|
Скачать 0.96 Mb.
|
______________________________________________________________________________________________Юридический факультет Кафедра уголовной политики Юридическая психология УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Юридическая психология» вузовского компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по направлению 030500.62 «Юриспруденция» и вузовского компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 030501.65 «Юриспруденция» Москва Издательство МНЭПУ 2008 ББК 67.400(3)я73 Р76 Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры Проректор по УМР уголовной политики Матюнина О.Е. « » 200 г. Протокол № от « » 200 г. Зав.кафедрой Качалова О.В. « » 200 г. ^ Декан юридического факультета Зав. УМО Карпов Е.А. ______Попов О.П. « » 200 г. « » 200 г. Р76 Юридическая психология: Учебнометодический комплекс по дисциплине «Юридическая психология» вузовского компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по направлению 030500.62 «Юриспруденция» и вузовского компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 030501.65 «Юриспруденция». – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – 00 с. Учебно-методический комплекс по «Юридической психологии» подготовлен для студентов очного и заочного обучения юридического факультета в соответствии с требованиями Госстандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов и бакалавров по юриспруденции. Предназначен для организации самостоятельной работы студентов при освоении курса. Содержит рабочую программу и учебно-тематический план для изучения дисциплины, необходимые материалы для подготовки к семинарам, экзамену, выполнения контрольных работ. ББК 67.400(3)я73 А в т о р с о с т а в и т е л ь: Пятибратова Инна Викторовна - к.псих.н., преподаватель кафедры уголовной политики МНЭПУ. © МНЭПУ, 2008 С О Д Е Р Ж А Н И Е ^ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебная программа курса «Юридическая психология» ^ Юридическая психология является прикладной отраслью психологии, изучающей психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности органов юстиции, а также социально- психологические процессы и явления связанные с этой деятельностью, которые активно воздействуют на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей. Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем. Такие базовые уголовно- правовые понятия, как вина, мотив, личность преступника, преступное поведение, имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические знания являются составной частью юридического образования. Поэтому учебный курс юридической психологии является важным элементом в системе юридических дисциплин в высших учебных заведениях России. Изучение юридической психологии предполагает, с одной стороны, овладение знаниями о разнообразных проявлениях психики лиц, участвующих в ситуациях правового регулирования, являющихся субъектами тех или иных правоотношений, и, с другой,- формирование у студентов необходимых юристу умений и навыков применения полученных психологических знаний в практической деятельности. В конце изучения курса юридической психологии студенты предоставляют контрольную работу объемом до 10-12 страниц машинописного текста и сдают зачет с оценкой. Контрольная работа являются рубежным контролем изучения наиболее сложных тем курса юридической психологии. Изучение этой дисциплины необходимо каждому юристу, специализирующемуся в уголовно-правовой сфере как часть профессиональной подготовки к деятельности по должностному предназначению. Основной метод изучения курса – самостоятельная работа студентов по овладению знаниями путем систематической работы с нормативными актами, учебной литературой, теоретическими трудами и другими источниками, рекомендуемыми в заданиях по соответствующим темам. По курсу юридической психологии проводятся лекции, семинарские занятия, выполняется контрольная работа. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и призваны дать основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. Лекции служат организующим началом работы студента, поскольку они содержат рекомендации по организации самостоятельной работы. Семинарские занятия имеют целью более детальное изучение теоретических вопросов и привития первоначальных навыков анализа психических состояний личности, а также решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов уголовной юстиции. В результате изучения курса студент должен: Знать:
Уметь:
Быть ознакомленным:
2. Содержание курса Раздел I Введение в юридическую психологию. Тема 1. Предмет юридической психологии Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии в качестве прикладной отрасли психологической науки. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, медицинской психологией, а также с отраслями правовой науки: уголовным и гражданским правом, уголовным и гражданским процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией. Методы юридической психологии. ^ Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Понятие личности в психологической и правовой науке. Соотношение понятий: человек, индивид, личность и индивидуальность. История развития теории личности в психологии. Теории личности в психологии. Структура личности. Этапы формирования личности. Сознание в структуре личности. Соотношение понятий сознания и бессознательного в структуре личности. Психологические критерии вменяемости- невменяемости. Психодиагностические методы изучения личности субъектом правоприменительной деятельности. Использование юристом психологических знаний о личности в своей профессиональной деятельности. ^ Ощущение - элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Нарушение восприятия. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса. Память. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности анемических процессов. Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление - высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовного дела, в ходе решения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций. Нарушения мышления и интеллекта. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки». Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников. Способы повышения эффективности и качества внимания юристом. ^ Эмоции, чувства - специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств. Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье, общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями. Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение, психику людей, на их способность к осознанно-волевому регулированию своего поведения. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершающих насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта. Способы ее разоблачения. Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Психические (эмоциональные) состояния - составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом. ^ Использование знаний о них юристом в практической деятельности Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы - основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение, учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения. Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного, виктимного поведения, к несчастным случаям. Изучение этих свойств с помощью эксперта-психолога у лиц, по вине которых произошли аварии, катастрофы в производственной деятельности, повлекшие массовую гибель людей, у потерпевших. ^ гражданском процессе Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой. ^ Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления) Противоправные (преступные) проявления - разновидность антиобщественной деятельности. Содержание, структура деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Виды действий. Мотивы деятельности. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступления. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так называемой профессиональной вменяемости. ^ Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника. Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы, правосознания в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела. Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовного дела в суде. Психологический портрет как метод установления личности преступника в ходе расследования преступлений в условиях неочевидности. ^ Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива. Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привычек, национальных обычаев, традиций социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных бедствий, боевых действий. Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Процесс выработки принятия группового решения. Психологическая основа межличностных взаимоотношений в группе (коллективе). Понятие психологического «климата» в группе (коллективе). Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп. ^ Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности - разновидности государственной службы. Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста. Властный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. Нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в органах суда, прокуратуры и др. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологически особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. ^ Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов. Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Развитые воображение, интуиция. Коммуникативная компетентность юриста. Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициатива, находчивость, распорядительность, воля. Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительных органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. ^ деятельности юриста Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста. Психология осмотра места происшествия. Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра. Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска. ^ Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы общения юриста. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характеристика речи участников общения. Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста. Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Роль средств невербального общения в установлении и поддержании продуктивного диалога. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения. ^ Общие социально-психологические особенности ведения допроса. Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации свидетелем. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особенности допроса несовершеннолетних. Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельство). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц. . ^ Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры деятельности юриста. Психология руководителя органа юстиции. Этика и стиль современного управления. Человеческий фактор в системе управления, его роль в оптимизации управленческого воздействия руководителя на своих подчиненных. Требования, предъявляемые к личности руководителя. Создание психологически благоприятной управленческой среды в коллективе сотрудников правоохранительных органов. Психологические особенности принятия решений в сфере правоохранительной деятельности. Виды решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Прогнозирование последствий принимаемых решений. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности. Проблема риска в деятельности юриста. ^ Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда. Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Планы семинарских занятий Семинар по теме № 1 Предмет юридической психологии.
При изучении данного раздела необходимо усвоить, что, являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология относится к разряду естественно - научных отраслей знаний- ее основа состоит в закономерностях психики человека; специфично лишь приложение, учет этих закономерностей; юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Предметом юридической психологии являются - различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Методологической основой изучения психики человека служит теория отражения, а естественнонаучной- учение И.М. Сеченова, И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. К принципам юридической психологии относится:
Изучая структуру юридической психологии, необходимо определить ее составные части, разделы, их взаимосвязь, семантику каждой части, ее соотнесенность со смежными отраслями знаний. Отмечая междисциплинарные связи юридической психологии важно показать какую уникальную помощь оказывает наука в деятельности юриста. Контрольные вопросы:
^
ЛИТЕРАТУРА:
Дополнительная литература:
Семинар по теме № 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.
Особое внимание при изучении этой темы следует обратить на следующие вопросы: индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Этапы формирования личности. Жизненные позиции человека: мировоззрение, установки, ценностные ориентации, направленность, неосознаваемое в структуре личности. Методы психологической диагностики личности. Место и роль психолога при изучении индивидуально-психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса. Контрольные вопросы: 1.Объясните взаимосвязь понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность? 2. Назовите основные современные теории личности? 3. Перечислите психодиагностические методы изучения личности. Темы для докладов:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие по теме № 3 Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом. Контрольные вопросы:
При изучении этой темы следует придерживаться следующей схемы:
Ощущение - элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Физиологическая основа ощущений. Пороги чувствительности анализаторов. Классификация ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Свойства восприятия. Предметность, целостность, константность, активность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия пространства, времени, предметов, движения участниками уголовного процесса. Память. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Формы памяти. Запоминание (сохранение), воспроизведение, забывание. Явления реминисценции, ретроградной амнезии. Способы улучшения запоминания. Мышление - при изучении этой темы необходимо усвоить: сущность мышления, классификацию явлений мышления, этапы процесса мышления, виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления (качества ума). Способы активизации мыслительной деятельности. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки». Воображение - виды воображения. Связь с другими психическими познавательными процессами. Значение воображения в деятельности юриста. Внимание - общая характеристика процесса. Виды внимания. Способы, повышающие внимание. Темы для докладов:
Практические задания. Тест оценивает логический аспект мышления. Вы должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время исполнения – 5 минут. 1). 24 21 19 18 15 13 __ __ 7 2). 1 4 9 16 __ __ 49 64 81 100 3). 16 17 15 18 14 19 __ __ 4). 1 3 6 8 16 18 __ __ 76 78 5). 7 16 19 5 21 16 9 __ 4 6). 2 4 8 10 20 22 __ __ 92 94 7). 24 22 19 15 __ __ ^ Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркивать эти слова. ^ бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт Результаты: Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие по теме № 4 Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их влияние на поведение человека Контрольные вопросы:
При изучении темы необходимо обратить внимание на особенности отдельных видов эмоций и чувств: эмоциональный тон ощущений; настроение. Состояние страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами пострадавшими в результате преступных посягательств. Состояния тревожности, психической напряженности. Стресс, стадии развития стресса, его признаки. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста. Причины возникновения стресса, последствия стрессового состояния. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений. Фрустрация. Причины и механизм возникновения. Формы проявления. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Этапы протекания ПТСР, влияние, оказываемое на психику людей, негативные последствия для личности. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Аффектогенная ситуация, ее признаки. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Аффект и алкогольное опьянение. Симуляция аффекта. Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Оценка страданий судом при определении морального вреда. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом. ^
^ Мои способы нейтрализации отрицательных психических явлений (стрессов, фрустраций, напряженности, депрессии). Практические задания: Задание 1.
Задание 2. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.
–Я тебя убью!- закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода ректора она четко и уверенно ответила материал.
^
Дополнительная литература:
Семинар по теме № 5 Индивидуально-психологические особенности личности.
Контрольные вопросы:
Темперамент. Понятие о темпераменте, природная основа различных темпераментов- типологические свойства высшей нервной деятельности( учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности).Основные свойства различных типов темперамента. Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческого фактора. Учет свойств темперамента в профессиональной деятельности, особенностях протекания процесса общения, познавательных психических процессах у различных типов темперамента. Характер. История теории характера. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко). Основные типы акцентуаций, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве. Ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной практики. Темы для докладов.
^
Дополнительная литература:
Семинар по теме № 6 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. 1. Предмет, основания и поводы назначения СПЭ. 2. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел. 3. Порядок проведения СПЭ. При изучении этой темы необходимо обратить внимание на предмет СПЭ. Особое внимание необходимо уделить вопросам отличия оснований от поводов назначения СПЭ, отличию судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической. Вопросам, решаемым экспертом психологом в уголовном и гражданском процессе. Подготовке и этапам проведения судебно-психологической экспертизы в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дед. При разрешении гражданско-правовых споров. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой. Контрольные вопросы:
^
^
^
Семинар по теме № 7 Психология преступного поведения (психология преступления). 1.Противоправные (преступные) проявления. 2.Содержание, структура деятельности. 3.Структурно- психологический анализ преступного поведения. 4.Мотивационная сфера преступления. При изучении этой темы необходимо разобрать следующие понятия: Противоправные проявления - разновидность антиобщественной деятельности. Деятельность-содержание, структура. Проступок, правонарушение, преступление. Различные виды действий. Мотивы деятельности личности. Характеристика умышленных и неосторожных преступлений с точки зрения психологии. Структурно-психологический анализ преступного действия. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и результата наступившего в умышленных и неосторожных преступлениях. Контрольные вопросы:
^
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
^
Семинар по теме № 8 ^ 1.Личность преступника как специальный объект психологического исследования. 2.Классификация личности преступника. 3.Психологический портрет как метод установления личности преступника. При изучении данной темы необходимо усвоить понятие личности преступника, выяснить сущность поступка, проступка, преступления. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Понятие профессионального преступника. Особое внимание следует обратить на психические состояния, связанные с преступлениями вызывающие сужение сознания, на проявление индивидуально-типологических качеств личности, на связь сознания и подсознания при совершении различных преступлений, на деформацию ценностной ориентации и дефекты правосознания и саморегуляции личности, на типологию личности преступника. Полезно ознакомиться с проблемами криминальной патопсихологии (психические аномалии, агрессия, жестокость). Психологический портрет как метод установления личности преступника в ходе расследования преступлений в условиях неочевидности. Контрольные вопросы:
^
Основная литература:
^
Семинар по теме № 9. ^
4.Типы преступных формирований. Понятие группы в социальной психологии. Основные признаки группы. Классификация групп. Отличие группы от коллектива. Влияние группы на сознание личности. Массовый психоз, паника, массовые беспорядки. Характеристика малой группы, ее структура, признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповая сплоченность и групповой конформизм. Групповая совместимость членов группы. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа; группа по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп. Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных группах. Круговая порука в преступной группе. Факторы способствующие формированию круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьбы с групповой преступностью. Контрольные вопросы: 1.Виды преступных групп согласно действующему уголовному законодательству их характеристика. 2.Структура преступной группы, ее признаки. 3.Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах).
^
^ :
^
Семинар по теме № 10: Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста Контрольные вопросы:
При изучении этой темы следует обратить внимание на вопрос связанный с особенностями правоохранительной деятельности- правовой регламентацией, властным характером полномочий, экстремальным характером труда, нестандартной, творческой деятельностью. Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. Личность юриста, психологическая структура. Способности юриста, классификация. ^
ПИСЬМЕННАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА ^ |
![]() |
Пресc-анонс в украине пройдет международный форум cообществ потребителей наркотиков Европы и Центральной Азии; Элиот Росс Альберс, исполнительный директор Международной сети людей,... |
![]() |
Международный конгресс по интеллектуальным системам и информационным технологиям, секция «Перспективные Удк 004. 89: 612. 821 Международный конгресс по интеллектуальным системам и информационным технологиям,... |
![]() |
Международный «Астма-день» |
![]() |
Международный Форум «Стоматология в Гостином» |
![]() |
3 мая – Международный «Астма-день» |
![]() |
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» |
![]() |
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» |
![]() |
1 декабря Международный день борьбы со спидом |
![]() |
Iii международный молодежный медицинский конгресс |
![]() |
Пригласительный билет и программа международный междисциплинарный семинар |