|
Скачать 450.18 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Утверждаю: Проректор по учебной работе и международному сотрудничеству _______________ проф. В.М. Клычников «____»_________________2013 г. Р.А. Амасьянц Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах Москва, 2012
^
Программа аттестационных испытаний «Психология» ^ Часть 1.Общая психология. Введение в психологию. Предмет, задачи и методы современной психологии. Происхождение и развитие психики человека. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Психология и поведение, познавательные процессы. Деятельность. Понятие и строение деятельности. Виды и развитие деятельности. Деятельность и психология человека. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера личности. Ощущение и восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение. Структура личности. Общее понятие о личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства. ^ Основные этапы развития психологии. Философский период развития психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем, психологических проблем на разных этапах развития психологии. ^ Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Развитие как процесс. Категория возраста и жизненный цикл развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные ступени развития. Кризис новорожденности. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития. Психологические особенности различных видов деятельности. Ведущая деятельность. Развитие игровой деятельности. Психологические основы учебно-познавательной деятельности. ^ Предмет и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Обучение и развитие. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Усвоение знаний, умений и навыков. Психологические основы типов обучения. Психологические основы развивающего обучения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Ученик как субъект воспитания. Психологические основы методов воспитания. Педагогическая деятельность. Общая характеристика педагогической деятельности. Психология личности учителя. Педагогические способности. Психология педагогического общения. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. ^ Предмет, история социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Малые группы. Социально-психологические характеристики малых групп. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Личность в малой группе. Лидерство и руководство. Психология межгрупповых отношений. Этнопсихология. Этнопсихология в системе наук. Культурологическое направление этнопсихологических исследований. Сферы практического приложения этнопсихологии. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальное влияние. Социальная установка. Конфликты и способы их предупреждения. Межличностный конфликт. ^ 1. Предмет, задачи, принципы, методы научной психологии. 2. История становления психологии как самостоятельной науки. 3. Становление отечественной психологии. 4. Основные направления современной психологической науки. 5. Понятие «индивид, человек, личность, субъект, индивидуальность». Психологическая структура личности. 6. Происхождение и развитие психики человека. 7. Развитие психики и деятельность. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки. 8. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания. 9. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений. 10. Определение восприятия. Свойства восприятия. Восприятие пространства и времени. Роль моторных компонентов в восприятии. 11. Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Современные теории памяти. Основные процессы памяти. 12. Определение мышления. Мышление и чувственное познание. Мотивация мышления. 13. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Формы мышления. 14. Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности, их формирование. 15. Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид деятельности. Виды воображения. 16. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Врожденное и приобретенное в способностях. Проблема измерения способностей. 17. Виды способностей: общие и специальные способности, их характеристика. 18. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психические свойства темперамента. Проблема изменчивости темперамента. 19. Понятие о характере. Социально-типическое в характере и индивидуальное в характере. Формирование характера. 20. Предмет, задачи, принципы, методы возрастной психологии. 21. Понятие о развитии. Источники и движущие силы развития. Факторы развития: биологическое, социальное, роль обучения и воспитания в развитии личности, активность ребенка. 22. Общие особенности развития детей: социальная ситуация развития, понятие о ведущем виде деятельности, возрастная периодизация, новообразования возраста, сензитивные периоды развития. 23. Кризис новорожденности. Стадия новорожденности. Комплекс оживления. 24. Психическое развитие в младенческом возрасте. 25. Психическое развитие в раннем детстве. Предметная деятельность. Кризис трех лет. 26. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Роль игры. Межличностные отношения. 27. Анатомо-физиологическая и психологическая готовность к обучению в школе. Кризис семи лет. 28. Анатомо-физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие теоретического мышления. 29. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 30. Анатомо-физиологическое развитие в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Развитие самосознания. 31. Развитие личности и межличностных отношений в подростковом возрасте. Отклонения в поведении. 32. Анатомо-физиологическое развитие и умственное развитие в юношеском возрасте. 33. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Кризис юности. 34. Предмет и задачи педагогической психологии. 35. Методы педагогической психологии. 36. Понятийная система педагогической психологии. 37. Проблема соотношения психического развития человека, его воспитания и обучения. 38. Структура и развитие учебной деятельности. 39. Принципы организации учебного процесса. 40. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 41. Психологические критерии контроля и оценки знаний. 42. Психологические основы развивающего обучения. 43. Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе. 44. Психология воспитания. 45. Психологические особенности педагогической деятельности. 46. Педагогические способности. 47.Стили педагогической деятельности. 48. Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства. 49. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. 50. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. 51. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. 52. Исследование малых групп в отечественной и зарубежной социальной психологии. 53. Межличностные отношения. Виды отношений в группе. Методы изучения межличностных отношений. 54. Лидер группы. 55. Понятие социализации. Содержание процесса социализации. 56. Прогнозирование социального поведение человека. ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература
Программа аттестационных испытаний «Невропатология» ^ Раздел I. Общая невропатология. Тема 1. Невропатология как самостоятельная и интегральная научная дисциплина. Объект и предмет изучения невропатологии. Краткая история становления и развития отечественной и зарубежной неврологии. Связь неврологии с другими дисциплинами и, прежде всего, с психологией и коррекционной педагогикой. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием. Тема 2. Основы эволюционной неврологии. Филогенез и онтогенез нервной системы. Развитие основных функциональных систем мозга. Возрастная эволюция мозга. Принцип гетерохронности. Развитие нервно-психических функций в норме и в условиях патологии. Критические периоды развития. Системно-функциональная дискретность мозга. Тема 3. Функциональная анатомия нервной системы. Общий обзор морфологии нервной системы. Гистология нервной системы. Нейрон, строение, функциональное значение. Нервное волокно, строение, функция. Нейроглия. Центральная и периферическая нервная система, строение и функция. Головной мозг. Большие полушария. Лобная, теменная, височная, затылочная доли, островок, лимбическая кора, мозолистое тело. Основные борозды и извилины коры головного мозга, локализация функций в коре (корковые центры). Подкорковая область. Стриопаллидарная система, зрительный бугор, подбугорная область, третий желудочек, внутренняя капсула, их строение, функциональное значение. Спинной мозг, его положение, строение, функциональное значение. Лимбическая система. Анатомия и физиология. Оболочки головного и спинного мозга. Эпидуральное и субдуральное пространство, строение, функциональное значение. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Периферическая нервная система, строение, функции, образование спинномозговых нервов, их ветви. Швейное нервное сплетение, его ветви, области иннервации. Грудные спинномозговые нервы, их ветви, области иннервации. Плечевое нервное сплетение, его нервы, области иннервации. Поясничное нервное сплетение, его нервы, области иннервации. Крестцовое нервное сплетение, его нервы, области иннервации. Вегетативная нервная система, ее функциональное значение. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатический отдел вегетативной нервной систем, его центры, нервы, узлы, сплетения. Развитие нервной системы в онтогенезе и филогенезе. Черепные нервы (классификация, общая характеристика): - обонятельный нерв; - зрительный нерв; - глазодвигательный нерв; - блоковый нерв; - тройничный нерв; - отводящий нерв; - лицевой нерв; - преддверно-улитковый нерв; - языко-глоточный нерв; - блуждающий нерв; - добавочный нерв; - подъязычный нерв. Основные проводящие пути головного и спинного мозга. Нисходящие пути, восходящие пути. Тема 4. Высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы и динамика нервных процессов. Высшие мозговые функции и их исследование. Виды нарушений, клиническая характеристика. Межполушарная асимметрия головного мозга, функциональное значение, клиническая характеристика. Интеллект, понятие, теории интеллекта. Патомеханизм интеллектуальных нарушений. Тема 5. Чувствительность и ее нарушения. Виды чувствительности. Чувствительные проводящие пути: путь болевой и температурной чувствительности; путь глубокой и тактильной чувствительности. Методы исследования чувствительной сферы. Виды чувствительных расстройств. Типы чувствительных нарушений. Тема 6. Рефлекторно-двигательная сфера и ее нарушения. Рефлексы, их виды и краткая характеристика. Поверхностные рефлексы, методы исследования. Глубокие рефлексы, методы исследования. Движение. Двигательный (пирамидный) путь, (корково-мускулярный путь, его строение). Функциональное значение корково-спинномозгового пути. Функциональное значение спинно-мускулярного пути. Исследование двигательной сферы. Виды и типы двигательных нарушений. Центральный и периферический параличи, патомеханизм их развития, клиническая характеристика. Экстрапирамидная система, ее проводящие пути функциональное значение. Исследование экстрапирамидной системы. Виды нарушений, и клиническая характеристика. Особенности двигательных нарушений у детей с врожденными аномалиями и приобретенной неврологической патологией. Тема 7. Черепные (черепно-мозговые) нервы (12 пар). Строение, функция, исследования и патология. Клиническая характеристика их нарушений. Тема 8. Основные неврологические синдромы. - синдромы поперечного поражения спинного мозга на различных уровнях (шейный отдел, шейное утолщение, грудной отдел, поясничное утолщение, медуллярный конус); - синдром Броун-Секара; - стриарный синдром; -паллидарный синдром; - синдром поражения зрительного бугра; - синдром поражения внутренней капсулы; - альтернирующие синдромы (Вебера, Мийяр-Гублера, Джексона); - бульбарный и псевдобульбарный паралич; - синдром зрительных нарушений; - синдромы нарушений слуха; - синдромы нарушений высших мозговых функций (речи, памяти, мышления, гнозиса, праксиса, сознания, стенического психодинамического состояния); Тема 9. Исследование нервной системы. Характеристика, последовательность и этапность исследования. Жалобы, их анализ для постановки клинического диагноза. Анамнез (особенности сбора анамнеза болезни и анамнез жизни). Исследование чувствительности. Исследования рефлекторно-двигательной сферы. Исследование функций черепных нервов. Исследование высших мозговых функций. Исследование вегетативной нервной системы. Схема нормального психомоторного развития детей: - первый год жизни; - второй год жизни; - третий год жизни; - дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); - младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); - подростковый возраст. Дополнительные (параклинические) методы исследования: - исследование спинномозговой жидкости (ликвора); - рентгеновское исследование черепа и позвоночника; - рентгеноконтрастные методы исследования; - компьютерная томография (КТ); - электроэнцефалография (ЭЭГ); - Электромиография (ЭМГ); - Реоэнцефалография (РЭГ); - Биохимические методы исследования. Характеристика параклинических методов исследования, интерпретация полученных данных исследования с клиническими особенностями различных нозологических форм заболеваний и поражений нервной системы. Тема 10. Классификация заболеваний и поражений нервной системы. Постановка диагноза. Классификация нозологических форм неврологических заболеваний. Представление о симптоме и синдроме. Представления о диагнозе: - топическом; - дифференциальном; - клиническом. Топический диагноз, характеристика, клинические примеры. Метод функциональной диагностики, его роль в постановке топического диагноза. Дифференциальный диагноз, характеристика, его значение для установления основного клинического диагноза. Основной клинический диагноз. Особенности его постановки и его значение для дальнейшего ведения больного. ^ Тема 1. Сосудистые заболевания головного мозга. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит (этиология, патология, патогенез, клиника, лечения, профилактика). Мозговой инсульт. Клинические особенности ишемического и геморрагического инсультов, дифференциальный диагноз, патомеханизм их развития и основные подходы к их лечению. Клиника последствий перенесенного инсульта. Двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения, характеристика и патомеханизм их развития. Субарахноидальное кровоизлияние (клиника, патомеханизм, особенности течения). Тема 2. Инфекционные заболевания нервной системы. Энцефалиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, основные принципы терапии). Менингиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение). Миелиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение). Лейкоэнцефалиты (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение). Лептоменингиты (арахноитиды). Этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение. Полиомиелит (этиопатогенез, классификация, клиника, течение, лечение). Тема 3. Нейроревматизм. Малая Хорея. Клиника, течение, лечение. Тема 4. Черепно-мозговая травма. Классификация, патогенез, клинические проявления, лечение. Тема 5. Опухоли головного мозга. Классификация, клинические проявления, лечения. Тема 6. Пренатальные и постнатальные поражения нервной системы. Классификация, этиология, степень тяжести, период болезни, уровень поражения. Клинические синдромы – синдромы острого и восстановительного периодов, возможные исходы. Тема 7. Наследственные болезни нервной системы. Этиология, патогенез, классификация, клиника, течение, лечение, прогноз. Тема 8. Детский церебральный паралич (резидуальные детские энцефалиты). Этиология, патогенез, клинические особенности, течение, лечение. Основные неврологические синдромы: - синдромы двигательных нарушений; - синдромы речевых нарушений; - сенсорные нарушения; - синдромы нарушений высших мозговых функций. Основные принципы реабилитации и абилитации. Тема 9. Эпилепсия. Этиология, патогенез, течение, лечение. Психические нарушения при эпилепсии. Тема 10. Функциональные заболевания нервной системы. Астенический синдром. Неврозы. Истерия. Тема 11. Заболевание периферической нервной системы. Невралгия и невриты. Спинномозговая радикулопатия (радикулиты). Полиневропатия. Герпес опоясывающий. Тема 12. Современные методы лечения заболеваний нервной системы. - этиологическая терапия; - патогенетическая терапия; - симптоматическая терапия (антибиотики, сульфаниламиды, дегидратирующие средства, психотропные средства, противосудорожные средства); - физиотерапия; - лечебный массаж и лечебная физкультура; - иглотерапия; - психотерапия; - нейрохирургические методы; - ортопедические методы. Тема 13. Абилитация и реабилитация. Понятие, характеристика. Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы. Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей. Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей. Принципы абилитации и реабилитации детей с детскими и церебральными параличами. Принципы абилитации и реабилитации детей с речевой патологией (задержка речевого развития, заикание, дизартрия, алалия и др.). Значение трудотерапии в восстановительном лечении неврологического больного. Роль специального педагога и психолога в процессе абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы. Тема 14. Организация лечебно-педагогической помощи детям с неврологической патологией. Специализированная неврологическая и психоневрологическая помощь. Этапы специализированной помощи. Особенности педагогической помощи в специализированных учреждений. Специальное образование. Виды специальных образовательных учреждений. Интеграция и интегрированное обучение. Понятие, особенности, принципы. Современные научные подходы к проблеме интеграции. О роли интеграции и интегрированного обучения детей-инвалидов с неврологической патологией в комплексной системе процессов абилитации и реабилитации. ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Высшие мозговые функции и их нарушения. М., 1999. 2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. М., 2008. 3. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2000. 4. Ляпидевский С.С. Невропатология. М., 2000. Дополнительная литература 1. Бонраренко Л.П., Семенова О.В. Топическая диагностика поражений нервной системы. Киев, 1997. 2. Герасимова М.М. Нервные болезни. Тверь,2000. 3. Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. М., 1998. 4. Кирпиченко А.А., Гурления А.М., Пашков А.А. Нервные и психические болезни. Минск, 1997. 5. Пузин М.Н., Степанченко А.В., Турбина Л.Г., Цуников А.И., Нестеренко Г.М. Нервные болезни. М., 1997. 6. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л., 1967. ^
Программа аттестационных испытаний «Специальная психология» ^ Предмет и задачи специальной психологии. Краткий исторический обзор развития специальной психологии. Исследования по различным областям специальной психологии. Труды психологов, педагогов, дефектологов, психиатров, занимавшихся изучением особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии. Связь специальной психологии с другими науками – медицинскими, психологическими, педагогическими.Современное состояние специальной психологии как науки. Современные психологи-дефектологи о проблемах аномальных детей.Предмет и основные задачи специальной психологии. Методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. ^ Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Общие закономерности нормального и аномального развития. Общие и специфические закономерности, присущие детям с различными нарушениями в развитии.Специфические закономерности развития при конкретном типе дизонтогенеза. Значение сензитивных периодов в развитии высших психических функций. Критические периоды в развитии ребенка, их особенности в различные возрастные периоды. Концепция Л.С.Выготского о культурно-историческом развитии психики, теория о первичном дефекте и вторичных отклонениях. Психологические параметры дизонтогенеза по В.В.Лебединскому. ^ Причины стойкого недоразвития психических функций. Особенности дизонтогенеза. Формы умственной отсталости, степени выраженности интеллектуального дефекта. Классификация умственной отсталости по МКБ-10 Раннее развитие умственно отсталых детей. Особенности психомоторного развития. Особенности развития мыслительной, перцептивной, мнестической деятельности умственно отсталых детей. Особенности формирования и развития личности умственно отсталых детей. ^ Поврежденное психическое развитие (органическая деменция). Причины повреждения психического развития. Формы органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой – 1\вследствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, 2\у детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или более раннем возрасте. Определение деменции по МКБ-10. Особенности психического развития детей с деменцией при шизофрении. Особенности интеллектуального и личностного развития детей с деменцией при эпилепсии. Особенности психического развития при прогрессирующем характере органической деменции. Перспективы развития дементных детей. Дифференциальная диагностика деменции и олигофрении. ^ Понятие ЗПР как особого типа аномального психического развития. Классификации ЗПР: Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, В.В.Ковалева, Г.Е.Сухаревой, клинико-психологическая классификация К.С.Лебединской. Характеристика неосложненного и органического инфантилизма. Особенности развития высших психических функций. Методики нейропсихологической диагностики ЗПР. Особенности развития личности детей с задержкой психического развития. Вопросы обучения детей с задержкой психического развития. Дифференциация задержки психического развития церебрально-органического генеза и олигофрении. ^ Структура дефекта при дефицитарном развитии. Общие и специфические закономерности психического развития при дизонтогенезе дефицитарного типа. Нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем – зрения, слуха, мышечно-кинестетичекой системы. Нарушения формирования личности. Развитие эмоциональной сферы и особенности общения детей-инвалидов. Понятие «депривации» при дизонтогениях дефицитарного типа. Комплексные нарушения в развитии – сочетание сенсорных, опорно-двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений. ^ Основные клинические признаки раннего детского аутизма. Этиология аутизма. Различные подходы к классификации аутизма. Виды и формы аутизма. Синдром Каннера. Синдром Аспергера. Психологическая структура нарушений при аутизме. Особенности интеллектуального, эмоционального, речевого развития. Особенности общения. Аутистические проявления в структуре различных типов дизонтогений. ^ Нарушения формирования эмоционально-волевой сферы. Психопатии, патологическое развитие личности. Типы психопатий и акцентуаций характера по К.Леонгарду и А.Е.Личко. Характеристика психологических особенностей личности при различных типах психопатий. Интеллектуальный уровень и школьная успеваемость. Проявления физических симптомов. Навыки социального взаимодействия. Роль семейных факторов. ^ Основные принципы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Актуальные вопросы построения методического инструментария. Методы и методики психокоррекционной помощи. Психокоррекционные технологии. Психологическое консультирование в специальной психологии. Семейное консультирование и группы поддержки. Индивидуальное консультирование. Психотерапия и психогигиена семейного воспитания. Задачи психологического сопровождения обучения детей с нарушениями в развитии. ^ Психолого-педагогическая реабилитация семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии. Основные проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Социально-культурная реабилитация. Социально-бытовая реабилитация. Психолого-педагогическая реабилитация. Механизмы социализации детей с отклонениями в развитии. Семейная социализация детей дошкольного и школьного возраста. Система специального образования в России и за рубежом. ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература 1. Амасьянц Р.А. Организационно-методические и правовые основы реабилитации детей-инвалидов в системе образования региона (на примере Московской области). – М., 2004. 2. Баскакова Н.Л. Внимание школьников олигофренов. – М.,1982. 3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973. 4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М., 2001. 5. Иовчук Н.М.Детско-подростковые психические расстройства. – М., 2002. 6. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. – М., 2005. 7. Коробейников И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптации поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью (методические рекомендации). – М.,1991. 8. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2006. 9. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. 10. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978. 11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.,1989. 12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2003. 13. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М.,1989. 14. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. – СПб., 2006. 15. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003. 17. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями: (Пособие для соц.работников, психологов, педагогов реабилитационных центров) /Под ред. С.А.Беличевой. – М., 1997. 18. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. 19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986. 20. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М., 2005. 21. Фристад М., Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером. – СПб., 2004. 22. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М.Назарова. – М., 2003. 23. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.,2003. ^
Цель, задачи, функции ПМПК.
Программы аттестационных испытаний «Психолого-педагогическая диагностика» ^ Тема 1. Психолого-педагогическая диагностика как научная дисциплина и практическая деятельность. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика. Классификация психодиагностических методик. Психодиагностические задачи. ^ Развитие психолого-педагогических методов за рубежом. Развитие психолого-педагогических методов исследования в России. ^ Дифференциальная психометрия. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик. Репрезентативность. Надежность. Валидность. Стандартизация. Технология создания и адаптации методик. Необходимые этапы эмпирико-статистической работы Требования к психометрической подготовке психолога. ^ Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Понятие конфиденциальности. Обязанности психолога и его взаимодействие с другими специалистами. Основы психопрофилактики. Специфика, цели, уровни психопрофилактики. Факторы риска нарушения психического здоровья. Личностные характеристики психической устойчивости. Психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности. Основы психокоррекции. Специфика, цели, значение психокоррекции. Понятия «психологический анамнез» и «психологический диагноз». Алгоритм составления психокоррекционных программ. ^ Групповые и индивидуальные формы психокоррекции: понятие групповой динамики, общие схемы и специфика. ^ Понятие психологического консультирования. Методы психологического консультирования. Процедура психологического консультирования. Основные принципы и стратегии консультирования. Типичные трудности в процессе консультирования. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии. ^ Психолого – медико - педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. Цели и задачи ПМПк. Организация деятельности ПМПк. ^ Консультативно диагностическая работа. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК. ^ Методы изучения семьи. Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму. Методики изучения особенностей личности родителей. Методики изучения родительски - детских отношений. Процедура психологического исследования семьи. Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Психокоррекция семейных отношений. ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
^ 1. Задачи психолого-педагогической диагностики. 2. Классификация психодиагностических методик. 3. Основные этапы психолого-педагогической диагностики. 4. Нормативные требования к использованию методик. 5. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом. 6. Развитие психолого-педагогических методов исследования в России. 7. Репрезентативность. 8. Стандартизация. 9. Надежность. 10. Валидность. 11. Нормативные требования к психодиагностической процедуре. 12. Психологическая характеристика. 13. Психологическое заключение. 14. Специфика, цели, уровни психопрофилактики. 15. Психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности. 16. Специфика, цели, значение психокоррекции. 17. Специфика индивидуальной работы в психокоррекционной практике. 18.Групповые формы психокоррекции. Специфика групповой психокоррекционной работы. 19. Психолого-педагогическое консультирование. Методы и принципы. 20. Процедура психологического консультирования. 21. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии. 22. Особенности психологического консультирования родителей ребенка с проблемами в развитии. 23. Особенности психологического консультирования подростка с проблемами в развитии. 24. Цели, задачи и организация деятельности психолого-медико-педагогичекого консилиума. 25.Структура и направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. 26. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. 27. Методы изучения семьи. 28. Основные задачи психологического изучения семьи. 29. Основные задачи психологического изучения семьи, воспитывающего ребенка с нарушениями в развитии. 30. Психокоррекция семейных отношений. |