ДЕТИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Принципы общения с агрессивными детьми
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, Вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты, например, разрешите ему поколотить подушку.
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Пусть Ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
^
Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
Если Вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который поможет решить эту проблему.
^
Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам.
Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавая ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря и попросим дать нам ее посмотреть».
^
Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать. Четко определите, что можно и что нельзя.
Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
Уделяйте достаточно внимания каждому ребенку, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять свои требования. Лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Правила поведения с тревожными детьми
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка во время наказания.
^
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши педагоги понимают! Бабушку лучше слушай!»)
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешили раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-то, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Если по каким либо объективным причинам ребенку трудно заниматься (учиться), выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Не отказывайте своему ребенку в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
^
Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хочет пожелать себе сам при выполнении задания.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
Отвлеките ребенка от его деятельности в данный момент.
Задайте неожиданный вопрос.
Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите действие ребенка).
Не запрещайте действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывайте, а просите (но не заискивайте).
Выслушайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторятйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставьте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит.)
Из опыта работы учителей с детьми, имеющими синдром дефицита внимания
Работу с ребенком строится индивидуально, при этом основное внимание уделяется четкой организации деятельности и исключению отвлекающих факторов.
По возможности игнорируются вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощряется его хорошее поведение.
Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой в центре напротив доски.
Ребенку предоставляется возможность быстрого обращения за помощью в случаях затруднения.
Учебные занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Предлагаемые занятия желательно писать на доске.
На определенный отрезок времени дается только одно задание.
Выполнение большого задания дозируется: задание предлагается в виде последовательных частей и периодически контролируется ход работы над каждой из частей, вносятся необходимые коррективы.
Во время учебного дня необходимо предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Работа с детьми с дефицитом внимания должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и психологов.
|