Стили и принципы общения с детьми разными нарушениями общения с окружающими людьми в периоды адаптации 1, 5 классы.
Для педагогов и родителей.
(зам. директора по УВР школы 1 ступени –Ведерникова Н.И.) 2011г

Стиль общения с застенчивыми детьми (уч-ся слабо идущих на общение)
.Старайтесь расширять круг общения ребёнка , знакомя с другими детьми, расширяя маршруты прогулок, экскурсий, адаптируя к новым местам, людям.
Не стоит создавать нервозную обстановку, переживать за ребёнка, стараться оберечь его от всевозможных опасностей;
Не старайтесь сами сделать за ребёнка свод действий, задания, предупреждая любые затруднения.
Старайтесь давать возможность ребёнку самому определить меру свободы, открытых или планирование действий.
Старайтесь укреплять уверенность ребёнка в своих силах через выполнение посильных заданий.
Привлекайте ребёнка к выполнению поручений , связанных с общением
Постарайтесь создавать ситуации , в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» людьми (в магазине, в библиотеке).
Стиль общения с беспокойными детьми
Избегайте крайностей : нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится , но нельзя и всё запрещать , чётко определите, что можно и что нельзя.
Своим поведением показывайте ребёнку пример : сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своём поведении.
Уделяйте достаточно внимания каждому ребёнку, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у Вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребёнок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так , а не иначе.
Правила работы с тревожными детьми.
Рекомендации для педагогов и родителей. 2011уч.год
.Избегайте состязаний и каких- либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте по разным показателям ребёнка с окружающими.
Чаще используйте контакт «прикосновения» , упражнения , минуты отдыха на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, стараясь быт для ребёнка примером.
Не предъявляете ребёнку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
Использовать наказание лишь в крайних мерах.
Не унижайте ребёнка словами, наказывая его.
^ (для всех-4 лет обучения в начальной школе)
1.Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить, если ребёнку с трудом даётся что-то , лучше лишний раз помогите ему
И окажите поддержку.
4.Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким , какой он есть.
5.Если по каким-то объективным причинам ребёнку трудно заниматься, выберите
для него кружок по душе.
6.Не отказывайте своему ребёнку в любви и поддержке. Пусть он учится и живёт в атмосфере тепла и доверия.
Основные направления при работе с гиперактивными детьми.
( первые действия при « обострении» спонтанных, неадекватных действий ребёнка)
Отвлечь ребёнка от возможной в данный момент деятельности
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить , повторить действия ребёнка).
Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме.
Не приказывать , а попросить его ( не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребёнок ( в противном случае он не услышит вас)
Автоматически , одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нетральным тоном).
Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если не опасно для здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.
Не читать нотаций (данный ребёнок их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивными детьми.
Заранее обговорите (договоритесь) с ребёнком о времени занятий, игры, прогулки.
Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый , а заведённый будильник, звонок, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка
Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказания за желательное и нежелательное поведение.
Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в классе, дома.
Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребёнок может сказать, что он хотел бы пожелать сам себе при выполнении задания.
Принципы общения с агрессивными детьми
В работе и в общении с данными детьми использовать «запрет» и «повышение голоса» - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
Обязательно надо понять причины агрессивного поведения .
Нужно уметь выслушать ребёнка, дать возможность ему выплеснуть свою агрессию, сместить её на другой объект.
Показывать ребёнку личный пример поведения в разных ситуациях . Не допускать при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях , коллегах.
Ребёнок должен осознавать, чувствовать , что вы его принимаете, общаетесь на равных.
Не стесняйтесь лишний раз его пожалеть, может погладить.
Он должен чувствовать , что нужен Вам.
Работа с детьми , имеющим синдром « дефицита внимания»
Работу с гиперактивным ребёнком нужно строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации познавательной, учебной деятельности.
По возможности игнорировать ( не замечать) вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания.
Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы (большое значение имеет выбор места за партой – центр, напротив доски).
Предоставьте ребёнку возможность быстрого обращения за помощью в случаях затруднения.
Учебные занятия строить по чётко распланированному , стереотипному распорядку.
Предлагаемые занятия писать на доске, в печатном варианте.
На определённый отрезок времени даётся только одно задание.
Дозировать ребёнку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося свои коррективы.
Во время учебного дня предусмотреть возможность для двигательной физзарядки, спортивные упражнения, смены видов деятельности.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением специалистов (психолога, логопеда) , родителей, педагогов.
     
|