|
Скачать 115.96 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА» Программа научно-исследовательской и квалификационной практики ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 - клиническая психология специализация «Психосоматика»
^ Курс: V Форма обучения: дневная Семестр: 10 Срок практики: 10 недель Пояснительная записка. Практика является фундаментальной частью основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030302 – Клиническая психология. Согласно государственному образовательному стандарту, как специалист, клинический психолог может выполнять диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультационную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную профессиональную деятельность в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса. Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Формируясь как прикладная область психологии, клиническая психология использует теорию и методы науки для исследования роли психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний, диагностике нарушений психических функций, процессов, состояний личности в условиях болезни или при ситуациях, угрожающих нарушениями психического здоровья у практически здоровых людей. Таким образом, выпускник по специальности клиническая психология должен не только иметь глубокие знания, владеть методами научных исследований, но и обладать практическими навыками деятельности в таких разделах клинической психологии как: патопсихология, психосоматика, нейропсихология, психология аномального развития, общая и частная психиатрия, детская и подростковая психиатрия, психопрофилактика и реабилитация, психологическое консультирование, психокоррекция и др.. Такие практические навыки формируются постепенно на всех этапах обучения: от навыка сбора и поиска информации по интересующему вопросу, до описания результатов экспериментально-психологической и психокоррекционной работы в рамках прохождения ознакомительной практики и НИР на 1-3 курсах. Научное исследование сопровождает психолога на всех этапах обучения и дальнейшей работы. Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекционная функция подразумевает применение метода научного моделирования для решения личностных проблем, различных шкал, на основе которых возможен анализ эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического исследования, времени и места проведения исследования. Научные методы клинической психологии позволяют объективизировать состояние больного, дифференцировать и квалифицировать различные варианты патологии, а так же позволяют выявить сохранные стороны психики человека. Для того, чтобы метод был научно обоснован, необходимо: во-первых, наличие четкой целевой установки; во-вторых, наличие плановых и системных наблюдений. Умение письменно излагать результаты психодиагностических исследований, анализировать протоколы сеансов психокоррекции, писать научные статьи, рефераты, диссертации отражают профессионализм клинического психолога. Квалификация выпускника, получившего специализацию «психосоматика», должна включать знания о соматопсихических и психосоматических взаимоотношениях в общем контексте заболевания, умение их диагностировать, дифференцировать и составлять грамотные заключения в помощь ведущему врачу клиницисту. Здесь так же будут необходимы навыки ведения профилактической и реабилитационной деятельности. Как и в случае любой другой планируемой деятельности, в процессе работы с психосоматическим пациентом необходимо уметь оценить в какой степени предпринимаемые усилия способствуют достижению намеченных целей, оценить динамику и эффективность, совпадение поставленных целей с результатом работы. Научное исследование клинический психолог проводит как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. На эмпирическом уровне часто используются методы интервью, анкетирования, опроса, сравнение, наблюдение, описание, математико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, факторный анализ и пр.) Специалист должен уметь применять уникальные методы, использующиеся в клинической психологии: клинико-биографический, включенного наблюдения, исследование единичного случая. Иногда в квалификационных работах используются и более сложные методы анализа данных: контент-анализ, кластерный анализ и т.д. Выбор программы научного исследования зависит от следующих факторов: 1. предмета и объекта исследования; 2. гипотезы; 3. образовательного уровня студента; 4. физического состояния и личностных особенностей (например, при отсутствии эмпатии студент испытывает трудности осуществления дипломного проекта, где используются психокоррекционные методы). В зависимости от степени сложности задачи меняются и методы ее решения, используются разнообразные исследовательские приемы, виды экспериментов, статистические исчисления, теоретические обобщения. В связи с интегративным характером клинической психологии обычно применяется не один метод, а система соподчиненных методов и исследовательских приемов, возникших и получивших развитие в других областях знания. Тематика дипломных работ на 5 курсе соотносится с прохождением теоретических и практических дисциплин, согласуется с научными интересами выпускника и кафедры. ^ получение студентами умений и навыков самостоятельной исследовательской работы. Задачи научно-исследовательской и квалификационной практики: 1. Получение студентами базовых представлений о методологии научного исследования, необходимого в практической работе клинического психолога. 2. Обобщение студентами теоретических и практических знаний, полученных за время обучения по специальности, приобретение навыков их практического применения. 3. Подготовка материалов экспериментальной части дипломного исследования. ^ В процессе прохождения научно-исследовательской квалификационной практики выпускники отрабатывают навыки сбора анамнеза, клинико-психологической диагностики, подготавливают материалы, анализируют и обобщают экспериментальную часть дипломной работы. ^ Дипломные проекты выполняются на клинических базах. Студенты распределяются по базам, где сотрудники кафедры осуществляют консультативную, лечебную, или иную профессиональную деятельность. Под их руководством студенты выполняют задачи научно-исследовательской квалификационной практики и получают консультативную помощь. Предполагаемые места проведения
Студент, проходящий практику, должен:
^ Студент должен провести теоретическое, эмпирическое или клиническое исследование на базе одного из учреждений, осуществляющих задачи специальности. Исследования могут проводиться с использованием методов наблюдения, интервью, анкетирования, тестирования, включать статистическую обработку результатов. Исследования могут быть посвящены различным разделам клинической психологии, включая темы отражающие междисциплинарный характер решаемых данной специальностью проблем. На основе накопленных массивов знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска студент должен показать умение адекватно ставить и решать проблемы, ориентироваться в современных научных концепциях; владение основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, соответствующие требованиям ГОС, предъявляемым к выпускникам специальности «клиническая психология». Результаты исследования могут быть представлены в файлах формата MS Word, MS Power Point. ^ Студент должен предоставить преподавателю следующие документы:
Отчет студента должен содержать следующую информацию:
^ Зачет, который проводится после сдачи студентом итоговых документов: плана психологического исследования, описание процесса проведения диагностики, выводов на основе анализа полученных данных, отчета о собственной рефлексии по практике.^Студент считается аттестованным при наличии всех вышеуказанных документов. Руководитель практики оценивает результаты работы студента с учетом его инициативы и исполнительности, своевременности, объема и сложности работы, а также с учетом качества отчета и качества выступления на итоговой конференции. ^ Руководитель практики должен:
^ Кулаков С.А., доктор мед.наук, профессор Малыхина Я.В., к.пс.н., доцент Абрамов Т.В., ассистент /Зав. кафедрой клинической психологии д.мед.н., профессор Алехин А.Н. Ответственный за практику ассистент Абрамов Т.В. Приложение 1. Список рекомендуемой литературы.
|