|
Скачать 99.99 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» факультет психологии кафедра теоретической и прикладной психологии ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии Разработчик программы: зав.кафедрой ТиПП к.псх.н., доцент Гусева Т.А. Бийск, 2004 ^ Цель реализации образовательной программы психологического послевузовского образования: углубить у аспирантов знания по основным разделам психологической науки, вооружить будущих преподавателей высшей школы необходимыми психологическими знаниями и навыками. В программе подробно рассматриваются особенности становления психологии как науки, некоторые проблемы индивидного и социального становления личности. Особое место уделяется рассмотрению современных проблем психологии. Изучение данного курса является продолжением реализации основных задач государственного образовательного стандарта при подготовке специалистов-психологов. В ходе изучения курса предполагается организация лекционных и практических занятий, проведение методологических семинаров, а также реализация самостоятельной работы над теоретическими источниками в избранной области. Основные требования к усвоению содержания дисциплины аспирантом: фундаментальная подготовка в области психологической науки. ^
^ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (28 ч) Выделение психологии в самостоятельную науку (4ч) Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку. ^ Развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология. ^ Развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий. ^ Современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология. ^ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (86 ч) Человек как предмет системного психологического исследования. Теоретические основы и модели психической деятельности(16ч) Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как психический процесс, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель ^ Деятельность. Системогенез деятельности(8ч) Деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций. ^ Психология восприятия. Психология памяти. Психология внимания. Психология мышления. Психология речи. Эмоционально-волевая сфера личности (16ч) Основные направления развития представлений об эмоциях, назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния, экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация, проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности эмпирические исследования мотивации. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение. ^ Психометрия эксперимента (8ч) Методы обработки экспериментального материала (10ч) Количественные и качественные методы. Математические методы обработки результатов исследования (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.). ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (26 ч) ^ Системный подход к изучению личности (16ч) Понятие личности в системе человекознания (в философии, социологии, в общей, дифференциальной и социальной психологии). Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни - источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность. ^ Психодинамическая теория. Когнитивные теории. Гуманистическая психология. Теории научения. Этология. Литература
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев 1981.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1939.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1983 т 2.
|