Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет





Скачать 176.17 Kb.
Название Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет
Дата 31.03.2013
Размер 176.17 Kb.
Тип Документы
К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ УЧИТЕЛЯ

Н.И. Глушкова

Ставропольский государственный университет

Кафедра психологии


Проблема акцентуаций характера активно начала исследо­ваться К.Леонгардом, А.Е.Личко. Именно работы этих исследова­телей запустили механизм все возрастающего внимания психологов к анализу акцентуированных черт личности. Данная проблематика рассматривалась в аспекте акмеологии, проведенной на кафедре акмеологии и психологии профессиональ­ной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. На существенную роль и значимость типичных для данной про­фессии данного типа профессионализма акцентуированных черт личности указывали многие исследователи. Так С.Н. Епифанцев (1996) в своей диссертации обосновал важность и не случайность в структуре профессионализма высших руководителей таких акцен­туированных черт личности как паранойяльные, маниакальные, истероидные. При этом данные акцентуации способствовали достиже­нию более высоких результатов деятельности у руководителей, они входили в структуру их "акме". Наряду с этим эти же черты личности могут оказать негативное влияние на формирование про­фессионализма.

На существенную роль в профессионализме личностных качеств указывали в своем исследовании А.А.Гордеев (1997), В.А.Волович (1997), В.И._Виноградов (1996), Е.П.Костенко (1995) и дру­гие ученые. В настоящее время можно констатировать появление в рамках акмеологии направления научных исследований - концепции влияния акцентуированных черт личности на профессионализм, ин­дивидуальный стиль деятельности работника. Каждое из проведен­ных в этой области исследование открывает как бы новые грани этой проблемы. При этом становится ясно, что для каждой про­фессии зона значимых акцентуаций специфична как с точки зрения предопределения успеха в том или ином виде профессиональной деятельности, с точки зрения достижения "акме", так и с точки зрения деформации эффективной профессиональной деятельности.

Естественно, проблема акцентуаций - это не изолированная проблема от общего состояния психологической науки, ее разра­ботка опиралась и опирается на психологические исследования более общего, методолого-психологического плана. Исследования К. А. Абульхановой, О.А.Ахвердовой, А. А. Бодалева, И.В.Боева, П.Б.Ганнушкина, А. А. Деркача, И. В. Дубровиной, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитова, А.В.Петровского явились теорети­ко-методологической основой исследования акцентуаций учителя общеобразовательной школы. Автор настоящего исследования в процессе работы опиралась на многие уже достаточно обос­нованные и апробированные концепции, научные положения. Так, при исследовании механизма влияния акцентуированных черт лич­ности педагога на учеников, использовалась концепция персонализации А. В. Петровского. При характеристике индивидуального стиля деятельности учителя с чертами истероидной акцентуации использовался подход, предложенный А.К.Марковой, А.Я.Никоновой, Л.А.Ермаченко, хотя данные авторы опирались и на более ранние исследования данного типа (В. С. Мерлин, Е.А.Климов, В.М. Русалов, Э.А. Голубева). Предложенная ими схема общего подхода к индивидуаль­ному стилю деятельности учителя реализована и при анализе сти­ля деятельности учителей с чертами истероидности. В подходе А.К.Марковой, Л.А.Ермаченко, А.Я.Никоновой диалектично переплетены параметры индивидуального стиля деятельности, характерные для знаний, навыков, умений и личностных качеств. Субъектно-объектные аспекты деятельности личности в процессе реализации ею профессионального мастерства, методы повышения профессионального мастерства учителей с чертами истероидной акцентуации автор данного исследования излагала, опираясь на труды целой плеяды исследователей (Б.Г.Ананьев, С.А.Анисимов, О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, О.И.Жданов, Р.Л.Кричевский, Л.Г.Лап­тев, В.Г.Михайловский, Э.А.Манушин, В.В.Петрусинский, В.А.По-номаренко, И.Н.Семенов, А.П.Ситников, Е.А.Яблокова и др.).

При исследовании данной проблематики необходимо отметить подходы З.Фрейда, В. Райха, А.Лоуэна, К.Ясперса и других зарубежных ученых. Оригинальные концепции, идеи, теории данных исследователей во многом определили содержание работы, за­мысел экспериментально-психодиагностического исследования.

Акцентуации черт личности учителя общеобразовательной школы - реальность человеческих су­деб, оказывающая воздействие на индивидуальные стили деятель­ности. Акцентуации оказывают многоаспектное влияние на лич­ность педагога, в том числе, они могут существенно влиять на результаты профессиональной деятельности, профессионализм лич­ности. В связи с этим уместно проанализировать: как акцентуированные черты личности, не случайные в среде педагогов, влияют на облик учителя, и как они могут оказывать влияние на развитие их профессионализма.

В последнее время в научной литературе заметен процесс пре­одоления негативного контекста при анализе акцентуированных черт личности. Такой подход характерен для ряда исследований К.Личко, С.Н.Епифанцева, В.И.Виноградова, В.И.Волович, Л.А.Ермаченко и др.

Уже на протяжении столетий высказывалась мысль об особой роли чрезмерно выраженных, акцентуированных черт личности в детерминации поведения человека, его профессиональных достиже­ний. Предметом нашего исследования являются не психопатологические отклонения, а влияние акцентуированных черт личности на психологическое здоровье и профессионализм учителя общеобразовательной школы. Ясно, что эти черты весьма вариабельны и не попадают под раздел какого-либо ненормального или даже нега­тивного контекста, это черты личности, которые отличают одних нормальных людей от других, которые придают типологичность и индивидуальность профессиональной деятельности личности, ее профессионализму. Мы руководствовались в теоретическом анализе следующими положениями:

1. Одна из наиболее распространенных точек зрения в определении акцентуации личности сводит «акцентуацию» к дисгармоничности развития личности, гипертрофированности выраженности отдельных ее черт, что обуславливает уязвимость личности в отношении определенного вида воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях, ей присуща тенденция к особенному социально положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера составляют группу «повышенного риска», связанную с возможной социальной дезадаптацией, проявляющихся под воздействием определенных ситуаций. В данных определениях априори введена отрицательная оценка.

2. Различия между нормой и акцентуацией - с одной стороны, и между акцентуациями и психопатическими чертами, с другой, а также различия между патологическими проявлениями психиатрического регистра и вариантами субнормальной личности - весьма зыбки и нечетки. При попытке определить границы между этими категориями дискретный подход к решению этой проблемы значительно уступает принципу континуальности. В свою очередь систематика рассматриваемой проблемы многих авторов грешит отсутствием категориальной четкости, так как критерии выделения разных типов не всегда обоснованы единым ключевым подходом.

3. В контексте осмысления ситуации, сложившейся в подходах к изучению акцентуаций личности, особое внимание следует уделить ассимиляции новых подходов возникших в современной психологии. В данном случае авторы рассматривают психологические акцентуации как субъективно-личностные факторы формирования развития профессионализма, представляя уровень развития некоторых психологических акцентуаций как проявление профессионально важных качеств, оценивая степень их влияния на успешность профессиональной деятельности. Такие новые концептуальные разработки являются опосредующим звеном для целого ряда задач, направленных на изучение многомерности аспектов личностных особенностей государственных служащих их взаимовлияния на профессиональную деятельность, в частности, на исследование процессов развития профессиональных акцентуаций.

4. В аспекте изучения проблемы развития профессиональных акцентуаций учителя важны подходы к изучению деятельности, осуществляемой в особых условиях, условий и факторов, влияющих на развитие профессионализма в этой области. Достаточно неизученным является аспект детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности. Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия других значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций.

Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем акцентуаций характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилении интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности психического стресса.

В любом случае норма — это не отсутствие выраженных психологических ха­рактеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит, что чело­век, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адаптивных свойств личности) по-разному: он может быть общительным среди более близ­ких и знакомых ему людей, но может испытывать потребность в уединении, когда ему нужно выполнить работу, требующую внимания, или когда ему до­саждает присутствие неинтересных, назойливых, слишком шумных людей. Такой человек может активно отстаивать свои взгляды и соображения в окру­жении компетентных и доброжелательно настроенных специалистов, но он же может отступить, закрыться и не делиться своим мнением, если аудитория враждебно к нему настроена или некомпетентна. То же верно в отношении гиб­кости и ригидности, активности и пассивности, ранимости и устойчивости и т. д. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направ­ленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адек­ватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмо­циональной устойчивости, гармоничности.

О.А. Ахвердова, И.В. Боев (1990-1999) сформулировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделив статистически вероятностный диапазон, располагающийся между психологической нормой – акцентуированными личностями (диапазон крайних вариантов психологической нормы) и различной степенью выраженности патологическими психическими конституциями (диапазон психопатий). С их точки зрения, диапазон пограничной аномальной личности является связующим промежуточным континуальным звеном между психологческой, психиатрической и патологической личностной конституцией. С точки зрения И.В. Боева (1999), акцентуанты обладают достаточными адаптационными, компенсаторными, резервными возможностями, поэтому функционирование индивидуального барьера адаптации в рамках психической и психологической нормы достаточно надежно и прочно. По мнению И.В. Боева, у акцентуантов достаточно гармоничные взаимоотношения внутри многоуровневой системы модели человека, что позволяет им сохранять более или менее постоянный общий и локальный гомеостаз биохимической, нейрохимической, иммунологической, психофизиологической, психологической и других систем.

Чем ближе конкретный учитель к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств, однако все особенности пример­но равно выражены и сбалансированы, то есть противоположные характерис­тики уравновешивают друг друга, чем создается сбалансированность. Тогда мы вправе говорить о том, что перед нами конкордантно-нормальная (по Кану) лич­ность. Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты про­являются несколько более заостренно, то есть личность не полностью гармо­нична, можно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более сложном характере, при котором те или иные заостренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Однако если он при этом сохраняет способность к адаптации в социальной среде, то мы имеем дело с дискордантно-нормальной личностью. При этом адаптация дается ценою боль­шего эмоционального напряжения, да и окружающие испытывают известные трудности в преодолении некоторых избыточных по степени выраженности тен­денций, проявляющихся в реакциях и поведении данного лица.

Акцентуация характера может проявляться как усиление одной из личност­ных тенденций, но может также быть мозаичной, то есть сочетать в себе ак­центы по нескольким типологическим свойствам. Человек может отличаться повышенным педантизмом и вспыльчивостью одновременно с замкнутостью или оптимизмом, эмотивностью, общительностью и склонностью к экзальта­ции. Тревожный человек может быть одновременно пессимистом, мнитель­ным и замкнутым. Кроме того, тревожность может сочетаться с эмотивнос­тью, боязливостью и экстраверсией, и т. д.

Варианты избыточно заостренных черт характера могут оказаться настолько сильно выраженными, что поведение учителя и его контакты с окружением резко затрудняются и могут осуществляться только при условии, если:

1) окружающие во всем ему уступают, но при этом вынуждены в значитель­ной мере отказаться от реализации собственных интересов;

2) для данного лица создается особая социальная ниша, в которую вписы­вается его резко заостренная индивидуальность;

3) окружающий социум вынужден прибегать к мерам пресечения и выде­ляет специальный тип обучения или труда под особым надзором;

4) окружающие настаивают на лечении этих лиц, оценивая их поведение как отклоняющееся от нормы.

Опыт показывает, что акцентуированные личности проявляют себя весьма успешно на ниве любимой ими профессиональной деятельности и в сфере со­циальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий. Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их дея­тельность может выглядеть и как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта канализированы в социально полезное русло, то та­кой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в про­тивном случае — порицание, ужас или пренебрежение, однако они никого не оставляют равнодушным. Поэтому в поле зрения психолога чаще всего попа­дают акцентуанты, которых еще автор этого термина, К. Леонгард, считал «да­леко не худшей половиной человечества». Если не принимать во внимание это подтверждающееся самой жизнью явление, то зашкаливание показателей не­которых тестов может послужить поводом для отсева (к примеру — кадрового или профессионального) данного человека, а отобранные кандидатуры со ста­тистически нормативными профилями попадут в группу перспективных, пси­хически устойчивых, рекомендуемых для той или иной деятельности лиц. Од­нако позже может оказаться так, что эти абсолютно нормальные люди окажутся малоинициативными, никак не проявят себя творчески, потому что у них «психология обывателя» и все, что выходит за пределы прагматичной полезности, что не «для себя любимого», их совершенно не интересует.

Вслед за догадками ученых (К. Леонгард, Ю. Домбровский), основанных лишь на наблюдениях, экпериментальные психодиагностические исследова­ния показали, что у личностей внутренне недостаточно конгруэнтных, с опре­деленными трудностями социально-психологической адаптации, в силу защит­ных механизмов действительно развиваются те компенсаторные черты, которые не только помогают преодолеть чувство недовольства собой и другие негативные эмоции, но и способствуют большей сосредоточенности и целе­направленности мотивационной сферы. Польский психолог Ю. Домбровский утверждал, что невро­тик более творческая личность, чем устойчивый, хорошо адаптированный в жизни обыватель. Если вернуться к нашей сложной современности, то следует отметить, что человека, переживающего житейские трудности, чаще всего не следует рассмат­ривать в контексте патологии, поэтому им будут заниматься в основном прак­тические психологи, педагоги, социологи, реже — психиатры. Следовательно, это сегодняшний коридор нормы, та самая «личность» или, скорее, те самые лица, которым и нужна профориентация, индивидуализированный педагоги­ческий и кадровый подход, социальная реадаптация, психотерапия и пр.

Профессиональная деятельность учителя проходит в экстремальных условиях, характеризуется стрессогенностью и нахо­дится в центре внимания ученых-психологов. Изучение физиологических про­явлений стресса в рамках адаптационного синдрома Г. Селье позволило сфор­мировать достаточно широкое понимание такого феномена, как реакция на стресс. Само понятие «стресс» трактуется и психологами, и физиологами не­однозначно. Физиологическая реакция на внезапность события иногда про­является идентично как при негативном, так и при позитивном значении это­го события для человека, то есть как при большой беде, так и при неожиданной радости. Термин «фрустрация» не всеми психологами понимается одинаково. По З. Фрейду, фрустрация — результат блокированности важной для потребности в связи с внутриличностным запретом на реализацию этой по­требности со стороны интериоризированных установок социума в виде соб­ственного супер-Эго. Сильное влечение сталкивается со столь же сильной мо­ральной цензурой, запрещающей реализацию этого влечения. Ситуация, субъективно оцениваемая как непреодолимая, представляет собой именно тот внутренний конфликт, на базе которого развивается невроз. Но часто можно встретить понимание фрустрации как состояния, возникшего в ответ на пре­пятствие, лежащее на пути к достижению желаемой цели вне самой личности.

В самом состоянии стресса весьма условно выделяют психологический и фи­зиологический аспекты. Издавна существующая тенденция исследовать эти ас­пекты порознь приводит к значительным трудностям, так как и физиологи при­знают психогенную (психологическую) природу стресса, и психологи отмечают наличие тех или иных физиологических проявлений при переживании психо­логического стресса. Ганс Селье, описывая состояния, развивающиеся под вли­янием экстремальных ситуаций, отмечал влияние психологических факторов. На первой и второй фазах общего адаптационного синдрома, по мнению Г. Се­лье, наряду с физиологическими реакциями возникают психологические фе­номены тревоги и резистентности, сменяющиеся в третьей стадии преоблада­нием феномена общего истощения, психологического и физиологического спада. Постоянно иллюстрируемая не только данными психологического тестирования, но и самой жизнью целостность и преемственность разных уровней человеческого существа — его биологической базы и индивидуально-личностных свойств, особенно ярко проявляющихся в состоянии стресса, кажется настолько убедительной и неоспоримой, что оста­ется только удивляться упорству тех психологов, которые, оставаясь в плену у консервативных догм прошлого, продолжают настаивать на необходимости избегания биологизаторских тенденций в психологии.

Если психика в своем развитии обязана лишь тому, что прививает ей среда, почему психологически мужчины и женщины так отличаются друг от друга? Почему резко меняется эмоционально-мотивационный фон при введении в кровоток гормональных или химических препаратов? А разве алкоголь и наркотики не являются интуитивно найденными человеком средствами самолечения от состояния несчастливости и иных негативных эмоциональных состояний? Воз­действуя на биологические структуры (в том числе применяя фармакологиче­ские препараты), мы меняем психические проявления человека — мотивы пове­дения, эмоциональное состояние, особенности межличностных отношений. Но и наоборот, меняя отношение индивида к ситуации через методы психологичес­кой коррекции или психотерапии, повышая его самооценку и уровень настрое­ния, изменяя направление мотивации, мы снимаем физиологический стресс, лечим психосоматические расстройства. Неразрывная связь сомы и психики оче­видна, а иная точка зрения уводит от корректного решения проблем, связанных с человеком и его адаптацией в окружающем мире. Кроме того, установлено, что каждый тип реагирования представляет собой продолжение той индивидуально-личностной ведущей тенденции, которая ба­зируется на типе высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В свою очередь, сам тип реагирования представляет собой основу для форми­рования того или иного личностного свойства, проявляющегося как опреде­ленная черта характера и индивидуальная склонность, но в рамках все той же тенденции.

Указанные варианты затрудненной социальной адаптации расцениваются как признаки психопатической личности.

Само понятие «психопатия» впервые появилось в связи с потребностями судебно-психиатрической экспертизы, когда возникла необходимость выде­ления в особую группу тех лиц, у которых избыточность эмоциональных про­явлений в момент острого душевного волнения мешает разумно и адекватно оценивать ситуацию и приводит к антисоциальным действиям. В понимании В. М. Бехтерева психопатии определялись как патологические состояния пси­хики с лабильностью эмоций, импульсивностью и недостаточностью нрав­ственного чувства. В.М.Бехтерев, а вслед за ним и многие другие авторы в основ­ном фиксировали свое внимание на возбудимом и лабильном паттерне поведения с ослабленной интериоризацией индивидом морально-нравствен­ных основ своего социума. Во всех ранее описанных вариантах характеров, относимых к норме, а так­же акцентуаций и психопатий речь идет лишь о различной степени выраженнос­ти все тех же типологических свойств. Таким образом, не только по качествен­ным, но и по количественным показателям можно судить, насколько каждый конкретный человек способен к самореализации и к самоконтролю, в каком направлении преимущественно проявляются его склонности и какой индиви­дуализированный подход здесь наиболее адекватен для того, чтобы процесс общения был оптимально эффективен. Психодиагностические методы позво­ляют определить не только типологическую основу характера и склонностей человека, но и количественно оценить степень выраженности этих свойств.

Личность человека не является застывшей окаменелостью: помимо изме­нений, связанных с возрастными периодами и этапами формирования струк­туры «Я», она обладает определенным индивидуально очерченным диапазо­ном изменчивости, которая проявляется под воздействием контакта человека с окружением. Тонкие переходы из состояния уравновешенности, удовлетво­ренности и покоя к временному беспокойству, неудовлетворенности и неурав­новешенности могут быть своевременно выявлены или пройти незамеченными. Более выраженные реакции на ситуацию обычно проявляются и регистриру­ются данными тестирования, но и они носят преходящий характер. Акцентуи­рованная личность или психопатические черты — более устойчивые атрибуты личностного паттерна. Поэтому наиболее достоверными являются данные пси­ходиагностического исследования, полученные при повторных исследовани­ях, в динамике.

Таким образом, убрав оценочный материал, акцентуации личности можно определить как заметно выраженные черты или группы черт личности, имеющие тенденцию к развитию под воздействием определенных социально-значимых причин. Ассоциативное восприятие акцентуации как негативного явления, подводит к мысли, что и причины появления - негативны. Однако это не так. Определен целый ряд причин, которые носят явно не негативный, а положительный аспект. Одной из основных таких причин является воздействие на личность, на заметно выраженные черты личности, профессии. Достаточно неизученным является аспект детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности. Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия, воздействия других значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций. В данной работе нами предложен такой анализ в отношении учителей.

В связи с предложенным в работе таким анализом, есть основания утверждать о наличии профессиональных акцентуаций. И хотя в качестве значимых причин их развития выделяется положительный аспект - сама профессия, не все акцентуации, связанные с профессией, положительные, некоторые имеют негативный характер. Необходимо отметить, что термин «профессиональные акцентуации» уже использовался в диссертации Филипповой Г.П., где исследовалась проблема совершенствования профессионализма социальных работников с учетом их личных особенностей: «Характерно отметить, что далеко не все лица с негативными профессиональными акцентуациями переживают профессиональную деформацию личности. В некоторых случаях акцентуации, которые могут затруднить профессиональную адаптацию в одних профессиях, в других профессиональных видах деятельности как бы нейтрализуются, более того, порой проявляются в индивидуальном стиле профессиональной деятельности далеко не с худшей стороны».

Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация не всегда является патологией, а крайним вариантом нормы. Отдельные личностные акцентуации могут быть направлены на разрушение или на созидание.

При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, «когда они адресуются к месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Таким образом, акцентуации характера составляют группу «повышенного риска» в зависимости от степени выраженности акцентуированных черт личности.

Для того чтобы профессиональная деятельность не ломала учителя, а способствовала оптимальной его самореализации в русле социально-полезной деятельности, необходима своевременная психологическая помощь. В связи с этим обстоятельством чрезвычайно важным представляется изучение устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности учителя, имеющих прогностическое значение в профессиональной деятельности и представляющих собой те опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего развития состояния и пути его коррекции.


Библиография


  1. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь, 1999. - 362 с.

  2. Боев И.В. Информационно-стрессовое поражение личности. / Современные проблемы психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской психологии. Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции по психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской психологии. Ставрополь, 2000. - С. 4 - 13.

  3. Боев И.В., Ахвердова О.А. Проблемы психологического и психического здоровья. / Современные проблемы психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской психологии. Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции по психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской психологии. Ставрополь, 2000. - С. 63 - 69.

  4. Глушкова Н.И. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. - 216 с.

  5. Глушкова Н.И. Деструктивное воздействие стресса на психическое здоровье преподавателей. / Российский психиатрический журнал. М.: «Медицина». № 1. 2004.

ЗАЯВКА

на участие во Всероссийской научной интернет-конференции

«Пути становления субъекта в информационном обществе»


Фамилия: Глушкова

Имя: Нина

Отчество: Ильинична

Организация: Ставропольский государственный университет, кафедра психологии

Должность: доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Индекс: 355041

Город: Ставрополь

Улица, дом: ул. Мира д. 332, кв. 27

Контактный телефон: 32-55-51


Дата рождения: 20 мая 1961





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon Т. В. Дегтярева Ставропольский государственный университет

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon Н. В. Бондаренко Ставропольский государственный университет

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon Н. Н. Волоскова фгбоу впо «Ставропольский государственный университет»

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon Фгоу впо «ставропольский государственный аграрный университет» кафедра физиологии и хирургии курсовая

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon Фгоу впо ставропольский государственный

Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет icon «Самарский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в гоу впо «Самарский государственный медицинский университет» Федерального агентства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы