Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах





Скачать 450.18 Kb.
Название Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах
Дата 01.04.2013
Размер 450.18 Kb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики


Утверждаю:

Проректор по учебной работе и

международному сотрудничеству

_______________ проф. В.М. Клычников

«____»_________________2013 г.


Р.А. Амасьянц

Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах


Москва, 2012



    1. Правила проведения аттестационных испытаний




  1. На аттестационных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

  2. Во время проведения аттестационных испытаний участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе электронные словари), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  3. При несоблюдении порядка проведения аттестационных испытаний члены приемной комиссии, экзаменационной комиссии, проводящие вступительное испытание, вправе удалить поступающего с места проведения испытания с составлением акта об удалении. В случае удаления поступающего с аттестационного испытания вуз возвращает поступающему принятые документы.

  4. Во время аттестационного испытания не допускается использование абитуриентами своей бумаги, корректирующей жидкости и др.

  5. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, абитуриент предъявляет паспорт и экзаменационный лист.

  6. На аттестационном испытании необходимо использовать ручки темно-синего или черного цвета.

  7. Консультации с членами аттестационной комиссии во время проведения аттестационных испытаний допускаются только в части уточнения формулировки вопроса.

  8. Абитуриент имеет право покинуть (в т.ч. досрочно) аудиторию только с разрешения дежурного по аудитории.

  9. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на экзамен без уважительной причины, к дальнейшим экзаменам не допускается.

  10. В случае несогласия с выставленной экзаменационной оценкой, поступающий имеет право подать апелляцию. Апелляция подаётся председателю (или заместителю) аттестационной комиссии в день объявления результатов экзамена. Поданная позже апелляция не принимается. Рассмотрение апелляции заключается в выявлении объективности выставления оценки.


^ Критерии оценивания ответов на собеседовании по 100-бальной шкале

Баллы

Общая характеристика ответа

80 - 100

полное, всестороннее изложение материала по вопросам, умение из общего объема знаний выделить необходимое для ответа именно на поставленные вопросы, грамотное, логичное изложение своих знаний;

60 – 79

полное изложение вопросов при наличии отдельных неточностей, допущенных при определении понятий, изложении содержания материала;

40 - 59

недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, допущены ошибки при изложении материала, научной терминологии.

До 39 баллов включительно

выставляется при отсутствии ответа хотя бы на один вопрос, а также в тех случаях, когда абитуриент не смог правильно сориентироваться в содержании вопросов, не раскрыл содержание вопросов, включенных в билет, допустил грубые ошибки при изложении материала.


Программа аттестационных испытаний

«Психология»

^ ПРОГРАММА КУРСА


Часть 1.Общая психология.

Введение в психологию. Предмет, задачи и методы современной психологии. Происхождение и развитие психики человека. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

Психология и поведение, познавательные процессы. Деятельность. Понятие и строение деятельности. Виды и развитие деятельности. Деятельность и психология человека. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.

Познавательная сфера личности. Ощущение и восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение.

Структура личности. Общее понятие о личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства.


^ Часть 2. История психологии.

Основные этапы развития психологии. Философский период развития психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки.

Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем, психологических проблем на разных этапах развития психологии.


^ Часть 3. Возрастная психология.

Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Развитие как процесс.

Категория возраста и жизненный цикл развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

Основные ступени развития. Кризис новорожденности. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития.

Психологические особенности различных видов деятельности. Ведущая деятельность. Развитие игровой деятельности. Психологические основы учебно-познавательной деятельности.


^ Часть 4. Педагогическая психология.

Предмет и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Обучение и развитие.

Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Усвоение знаний, умений и навыков. Психологические основы типов обучения. Психологические основы развивающего обучения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Ученик как субъект воспитания. Психологические основы методов воспитания.

Педагогическая деятельность. Общая характеристика педагогической деятельности. Психология личности учителя. Педагогические способности. Психология педагогического общения. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.


^ Часть 5. Социальная психология.

Предмет, история социальной психологии.

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.

Группа как социально-психологический феномен. Малые группы. Социально-психологические характеристики малых групп. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Личность в малой группе. Лидерство и руководство. Психология межгрупповых отношений.

Этнопсихология. Этнопсихология в системе наук. Культурологическое направление этнопсихологических исследований. Сферы практического приложения этнопсихологии.

Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальное влияние. Социальная установка. Конфликты и способы их предупреждения. Межличностный конфликт.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Предмет, задачи, принципы, методы научной психологии.

2. История становления психологии как самостоятельной науки.

3. Становление отечественной психологии.

4. Основные направления современной психологической науки.

5. Понятие «индивид, человек, личность, субъект, индивидуальность». Психологическая структура личности.

6. Происхождение и развитие психики человека.

7. Развитие психики и деятельность. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки.

8. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания.

9. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений.

10. Определение восприятия. Свойства восприятия. Восприятие пространства и времени. Роль моторных компонентов в восприятии.

11. Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Современные теории памяти. Основные процессы памяти.

12. Определение мышления. Мышление и чувственное познание. Мотивация мышления.

13. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Формы мышления.

14. Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности, их формирование.

15. Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид деятельности. Виды воображения.

16. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Врожденное и приобретенное в способностях. Проблема измерения способностей.

17. Виды способностей: общие и специальные способности, их характеристика.

18. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психические свойства темперамента. Проблема изменчивости темперамента.

19. Понятие о характере. Социально-типическое в характере и индивидуальное в характере. Формирование характера.

20. Предмет, задачи, принципы, методы возрастной психологии.

21. Понятие о развитии. Источники и движущие силы развития. Факторы развития: биологическое, социальное, роль обучения и воспитания в развитии личности, активность ребенка.

22. Общие особенности развития детей: социальная ситуация развития, понятие о ведущем виде деятельности, возрастная периодизация, новообразования возраста, сензитивные периоды развития.

