Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез icon

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез





Скачать 206.26 Kb.
НазваниеПроблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез
Дата30.03.2013
Размер206.26 Kb.
ТипДокументы
Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии

ДИЗОНТОГЕНЕЗ. Термин «дизонтогения» впервые был употреблен И. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования струк­тур организма от нормального развития. В настоящее время понятие Д. включает в себя также постнатальный Д., преимуще­ственно ранний, ограниченный теми сро­ками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зре­лости.

В широком смысле слова Д. — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психи­ческий Д. — нарушение развития психи­ки в целом или ее отдельных составляю­щих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными про­явлениями психического Д. являются ре­тардация, акселерация и асинхрония раз­вития.

Ранние нарушения развития ЦНС мо­гут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим факторам Д. отно­сятся:

1). Генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т.д.);

2).Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.);

3). Патология родов;

4). Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и т.д.).

К социальным факторам относятся:

1). Различные виды эмоциональной и социальной депривации;

2). Разного рода социальные и психологические стрессы.

Виды психического дизонтогенеза:

1. Недоразвитие – наиболее типичная модель - олигофрения.

^ 2. Задержка психического развития – замедление темпа развития психики (недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, быстрая перенасыщаемость в интеллектуальной деятельности, эмоциональная незрелость).

^ 3. Поврежденное психическое развитие – связано с перенесенными инфекциями, травмами, наследственными дегенеративными обменными заболеваниями и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

^ 4. Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы (слепые, глухие, ДЦП). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

^ 5. Искаженное развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме и т. п.

^ 6. Дисгармоническое развитие. По структуре напоминает искаженное развитие. Основой здесь является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально – волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно - органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития в течение всей жизни.

Г. В. Козловская выделяет 4 основных типа дизонтогенеза:

1) дисгармония психофизического раз­вития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания;

2) дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от од­ной ступени развития к другой (крат­ковременные остановки, «псевдоза­держки», «скачки» развития);

3) диссоциация развития — а) «переслаивание» или сосуществование в пси­хофизическом состоянии ребенка раз­ных по степени развития функций; б) парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с «бесчувстви­ем» к другим; в) амбивалентность всех психических проявлений;

4) дефицитарность психической органи­зации в целом — нивелированность всех психических реакций (эмоцио­нально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.). (Н. Римашевская)

Первый класс расстройств - ретардация - запаздывание или приостановка психического раз­вития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновиднос­ти ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциаль­ную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма или свойств личности.

Второй класс расстройств называется асинхрония. Она ха­рактеризуется сочетанием выраженного опережения в разви­тии одних функций со значительным отставанием темпа фор­мирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

^

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗ­ВИТИЯ


Запаздывание или приостанов­ка развития одной или нескольких функ­циональных систем. Выделяют: тоталь­ную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции, и парциальную ЗПР, проявляющуюся за­держками отдельных сторон психическо­го развития, включая задержки интеллек­туального развития (недоразвитие от­дельных психических функций — вни­мания, пространственной ориентировки и др.), моторную дебильность Дюпре (недо­развитие моторных функций), инфанти­лизм — эмоциональную и социальную незрелость и невропатию — вегетатив­ную незрелость.

Особенностью собственно ЗПР яв­ляется качественно иная структура ин­теллектуальной недостаточности по срав­нению с умственной отсталостью. Психи­ческое развитие отличается неравномер­ностью нарушений различных психичес­ких функций; при этом логическое мыш­ление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, ум­ственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психичес­ких процессов: больные способны не только принимать и использовать по­мощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуа­ции. С помощью взрослого они могут вы­полнять предлагаемые им интеллектуаль­ные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от де­тей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познаватель­ная активность, недостаточность произ­вольной регуляции, восприятия, внима­ния, памяти. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании нестан­дартных изображений, им трудно соеди­нить отдельные детали рисунка в единый образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. Од­ной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в формиро­вании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собствен­ном теле. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте у них неред­ко наблюдается перекрестная или невы­раженная латеральность. Характерным признаком является также недостаточ­ность развития тонкой моторики рук. При ЗПР часто наблюдается отстава­ние в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нару­шения и расстройства артикуляции. В ар­тикуляционной моторике имеет место не­достаточность тонких и дифференциро­ванных движений.

Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания. Рассеянность, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетель­ствует о повышенной психической истощаемости. Одной из особенностей нару­шений внимания является недостаточность концентрации на существенных признаках. В этих случаях при отсут­ствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недостаточ­ность мыслительных операций. Наруше­ния внимания могут сочетаться с двига­тельной расторможенностью, повышен­ной аффективной возбудимостью, входя в структуру гиперактивного поведения. В этих случаях особенно выражены труд­ности обучения, у многих детей недоста­точны или искажены навыки чтения, письма (дислексия, дисграфия). При на­рушениях внимания особенно четко про­является одна из характерных для ЗПР особенностей восприятия — затруднен­ность выделения фигуры из фона. Недо­статочность произвольной памяти у де­тей с ЗПР в значительной степени свя­зана со слабостью регуляции произволь­ной деятельности, малой ее целенаправ­ленностью, несформированностью функ­ций самоконтроля. Дети с ЗПР отлича­ются эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детс­кому коллективу, им свойственны коле­бания настроения и повышенная утомля­емость.

Различают четыре этиологических ва­рианта ЗПР:

1) конституциональный (инфантильнос­ти психики часто соответствует ин­фантильный тип телосложения с детс­кой пластичностью мимики и мотори­ки, часты случаи аналогичного соматопсихического инфантилизма в се­мье);

2) соматогенный (обусловленный дли­тельными хроническими заболевани­ями, пороками сердца и т. д., тормозя­щими психическую активность ребен­ка, создающими систему особого ре­жима и запретов);

3) психогенный (связанный с неблаго­приятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеке или жестокости);

4) церебрально-органический (сходный в определенной мере с олигофренией, но тяжесть которого зависит от массивности и времени повреждения мозга. Возможна генетическая его этиология)

Наиболее стойкая форма ЗПР – церебро-органическая, к числу которых относится ММД. При них необходимы особые программы обучения, психолого-педагогическая коррекционная работа, а часто и специальное лечение. Для обучения этих детей имеются спец. школы и классы при общеобразовательных школах.

Задержкой на предыдущем возрастном этапе является синдром психического инфантилизма. Виды: моторный инфантилизм, гармонический инфантилизм, дисгармонический инфантилизм, психопатия истерического круга, органический инфантилизм, апато-адинамический инфантилизм

Деменция – (приобретенное слабоумие) Формы: органическая (после энцефалитов, ЧМТ), обусловленная прогрессирующими психическими заболеваниями (шизофр., эпи.), деменция наследственного генеза.

Олигофрения – стойкое умственное и психическое недоразвитие в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный (до трех лет) периоды.

Так же выделяют олигофреноподобные состояния, имеющие место при некоторых наследственных нервно-психических заболеваниях, начинающихся в возрасте от 1,5 до 2 лет. Здесь интеллектуальное недоразвитие не является определяющим эту картину признаком.


^ Психолого-педагогическое обследование:

На первом этапе оце­нивается имеющийся уровень психическо­го развития, на последующем — опреде­ляется «зона ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» определяет­ся по тому, как ребенок выполняет трудное для него задание при помощи взрослого по сравнению с самостоятельной работой. Кроме того, для диагностики и прогноза умственного развития важно оценить спо­собность ребенка к переносу усвоенного в совместной деятельности способа ум­ственных действий в ситуацию самостоя­тельного выполнения аналогичных зада­ний. Таким образом, при оценке умствен­ного развития важно использовать два по­казателя: восприимчивость к помощи и возможность логического переноса усво­енного способа действия.

Для реализации этих требований важ­ное значение имеет создание в процессе диагностики двух основных условий:

  1. подбор заданий, находящихся в «зоне трудности» для данного ребенка;

  2. подбор аналогичного «трудному» задания, которое ребенок может выполнить самостоятель­но.

При оценке ведущее значение имеет не уровень достигнутых результатов, а ана­лиз процесса умственной деятельности, позволяющий выявить потенциальные воз­можности ребенка, его интеллектуальные ресурсы. Важно обратить внимание на ко­личественную сторону оказываемой ре­бенку помощи, вмешательство обследую­щего должно быть гибким и дозированным. Основные этапы обследования строятся на соответствующих их задачам методах:

1) Изучение анамнеза и наблюдение за по­ведением ребенка и его игровой дея­тельностью;

2) Констатирующий эксперимент.

Обсле­дование включает:

оценку восприятия, памяти, активного внимания, всех ви­дов гнозиса, праксиса, мышления, а также пространственных представле­ний, речевых функций, эмоционально-поведенческой и личностной сферы.

Подбор заданий учитывает необходи­мость диагностики вербального и не­вербального интеллекта. При оценке уровня сформированности познава­тельной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окру­жающем с учетом возраста, условий воспитания и окружения ребенка. От­мечается уровень понимания ребенком обращенной к нему речи, состояние внимания, памяти, способность к спонтанности, выявить осложняющие нарушения и особенности эмоционального реагирова­ния. Использование разнообразных спосо­бов предъявления заданий основывается на учете сенсорных, двигательных, рече­вых, поведенческих и эмоциональных осо­бенностей ребенка в их взаимосвязи цело­стности. Подбор специальных эксперимен­тальных ситуаций, облегчающих выполне­ние заданий с помощью регуляции деятель­ности ребенка, повышения уровня его мо­тивации позволяет оценить «зоны ближай­шего развития» тех или иных функций и интеллекта в целом.

При использовании данного метода в сочетании с другими, представленными выше, возможна не только ранняя диагно­стика отклонений в развитии при сложных дефектах, но и выявление их индивидуаль­но-типических особенностей при различ­ных формах психического дизонтогенеза, что имеет важное значение для дифферен­циации приемов психолого-педагогичес­кой коррекции и лечения, а также прогно­за развития и разработки индивидуальных стандартов обучения.

Метод педагогичес­кой оценки уровня психического развития в ряде случаев является единственно на­дежным при обследовании наиболее слож­ного контингента детей с множественными отклонениями в развитии, тяжелыми нару­шениями речи, детским церебральным па­раличом, ранним детским аутизмом, бисенсорными и другими сложными дефектами, а также детей с выраженными проявлени­ями эмоциональной депривации и педаго­гической запущенности.

Психодиагностика.

Наряду с представленными выше методами включа­ет стандартизованные измерительные ме­тоды — тесты. Наибольшее практичес­кое значение имеет тест измерения интел­лекта с помощью коэффициента интеллек­туальности в баллах.

С этой целью исполь­зуется «Интеллектуальная шкала Векслера для детей» (возрастной диапазон от 5 до 16 лет);

«Интеллектуальная шкала Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста», охватывающая воз­растной диапазон от 4 до 6,5 лет. «Интел­лектуальная шкала Векслера для детей» включает 12 субтестов, разделенных на вербальные и невербальные группы. К суб­тестам вербальной группы относятся: «Об­щая осведомленность», «Общая понятли­вость», «Арифметический», «Нахождение сходства», «Словарь», «Воспроизведение цифровых рядов». К невербальным отно­сятся: «Завершение картинок», «Установ­ление последовательности картинок», «Со­ставление орнаментов из кубиков», «Со­ставление фигур из разрозненных дета­лей», «Кодирование» и «Лабиринты».

При диагностике развития детей важ­ное значение имеет использование специ­альных тестовых методик, направленных на оценку регуляторных механизмов, сло­весно-логического, наглядно-образного и пространственного мышления. С этой це­лью разработана специальная триада мето­дик, включающая: «Диагностику развития прогностической деятельности» (Л. И. Пересленя, В. П. Подобед, Л. Ф. Чупров), «Диагностику словесно-логического мыш­ления» (Л. И. Пересленя, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров) и модифицированную Т В. Розановой методику Дж. Равена.

Отличие олигофрении от сходных состояний:
^

Отличие деменции от олигофрении:





Критерии

Олигофрения

Деменция

Поражение мозга

тотальное (диффузное)

локальное (очаговое)

Слабоумие

врожденное

приобретенное

Структура интеллектуального дефекта

недоразвитие

распад

Интеллектуальное развитие

на дефективной основе

был период нормального интеллектуального развития

Время поражения г.м..

до 3-х лет

после 3–х лет

Прогредиентность

--

+

Психическая сфера

общение примитивно, преобладание низших чувств и эмоций над высшими

дисгармоничность, неравномерность, парциальность

Развитие личности

недоразвита, находится в прямом соотношении с уровнем интеллекта

необязательно недоразвита, при заметном снижении интеллекта тяжело переживают свое состо-яние, а при незначительных - грубое нарушение личности, не оценивают свое состояние, беспечные, безразличны к окружающим, сохранены приобретенные ранее знания и навыки дальнейшее развитие затруднено, предметных действий, неопрятность, выражены инстинкты и влечения.


^ Отграничение ЗПР от УО:

  • При ЗПР всегда используют предлагаемую помощь, и делает это эффективно, повышено качество работы при наглядно- действенном задании

  • Пытается понять задание, книгу, смысл

  • Сообразительны в пределах имеющихся знаний

  • ЗПР временна по мере развития ребенка, воспитывается до нормы.



Отграничение УО от пед. и соц. запущенности:

Для пед. и соц. запущенных характерен бедный запас общих знаний и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями, но в отличие от УО

  • у них наблюдается отсутствие тугоподвижных психических процессов, речевых штампов, инициативность и самостоятельность;

  • в работе, если задание не превышает их уровня знаний, способны формулировать понятия;

  • более выраженная положительная динамика.

! Этих детей нельзя принимать во вспомогательные школы!


Отграничение УО от детей с нарушением анализаторов:

Поскольку дети с дефектами слуха и зрения оказываются беспомощными в простых ситуациях, то они могут производить впечатление УО, но они выполняют логическое задание, в котором не использована дефектная функция. Для отграничения необходимо выяснить, что является первичным дефектом (когда отставание наступило в результате нарушения анализаторов). Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза, выясняется, в какой школе ребенок нуждается.

Виды школ:

II вид – слабослышащие дети

^ III вид – незрячие дети и остаточным зрением (0,04)

IV вид – первичные и вторичные отклонения в развитии при нарушении зрения

V вид – тяжелая речевая патология

VI вид - нарушение опрно-двигательного аппарата

^ VII вид – ЗПР (слабость памяти и внимания)

VIII вид – дети с УО


Отграничения глухих от УО:

  • необычный голос, расстройство речи, речь эмоционально насыщенна, поведение отличается повышенным стремлением к пониманию речи окружающих, попыткой считывания с губ;

  • дети способны выполнять сложные конструктивные задания по образцам;

  • игры богаты и разнообразны;

  • совершенны практические навыки;

  • от нормы отличаются эмоционально-волевой незрелостью, связанной с частой социальной и сенсорной депривацией.


Отграничения УО от слепых:

  • слепые малоподвижны, вялы, трудно формируются навыки самообслуживания,

  • несовершенствование пространственных представлений: положение, направление движения, величина, форма,

  • своеобразна и усилена ориентировочная реакция,

  • задержка развития речи, речь отличается подражанием структуре и интонации взрослых,

  • мышление формально (за словом нет зрительного образа), разрыв между богатым словарным запасом и фактическими знаниями, преобладание общих, неконкретных, недостаточно правильных знаний,

  • боязнь социальной неприспособленности (ведет к неврозам),

  • высокий уровень развития словесной памяти.


Отграничение УО от детей с тяжелыми расстройствами речи:

  • у детей с тяжелыми расстройствами речи интеллект в норме, но они затрудняются в овладении письмом, грамотой в силу речевых нарушений,

  • при ОНР страдают все уровни языка (фонетико-фонематический, грамматический и лексический),

  • при фонетико-фонематиеском недоразвитии страдает фонематический слух – дети не различают сходные звуки, сложен звукобуквенный анализ, трудности в правильном звукопроизношении, в овладении грамотой, в обучении.

Динамика благоприятна только при логопедической коррекции, для определения уровня развития следует давать тесты не связанные с речью.


^ Отграничение УО от детей с ДЦП:

  • недостаточно развита согласованность рук и глаз, что препятствует выработке навыков самообслуживания, затрудняет манипулятивную деятельность (конструирование, письмо), а следовательно и познавательную;

  • двигательные нарушения ведут к ограничению предметно-практической деятельности и самопередвижению – полная зависимость от окружающих, что формирует пассивность, безынициативность, нарушение мотивационной и волевой сфер;

  • в результате органического поражения г.м. могут быть нарушены речь, слух, зрение, эмоциональная сфера;

  • повышена утомляемость, в процессе интеллектуальной деятельности становятся вялыми, раздражительными, несосредоточенными, при неудачах теряют интерес, в результате утомления двигательные нарушения усиливаются;

  • все эти особенности оказывают влияние на формирование характера (обидчивость, впечатлительность).

Любое нарушение при ДЦП преодолевается медленно. Главное - работа над физическими нарушениями. Часто явление сверхкомпенсации – хорошо рисуют, больше читают, высокий интеллект.


Отграничение УО от детей с нарушением поведения:

(важно отличатьУО от психопатоподобного поведения)

Психическая декомпенсация

^ 1. Невротического типа

К психической декомпенсации невротического типа относятся расстройства деятельности организма при неспособности его компенсаторных механизмов справиться с нарушениями. Болезненное переживание чувства собственной неполноценности, психическая ранимость, неверие в собственные возможности, страх перед будущим. После страшных фильмов усиливается боязливость, страх темноты, ночные кошмары. Склонны к аутическому состоянию (уход в себя от реального мира, предпочтение одиночества). Эти дети доброжелательны, привязаны к родителям, трудолюбивы.

^ 2. Психопатоподобного типа

  • вариант эмоционально-волевой неустойчивости

  • неустойчивы и возбудимы, недоразвитие волевой деятельности ведет к сложной мотивации поступков, знания поверхностны, суждения примитивны, живое воображение, склонность к преувеличениям, повышенная внушаемость, жажда новых удовольствий (правонарушения);

  • истероидные личности: неустойчивость эмоций, настроения, отрицательное отношение к систематическому труду, эгоцентризм, желание занять первое место, жажда признания, капризность, привязанности непрочны.

  • псевдологи и фантасты – чрезмерно возбудимое воображение, которое приводит к вымыслам, часто не отделяющимся от реальности, лживость носит бесцельный характер, живая эмоциональность при поверхностности эмоций, не способны к длительной и напряженной работе, предметом фантазии являются неисполнимые желания.

вариант аффективной возбудимости и двигательной расторможенности

чрезвычайно раздражительны, склонны к аффективным разрядам, реакция неадекватна причине, тяготятся школой, характер имеет утрированные особенности (обостренное самолюбие, нетерпимость к критике, негативизм по отношению к авторитету взрослых), физически развиваются быстрее ровесников, резкий контраст в аффективных и нормальных состояниях (добродушие);

  • патология влечений (органическая психопатия)

неодолимый характер к своему влечению, не контролируют себя, примыкают к антисоциальным компаниям, дисгармония развития отражается на внешнем облике, не достаточная интеллектуальная продуктивность, характерно отсутствие интереса к познанию, важно только удовлетворение желания. Характерна быстрая реакция на любое внешнее впечатление, которое напоминает о влечении, не критичны, не оценивают ситуацию, нуждаются в повышенном пед. внимании, а в период обострения – в психоневрологической госпитализации.


^ Отграничение УО от раннего детского аутизма (РДА):

  • для РДА характерна неконтактность, стереотипичный характер игр часто неигровыми предметами, не проявляют интереса к совместным играм, сюжетно-ролевые игры не изменяются,

  • патологические страхи, фантазии, отрыв от реальности, нет приспособленности к новой обстановке,

  • болезненная приверженность к неизменному порядку вещей, но отсутствия близких может не замечать, отсутствие реальных интересов при их формальной сохранности,

  • нарушена реакция на слуховые раздражители, инстинктивная сфера ослаблена, избирательны в еде, очень любят музыку, низкая речевая активность, хронический аффективный дискомфорт;

  • до 1,5 – 2 лет речь развивается в норме, потом перестает говорить с окружающими (нарушена коммуникативная функция речи), не используют язык жестов, мимику, интонации и слово «да»;

  • протестует против навязывания ему контактов, отсутствие тяги на руки, никого не замечает, относится к людям как к неодушевленным предметам, но может быть симбиотически привязан к кому-то, сверхранимость;

  • незрелость общей и мелкой моторики, двигательное беспокойство, стереотипные, бесцельные движения, чередующиеся с заторможенностью, ходят на цыпочках и в припрыжку, по лестнице идут приставным шагом, бегают, растопырив пальцы;

  • испытывают трудности с пространственными и временными понятиями,

  • интеллект в норме.

При раннем правильном распознании прогноз благоприятный.

Отграничение УО от минимальной мозговой дисфункции (ММД):

  • при ММД характерна неравномерность психического развития, моторные нарушения (расторможенность);

  • на первом году жизни – малые неврологические признаки (легкие нарушения мышечного тонуса, не мешающие активному движению, отличаются стойкостью);

  • часты непроизвольные движения в виде тремора;

  • задержка сенсомоторного развития, особенно зрительно-моторной координации;


Тесты с нормативами

ПДК Психодиагностический комплекс методик: набор психодиагностических методик, разработанный и апробированный доктором психологических наук Л. И. Переслени, доктором мед. наук Е.М. Мастюковой и кандидатом психол. наук Л. Ф. Чупровым имеет место при диагностике уровня психического развития ребенка с трудностями обучения и/ или девиантным поведением во время его обследования медико-педагогическими комиссиями.

Направленное взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития произвольной регуляции деятельности и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет особенно большое значение при обследовании детей с трудностями обучения на предмет отграничения ЗПР с одной стороны от пед. запущенности, с другой - от легкой УО и выбора путей оптимальной коррекции в той или иной системе обучения.

^ ПДК используется при первичном обследовании детей 6,5 – 10 лет и включает три методики:

1. Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадай-ка»), получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания как устойчивость, переключаемость, и распределяемость. (1-3 класс).

2. Методика диагностики уровня развития словесно- логического мышления, сконструированная на основе словесных субтестов Р. Амтхауэра. Эта методика объединяет разные виды словестно-логических заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития словесно - логического мышления. Методика экспериментально проверена на репрезентативных выборках младших школьников.

3. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена (детский вариант) в модификации Розановой. При отсутствии цветных матриц для исследования особенностей зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления предлагается использование трех разрезных картинок. Результаты чаще всего оцениваются качественно. Успешность складывания картинки из частей рассматривается важным показателем при оценке умственного развития. Методика апробирована при обследовании детей 6, 5 – 10 лет.

^ Диагностика кратковременной памяти

Методика состоит из двух частей: первая направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины («повторение цифр» из теста Векслера); во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

В таблице приводятся нормативы для детей от 5-ти до 14-ти лет. Показатель кратковременной памяти менее тех единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует об органическом поражении г.м.

Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала

Используется методика «группировка », возраст от младшего школьного до 14 лет, при помощи тестирования выявляется нижний предел возрастной нормы.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез icon1 слайд Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии. Подготовила

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconЗадержка психического развития (зпр) и проблемы школьной неуспеваемости

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconОсобенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconЗадержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconОсобенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconРабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconВласова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconОтклонениями развитии ранняя диагностика и коррекция москва «просвещение» 1992

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconИ. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями

Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии дизонтогенез iconЛебединский В. В. Нарушения психического развития у детей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы