это научно-исследовательская работа, в которой студент раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также излагает собственные позиции и взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным, а излагаемый материал – носить проблемно-тематический характер.

Тематика рефератов по «Общей психологии» обычно определяется преподавателем, ведущим курс. В определении темы студент может проявить инициативу, предложив преподавателю свой вариант, однако в любом случае тема должна быть согласована с преподавателем. Для выбора темы реферата, студенту в первую очередь необходимо определить круг своих интересов, выяснить, какова та проблема, над которой он хотел бы работать, более глубоко изучать. Главное, что важно помнить, - тематика реферата должна быть актуальной, содержание – отвечать современным требованиям науки.

^ Этапы работы над рефератом

  1. Формулирование темы (которая должна быть актуальной, оригинальной, интересной по содержанию).

  2. Подбор и изучение основных источников по теме (при разработке реферата, как правило, используется от 1 до 10 источников).

  3. Составление библиографии.

  4. Обработка и систематизация информации.

  5. Разработка плана реферата.

  6. Написание реферата.

  7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата

Компонентами в структуре реферата являются:

  • титульный лист;

  • оглавление, в котором последовательно излагаются названия пунктов плана реферата с указанием страниц;

  • введение, в котором формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяются значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы;

  • основная часть: каждый ее раздел (в котором раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон) является логическим продолжением следующего; здесь могут быть представлены таблицы, схемы графики;

  • заключение, в котором подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата; могут быть предложены какие-либо рекомендации;

  • список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может варьировать от 10 до 15 печатных страниц (приложения к работе не входят в ее объем). Реферат должен быть выполнен грамотно, соблюдением культуры изложения. Необходимо обязательно давать ссылки на используемую литературу.

Список литературы в конце реферата должен оформляться в алфавитном порядке, например:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. М., 1995.


При формулировке цели работы во введении следует использовать такие глаголы, как, например: «изучить», «выявить», «рассмотреть», «определить», «дать характеристику», «доказать».

Начинать каждый раздел реферативной работы целесообразно начинать с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными, например: «Проблема (ее название) рассматривалась в работах многих психологов, …», «При изучении проблемы (ее название) выделяют следующие основные понятия, …» и т.п.

В тексте должно быть ссылки на авторов и их работы, на которые студент опирается. Например, «как показано в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, процесс… является…», «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова …», «Исследования В.В.Давыдова показали, что …», «П.Я.Гальперин считает, что…» и т.п.

Для сравнения точек зрения разных авторов, при ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, при выражении к ним своего отношения, при анализе источников студент может использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, одобряет, отмечает, определяет, пишет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет мнение, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, соглашается, сомневается, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и т.п..

При создании текста реферата необходимо соблюдать определенные правила цитирования. Когда используется прямое цитирование, текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без каких-либо изменений («…»). Когда цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы (кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы). Если цитата воспроизводит лишь часть предложения цитируемого текста, то тогда после открывающих кавычек ставится отточие (…).

В тексте реферата могут использоваться два варианта оформления цитат:

1) цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст следует после двоеточия.

Например:

Л.С.Выготский писал: «Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности» (…).

2) цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в его состав.

Например:

Как отмечал А.Р.Лурия, «нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием» […].

После кавычек, завершающих воспроизведение чужой мысли, в скобках ( (…),[…] ) указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.

В случае, если косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль (классификацию, фактическую информацию, точку зрения), цитата не заключается в кавычки. Однако после завершения цитирования необходимо обязательно указать источник, из которого она взята. Если цитируемая информация отражается на конкретных страницах источника, важно указать номера страниц.

^ Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Грамотность написания.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Объем списка литературы не менее 10 источников.


^ 5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ


5.3 Варианты контрольных работ



1. Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария.

2. Написание реферата по теме.

3. Подготовка доклада по теме реферата с оформлением презентации.

4. Составление опорных схем по темам дисциплины.


^ 5.4 Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:


  1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002.

  4. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. Спб., 2002.

  5. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.: Мир, 1978.

  6. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.

  7. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: МПСИ Флинта, 2001.

  8. Нуркова В.В. Общая психология. Память / под ред. Б.С. Братуся. Т.3. М.: Академия, 2006.

  9. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Дормашева, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1993.

  10. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001.

  11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРО, 1998.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

  13. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. – М.: МГУ, 1976.

  14. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание / Под ред. Б.С.Братуся. М.: Академия, 2006.

  15. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979.

Дополнительная литература

  1. Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

  2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  3. Жане П. Психология памяти. М., 1998.

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. , 1986.

  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

  6. Зинченко Т.П. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева, Спб, 2000.

  7. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. Спб. :Питер, 2002.

  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

  9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1972.

  10. Лурия А.Р. Романтические эссе. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1996.

  11. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

  12. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Педагогика, 1989.

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Питер, 2002.

  14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

  15. Хок Р. Спасибо за воспоминания! // Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб.: «ПраймЕврознак», 2003.

  16. Хофман И. Активнаяпамять. – М.: Прогресс, 1986.

  17. Экспериментальная психология / Под ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007.
^

6. самостоятельная работа студентов



6.1 План и содержание самостоятельной работы

1. Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария.

2. Составление опорных схем-конспектов по темам дисциплины.

Темы:

^ 1. Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания

Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

^ 2. Анатомо-физиологические механизмы внимания.

Психофизиология внимания. Ориентировочная реакция. Нейрофизиологические механизмы внимания. Методы изучения и диагностики внимания.

^ 3. Подходы к исследованию внимания.

Классические теории внимания. Сознание и внимание, теория В. Вундта. Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер, У. Джеймс). Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторная теория волевого внимания (Н.Н. Ланге). Исследование внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер, П. Адамс).

Культурно-исторический подход к исследованию внимания (Л.С. Выготский).

Деятельностный подход к исследованию внимания (Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая и др.).

Теоретико-информационный подход к исследованию внимания (К. Черри, Д. Бродбент, А. Трейсман, Дейч, Д. Норманн, У. Найссер, Д. Канеман и др.).

^ 4. Понятие о памяти. Виды и типы памяти.

Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.

^ 5. Физиологические основы памяти.

Психофизиология памяти. Физиологические теории памяти (Д. Хебб, С. Роуз, Г. Линчь и М. Бодри, Л. де Но, А.С. Батуев, М.Н. Ливанова и С.Р. Раевой, Е.Н. Соколов). Проблема мозговой организации мнемической деятельности.

^ 6. Основные факты и закономерности психологии памяти человека.

Влияние характера материала и организации материала субъектом на запоминание.

Исследование влияния упражнения на запоминание.

Роль установки, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.

Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.)

Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).

^ 7. Исследования памяти в отечественной и зарубежной психологии.

Ассоциаивная психология памяти.

Память в работах бихевиористов (А. Бергсон).

Гештальт-теория памяти (К. Левин, Б.В. Зейгарник).

Французская социологическая школа об общественной природе памяти (П. Жане).

Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Деятельностный подход к исследованию памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов).

^ 8. Память и деятельность.

Исследование зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Экспериментальные исследования зависимости эффективности непроизвольного запоминания от способов преобразования материала в процессе достижения цели деятельности с содержанием мотивов запоминающего.

Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава процесса запоминания и факторов, влияющих на успешность их протекания.

Анализ структуры процесса воспроизведения.

^ 9. Кратковременная и долговременная память.

Исследования особенностей кратковременной памяти (В.П. Зинченко, А.А. Смирнов, Миллер, Сперлинг, Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норманн и др.). Проблемы оперативной памяти. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации. Исследования особенностей долговременной памяти (Г. Эббингауз, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков).

^ 10. Патология памяти.

Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Варианты амнезии. Парамнезии: псевдореминисценции, криптомнезии, конфабуляции.


^ 6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Составление психологического глоссария

Глоссарий
– словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор – наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения. [БЭС,с.345] Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Здесь необходимо отметить следующее. Изначально, глоссарий понимается как собрание глосс - непонятных слов и выражений. Такое понимание позволяет развести ведение глоссария и словаря, как сходных, но не однозначных видов учебных заданий. Например, глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведение словаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когда раскрываются, например, иные значения тех или иных терминов (апперцепция у Г.В. Лейбница и современной теории восприятия).

Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер. В дальнейшем мы не будем подчёркивать сходство словаря и глоссария.

Предметный словарь составляется студентом, по какой - либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса. Например «Психологи античности»

Именной словарь (или словарь персоналий) должен представлять собой указатель персоналий психологов, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой и т.д. Конкретный критерий даёт преподаватель при выдаче учебного задания.

Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию (например, «Гештальтпсихология», «Психоанализ» и т.д.).

Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:

-соответствие терминов заданной направленности словаря;

-полнота словаря;

-наличие альтернативных толкований того или иного термина;





7. Контрольные вопросы по дисциплине

  1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология термина «внимание».

  2. Сущность и функция внимания в психической деятельности человека. Дискуссия о природе внимания.

  3. Внимание и установка.

  4. Основные свойства внимания.

  5. Физиологичекие основы внимания.

  6. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  7. Проблема формирования произвольного внимания в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин).

  8. Развитие представлений о непроизвольном внимании в психологии.

  9. Внимание в исследованиях В. Вундта.

  10. Внимание в исследованиях Э. Титченера.

  11. Внимание как селективность сознания (У. Джеймс).

  12. Внимание в работах Н. Ланге. Теория волевого внимания.

  13. Моторная теория произвольного внимания Т. Рибо.

  14. Проблема внимания в гештальтпсихологии и в ассоциативной психологии.

  15. Проблема избирательности внимания в исследованиях К. Черри.

  16. Исследование внимания в рамках когнитивно-информационного подхода.

  17. Модели внимания Д. Бродбента.

  18. Развитие моделей внимания в работах А. Трейсман, А. и Д. Дейч, Д. Нормана.

  19. Исследование внимания в работах У. Найсера.

  20. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана.

  21. Общая психологическая характеристика памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее.

  22. Классификации видов и типов памяти.

  23. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

  24. Физиологические основы памяти.

  25. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

  26. Учение об общественной природе памяти.

  27. Влияние упражнений, характера и организации материала на запоминание.

  28. Методы исследования памяти (современные и классические).

  29. роль установок, мотивации, эмоциональной реакции в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

  30. Эффект Б.В. Зейгарник.

  31. Забывание и реминисценция. Кривая забывания (Г. Эббингауз и др.).

  32. Исследования зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности, способов его преобразования в процессе достижения цели и связи цели деятельности с содержанием мотивов запоминаемого.

  33. Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава запоминания и факторов, влияющих на его успешность.

  34. Основные генетические формы функционирования памяти (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.Я. Ляудис).

  35. Проблема развития памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. отечественной и зарубежной психологии.

  36. Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  37. Исследование кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  38. Долговременная память в системе переработки информации. Виды и модели долговременной памяти.

  39. Факторы, влияющие на извлечение информации из долговременной памяти.

  40. Патологии памяти.


Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

^ Молохина Галина Анатольевна

Ученая степень:

К.пс.н.

Должность:

доцент

Кабинет:

301

Телефон:

8-908-191-18-71

e-mail:

[email protected]



Приложение А
^

Образец оформления титульного листа контрольной работы




НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №




Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501

(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)



Ростов-на-Дону

2011

1 Работа приводится по Б.А. Сосновский «Лабораторный практикум по общей психологии», М., Просвещение, 1979, с. 54-58


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» для студентов заочной

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла ен. В. 01а для студентов очной и заочной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 260504

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 (65)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 (65)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 (65)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения спецкурс (уголовно-правовая

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы