Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова





Скачать 139.72 Kb.
Название Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова
Ю.Г. Овчинникова
Дата 31.03.2013
Размер 139.72 Kb.
Тип Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет –


Высшая школа экономики





Факультет Мировой экономики


Программа дисциплины




Психология




для направления 080102.65 «Мировая экономика»

подготовки специалиста


Автор программы: Ю.Г. Овчинникова


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

«Психология» кафедры общей и

экспериментальной

психологии

Председатель Зав. кафедрой


___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К.

«___» _________ 2006 г. «___» __________ 2006 г.


Утверждена

Ученым советом факультета

мировой экономики

Ученый секретарь


___________ Урнов М.Ю.

«__»___________2006 г.







Москва 2006


  1. ^ Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента)


Дисциплина «Психология» относится к федеральному компоненту.

Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ.

^ I.Пояснительная записка


Автор программы: кандидат психол. наук, ст. преп. Ю.Г. Овчинникова.

Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам.


Аннотация:

Интерес к психологии проявляют сейчас представители тех профессий, где психологические знания выступает важной составной частью профессиональной компетентности, значимым фактором эффективности профессиональной деятельности и повышения качества жизни в целом.

Понимание психологических механизмов и закономерностей деятельности человека – важная задача теоретической и практической психологии, особенно актуальная в современном обществе.

Учебные задачи дисциплины:

Задача данного курса состоит в формировании у студентов общепсихологических знаний, а также демонстрации пути и условий личностного роста, совершенствования общения.

В ходе изучения истории возникновения дисциплины раскрываются основные направления и достижения психологии, формируется как теоретическая база, так и закладываются основы для саморегуляции и самоанализа.

Особое внимание в программе курса уделяется умению правильно сориентироваться в мире различных психологических теорий, грамотно осветить их основные положения. Формируется способность к анализу собственного поведения, действий другого человека и экономического поведения.


^ Тематический план




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Предмет психологии. История становления науки.

16

4

4

8

2.

Бихевиоризм и тренинги навыков.

14

4

4

6

3.

Психоанализ: история и современность.

16

4

4

8

4.

Гуманистический подход: основные представители и их взгляды.

8

2

2

4

5.

Когнитивизм: общие положения.

6

2

2

2

6.

Психологические типы личности.

16

4

4

8

7.

Понятие потребности. Общение как потребность.

16

4

4

8

8.

Психология принятия экономических решений

8

2

2

4

9.

Психология решения комплексных проблем

8

2

2

4




Итого:

108

28

28

52



Форма итогового контроля: зачет.


Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за реферат Ореф, оценка за зачет Озач.




2. Оценки относительной важности

Wсем

0.3

Wреф

0.4

Wзач

0.3

3. Если у студента по 10-балльной шкале

Oсем

6

Ореф

8

Озач

7

Оср = Wсем * Oсем + Wреф * Ореф + Wзач * Озач = 7.1


После округления Оср = 7

2. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "хорошо" (7).


Базовые учебники:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



III. Содержание программы


Тема 1. Предмет психологии. История становления науки.


Предмет психологии. Место психологии в системе научного знания. Области психологического знания, их дифференциация. Значение специализации.

История становления науки. Понятие о душе в античности (Демокрит, Платон, Аристотель) и неоплатонизме. Появление психологических идей в Новое время (Локк, Лейбниц). Возникновение первой психологической лаборатории (1879г.) и появление первого предмета психологии – сознания.

Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении, понятие бессознательного. «Три силы» в психологии. Современные представления: неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Психология в наши дни: сочетание подходов и практическая значимость.

Основная литература




  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература




  1. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М.: 2000.

  2. Старовойтенко Е.Б. Общая психология. М.: 2004.

  3. Ярошевский М. История психологии. М.: 1977.


Тема 2. Бихевиоризм и тренинги навыков.


Поведение как альтернатива изучения сознания. Понятие о стимуле, реакции, подкреплении и промежуточных переменных. Необихевиоризм и место науки о поведении в современной психологии. Многообразие факторов, влияющих на поведение человека.

Понятие навыка. Общие представления о тренингах общения, ведении переговоров, проведении интервью. Анализ экономического поведения.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003.


Тема 3. Психоанализ: история и современность.


Основные понятия психоанализа: бессознательное, либидо, инстинкты жизни и смерти. Концепция З. Фрейда о структуре личности (Оно, Я, Сверх-Я). Методы психоанализа: свободные ассоциации, толкование сновидений, психопатология обыденной жизни. Общие представления о защитных механизмах, их виды. Стадии психосексуального развития личности. Психоанализ и культура.

К.Г.Юнг: ввод понятия о коллективном бессознательном. Архетипы. Либидо как жизненная энергия. Установки сознания: экстраверсия и интроверсия. Типы личности.

А.Адлер: стремление к превосходству и социальный интерес как движущие силы развития личности.

Э. Фромм: социо-культурное направление в психоанализе. Понятие отчужденности и свободы. Типы социальных характеров.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991.

2. Фрейд З. Пять лекций о бессознательном.

3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Аспект Пресс, 2001.


Тема 4. Гуманистический подход: основные представители и их взгляды.


Возникновение «третьей силы» в психологии: предпосылки и условия. Природа человека: конструктивность, социальность, стермление к самоактуализации (К.Роджерс, А Маслоу), психологическое здоровье личности.

Иерархия потребностей (А. Маслоу). Понятие самоактуализации и творческой личности. Условия личностного роста: эмпатия, безусловное принятие и конгруэнтность (К. Роджерс). Экзистенциально-гуманистический подход.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992.


Тема 5. Когнитивизм: общие положения.


Появление когнитивного подхода: единицы анализа, новый взгляд на взаимосвязь мыслей и чувств. Понятие ошибочных умозаключений. Когнитивный диссонанс (Фестингер). Конфликт и его решение в когнитивном подходе.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003.

Тема 6. Психологические типы личности.


Возникновение первых типологий в античности (Феофраст, Гиппократ). Положительные и отрицательные стороны типологического подхода, его ограничения. Краткий анализ психоаналитических типологий: характеров З. Фрейда, типов личности К.Г. Юнга, социальных характеров Э. Фромма.

Характеристика типов личности на основе классификаций К. Леонгарда и Е. Личко. Описание основных типов личности (истероидный, шизоидный, эпилептоидный, параноидальный, эмотивный, тревожный, циклоидный, гипертимный): особенности нервной системы, внешний вид, поведение, общение, сфера деятельности, трудности коммуникации.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: 1980.


Тема 7. Понятие потребности. Общение как потребность.


Понятие потребности и их виды. Общение как базовая потребность. Структура общения со стороны характеристики его содержательных сторон. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная. Перцептивная.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процесссе. Коммуникативные барьеры. Характеристика и содержание основных функций общения.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Проксемика и кинесика. Экспрессивный репертуар человека.

Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Место взаимодействия в структуре общения. Типы взаимодействий в общении. Кооперация и конкуренция. Трансактный анализ.

Общение как восприятие людьми друг друга. Перцептивная сторона общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Интерпретация поведения другого человека и приписываний (атрибуции). Эффект «ореола» («галоэффект»), эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации.

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М.- С. –Петербург: 2000.

  2. Вердербер Р. Психология общения. М.: 2003.

  3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. С. –Петербург: Питер, 2001.

  4. Майерс Д. Социальная психология. С. –Петербург: Питер, 2000.

  5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1998.


Тема 8. Психология принятия экономических решений.


Противопоставление двух подходов: "принятие решений" (decision making) и "решение проблем" (problem solving).

Критерии психологической оценки принимаемых решений: а) точность отражения реальности, б) экономия когнитивных усилий, в) улучшение эмоционального состояния, г) повышение эффективности последующего действия. Психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок (нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, оправдание трудного решения, нисходящие и восходящие контрфакты и др.).

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.

  2. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31-42.

  3. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 315-332.

  4. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003.



Тема 9. Психология решения комплексных проблем.


Понятие комплексной проблемы как открытой системы взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Экономические проблемы и задачи как комплексные.

Способности к решению комплексных проблем (complex problem solving): познавательные способности, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников). Системное ("сетевое") мышление.

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

  2. Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 225-233.



I.Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Литература.


Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997.


Дополнительная:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.

  2. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.

  4. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

  5. Вердербер Р. Психология общения. М.: 2003.

  6. Горянина В. А. Психология общения. М.: 2002.

  7. Гришина Н. В. Психология конфликта. С. –Петербург: Питер, 2004.

  8. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

  9. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31-42.

  10. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

  11. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 1980.

  12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

  13. Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 225-233.

  14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

  15. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003.

  16. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 315-332.

  17. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991.

  18. Фрейд З. Пять лекций о бессознательном.

  19. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992.

  20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003.

  21. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

  22. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Аспект Пресс, 2001.



Тематика заданий по различным формам текущего контроля


Тематика рефератов:

  1. Психоанализ: история и современность.

  2. Гуманистический подход – «третья сила в психологии».

  3. Роль общения в онтогенезе.

  4. Понятие психологического конфликта.

  5. Теория экономического поведения.

  6. Типологический подход в психологии личности.

  7. Психология принятия решений.

  8. Способности к решению комплексных проблем.

  9. Бихевиоризм в современной практической психологии.

  10. Психология лидерства.

  11. Использование психологических методов в маркетинге.

  12. Использование психологических методов работы в менеджменте.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



1. Предмет и определение психологии.

2. История возникновения психологии как науки: от античности до наших дней.

3. Области психологического знания.

4. Специфика понимания человека в психологии.

5. Психоанализ: основные положения и развитие.

6. Сравнительный анализ психоаналитических концепций З. Фрейда и К.Г. Юнга.

7. Бихевиоризм и тренинги навыков.

8. Когнитивный подход в психологии.

9. Гуманистический подход в психологии.

10. Виды конфликтов и способы их решения.

11. Психология общения: предмет, структура, функции. Общение как потребность.

12. Общение как обмен информацией.

13. Особенности межличностного восприятия: эффекты и механизмы.

14. Динамические процессы в малой группе: конформизм и лидерство.

15. Процесс принятия групповых решений.

16. Типы личности: истероидный и эпилептоидный.

17. Типы личности: шизоидный, гипертимный и тревожный.

18. Типы личности: параноидный и эмотивный.

19. Подходы к принятию решений и их противопоставление.

20. Психологические эффекты оценивания.

21. Понятие комплексной проблемы.

22. Способности к решению комплексных проблем.

23. Движущие силы и условия развития личности.

24. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности.

25. Мотивация стремления к власти.

26. Мотивация оказания помощи.

27. Мотивация достижения. Уровень притязаний.

28. Мотивация аффиляции и мотивация агрессивного поведения.


Автор программы

Кандидат психол. наук, ст. преп. __________________ Ю.Г. Овчинникова






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Психология личности» для направления 521000 Психология подготовки бакалавра

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Общая психология» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Нейропсихология» для направления 521 000 Психология подготовки бакалавра Автор

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины Нейропсихология для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины Нейропсихологическая реабилитация для направления 030300. 62 «Психология» подготовки

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Экзистенциальная психотерапия» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Основы психотерапии» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Судебная медицина» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины Психология для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы

Программа дисциплины Психология для направления 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю. Г. Овчинникова icon Программа дисциплины «Судебная медицина» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы