Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»





Скачать 367.15 Kb.
Название Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»
м.н. Тонконоженко
Дата 27.03.2013
Размер 367.15 Kb.
Тип Самостоятельная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


НЕВРОЛОГИЯ


Для специальности: 030302.65 «Клиническая психология»

Факультет: социальная работа и клиническая психология

Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики

Курс – третий

Семестр – V

Форма обучения - очная

Лекции - 10 часов

Практические занятия – 20 часов

Самостоятельная работа - 30 часов

Всего часов - 60

Экзамен - V семестр


Волгоград – 2008 год


Рабочая программа составлена на основании Программы по неврологии для студентов высших медицинских учебных заведений факультета социальной работы и клинической психологии.

Составитель рабочей программы – доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ, к.м.н. Тонконоженко Н.Л.


Индекс:030302.65


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней

педиатрического факультета

________________ 2008_ г., протокол №____ от «____»___________ 2008 г.


Зав. кафедрой детских болезней

педиатрического факультета

д.м.н., профессор Е.И. Волчанский


Рабочая Программа утверждена на УМК факультета социальной работы и клинической психологии ________________2008 г., протокол №____ от «____»____________ 2008 г.


Председатель УМК

к. с. н., доцент М.Е. Волчанский


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕВРОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний нервной системы должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено психологом, хорошо знакомым с особенностями психомоторного развития ребенка, методами его воспитания. Своевременная квалифицированная психологическая помощь может стать монотерапией при целом ряде принципиально обратимых нарушений нервной системы. В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по неврологии, необходимых клиническому психологу.


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


    1. Цель преподавания дисциплины – знакомство студентов с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической неврологии, организацией неврологической помощи в России.

Научить студентов осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка в различные возрастные периоды, научить диагностировать и предупреждать наиболее часто встречающиеся заболевания нервной системы.


^ 1.2. Задачи преподавания дисциплины:


Согласно поставленным целям, и исходя из требований к подготовке кадров, целевыми задачами обучения являются:


- Освоение студентами методики обследования нервной системы здоровых и больных людей, изучение важнейших аспектов клиники, методов диагностики и профилактики заболеваний нервной системы.


- На лекциях и занятиях основным объектом изучения должен стать больной человек.


- Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы.


-Уметь обследовать нервную систему и выявлять основные симптомы ее поражения.


- Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, патогенетического, этиологического и клинического диагнозов.


- Обучение навыкам по проведению адекватных профилактических мероприятий – выявление групп повышенного риска среди населения.


- Научиться своевременно распознавать психические расстройства и изучить основные формы психических заболеваний, наркомании и токсикомании, в соответствии с соответствующей классификацией (МКБ-10).


- Изучить основные методы профилактики психических заболеваний, трудовой и социальной реадаптации и реабилитации.


По окончании изучения дисциплины студент должен знать:


* клинические методы обследования нервной системы;

* основные симптомы и синдромы поражения нервной системы;

*основные дополнительные методы обследования неврологических больных;

* показания и противопоказания к проведению люмбальной пункции и исследованию

ликвора, краниографии и спондилографии, компьютерной томографии (КТ)

головного и спинного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного

и спинного мозга, эхоэнцефалоскопии, нейросонографии, электроэнцефалографии,

ангиографии сосудов мозга;

* этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику, лечение и профилактику

основных заболеваний нервной системы;

* оказание психологической помощи больным с заболеванием нервной системы.


студент должен уметь:


* провести расспрос, собрать анамнез и сгруппировать признаки в синдромы, установить топический и предварительный клинический диагноз;

* составить план обследования неврологического больного;

* оценить результаты основных и дополнительных методов обследования;

* поставить клинический диагноз основных болезней нервной системы;

*осуществить реабилитацию и профилактику основных неврологических

заболеваний;

* знать основные клинические проявления, уметь диагностировать и знать принципы оказания экстренной помощи при:

а) поражении периферической нервной системы;

б) гидроцефалии;

в) неврозах;

г) эпилептических пароксизмах;

д) неэпилептических пароксизмах;

е) вегето-сосудистой дистонии;

ж) церебральном гипертоническом кризе;

* исследовать функции нервной системы - произвольные движения, чувствительность, координация движений, равновесие:

а) выявить степень пареза мышц;

б) исследовать мышечный тонус (спастический, пластический);

в) исследовать сухожильные и периостальные рефлексы;

г) исследовать кожные рефлексы;

д) исследовать рефлексы со слизистых (корнеальные, глоточные);

е) выявить патологические рефлексы (со стоп, с лицевой области);

ж) исследовать координацию движения (выявить атаксию, определить нистагм);

з) исследовать поверхностную, глубокую и сложные виды чувствительности;

* исследовать функции черепных нервов:

а) исследовать обоняние

б) определить поля зрения

в) исследовать функции рачков

г) исследовать функции тройничного нерва (чувствительной и двигательной порции)

д) выявить различия между невралгией и невритом тройничного нерва

е) исследовать функции лицевого нерва

ж) выявить различия между центральным и периферическим параличом лицевого нерва

з) исследовать функции IX-Х нервов

и) исследовать функции XII нерва

к) исследовать точки выхода черепных и других нервов в области головы и шеи.

