|
Скачать 421.07 Kb.
|
Н![]() БИЗНЕСА И ПРАВА Ларионова Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине « Общая психология: эмоции и воля » для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2011 Учебно-методический комплекс по дисциплине _______ разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности ________ Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _______ и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы. Составитель: Ларионова Е.А. Рецензент: Пищик В.И.доктор псх. н., профессор Сироткин О.Е. к.псх.н., доц ![]() Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы содержание ^ 1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 8 1.3.1 Лекции 8 1.3.2 Практические занятия 9 1.3.3 Интерактивные занятия 10 1.4 Самостоятельная работа 12 ^ 1.5.1 Основная литература 14 1.5.2 Дополнительная литература 15 1.5.3 Информационно-методическое обеспечение 15 2. лекционные занятия 16 3. Практические занятия 18 3.1 Планы и содержание семинарских занятий 18 3.2 План и содержание практических занятий 19 ^ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 23 6. самостоятельная работа студентов 27 Цель: Дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания СРС и перспективы использования накопленных материалов. 28 Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. 28 Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются у заведующей отделением, в методическом кабинете и в соответствующих кабинетах изучаемых дисциплин), учебный план и расписание занятий вывешивается на 2-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их. 28 Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа. 28 7. Контрольные вопросы по дисциплине 29 Контактная информация преподавателя 31 Приложение А 32 Образец оформления титульного листа контрольной работы 32 1. Рабочая программа дисциплины ^ Курс «Общая психология: эмоции и воля» - общепрофессиональная дисциплина учебного плана и один из разделов общей психологии. В данном разделе раскрываются особенности психической регуляции поведения и деятельности, осуществляемой эмоционально-волевой сферой. Цель курса «Общая психология: эмоции и воля» - ознакомить студентов с многообразием подходов к исследованию эмоций и воли в психологической науке и составить целостное представление об их природе, механизмах, и закономерностях. Задачи: 1) изучить теории эмоций в психологии;
3) сформировать представление о сложной структуре эмоциональных явлений и развитии эмоций; 4) изучить классификации эмоций в психологии; 5) изучить общие для всех психических явлений и специфические свойства эмоций, чувств и воли; 6) изучить теории воли в психологических исследованиях; 7) составить представление о понятии и свойствах воли; ^ В процессе изучения дисциплины студенты должны: Овладеть компетенциями: Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО ^ способностью и готовностью к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); ^ отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); ^ В процессе изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление: - о теоретических исследованиях понятия «эмоции»; - о теоретических исследованиях понятия «воля» - о теоретических концепциях современных исследований эмоционально-волевой сферы человека; - о классификации эмоций в психологической науке; - о перспективах развития современных исследований эмоционально-волевой сферы человека. Знать: - понятийный аппарат дисциплины «Общая психология: эмоции и воля»; -научные подходы к исследованию эмоций и воли; - виды эмоций; - виды чувств человека; - теории эмоций и воли; - характеристику составляющих волевого акта; - возможности эмоционально- волевой сферы человека; -современные направления исследования эмоционально-волевой сферы человека в психологии. Уметь: -анализировать теории эмоций и воли в психологии; - формулировать определение понятий «эмоции» и «воля»; - определять по результатам наблюдения и беседы эмоциональное состояние человека; - анализировать экспрессивные проявления человека; - анализировать особенности волевой регуляции состояния человека; - создавать психологический портрет человека по его эмоционально-волевым проявлениям в деятельности и межличностных отношениях. ^ 1)методические: - обладать знаниями научных классификаций эмоций человека; - обладать знаниями научных классификаций волевых качеств человека; - знать современные тенденции организации психологической коррекции эмоционально-волевой сферы человека; - уметь осуществлять анализ эмоционально – волевых возможностей человека для автономного решения проблем саморегуляции; - иметь навыки наблюдения за экспрессивными проявлениями человека. ^ - уметь сформировать эффективные коммуникации для реализации наблюдения за экспрессивными проявлениями человека в целях оценки его эмоционально- волевых особенностей; - иметь навыки организации и проведения психодиагностического исследования эмоционально- волевой сферы; -обладать навыками эффективного разрешения возможных конфликтных ситуаций в процессе психодиагностического исследования эмоционально- волевой сферы индивида. 3)организационные: - уметь классифицировать эмоционально- волевую проблему человека по результатам беседы; - иметь навыки анализа эмоционально- волевых особенностей человека; - владеть навыками создания программы психодиагностики эмоционально- волевых особенностей человека; - уметь проводить анализ ресурсов волевой сферы индивида; - уметь применять системный подход к анализу теорий эмоций и теоретических представлений о волевой сфере человека ^
^
^
^
^
^
^
^ 2.1 План и содержание лекционных занятий
Теории эмоций в психологической науке Предмет и объект раздела общей психологии «Общая психология: эмоции и воля». Задачи и принципы раздела «Общая психология: эмоции и воля». Теории эмоций и воли как научный аппарат раздела общей психологии «Общая психология: эмоции и воля». Методы «Общей психологии» в разделе «Эмоции и воля». Интеллектуалистическая теория о сущности эмоций (Н. Гербарт). Современный когнитивный подход к анализу эмоций (А. Бек). Сенсуалистический подход к эмоциям как к особой модальности ощущений (В. Вундт). Эволюционно-биологическая теория эмоций Ч. Дарвина. Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге и её критика в психологии и физиологии. Центральные теории эмоций. Учение И.П. Павлова о физиологическом субстрате эмоций и чувств. Теория эмоций П.К. Анохина. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Литература 1. Анохин П.К. Избр. тр. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 2008. 2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие. -2-е изд. СПб: Питер, 2007. 3. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: АСТ: Астрель, 2008. (Хрестоматия по психологии). 4. Марцинковская Т.Д.История психологии. Академия, 2002. 5. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 6. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 2009. 2. Эмоции как форма отражения действительности. Внешние и внутренние показатели эмоционального реагирования. Эмоциональные процессы как регуляторные явления. Функции эмоций. Эмоциональные свойства личности. Особенности эмоционально обусловленного поведения. Внешнее выражение эмоций в речи и невербальном поведении. Аффект и его признаки. Понятие аффективного заражения. Виды аффектов. Патологический и физиологический аффект (Калашник В.О.). Методы исследования аффективных следов (К. Юнг; А.В. Лурия). Понятие стресса. Биологический и психологический аспекты изучения стресса. Общий адаптационный синдром (Г. Селье). Литература
3.Понятие о воле. Теории воли в психологии 12 Общественно-историческая природа воли человека. Проблема воли в научной психологии. Дискуссионные вопросы психологии воли: определение сущности воли; вопрос о функциях воли; волевое усилие как механизм воли; проблема исследования волевых качеств и волевых усилий. Классические теории воли (В. Вундт, Т. Рибо, У. Джемс, Н. Ах, ассоционизм и др.). Современные научные подходы к определению сущности воли. Воля как сдерживание поведения по актуальной потребности (Ш. Чхартишвили). Волевое действие как действие по произвольному дополнительному побуждению (В.А. Иванников). Регулятивный подход к анализу воли (В.К. Селиванов). Литература
Программой не предусмотрено. ^ Занятие 1. Развитие представлений о сущности эмоций в психологии 1.Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге и её критика (Ч. Шеррингтон, У. Кеннон). 2.Основные положения эволюционно-биологической теории эмоций Ч. Дарвина. 3.Центральные теории эмоций (У. Кеннон, Д. Линдсли и др.) 4.Значение центральных теорий эмоций психологического исследования эмоциональных явлений. 5.Теория эмоций П.К. Анохина. 6. Психоаналитическая теория эмоций. 7. Информационная теория П.В.Симонова. 8. Мотивационные теории эмоций. Литература
Занятие 2. Характеристика эмоциональных состояний в психологической науке 1.Фрустрация: сущность, факторы, формы; конструктивный и деструктивный эффекты фрустрации. 2.Фрустрация, конфликт, тревога: связи и отношения между ними. 3.Аффект: а) основные признаки и условия возникновения; б) патологический и физиологический аффекты; в) методы диагностики аффектов. 4.Настроение. 5.Мотивация, эмоции и личность: а) тревожность и мотивация достижения; б) мотивация и стресс; в) мотивация помощи и агрессия. 6. Психологическая характеристика чувств Литература
Занятие 3. Проявления воли. Человека: исследование феномена в психологии 1. Теории воли в психологической науке. 2.Сложное волевое действие: структура и динамика. 3.Сознательное волевое усилие как отличительная особенность волевого поведения. 5.Волевые качества личности. Классификации волевых качеств личности.
Литература
Занятие 4. Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности. 1.Исследование эмоциональной сферы человека. 2.Проблема коррекции эмоциональных проявлений человека. 3. Психодиагностическое исследование волевых качеств личности. 4. Возможности аутотренинга в коррекции волевой сферы личности. Литература
^ Программой не предусмотрено. 3.3 План и содержание интерактивных практических занятий
Дискуссия. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие «правила демонстрации эмоций» в психологии. 2.Национальный темперамент: миф или психологический феномен?
Дискуссия. Вопросы для обсуждения
4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями 1. Диагностика эмоциональной сферы человека (отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2). 2. Диагностика волевой сферы личности (отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2)).
1. Теории воли в психологической науке. 2.Сложное волевое действие: структура и динамика. 3.Сознательное волевое усилие как отличительная особенность волевого поведения. 4. Волевые качества личности. Классификации волевых качеств личности. 5.Структура волевого акта. 6. Ценность эмоций. 7.Понятие чувственная ткань в психологической науке. 8.Проблема формирования чувств. 9.Особенности развития эмоций и чувств у детей. 10.Эмоциональные типы личности. 11. Проблема формирования чувств. 12.Направления формирования чувств. 13. Эмоции и интеллект. 14.Интеллектуальные эмоции. 15.Взаимосвязь эмоций и воображения. 16.Закон творческого воображения Т. Рибо. 17. Мотивационные теории эмоций. 18.Эмоции и потребности. 19. Общественно-исторический характер генезиса воли. 20.Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций. 21.Страсти. 22. Единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов человека. 23. Проблема коррекции эмоциональных проявлений человека. 24. Психодиагностическое исследование волевых качеств личности. 25. Возможности аутотренинга в коррекции волевой сферы личности. 26Оценивание как главный сущностный момент структуры эмоционального процесса (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, П.В. Симонов и др.). 27.Особенности эмоциональной оценки и эмоциональной регуляции. 28.Двойственная природа эмоциональной регуляции. 29.Эмоции как отражательные явления. 30.Специфика психического отражения на уровне эмоций и чувств. 31.Эмоции и познавательные процессы. 32.Эмоции и потребности, мотивы личности.
5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов Характеристики проекта
^ Контрольная работа является формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура работы предусматривает ответы на три теоретических вопроса. Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы. Выполняя теоретическую работу, можно изменять план и структуру работы, можно пользоваться дополнительной литературой. ^ важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы. Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала. Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала. Работы выполняются в межсессионный период. Контрольная работа должна быть сдана для проверки не позже, чем за неделю до начала учебного семестра.
21.Единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов. 22.Классификация регуляционно-волевых процессов по степени их подконтрольности субъекту. 23.Непроизвольная регуляция поведения: допсихическая и психическая непроизвольная регуляция. 24.Преднамеренный, сознательный и активный характер произвольной регуляции поведения и деятельности человека. 25.Роль речи в регуляции поведения и деятельности. 26.Личностный характер волевой регуляции. 27. Регулятивный и мотивационный подходы к анализу волевой регуляции. 29.Проблема формирования чувственной сферы человека. 30.Характеристика чувства принадлежности. 31. Понятие чувственная ткань в психологической науке. 32.Чувства человека и его актуальное эмоциональное состояние. 33.Выбор мотивов и целей – критерий волевого поведения. 34.Импульсивные, привычные и волевые действия (С.Л. Рубинштейн). Основные характеристики волевого действия. 35.Волевое усилие как критерий волевой регуляции поведения и деятельности личности. 36.Виды и функции волевых усилий. 37.Место волевых усилий в структуре волевой регуляции. 38.Волевые качества личности как непосредственные проявления воли. 39.Критерии возможных классификаций волевых качеств: проявление в различных видах деятельности (А.Н. Пуни, В.И. Селиванов); отношение к отдельным компонентам структуры регулятивных процессов; функциональное назначение в связи с особенностями преодоления препятствий. 40.Возможности диагностики волевых качеств. 41.Условия развития системы волевого поведения в свете современных теорий воли.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2 - М., 2008. 11.Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 2008.
6.1 План и содержание самостоятельной работы 1.Изучение психологических теорий непосредственного эмоционального реагирования. 2.Возможности человеческой психики для решения ПТСР 3.Принятие эмоциональных решений 4.Иерархия эмоциональных коммуникаций индивида 5.Иерархия эмоциональных коммуникаций в группе 6.Классификация и виды настроений человека 7.Эмоциональные состояния в связи с проявлениями экономического кризиса 8.Оценка эмоциональной деятельности индивида 9.Возможности прогнозирования эмоциональных потребностей человека 10.Управление волей на уровне групповых конфликтов 11.Комплексный подход к изучению эмоционально-волевой сферы человека 12.Прогнозирование эмоционального поведения человека 13.Особенности эмоциональной памяти на разных этапах онтогенеза 14.Волевая дисциплина человека 15.Эмоциональный интеллект как основа эффективных коммуникаций 16Управление эмоциями 17.Алгоритмы формирования волевых качеств личности 18.Соотношение понятий эмоция и настроение 19.Системы стимулирования воли в процессе семейного воспитания ребенка 20.Формирование аффективной толерантности 21.Волевой акт и копинг-стратегия личности: соотношение понятий. 22.Диагностика следов аффекта 23.Психологические механизмы мотивации человека 24.Волевые качества и самооценка индивида 25.Эмоциональная память 26.Выражение эмоций у человека и животных 27. Переживания как импрессивный компонент эмоционального реагирования. 28. Физиологические основы эмоций. 29. Биохимические сдвиги при эмоциональных реакциях. 30. Изучение ЭЭГ - коррелятов эмоций. 31. Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций 32. Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций. 33. Стенические и астенические эмоции. 34. Уровни эмоциональных явлений, функциональная классификация эмоций. 35.Ведущие и производные эмоциональные переживания. 36. Понятие фрустрации и фрустрирующей ситуации. Типы фрустрирующих ситуаций (по Розенцвейгу). 37. Эмоции и познавательные процессы. 38. Эмоции и познавательные процессы. 39. Психологическая характеристика чувств. 40. Проблема формирования чувств 41. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности. 42. Психологическая характеристика регуляционно-волевых процессов
Цель: Дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания СРС и перспективы использования накопленных материалов.Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются у заведующей отделением, в методическом кабинете и в соответствующих кабинетах изучаемых дисциплин), учебный план и расписание занятий вывешивается на 2-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто? ^
16.Эмоциональные типы личности. 17.Проблема восприятия и понимания внешнего выражения эмоций и чувств в общении. 18.Эмоционально обусловленное поведения. 19.Проблема управления стрессовыми реакциями. 20.Пути и способы формирования чувств. 21.Особенности эмоциональной сферы представителей некоторых профессий. 22.Патология воли. 23.Развитие «силы воли». 24.Общая психологическая характеристика воли и волевого поведения. 25.Общественно-исторический характер генезиса воли. 26.Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций. 27.Страсти. 28.Характеристика различных чувств человека. 29.Классификация чувств в связи с особенностями их объекта. 30.Проблема формирования чувств. 31.Направления формирования чувств. 32.Механизм развития новых чувств (П.М. Якобсон). 33.Понятие о фундаментальных эмоциях (К. Изард). 34.Положительные и отрицательные эмоции и их влияние на поведение. 35.Основные характеристики волевого действия. 36.Волевое усилие как критерий волевой регуляции поведения и деятельности личности. 37.Виды и функции волевых усилий. 38. Место волевых усилий в структуре волевой регуляции. 39.Волевые качества личности как непосредственные проявления воли. 40.Возможности диагностики волевых качеств. 41.Условия развития системы волевого поведения в свете современных теорий воли. 42.Возможности человеческой психики для решения ПТСР. 43.Эмоции и сенсорно-перцептивные процессы. 44.Аффективный тон ощущений. 45.Влияние эмоций на восприятие. 4 10 6.Влияние эмоций на мнемические процессы. 47.Эмоциональная память. 48.Эмоции и интеллект. 49.Интеллектуальные эмоции. 50.Взаимосвязь эмоций и воображения. 51.Закон творческого воображения Т. Рибо. 52.Интеллектуалистическая теория о сущности эмоций (Н. Гербарт). 53.Современный когнитивный подход к анализу эмоций (А. Бек). 54.Сенсуалистический подход к эмоциям как к особой модальности ощущений (В. Вундт). 55.Эволюционно-биологическая теория эмоций Ч. Дарвина. 56.Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге и её критика в психологии и физиологии. 57.Центральные теории эмоций. Значение центральных теорий для психологического исследования эмоций.
Контактная информация преподавателя
Приложение А ^ НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Контрольная работа
Ростов-на-Дону 2011 |