Основные направления деятельности психологической реабилитации icon

Основные направления деятельности психологической реабилитации





Скачать 94.07 Kb.
Название Основные направления деятельности психологической реабилитации
Дата 31.03.2013
Размер 94.07 Kb.
Тип Документы

Основные направления деятельности психологической реабилитации


1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности оказывается психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:

  • индивидуальное консультирование:

- консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении;

- содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности;

- помощь в осознании индивидом его основных потребностей, мотивов, установок, отношений, особенностей его поведения и эмоционального реагирования, адекватности своих реакций новым условиям;

  • психокоррекция межличностных отношений (детско-родительских, супружеских и т. д.);

  • психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации.

2. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных методик. В рамках диагностики можно определить:

  • личностные особенности;

  • коммуникативные способности;

  • структуру интеллекта;

  • профориентацию.

3. Групповые формы работы:

  • тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации;

  • обучение приёмам саморегуляции»

  • формирование социально-адекватного поведения;

  • адаптация к меняющимся условиям жизни.

  1. Психопрофилактика расстройств, повышение стрессоустойчивости.
    Методы работы:

а) группы общения;

б) арт-терапия;

в) ознакомление с приёмами саморегуляции;

г) песочная терапия;
д) аутогенная тренировка;

е) телесная терапия.

В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе.

^ Содержание работы специалистов отделения

Содержание работы психолога

В день заезда психолог производит заполнение реабилитационной документации на вновь поступающих (приложение 1). В «Карту психологической реабилитации» вносятся необходимые данные, назначается время приёма. В течение 1-2 дней психолог производит первичный приём реабилитируемых:

- измерение психовегетативных показателей (КВТ и СО с помощью методики Люшера (приложение 2);

- консультация по результатам первичной диагностики, рекомендации;

- информирование о содержании работы психологической службы;

- назначение реабилитационных психопрофилактических мероприятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

По результатам первичной диагностики, измеряющей фон настроения и ВК организма, выделяется «группа риска», имеющая сниженные показатели фона настроения и вегетативного тонуса. Реабилитируемые, входящие в «группу риска» направляются психологом на консультацию к врачу-психотерапевту. Информация о эмоциональном состоянии может быть представлена лечащему врачу. С учётом рекомендаций психотерапевта и лечащего врача определяется дальнейшая стратегия работы психолога, направленная на нормализацию эмоционального состояния.

В течение заезда психолог планирует работу из расчёта утверждённых норм нагрузки на специалиста данной категории, ведёт текущую документацию установленного образца (приложение 3, 4, 5).

В конце заезда психолог проводит с реабилитируемыми, входящими в «группу риска» повторное диагностическое обследование с целью оценки эффективности реабилитационных мероприятий, динамики эмоционального состояния.

Проводится анкетирование клиентов, прошедших курс психологической реабилитации с целью оценки эффективности, критических замечаний и пожеланий к реабилитационным мероприятиям (приложение 6).

Результаты повторной диагностики фиксируются в «Карте психологической реабилитации».

Психолог предоставляет статистические данные в «Сводную ведомость» (приложение 7) для формирования количественных показателей по каждому заезду.

В перечень отчётной документации психолога входят:

- карта психологической реабилитации;

- статистические талоны;

- сводная ведомость;

- текстовой аналитический отчет-


2.3. Описание диагностического инструментария.

Теоретическое обоснование методики.

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Процедура исследования позволяет исследовать насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявить эмоциональные установки к окружающей действительности.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (со) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А.И. Юрьева К.Шипоша, приведенным в методическом руководстве «Цветовой тест М.Люшера» В.И.Тимофеева и Ю.И.Филимоненко (СПб, Иматон).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов ( 3 4 2 5 1 6 0 7) был принят за аутогенную норму – индикатор психологического благополучия.

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их

«идеальным»расположением (3 4 2 5 1 6 0 7).Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности суммируются.Значение СО изменяется 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения.






красный

жёлтый

зелёный

фиолетовый

синий

коричневый

серый

чёрный

Место цвета в аутентичной норме


1


2


3


4


5


6


7


8

Место цвета в выборе испытуемого


8


2


4


6


1


3


7


5

Разность

7

0

1

2

4

3

0

3



Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение человека.Этот показатель обозначается как «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности.

2 зона – Преобладание отрицательных эмоций.Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выя снить.Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые человек не может преодолеть самостоятельно.

3 зона – Эмоциональное состояние в норме. Человек может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.

4 зона – Преобладание положительных эмоций. Оптимистичное состояние. Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма:способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. Расчет ВК производится по формуле , предложенной К.Шипошем.

18- место красного – место желтого цвета

ВК =

18- место синего – место зеленого цвета


Значения коэффициента изменяется 0,2 до 5 баллов.

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

2 зона – Хроническое переутомление, истощение,низкая работоспособность.

Физические или психические нагрузки непосильны для человека, требуется их существенное снижение.Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям.

^ 3 зона – Компенсируемое состояние усталости.Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

4 зона – Оптимальная работоспособность.Человек отличается бодростью,отсутствием усталости,здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Образ жизни человека позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

5 зона – Перевозбуждение.Чаще всего ,является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности,режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.


^ Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства В.М.Элькина.

В основу предлагаемой методики положены основные идеи цветового теста Люшера .

Цветология наука о цвете. Образы,связанные с цветом, пронизывают всю культуру.Каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны. Цветовыбор – это разговор с подсознанием человека на языке цветовых символов,а значение цветовыбора – словарь для понимания этого языка.

Опираясь на систему знаний о значении цветопредпочтения М.Люшера Г.Клара, можно выделить 10 постулатов цветовой психологии

1 Цвет – «это визуализированный язык чувств» (цит. По М.Люшеру) Наше психологическое состояние влияет на восприятие основных цветов. Интуитивный выбор цвета отражает психологическое состояние,особенности самовосприятия мира, характер эмоций и установок, стиль существования, предпочтение образов, ментальных программ, музыки.

2 Главный закон цветовой психологии гласит: « Если человек предпочитает цвет, то он принимает психологическую программу цвета ; отрицает цвет – отрицает программу цвета. Если принимает сочетание цветов – принимает психологическую программу этого сочетания ; отрицает это сочетание – отрицает его психологическую программу.»

3 Постулат о четырех уровнях эмоциональной жизни человека

Процедура проведения классического теста Люшера : из 8 цветов ( красный, желтый, синий, зеленый, серый, коричневый, фиолетовый, черный) испытуемый, не за, думываясь, выбирает один – наиболее желанный,затем – лучший из оставшихся, и так до последнего выбора.

^ 4 Характеристика цветовых программ.

Восемь цветовых программ разделены на основные и дополнительные цвета. Предпочтение или отрицание каждого цвета связаны с некоторыми психологическими особенностями человека. Это представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Цветовые программы основных и дополнительных цветов

По М.Люшеру с основными цветами ассоциированы основные функции: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо,самоутверждение, активность, стремление к цели, антиципация, потребность в успехе. Человек, находящийся в гармонии с самим собой и с окружением ,как правило,выбирает на первые места основные цвета.

К дополнительным цветам относят коричневый, черный, серый, фиолетовый. Эти цвета ассоциированы с филогенетически более древними реакциями и, как правило,часто отвергаются испытуемыми.

^ 5 Знаки тревожности.

  • Существуют признаки цветового выбора,по которым можно определить тревожность. Первый признак тревожности – отрицание основных цветов.

  • Второй предпочтение темных цветов.

  • Третий признак – «поляризация, вспышка»:если отрицается основной цвет, то в проявлениях принимаемых основных цветов проявляется чрезмерность.

  • Четвертый признак – выделены наиболее трагичные состояния, их отражают четыре цветовые пары – сочетание темных и очень ярких основных цветов. «Трагическими» называются следующие сочетания:

  • Черный и красный – гнев;

  • Черный и желтый – склонность к суициду;

  • Желтый и коричневый – отчаяние;

  • Красный и коричневый – крах,отказ от триумфа и регрессия.

6 Виды цветовых психологических программ.

Каждая цветовая программа основных цветов имеет два состояния – гармоничное и дисгармоничное.Состояние называется гармоничным,если основные цвета на первых четырех местах.

Дисгармоничным считается состояние одного из трех видов :

Тревожное – отрицание светлых и принятие темных цветов;

«обесцвеченное» - предпочтительны все темные цвета;

Трагическое- одно из вышеупомянутых четырех «трагических» сочетаний.

7 Двухцветная психология – определение типа человека по выбору двух основных цветов.

Идея двухцветной психологии состоит в том, что человеку предлагается выбрать два наиболее симпатичных цвета из четырех основных.

8 Существуют «знаки недомогания», к которым относятся

Красный цвет на седьмом или восьмом местах;

Серый цвет на первом месте и коричневый на четвертом или коричневый на третьем месте и черный на четвертом.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Основные направления научной программы: Нейрохирургическая тактика при травматическом повреждении

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon О порядке направления инвалидов, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации, в государственное

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Психообразование как неотъемлемая составляющая медико-психологической реабилитации больных шизофренией

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Курс (3-4 семестр) тематический план изучения дисциплины. № Наименование дисциплины
Основные направления, виды и формы рекреативной деятельности: оздоровительные, реабилитационные,...
Основные направления деятельности психологической реабилитации icon 1. 1 Основные направления реформирования здравоохранения Российской Федерации. Профилактическая медицина

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Научная программа основные научно-практические направления конгресса: Реформирование здравоохранения.

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Анализ выполнения Программы. Анализ работы логопедической службы. Анализ работы психологической службы.
Предлагаем вашему вниманию Публичный информационный доклад, в котором представлен отчет о работе...
Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Организационные аспекты деятельности клинического психолога Общие сведения, принципы и подходы к

Основные направления деятельности психологической реабилитации icon Наименование госпрограммы Ответственный вице-губернатор Основные направления социально-экономического
Основные направления социально-экономического развития и реализуемые целевые программы
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы