|
Скачать 94.07 Kb.
|
Основные направления деятельности психологической реабилитации1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности оказывается психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:
- консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении; - содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности; - помощь в осознании индивидом его основных потребностей, мотивов, установок, отношений, особенностей его поведения и эмоционального реагирования, адекватности своих реакций новым условиям;
2. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных методик. В рамках диагностики можно определить:
3. Групповые формы работы:
а) группы общения; б) арт-терапия; в) ознакомление с приёмами саморегуляции; г) песочная терапия; д) аутогенная тренировка; е) телесная терапия. В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе. ^ Содержание работы психолога В день заезда психолог производит заполнение реабилитационной документации на вновь поступающих (приложение 1). В «Карту психологической реабилитации» вносятся необходимые данные, назначается время приёма. В течение 1-2 дней психолог производит первичный приём реабилитируемых: - измерение психовегетативных показателей (КВТ и СО с помощью методики Люшера (приложение 2); - консультация по результатам первичной диагностики, рекомендации; - информирование о содержании работы психологической службы; - назначение реабилитационных психопрофилактических мероприятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. По результатам первичной диагностики, измеряющей фон настроения и ВК организма, выделяется «группа риска», имеющая сниженные показатели фона настроения и вегетативного тонуса. Реабилитируемые, входящие в «группу риска» направляются психологом на консультацию к врачу-психотерапевту. Информация о эмоциональном состоянии может быть представлена лечащему врачу. С учётом рекомендаций психотерапевта и лечащего врача определяется дальнейшая стратегия работы психолога, направленная на нормализацию эмоционального состояния. В течение заезда психолог планирует работу из расчёта утверждённых норм нагрузки на специалиста данной категории, ведёт текущую документацию установленного образца (приложение 3, 4, 5). В конце заезда психолог проводит с реабилитируемыми, входящими в «группу риска» повторное диагностическое обследование с целью оценки эффективности реабилитационных мероприятий, динамики эмоционального состояния. Проводится анкетирование клиентов, прошедших курс психологической реабилитации с целью оценки эффективности, критических замечаний и пожеланий к реабилитационным мероприятиям (приложение 6). Результаты повторной диагностики фиксируются в «Карте психологической реабилитации». Психолог предоставляет статистические данные в «Сводную ведомость» (приложение 7) для формирования количественных показателей по каждому заезду. В перечень отчётной документации психолога входят: - карта психологической реабилитации; - статистические талоны; - сводная ведомость; - текстовой аналитический отчет- 2.3. Описание диагностического инструментария. Теоретическое обоснование методики. Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Процедура исследования позволяет исследовать насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявить эмоциональные установки к окружающей действительности. Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (со) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А.И. Юрьева К.Шипоша, приведенным в методическом руководстве «Цветовой тест М.Люшера» В.И.Тимофеева и Ю.И.Филимоненко (СПб, Иматон). На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов ( 3 4 2 5 1 6 0 7) был принят за аутогенную норму – индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «идеальным»расположением (3 4 2 5 1 6 0 7).Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности суммируются.Значение СО изменяется 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения.
Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение человека.Этот показатель обозначается как «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности. 2 зона – Преобладание отрицательных эмоций.Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выя снить.Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые человек не может преодолеть самостоятельно. 3 зона – Эмоциональное состояние в норме. Человек может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально. 4 зона – Преобладание положительных эмоций. Оптимистичное состояние. Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма:способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. Расчет ВК производится по формуле , предложенной К.Шипошем. 18- место красного – место желтого цвета ВК = 18- место синего – место зеленого цвета Значения коэффициента изменяется 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 2 зона – Хроническое переутомление, истощение,низкая работоспособность. Физические или психические нагрузки непосильны для человека, требуется их существенное снижение.Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям. ^ Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 4 зона – Оптимальная работоспособность.Человек отличается бодростью,отсутствием усталости,здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Образ жизни человека позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию. 5 зона – Перевозбуждение.Чаще всего ,является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности,режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок. ^ В основу предлагаемой методики положены основные идеи цветового теста Люшера . Цветология наука о цвете. Образы,связанные с цветом, пронизывают всю культуру.Каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны. Цветовыбор – это разговор с подсознанием человека на языке цветовых символов,а значение цветовыбора – словарь для понимания этого языка. Опираясь на систему знаний о значении цветопредпочтения М.Люшера Г.Клара, можно выделить 10 постулатов цветовой психологии 1 Цвет – «это визуализированный язык чувств» (цит. По М.Люшеру) Наше психологическое состояние влияет на восприятие основных цветов. Интуитивный выбор цвета отражает психологическое состояние,особенности самовосприятия мира, характер эмоций и установок, стиль существования, предпочтение образов, ментальных программ, музыки. 2 Главный закон цветовой психологии гласит: « Если человек предпочитает цвет, то он принимает психологическую программу цвета ; отрицает цвет – отрицает программу цвета. Если принимает сочетание цветов – принимает психологическую программу этого сочетания ; отрицает это сочетание – отрицает его психологическую программу.» 3 Постулат о четырех уровнях эмоциональной жизни человека Процедура проведения классического теста Люшера : из 8 цветов ( красный, желтый, синий, зеленый, серый, коричневый, фиолетовый, черный) испытуемый, не за, думываясь, выбирает один – наиболее желанный,затем – лучший из оставшихся, и так до последнего выбора. ^ Восемь цветовых программ разделены на основные и дополнительные цвета. Предпочтение или отрицание каждого цвета связаны с некоторыми психологическими особенностями человека. Это представлено в Таблице 2. Таблица 2 Цветовые программы основных и дополнительных цветов По М.Люшеру с основными цветами ассоциированы основные функции: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо,самоутверждение, активность, стремление к цели, антиципация, потребность в успехе. Человек, находящийся в гармонии с самим собой и с окружением ,как правило,выбирает на первые места основные цвета. К дополнительным цветам относят коричневый, черный, серый, фиолетовый. Эти цвета ассоциированы с филогенетически более древними реакциями и, как правило,часто отвергаются испытуемыми. ^
6 Виды цветовых психологических программ. Каждая цветовая программа основных цветов имеет два состояния – гармоничное и дисгармоничное.Состояние называется гармоничным,если основные цвета на первых четырех местах. Дисгармоничным считается состояние одного из трех видов : Тревожное – отрицание светлых и принятие темных цветов; «обесцвеченное» - предпочтительны все темные цвета; Трагическое- одно из вышеупомянутых четырех «трагических» сочетаний. 7 Двухцветная психология – определение типа человека по выбору двух основных цветов. Идея двухцветной психологии состоит в том, что человеку предлагается выбрать два наиболее симпатичных цвета из четырех основных. 8 Существуют «знаки недомогания», к которым относятся Красный цвет на седьмом или восьмом местах; Серый цвет на первом месте и коричневый на четвертом или коричневый на третьем месте и черный на четвертом. |