|
Скачать 107.02 Kb.
|
Содержание
Модуль 4. Возрастные признаки и особенностиМодуль 5. Выводы |
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ дневник психологического наблюдения для студентов медицинских вузов методические рекомендации для студентов медицинских вузов по курсу общей психологии Волгоград, 2004 Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией по гуманитарному образованию ВолГМУ Материал методического пособия адресован студентам, изучающим курс общей психологии, и является практическим руководством в индивидуальной внеаудиторной работе студентов при изучении личности человека на разных этапах его психического развития. Согласно типовому учебному плану и программе курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора», утверждённым управлением учебных заведений Минздрава РФ, в учебном процессе рекомендовано использовать наряду с аудиторными групповыми формами работы индивидуальные формы обучения. Последние подразумевают следующие формы работы студента по освоению курса психологии: разработка схем психологического наблюдения, подготовка процедуры бесед с пациентами, создание дневника психологического наблюдения (подготовка студентом под руководством преподавателя индивидуального задания, подбор психодиагностических методик, проведение исследования, обсуждение выполненной работы), проведение психодиагностической процедуры (разработки психологического автопортрета или профиля личности пациента). Исходя из этого, разработано данное методическое пособие, призванное оказать помощь студенту в реализации вышеперечисленных форм индивидуального обучения. Преимуществом данной формы учебной работы является то, что она осуществляется на основе частично-поискового метода обучения, позволяющего перейти на такие уровни знания и умственной деятельности обучающего, которые в педагогике вышей школы обозначаются понятиями «знание-умение», «знание-трансформация», «креативность». Содержание методического пособия в основном ориентированно на индивидуальную внеаудиторную работу студентов педиатрической специальности по изучению личности ребёнка пубертатного и постпубертатного периодов развития, но может быть использована на семинарских занятиях при изучении личности человека с соответствующей корректировкой пунктов в разделах пособия. В данном пособии отражена структура психологического анализа личности человека. Потребность в такой разработке продиктована целями и задачами освоения студентами курсов по социально-гуманитарным дисциплинам и необходимостью формирования знаний, умений и навыков, которые применимы в практической деятельности будущего специалиста. Это способствует выработке профессионально важных умений и психологических качеств для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности. К таким качествам, которые следует выработать студенту в результате выполнения внеаудиторной учебной самостоятельной работы по предлагаемому методическому материалу, можно отнести: научные профессиональные знания, практическое владение методиками психодиагностики и психологического воздействия, наблюдательность, понимание психического состояния людей, креативность как умение гибко применять разные средства психологической диагностики и воздействия в зависимости от исследуемого предмета и конкретных условий. Углубление и закрепление знаний по общей психологии осуществляется по приведённой ниже структуре пособия, разделы которого совпадают со структурой курса общей и отраслевой психологии в медицинских и гуманитарных вузах. В разделах пособия комплексно отражаются обозначения свойств личности человека по возрастным ступеням его психического и физиологического развития. Согласно логике материала пособия предполагается изучение личности посредством доступных психологических методов, что в дальнейшем позволяет студенту обобщать полученную информацию в целостное представление об исследуемом человеке, сформулировать выводы и дать общую оценку уровню его психического развития, по необходимости с акцентом на психолого-педагогическую коррекцию. Личность исследуемого выбирается произвольно, в то время как методы используются только психологические, характеристика которых дана в учебном пособии по курсу психологии для студентов вузов. Результаты анализа структуры личности человека могут считаться достоверными, если исследователь всесторонне изучает предмет исследования (по принципу LxQxT-данные сбора первичной информации). Ниже приводится структура психологического анализа личности по разделам и темам. Данный материал может применяться как для внеаудиторной учебной работы студентов самостоятельно, так и для проведения преподавателем семинарских и практических занятий по курсу «Психология личности». Модуль 1. Личность исследуемого и характеристики его сознания.
темы для самоконтроля или обсуждения:
литература: Немов Р.С. Психология. Книга I. М. 1994. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1997. Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. М. 1994. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М. 1994. Модуль 2. Основные формы проявления психики человека. 2.1. Направленность личности:
а) выяснить нравственные ценности, убеждения, идеалы (положительные, отрицательные; определённые, неопределённые; степень их устойчивости). б) определить сформировалось ли социально приемлемое, культурное поведение индивида:
в) определить уровень нравственного самосознания и воспитанности:
Определить особенности когнитивных процессов: а) познавательные интересы, их область, глубина, широта, устойчивость; б) уровень продуктивности деятельности (норма, аномалия):
в) уровень мнемической деятельности:
г) уровень мыслительной деятельности:
темы для самоконтроля или обсуждения:
литература: Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М. 1991. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышения. М. 1988. Иванова К.Л. Психология мышления и памяти. Харьков. 1990. Психология познавательных процессов. Самара. 1992. Петухов В.В. Психология мышления. М. 1987. Годфруа Ж. Что такое психология. М. 1994. Глейзер В.Д. Зрение и мышление. СПб. 1993. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М. 1993.
Определить: а) сформированность умения к самовоспитанию б) волевые качества личности, самоконтроль, интернальность/экстернальность в) доминирующие формы чувств, эмоций: стенические, астенические; положительные, отрицательные; динамика эмоций, оптимистичность или пессимистичность настроения, гипотимия, гипертимия; аффективность, тревожность. г) наличие и вид фрустрированности темы для самоконтроля или обсуждения:
литература: Васильев И.А. Эмоции и мышление. М. 1980. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976. Лук А.Н. Эмоции и личность. М. 1982. Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1982. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.1982. Изард К. Психология эмоций. СПб. 1999.
Определить в разных ситуациях взаимодействия исследуемого с окружающим миром: а) темперамент, экстравертированность, интровертированность б) характер, целостность/противоречивость, взаимосвязь разных черт, отношение к себе, к людям, к выполняемой деятельности, в вещам в) способности: возможные задатки, уровень сформированности общих и специальных способностей темы для самоконтроля или обсуждения:
литература: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.1992. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М. 1992. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1980. Столяренко Л.Д., Корешкова Н.В. Психология личности и типология поведения. Р-н-Д. 1994. Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1996. Модуль 3.Общие условия развития личности исследуемого. 3.1. Установить сферу объективной реальности, которую осваивает на данном этапе исследуемый индивид:
3.2. Какой ведущий вид деятельности реализуется исследуемым индивидом; какова позиция в процессе освоения этого вида деятельности:
3.3. Определить положение исследуемого индивида в межличностных отношениях в семейной, дружеской, учебной, профессиональной среде, среди сверстников. 3.4. Определить тип отношений в семейной группе по типам: «бесконтрольность», «гиперопека», «гиперпротекция», «зависимость», «кумир», «отверженность», «равноправие». темы для самоконтроля или обсуждения: 1. Развитие личности. Роль детских психотравм в жизни взрослого индивида.
литература: Как построить своё «Я». / под ред. В.П. Зинченко. М. 1991. Кон И.С. Открытие «Я». М. 1990. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1997. Берн Э. Введение в психоанализ для непосвящённых.; Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.1992. Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М. 1994. Немов Р.С. Психология. учебное пособие. М. 1990. ^ развития личности исследуемого:
а) степень развитости эмоциональной сферы, её уравновешенность б) сформированность речи в) сформированность адекватных сенсорных эталонов г) особенности участия в игровом виде деятельности д) характеристика сознания
а) соотношение учебной и игровой деятельности б) - сформированность учебной деятельности – умение сформулировать учебную задачу (переход от проблемной ситуации к конкретной задаче) - владение учебными действиями (преобразование предмета, моделирование) - владение приёмами самоконтроля и самооценки в) способ социальной адаптации
а) характер сформированности «чувства взрослости» б) - преобладание учебной деятельности или межличностного общения - позиция в общении в) способ индивидуализации
а) сформированность жизненного плана и степень влияния на него внешних условий и обстоятельств б) осознание своих определённых способностей и их целенаправленное развитие в) достижение социальной зрелости г) готовность к самоактуализации через самообразование, трудовую деятельность темы для самоконтроля или обсуждения:
литература: Кон И.С. Открытие «Я». М. 1990. Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1997. Немов Р.С. Психология. учебное пособие. М. 1990. ^
Возможные задачи дальнейшего совершенствования и развития исследуемой личности. Михаил Евгеньевич Волчанский СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫПО ПСИХОЛОГИИ) для студентов заочников медицинских вузов Изд. лиц. ЛР № 020349 от 29 янв. 1997г. Подписано к печати 08.09.2003г. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 0,5. Т.100 экз. Заказ № ____. Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия. Информационно-издательский отдел 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1 |