23. Кризис новорожденности. Стадия новорожденности. Комплекс оживления.

24. Психическое развитие в младенческом возрасте.

25. Психическое развитие в раннем детстве. Предметная деятельность. Кризис трех лет.

26. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Роль игры. Межличностные отношения.

27. Анатомо-физиологическая и психологическая готовность к обучению в школе. Кризис семи лет.

28. Анатомо-физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие теоретического мышления.

29. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

30. Анатомо-физиологическое развитие в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Развитие самосознания.

31. Развитие личности и межличностных отношений в подростковом возрасте. Отклонения в поведении.

32. Анатомо-физиологическое развитие и умственное развитие в юношеском возрасте.

33. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Кризис юности.

34. Предмет и задачи педагогической психологии.

35. Методы педагогической психологии.

36. Понятийная система педагогической психологии.

37. Проблема соотношения психического развития человека, его воспитания и обучения.

38. Структура и развитие учебной деятельности.

39. Принципы организации учебного процесса.

40. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

41. Психологические критерии контроля и оценки знаний.

42. Психологические основы развивающего обучения.

43. Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе.

44. Психология воспитания.

45. Психологические особенности педагогической деятельности.

46. Педагогические способности.

47.Стили педагогической деятельности.

48. Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства.

49. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания.

50. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов.

51. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

52. Исследование малых групп в отечественной и зарубежной социальной психологии.

53. Межличностные отношения. Виды отношений в группе. Методы изучения межличностных отношений.

54. Лидер группы.

55. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.

56. Прогнозирование социального поведение человека.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, направления. – М., 2006.

  2. Битянова Н.Р. Социальная психология. - М.,2000.

  3. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб., 2001.

  4. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах. – М., 2005.

  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2000.

  6. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ в.: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2005.

  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000.

  8. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии. – М., 2006.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002.

  10. Дубровина И.В. Словарь начинающего психолога. – Питер, 2006.

  11. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д., 2006.

  12. Еникеев М.И. История развития психологии. – СПб., 2001.

  13. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2005.

  14. Запорожец А.В. Психология действия: Избр. Психологические труды. М. – Воронеж, 2000.

  15. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

  17. История психологии в лицах. Персоналии. – М., 2005.

  18. История психологии. – М., 2005.

  19. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – М., 2006.

  20. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. Институт психологии РАН. – М., 2004.

  21. Краснов А.Н., Мензул Е.В., Рязанцева Н.М. Общая психология. – Ростов н/Д., 2006.

  22. Кречмер Э. Строение тела и характер. - СПб., 2001.

  23. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. - М., 2000.

  24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2004.

  25. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. - М.; Воронеж, 2001.

  26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2005.

  27. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2006.

  28. Лучинин А.С. История психологии: Психологические воззрения в античную эпоху; Теолого-мистические подходы в объяснении природы души; Средневековье и эпоха Возрождения; Психология Нового времени; Развитие и становление: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

  29. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2006.

  30. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. – М., 2004.

  31. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – Владос, 2004.

  32. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2006.

  33. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., 2006.

  34. Морозов А.В. История психологии. – М., 2003.

  35. Общая психология. В 7 томах. / Под ред. Б.С.Братуся. – М., 2006.

  36. Общая психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2005.

  37. Практикум по психологии. – М., 2002.

  38. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

  39. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

  40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

  41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000.

  42. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. Издательство Института психотерапии, - М., 2005.

  43. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия: психолого-социальные концепции личности в ХХ столетии. – СПб., 2006.

  44. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

  45. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - СПб., 2001.

  46. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – Питер, 2006.

  47. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 2001.

  48. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д., 2006.

  49. Шевцов А. Введение в общую культурно-историческую психологию. – М., 2000.

  50. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М., 2006.

  51. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – М., 2002.

  52. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000.

  53. Юнг К. Психологические типы. - М., 2001.

  54. Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях: научное обоснование, комментарии. – М., 2004.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

  3. Антология исследования культуры. - СПб, 1997.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М., 1980.

  6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.

  7. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. Для учителя. - М., 1994.

  8. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

  9. Бертон В. Принципы обучения и его организация. - М., 1934.

  10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

  11. Введение в этническую психологию. - СПб., 1995.

  12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

  13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1980

  14. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. - М., 1992.

  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997.

  16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.

  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

  18. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч. Т.4. - М., 1984.

  19. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр.психол.исслед. - М., 1956.

  20. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 1995.

  21. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

  22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

  23. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

  24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

  25. Джеймс У. Беседы с учителем о психологии. - М., 1998.

  26. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.

  27. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.

  28. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1991.

  29. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. - Минск, 1996.

  30. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

  31. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1991.

  32. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология - М., Воронеж, 1999.

  33. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.

  34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

  35. Кон И.С. Дружба. - М., 1987.

  36. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

  37. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. - М., 1997.

  38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.

  39. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1988.

  40. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна, 1998.

  41. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.метод.пособие. - М., 1999.

  42. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. - М., 1990.

  43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

  44. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М. – Воронеж, 1999.

  45. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

  46. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.

  47. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

  48. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. - М., 1990.

  49. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

  50. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1994.

  51. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.

  52. Мозг и эмоции. - М., 1992.

  53. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 1958

  54. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

  55. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. – Воронеж, 1998.

  56. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1988.

  57. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.

  58. Новоселова Н.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  59. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., 1996.

  60. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб., 1999.

  61. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

  62. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.

  63. Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. - СПб., 1997.

  64. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

  65. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.

  66. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.; Воронеж, 1996.

  67. Способности. К столетию со дня рождения Б.М. Теплова. - М., 1997.

  68. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. заведений. - М., 1998.

  69. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

  70. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1986.

  71. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1995.

  72. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. - М., 1978.

  73. Юнг К. Человек и его символы. - СПб., 1997.

  74. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

  75. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1996.



Программа аттестационных испытаний

«Невропатология»

^ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. Общая невропатология.

Тема 1. Невропатология как самостоятельная и интегральная научная дисциплина.

Объект и предмет изучения невропатологии.

Краткая история становления и развития отечественной и зарубежной неврологии. Связь неврологии с другими дисциплинами и, прежде всего, с психологией и коррекционной педагогикой. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

Тема 2. Основы эволюционной неврологии.

Филогенез и онтогенез нервной системы. Развитие основных функциональных систем мозга. Возрастная эволюция мозга. Принцип гетерохронности. Развитие нервно-психических функций в норме и в условиях патологии. Критические периоды развития. Системно-функциональная дискретность мозга.

Тема 3. Функциональная анатомия нервной системы.

Общий обзор морфологии нервной системы.

Гистология нервной системы. Нейрон, строение, функциональное значение. Нервное волокно, строение, функция. Нейроглия.

Центральная и периферическая нервная система, строение и функция.

Головной мозг. Большие полушария. Лобная, теменная, височная, затылочная доли, островок, лимбическая кора, мозолистое тело. Основные борозды и извилины коры головного мозга, локализация функций в коре (корковые центры).

Подкорковая область. Стриопаллидарная система, зрительный бугор, подбугорная область, третий желудочек, внутренняя капсула, их строение, функциональное значение.

Спинной мозг, его положение, строение, функциональное значение.

Лимбическая система. Анатомия и физиология.

Оболочки головного и спинного мозга. Эпидуральное и субдуральное пространство, строение, функциональное значение.

Кровоснабжение головного и спинного мозга.

Периферическая нервная система, строение, функции, образование спинномозговых нервов, их ветви. Швейное нервное сплетение, его ветви, области иннервации. Грудные спинномозговые нервы, их ветви, области иннервации. Плечевое нервное сплетение, его нервы, области иннервации. Поясничное нервное сплетение, его нервы, области иннервации. Крестцовое нервное сплетение, его нервы, области иннервации.

Вегетативная нервная система, ее функциональное значение. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатический отдел вегетативной нервной систем, его центры, нервы, узлы, сплетения.

Развитие нервной системы в онтогенезе и филогенезе.

Черепные нервы (классификация, общая характеристика):

- обонятельный нерв;

- зрительный нерв;

- глазодвигательный нерв;

- блоковый нерв;

- тройничный нерв;

- отводящий нерв;

- лицевой нерв;

- преддверно-улитковый нерв;

- языко-глоточный нерв;

- блуждающий нерв;

- добавочный нерв;

- подъязычный нерв.

Основные проводящие пути головного и спинного мозга. Нисходящие пути, восходящие пути.

Тема 4. Высшая нервная деятельность.

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы и динамика нервных процессов.

Высшие мозговые функции и их исследование. Виды нарушений, клиническая характеристика. Межполушарная асимметрия головного мозга, функциональное значение, клиническая характеристика. Интеллект, понятие, теории интеллекта. Патомеханизм интеллектуальных нарушений.

Тема 5. Чувствительность и ее нарушения.

Виды чувствительности. Чувствительные проводящие пути: путь болевой и температурной чувствительности; путь глубокой и тактильной чувствительности. Методы исследования чувствительной сферы. Виды чувствительных расстройств. Типы чувствительных нарушений.

Тема 6. Рефлекторно-двигательная сфера и ее нарушения.

Рефлексы, их виды и краткая характеристика. Поверхностные рефлексы, методы исследования. Глубокие рефлексы, методы исследования.

Движение. Двигательный (пирамидный) путь, (корково-мускулярный путь, его строение). Функциональное значение корково-спинномозгового пути. Функциональное значение спинно-мускулярного пути. Исследование двигательной сферы. Виды и типы двигательных нарушений. Центральный и периферический параличи, патомеханизм их развития, клиническая характеристика.

Экстрапирамидная система, ее проводящие пути функциональное значение. Исследование экстрапирамидной системы. Виды нарушений, и клиническая характеристика.

Особенности двигательных нарушений у детей с врожденными аномалиями и приобретенной неврологической патологией.

Тема 7. Черепные (черепно-мозговые) нервы (12 пар).

Строение, функция, исследования и патология. Клиническая характеристика их нарушений.


Тема 8. Основные неврологические синдромы.

- синдромы поперечного поражения спинного мозга на различных уровнях (шейный отдел, шейное утолщение, грудной отдел, поясничное утолщение, медуллярный конус);

- синдром Броун-Секара;

- стриарный синдром;

-паллидарный синдром;

- синдром поражения зрительного бугра;

- синдром поражения внутренней капсулы;

- альтернирующие синдромы (Вебера, Мийяр-Гублера, Джексона);

- бульбарный и псевдобульбарный паралич;

- синдром зрительных нарушений;

- синдромы нарушений слуха;

- синдромы нарушений высших мозговых функций (речи, памяти, мышления, гнозиса, праксиса, сознания, стенического психодинамического состояния);

Тема 9. Исследование нервной системы.

Характеристика, последовательность и этапность исследования. Жалобы, их анализ для постановки клинического диагноза. Анамнез (особенности сбора анамнеза болезни и анамнез жизни).

Исследование чувствительности.

Исследования рефлекторно-двигательной сферы.

Исследование функций черепных нервов.

Исследование высших мозговых функций.

Исследование вегетативной нервной системы.

Схема нормального психомоторного развития детей:

- первый год жизни;

- второй год жизни;

- третий год жизни;

- дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

- младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

- подростковый возраст.

Дополнительные (параклинические) методы исследования:

- исследование спинномозговой жидкости (ликвора);

- рентгеновское исследование черепа и позвоночника;

- рентгеноконтрастные методы исследования;

- компьютерная томография (КТ);

- электроэнцефалография (ЭЭГ);

- Электромиография (ЭМГ);

- Реоэнцефалография (РЭГ);

- Биохимические методы исследования.

Характеристика параклинических методов исследования, интерпретация полученных данных исследования с клиническими особенностями различных нозологических форм заболеваний и поражений нервной системы.

Тема 10. Классификация заболеваний и поражений нервной системы. Постановка диагноза.

Классификация нозологических форм неврологических заболеваний. Представление о симптоме и синдроме.

Представления о диагнозе:

- топическом;

- дифференциальном;

- клиническом.

Топический диагноз, характеристика, клинические примеры. Метод функциональной диагностики, его роль в постановке топического диагноза.

Дифференциальный диагноз, характеристика, его значение для установления основного клинического диагноза.

Основной клинический диагноз. Особенности его постановки и его значение для дальнейшего ведения больного.

^ Раздел II. Частная невропатология.

Тема 1. Сосудистые заболевания головного мозга.

Атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит (этиология, патология, патогенез, клиника, лечения, профилактика).

Мозговой инсульт. Клинические особенности ишемического и геморрагического инсультов, дифференциальный диагноз, патомеханизм их развития и основные подходы к их лечению.

Клиника последствий перенесенного инсульта. Двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения, характеристика и патомеханизм их развития.

Субарахноидальное кровоизлияние (клиника, патомеханизм, особенности течения).

Тема 2. Инфекционные заболевания нервной системы.

Энцефалиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, основные принципы терапии).

Менингиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение).

Миелиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение).

Лейкоэнцефалиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение).

Лептоменингиты (арахноитиды). Этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение.

Полиомиелит (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение).


Тема 3. Нейроревматизм.

Малая Хорея. Клиника, течение, лечение.

Тема 4. Черепно-мозговая травма.

Классификация, патогенез, клинические проявления, лечение.

Тема 5. Опухоли головного мозга.

Классификация, клинические проявления, лечения.

Тема 6. Пренатальные и постнатальные поражения нервной системы.

Классификация, этиология, степень тяжести, период болезни, уровень поражения. Клинические синдромы – синдромы острого и восстановительного периодов, возможные исходы.

Тема 7. Наследственные болезни нервной системы.

Этиология, патогенез, классификация, клиника, течение, лечение, прогноз.

Тема 8. Детский церебральный паралич (резидуальные детские энцефалиты).

Этиология, патогенез, клинические особенности, течение, лечение.

Основные неврологические синдромы:

- синдромы двигательных нарушений;

- синдромы речевых нарушений;

- сенсорные нарушения;

- синдромы нарушений высших мозговых функций.

Основные принципы реабилитации и абилитации.

Тема 9. Эпилепсия.

Этиология, патогенез, течение, лечение. Психические нарушения при эпилепсии.

Тема 10. Функциональные заболевания нервной системы.

Астенический синдром. Неврозы. Истерия.

Тема 11. Заболевание периферической нервной системы.

Невралгия и невриты. Спинномозговая радикулопатия (радикулиты). Полиневропатия. Герпес опоясывающий.

Тема 12. Современные методы лечения заболеваний нервной системы.

- этиологическая терапия;

- патогенетическая терапия;

- симптоматическая терапия (антибиотики, сульфаниламиды, дегидратирующие средства, психотропные средства, противосудорожные средства);

- физиотерапия;

- лечебный массаж и лечебная физкультура;

- иглотерапия;

- психотерапия;

- нейрохирургические методы;

- ортопедические методы.

Тема 13. Абилитация и реабилитация.

Понятие, характеристика. Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы.

Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей.

Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей.

Принципы абилитации и реабилитации детей с детскими и церебральными параличами.

Принципы абилитации и реабилитации детей с речевой патологией (задержка речевого развития, заикание, дизартрия, алалия и др.).

Значение трудотерапии в восстановительном лечении неврологического больного.

Роль специального педагога и психолога в процессе абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы.

Тема 14. Организация лечебно-педагогической помощи детям с неврологической патологией.

Специализированная неврологическая и психоневрологическая помощь. Этапы специализированной помощи.

Особенности педагогической помощи в специализированных учреждений.

Специальное образование. Виды специальных образовательных учреждений.

Интеграция и интегрированное обучение. Понятие, особенности, принципы. Современные научные подходы к проблеме интеграции.

О роли интеграции и интегрированного обучения детей-инвалидов с неврологической патологией в комплексной системе процессов абилитации и реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Высшие мозговые функции и их нарушения. М., 1999.

2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. М., 2008.

3. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2000.

4. Ляпидевский С.С. Невропатология. М., 2000.


Дополнительная литература

1. Бонраренко Л.П., Семенова О.В. Топическая диагностика поражений нервной системы. Киев, 1997.

2. Герасимова М.М. Нервные болезни. Тверь,2000.

3. Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. М., 1998.

4. Кирпиченко А.А., Гурления А.М., Пашков А.А. Нервные и психические болезни. Минск, 1997.

5. Пузин М.Н., Степанченко А.В., Турбина Л.Г., Цуников А.И., Нестеренко Г.М. Нервные болезни. М., 1997.

6. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л., 1967.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Общий обзор морфологии нервной системы.

  2. Функциональные особенности нервной системы.

  3. Гистология нервной системы.

  4. Спиной мозг (анатомо-физиологические особенности).

  5. Головной мозг (анатомо-физиологические особенности – краткий обзор.)

  6. Локализация функций в коре больших полушарий.

  7. Стриопаллидарная система (анатомия, физиология, патология.)

  8. Ствол мозга (анатомия, физиология.)

  9. Лимбическая система мозга.

  10. Оболочки головного мозга.

  11. Желудочковая система мозга.

  12. Периферическая нервная система.

  13. Понятие о чувствительности.

  14. Путь поверхностной чувствительности.

  15. Путь глубокой чувствительности.

  16. Методы исследования болевой и температурной чувствительности.

  17. Патология чувствительности.

  18. Двигательная сфера (краткая характеристика.)

  19. Двигательный путь (анатомия, физиология, патология.)

  20. Методы исследования двигательной сферы.

  21. Современное представление о высших психических функциях.

  22. Речь и ее нарушения.

  23. Мышление и его расстройство.

  24. Память и ее нарушения.

  25. Гнозис и его нарушения.

  26. Праксис и его нарушения.

  27. Сознание и его расстройство.

  28. Характеристика понятия «интеллект».

  29. Теории интеллекта.

  30. Структура интеллекта по Р.А.Амасьянцу и Э.А.Амасьянцу.

  31. Факторы риска развития интеллектуальных нарушений (краткая характеристика).

  32. Патофизиологические механизмы различных видов нарушения интеллекта (по выбору слушателя.)

  33. Классификация интеллектуальных нарушений.

  34. Временное ослабление интеллекта и его клинические особенности.

  35. Умственная отсталость (степени умственной отсталости, и их характеристика).

  36. Задержка психического развития и ее клинические особенности.

  37. Деменция (клиническая характеристика.)

  38. Нейрофизиологический механизм организации речевой деятельности.

  39. Патофизиологические механизмы речевых нарушений (по выбору слушателя).

  40. Зрительный нерв (анатомия, физиология, методы исследования.)

  41. Нейрофизиологический механизм зрительного восприятия.

  42. Патология зрительного пути.

  43. Патофизиологические механизмы различных видов нарушения зрения.

  44. Слуховой нерв (анатомия, физиология, методы исследования).

  45. Нейрофизиологический механизм слухового восприятия.

  46. Патология слухового пути.

  47. Патофизиологические механизмы разных видов нарушения слуха.

  48. Общение, его функции и средства.

  49. Соотношение понятий: язык, речь, речевая деятельность.

  50. Язык как универсальная знаковая система. Особенности, функции, единицы языка.

  51. Принципы организации языка: парадигматический и синтагматический, их основные характеристики.

  52. Приемы изучения синтагматических и парадигматических отношений.

  53. Концепции развития языковой способности.

  54. Выявление состояния языковой способности.

  55. Значение как основная категория психолингвистики.

  56. Речь: функции, средства, единицы.

  57. Устная речь и характеристика ее форм.

  58. Письменная речь и уровни ее психофизиологической организации.

  59. Особенности структурной организации внутренней речи.

  60. Эволюция внутренней речи человека.

  61. Характеристика фаз речевой деятельности.

  62. Основные компоненты психологического содержания речевой деятельности.

  63. Общие функциональные и специфические речевые механизмы.

  64. Стохастические модели порождения речевого высказывания.

  65. Модель порождения высказывания по непосредственно составляющим.

  66. Трансформационная грамматика.

  67. Основные теории порождения речи в отечественной педагогике.

  68. Основные модели восприятия речи.

  69. Понимание слова.

  70. Понимание предложений.

  71. Понимание текстов.

  72. Общая характеристика развития речи ребенка на различных стадиях онтогенеза. Дифференциация форм и функций речи.

  73. Особенности речевой деятельности дошкольника.

  74. Особенности речевой деятельности младшего школьника.

  75. Общие и специфические проявления особенностей развития речи при различных видах дизонтогенеза.

  76. Методы психолингвистики в специальной психологии и педагогике.

  77. Соотношение проблемы развития языковой способности и коррекции речевых нарушений при различных видах дизонтогенеза.

  78. Учет структурной организации и механизмов речевой деятельности при реализации задач развития речи и коррекции речевых нарушений в образовательных учреждениях компенсирующего вида.

  79. Локализация функций в коре головного мозга.

  80. Организация речевой деятельности.

  81. Моторная речь и ее нарушения.

  82. Сенсорная речь и ее нарушения.

  83. Афазия (виды, характеристика).

  84. Дисграфия и аграфия (понятия, характеристика).

  85. Дизартрия и анартрия (понятия, характеристика).

  86. Нейрофизиологический механизм организации устной речи.

  87. Нейрофизиологический механизм организации письменной речи.

  88. Нейрофизиологический механизм чтения.

  89. Патофизиологический механизм нарушения устной речи.

  90. Патофизиологический механизм нарушения внутренней речи.

  91. Патофизиологический механизм нарушения чтения.

  92. Патофизиологический механизм корковой дизартрии.

  93. Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.

  94. Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.

  95. Патофизиологический механизм псевдобульбарной дизартрии.

  96. Патофизиологический механизм мозжечковой дизартрии.

  97. Зрительный нерв (анатомия, физиология. патология).

  98. Слуховой нерв (анатомия, физиология, патология).

  99. Слуховой анализатор (характеристика).

  100. Патология зрительного анализатора (характеристика).

  101. Патология слухового анализатора (характеристика).

  102. Структура интеллекта (по Амасьянцу Р.А. и Амасьянцу Э.А.).

  103. Нейрофизиологический механизм интеллектуальной деятельности.

  104. Патофизиологический механизм нарушений интеллектуальной деятельности.

  105. Классификация интеллектуальных нарушений.

  106. Врожденное слабоумие (характеристика).

  107. Приобретенное слабоумие (характеристика).

  108. Временное ослабление интеллекта (патофизиологический механизм).

  109. Двигательный путь (анатомия, физиология).

  110. Центральный и периферический параличи.

  111. Патология двигательного пути.

  112. Локализация функций в коре головного мозга.

  113. Высшие мозговые функции (характеристика одной из них, по выбору).

  114. Чувствительный путь (анатомия, физиология).

  115. Виды чувствительных нарушений.

  116. Типы чувствительных расстройств.

  117. Виды двигательных нарушений.

  118. Типы двигательных расстройств.

  119. Языкоглоточный нерв (анатомия, физиология, патология).

  120. Блуждающий нерв (анатомия, физиология, патология).

  121. Подъязычный нерв (анатомия, физиология, патология).

  122. Бульбарный паралич.

  123. Псевдобульбарный паралич.

  124. Моторная афазия (виды, характеристика).

  125. Сенсорная афазия (виды, характеристика).

  126. Динамическая (характеристика).

  127. Семантическая афазия (характеристика).

  128. Методы психодиагностики (специальные).

  129. Специальные методы диагностики мышления.

  130. Специальные методы диагностики памяти.

  131. Методы диагностики речевых нарушений.

  132. Методы обследования речи.

  133. Гнозис (характеристика).

  134. Праксис (характеристика).

  135. Сознание (характеристика).

  136. Патология гнозиса и праксиса.

  137. Виды нарушения сознания.

  138. Классификация речевых нарушений (виды, характеристика).

  139. Факторы риска нарушения речи.

  140. Факторы речи нарушения интеллекта.

  141. Факторы риска нарушения слуха.

  142. Факторы риска нарушения зрения.



Программа аттестационных испытаний

«Специальная психология»


^ ПРОГРАММА КУРСА


Предмет и задачи специальной психологии.

Краткий исторический обзор развития специальной психологии. Исследования по различным областям специальной психологии. Труды психологов, педагогов, дефектологов, психиатров, занимавшихся изучением особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии. Связь специальной психологии с другими науками – медицинскими, психологическими, педагогическими.Современное состояние специальной психологии как науки. Современные психологи-дефектологи о проблемах аномальных детей.Предмет и основные задачи специальной психологии. Методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

^ Общие и специфические закономерности нарушенного развития.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Общие закономерности нормального и аномального развития. Общие и специфические закономерности, присущие детям с различными нарушениями в развитии.Специфические закономерности развития при конкретном типе дизонтогенеза. Значение сензитивных периодов в развитии высших психических функций. Критические периоды в развитии ребенка, их особенности в различные возрастные периоды. Концепция Л.С.Выготского о культурно-историческом развитии психики, теория о первичном дефекте и вторичных отклонениях. Психологические параметры дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «недоразвития психических функций»

Причины стойкого недоразвития психических функций. Особенности дизонтогенеза. Формы умственной отсталости, степени выраженности интеллектуального дефекта. Классификация умственной отсталости по МКБ-10 Раннее развитие умственно отсталых детей. Особенности психомоторного развития. Особенности развития мыслительной, перцептивной, мнестической деятельности умственно отсталых детей. Особенности формирования и развития личности умственно отсталых детей.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «поврежденного психического развития».

Поврежденное психическое развитие (органическая деменция). Причины повреждения психического развития. Формы органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой – 1\вследствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, 2\у детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или более раннем возрасте. Определение деменции по МКБ-10. Особенности психического развития детей с деменцией при шизофрении. Особенности интеллектуального и личностного развития детей с деменцией при эпилепсии. Особенности психического развития при прогрессирующем характере органической деменции. Перспективы развития дементных детей. Дифференциальная диагностика деменции и олигофрении.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «задержанного развития»

Понятие ЗПР как особого типа аномального психического развития. Классификации ЗПР: Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, В.В.Ковалева, Г.Е.Сухаревой, клинико-психологическая классификация К.С.Лебединской. Характеристика неосложненного и органического инфантилизма. Особенности развития высших психических функций. Методики нейропсихологической диагностики ЗПР. Особенности развития личности детей с задержкой психического развития. Вопросы обучения детей с задержкой психического развития. Дифференциация задержки психического развития церебрально-органического генеза и олигофрении.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «дефицитарного психического развития»

Структура дефекта при дефицитарном развитии. Общие и специфические закономерности психического развития при дизонтогенезе дефицитарного типа. Нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем – зрения, слуха, мышечно-кинестетичекой системы. Нарушения формирования личности. Развитие эмоциональной сферы и особенности общения детей-инвалидов. Понятие «депривации» при дизонтогениях дефицитарного типа. Комплексные нарушения в развитии – сочетание сенсорных, опорно-двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «искаженного психического развития»

Основные клинические признаки раннего детского аутизма. Этиология аутизма. Различные подходы к классификации аутизма. Виды и формы аутизма. Синдром Каннера. Синдром Аспергера. Психологическая структура нарушений при аутизме. Особенности интеллектуального, эмоционального, речевого развития. Особенности общения. Аутистические проявления в структуре различных типов дизонтогений.

^ Особенности дизонтогенеза по типу «дисгармонического психического развития»

Нарушения формирования эмоционально-волевой сферы. Психопатии, патологическое развитие личности. Типы психопатий и акцентуаций характера по К.Леонгарду и А.Е.Личко. Характеристика психологических особенностей личности при различных типах психопатий. Интеллектуальный уровень и школьная успеваемость. Проявления физических симптомов. Навыки социального взаимодействия. Роль семейных факторов.

^ Принципы психологического изучения и помощи детям с отклонениями в развитии.

Основные принципы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Актуальные вопросы построения методического инструментария. Методы и методики психокоррекционной помощи. Психокоррекционные технологии. Психологическое консультирование в специальной психологии. Семейное консультирование и группы поддержки. Индивидуальное консультирование. Психотерапия и психогигиена семейного воспитания. Задачи психологического сопровождения обучения детей с нарушениями в развитии.

^ Вопросы интеграции и реабилитации аномальных детей

Психолого-педагогическая реабилитация семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии. Основные проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Социально-культурная реабилитация. Социально-бытовая реабилитация. Психолого-педагогическая реабилитация. Механизмы социализации детей с отклонениями в развитии. Семейная социализация детей дошкольного и школьного возраста. Система специального образования в России и за рубежом.


ЛИТЕРАТУРА


Основная литература


  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М., 2003.

  2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение. 1990.

  4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М., 2006.

  5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.,1995.

  6. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб., 2004.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2002.

  8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

  9. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб., 2003.

  10. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.

  11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

  12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). – М.,1996.

  13. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.,2002.

  14. Ранняя диагностика и коррекция. В 2 т.: практическое руководство / Под ред. Удо Б.Брака. Т.1. Нарушения развития. – М., 2007.

  15. Специальная психология: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.И..Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под. ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

  16. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.

  17. Ульенкова У.Г., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.


Дополнительная литература


1. Амасьянц Р.А. Организационно-методические и правовые основы реабилитации детей-инвалидов в системе образования региона (на примере Московской области). – М., 2004.

2. Баскакова Н.Л. Внимание школьников олигофренов. – М.,1982.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М., 2001.

5. Иовчук Н.М.Детско-подростковые психические расстройства. – М., 2002.

6. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. – М., 2005.

7. Коробейников И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптации поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью (методические рекомендации). – М.,1991.

8. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2006.

9. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

10. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.,1989.

12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2003.

13. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М.,1989.

14. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. – СПб., 2006.

15. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003.

17. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями: (Пособие для соц.работников, психологов, педагогов реабилитационных центров) /Под ред. С.А.Беличевой. – М., 1997.

18. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.

19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

20. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М., 2005.

21. Фристад М., Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером. – СПб., 2004.

22. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М.Назарова. – М., 2003.

23. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.,2003.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

  2. Предмет и задачи специальной психологии.

  3. Взаимосвязь специальной психологии с другими науками.

  4. Роль биологических факторов в возникновении аномалий у детей.

  5. Социальные факторы, ведущие к отклонениям в развитии у детей

  6. Механизм компенсации психических функций.

  7. Л.С.Выготский о первичном дефекте и вторичных отклонениях в развитии ребенка.

  8. Л.С.Выготский о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей.

  9. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.

  10. Объяснить понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», их теоретическое и практическое значение.

  11. Понятия «сензитивные периоды в развитии ребенка», «кризисы в психическом развитии».

  12. Понятие дизонтогенеза. Типы дизонтогений.

  13. Психологические параметры дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

  14. Формы умственной отсталости. Степени интеллектуального недоразвития.

  15. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний. Специфика нарушения при каждом из состояний.

  16. Понятие умственной отсталости. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер.

  17. Классификация олигофрении по Г.Е.Сухаревой.

  18. Определение умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ-10).

  19. Структура комплексного (сложного) дефекта. Особенности психического развития детей при данном виде нарушения.

  20. Особенности дизонтогенеза при недоразвитии психических функций.

  21. Задержанный тип дизонтогенеза. Клинико-психологические формы ЗПР, их характеристика.

  22. Основные характеристики психического инфантилизма у детей.

  23. Характерологические особенности детей с СДВГ.

  24. Особенности раннего развития детей при искаженном типе дизонтогенеза.

  25. Психологическая структура нарушения развития при искаженном типе психического дизонтогенеза.

  26. Основные задачи помощи детям с РДА и их родителям.

  27. Характеристика нарушения при дисгармоничном типе психического развития

  28. Структура дефекта при сенсорных нарушениях.

  29. Особенности психического развития детей при дефицитарном типе дизонтогенеза.

  30. Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями.

  31. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к детям с отклонениями в развитии.

  32. Подготовка ребенка для обследования на ПМПК. Сбор документации.

Цель, задачи, функции ПМПК.

  1. Психолого-педагогические методы изучения детей с отклонениями в развитии.

  2. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

  3. Методы и методики психологической коррекции детей с отклонениями в развитии.

  4. Развитие детей с отклонениями в развитии методами психологической коррекции.

  5. Деятельность дефектолога по психологической и социальной адаптации детей с проблемами в развитии и их семей.

  6. Цель и задачи реабилитации детей с отклонениями в развитии.

  7. Понятие «интеграция». Задачи и формы интеграции детей с отклонениями в развитии.

  8. Роль семьи в ранней комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии.

  9. Психологическая этика во взаимоотношениях с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.



Программы аттестационных испытаний

«Психолого-педагогическая диагностика»


^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Психолого-педагогическая диагностика как научная дисциплина и практическая деятельность.

Научная психодиагностика и психодиагностическая практика. Классификация психодиагностических методик. Психодиагностические задачи.

^ Тема 2. История развития психологической диагностики.

Развитие психолого-педагогических методов за рубежом. Развитие психолого-педагогических методов исследования в России.

^ Тема 3. Психометрические основы психодиагностики.

Дифференциальная психометрия. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

Репрезентативность. Надежность. Валидность. Стандартизация.

Технология создания и адаптации методик.

Необходимые этапы эмпирико-статистической работы

Требования к психометрической подготовке психолога.

^ Тема 4. Психологические виды помощи.

Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Понятие конфиденциальности. Обязанности психолога и его взаимодействие с другими специалистами.

Основы психопрофилактики. Специфика, цели, уровни психопрофилактики. Факторы риска нарушения психического здоровья. Личностные характеристики психической устойчивости. Психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности.

Основы психокоррекции. Специфика, цели, значение психокоррекции. Понятия «психологический анамнез» и «психологический диагноз». Алгоритм составления психокоррекционных программ.

^ Тема 5. Специфика индивидуальной работы с клиентами в психокоррекционной практике. Групповые и индивидуальные формы психокоррекции: понятие групповой динамики, общие схемы и специфика.

^ Тема 6. Психолого-педагогическое консультирование.

Понятие психологического консультирования. Методы психологического консультирования. Процедура психологического консультирования.

Основные принципы и стратегии консультирования. Типичные трудности в процессе консультирования. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

^ Тема 7. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях.

Психолого – медико - педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. Цели и задачи ПМПк. Организация деятельности ПМПк.

^ Тема 8. Психолого – медико – педагогические комиссии и консультации. Консультативно диагностическая работа. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК.

^ Тема 9. Психолого-педагогическая поддержка семьи.

Методы изучения семьи. Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму. Методики изучения особенностей личности родителей. Методики изучения родительски - детских отношений. Процедура психологического исследования семьи.

Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Психокоррекция семейных отношений.


ЛИТЕРАТУРА


Основная литература

  1. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консульбтирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практическое руководство. – М., 2000.

  2. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы социальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2006.

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Питер, 2006.

  5. Бурменская Г.В., Захарова Е И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002.

  6. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике. – СПб., 2004.

  7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. 1, 2 часть. – М., 2007.

  8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М., 2006.

  9. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. - СПб, 2008.

  10. Гурович И.Я., Волошин В.М., Голланд В.Б. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России // Соц. И клиническая психиатрия. 2002. № 2. С. 15-18.

  11. Джон Дилео. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2001.

  12. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростка с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М., 2006.

  13. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М., 2001.

  14. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. – М., 2006.

  15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2004.

  16. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб., 2004.

  17. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. /Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д., 2006.

  18. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М., 2007.

  19. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. – Ростов н/Д., 2006.

  20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.

  21. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

  22. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М., 2000.

  23. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум. – СПб., 2007.

  24. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 2001.

  25. Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. – М., 2004.

  26. Посохова С.Т. Психодиагностика. – М., 2006.

  27. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.

  28. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. завадений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. – М., 2005.

  29. Психология семейных отношений с осоновами семейного консультирования: Учебное пособ. – М., 2002.

  30. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре. – СПб., 2006.

  31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М., 2001.

  32. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М., 2002.

  33. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс -диагностики и профессионального консультирования. – СПб., 2006.

  34. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений. – М., 2006.

  35. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для педагогических вузов и работников дошкольных учреждений. Изд. 2-е, стереотипное. – М., 2001.

  36. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М., 2004.

  37. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Методической пособие. – М., 2006.

  38. Яньшин П.В. Психосемантика цвета.- СПб., 2006.


Дополнительная литература


  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.

  2. Анастази А. психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1982.

  4. Бом Э. Руководство по психодиагностике. - М., 1977.

  5. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.

  6. Бурлачук Р.Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

  7. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1997.

  8. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

  9. Власова Т.А., Повзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 1967.

  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. - М., 1994.

  11. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993.

  12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

  13. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологичекая клиника трудного детства // Собр. Соч.: В 6 т.- М., 1984.

  14. Гуревич К.М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. - М., 1998.

  15. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребеловой. - М., 1998.

  16. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М., 1998.

  17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

  18. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 1999.

  19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.

  20. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога // Дефектология. 1995. - №1.

  21. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. - №6.

  22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.. 1989.

  23. Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М., 1992.

  24. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. - М., 1996.

  25. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

  26. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

  27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М., 1997.

  28. О специфике деятельности специальных (Коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов: Инструктивное письмо Минобразования России № 48, 1997.

  29. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. - Ростов н/Д, 1996.

  30. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. - М., 1984.

  31. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – Самара, 1998.

  32. Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1996.

  33. Психолого – медико - педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. Ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1999.

  34. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М.,1999.

  35. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

  36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.

  37. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложными дефектами // Дефектология. 1992. – № 2, 3.

  38. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

  39. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - М., 1972.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Классификация психодиагностических методик.

3. Основные этапы психолого-педагогической диагностики.

4. Нормативные требования к использованию методик.

5. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом.

6. Развитие психолого-педагогических методов исследования в России.

7. Репрезентативность.

8. Стандартизация.

9. Надежность.

10. Валидность.

11. Нормативные требования к психодиагностической процедуре.

12. Психологическая характеристика.

13. Психологическое заключение.

14. Специфика, цели, уровни психопрофилактики.

15. Психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности.

16. Специфика, цели, значение психокоррекции.

17. Специфика индивидуальной работы в психокоррекционной практике.

18.Групповые формы психокоррекции. Специфика групповой психокоррекционной работы.

19. Психолого-педагогическое консультирование. Методы и принципы.

20. Процедура психологического консультирования.

21. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

22. Особенности психологического консультирования родителей ребенка с проблемами в развитии.

23. Особенности психологического консультирования подростка с проблемами в развитии.

24. Цели, задачи и организация деятельности психолого-медико-педагогичекого консилиума.

25.Структура и направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

26. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.

27. Методы изучения семьи.

28. Основные задачи психологического изучения семьи.

29. Основные задачи психологического изучения семьи, воспитывающего ребенка с нарушениями в развитии.

30. Психокоррекция семейных отношений.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационных испытаний при приеме студентов на 2 -й и последующие курсы специальность

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационных испытаний при приеме студентов на 2 -й и последующие курсы специальность

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационных испытаний переводов и восстановлений на 2 и последующие курсы №п/п

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-й, 3-й курсы в фгбоу впо «двггу» на 2013/2014

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационных испытаний студентов для приема на конкурсной основе на 2-5 курсы специальности
Вопросы составлены в соответствии гос впо по специальности Психология и разработанными в соответствии...
Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа аттестационного испытания по биологии на 2-й и последующие курсы

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Программа вступительных испытаний на второй и последующий курсы обучения Специальность 050706. 65
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000...
Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. А61 Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие

Р. А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах icon Тестовые задания аттестационных испытаний для 6 курса

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы