Скачать 206.26 Kb.
|
Проблемы психического развития детей с интеллектуальными отклонениями в развитии ДИЗОНТОГЕНЕЗ. Термин «дизонтогения» впервые был употреблен И. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время понятие Д. включает в себя также постнатальный Д., преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова Д. — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психический Д. — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными проявлениями психического Д. являются ретардация, акселерация и асинхрония развития. Ранние нарушения развития ЦНС могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим факторам Д. относятся: 1). Генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т.д.); 2).Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.); 3). Патология родов; 4). Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и т.д.). К социальным факторам относятся: 1). Различные виды эмоциональной и социальной депривации; 2). Разного рода социальные и психологические стрессы. Виды психического дизонтогенеза: 1. Недоразвитие – наиболее типичная модель - олигофрения. ^ замедление темпа развития психики (недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, быстрая перенасыщаемость в интеллектуальной деятельности, эмоциональная незрелость). ^ связано с перенесенными инфекциями, травмами, наследственными дегенеративными обменными заболеваниями и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). ^ Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы (слепые, глухие, ДЦП). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. ^ Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме и т. п. ^ По структуре напоминает искаженное развитие. Основой здесь является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально – волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности. На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно - органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития в течение всей жизни. Г. В. Козловская выделяет 4 основных типа дизонтогенеза: 1) дисгармония психофизического развития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания; 2) дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой (кратковременные остановки, «псевдозадержки», «скачки» развития); 3) диссоциация развития — а) «переслаивание» или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций; б) парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с «бесчувствием» к другим; в) амбивалентность всех психических проявлений; 4) дефицитарность психической организации в целом — нивелированность всех психических реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.). (Н. Римашевская) Первый класс расстройств - ретардация - запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма или свойств личности. Второй класс расстройств называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности. ^ Запаздывание или приостановка развития одной или нескольких функциональных систем. Выделяют: тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции, и парциальную ЗПР, проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая задержки интеллектуального развития (недоразвитие отдельных психических функций — внимания, пространственной ориентировки и др.), моторную дебильность Дюпре (недоразвитие моторных функций), инфантилизм — эмоциональную и социальную незрелость и невропатию — вегетативную незрелость. Особенностью собственно ЗПР является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов: больные способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность произвольной регуляции, восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте у них нередко наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность. Характерным признаком является также недостаточность развития тонкой моторики рук. При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания. Рассеянность, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости. Одной из особенностей нарушений внимания является недостаточность концентрации на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недостаточность мыслительных операций. Нарушения внимания могут сочетаться с двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, входя в структуру гиперактивного поведения. В этих случаях особенно выражены трудности обучения, у многих детей недостаточны или искажены навыки чтения, письма (дислексия, дисграфия). При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных для ЗПР особенностей восприятия — затрудненность выделения фигуры из фона. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, малой ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Различают четыре этиологических варианта ЗПР: 1) конституциональный (инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, часты случаи аналогичного соматопсихического инфантилизма в семье); 2) соматогенный (обусловленный длительными хроническими заболеваниями, пороками сердца и т. д., тормозящими психическую активность ребенка, создающими систему особого режима и запретов); 3) психогенный (связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеке или жестокости); 4) церебрально-органический (сходный в определенной мере с олигофренией, но тяжесть которого зависит от массивности и времени повреждения мозга. Возможна генетическая его этиология) Наиболее стойкая форма ЗПР – церебро-органическая, к числу которых относится ММД. При них необходимы особые программы обучения, психолого-педагогическая коррекционная работа, а часто и специальное лечение. Для обучения этих детей имеются спец. школы и классы при общеобразовательных школах. Задержкой на предыдущем возрастном этапе является синдром психического инфантилизма. Виды: моторный инфантилизм, гармонический инфантилизм, дисгармонический инфантилизм, психопатия истерического круга, органический инфантилизм, апато-адинамический инфантилизм Деменция – (приобретенное слабоумие) Формы: органическая (после энцефалитов, ЧМТ), обусловленная прогрессирующими психическими заболеваниями (шизофр., эпи.), деменция наследственного генеза. Олигофрения – стойкое умственное и психическое недоразвитие в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный (до трех лет) периоды. Так же выделяют олигофреноподобные состояния, имеющие место при некоторых наследственных нервно-психических заболеваниях, начинающихся в возрасте от 1,5 до 2 лет. Здесь интеллектуальное недоразвитие не является определяющим эту картину признаком. ^ На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем — определяется «зона ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» определяется по тому, как ребенок выполняет трудное для него задание при помощи взрослого по сравнению с самостоятельной работой. Кроме того, для диагностики и прогноза умственного развития важно оценить способность ребенка к переносу усвоенного в совместной деятельности способа умственных действий в ситуацию самостоятельного выполнения аналогичных заданий. Таким образом, при оценке умственного развития важно использовать два показателя: восприимчивость к помощи и возможность логического переноса усвоенного способа действия. Для реализации этих требований важное значение имеет создание в процессе диагностики двух основных условий:
При оценке ведущее значение имеет не уровень достигнутых результатов, а анализ процесса умственной деятельности, позволяющий выявить потенциальные возможности ребенка, его интеллектуальные ресурсы. Важно обратить внимание на количественную сторону оказываемой ребенку помощи, вмешательство обследующего должно быть гибким и дозированным. Основные этапы обследования строятся на соответствующих их задачам методах: 1) Изучение анамнеза и наблюдение за поведением ребенка и его игровой деятельностью; 2) Констатирующий эксперимент. Обследование включает: оценку восприятия, памяти, активного внимания, всех видов гнозиса, праксиса, мышления, а также пространственных представлений, речевых функций, эмоционально-поведенческой и личностной сферы. Подбор заданий учитывает необходимость диагностики вербального и невербального интеллекта. При оценке уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окружающем с учетом возраста, условий воспитания и окружения ребенка. Отмечается уровень понимания ребенком обращенной к нему речи, состояние внимания, памяти, способность к спонтанности, выявить осложняющие нарушения и особенности эмоционального реагирования. Использование разнообразных способов предъявления заданий основывается на учете сенсорных, двигательных, речевых, поведенческих и эмоциональных особенностей ребенка в их взаимосвязи целостности. Подбор специальных экспериментальных ситуаций, облегчающих выполнение заданий с помощью регуляции деятельности ребенка, повышения уровня его мотивации позволяет оценить «зоны ближайшего развития» тех или иных функций и интеллекта в целом. При использовании данного метода в сочетании с другими, представленными выше, возможна не только ранняя диагностика отклонений в развитии при сложных дефектах, но и выявление их индивидуально-типических особенностей при различных формах психического дизонтогенеза, что имеет важное значение для дифференциации приемов психолого-педагогической коррекции и лечения, а также прогноза развития и разработки индивидуальных стандартов обучения. Метод педагогической оценки уровня психического развития в ряде случаев является единственно надежным при обследовании наиболее сложного контингента детей с множественными отклонениями в развитии, тяжелыми нарушениями речи, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, бисенсорными и другими сложными дефектами, а также детей с выраженными проявлениями эмоциональной депривации и педагогической запущенности. Психодиагностика. Наряду с представленными выше методами включает стандартизованные измерительные методы — тесты. Наибольшее практическое значение имеет тест измерения интеллекта с помощью коэффициента интеллектуальности в баллах. С этой целью используется «Интеллектуальная шкала Векслера для детей» (возрастной диапазон от 5 до 16 лет); «Интеллектуальная шкала Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста», охватывающая возрастной диапазон от 4 до 6,5 лет. «Интеллектуальная шкала Векслера для детей» включает 12 субтестов, разделенных на вербальные и невербальные группы. К субтестам вербальной группы относятся: «Общая осведомленность», «Общая понятливость», «Арифметический», «Нахождение сходства», «Словарь», «Воспроизведение цифровых рядов». К невербальным относятся: «Завершение картинок», «Установление последовательности картинок», «Составление орнаментов из кубиков», «Составление фигур из разрозненных деталей», «Кодирование» и «Лабиринты». При диагностике развития детей важное значение имеет использование специальных тестовых методик, направленных на оценку регуляторных механизмов, словесно-логического, наглядно-образного и пространственного мышления. С этой целью разработана специальная триада методик, включающая: «Диагностику развития прогностической деятельности» (Л. И. Пересленя, В. П. Подобед, Л. Ф. Чупров), «Диагностику словесно-логического мышления» (Л. И. Пересленя, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров) и модифицированную Т В. Розановой методику Дж. Равена. Отличие олигофрении от сходных состояний: ^
^
Отграничение УО от пед. и соц. запущенности: Для пед. и соц. запущенных характерен бедный запас общих знаний и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями, но в отличие от УО
! Этих детей нельзя принимать во вспомогательные школы! Отграничение УО от детей с нарушением анализаторов: Поскольку дети с дефектами слуха и зрения оказываются беспомощными в простых ситуациях, то они могут производить впечатление УО, но они выполняют логическое задание, в котором не использована дефектная функция. Для отграничения необходимо выяснить, что является первичным дефектом (когда отставание наступило в результате нарушения анализаторов). Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза, выясняется, в какой школе ребенок нуждается. Виды школ: II вид – слабослышащие дети ^ IV вид – первичные и вторичные отклонения в развитии при нарушении зрения V вид – тяжелая речевая патология VI вид - нарушение опрно-двигательного аппарата ^ VIII вид – дети с УО Отграничения глухих от УО:
Отграничения УО от слепых:
Отграничение УО от детей с тяжелыми расстройствами речи:
Динамика благоприятна только при логопедической коррекции, для определения уровня развития следует давать тесты не связанные с речью. ^
Любое нарушение при ДЦП преодолевается медленно. Главное - работа над физическими нарушениями. Часто явление сверхкомпенсации – хорошо рисуют, больше читают, высокий интеллект. Отграничение УО от детей с нарушением поведения: (важно отличатьУО от психопатоподобного поведения) Психическая декомпенсация ^ К психической декомпенсации невротического типа относятся расстройства деятельности организма при неспособности его компенсаторных механизмов справиться с нарушениями. Болезненное переживание чувства собственной неполноценности, психическая ранимость, неверие в собственные возможности, страх перед будущим. После страшных фильмов усиливается боязливость, страх темноты, ночные кошмары. Склонны к аутическому состоянию (уход в себя от реального мира, предпочтение одиночества). Эти дети доброжелательны, привязаны к родителям, трудолюбивы. ^
вариант аффективной возбудимости и двигательной расторможенности чрезвычайно раздражительны, склонны к аффективным разрядам, реакция неадекватна причине, тяготятся школой, характер имеет утрированные особенности (обостренное самолюбие, нетерпимость к критике, негативизм по отношению к авторитету взрослых), физически развиваются быстрее ровесников, резкий контраст в аффективных и нормальных состояниях (добродушие);
неодолимый характер к своему влечению, не контролируют себя, примыкают к антисоциальным компаниям, дисгармония развития отражается на внешнем облике, не достаточная интеллектуальная продуктивность, характерно отсутствие интереса к познанию, важно только удовлетворение желания. Характерна быстрая реакция на любое внешнее впечатление, которое напоминает о влечении, не критичны, не оценивают ситуацию, нуждаются в повышенном пед. внимании, а в период обострения – в психоневрологической госпитализации. ^
При раннем правильном распознании прогноз благоприятный. Отграничение УО от минимальной мозговой дисфункции (ММД):
Тесты с нормативами ПДК Психодиагностический комплекс методик: набор психодиагностических методик, разработанный и апробированный доктором психологических наук Л. И. Переслени, доктором мед. наук Е.М. Мастюковой и кандидатом психол. наук Л. Ф. Чупровым имеет место при диагностике уровня психического развития ребенка с трудностями обучения и/ или девиантным поведением во время его обследования медико-педагогическими комиссиями. Направленное взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития произвольной регуляции деятельности и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет особенно большое значение при обследовании детей с трудностями обучения на предмет отграничения ЗПР с одной стороны от пед. запущенности, с другой - от легкой УО и выбора путей оптимальной коррекции в той или иной системе обучения. ^ 1. Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадай-ка»), получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания как устойчивость, переключаемость, и распределяемость. (1-3 класс). 2. Методика диагностики уровня развития словесно- логического мышления, сконструированная на основе словесных субтестов Р. Амтхауэра. Эта методика объединяет разные виды словестно-логических заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития словесно - логического мышления. Методика экспериментально проверена на репрезентативных выборках младших школьников. 3. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена (детский вариант) в модификации Розановой. При отсутствии цветных матриц для исследования особенностей зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления предлагается использование трех разрезных картинок. Результаты чаще всего оцениваются качественно. Успешность складывания картинки из частей рассматривается важным показателем при оценке умственного развития. Методика апробирована при обследовании детей 6, 5 – 10 лет. ^ Методика состоит из двух частей: первая направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины («повторение цифр» из теста Векслера); во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. В таблице приводятся нормативы для детей от 5-ти до 14-ти лет. Показатель кратковременной памяти менее тех единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует об органическом поражении г.м. Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала Используется методика «группировка », возраст от младшего школьного до 14 лет, при помощи тестирования выявляется нижний предел возрастной нормы. |