|
Скачать 139.72 Kb.
|
Содержание
Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента)I.Пояснительная записка Тематический план |
Министерство экономического развития и торговли Российской ФедерацииГосударственный университет –Высшая школа экономики Факультет Мировой экономики Программа дисциплиныПсихологиядля направления 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор программы: Ю.Г. Овчинникова Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании «Психология» кафедры общей и экспериментальной психологии Председатель Зав. кафедрой ___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К. «___» _________ 2006 г. «___» __________ 2006 г. Утверждена Ученым советом факультета мировой экономики Ученый секретарь ___________ Урнов М.Ю. «__»___________2006 г. Москва 2006
Дисциплина «Психология» относится к федеральному компоненту. Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ. ^Автор программы: кандидат психол. наук, ст. преп. Ю.Г. Овчинникова. Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам. Аннотация: Интерес к психологии проявляют сейчас представители тех профессий, где психологические знания выступает важной составной частью профессиональной компетентности, значимым фактором эффективности профессиональной деятельности и повышения качества жизни в целом. Понимание психологических механизмов и закономерностей деятельности человека – важная задача теоретической и практической психологии, особенно актуальная в современном обществе. Учебные задачи дисциплины: Задача данного курса состоит в формировании у студентов общепсихологических знаний, а также демонстрации пути и условий личностного роста, совершенствования общения. В ходе изучения истории возникновения дисциплины раскрываются основные направления и достижения психологии, формируется как теоретическая база, так и закладываются основы для саморегуляции и самоанализа. Особое внимание в программе курса уделяется умению правильно сориентироваться в мире различных психологических теорий, грамотно осветить их основные положения. Формируется способность к анализу собственного поведения, действий другого человека и экономического поведения. ^
Форма итогового контроля: зачет. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:
После округления Оср = 7 2. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "хорошо" (7). Базовые учебники:
III. Содержание программы Тема 1. Предмет психологии. История становления науки. Предмет психологии. Место психологии в системе научного знания. Области психологического знания, их дифференциация. Значение специализации. История становления науки. Понятие о душе в античности (Демокрит, Платон, Аристотель) и неоплатонизме. Появление психологических идей в Новое время (Локк, Лейбниц). Возникновение первой психологической лаборатории (1879г.) и появление первого предмета психологии – сознания. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении, понятие бессознательного. «Три силы» в психологии. Современные представления: неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Психология в наши дни: сочетание подходов и практическая значимость. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Бихевиоризм и тренинги навыков. Поведение как альтернатива изучения сознания. Понятие о стимуле, реакции, подкреплении и промежуточных переменных. Необихевиоризм и место науки о поведении в современной психологии. Многообразие факторов, влияющих на поведение человека. Понятие навыка. Общие представления о тренингах общения, ведении переговоров, проведении интервью. Анализ экономического поведения. Основная литература1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997. Дополнительная литература1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003. Тема 3. Психоанализ: история и современность. Основные понятия психоанализа: бессознательное, либидо, инстинкты жизни и смерти. Концепция З. Фрейда о структуре личности (Оно, Я, Сверх-Я). Методы психоанализа: свободные ассоциации, толкование сновидений, психопатология обыденной жизни. Общие представления о защитных механизмах, их виды. Стадии психосексуального развития личности. Психоанализ и культура. К.Г.Юнг: ввод понятия о коллективном бессознательном. Архетипы. Либидо как жизненная энергия. Установки сознания: экстраверсия и интроверсия. Типы личности. А.Адлер: стремление к превосходству и социальный интерес как движущие силы развития личности. Э. Фромм: социо-культурное направление в психоанализе. Понятие отчужденности и свободы. Типы социальных характеров. Основная литература1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997. Дополнительная литература1. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991. 2. Фрейд З. Пять лекций о бессознательном. 3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Аспект Пресс, 2001. Тема 4. Гуманистический подход: основные представители и их взгляды. Возникновение «третьей силы» в психологии: предпосылки и условия. Природа человека: конструктивность, социальность, стермление к самоактуализации (К.Роджерс, А Маслоу), психологическое здоровье личности. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Понятие самоактуализации и творческой личности. Условия личностного роста: эмпатия, безусловное принятие и конгруэнтность (К. Роджерс). Экзистенциально-гуманистический подход. Основная литература1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997. Дополнительная литература1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 3. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992. Тема 5. Когнитивизм: общие положения. Появление когнитивного подхода: единицы анализа, новый взгляд на взаимосвязь мыслей и чувств. Понятие ошибочных умозаключений. Когнитивный диссонанс (Фестингер). Конфликт и его решение в когнитивном подходе. Основная литература1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997. Дополнительная литература1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003. Тема 6. Психологические типы личности. Возникновение первых типологий в античности (Феофраст, Гиппократ). Положительные и отрицательные стороны типологического подхода, его ограничения. Краткий анализ психоаналитических типологий: характеров З. Фрейда, типов личности К.Г. Юнга, социальных характеров Э. Фромма. Характеристика типов личности на основе классификаций К. Леонгарда и Е. Личко. Описание основных типов личности (истероидный, шизоидный, эпилептоидный, параноидальный, эмотивный, тревожный, циклоидный, гипертимный): особенности нервной системы, внешний вид, поведение, общение, сфера деятельности, трудности коммуникации. Основная литература1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997. Дополнительная литература1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. 2. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: 1980. Тема 7. Понятие потребности. Общение как потребность. Понятие потребности и их виды. Общение как базовая потребность. Структура общения со стороны характеристики его содержательных сторон. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная. Перцептивная. Специфика обмена информацией в коммуникативном процесссе. Коммуникативные барьеры. Характеристика и содержание основных функций общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Проксемика и кинесика. Экспрессивный репертуар человека. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Место взаимодействия в структуре общения. Типы взаимодействий в общении. Кооперация и конкуренция. Трансактный анализ. Общение как восприятие людьми друг друга. Перцептивная сторона общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Интерпретация поведения другого человека и приписываний (атрибуции). Эффект «ореола» («галоэффект»), эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 8. Психология принятия экономических решений. Противопоставление двух подходов: "принятие решений" (decision making) и "решение проблем" (problem solving). Критерии психологической оценки принимаемых решений: а) точность отражения реальности, б) экономия когнитивных усилий, в) улучшение эмоционального состояния, г) повышение эффективности последующего действия. Психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок (нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, оправдание трудного решения, нисходящие и восходящие контрфакты и др.). Основная литература
Дополнительная литература
Тема 9. Психология решения комплексных проблем. Понятие комплексной проблемы как открытой системы взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Экономические проблемы и задачи как комплексные. Способности к решению комплексных проблем (complex problem solving): познавательные способности, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников). Системное ("сетевое") мышление. Основная литература
Дополнительная литература
I.Учебно-методическое обеспечение дисциплиныЛитература. Основная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997. Дополнительная:
Тематика заданий по различным формам текущего контроля Тематика рефератов:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. Предмет и определение психологии. 2. История возникновения психологии как науки: от античности до наших дней. 3. Области психологического знания. 4. Специфика понимания человека в психологии. 5. Психоанализ: основные положения и развитие. 6. Сравнительный анализ психоаналитических концепций З. Фрейда и К.Г. Юнга. 7. Бихевиоризм и тренинги навыков. 8. Когнитивный подход в психологии. 9. Гуманистический подход в психологии. 10. Виды конфликтов и способы их решения. 11. Психология общения: предмет, структура, функции. Общение как потребность. 12. Общение как обмен информацией. 13. Особенности межличностного восприятия: эффекты и механизмы. 14. Динамические процессы в малой группе: конформизм и лидерство. 15. Процесс принятия групповых решений. 16. Типы личности: истероидный и эпилептоидный. 17. Типы личности: шизоидный, гипертимный и тревожный. 18. Типы личности: параноидный и эмотивный. 19. Подходы к принятию решений и их противопоставление. 20. Психологические эффекты оценивания. 21. Понятие комплексной проблемы. 22. Способности к решению комплексных проблем. 23. Движущие силы и условия развития личности. 24. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности. 25. Мотивация стремления к власти. 26. Мотивация оказания помощи. 27. Мотивация достижения. Уровень притязаний. 28. Мотивация аффиляции и мотивация агрессивного поведения. Автор программы Кандидат психол. наук, ст. преп. __________________ Ю.Г. Овчинникова |