* иметь представление о возможностях психологической помощи

* грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больным различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.


^ 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:



  1. Анатомия центральной нервной системы: строение головного, спинного мозга.

  2. Физиология центральной нервной системы: понятие о функциональной системе, рефлекторной дуге.


3. Нейропсихология: типы личностей


  1. ,Психиатрия: психогенные заболевания, клинические проявления умственной отсталости.

  2. Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний.


^ 1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Неврология» для студентов факультета социальной работы и клинической психологии включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 5 лекций (10 часов в V семестре), 20 часов аудиторной практической подготовки (V семестр) и 30 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 60 часов).

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена (Vсеместр).


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:




Наименование тем и разделов

Всего (час.)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа (час.)










лекции

семинары







Раздел I. Предмет и методы неврологии

30

8

12

10

1

Предмет и задачи неврологии

6

2

2

2

2

Основные неврологические симптомы и синдромы. Неврологические методы обследования

18

4

10

4

3

Дополнительные методы обследования при заболеваниях головного мозга

6

2




4




Раздел //. Неврологические заболевания




2

8




4

Эпилепсия

6




2

3

5

Опухоли головного мозга

2







3

6

Нейроинфекции

2




2

2

7

Неврологические аспекты деменции

4

2




2

8

Нейрогенетика

6







4

9

Детский церебральный паралич

6




2

3

10

Сосудистые заболевания головного мозга

6




2

3




Итого

60

10

20

30



^ 2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных

занятий:




  1. Предмет и задачи неврологии. (2часа)

Неврология как раздел медицины об организации функций нервной системы в норме и патологии, о причинах неврологических заболеваний, их клинике, диагностике и видах лечения. Функции трех отделов нервной системы (головного, спинного мозга, периферической и вегетативной нервной системы) как предмет неврологии.

Движения, чувствительность, зрение, слух: роль головного мозга. Мозг как орган психической деятельности человека. Представления о психических функциях человека как сложной многоуровневой системе. Понятие о локализации функций в головном мозге.


2. Основные неврологические симптомы и синдромы. Неврологические методы обследования.(2часа)


Анатомия и функция пирамидной системы. Произвольные движения, их расстройства. Альтернирующие симптомы. Симптомы поражения кортико-спинального пути (параличи, парезы). Особенности клинической картины поражения центрального и периферического нейронов пирамидного пути на различных уровнях. Методы исследования пирамидной системы.

Анатомия и функции экстрапирамидной системы. Координация движений и их расстройства. Синдромы поражения экстрапирамидной системы: стриарный синдром, паллидарный, мозжечковый. Виды гиперкинезов. Этиопатогенез, особенности клиники синдромов поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования экстрапирамидной системы.

Определение и классификация видов чувствительности. Путь поверхностной чувствительности и путь глубокой чувствительности. Виды расстройств чувствительности: по клинике, по степени выраженности и по характеру болевых ощущений. Топические виды нарушений чувствительности по территориям. Методы исследования поверхностной чувствительности. Методы исследования глубокой чувствительности.


3. Высшая нервная деятельность – строение и роль в патологии. (2 часа)

Высшие мозговые функции (речь, гнозис, праксис,память, мышление), их локализация в коре головного мозга. Расстройства высших мозговых функций: агнозия, апраксия, афазия, алексия, аграфия, амнезия. Методы исследования расстройств высших мозговых функций.

Сознание и его нарушения. Этиология, патогенез, особенности клиники различных форм нарушения сознания. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика ком. Шкала комы Глазго.

4. Современные методы исследования в неврологии. (2часа)

Общая характеристика дополнительных методов обследования больных с различными заболеваниями нервной системы, позволяющих уточнить характер и локализацию патологических изменений.

Рентгенография. Ее роль в выявлении состояния костей черепа и лицевого скелета, трещин и переломов. Возможности рентгенографии в выявлении синдрома внутричерепной гипертензии.

Методы нейровизуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковая диагностика).

Нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, электроэнцефалография, реоэнцефалография).


5. Неврологические аспекты деменции. (2 часа)

Частота развития деменции. Появление слабоумия, полностью или частично обратимое.

Деменция вследствие преимущественного поражения коры или белого вещества.

Болезнь Альцгеймера. Основные клинические проявления. Прогрессирующие нарушения памяти и других психических функций. Социальные последствия заболевания. Патоморфологические изменения головного мозга. Патогенез психических нарушений. Лечение (заместительная лекарственная терапия нарушений медиаторного обмена, поведенческая терапия, в том числе психофармакологическое воздействие и психокоррекция памяти и других когнитивных функций). Диагностика нарушений высших психических функций на разных этапах заболевания, оценка эффективности медикаментозного лечения, психотерапия и психокоррекция: роль психолога.

Болезнь Пика. Патоморфология. Сложности определения патогенеза заболевания. Клинические проявления. Возможности лечения. Квалификация психических дефектов и их коррекция на начальных стадиях заболевания: роль психолога.

Болезнь Паркинсона. Роль наследственных и экзогенных факторов в ее возникновении. Клиника синдрома паркинсонизма и его патогенез. Лечение паркинсонизма. Диагностика и помощь больным: роль психолога.

Хорея Гентингтона. Клинические особенности. Понятие о хореическом гиперкинезе. Лечение заболевания. Диагностика и помощь больным: роль психолога.


2.3. Темы практических занятий по курсу неврологии


^ ЗАНЯТИЕ - 1


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Филогенез нервной системы.

2. Обзор строения головного и спинного мозга.

3. Онтогенез нервной системы, роль факторов внешней среды в формировании поражений нервной системы у детей раннего возраста.

4. Общий принцип функционирования нервной системы.

5. Основные периоды функционального развития ребенка.

6. Основные проявления поражения нервной системы (симптомы поражения, симптомы раздражения, нарушения развития).


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 3-63.

2. Лекционный материал.


Занятие – 2

^ ПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Функции и роль пирамидной системы в организации движений.

2. Анатомия пирамидной системы, ход нейронов.

3. Симптомы поражения пирамидного пути, особенности клинической картины от локализации патологического процесса.

4. Дифференциальная диагностика различных видов парезов и параличей.

5. Виды и примеры заболеваний, протекающих с поражением пирамидной системы.

6. Методы исследования двигательных функций (пирамидной системы).

7. Дополнительные (инструментальные и лабораторные) методы выявления пирамидных нарушений.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 81-101.

2. Практикум по нервным болезням и нейрохирургии 1988 г. стр. 3-23.

3. Лекционный материал.


Занятие – 3

^ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Функции и роль экстрапирамидной системы в организации движений.

2. Строение экстрапирамидной системы.

3. Стриарный синдром: клиника, классификация гиперкинезов.

4. Паллидарный синдром: клиника, дифференциальная диагностика мышечного гипертонуса.

5. Методы исследования экстрапирамидной системы.

6. Мозжечок: строение, функции, симптомы поражения и методы исследования.

7. Мышечные гипотонии у детей (пирамидная, стриарная, мозжечковая), клинико-этиологические особенности.

8. Виды и примеры заболеваний, протекающих с поражением экстрапирамидной системы.

9. Методы исследования двигательных функций (пирамидной системы).

10. Дополнительные (инструментальные и лабораторные) методы выявления пирамидных нарушений.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 101-120.

2. Практикум по нервным болезням и нейрохирургии 1988 г. стр. 34-41.

3. Лекционный материал.


Занятие – 4

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Виды чувствительности.

2. Пути поверхностной и глубокой чувствительности.

3. Типы нарушения чувствительности по территориям.

4. Классификация и дифференциальная диагностика атаксий.

5. Виды и примеры заболеваний, протекающих с нарушениями чувствительности.

6. Методы исследования чувствительности.

7. Дополнительные (инструментальные) методы выявления нарушений чувствительности.

8. Выявление симптомов натяжения.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 63-80.

2. Практикум по нервным болезням и нейрохирургии 1988 г. стр. 37-58.

3. Лекционный материал.


Занятие- 5


^ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ: I – XII ПАРЫ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Анатомия, функции, симптомы поражения (по центральному и периферическому типам, одно- и двухстороннее поражение) черепно-мозговых нервов (I-XII пары).

2. Методы исследования черепно-мозговых нервов (I-XII пары).

3. Бульбарный и псевдобульбарный параличи: клиника и дифференциальная диагностика.

4. Неврит лицевого нерва (этиология, патогенез, клиника и врачебная тактика).


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 141-160.

2. Практикум по нервным болезням и нейрохирургии 1988 г. стр. 24-34, 58-66, 91.

3. Лекционный материал.


Занятие – 6

^ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Локализация функций в коре больших полушарий, топическая диагностика корковых поражений.

2. Основные симптомы поражения различных долей коры головного мозга.

3. Гнозис, праксис, речь, память, мышление – расстройства и методы исследования.

4. Виды и примеры заболеваний, протекающих с нарушениями высшей нервной деятельности.

5. Виды нарушений речи.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 177-201.

2. Практикум по нервным болезням и нейрохирургии 1988 г. стр. 66-76, 87-90.

3. Лекционный материал.


Занятие - 7


^ СИНДРОМОКОМПЛЕКС ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА.

НЕВРОЗЫ. НОЧНОЕ НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ У ДЕТЕЙ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

^ 1. Этиология, патогенез, классификация ДЦП.

2. Клиническая характеристика различных форм и стадий заболевания.

3. Диагностика и дифференциальная диагностика ДЦП с другими (врожденными и наследственными) заболеваниями нервной системы.

4. Основные принципы лечения и реабилитации детей с ДЦП. Современные методы реабилитации.

5. Неврозы у детей и подростков: этиология, патогенез, классификация, клиника и врачебная тактика.

6. Основные принципы терапии неврозов в детском возрасте.

7. Ночное недержание мочи у детей – клиника, классификация и врачебная тактика.


Литература:

1. Л.0. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 322-329.

2. Д.В. Марушкин «Учебное пособие для подготовки к семинарам» 2005 г. стр. 9-11, 14-17, 32-40, 44-51.

3. Д.В. Марушкин методические рекомендации «Неврозы у детей».

4. Лекционный материал.


Занятие - 8


^ ЭПИЛЕПСИЯ И СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ. СУДОРОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ. НЕЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ ПАРОКСИЗМЫ У ДЕТЕЙ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Эпилепсия и симптоматическая эпилепсия – этиология, патогенез, клиническая классификация, методы диагностики, принципы лечения. Эпистатус - неотложная помощь.

2. Генетические аспекты эпилепсии у детей.

3. Понятие об эпистатусе.

4. Судорожные состояния в детском возрасте (фебрильно-провоцируемые, аффективно-респираторные, поствакцинальные): этиология, патогенез, клиническая характеристика, врачебная тактика и прогноз.

5. Неэпилептические пароксизмы у детей (обмороки, спазмофилия, истерия), дифференциальная диагностика (клиническая и параклиническая) с эпилептическими пароксизмами.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 522-543.

2. Д.В. Марушкин «Учебное пособие для подготовки к семинарам» 2005 г. стр. 18-25.

3. Лекционный материал.


Занятие-9


^ МЕНИНГИТЫ. ЭНЦЕФАЛИТЫ. ПОЛИОМИЕЛИТ. ДЕМИЕЛИНИЗИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Менингиты (гнойные и серозные) - этиология, патогенез, особенности клиники, диагностики и лечения.

2. Полиомиелит и полиомиелит не полиомиелитной этиологии в детском возрасте - этиология, патогенез, особенности клиники, диагностики и лечения.

3. Вакцинассоциированный полиомиелит - диагностические критерии.

4. Энцефалиты (первичные и вторичные) – этиология, патогенез, особенности клиники, диагностики и лечения.

5. Демиелинизирующие заболевания нервной системы (рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит, лейкоэнцефалиты, лейкодистрофии) – этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение.


Литература:

1. Л.0. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 421 - 442, 455 - 458, 460 - 464.

2. Д.В. Марушкин «Основы клинической генетики» 1998 г. стр.42 - 45.

3. Д.В. Марушкин «Учебное пособие для подготовки к семинарам» 2005 г. стр. 48 - 51.


Занятие - 10


^ КРОВОСНАБЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА. НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.


Вопросы для самоподготовки по теме занятия:

1. Кровоснабжение головного и спинного мозга.

2. Роль вилизиевого круга.

3. Физиология нормального мозгового кровотока: условия для нормального кровотока и факторы саморегуляции кровотока.

4. Нарушения мозгового кровообращения у детей: этиология, патогенез, классификация, клиника, диф. диагностика геморрагических и ишемических инсультов; врачебная тактика.

5. Врожденные аневризмы сосудов головного мозга: клиника, диагностика и врачебная тактика.


Литература:

1. Л.О. Бадалян «Детская неврология» 1984 г. стр. 201 - 216, 355 - 357, 543 - 553.


2. Д.В. Марушкин «Учебное пособие для подготовки к семинарам» 2005 г. стр. 29 - 31.

3. Лекционный материал.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Какие дополнительные методы обследования рекомендуется использовать при подозрении на наличие опухоли головного мозга?

2. Биоэлектрические ритмы здорового человека.

3. Какие изменения на ЭЭГ выявляются при эписиндроме?

4. Какие дополнительные методы помогают оценить характер инсульта?

5. Что такое гидроцефалия?

6. Возможные причины и механизмы увеличения количества ликвора.

7. Проявления гидроцефалии в раннем детском возрасте.

8. Проявления гидроцефалии у детей более позднего возраста.

9. Помощь детям с гидроцефалией: роль психолога.

10. Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга.

11. Как проявляются очаговые симптомы опухолей?

12. Чем характеризуются общемозговые проявления при опухолях?

13. Что может выявить нейропсихологическое обследование при опухолях?

14. Восстановительный период после удаления опухолей головного мозга: роль психолога.

15. Как проявляется сотрясение головного мозга?

16. Симптомы ушиба головного мозга.

17. Как проявляется сдавление мозга?

18. Остаточные явления после черепно-мозговой травмы.

19. Помощь больным, перенесшим черепно-мозговую травму: роль психолога.

20. Какие заболевания проявляются слабоумием как ведущим патологическим синдромом?

21. Характерные проявления болезни Альцгеймера.

22. Клиника болезни Пика.

23. Диагностика деменций: роль психолога.

24. Помощь больным деменцией: роль психолога.

25. Характерные проявления болезни Дауна.

26. Опишите клиническую картину фенилкетонурии.

27. Психологическая помощь детям, страдающим нейрогенетическими заболеваниями.

28. Основные клинические проявления детского церебрального паралича.

29. Какие медицинские методы используются при лечении больных детским церебральным параличом?

30. Помощь больным детским церебральным параличом и их родственникам: роль психолога.

31. Преходящие нарушения мозгового кровообращения.

32. Инсульт. Виды ишемического инсульта.

33. Клиника кровоизлияния в вещество мозга.

34. Клиника субарахноидального кровоизлияния.

35. Представления о методах лечения нарушений мозгового кровообращения.

36. Диагностика и реабилитация больных, перенесших мозговой инсульт: роль психолога.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Гидроцефалия;

2. Опухоли головного мозга;

3. Опухоли спинного мозга;

4. Понятие о болезнях периферической нервной системы, остеохондроз;

5. Заболевания черепно-мозговых нервов;

6. Ночной энурез;

7. Расстройства речевого развития у детей;

8. Болезнь Паркинсона и симптоматический паркинсонизм;

9. Болезнь Альцгеймера;

10. Умственная отсталость у детей;

11. Этапы психо-моторного развития детей;

12. Внутриутробные инфекции у детей;

13. Системные дегенерации;

14. Нервно-мышечные заболевания;

15. Наследственные заболевания, протекающие с нарушением психических функций.


^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


Часть I. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ

1. Функциональная морфология нервной системы (обзор строения головного и спинного мозга), филогенез и онтогенез нервной системы. Предмет и задачи неврологии.

2. Чувствительные ЧМН (I,II,VIII пары). Функции, симптомы поражения и методы исследования.

3. Глазодвигательные ЧМН (III, IV и VI пары). Функции, симптомы поражения и методы исследования. Диагностика паралитического и непаралитического косоглазия.

4. Двигательные ЧМН (VII,XI пары). Функции, симптомы поражения и методы исследования. Классификация кривошей. V пара ЧМН. Функции, симптомы поражения и методы исследования двигательной и чувствительной частей.

5. IX, X и XII пары ЧМН. Функции, симптомы поражения и методы исследования. Бульбарный и псевдобульбарный параличи: общие специфические клинические симптомы.

6. Ствол головного мозга - физиология, функции и симптомы поражения. Альтернирующие синдромы поражения ствола мозга. Клиническая характеристика на отдельных примерах.

7. Анатомия центрального мотонейрона пирамидного пути. Причины, общие и специфические симптомы поражения на различных уровнях.

8. Анатомия периферического мотонейрона пирамидного пути. Причины, общие и специфические симптомы поражения на различных уровнях.

9. Стриарный синдром: уровень поражения, этиология, методы исследования. Классификация гиперкинезов.

10. Паллидарный синдром: уровень поражения, этиология, методы исследования. Дифференциальная диагностика мышечных гипертонусов.

11. Мозжечковый синдром: уровень поражения, этиология, методы исследования. Дифференциальная диагностика мышечных гипотонии и атаксий.

12 Чувствительность. Пути, симптомы поражения, методы исследования.

1З. Кора головного мозга: анатомия, цитоархитектоника, проекционные области коры.

14. Лобная доля: анатомия, ядра. Симптомы выпадения. Симптомы раздражения.

Нарушение психики при поражении лобной доли.

15. Теменная и височная доли: анатомия, ядра. Симптомы выпадения. Симптомы раздражения. Нарушение психики при поражении теменной и височной долей.

16. 3атылочная доля: анатомия, ядра. Симптомы выпадения. Симптомы раздражения. Нарушение психики при поражении затылочной доли.

17. Высшая нервная деятельность: расстройства гнозиса. Формы агнозий, клиническая характеристика. Методы исследования у детей.

18. Высшая нервная деятельность: расстройства праксиса. Формы апраксий, клиническая характеристика. Методы исследования у детей.

19. Память, виды памяти. Расстройства памяти, методика исследования.

20. Методы исследования, применяемые в неврологии. Методы нейровизуализации и функциональной диагностики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, КТ, ЯМРТ, РЭГ, рентгенография, диагностические особенности каждого метода.


Часть II. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ .

1. Гидроцефалия: этиология, классификация, диагностика. Генетические аспекты гидроцефалии. Понятие о краниостенозе. Прогноз заболевания.

2. Врожденные пороки развития головного мозга (анэнцефалия, микроцефалия, спинно-мозговые и черепно-мозговые грыжи, микрогирия, макрогирия, голопрозэнцефалия, порэнцефалия и др.) этиология, патогенез. Генетические аспекты. Прогноз.

3. Внутриутробные инфекционные поражения нервной системы у детей (токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, цитомегалия, сифилис). Этиология, патогенез, прогноз.

4. Судорожные состояния. Этиология, патогенез, клиническая классификация, диагностика. Прогноз заболевания.

5. Опухоли головного мозга у детей. Классификация. Клинические проявления основных симптомов (общемозговые, очаговые, дислокационные). Опухоли спинного мозга. Особенности клиники и течения экстра- и интрамедуллярных опухолей. Принципы врачебной тактики. Прогноз заболевания.

6. Головные боли в детском возрасте. Этиология, клиническая характеристика, врачебная тактика, прогноз заболевания.

7. Нарушения мозгового кровообращения у детей. Этиология, патогенез, клиника и дифференциальная диагностика инсультов. Врожденные аневризмы сосудов мозга у детей. Клиника, диагностика и врачебная тактика, прогноз заболевания.

8. Коматозные состояния. Этиология, классификация, клиническая характеристика, прогноз. Особенности оценки неврологического статуса у больных в коме, прогноз.

9. Минимальная мозговая дисфункция. Актуальность проблемы. Этиология, патогенез, клиника и врачебная тактика, прогноз заболевания.

10. Энцефалиты (первичные и вторичные). Этиология, патогенез. Клиническая характеристика. Принципы врачебной тактики, прогноз заболевания.

11. Поражения нервной системы при ревматизме. Классификация. Ревмоэнцефалит, патогенез, клиника. Принципы врачебной тактики, прогноз заболевания.

12. Острый рассеянный энцефаломиелит. Основные клинические симптомы. Принципы врачебной тактики. Неврологические проявления СПИДа (нейроСПИД), прогноз заболевания.

13. Полиомиелит. Этиология, патогенез, клиническая классификация. Диагностика и дифференциальная диагностика с полиомиелитом неполиомиелитной этиологии. Принципы врачебной тактики, прогноз заболевания.

14. Менингиты: классификация,общие и специфические симптомы поражения. Диагностика, лечение, отдаленные последствия. Прогноз.

15. Синдром ночного недержания мочи у детей (ночной энурез). Этиология, патогенез, структура синдрома и классификация неврогенных форм, клиника и врачебная тактика, прогноз заболевания.

16. Общие неврозы (неврастения, навязчивых состояний, депрессивный, анорексия и истерия). Этиология и патогенез, генетические аспекты. Общая клиническая характеристика. Возрастные особенности. Диагностика, лечение, прогноз заболевания, профилактика.

17. Системные неврозы (логоневроз, тики, энурез и энкопрез). Этиология и патогенез, генетические аспекты. Общая характеристика. Возрастные особенности. Диагностика и тактика. Понятие о маниакально-депрессивном психозе. Прогноз.

18. Виды нарушения речи - классификация. Особенности развития речевой функции у детей в норме и патологии. Методы исследования. Прогноз.

19. Черепно-мозговые травмы, патогенез, клиника, классификация и диагностика. Виды осложнений. Синдромы отдаленных последствий. Прогноз. Врачебная тактика.

20. Понятие о вегетативной нервной системе. Функции, строение, методы исследования, клиническая характеристика основных заболеваний вегетативной нервной системы.


Часть III. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

1 .Медицинская генетика, задачи. Методы исследования в генетике.

2. Общая характеристика наследственных заболеваний. Патогенез. Мутагенез.

3. Общая характеристика наследственных заболеваний. Классификация наследственных

заболеваний нервной системы.

4. Клиническая характеристика хромосомных болезней с нарушением числа аутосом (синдромы Дауна, Патау и Эдвардса), показания для исследования кариотипа. Принципы врачебной тактики.

5. Клиническая характеристика хромосомных болезней с нарушением числа половых хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера), показания для исследования полового хроматина. Принципы врачебной тактики.

6. Наследственные заболевания соединительной ткани (болезнь Марфана, несовершенный остеогенез). Принципы врачебной тактики.

7. Системные дегенерации с поражением мозжечка и его связей (семейные атаксии Фридрейха и Мари, оливопонтоцеребеллярные атрофии), с поражением мозжечковых путей и периферических нервов (болезни Рефсума, Русси-Леви, гипертрофический интерстициальный неврит Дежерина-Сотта), клиническая характеристика. Принципы врачебной тактики.

8. Системные дегенерации с поражением экстрапирамидной системы (болезни Жиля де ля Туретта, Паркинсона, семейный тремор Минора, хорея Гентингтона, деформирующая мышечная дистония), клиническая характеристика. Принципы врачебной тактики.

9. Системные дегенерации с поражением пирамидной системы (семейный спастический паралич Штрюмпеля, боковой амиотрофический склероз), клиническая характеристика . Принципы врачебной тактики.

10. Факоматозы: ангиоматозы, бластоматозы. Клиническая характеристика.Принципы врачебной тактики.

11. Нервно-мышечные заболевания с преимущественным поражением периферического нейрона. Общая клиническая характеристика на примере миотонии, спинальных и невральных амиотрофий. Принципы врачебной тактики.

12. Нервно-мышечные заболеваниям преимущественным поражением мышц. Общая клиническая характеристика. Миопатии (болезнь центрального стержня, немалиновая миопатия, миотубулярная миопатия). Прогрессирующие мышечные дистрофии (миодистрофия Дюшенна, Беккера-Кинера, Эрба-Рота, Ландузи-Дежерина). Принципы врачебной тактики.

13. Нервно-мышечные заболевания с преимущественным поражением нервно-мышечной передачи. Общая клиническая характеристика на примере пароксизмальных параличей. Принципы врачебной тактики.

14. Синдромы с умственной отсталостью, клиника. Деменция и олигофрения. Генетические аспекты умственной отсталости (врожденной и приобретенной).

15. Нарушения обмена углеводов. Этиология, патогенетические аспекты и патоморфология, роль в формировании нарушений нервной системы и психики. Принципы врачебной тактики.

16. Нарушения обмена липидов. Внутриклеточные липоидозы и лейкодистрофии. Понятие о лейкоэнцефалитах (болезнь Шильдера и Ван Богарта). Этиология, клиника, принципы лечения. Прогноз заболевания.

17. Нарушения обмена аминокислот (аминоацидопатии). Этиология, патогенетические аспекты и патоморфология, роль в формировании нарушений нервной системы и психики. Принципы врачебной тактики.

18. Синдромокомплекс детского церебрального паралича. Этиология, патогенез, клиническая характеристика различных форм и стадий заболевания.

19. 3адержка психического развития: этиология, клиническая картина, методы исследования. Врачебная тактика.


^ 3. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Экзамен


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


4.1 Литература


Основная

1. Бадалян Л.О. Нервные болезни. М.: Медицина, 2003. 384с.

2. Болезни нервной системы: В 2т. / Под ред. Н.Н.Яхно. М.: Медицина, 1995. Т.1. 656с.; Т.2. 511с.

3. Вейнер Г., Левит А. Неврология. М.: Наука, 1998. 256с.

4. Герасимова М.М. Нервные болезни. Тверь, 2000. 507с.

5. Михеев В.В. Нервные болезни. М.: Медицина, 1974. 352с.

6. Наследственные болезни нервной системы. / Под ред. Ю.Е.Вельтищева. М.: Медицина, 1998. 495с.

7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 327с.


Дополнительная

1. Бадалян Л.О., Таболин В.А., Вельтищев Ю.Е. Наследственные болезни у детей.- М.: “Медицина”.- 1971. 367с.

2. Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей (путеводитель по клинической генетике).- М. «Триада - Х» 2004. 560с.

3. Бердышев Г.Д., Криворучко И.Ф. Медицинская генетика.- Киев: “Выща школа”.- 1990.- 336 с.

4. Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика.- М.: “Медицина”.- 1984.- 358с.

5. Вельтищев Ю.Е., Темин П.А. Наследственные болезни нервной системы .- М.: “Медицина”.- 1998.- 496 с.

6. Гехт Б.М., Ильина Н.А. Нервно-мышечные болезни.- М.: Медицина”.- 1982.- 348 с.

7. Гусев Е.И., Никифоров А.С. Лекарственные средства в неврологической клинике М 2003 г.

8. Калинина Л.В., Гусев Е.И. Наследственные болезни обмена и факоматозы.- М.: “Медицина”.- 1981.- 247 с.

9. Козлова С.И., Демикова Н.С., Семанова Е., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование.- М.: “Практика”.- 1996.- 392 с.

10. Ленц В. Медицинская генетика.- М.: “Медицина”.- 1984.- 446 с.

11. Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.Б. Генетика для врачей.- М.: “Медицина”.- 1990.- 256 с.

12. Маккьюсик В.А. Наследственные признаки человека.- М.: “Медицина”.- 1976.- 682 с.

13. Мариничева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: “Медицина”.- 1988.- 256 с.

14. Мерфи Э.А., Чейз Г.А. Основы медико-генетического консультирования.- М.: “Медицина”.- 1979.- 397 с.

15. Петрухин А.С. Неврология детского возраста.- М.: “Медицина”.- 2004.- 784 с.

16. Темин П.А., Казанцева Л.З. Наследственные нарушения нервно-психического развития детей .- М.: “Медицина”.- 2001.- 432 с.

17. Трошин В.М., Радаева Т.М. Медицинская генетика.- Нижний Новгород.- 1992.- 78 с.

18. Энциклопедия детского невропатолога (под ред. Г.Г. Шанько).- Минск: “Белорусская энциклопедия”.- 1993.- 552 с.

  1. Юдельсон Я.Б. Основы курса медицинской генетики.- Смоленск: “Изд-во СГМА”.- 1997.- 112 с.



^ 4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:

Набор презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу.


^ 4.3. Методические рекомендации к практическим занятиям (прилагаются)


Методические рекомендации для преподавателей.

Методические рекомендации для студентов.


5. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ:


^ 5.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:


№ темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Практические

занятия

(семестр, номера)

Используемые наглядные и методические пособия

1.

История отечественной неврологии. Строение нервной системы. Функции головного, спинного мозга, периферической, вегетативной нервной систем. Понятие о локализации функций в коре головного мозга.

Vсеместр

№1

4.2.-4.3.

2.

Анатомия и функция пирамидной системы. Кортико-спинальный и кортико-бульбарный путь. Понятия о центральном и периферическом парезе и параличе.

Анатомия и функция экстрапирамидной систем.Особенности клиники синдромов поражения экстрапирамидной системы.

Понятие о чувствительности, ее классификация и виды расстройств.Методика исследования глубокой и поверхностной чувствительности.

V семестр

№2, №3, №4

4.2.-4.3.

3.

Понятие о высшей нервной деятельности. Топическое расположение функций в коре.

Сознание и его нарушения.Шкала комы Глазго.

V семестр

№6

4.2.-4.3.

4.

Общая характеристика дополнительных методов обследования больных с патологией нервной системы.Методы нейровизуализации, нейрофизиологические исследования. Значение дополнительных методов исследования в постановке топического и клинического диагноза.

V семестр

№2, № 4

4.2 -4.3.

5

Проблемы деменции. Диагностика нарушений высших корковых функций. Роль наследственных и экзогенных факторов в развитии заболеваний, сопровождающихся деменцией.

V семестр

№ 6, № 9

4.2.-4.3.



^ 5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:


№ занятия


Тема

Номе-ра

лекций

Используе-мые наглядные и методичес-кие пособия

Самостоятельная работа (содержание)

Часы самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Онтогенез нервной системы, роль факторов внешней среды в формировании поражений нервной системы у детей раннего возраста. Пороки развития нервной системы.

Основные симптомы поражения нервной системы (симптомы выпадения, раздражения, нарушения развития).

Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Сбор анамнеза у детей, подростков и их родителей.

№1

4.2-4.3

Сбор анамнеза у детей разных возрастных групп, подростков и их родителей.

1 час

экзамен

2.

Анатомия и функция пирамидной системы. Симптомы поражения пирамидного пути, особенности клинической картины по топическим уровням поражения. Дифференциальная диагностика центральных и периферических парезов и параличей.

Виды и примеры заболеваний, сопровождающихся поражением пирамидной системы.

№2

4.2-4.3

Исследование мышечного тонуса, силы, оценка походки у курируемых детей.

1 час

экзамен

3.

Анатомия, функция и роль экстрапирамидной системы в организации движений.

Клиника стриарного и паллидарного синдромов. Методика исследования экстрапирамидной системы. Строение, функции, симптомы поражения, методы исследования мозжечка.

Примеры заболеваний, сопровождающихся мозжечковой симптоматикой.

№2

4.2-4.3

Исследование мышечного тонуса, походки, координа-торных проб у курируемых больных. Оценка полученных данных, проведение дифференцировки мышечных гипотоний различного генеза.

1 час

экзамен

4.

Классификация чувствительности. Расстройства по степени выраженности, по протяженности и форме участков выпадения на поверхности тела. Методика оценки простой и сложной чувствительности. Примеры заболеваний с нарушением чувствительности.

№2

4.2-4.3

Проведение исследований чувствительности у курируемых пациентов

1 час

экзамен

5.

Анатомия, функции, симптомы поражения черепно-мозговых нервов. Значение выявления симптомов поражения черепно-мозговых нервов для постановки топического и клинического диагноза. Особенности исследования черепно-мозговых нервов у детей. Понятие о бульбарном и псевдобульбарном синдроме.

№2

4.2-4.3

Проведение исследований черепно-мозговых нервов у курируемых пациентов

1 час

экзамен

6.

Локализация высших функций в коре головного мозга. Симптомы выпадения и раздражения, наблюдающиеся при поражении различных отделов коры головного мозга. Понятие о мышлении, гнозисе, речи, памяти, праксисе. Расстройства и методы исследования.

№3

№4

№5

4.2-4.3

Исследование речи, праксиса, гнозиса у курируемых пациентов

1 час

экзамен

7.

Этиология, патогенез, классификация детского церебрального паралича. Клиническая характеристика различных форм ДЦП. Дифференциальная диагностика с другими органическими поражениями нервной системы. Современные методы лечения и реабилитации.

Понятие о неврозах, классификация. Психологическая помощь при невротических расстройствах.

Неврозоподобная и невротическая форма недержания мочи, дифференциальная диагностика, лечение.

№2

4.2-4.3

Оценка неврологического статуса, выявление симптомов, синдромов поражения нервной системы. Формулировка топического диагноза. Обследование курируемых пациентов.

1 час

экзамен

8.

Эпилепсия. Этиология, патогенез, клиническая классификация. Методы диагностики, принципы лечения. Судорожные состояния в детском возрасте. Неэпилептические пароксизмы, дифференциальная диагностика с эпилепсией.

№3

№4

4.2-4.3

Сбор анамнеза заболевания у пациентов с

эпилепсией. Оценка данных дополни-тельных методов исследования (электроэнцефало-графия).

1 час

экзамен

9.

Понятие об инфекционных заболеваниях нервной системы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика менингитов, энцефалитов, полиомиелита. Показания для проведения люмбальной пункции. Профилактика нейроинфекций.

№3

№4

4.2-4.3

Оценка менингеальных знаков у курируемых пациентов.

1 час

экзамен

10.

Особенности кровоснабжения головного и спинного мозга. Острые нарушения мозгового кровообращения. Этиология, патогенез, клинические проявления.

Понятие о транзиторных ишемических атаках. Психологическая помощь как средство реабилитации пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.

№3

№4

4.2-4.3

Измерение артериального давления, оценка неврологического статуса, оценка дополнительных методов обследования.

1 час

экзамен

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: “Клиническая психология” 030302

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатика и ЭВМ в психологии» для специальности 030302

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030302 клиническая психология

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» по специальности

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности 030301. 65 «Психология»

Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» icon Программа производственной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы