Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет психологии
Программа дисциплины
Психология
для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра
Авторы программы:
Варако Н.А. канд. психол. наук [email protected]
Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии
« 05» марта 2013 г
Зав. кафедрой Болотова А.К. _______________
Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г
Председатель А.К. Болотова____________________
Утверждена УС факультета Психологии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________
Москва, 2013
^
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с:
Государственный образовательным стандартом ГОС по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра;
Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.
Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
-
^
Основной целью освоения дисциплины психология является приобретение базовых знаний о психологической науке.
-
^
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные этапы развития психологического знания в контексте развития науки и культуры в целом
Знать основные направления и школы психологии, историю их возникновения и развития
Уметь отличать житейскую и научную формы психологического знания; психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания.
Выделять социально-психологические проблемы в общественной жизни и применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
Иметь представление об основных движущих силах развития науки
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
|
СК-Б1
|
Самостоятельно осваивает информацию, представленную в рекомендуемой литературе
|
Проблемная форма обучение, основанная на постановке реальных исторически возникающих научных проблем
|
Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
|
ИК-Б4.1\3\4
|
Анализирует оригинальные тексты психологов прошлого, сопоставляет научные школы психологии
|
Обсуждение в полемической форме классические тексты психологов прошлого
|
-
^
Для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является обязательной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Социология, история мировой культуры.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
СК-Б1
|
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
|
|
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
|
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Политические коммуникации, Межкультурные коммуникации, Оценка эффективности мер социальной политики государства.
-
^
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Психологии как наука, основные психологические школы и направления
|
27
|
4
|
4
|
0
|
19
|
2
|
Отрасли психологии
|
20
|
5
|
5
|
0
|
10
|
3
|
Психология познавательных процессов
|
63
|
20
|
10
|
0
|
33
|
4
|
Психология личности, темперамент, характер
|
10
|
2
|
1
|
0
|
7
|
5
|
Проблемы и методы психологии
|
42
|
9
|
6
|
0
|
27
|
|
Всего:
|
162
|
40
|
26
|
|
96
|
-
^
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры **
|
3
|
4
|
Текущий
(неделя)
|
Контрольная работа
|
|
4
|
Письменно, ответы на вопросы
|
|
Домашнее задание
|
|
7
|
Письменно, составление психологического портрета
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
*
|
Устный экзамен 20 минут
|
-
^
Для написания контрольной работы студент должен продемонстрировать владение основным материалом курса, терминологией, системой понятий психологии по изложенным разделам, понимать историю развития основных теоретических проблем психологии, знать основные школы психологии и логику их возникновения, особенности познавательных процессов, проблем, методов психологии. Оценка выставляется исходя из полноты и правильности данных ответов.
Для написания домашнего задания (психологического портрета) студент должен знать основные положения психологии личности, принципов ведения наблюдения в разных условиях, адекватности выбора испытуемого, принципов написания наблюденческого портрета. Понимать отличие житейского описания особенностей конкретного человека от психологического. Оценки за ответ домашнее задание выставляются по 10-ти балльной шкале
Критериями оценки домашнего задания являются:
наличие четкой, логичной связной структуры текста;
полнота раскрытия внешних, поведенческих и характерологических особенностей испытуемого.
способность изложить и аргументировать свою точку зрения на характерологические и поведенческие особенности испытуемого;
способность самостоятельно провести полевое наблюдение за испытуемым в реальной жизненной ситуации;
ОЦЕНКА
|
КРИТЕРИИ
|
«Отлично»: 10
|
Безупречное соблюдение всех указанных критериев
|
«Отлично»: 9, 8
|
Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем критериям при наличии незначительных неточностей.
Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия ответа всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей.
|
«Хорошо»: 7, 6
|
Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия ответа 3 критериям из 4 перечисленных
Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 3 критериям из 4 перечисленных, однако в 2 из 3 критериев имеются неточности, неполнота раскрытия (т.е. соответствие критерию является неполным)
|
«Удовлетворительно»: 5, 4
|
Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 1 критериям из 4 перечисленных
Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 1 критериям из 4 перечисленных, однако в 1 из 2 критериев имеются неточности, неполнота раскрытия (т.е. соответствие критерию является неполным) .
|
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1
|
Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев
|
Для итогового контроля студент должен продемонстрировать владение терминологией психологии, иметь представление об основных теоретических положениях наиболее влиятельных научных школах психологии, отраслях психологии, познавательных процессов, развития личности, понимать основные проблемы и методы современной психологии.
Оценки итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.
Критериями оценки ответа на итоговом контроле являются:
соответствие содержания ответа вопросам в билете;
наличие четкой, логичной связной структуры ответа;
обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений;
понимание основных теоретико-методологических проблем, связанных с вопросами билета;
знание фактического материала по вопросам в билете;
способность соотносить содержание ответа с фактическим материалом и теоретическими проблемами современной психологии;
способность привести самостоятельные примеры, поясняющие содержание вопроса.
ОЦЕНКА
|
КРИТЕРИИ
|
«Отлично»: 10
|
Безупречное соблюдение всех указанных критериев
|
«Отлично»: 9, 8
|
Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем критериям при наличии незначительных неточностей.
Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия ответа всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также, трудностей, связанных с критерием 6.
|
«Хорошо»: 7, 6
|
Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия ответа 6 критериям из 7 перечисленных
Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 5 критериям из 7 перечисленных
|
«Удовлетворительно»: 5, 4
|
Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 4 критериям из 7 перечисленных
Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 3 критериям из 7 перечисленных.
|
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1
|
Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев
|
-
^
Тема 1. Предмет психологии. История становления науки.
Предмет психологии. Место психологии в системе научного знания. Области психологического знания, их дифференциация. Значение специализации.
История становления науки. Возникновение первой психологической лаборатории (1879г.) и появление первого предмета психологии – сознания.
Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении, бихевиоризм и необихевиоризм. Понятие бессознательного, теория личности З.Фрейда. Гештальтпсихология, идея целостного подхода в психологии. Теория Курта Левина. Эксперименты в школе К.Левина. Современные представления: когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология.
Отечественная психология. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Теория деятельности А.Н.Леонтьева.
Литература:
Основная:
Большой психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. М.: «Олма-Пресс». 2004
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. / Общая психология. Ред. Братусь Б.С. Том 1. М.:ACDEMIA, 2005.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.
Дополнительная:
Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М., 2000.
Ярошевский М. История психологии. М., 1977.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
История психологии. XX век. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. 6-е изд. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. Часть 2.
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. Изд. 8-е. – М.: Академический проект. М., 2008.
А.Р.Лурия. Этапы пройденного пути (любое издание).
Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985
Тема 2. Отрасли психологии.
Основные направления и отрасли психологии. Общая психология, история психологии, психология личности. Зоопсихология.
Возрастная и педагогическая психология. Социальная психология и этнопсихология. Психология труда и инженерная психология. Экономическая психология как новое направление в психологии.
Психофизиология. Психолингвистика. Пограничные отрасли психологии.
Клиническая психология: нейропсихология, патопсихология, психосоматический подход в психологии. Нарушение развития в детском возрасте.
Литература:
Основная:
Большой психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. Москва «Олма-Пресс». 2004
Соколова Е.Е. Введение в психологию. / Общая психология. Ред. Братусь Б.С. Том 1. М.:ACDEMIA, 2005.
Дополнительная:
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва. Академия.2003г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.
Тема 3. Психология познавательных процессов.
Познавательные процессы, виды познавательных процессов (восприятие, память, мышление, речь, воображение).
Психология ощущения и восприятия. Виды образных явлений. Основные феномены перцептивного образа. Иллюзии восприятия. Двойственная природа перцептивного образа. Объектные и субъектные теории восприятия.
Определение памяти. Классификация видов памяти. Амнезии и другие виды нарушений памяти. Основные законы функционирования памяти. Кривая запоминания и забывания. Зависимость запоминания от деятельности (эффект Зейгарник, эксперименты П.И.Зинченко). Забывание. Теории памяти (трехкомпонентная теория, автобиографическая память и др.).
Определение внимания. Свойства внимания. Виды внимания. Теории внимания. Внимание и деятельность.
Психология мышления. Основные направления в исследовании мышления. Виды мышления. Репродуктивное и продуктивное мышление (К.Дункер). Вербально-логическое мышление. Аутистическое мышление. Практическое мышление. Развитие мышления у детей. Феномен эгоцентризма. Феномены Ж.Пиаже.
Речь и ее структура. Происхождение речи. Социальная обусловленность речи. Речь как средство организации высших психических функций.
Литература:
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб. Питер, 2006
Дополнительная:
1.Величковский Б.М. Когнитивная наука. М: Смысл, 2006. Т.1.
2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: МПСИ, 2002.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998
Тема 4. Психология мотивации, психология личности, темперамент, характер.
Понятие мотивации. Мотивация и деятельность: закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Иерархическая структура потребностей: «пирамида» Маслоу. Нарушение мотивационного компонента мышления (Зейгарник).
Возникновение первых типологий в античности (Гиппократ). Положительные и отрицательные стороны типологического подхода, его ограничения. Индивид и личность. Темперамент и характер.
Акцентуации характера. Характеристика типов личности на основе классификаций К. Леонгарда и Е. Личко. Описание основных типов личности.
Основная:
Большой психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. М.: «Олма-Пресс». 2004
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.
Дополнительная:
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001.
Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: ЭКСМО, 2001.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М., 1997
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003
Зейгарник Б.В. Патопсихология. Академия, 1999.
Тема 5. Проблемы и методы психологии.
Понятие метода в психологии. Исследовательские методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Виды экспериментов (формирующий, анализ единичного случая, др.). Методы исследования личности: прямые и косвенные.
Проблема нормы в психологии. Психологическая помощь личности. Роль психолога и роль психиатра при душевных недугах. Психотерапия.
Проблема нормативно-правового обеспечения работы психолога и медицинского психолога в РФ.
Литература:
Основная:
Большой психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. М.: «Олма-Пресс». 2004
Дополнительная:
Хрестоматия. Метод наблюдения и беседы в психологии./Ред.-сост. Аламазян А.М. и др. М., УМК «Психология», 2000.
Методические рекомендации к семинарским занятиям по общепсихологическому практикуму. /Сост. Овчинникова Ю.Г. М., 2008.
Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах.//Медицинская психология в России. № 2 (13) 2012.
Лидерс А.Г., Фролов Ю.М. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М., МГУ, 1991
Лучков И.И., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1987, № 2
Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномальной личности. М., Изд. МГУ, 1988
-
^
В процессе освоения УД предполагается разбор практических кейсов, участие студентов в имитации психологического обследования, эксперимента, работы психолога-консультанста, просмотр и обсуждение фильмов и видео-сюжетов.
-
^
-
Домашнее задание. Составление психологического портрета испытуемого
Примерные вопросы/ задания для контрольной работы:
Кто из перечисленных ниже авторов ввел понятие «поле сознания»:
Гиппократ
Фрейд
Вундт
Уотсон
-
Фи-феномен был описан
К.Левиным
Скиннером
Вертгаймером
Брунером
-
^
Области психологического знания, основные направления психологии.
Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психологии.
Психология акта Ф. Брентано.
Бихевиоризм Дж. Уотсона.
Направления необихевиоризма.
Психоанализ З. Фрейда: основные положения. Структура личности по З.Фрейду.
Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.
Школа Курта Левина. Теория поля. Эксперименты.
Культурно-историческая психология Л.С.Выготского. Понятие высших психических функций.
Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева: потребности, мотивы, смыслы.
Психология установки Д. Н. Узнадзе.
Когнитивный подход в психологии.
Гуманистический подход в психологии и экзистенциальная психология.
Индивид и личность.
Темперамент и характер.
Акцентуации характера.
Мотивация и деятельность: закон Йеркса-Додсона.
Психология ощущения и восприятия. Виды образных явлений. Основные феномены перцептивного образа.
Двойственная природа перцептивного образа. Объектные и субъектные теории восприятия.
Определение памяти. Классификация видов памяти.
Зависимость запоминания от деятельности (эффект Зейгарник, эксперименты П.И.Зинченко).
Теории памяти.
Определение внимания. Свойства внимания. Виды внимания.
Теории внимания.
Психология мышления. Основные направления в исследовании мышления. Виды мышления.
Репродуктивное и продуктивное мышление (К.Дункер).
Развитие мышления у детей. Феномен эгоцентризма. Феномены Ж.Пиаже.
Речь и ее структура. Речь как средство организации высших психических функций.
Понятие метода в психологии. Исследовательские методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Виды экспериментов.
Понятие нормы в психологии
-
^
БИЛЕТ № 2.
Школа Курта Левина. Теория поля. Эксперименты.
Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева.
-
^
На оценку студента влияют результаты контрольной работы, оценка за домашнее задание, работу на семинарских занятиях, оценка за экзамен.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, при ответах на вопросы, соответствие ответов студентов информации, содержащихся в лекциях, литературе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Оценка за текущий контроль рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП
^
-
^
11.1 Основная литература
Большой психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. М.: «Олма-Пресс». 2004
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. С.-Пб. Питер, 2006
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. / Общая психология. Ред. Братусь Б.С. Том 1. М.:ACDEMIA, 2005.
^
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001.
Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах.//Медицинская психология в России. № 2 (13) 2012.
Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М., 2000.
Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномальной личности. М., Изд. МГУ, 1988
Величковский Б.М. Когнитивная наука. М: Смысл, 2006. Т.1.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: МПСИ, 2002.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. Академия, 1999
История психологии. XX век. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. 6-е изд. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. Часть 2.
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. Изд. 8-е. – М.: Академический проект. М., 2008.
Лидерс А.Г., Фролов Ю.М. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М., МГУ, 1991
Лурия А.Р.. Этапы пройденного пути (любое издание).
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва. Академия.2003г.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998
Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: ЭКСМО, 2001.
Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М., 1997
Лучков И.И., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1987, № 2
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999
Методические рекомендации к семинарским занятиям по общепсихологическому практикуму. /Сост. Овчинникова Ю.Г. М., 2008.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003
Хрестоматия. Метод наблюдения и беседы в психологии./Ред.-сост. Аламазян А.М. и др. М., УМК «Психология», 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997.
Ярошевский М. История психологии. М., 1977 (или любое другое издание).
11.3 Программные средства
-
Справочники, словари, энциклопедии
-
Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка дисциплины обеспечивается с помощью системы LMS
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Проектор (для лекций или семинаров).
|