Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon

Основные программы психотерапии для лечения депрессии





Скачать 83.63 Kb.
Название Основные программы психотерапии для лечения депрессии
Дата 30.03.2013
Размер 83.63 Kb.
Тип Документы
Психотерапевтические приемы лечения

депрессивных расстройств

Байкова И.А.

кафедра психотерапии и медицинской психологии


У многих пациентов с депрессивными расстройствами есть опыт лечения, характеризующийся следующими фактами:

  • пациенты приходят на психотерапию, имея в анамнезе ошибочный диагноз;

  • тем, кто ранее принимал антидепрессанты, скорее всего, получали малые дозы короткими курсами;

  • те, кто говорят, что уже проходили психотерапию того или иного рода, наверняка признаются, что она им практически не помогла;

  • крайне редко встречаются пациенты, рассказывающие, что проходили комбинированное лечение, в различных пропорциях включавшее и психотерапию, и прием медикаментов.

^ Положение дел таково, что в описании хронических депрессивных расстройств успехов больше, чем в их лечении (McCullough et al., 1996). Большую часть доступных на сегодняшний день данных по результатам лечения составляют результаты фармакологических исследований.


^ Уровни проблем, с которыми сталкиваются психотерапевты, работая с депрессивными пациентами:

  • серьезная эмоциональная дисрегуляция, препятствующая социальному, семейному и трудовому функционированию;

  • глубокое ощущение беспомощности и безнадежности, убивающее надежду, что лечение может что-то изменить;

  • репертуар навыков совладания характеризуется дефицитарностью, а его ограниченность не позволяет сосредоточиться на той или иной конкретной проблеме;

  • недоверие в интерперсональных отношениях, возникшее вследствие неудачного опыта жизни в реальном мире.

  • покорный стиль взаимодействия, из-за которого терапевту крайне сложно избежать доминирующей роли;

^ Основные программы психотерапии для лечения депрессии

Когнитивный подход изначально был разработан для краткосрочной терапии эмоциональных расстройств (Beck, 1967; Ellis, 1977). Работа с когнитивной составляющей эмоций в рамках когнитивного подхода позволяет перенести локус внимания депрессивных больных на внутренний мир, ведя их к самоисследованию и лучшему самопониманию. Когнитивный подход достаточно быстро развивает навыки самоуправления эмоциональным состоянием, что облегчает симптоматику, меняет внутреннюю картину болезни в направлении акцентирования внутренних психологических факторов, дополнительно стимулируя больных к психотерапевтической работе. В результате возрастания способности к самосознаванию и самоисследованию больные начинают выделять связи актуальных переживаний с травмирующими событиями прошлого, осознают межличностные проблемы. Для проработки такого уровня проблем необходимо привлечение средств аналитического подхода – работа с переносом и сопротивлением, актуальными межличностными отношениями, проработка семейного контекста, внутренних конфликтов, что составляет задачу соединения когнитивного и аналитического подходов.

У пациентов, страдающих депрессиями, применяются следующие методы: когнитивной терапии (КТ; Beck, 1963, 1964, 1976; Beck, Rusk, Shaw & Emery, 1979); интерперсональной психотерапии (ИПТ; Klerman, Weissman, Rounsaville & Chevron, 1984), когнитивно-бихевиоральной аналитической системы психотерапии (КБСТ, McCullough et al., 1996) и когнитивной аналитической психотерапии (КАТ, Ryle, 1997).

Каждая из этих программ получила признание как эффективное средство лечения депрессии. Остановимся на различиях в этих подходах с точки зрения целей терапии, роли терапевта и использования переноса.


^ Цели лечения

КБАСП:

1) обучение человека рассматривать свои жизненные проблемы в рамках системы «человек / окружающая среда» (осознаваемая функциональность), а также размышлять о последствиях поведения и применять стратегию решения проблем при столкновении с межличностной проблемной ситуацией.

2) обучение пациентов эмпатическому взаимодействию с другими людьми (человек использует вербальные и невербальные сообщения для того, чтобы понять другого, а также, чтобы быть понятым другими).

3) освоение «актуальных» способов поведения (например, навыки уверенного поведения, общения, родительского поведения, навыки разрешения межличностных конфликтов и т.д.), которые требуются для достижения желаемых результатов в межличностном взаимодействии.

КТ:

1) выявление и исправление когнитивных искажений, лежащих в основе депрессии пациента;

2) преодоление проблем в поведении с помощью реального взгляда на ситуацию. Реалистическое понимание облегчает развитие более адаптивного поведения, которое приводит к снижению депрессивных симптомов. Депрессия начинает исчезать, когда личная парадигма человека исправляется и перестраивается в соответствии с реальностью(Beck et al., 1979).

ИПТ:

1) совершенствование социальной адаптации пациента приводит к исчезновению симптомов депрессии;

2) специфические цели, связанные с 4-мя областями межличностных проблем (переживание горя, межличностный конфликт, смена роли, недостаточные навыки интерперсонального взаимодействия). Выбранные межличностные области согласовываются между терапевтом и пациентом во время первых сессий.

КАТ:

Пациент и психотерапевт сотрудничают друг с другом и вносят специальные знания в совместную деятельность. По мере улучшения саморефлексии и самоконтроля пациенты улучшают свою способность распознавать моменты приведения в действие дезадаптивной процедурной последовательности и реципрокных ролей и появляются попытки использовать новые способы поведения.


Роль терапевта

КБАСП:

  1. регламентированная личная вовлеченность;

  2. введение эмпатического взаимодействия между терапевтом и пациентом;

  3. специфический фокус на подавлении вызванных у терапевта тенденций к интерперсональному доминированию и/или враждебности;

  4. акцент функционирования в качестве учителя, который постоянно приспосабливает ситуацию к обучению пациента.

Ожидается, что стиль личного вовлечения терапевта будет совершенно противоположен взаимодействию со значимыми другими, которые травмировали пациента в прошлом. Паттерны старого поведения и ожидания переноса выставляются как неадекватные и затем пересматриваются в свете новой межличностной реальности, существующей между терапевтом и пациентом. «Пересмотр» означает, что пациент учится новому способу поведения с терапевтом.

КТ:

  1. распространение межличностной теплоты на пациентов;

  2. проявление эмпатии и искреннее и честное взаимодействие с пациентами;

  3. сотрудничество и рекомендации пациентам.

Терапевтические отношения используются в качестве средства в достижении специфических целей. Пациент сообщает о своих мыслях, чувствах и желаниях. Терапевт консультирует пациента относительно того, какие именно данные приносить на сессию и как их использовать для изменения поведения. Терапевты запрашивают у пациентов обратную связь, чтобы понять, насколько хорошо они понимают объяснения и предложения терапевта.

4) избегание враждебной реакции во время контактов с озлобленными и сопротивляющимися пациентами.

Доминирующая роль терапевта фокусирует внимание пациента на главной патологической цели негативных установок и убеждений для того, чтобы помочь ему/ей «реалистичнее и более адекватно действовать и думать о своих психологических проблемах и таким образом уменьшить проявление симптомов».

ИПТ:

  1. терапевт – содействующий и поощряющий союзник и обучающий проводник.

  2. Личностная свобода терапевта немного больше, чем в КТ.

Если проблемные вопросы пациента в определенный момент имеют отношение и к проблемам терапевта, тот может выразить свое личное мнение или привести примеры, как он сам справился с этими трудностями. Но терапевтические отношения – это не дружба, в них существуют границы, о которых нужно обязательно сообщить и которых следует придерживаться с каждым пациентом. Эти границы включают в себя воздержание от социальных контактов с пациентами или привлечение их к деловым отношениям, распространяющимся за пределы лечения.

3) обучающая роль терапевта заключается в фокусировке внимания пациента для того, чтобы фокус сессии оставался на основной патологии, т.е. на эмоциональных, когнитивных и поведенческих проблемах, способствующих появлению конфликтов в интерперсональных ролях.

КАТ:

1) психотерапевт способствует процессам саморефлексии, способности к распознаванию моментов приведения в действие дезадаптивной процедурной последовательности и реципрокных ролей (интернализованные шаблоны ролей), поощряет изменения, использует техники активного разыгрывания ролей, «мозговой атаки» для решения сложных проблем вместе с пациентом. Пациент и психотерапевт совместно разыгрывают «выходы» из проблемных ситуаций.

2) пациент – активный и сотрудничающий партнер, а не оппонент, побуждаемый осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами.


^ Использование переноса

КБАСП:

- формулируется гипотеза переноса относительно негативного влияния интерперсонального материала;

- гипотеза переноса позволяет изменить негативные ожидания пациентов, связанные для них с интерперсональными отношениями, помогая им осознать тот факт, что они участвуют в новых и облегчающих интерперсональное взаимодействие отношениях;

- выделяются проблемы переноса в четырех областях: близость, эмоциональная потребность, неудача и негативные эмоции.

КТ:

Фокус терапии перемещается на интерперсональные проблемы, при проявлении искаженных представлений относительно терапевта как позитивного (терапевт – «Иисус Христос») так и негативного характера (терапевт слишком стар, не того пола, не достаточно опытен и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы сделать искаженные убеждения более определенными, рассмотрев их в реальном свете. Как только становятся очевидными какие-либо проблемы переноса, терапевты реагируют обсуждением искаженных идей пациента, касающихся терапевта.

ИПТ:

Терапевт поднимает вопросы переноса, если чувства или поведение пациента по отношению к терапевту препятствуют процессу лечения; обычно это касается случаев негативного проявления переноса. Внимание пациента привлекается к тому, как он ведет себя по отношению к терапевту. Затем пациента просят посмотреть, как то же самое поведение может влиять на отношения за пределами терапии. Далее происходит построение альтернативного поведения, которое разрешает конфликт не только с пациентом, но также и с другими значимыми людьми в жизни пациента.

Терапевт пренебрегает позитивным переносом, не интерпретируя и не используя его источники. Klerman заявляет: «Терапевтические отношения – это не проявления переноса». Фокусирование на вопросах переноса не поощряется.

КАТ:

Феномены переноса и свои реакции в форме контр-переноса когнитивно-аналитические психотерапевты рассматривают как полезные источники информации о рецепроно-ролевых действиях пациента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все действия человека включают когнитивный, мотивационный, аффективный и поведенческий компоненты. Ryle утверждал, что одна из причин примерно одинаковой эффективности всех методов психотерапии заключается в том, что при любом конкретном состоянии различные типы психотерапии могут влиять на различные компоненты деятельности, но все они способствуют благоприятному изменению общей (преимущественно неправильной) процедуры.

Когнитивно-поведенческое направление психотерапии является ведущим в США, Германии, ряде других западных стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров и имеет наибольший удельный вес публикаций в научно-исследовательских журналах.

Однако в нашей стране, несмотря на общую осведомленность, когнитивно-поведенческая психотерапия гораздо менее популярна. Возможно, это связано с некоторой внешней схематичностью, рациональностью. К тому же, это направление привычно рассматривается как антагонистичное остальным направлениям и методам психотерапии.

Вместе с тем, когнитивно-поведенческая модель психотерапии служит примером эффективной интеграции смежных научных дисциплин: медицины, психологии, социологии, психолингвистики, физиологии, философии и многих других. Богатство экспериментальных данных когнитивной психологии и науки о поведении составили базис когнитивно-поведенческой модели. Данная модель как системообразующая матрица позволяет осуществить синтез методов и техник различных психотерапевтических направлений, осуществляя их перевод в единую терминологическую и понятийную сеть.

Сочетание когнитивно-поведенческой терапии с принципами аналитической терапии, позволяет значительно интенсифицировать лечение. Использование интегративной когнитивно-бихевиоральной аналитической терапии, направленной на улучшение межличностного контекста аффективных нарушений, также способствует осознанию и переработке внутриличностного конфликта, выработке навыков решения проблем в будущем, и в конечном итоге повышению эффективности лечения больных с депрессивными расстройствами.

Литература:

1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003.

2. Денман Ч. Когнитивно-аналитическая терапия.//Психотерапия и клиническая психология. 2001, с.88-101

3. Мак-Каллоу Дж. Лечение хронической депрессии. – СПб.: Речь, 2003. – 367с.

4. Klerman G.L., Weissman M.M. Interpersonal psychotherahy: Etticacy and adaptations. Handbook of affektive disorders. – New York: Guilford, 1992.

5. Ryle A. Coqnitive – analytical therapy – a most suitable traininq for psychiatrists. Psychiatric Bullein, 24, 314, - 2000.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Наименование программы Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения
Основные характеристики государственной комплексной программы профилактики, диагностики и лечения...
Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Наименование программы Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения
Основные характеристики государственной комплексной программы профилактики, диагностики и лечения...
Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Основные рекомендации по применению Тест. Проверьте, если у Вас предрасположенность к депрессии

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Метод лечения депрессии с помощью изменения восприятия

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Основные направления научной программы форума: Стандарты, особенности и трудности диагностики и лечения

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Программа вступительного испытания по биологии для поступающих на 1-й курс на основные образовательные

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Лечебные программы санатория «Мисхор» индивидуальные программы санаторно-курортного лечения для взрослых

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Данной программы обучения является приобретение современных профессиональных знаний и навыков, необходимых

Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Программа : Современные технические средства, применяемые в психотерапии для изменения состояния
Современные технические аппаратные и компьютерные средства, используемые в психотерапии
Основные программы психотерапии для лечения депрессии icon Основные показания для лечения заболевания опорно-двигательного аппарата

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы