Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть





Скачать 400.25 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть
Н.Д. канд
Дата 28.03.2013
Размер 400.25 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Математический факультет

Кафедра теории и методики обучения математике


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине
«Обучение математике детей с отклонениями в развитии»

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа «Математическое образование»

по профессиональному циклу М.2. В.00. – Вариативная часть

Курсы по выбору студента



Очная форма обучения

Курс – 6

Семестр – 11

Объем в часах всего – 120

в т.ч.:

лекции – 2

практические занятия – 38

самостоятельная работа – 80

Зачет – 11


Заочная форма обучения

Курс – 6

Семестр – 11

Объем в часах всего – 120

в т.ч.:

лекции – 2

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 106

Зачет – 11




Екатеринбург 2012


Рабочая учебная программа по дисциплине

«Обучение математике детей с отклонениями в развитии»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 23 с.


Составитель: Богановская Н.Д. канд. пед. наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе ИСО УрГПУ.


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения математике УрГПУ


Протокол от 24.05.2012 г. № 10. Зав. кафедрой ________ И.Г. Липатникова.


Декан математического факультета ______________ В.П. Толстопятов.


  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Цели и задачи дисциплины. Дисциплина «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» предназначена для студентов, обучающихся по специальности Математическое образование по направлению 050100 – Педагогическое образование.

Данная программа вытекает из общей концепции государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, содержащего требования к подготовке магистров математического образования.

В современных условиях организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии повышает роль школьных общеобразовательных учреждений. Специфика рассматриваемой дисциплины заключается в том, что студенты, изучая особенности усвоения математических знаний детьми с разнородными отклонениями в развитии, становятся готовыми к осознанному восприятию и пониманию проблем образования указанной категории школьников.

Актуальность изучения данной дисциплины студентами специальности «математическое образование» обусловлена тем, что получение именно математических знаний наиболее часто представляет серьезные затруднения для учащихся с отклонениями в развитии, и им всем должны быть созданы адекватные условия обучения и воспитания с учетом характера отклонений.

Цели курса:

  • раскрыть особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в развитии;

  • подготовить студентов к освоению основных педагогических технологий профессиональной деятельности преподавателя математики для различных категорий школьников;

  • сформировать у студентов внутреннюю мотивацию к получению профессиональных знаний, развитию у себя профессиональных и личностных качеств, необходимых для оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям;

  • сформировать профессиональные компетенции у студентов на основе обучения их современным теориям и технологиям образования работы с детьми с отклонениями в развитии;

  • создать условия для формирования нового педагогического мышления на основе расширения общего научного кругозора студентов в области образовательной технологии и непосредственного включение его в практическую деятельность;

  • создать условия для формирования опыта деятельности при решении образовательных и исследовательских задач в условиях нестандартной образовательной среды;

  • сформировать у студентов в процессе обучения дисциплине такие качества личности, как мобильность, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, ответственность, толерантность к различным категориям учащихся.
^

Задачи курса:


  • сформировать у студентов понятийный аппарат и целостное видение основных положений теории специального образования, необходимость знакомства с которыми обусловлена высоким научно-теоретическим уровнем общеобразовательного курса математики;

  • сформировать у студентов представления о современных подходах к интегрированному обучению детей, имеющих отклонение в развитии;

  • помочь студентам овладеть методами и приемами коррекционной работы по развитию речи и познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии;

  • создать условия для приобретения студентами опыта выражения собственного педагогического видения в форме практических педагогических навыков наблюдения и анализа уроков математики, планирования и составления конспектов уроков, упражнений для устных и письменных вычислений, проверочных работ, а также других видов педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии;

  • создать условия для усвоения студентами основных профессиональных терминов и понятий современных педагогических технологий работы с различными категориями школьников и формирования предметно-педагогических компетенций на ориентировочном, репродуктивно-аналитическом уровнях;

  • показать значимость профессиональной и личностной компетентности педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов и др. специалистов в организации эффективного учебно-воспитательного процесса для детей с отклонениями в развитии и их социализации;

  • формировать у студентов умения: конструировать деятельность и предвидеть ее результаты, творческого подхода к анализу источников специальной литературы; их реферирования и аннотирования, а также навыков самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.

^ 1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП. Курс «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» входит в состав модуля дисциплин, формирующих предметно-педагогическую компетентность будущих педагогов. Данный курс является дисциплиной основной образовательной программы магистратуры вариативной части (М 2.В. 00 – Курсы по выбору студента), а также непосредственно связан с такими дисциплинами как общая педагогика, методики обучения математике, методология и методы научного исследования. Содержательный и процессуальный компоненты дисциплины предполагают реализацию преемственности знаний студентов по педагогике, методике обучения и воспитания в математическом образовании.

Дисциплина «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» занимает одно из важных мест в структуре педагогического образования и подготовки будущих магистров математического образования. В данном курсе при рассмотрении методических вопросов, непосредственно связанных с дидактикой, в основу положена специфика учебного предмета математики и знание особенностей учащихся с отклонениями в развитии.

При этом особое внимание уделено вопросам подготовки детей к усвоению курса математики и речевой работе в связи с обучением математике. В процессе изучения курса постоянно используются знания студентов по разделам дисциплин математического и психолого-педагогического циклов.

Будущий учитель математики при изучении данного курса должен овладеть основными методами и приемами коррекционной работы по развитию речи и познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии. В содержании лекций находит отражение опыт известных ученых и лучших учителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

Знать:

  • современные тенденции развития образовательной системы;

  • психолого-педагогические основы обучения курсу математики школьников с отклонениями в развитии;

  • современные теории и технологии специального (коррекционного) образования в области математических знаний;

  • основные формы, средства, методы и приемы передачи математических знаний данной категории детей.

Уметь:

  • осуществлять процесс обучения математике в соответствии с образовательной программой с учетом специфики данной категории учащихся;

  • приобретать основные математические и методические знания, необходимые для рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ по учебному предмету «Математика» на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с отклонениями в развитии;

  • использовать математическую терминологию и символику в целях всесторонней коррекции речи учащихся в условиях общеобразовательного учреждения;

  • интегрировать полученных математических знаний для решения проблем коррекции речи и познавательной деятельности учащихся в реальных ситуациях.

Владеть:

  • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению общего и специального образования.

ПК-3: способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики.

Знать:

  • нормативные документы;

  • основные требования к организации коррекционно-развивающей среды на уроках математики, ее методического обеспечения и проведению коррекционно-компенсаторной работы с целью успешной социализации и профориентации детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Уметь:

  • внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации и коррекции обучающихся;

  • проектировать и реализовывать в практике обучения детей с отклонениями в развитии содержание математики как учебного предмета.

Владеть:

  • способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и специальной (коррекционной) педагогики и психологии.

ПК-5: способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

Знать:

  • актуальные вопросы базового математического образования;

  • сущность понятия «интеграция»;

  • существующие подходы к решению проблемы построения образования для всех категорий школьников;

  • современные концепции теории обучения массовой и специальной (коррекционной) школ;

Уметь:

  • интерпретировать полученные знания в исследовательской деятельности;

  • адаптировать современные достижения науки к образовательному процессу с детьми, имеющими отклонения в развитии;

  • решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образования;

  • осуществлять динамическое наблюдение на уроках математики за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

  • осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность на уроках математики и внеклассных занятий в условиях общеобразовательного учреждения.

Владеть:

  • способами осмысления и критического анализа научной информации;

  • навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;

  • способами приобретения основных математических и методических знаний, необходимых для рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ по учебному предмету «Математика» на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с отклонениями в развитии.

На семинарских и лабораторных занятиях у студентов наряду с закреплением теоретического материала формируются практические педагогические навыки наблюдения и анализа уроков математики, планирования и составления конспектов уроков, упражнений для устных и письменных вычислений, проверочных работ, изготовления наглядности, работы со специальной литературой, а также другие виды педагогической деятельности. Особое внимание уделяется коррекции речи и познавательной деятельности данного контингента учащихся.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,3 зачетных единицы.


^ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. . Учебно-тематический план очной формы обучения






п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

^ Аудиторные занятия

Самос

тоятель

ная работа

Всего

Лек

ции

Практические

1.

Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в развитии.

10

4

2

2

6

2

Клинико-психологическая характеристика акалькулии (отсутствие счета) и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста.

12

4




4

8

3

Общие вопросы теории обучения математике детей с отклонениями в развитии. Задачи и содержание обучения математике детей с отклонениями в развитии.

12

4




4

8

4

Роль поздних осложнений родовых повреждений центральной нервной системы в психофизическом развитии ребенка и его обучении.

14

4




4

8

5

Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности.

12

4




4

8

6

Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста.

10

4




4

6

7

Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

12

4




4

8

8

Обучение решению текстовых арифметических задач детей с с нарушениями речи

12

4




4

8

9

Особенности работы по формированию вычислительных навыков у детей с задержками психического развития

14

4




4

10

10.

Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта

12

4




4

8




Итого:

120

40

2

38

80




    1. ^ . Учебно-тематический план заочной формы обучения






п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

^ Аудиторные занятия

Самос

тоятель

ная работа

Всего

Лек

ции

Практические

1.

Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в психофизическом развитии

14

2

2




12

2

Клинико-психологическая характеристика акалькулии (отсутствие счета) и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста

14

2




2

12

3

Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности

18

2




2

16

4

Роль поздних осложнений родовых повреждений центральной нервной системы в психофизическом развитии ребенка и его обучении

16

2




2

14

5

Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста.

18

2




2

16

6

Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

18

2




2

16

7

Обучение решению текстовых арифметических задач детей с с нарушениями речи

22

2




2

20




Итого:

120

14

2

12

106


^ 3. Содержание дисциплины

п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела

^ Коды компетенций

1.

Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в психофизическом развитии

Факторы, определяющие особенности усвоения учебного предмета. Влияние дефектов развития на усвоение математики.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


2.

Клинико-психологическая характеристика акалькулии (отсутствие счета) и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста

Проблема дискалькулий и их коррекции. Симптоматика, механизмы дискалькулий и принципы их коррекции дискалькулий у школьников.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


3.

Общие вопросы теории обучения математике детей с отклонениями в развитии. Задачи и содержание обучения математике детей с отклонениями в развитии.

Связь методики математики с общей и специальной психологией, педагогикой, логопедией, с общей методикой обучения математике, с математикой как наукой. Роль математики в осуществлении развития личности ребенка с отклонениями.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3



4.

Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности

Минимальная мозговая дисфункция: признаки, причины возникновения, проявления. Отвлекаемость и двигательная расторможенность. Учебная деятельность данной категории детей. Особенности обучения и поведения гипердинамичных детей в коллективе.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


5.

Роль поздних осложнений родовых повреждений центральной нервной системы в психофизическом развитии ребенка и его обучении.



Проблема отсроченных осложнений родовых повреждений центральной нервной системы. Причины раннего органического повреждения головного мозга. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания детей, перенесших родовую травму.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


6

Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста

Понятие «астенический синдром». Причины возникновения астенического синдрома у школьников. Нарушения созревания и функционирования головного мозга. Физиологическое утомление и переутомление. Учебные трудности и проблемы школьной дезадаптации учащихся с астеническим синдромом. Организация педагогического процесса обучения данной категории детей.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


7

Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей с повреждением центральной нервной системы. Формирование сосредоточенности и усидчивости.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


8

Обучение решению текстовых арифметических задач детей с отклонениями в психофизическом развитии

Значение обучения решению задач для развития речи и мышления учащихся с отклонениями в развитии. Процессы мышления при решении текстовых арифметических задач. Развитие и коррекция речи учащихся в процессе обучения решению текстовых арифметических задач.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


9

Особенности работы по формированию вычислительных навыков у детей с задержками психического развития



Система изучения устных и письменных письменных вычислительных приемов. Предупреждение ошибок учащихся. Речевая работа в связи с изучением устных и письменных вычислительных приемов.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3


10

Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта

Особенности усвоения количественной оценки непрерывных величин. Организация практических работ, результатом которых является получение дробей. Метрическая система мер как основа для выражения чисел, полученных от измерения с помощью десятичной дроби.

ОК-1,

ПК-5,

ПК-3



Темы лекционных занятий для студентов очной формы обучения


1. Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в развитии.

  1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии (отсутствие счета) и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста.


Темы практических занятий для студентов очной формы обучения

  1. Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в психофизическом развитии.

  2. Общие вопросы теории обучения математике детей с отклонениями в психофизическом развитии. Задачи и содержание обучения математике детей с отклонениями в развитии.

  3. Симптоматика, механизмы и принципы коррекции дискалькулий у детей школьного возраста на уроках математики.

  4. Причины раннего органического повреждения головного мозга (гипоксические, травматические, воспалительные, токсические, хромосомные синдромы, эндокринные и наследственные заболевания)

  5. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания детей, перенесших родовую травму.

  6. Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности.

  7. Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и гиподинамическим синдромом.

  8. Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста.

  9. Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

  10. Значение обучения решению задач для развития речи и мышления учащихся с отклонениями в развитии. Процессы мышления при решении текстовых арифметических задач.

  11. Развитие и коррекция речи учащихся в процессе обучения решению текстовых арифметических задач.

  12. Система изучения устных и письменных вычислительных приемов с учащимися, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

  13. Предупреждение ошибок учащихся. Речевая работа в связи с изучением устных и письменных вычислительных приемов.

  14. Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта.


Темы лекционных занятий для студентов заочной формы обучения

1. Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в развитии.

  1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии (отсутствие счета) и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста.

Темы практических занятий для студентов заочной формы обучения

    1. Общие вопросы теории обучения математике детей с отклонениями в психофизическом развитии. Задачи и содержание обучения математике детей с отклонениями в развитии.

    2. Симптоматика, механизмы и принципы коррекции дискалькулий у детей школьного возраста на уроках математики.

    3. Причины раннего органического повреждения головного мозга (гипоксические, травматические, воспалительные, токсические, хромосомные синдромы, эндокринные и наследственные заболевания)

    4. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания детей, перенесших родовую травму.

    5. Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности.

    6. Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и гиподинамическим синдромом.

    7. Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста.

    8. Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

    9. Развитие и коррекция речи учащихся в процессе обучения решению текстовых арифметических задач.

    10. Система изучения устных и письменных вычислительных приемов с учащимися, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

    11. Предупреждение ошибок учащихся. Речевая работа в связи с изучением устных и письменных вычислительных приемов.

    12. Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта.


Перечень тем занятий, реализуемых в активной и интерактивной формах




^ Содержание дисциплины

Формы обучения

Методы обучения

Технология обучения

1

Особенности усвоения математических знаний детьми с отклонениями в психофизическом развитии.

Лекция-исследование, семинар с элементами проблемности.

Интерактивные методы, коммуникативный познавательный, преобразовательный, проблемный

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

2

Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии (нарушение счета) детского возраста.

Лекция-исследование, семинар с элементами проблемности

Моделирование, интерактивные методы, познавательный, систематизирующий

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

3

Общие вопросы теории обучения математике детей с отклонениями в психофизическом развитии. Задачи и содержание обучения математике детей с отклонениями в развитии.

Семинар с элементами проблемности, самостоятельная работа

Познавательный, преобразовательный, систематизирующий, проблемный, интерактивные методы

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

4

Роль поздних осложнений родовых повреждений центральной нервной системы в психофизическом развитии ребенка и его обучении.

Практика-исследование

Коммуникативный, познавательный,

проблемный, интерактивные методы

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

5

Особенности организации обучения детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности.

Семинар с использованием метода «круглого стола»

Коммуникативный познавательный, преобразовательный, систематизирующий, проблемный

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

6

Проявления в учебном процессе астенического и церебростенического синдромов у детей школьного возраста.

Семинар с элементами проблемности, самостоятельная работа

Интерактивные методы, коммуникативный познавательный, преобразовательный, проблемный

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

7

Особенности обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Практика-исследование, самостоятельная работа

Моделирование, интерактивные методы, познавательный, систематизирующий

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

8

Обучение решению текстовых арифметических задач детей с нарушениями речи

Семинар с элементами проблемности, самостоятельная работа

Познавательный, преобразовательный, систематизирующий, проблемный, интерактивные методы

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

9

Особенности работы по формированию вычислительных навыков у детей с задержками психического развития

Практика-исследование

Коммуникативный, познавательный,

проблемный, интерактивные методы

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода

10

Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта

Семинар с использованием метода «круглого стола»

Коммуникативный познавательный, преобразовательный, систематизирующий, проблемный

Деятельностного подхода, дифференцированного обучения, рефлексивного подхода



^ 4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной формы обучения

  1. Неврозы и невротические реакции в детском возрасте. Проявления невротических реакций на различных этапах развития ребенка.

  2. Возрастные, невротические, шизоидные страхи. Психолого-педагогическая коррекция и профилактика детских страхов.

  3. Внеклассная работа по математике с учащимися с отклонениями в развитии.

  4. Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и занимательных упражнений математического характера.

  5. Средства обучения математике детей с отклонениями в развитии.


Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения

1. Неврозы и невротические реакции в детском возрасте. Проявления невротических реакций на различных этапах развития ребенка.

2. Возрастные, невротические, шизоидные страхи. Психолого-педагогическая коррекция и профилактика детских страхов.

3. Роль математики как учебного предмета в осуществлении развития личности школьников с отклонениями в развитии.

4. Внеклассная работа по математике с учащимися с отклонениями в развитии.

5. Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и занимательных упражнений математического характера.

6. Средства обучения математике детей с отклонениями в развитии.

7. Особенности работы по формированию вычислительных навыков у детей с задержками психического развития.

8. Особенности формирования понятия обыкновенных и десятичных дробей у школьников с нарушением интеллекта.


Перечень заданий для самостоятельной работы

1.Выделите с помощью учебной программы основные понятия курса математики для данного класса.

2. Определите параметры исследования. Условия выбора параметров исследования вытекают из поставленной задачи – выявить особенности формирования математических знаний и навыков обследуемого ребенка. Параметры должны достаточно полно характеризовать математику как учебный предмет в данном классе общеобразовательной школы. Обоснуйте свой выбор.

2. Составьте вопросы (задания), направленные на выявление особенностей усвоения учащимися с отклонениями в развитии математического материала по выбранной теме. Используя предложенные задания, определите уровень наличия у школьников фактических знаний и уровень формирования у них математических понятий.

3. Используя полученные данные на основе предварительного обследования, составьте на каждого ученика диагностическую карту, придумайте соответствующие задания для учащихся по дополнению диагностической карты. Обоснуйте цель его использования.

4. Из пособия В. Г. Петровой и И. В. Беляковой «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» выпишите основные характеристические особенности детей с различными отклонениями в развитии.

5. Сформулируйте принципы обучения математике детей с отклонениями в развитии.

6. Используя статью О. Л. Алексеева «Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью» самостоятельно разработайте приемы психологической коррекции функции произвольной регуляции деятельности учащихся с СДВГ на уроках математики.

7. Опираясь на предложенный образец выполнения задания, спроектируйте по любой выбранной вами теме курса математики деятельность учащихся с отклонениями в развитии в условиях интегрированного обучения.

8. Подготовьте эссе на тему «Проблемы обучения математике детей с отклонениями в развитии в условиях интегрированного образования».

 При написании эссе ответьте на следующие вопросы:

 Что вы понимаете под интегрированным образованием?

 Как влияют современные концепции образования на перспективы организации интегрированного обучения?

Отметьте, что на ваш взгляд необходимо сделать для формирования профессиональной готовности будущего учителя математики к работе с детьми с отклонениями в развитии?

Какие, на ваш взгляд, необходимо внести изменения в современную систему образования с целью создания для каждого ребенка условий обучения, адекватных его возможностям?

9. Внимательно прочитайте фрагмент из автореферата кандидатской диссертации Капитонец Е. Г. «Формирование устных счетно-вычислительных навыков у учащихся с нарушением интеллекта» по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика и обозначьте те факты, на которые опирается соискатель, обосновывая актуальность проблемы.

Используя, предложенные фрагменты из авторефератов, выcкажите ваше субъективное мнение по поводу корректности формулирования положений, выносимых на защиту, и ответьте на следующие вопросы:

Можно ли утверждать, что предложенные положения являются утверждениями? Носят ли они дискуссионный характер? Сформулируйте дискуссионный вопрос по данному положению.

10. Охарактеризуйте понятия «сознательный счет» и «механический счет». Приведите конкретные примеры

11. Раскройте основные современные представления о роли математики в развитии мышления школьников

12. Как соотносятся направления социализации и гуманитаризации в процессе преподавания математики детям с нарушениями психофизического развития?

13. В чем заключается содержание личностно-ориентированного подхода в обучении математики детей с отклонениями в развитии?

14. Выделите факторы, определяющие особенности усвоения математики различными категориями детей.

15. Охарактеризуйте влияние дефектов развития на усвоение математики.

16. Дайте определение основных категорий общей педагогики: «развитие», «обучение», «образование». Выявите их взаимосвязь с категориями специальной педагогики: «коррекция», «компенсация», «диагностическое обучение».

17. Определите, в чем выражается стремление к технологизации, гуманизации и гуманитаризации преподавания математики детям с проблемами развития.

18. Раскройте содержание понятий: «уровень математических понятий», «наличие фактических знаний, соответствующих возрасту ребенка», «зона ближайшего развития», «оптимальный тип обучения».

19. Чем объясняется требование программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида о выделении на решение арифметических задач не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике?

20. Охарактеризуйте особенности понимания и решения текстовых арифметических задач учащимися с нарушением интеллекта.

21. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с нарушениями психофизического развития при обучении математике.

22. Формирование навыков учебной деятельности на уроках математики у школьников с отклонениями в развитии.

23. Развитие математической речи у школьников с нарушениями интеллекта.

24. Особенности формирования устных вычислительных навыков у школьников с психофизическими дефектами.

25. Определите уровни выполнения школьниками заданий с учетом объема и содержания помощи педагога.


Вопросы для зачета

1. Факторы, определяющие особенности усвоения школьниками математики как учебного предмета.

2. Влияние дефектов психофизического развития на усвоение математики.

3. Задачи обучения математике детей с дефектами развития.

4. Проблема дискалькулий и их коррекции.

5. Симптоматика и механизмы дискалькулий у школьников с отклонениями в развитии.

6. Принципы коррекции дискалькулий у школьников.

7. Организация учебной работы по математике в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии.

8. Процессы мышления при решении текстовых арифметических задач. Особенности их решения учащимися с отклонениями в развитии.

9. Особенности и содержание внеклассных форм работы по математике с учащимися с отклонениями в развитии.

10. Проблема создания детям с отклонениями в развитии адекватных условий обучения с учетом особенностей состояния их здоровья.

11. Психолого-педагогические особенности обучения школьников, перенесших родовую травму.

12. Причины возникновения астенического синдрома у детей. Физиологическое утомление и переутомление.

13. Учебные трудности и проблемы школьной дезадаптации учащихся с астеническим синдромом.

14. Повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке, снижение концентрации внимания, замедленный темп усвоения учебного материала как проявления церебростенического синдрома у детей с негрубыми остаточными проявлениями органического поражения мозга.

15. Организация педагогического процесса на уроках математики с детьми, имеющими астенический и церебростенический синдромы.

16. Минимальная мозговая дисфункция: признаки, причины возникновения. Особенности учебной деятельности данной категории школ

17. Коррекция отвлекаемости и двигательной расторможенности у детей с гипердинамическим синдром

18. Гиподинамический синдром, его проявления на различных этапах развития ребенка.

19. Организация учебной деятельности, режима труда и отдыха школьника с гиподинамическим синдромом.

20. Патологические привычки как одно из невротических проявлений.

21. Коррекция и предупреждение в процессе обучения отклонений в поведении ребенка с невротическими реакциями.


  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
    СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Студент, изучивший дисциплину, должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

Знать:

  • современные тенденции развития образовательной системы;

  • психолого-педагогические основы обучения курсу математики школьников с отклонениями в развитии;

  • современные теории и технологии специального (коррекционного) образования в области математических знаний;

  • основные формы, средства, методы и приемы передачи математических знаний данной категории детей.

Уметь:

  • осуществлять процесс обучения математике в соответствии с образовательной программой с учетом специфики данной категории учащихся;

  • приобретать основные математические и методические знания, необходимые для рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ по учебному предмету «Математика» на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с отклонениями в развитии;

  • использовать математическую терминологию и символику в целях всесторонней коррекции речи учащихся в условиях общеобразовательного учреждения;

  • интегрировать полученных математических знаний для решения проблем коррекции речи и познавательной деятельности учащихся в реальных ситуациях.

Владеть:

  • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению общего и специального образования.

ПК-3: способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики.

Знать:

  • нормативные документы;

  • основные требования к организации коррекционно-развивающей среды на уроках математики, ее методического обеспечения и проведению коррекционно-компенсаторной работы с целью успешной социализации и профориентации детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Уметь:

  • внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации и коррекции обучающихся;

  • проектировать и реализовывать в практике обучения детей с отклонениями в развитии содержание математики как учебного предмета.

Владеть:

  • способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и специальной (коррекционной) педагогики и психологии.

ПК-5: способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

Знать:

  • актуальные вопросы базового математического образования;

  • сущность понятия «интеграция»;

  • существующие подходы к решению проблемы построения образования для всех категорий школьников;

  • современные концепции теории обучения массовой и специальной (коррекционной) школ;

Уметь:

  • интерпретировать полученные знания в исследовательской деятельности;

  • адаптировать современные достижения науки к образовательному процессу с детьми, имеющими отклонения в развитии;

  • решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образования;

  • осуществлять динамическое наблюдение на уроках математики за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

  • осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность на уроках математики и внеклассных занятий в условиях общеобразовательного учреждения.

Владеть:

  • способами осмысления и критического анализа научной информации;

  • навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;

  • способами приобретения основных математических и методических знаний, необходимых для рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ по учебному предмету «Математика» на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с отклонениями в развитии.
^ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература

Основная



Богановская, Н.Д. Теоретические основы содержания курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: учеб. пособие / Н. Д. Богановская . – Урал. гос. пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 176 с.

50 экз.



Коркунов, В.В. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребёнка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой / В.В. Коркунов, С.О. Брызгалова // Специальное образование : научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун.-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2006. - № 7. – С. 7-12.

1 экз.



Математика. Сборник нормативных документов: Федерал. компонент гос. стандарта: Федерал. базис. учеб. план / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 79 с.

3 экз.



Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

59 экз.



Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 104 с.

2 экз.



Томме, Л. Е. Исследование готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению математике /Л. Е. Томме // Дефектология. – 2007. - № 5. – С. 33 – 41.

1 экз.



Томме, Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2008. - №5. – С.35 – 41.

1 экз.


Дополнительная




Алексеев, О.Л. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью /О.Л. Алексеев, А.А. Королева // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2010. - № 3. – С.9 – 13.

1 экз.



Богановская, Н. Д. Аддитивно-скалярные величины в курсе математики специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида / Н.Д. Богановская //Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2008. - № 9. – С. 9 – 13.

1 экз.



Богановская, Н. Д. Полифункциональное использование кабинета математики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида /Н. Д. Богановская // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец.образования.- Екатеринбург, 2004. – № 3. – С. 11 – 14.

1 экз.



Богановская, Н. Д. Роль работы по усвоению математической терминологии и знаковых обозначений в коррекции мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта /Н. Д. Богановская // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2004. – № 2. – С. 33 – 37.

1 экз.



Богановская, Н. Д. Роль теоретико-множественного подхода в формировании математических компетенций учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Д. Богановская // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2008. - № 10. - С. 11 – 15.

1 экз.



Богановская, Н. Д. Совершенствование профессиональной готовности педагога в процессе осуществления диагностической деятельности: учеб. пособие / Н. Д. Богановская. – Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 97 с.

40 экз.



Богановская, Н. Д. Специфика изучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Н. Д. Богановская // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2007. - № 8. – С.19 – 23.

1 экз.



Власова, Э. А. Формирование общепрофессиональных позиций современного учителя. Подготовка студентов к преподаванию начального курса математики / Э. А. Власова // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 87 – 92.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/arch/15.html

1 экз.



Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.

2 экз.



Кураченко, З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике / З.В. Курченко // Начальная школа. – 2003. - № 4. – С. 63 – 72.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/arch/87.html

1 экз.



Лебединская, К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К. С. Лебединская, М.М. Райская, Г. В. Грибанова. – Науч.-исслед. Ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 164 с.

8 экз.



Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

3 экз.



Мурашова, Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е. В. Мурашова. – Екатеринбург: Y-Фактория, 2006. – 176 с.

5 экз.



Числова, С. Н. Интегрированный урок математики в условиях коррекционно-развивающего обучения / С. Н. Числова // Начальная школа. –2006. - №7. – С. 72 – 83.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/arch/117.html

1 экз.


^ 6.2 Информационное обеспечение дисциплины


  1. Каталог образовательных Интернет-ресурсов http://catalog.vlgmuk.ru\?

8,42.0.0.5.0.0

  1. Каталог образовательных ресурсов http://window.edu.ru\window?

p_ frubr=1,2&p_mode =1&p_rid=9735&p_rubr=2.1.30

  1. Российский общеобразовательный портал

http://www.scool.edu.ru/


7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины


Учебно-методические пособия:

1. Богановская, Н.Д. Теоретические основы содержания курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: учеб. пособие Текст / Н. Д. Богановская . – Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 176 с.


^ 8. Сведения об авторе программы

Богановская Наталия Давыдовна


Ученая степень: кандидат педагогических наук.

Ученое звание: профессор.

Должность и место работы: профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе ИСО УрГПУ.

Рабочий телефон: 235-76-25


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

«Обучение математике детей с отклонениями в развитии»

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа «Математическое образование»

по профессиональному циклу М.2. В.00. – Вариативная часть

Курсы по выбору студента


Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ооп «050100

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 Специальное (дефектологическое)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Б 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая программа по дисциплине од. А. 03 Патологическая анатомия Направление подготовки послевузовское

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине Учебная практика по направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине (модулю) «зубопротезирование (простое протезирование)»
«Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине Стоматология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Правоведение» По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по направлению «050100 Педагогическое образование» Магистерская программа «Математическое образование» по профессиональному циклу м в. 00. Вариативная часть icon Рабочая учебная программа по дисциплине биологическая химия По направлению подготовки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы