А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет





Скачать 71.74 Kb.
Название А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет
Дата 02.04.2013
Размер 71.74 Kb.
Тип Документы

А.Ю. Лопоян


Ставропольский государственный университет

К вопросу анализа исследований суицидального поведения в подростковом возрасте


В последние годы проблема суицидов у молодежи стала особо актуальной во всем мире, на что указывает резкий подъем уровня самоубийств. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2004 г. мужчины в возрасте до 24 лет составили 15% от общего числа самоубийств, это - 32,5 суи­цидов на 100 тыс. населения этого возраста, женщины того же возраста - 13% или 7,54 на 100 тысяч. При этом на каждый суи­цид со смертельным исходом у подростков приходится не ме­нее 10-100 суицидальных попыток.

А.Г. Амбрумова и соавт., обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%. Самыми молодыми из суицидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных составили девочки (80,8%). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение. У 5% девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность.

Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

По данным Л.Я. Жезловой, у 59,4% детей с суицидальным поведением в возрасте 7-14 лет отмечалось покушение на самоубийство. Среди детей-суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями - 18%; в более старшем возрасте (13-14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60%.

Установлено, что в 50-75% случаев суицидальные действия подростков совершаются на фоне острой аффективной реакции и носят импульсивный характер (А.Е.Личко, 1983). R. Maris (1981) обнаружил также, что подростки, совершившие завершенный суицид, имели более высокий уровень импульсивности, наряду с более агрессивными чувствами, более интенсивными эмоциями и неудовлетворенностью собственной жизнью, по сравнению со взрослыми, совершившими завершенный суицид.

С суицидом связаны такие личностные черты как импульсивность, высокая требовательность (перфекционизм), тенденция к уходу от ситуации и замкнутость (D. Shaffer, 1974). C.R. Pfeffer с коллегами открыли, что у подростков, имеющих тенденцию к эксплозивности и агрессивному поведению, высок риск повторения суицидальной попытки. M.Shafii и S.L. Shafii (1982) заметили, что риск суицидального поведения существенно возрастает, когда в анамнезе у детей и подростков отмечались импульсивность или отсутствие страха перед опасностью. Доступ­ность средств суицида может послужить триггером для импуль­сивной личности, которая испытывает ощущение краха, что не существует выхода, а есть безнадёжность в отношении будуще­го. Импульсивность помогает объяснить вероятность и интенсив­ность любого поведения.

Считается, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам, т.е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин "суицид" и "суицидальное поведение" для раннего возраста малоприемлем (Е. Шир и др.). По данным А.Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32% были в возрасте 17 лет; 31% - 16 лет; 21% - 15 лет; 12% - 14 лет и лишь 4% - в возрасте 12-13 лет. Как уже отмечалось, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты "суицидального" шантажа.

Б.Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд "братанья кровью", у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50% случаев - акцентуация характера. Дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно.

А.Е. Личко, А.А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда порой малозначительный повод играет роль "последней капли" и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта "игра в самоубийство" часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично.

На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками у подростков указывают и другие авторы. Так же большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". В связи с этим он писал: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель… Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели". И.П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.

Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий. Так, Л.Я. Жезлова (1981) находила, что в 33% случаев суи­цидов дети и подростки имели неполные семьи, а при наличии полной семьи родители (один или оба) не могли оптимально осуществлять процесс воспитания. В 67% случаев речь шла о ри­гидных установках с непререкаемой авторитарностью, у 15% родителей выявлялись психические заболевания или алкого­лизм. Наиболее типичными были семьи, когда оба родителя были в оппозиции к ребенку. В системе наказаний у 51% семьи преоб­ладало лишение удовольствий, у 23% - физическое воздействие.

Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д.Д. Федотов отмечает, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным автора, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

А. А. Александровым (1974), наряду с истинной суицидальностью и демонстративным поведением, у подростков выделен особый тип «неясных» попыток, где все действия определялись необыкновенно сильным аффектом при угнетении рассудочной деятельности. В силу этого отнести эти попытки к истинным, обдуманным или к демонстративным часто бывает совершенно невозможно. Малоопасный для жизни способ мог быть выбран чисто случайно.

Таким образом, по мнению ряда авторов, суицидальная активность возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума в 16-19 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток. Многие попытки рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание к своим проблемам.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Т. В. Дегтярева Ставропольский государственный университет

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Н. В. Бондаренко Ставропольский государственный университет

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Н. И. Глушкова Ставропольский государственный университет

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Н. Н. Волоскова фгбоу впо «Ставропольский государственный университет»

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Фгоу впо «ставропольский государственный аграрный университет» кафедра физиологии и хирургии курсовая

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon Фгоу впо ставропольский государственный

А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
А. Ю. Лопоян Ставропольский государственный университет icon «Самарский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в гоу впо «Самарский государственный медицинский университет» Федерального агентства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы