|
Скачать 176.17 Kb.
|
К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ УЧИТЕЛЯ Н.И. Глушкова Ставропольский государственный университет Кафедра психологии Проблема акцентуаций характера активно начала исследоваться К.Леонгардом, А.Е.Личко. Именно работы этих исследователей запустили механизм все возрастающего внимания психологов к анализу акцентуированных черт личности. Данная проблематика рассматривалась в аспекте акмеологии, проведенной на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. На существенную роль и значимость типичных для данной профессии данного типа профессионализма акцентуированных черт личности указывали многие исследователи. Так С.Н. Епифанцев (1996) в своей диссертации обосновал важность и не случайность в структуре профессионализма высших руководителей таких акцентуированных черт личности как паранойяльные, маниакальные, истероидные. При этом данные акцентуации способствовали достижению более высоких результатов деятельности у руководителей, они входили в структуру их "акме". Наряду с этим эти же черты личности могут оказать негативное влияние на формирование профессионализма. На существенную роль в профессионализме личностных качеств указывали в своем исследовании А.А.Гордеев (1997), В.А.Волович (1997), В.И._Виноградов (1996), Е.П.Костенко (1995) и другие ученые. В настоящее время можно констатировать появление в рамках акмеологии направления научных исследований - концепции влияния акцентуированных черт личности на профессионализм, индивидуальный стиль деятельности работника. Каждое из проведенных в этой области исследование открывает как бы новые грани этой проблемы. При этом становится ясно, что для каждой профессии зона значимых акцентуаций специфична как с точки зрения предопределения успеха в том или ином виде профессиональной деятельности, с точки зрения достижения "акме", так и с точки зрения деформации эффективной профессиональной деятельности. Естественно, проблема акцентуаций - это не изолированная проблема от общего состояния психологической науки, ее разработка опиралась и опирается на психологические исследования более общего, методолого-психологического плана. Исследования К. А. Абульхановой, О.А.Ахвердовой, А. А. Бодалева, И.В.Боева, П.Б.Ганнушкина, А. А. Деркача, И. В. Дубровиной, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитова, А.В.Петровского явились теоретико-методологической основой исследования акцентуаций учителя общеобразовательной школы. Автор настоящего исследования в процессе работы опиралась на многие уже достаточно обоснованные и апробированные концепции, научные положения. Так, при исследовании механизма влияния акцентуированных черт личности педагога на учеников, использовалась концепция персонализации А. В. Петровского. При характеристике индивидуального стиля деятельности учителя с чертами истероидной акцентуации использовался подход, предложенный А.К.Марковой, А.Я.Никоновой, Л.А.Ермаченко, хотя данные авторы опирались и на более ранние исследования данного типа (В. С. Мерлин, Е.А.Климов, В.М. Русалов, Э.А. Голубева). Предложенная ими схема общего подхода к индивидуальному стилю деятельности учителя реализована и при анализе стиля деятельности учителей с чертами истероидности. В подходе А.К.Марковой, Л.А.Ермаченко, А.Я.Никоновой диалектично переплетены параметры индивидуального стиля деятельности, характерные для знаний, навыков, умений и личностных качеств. Субъектно-объектные аспекты деятельности личности в процессе реализации ею профессионального мастерства, методы повышения профессионального мастерства учителей с чертами истероидной акцентуации автор данного исследования излагала, опираясь на труды целой плеяды исследователей (Б.Г.Ананьев, С.А.Анисимов, О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, О.И.Жданов, Р.Л.Кричевский, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, Э.А.Манушин, В.В.Петрусинский, В.А.По-номаренко, И.Н.Семенов, А.П.Ситников, Е.А.Яблокова и др.). При исследовании данной проблематики необходимо отметить подходы З.Фрейда, В. Райха, А.Лоуэна, К.Ясперса и других зарубежных ученых. Оригинальные концепции, идеи, теории данных исследователей во многом определили содержание работы, замысел экспериментально-психодиагностического исследования. Акцентуации черт личности учителя общеобразовательной школы - реальность человеческих судеб, оказывающая воздействие на индивидуальные стили деятельности. Акцентуации оказывают многоаспектное влияние на личность педагога, в том числе, они могут существенно влиять на результаты профессиональной деятельности, профессионализм личности. В связи с этим уместно проанализировать: как акцентуированные черты личности, не случайные в среде педагогов, влияют на облик учителя, и как они могут оказывать влияние на развитие их профессионализма. В последнее время в научной литературе заметен процесс преодоления негативного контекста при анализе акцентуированных черт личности. Такой подход характерен для ряда исследований К.Личко, С.Н.Епифанцева, В.И.Виноградова, В.И.Волович, Л.А.Ермаченко и др. Уже на протяжении столетий высказывалась мысль об особой роли чрезмерно выраженных, акцентуированных черт личности в детерминации поведения человека, его профессиональных достижений. Предметом нашего исследования являются не психопатологические отклонения, а влияние акцентуированных черт личности на психологическое здоровье и профессионализм учителя общеобразовательной школы. Ясно, что эти черты весьма вариабельны и не попадают под раздел какого-либо ненормального или даже негативного контекста, это черты личности, которые отличают одних нормальных людей от других, которые придают типологичность и индивидуальность профессиональной деятельности личности, ее профессионализму. Мы руководствовались в теоретическом анализе следующими положениями: 1. Одна из наиболее распространенных точек зрения в определении акцентуации личности сводит «акцентуацию» к дисгармоничности развития личности, гипертрофированности выраженности отдельных ее черт, что обуславливает уязвимость личности в отношении определенного вида воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях, ей присуща тенденция к особенному социально положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера составляют группу «повышенного риска», связанную с возможной социальной дезадаптацией, проявляющихся под воздействием определенных ситуаций. В данных определениях априори введена отрицательная оценка. 2. Различия между нормой и акцентуацией - с одной стороны, и между акцентуациями и психопатическими чертами, с другой, а также различия между патологическими проявлениями психиатрического регистра и вариантами субнормальной личности - весьма зыбки и нечетки. При попытке определить границы между этими категориями дискретный подход к решению этой проблемы значительно уступает принципу континуальности. В свою очередь систематика рассматриваемой проблемы многих авторов грешит отсутствием категориальной четкости, так как критерии выделения разных типов не всегда обоснованы единым ключевым подходом. 3. В контексте осмысления ситуации, сложившейся в подходах к изучению акцентуаций личности, особое внимание следует уделить ассимиляции новых подходов возникших в современной психологии. В данном случае авторы рассматривают психологические акцентуации как субъективно-личностные факторы формирования развития профессионализма, представляя уровень развития некоторых психологических акцентуаций как проявление профессионально важных качеств, оценивая степень их влияния на успешность профессиональной деятельности. Такие новые концептуальные разработки являются опосредующим звеном для целого ряда задач, направленных на изучение многомерности аспектов личностных особенностей государственных служащих их взаимовлияния на профессиональную деятельность, в частности, на исследование процессов развития профессиональных акцентуаций. 4. В аспекте изучения проблемы развития профессиональных акцентуаций учителя важны подходы к изучению деятельности, осуществляемой в особых условиях, условий и факторов, влияющих на развитие профессионализма в этой области. Достаточно неизученным является аспект детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности. Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия других значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций. Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем акцентуаций характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилении интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности психического стресса. В любом случае норма — это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит, что человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адаптивных свойств личности) по-разному: он может быть общительным среди более близких и знакомых ему людей, но может испытывать потребность в уединении, когда ему нужно выполнить работу, требующую внимания, или когда ему досаждает присутствие неинтересных, назойливых, слишком шумных людей. Такой человек может активно отстаивать свои взгляды и соображения в окружении компетентных и доброжелательно настроенных специалистов, но он же может отступить, закрыться и не делиться своим мнением, если аудитория враждебно к нему настроена или некомпетентна. То же верно в отношении гибкости и ригидности, активности и пассивности, ранимости и устойчивости и т. д. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности. О.А. Ахвердова, И.В. Боев (1990-1999) сформулировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделив статистически вероятностный диапазон, располагающийся между психологической нормой – акцентуированными личностями (диапазон крайних вариантов психологической нормы) и различной степенью выраженности патологическими психическими конституциями (диапазон психопатий). С их точки зрения, диапазон пограничной аномальной личности является связующим промежуточным континуальным звеном между психологческой, психиатрической и патологической личностной конституцией. С точки зрения И.В. Боева (1999), акцентуанты обладают достаточными адаптационными, компенсаторными, резервными возможностями, поэтому функционирование индивидуального барьера адаптации в рамках психической и психологической нормы достаточно надежно и прочно. По мнению И.В. Боева, у акцентуантов достаточно гармоничные взаимоотношения внутри многоуровневой системы модели человека, что позволяет им сохранять более или менее постоянный общий и локальный гомеостаз биохимической, нейрохимической, иммунологической, психофизиологической, психологической и других систем. Чем ближе конкретный учитель к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств, однако все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, то есть противоположные характеристики уравновешивают друг друга, чем создается сбалансированность. Тогда мы вправе говорить о том, что перед нами конкордантно-нормальная (по Кану) личность. Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты проявляются несколько более заостренно, то есть личность не полностью гармонична, можно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более сложном характере, при котором те или иные заостренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Однако если он при этом сохраняет способность к адаптации в социальной среде, то мы имеем дело с дискордантно-нормальной личностью. При этом адаптация дается ценою большего эмоционального напряжения, да и окружающие испытывают известные трудности в преодолении некоторых избыточных по степени выраженности тенденций, проявляющихся в реакциях и поведении данного лица. Акцентуация характера может проявляться как усиление одной из личностных тенденций, но может также быть мозаичной, то есть сочетать в себе акценты по нескольким типологическим свойствам. Человек может отличаться повышенным педантизмом и вспыльчивостью одновременно с замкнутостью или оптимизмом, эмотивностью, общительностью и склонностью к экзальтации. Тревожный человек может быть одновременно пессимистом, мнительным и замкнутым. Кроме того, тревожность может сочетаться с эмотивностью, боязливостью и экстраверсией, и т. д. Варианты избыточно заостренных черт характера могут оказаться настолько сильно выраженными, что поведение учителя и его контакты с окружением резко затрудняются и могут осуществляться только при условии, если: 1) окружающие во всем ему уступают, но при этом вынуждены в значительной мере отказаться от реализации собственных интересов; 2) для данного лица создается особая социальная ниша, в которую вписывается его резко заостренная индивидуальность; 3) окружающий социум вынужден прибегать к мерам пресечения и выделяет специальный тип обучения или труда под особым надзором; 4) окружающие настаивают на лечении этих лиц, оценивая их поведение как отклоняющееся от нормы. Опыт показывает, что акцентуированные личности проявляют себя весьма успешно на ниве любимой ими профессиональной деятельности и в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий. Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их деятельность может выглядеть и как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта канализированы в социально полезное русло, то такой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в противном случае — порицание, ужас или пренебрежение, однако они никого не оставляют равнодушным. Поэтому в поле зрения психолога чаще всего попадают акцентуанты, которых еще автор этого термина, К. Леонгард, считал «далеко не худшей половиной человечества». Если не принимать во внимание это подтверждающееся самой жизнью явление, то зашкаливание показателей некоторых тестов может послужить поводом для отсева (к примеру — кадрового или профессионального) данного человека, а отобранные кандидатуры со статистически нормативными профилями попадут в группу перспективных, психически устойчивых, рекомендуемых для той или иной деятельности лиц. Однако позже может оказаться так, что эти абсолютно нормальные люди окажутся малоинициативными, никак не проявят себя творчески, потому что у них «психология обывателя» и все, что выходит за пределы прагматичной полезности, что не «для себя любимого», их совершенно не интересует. Вслед за догадками ученых (К. Леонгард, Ю. Домбровский), основанных лишь на наблюдениях, экпериментальные психодиагностические исследования показали, что у личностей внутренне недостаточно конгруэнтных, с определенными трудностями социально-психологической адаптации, в силу защитных механизмов действительно развиваются те компенсаторные черты, которые не только помогают преодолеть чувство недовольства собой и другие негативные эмоции, но и способствуют большей сосредоточенности и целенаправленности мотивационной сферы. Польский психолог Ю. Домбровский утверждал, что невротик более творческая личность, чем устойчивый, хорошо адаптированный в жизни обыватель. Если вернуться к нашей сложной современности, то следует отметить, что человека, переживающего житейские трудности, чаще всего не следует рассматривать в контексте патологии, поэтому им будут заниматься в основном практические психологи, педагоги, социологи, реже — психиатры. Следовательно, это сегодняшний коридор нормы, та самая «личность» или, скорее, те самые лица, которым и нужна профориентация, индивидуализированный педагогический и кадровый подход, социальная реадаптация, психотерапия и пр. Профессиональная деятельность учителя проходит в экстремальных условиях, характеризуется стрессогенностью и находится в центре внимания ученых-психологов. Изучение физиологических проявлений стресса в рамках адаптационного синдрома Г. Селье позволило сформировать достаточно широкое понимание такого феномена, как реакция на стресс. Само понятие «стресс» трактуется и психологами, и физиологами неоднозначно. Физиологическая реакция на внезапность события иногда проявляется идентично как при негативном, так и при позитивном значении этого события для человека, то есть как при большой беде, так и при неожиданной радости. Термин «фрустрация» не всеми психологами понимается одинаково. По З. Фрейду, фрустрация — результат блокированности важной для потребности в связи с внутриличностным запретом на реализацию этой потребности со стороны интериоризированных установок социума в виде собственного супер-Эго. Сильное влечение сталкивается со столь же сильной моральной цензурой, запрещающей реализацию этого влечения. Ситуация, субъективно оцениваемая как непреодолимая, представляет собой именно тот внутренний конфликт, на базе которого развивается невроз. Но часто можно встретить понимание фрустрации как состояния, возникшего в ответ на препятствие, лежащее на пути к достижению желаемой цели вне самой личности. В самом состоянии стресса весьма условно выделяют психологический и физиологический аспекты. Издавна существующая тенденция исследовать эти аспекты порознь приводит к значительным трудностям, так как и физиологи признают психогенную (психологическую) природу стресса, и психологи отмечают наличие тех или иных физиологических проявлений при переживании психологического стресса. Ганс Селье, описывая состояния, развивающиеся под влиянием экстремальных ситуаций, отмечал влияние психологических факторов. На первой и второй фазах общего адаптационного синдрома, по мнению Г. Селье, наряду с физиологическими реакциями возникают психологические феномены тревоги и резистентности, сменяющиеся в третьей стадии преобладанием феномена общего истощения, психологического и физиологического спада. Постоянно иллюстрируемая не только данными психологического тестирования, но и самой жизнью целостность и преемственность разных уровней человеческого существа — его биологической базы и индивидуально-личностных свойств, особенно ярко проявляющихся в состоянии стресса, кажется настолько убедительной и неоспоримой, что остается только удивляться упорству тех психологов, которые, оставаясь в плену у консервативных догм прошлого, продолжают настаивать на необходимости избегания биологизаторских тенденций в психологии. Если психика в своем развитии обязана лишь тому, что прививает ей среда, почему психологически мужчины и женщины так отличаются друг от друга? Почему резко меняется эмоционально-мотивационный фон при введении в кровоток гормональных или химических препаратов? А разве алкоголь и наркотики не являются интуитивно найденными человеком средствами самолечения от состояния несчастливости и иных негативных эмоциональных состояний? Воздействуя на биологические структуры (в том числе применяя фармакологические препараты), мы меняем психические проявления человека — мотивы поведения, эмоциональное состояние, особенности межличностных отношений. Но и наоборот, меняя отношение индивида к ситуации через методы психологической коррекции или психотерапии, повышая его самооценку и уровень настроения, изменяя направление мотивации, мы снимаем физиологический стресс, лечим психосоматические расстройства. Неразрывная связь сомы и психики очевидна, а иная точка зрения уводит от корректного решения проблем, связанных с человеком и его адаптацией в окружающем мире. Кроме того, установлено, что каждый тип реагирования представляет собой продолжение той индивидуально-личностной ведущей тенденции, которая базируется на типе высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В свою очередь, сам тип реагирования представляет собой основу для формирования того или иного личностного свойства, проявляющегося как определенная черта характера и индивидуальная склонность, но в рамках все той же тенденции. Указанные варианты затрудненной социальной адаптации расцениваются как признаки психопатической личности. Само понятие «психопатия» впервые появилось в связи с потребностями судебно-психиатрической экспертизы, когда возникла необходимость выделения в особую группу тех лиц, у которых избыточность эмоциональных проявлений в момент острого душевного волнения мешает разумно и адекватно оценивать ситуацию и приводит к антисоциальным действиям. В понимании В. М. Бехтерева психопатии определялись как патологические состояния психики с лабильностью эмоций, импульсивностью и недостаточностью нравственного чувства. В.М.Бехтерев, а вслед за ним и многие другие авторы в основном фиксировали свое внимание на возбудимом и лабильном паттерне поведения с ослабленной интериоризацией индивидом морально-нравственных основ своего социума. Во всех ранее описанных вариантах характеров, относимых к норме, а также акцентуаций и психопатий речь идет лишь о различной степени выраженности все тех же типологических свойств. Таким образом, не только по качественным, но и по количественным показателям можно судить, насколько каждый конкретный человек способен к самореализации и к самоконтролю, в каком направлении преимущественно проявляются его склонности и какой индивидуализированный подход здесь наиболее адекватен для того, чтобы процесс общения был оптимально эффективен. Психодиагностические методы позволяют определить не только типологическую основу характера и склонностей человека, но и количественно оценить степень выраженности этих свойств. Личность человека не является застывшей окаменелостью: помимо изменений, связанных с возрастными периодами и этапами формирования структуры «Я», она обладает определенным индивидуально очерченным диапазоном изменчивости, которая проявляется под воздействием контакта человека с окружением. Тонкие переходы из состояния уравновешенности, удовлетворенности и покоя к временному беспокойству, неудовлетворенности и неуравновешенности могут быть своевременно выявлены или пройти незамеченными. Более выраженные реакции на ситуацию обычно проявляются и регистрируются данными тестирования, но и они носят преходящий характер. Акцентуированная личность или психопатические черты — более устойчивые атрибуты личностного паттерна. Поэтому наиболее достоверными являются данные психодиагностического исследования, полученные при повторных исследованиях, в динамике. Таким образом, убрав оценочный материал, акцентуации личности можно определить как заметно выраженные черты или группы черт личности, имеющие тенденцию к развитию под воздействием определенных социально-значимых причин. Ассоциативное восприятие акцентуации как негативного явления, подводит к мысли, что и причины появления - негативны. Однако это не так. Определен целый ряд причин, которые носят явно не негативный, а положительный аспект. Одной из основных таких причин является воздействие на личность, на заметно выраженные черты личности, профессии. Достаточно неизученным является аспект детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности. Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия, воздействия других значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций. В данной работе нами предложен такой анализ в отношении учителей. В связи с предложенным в работе таким анализом, есть основания утверждать о наличии профессиональных акцентуаций. И хотя в качестве значимых причин их развития выделяется положительный аспект - сама профессия, не все акцентуации, связанные с профессией, положительные, некоторые имеют негативный характер. Необходимо отметить, что термин «профессиональные акцентуации» уже использовался в диссертации Филипповой Г.П., где исследовалась проблема совершенствования профессионализма социальных работников с учетом их личных особенностей: «Характерно отметить, что далеко не все лица с негативными профессиональными акцентуациями переживают профессиональную деформацию личности. В некоторых случаях акцентуации, которые могут затруднить профессиональную адаптацию в одних профессиях, в других профессиональных видах деятельности как бы нейтрализуются, более того, порой проявляются в индивидуальном стиле профессиональной деятельности далеко не с худшей стороны». Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация не всегда является патологией, а крайним вариантом нормы. Отдельные личностные акцентуации могут быть направлены на разрушение или на созидание. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, «когда они адресуются к месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Таким образом, акцентуации характера составляют группу «повышенного риска» в зависимости от степени выраженности акцентуированных черт личности. Для того чтобы профессиональная деятельность не ломала учителя, а способствовала оптимальной его самореализации в русле социально-полезной деятельности, необходима своевременная психологическая помощь. В связи с этим обстоятельством чрезвычайно важным представляется изучение устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности учителя, имеющих прогностическое значение в профессиональной деятельности и представляющих собой те опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего развития состояния и пути его коррекции. Библиография
ЗАЯВКА на участие во Всероссийской научной интернет-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» Фамилия: Глушкова Имя: Нина Отчество: Ильинична Организация: Ставропольский государственный университет, кафедра психологии Должность: доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета Ученая степень: кандидат педагогических наук Ученое звание: доцент Индекс: 355041 Город: Ставрополь Улица, дом: ул. Мира д. 332, кв. 27 Контактный телефон: 32-55-51Дата рождения: 20 мая 1961 |