Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета





Скачать 97.46 Kb.
Название Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета
Дата 19.03.2013
Размер 97.46 Kb.
Тип Документы
.

Школа для больных сахарным диабетом

Школа для больных сахарным диабетом открыта с целью обеспечения больных диабетом современными знаниями по вопросам профилактики и самоконтроля диабета. Школа располагает хорошо оснащенной материально-технической базой:

  • класс для занятий;

  • видеоаппаратура;

  • компьютерная техника;

  • библиотека , имеющая литературу по вопросам диабетологии;

  • методические пособия;

  • средства самоконтроля.

Основные направления работы:

  • по социально-психологической адаптации к своему заболеванию;

  • по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете;

  • по обучению лечебной физкультуре.

^ ШКОЛА ДИАБЕТА

Очень важным является начальное обучение, которое должно быть проведено с пациентом и членами его семьи вскоре после установления диагноза сахарного диабета. Однако в этот период многие семьи находятся в состоянии шока и не способны воспринять большой объем информации. Поэтому начальное обучение должно включать только основную или необходимую для "выживания" информацию о сахарном диабете, инсулинотерапии, технике инъекций, измерении и допустимом уровне глюкозы в крови, а также информацию о гипогликемии и гипергликемии.

В течение последующих месяцев и лет необходимо проведение более полных обучающих программ. Занятия должны проводиться специалистами в области обучения больных методам лечения сахарного диабета и диетологами в соответствии с возрастом и степенью зрелости ребенка.

Возраст

Управление заболеванием

^ Ответственность за лечение

0-2 года

Нет понимания заболевания, однако возможно постепенное освоение простых навыков повседневной жизни

Полная зависимость от родителей

2-4 года

Ребенку тяжело понять, почему необходимо делать болезненные процедуры. Ребенку нужно объяснить, что инъекции инсулина - это лечение и что оно необходимо. Постепенно ребенка можно обучить тому, какие продукты можно есть и что такое гипогликемия. Ребенок может сам решать, какой пальчик подставить для прокола

^ Эта группа детей нуждается в постоянном наблюдении, их родители ответственны за управление лечением

5-7 лет

Ребенок часто сам может проверить сахар крови и выбрать место для инъекции инсулина. Часто ребенок может сам распознать гипогликемию

Эта группа детей нуждается в помощи взрослых в решении задач, связанных с заболеванием

8-12 лет

Более старшие дети в этой возрастной группе обычно могут самостоятельно измерять сахар крови и делать инъекции инсулина. Родители должны помогать в интерпретации показателей сахара крови и, соответственно, в выборе дозы инсулина

^ Основная ответственность за лечение все еще лежит на родителях. Однако постепенно повышается и ответственность за лечение самого ребенка

13-17 лет

^ Постепенно ребенок должен быть в состоянии решать все задачи, связанные с заболеванием

Постепенно подросток полностью берет ответственность за лечение на себя. Родители должны обеспечивать поддержку, помощь и советы

Обучение может проводиться индивидуально или в группах, дома или в поликлиниках. Обучение возможно также для членов семей, друзей и одноклассников.

^ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Программа обучения должна включать следующие вопросы:

  • Этиология сахарного диабета (анатомия и физиология)

  • Типы инсулинов, действие инсулинов, правила хранения

  • Техника и методы инъекций

  • Измерение глюкозы крови, глюкометры

  • Диета

  • Изменение доз инсулина, связь между диетой, инсулином, физической нагрузкой и уровнем глюкозы крови

  • Гипогликемия

  • Гипергликемия

  • Управление диабетом во время сопутствующих заболеваний

  • Спорт

  • Алкоголь

  • Наркотики

  • Путешествия

  • Контрацептивы и будущая беременность

  • Осложнения сахарного диабета

Необходимо регулярно проверять понимание родителями и ребенком своего заболевания, а также связанных с ним навыков. Если замечены ошибки или пробелы в знаниях, то необходимо повторение обучения.

^ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Как уже упоминалось выше, жизненно важно, чтобы процесс обучения проводился с учетом возраста и степени зрелости ребенка. Поэтому необходимо использовать ту терминологию, которую ребенок знает и понимает. Программа обучения должна проводиться в дружеской и спокойной атмосфере, чтобы ребенок и его родители чувствовали себя уютно и могли задавать вопросы.

^ Дети младшей возрастной группы (2-5 лет)

Старшим детям в этой возрастной группе можно объяснять строение и функции внутренних органов с помощью игрушек или плакатов. Детей нужно спрашивать о том, что они знают о желудке, кишечнике, сердце и легких. Детям необходимо рассказывать, где вырабатывается инсулин и как он действует. С помощью картинок можно объяснить значение здоровой пищи и как выглядит человек во время гипогликемии. При демонстрации техники инъекций можно использовать куклу или мягкие игрушки, или делать инъекции родителям и преподавателям. Ребенка просят помочь при измерении уровня глюкозы преподавателю или родителям.

^ Дети в препубертатном периоде (6-11 лет)

Дети этой возрастной группы способны играть более активную роль во время процесса обучения. В качестве материалов для обучения можно использовать слайды, плакаты, книги с картинками, видеофильмы, игры. В каждом случае необходимо, чтобы ребенок вместе с преподавателем обсудил основную идею, изображенную на картинке. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно, задавали вопросы, могли обмениваться мыслями по обсуждаемым темам. Обучение практическим навыкам, таким как техника инъекции и измерения глюкозы крови, можно проводить так же, как и в группе детей более младшего возраста.

^ Подростки (12-18 лет)

Подросткам, как и более младшим пациентам, необходимо преподавать базовую информацию о заболевании. Кроме того, дополнительно обсуждаются "подростковые" вопросы (вечеринки, спорт, нарушения режима питания и распорядка дня и др.). Обучение можно проводить индивидуально или в группах. В качестве обучающего материала можно использовать слайды, игры, в том числе и компьютерные, видеофильмы. Летний лагерь может быть идеальной возможностью для обучения и проверки практических навыков по управлению диабетом.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ИНСУЛИНОЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, которые можно лечить, но нельзя полностью вылечить и как другие хронические неинфекционные заболевания представляет серьезную проблему для медицины всех стран вследствии большой распространенности, высокой инвалидизации трудоспособного населения, значительных экономических проблем. В настоящее время в мировой медицине общепризнано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению этих проблем является организация системы обучения хронических больных самоконтролю заболевания. Развитие обучения в диабетологии послужило моделью для аналогичной работы в области других хронических заболеваний (Анциферов М.Б. и соавт., 1998).

^ Программа «Школы сахарного диабета»

Занятие 1. Понятие о сахарном диабете. Этиология, патогенез развития сахарного диабета. Типы СД (ИЗСД и ИНСД)

 
^

Занятие 2. Правила и общие принципы питания при СД


2 типа, модификация пищевого поведения у пациентов с ожирением и СД.

 

Занятие 3. Понятие о хлебных единицах, калорийности и пищевой ценности продуктов питания. Расчет калоража питания.

 

Занятие 4. Специальные вопросы питания (сахарозаменители). Роль физических нагрузок при СД.

 

Занятие 5. Осложнения СД, профилактика диабетической стопы и других осложнений.

 

Занятие 6. Психологическая саморегуляция, самозащита при СД. Самоконтроль. Принципы самоконтроля.

1.     Повышение уровня знаний о диабете.

 

2.     Снижение частоты острых осложнений СД.

 

^ 3.     Снижение частоты и тяжести хронических осложнений диабета.

 

4.     Улучшение качества жизни.


Вопросы для оценки уровня знаний больных сахарным диабетом I типа.

^ 1.     Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?

а) сахар крови повышается

б) сахар крови остается без изменения


в) сахар крови понижается

 

^ 2. Представьте себе двух людей:

а) пожилую женщину 70 лет

б) девочку 10 лет


Кто из них вероятнее всего, при заболевании диабетом будет вводить инсулин?

 

^ 3.     Что будет с больным сахарным диабетом молодого возраста, если в течение недели он не будет вводить инсулин?

4.     Как можно установить, годен ли еще препарат инсулина?

5.     За сколько времени до еды нужно вводить инсулин короткого действия?

 

^ 6.     Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего?

 

7.     Как рассчитать нормальный вес?


 

8.     Если вы смешиваете инсулины в одном шприце, в каком порядке нужно набирать их?

а). сначала инсулин короткого действия

б) последовательность не имеет значения

в) сначала инсулин продленного действия

г) точно не знаю

^ 9. Какие значения сахара крови в норме у здорового человека натощак

и после еды?


 

10   Укажите три важнейшие причины гипогликемии?

^ 11.     Укажите два признака гипогликемии, которые могут заметить у Вас со стороны ( другие люди)?

12. Как не нужно вводить инсулин?


а) подкожно

б) внутрикожно

в) внутримышечно

^ 13. Что может быть причиной появления ацетона в моче?

а) слишком много поели

б) ввели слишком мало инсулина


в) слишком мало двигались

г) съели сахар

^ 14. Что такое глюкагон, кто и когда его должен вводить?

 15. На каком среднем уровне сахара крови чаще всего находится почечный порог?


16. Чтобы оценить свое состояние за сутки, нужно определять сахар в крови или моче как минимум….(сколько) раз?

^ 17. Какую порцию мочи надо исследовать, чтобы оценить величину сахара крови в данный момент?

18. В каких случаях надо проверять мочу на ацетон?


19. В каком случае по определению сахара в моче ( при каком его значении) мы не можем судить о сахаре крови?

^ 20. Какие из перечисленных предметов нельзя употреблять при уходе за ногами?

а) пемза

б)ножницы

в) лезвие


г) пилка для ногтей

^ 21. Назовите три органа ( включая части тела), где бывают наиболее выражены осложнения диабета.

22. Что такое одна хлебная единица и чему она равна?


^ 23. Какие из перечисленных веществ имеют калории?

а) сахарин б) фруктоза в) ксилит


24. Какими из перечисленных продуктов можно лечить гипогликемию?

а) хлеб б) помидоры в) сыр г) сахар

^ 25.Какие из перечисленных продуктов содержат 1 хлебную единицу?

а) две луковицы б) половина банана в) два персика


26. Какой из перечисленных напитков можно пить без ограничения?

а) яблочный сок б)водка в) молоко г) минеральная вода

27. Какой из вышеперечисленных напитков может привести к гипогликемии?
^

Деятельность диабетической службы

Задачи обучения:


  • дать общие знания по диабету

  • научить самоконтролю: изменить дозу инсулина, сахароснижающих средств в зависи- мости от гликемии, различных ситуаций (физическая активность, болезнь), плани- рованию питания

  • отработать практические навыки.
^

Цель обучения:


  • научить пациента с сахарным диабетом жить полноценной жизнью

  • добиться компенсации сахарного диабета за время занятий в привычных для пациента условиях (не в стационаре)

  • отработать дозу инсулина, сахароснижающих средств, подобрать комплекс физических упражнений

  • обследовать пациента у всех специалистов, провести клинические и биохимические анализы, выявить осложнения активно в ранних стадиях
^

Программа обучения (первичная и повторная):


  • для пациентов с сахарным диабетом I типа

  • для пациентов с сахарным диабетом II тип

  • для детей и подростков

  • для медицинских сестер

  • для врачей

  • для социальных работников
^

Формы и методы обучения:


  • малые группы (семинары, практические занятия, деловая игра, видеокласс, реше- ние ситуационных задач)

  • индивидуальное обучение

  • проведение конкурсов с элементами обучения, викторин

  • заседание группы поддержки 1 раз в месяц с различной тематикой

  • деловая игра

  • совместный отдых с элементами обучения, обмена опытом

  • видеокласс

Эффективность обучения больных сахарным диабетом II типа:


Проанализированы показатели индекса массы тела, гликемии и суточной дозы до и после обучения у 10 больных в возрасте от 46 до 65 лет со стажем диабета от 3 до 10 лет. Снижение массы тела отмечено у 80% больных. В 20% случаев масса тела не изменилась. Улучшение показателей гликемии и соответственно снижение суточной дозы сахароснижа- ющих препаратов отмечено в 40% случаев. В 20% случае - отмена препарата. В 40% случаев - доза не изменилась.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика 021100 Юриспруденция
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для...
Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Учебно-методические материалы. Вопросы для самоконтроля

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Приказ от 16 сентября 2003 г. N 434 об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре
В целях определения профессиональной компетенции, объема знаний, практических умений и навыков врачей...
Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников. Практика

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon М. Ф. Буржумова, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии дисо (Украина, г. Донецк)

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Основные направления деятельности психологической реабилитации

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Наименование госпрограммы Ответственный вице-губернатор Основные направления социально-экономического
Основные направления социально-экономического развития и реализуемые целевые программы
Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Задачи урока: применить полученные знания на практике; развивать навыки самоконтроля и самооценки

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Контрольная работа №7 Тема : обмен и функции липидов цель : контроль приобретенных знаний. Вопросы

Методические пособия; средства самоконтроля. Основные направления работы: по социально-психологической адаптации к своему заболеванию; по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете; по обучению лечебной физкультуре. Школа диабета icon Приказ n 434 мз РФ от16. 09. 2003 г. Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре
Приказ n 434 мз РФ от16. 09. 2003 г. Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы