МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
УТВЕРЖДЕНО
Ректор ТГПУ _______________
«31» января 2011 г.
Программа вступительных испытаний
на второй и последующий курсы обучения
Специальность 050706.65 Педагогика и психология
Томск 2011
Пояснительная записка
Программа вступительных испытаний на второй и последующие курсы обучения по специальности 050706.65 Педагогика и психология представляет собой перечень вопросов для собеседования и рекомендуемой литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000 Педагогика и психология одобренного учебно-методическими объединениями по специальностям педагогического образования 31.01.2005 г. (номер государственной регистрации 671 пед/сп).
Настоящая программа включает перечень обязательных вопросов дисциплин предметной подготовки по специальности: «Педагогика и психология». Вопросы для собеседования формируются из представленного перечня в зависимости от курса обучения, на который претендует абитуриент.
Перечень вопросов настоящей программы соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по педагогике и психологии на первых курсах обучения.
^
на второй и последующие курсы обучения
по специальности 050706.65 Педагогика и психология
Предмет, задачи и место общей психологии в системе наук.
Отрасли психологии.
Методология и методы психологии.
Структура общей психологии.
Этапы становления психологии.
Основные психологические концепции и их взаимосвязь.
Теория деятельности.
Развитие психики в филогенезе.
Деятельность и психика.
Сознание и деятельность.
Структура психики человека.
Психика и мозг.
Психология познавательных процессов.
Понятие и свойство ощущений.
Восприятие как познавательный процесс.
Виды и свойства восприятия.
Внимание как познавательный процесс.
Свойства внимания.
Память как познавательный процесс.
Виды памяти. Теории памяти.
Характеристика процессов памяти.
Мышление как познавательный процесс.
Операции мышления.
Стадии становления мышления.
Формы логического мышления.
Виды мышления.
Мышление и обучение. Мышление и речь.
Воображение. Виды воображения.
Приемы творческого воображения.
Психология речи
Функции и виды речи.
«Акцентуированные личности» и «акцентуации характера».
Врожденные и приобретенные потребности.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии.
Классификация способностей по степени их выраженности.
Классификация типов конституций.
Врожденные и приобретенные потребности.
Единство психического и соматического в учении Э.Кречмера. Диатетическая и психэстетическая пропорция.
Коллективное бессознательное К.Юнга, его структура и происхождение.
Концепция личности в гуманистической психологии.
Культурно-исторический подход к проблеме сознания.
Методы диагностики внутриличностного конфликта.
Методы диагностики типа темперамента.
Механизм формирования потребностей.
Направленность личности. Процесс формирования мотивов.
Невербальная коммуникация. Пара- и экстралингвистическая знаковые системы. Дистанция в общении. Проксимика Э.Холла.
Невербальная психодиагностика. Исследования Дж.Гриндера и Р.Бендлера.
Общая характеристика способностей. Общие и специальные способности.
Понятие личности в психологии. Индивид, индивидуальность и личность.
Общее понятие о темпераменте.
Определение характера и его отличительные признаки. Классификация черт характера.
Осознанные и неосознанные мотивы. Установки, влечения, желания как частично осознанные мотивы личности.
Потребности и мотивы деятельности.
Невербальная коммуникация. Пара- и экстралингвистическая знаковые системы. Дистанция в общении. Проксимика Э.Холла.
Невербальная психодиагностика. Исследования Дж.Гриндера и Р.Бендлера.
Потребности и ценности. Ценностно-потребностная сфера личности
Личность и субъект деятельности в психологии.
Природные свойства индивида. Типология темпераментов.
Психологическая структура личности.
Психологическая диагностика акцентуаций характера. ПДО и MMPI.
Психологическое строение деятельности.
Психологическое тестирование.
Общая характеристика способностей. Общие и специальные способности.
Понятие личности в психологии. Индивид, индивидуальность и личность.
Общее понятие о темпераменте.
Определение характера и его отличительные признаки. Классификация черт характера.
Осознанные и неосознанные мотивы. Установки, влечения, желания как частично осознанные мотивы личности.
Характер, его структура.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента человека. Классификация типов темперамента и их психологическая характеристика.
Традиционные методы диагностики мотивационной сферы, их недостатки.
Формирование характера. Роль наследственных и средовых факторов.
Эмоции и их значение в жизни человека.
Концепции происхождения эмоций.
Функции эмоций.
Виды эмоциональных состояний.
Психология воли.
Структура волевого акта.
Феномен личности.
Системообразующие признаки личности.
Основные сферы личности.
Ключевые образования личности.
Уровни и виды развития личности.
Самооценка как структурное образование личности.
Соотношение характера и темперамента.
Педагогика как наука, ее объект.
Категориальный аппарат педагогики понятие «образование»
Категориальный аппарат педагогики понятие воспитание,
Категориальный аппарат педагогики понятие обучение,
Категориальный аппарат педагогики понятие самовоспитание,
Категориальный аппарат педагогики понятие социализация,
Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическая деятельность,
Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическое взаимодействие,
Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическая система,
Категориальный аппарат педагогики понятие образовательный процесс
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Понятие «методология» педагогической науки
Научное исследование в педагогики, его основная характеристика
Методы исследования в педагогике
Логика педагогического исследования
Общекультурное значение педагогики
Человек как предмет воспитания
Способы воспитательного воздействия на человека
Типы воспитания
Модели и стили воспитания
Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт
Образование как система и процесс
Характеристика процесса обучения
Дидактические теории и концепции
Профессионально-педагогическая деятельность
Сущность и структура педагогической деятельности
Педагогическое общение
Стили педагогического руководства
Образовательные системы и развитие личности
Мотивация учения и выбора профессии
Виды психологических знаний.
Основные направления деятельности психолога.
Основные направления психологии.
Понятие психологической культуры и психологической компетентности.
Этические принципы работы.
Психологическая служба.
Отличительные качества компетентности психолога.
Акмеограмма практического психолога.
Особенности психологического мышления.
Место психологии в системе других наук.
Основные отрасли психологии.
Психология индивидуальности.
Подходы к рассмотрению личности.
Внутренний мир человека.
Индивидуальность человека.
Психология взаимоотношений и взаимопонимания в группе.
Понятие группы.
Общение, его функции.
Виды и средства общения.
Психология профессиональной деятельности. Труд и профессия.
Психология обыденной и личной жизни.
Общая типология профессионального совершенствования педагога-психолога.
Цели и задачи профессиональной деятельности.
Понятие о психологической службе.
Сферы применения знаний психологов и сферы работы психологов.
Специфика психологической диагностической деятельности.
Специфика психологической коррекционной работы.
Специфика психологической консультативной работы.
Психологическое просвещение и профилактика как приоритетные направления деятельности психолога.
Научная и педагогическая деятельность профессиональных психологов.
Понятие о квалифицированном и неквалифицированном психологе.
Отличительные особенности профессиональной компетентности психолога
Объективные и субъективные компоненты деятельности психолога.
Квалификационная характеристика специалиста.
Особенности развития профессионального сознания психолога.
Этические проблемы деятельности психолога.
Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога.
Проблема общечеловеческих ценностей в работе педагога-психолога.
Примечание:
Вопросы для подготовки к экзамену для поступающих на второй и последующие курсы
^
а) основная литература:
Беляева, Л. А. Общая психология : учебное пособие / Л. А. Беляева, Т. Г. Гадельшина, С. П. Жданова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2007.
Вачков И.В., Введение в профессию «психолог» / Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. – М., 2003.
Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики : учебник для вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2003.
Карандашев В.Н., Психология: введение в профессию: учебное пособие / Карандашев В.Н. – М., 2006.
Кукушин, В. С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушин. - Ростов-н/Д. : МарТ, 2002
Немов, Р. С. Психология : учебное пособие / Р. С. Немов. - В 3 кн. ; - 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
^
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г. – СПб., 2002.
Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М. : 2007.
Величковский, Б. М. Когнитивная наука : основы психологии познания ; в 2 т. / Б. М. Величковский. - М. : 2006.
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : Апрель Пресс, 2000.
Григорович Л.А. Введение в профессию психолог: учебное пособие / Григорович Л.А. . – М., 2006.
Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии / В. В. Давыдов. - М. : 2008.
Ждан, А. Н. История психологии. От античности к современности / А. Н. Ждан. - М. : 1999.
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : 2007.
Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - М. : 2007.
Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. - М. : 2007.
Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психологическая коррекция, консультирование: Учебное пособие / Колесникова Г.И. - Ростов н/Д, 2006.
Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для вузов / В. В. Краевский. - 3-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2006.
Марцинковская, Т. Д. История психологии / Т. Д. Марцинковская. - М. : 2007.
Меерович, М. Технология творческого мышления / М. Меерович. – Минск : 2003.
Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие / Митина Л.М. – М., 2005.
Мухина, В. С. Возрастная психология : феменология развития / В. С. Мухина. - М. : 2007.
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова - М. : 2007.
Педагогика. Общие основы педагогики : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / сост. Е. С. Гвоздева. Томск : ТГПУ, 2004
Ребер, А. Большой толковый психологический словарь ; в 2 т. / А. Ребер. - М. : Вече-Аст, 2000.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Л. : 1999.
Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд. , испр. - М. : Академия, 2004
Фокин В.А. Психолог. Введение в профессию учебное пособие / под ред. Е.А. Климова. – М., 2006.
Штерн А.С. Введение в психологию / Штерн А.С. – М., 2003.
Программа вступительных испытаний на второй и последующие курсы обучения по специальности 050706.65 Педагогика и психология составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования преподавателями кафедры психологии развития личности:
__________ В.С. Иванова, старший преподаватель
__________ Л.В.Ахметова, к.пс.н., доцент кафедры психологии развития личности
__________Т.Г. Гадельшина, к.пс.н., доцент кафедры психологии развития личности
Программа дисциплины одобрена на заседании кафедры
Протокол № от « » 20____г.
Зав. кафедрой М.М. Аксенов
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета психологии, связей с общественностью, рекламы ТГПУ
Председатель метод. комиссии факультета _____________ Т.Г. Гадельшина
Программа вступительных испытаний утверждена на заседании Ученого Совета факультета психологии, связей с общественностью, рекламы
Протокол №_____ от «___» ________ 200__ г.
Председатель Ученого совета, декан ФПСОР ___________ Н.К. Грицкевич
Согласовано:
Проректор по УВР _____________________ А.Ю. Михайличенко
Начальник УУ _____________________ И.Г. Санникова
|