|
Скачать 222.88 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» Судебная психиатрия Учебно-методический комплекс ![]() Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501 – юриспруденция ^ Кафедра уголовно-правовых дисциплин СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года Автор-составитель: Зырянов Виктор Николаевич – доктор юридических наук, профессор кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» Северо-Кавказского гуманитарного института Рецензенты: Долгополов Кирилл Андреевич, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Уголовно-правовых дисциплин» Северо- Кавказского гуманитарного института Семенцова Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовного права и криминологии» РЮИ РПА Минюста России Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности юриспруденция. © ![]() ^ Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная психиатрия» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
^ Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Судебная психиатрия» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника Северо – Кавказского гуманитарного института Главной целью дисциплины «Судебная психиатрия» является приобретение студентами научных знаний об основных практических и теоретических вопросах судебной психиатрии, основных формах психических расстройств, причинах их возникновения, диагностике и лечении; о правовом положении лиц с психическими расстройствами, проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, выполнении решений экспертизы в отношении лиц, признанных невменяемыми и недееспособными. ^ Дисциплина относится к общепрофессиональным дисициплинам, и является дисциплиной по выбору. Дисциплина тесно взаимосвязана с уголовным правом, криминалистикой, уголовным процессом. ^ Распределение учебного материала по темам Тема 1. Понятие и задачи судебной психиатрии. Судебная психиатрия как раздел общей психиатрии. Предмет судебной психиатрии. Понятие психического расстройства. Задачи судебной психиатрии: экспертиза в гражданском и уголовном процессах; принудительные меры медицинского характера; пенитенциарная психиатрия. Система судебно-психиатрических учреждений. государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Судебно-психиатрические экспертные комиссии. ^ Учреждения, производящие судебно-психиатрические исследования. Уголовный и гражданский процессуальные кодексы как основа проведения судебно-психиатрической экспертизы. Закон Российской Федерации “О порядке оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании”. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психиатра. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, заключение судебно-психиатрической экспертизы. Виды судебно-психиатрической экспертизы. Основные вопросы решаемые судебно-психиатрической экспертизой. Оценка судебно-психиатрической экспертизы следователем и судом. ^ Значение и роль судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе. Понятие вменяемости и невменяемости. Медицинский (психиатрический) и юридический (психологический) критерии невменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, их участие в следственных действиях. Судебно-психиатрическое освидетельствование свидетелей и потерпевших. ^ Меры медицинского характера, назначаемые судом. Особое судопроизводство по назначению и прекращению принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера, амбулаторное и стационарное принудительное лечение. Основания для их назначения. Организация проведения принудительного лечения. ^ Показания свидетелей и потерпевших как процессуальное доказательство. Основания назначения судебно-психиатрической экспертизы в отношении свидетелей и потерпевших. Основные причины и симптоматика психических расстройств свидетелей, потерпевших. Порядок производства судебно-психиатрической экспертизы в отношении свидетелей и потерпевших. Круг вопросов, ставящихся на разрешение экспертов. Особенности производства судебно-психиатрической экспертизы в отношении свидетелей и потерпевших по отдельным категориям уголовных дел. Основания назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы в отношении осужденных. Вопросы, выясняемые в рамках производства экспертизы в отношении осужденных. Особенности психиатрических расстройств лиц, отбывающих наказание. ^ Понятие и общие закономерности динамики психических расстройств. Методы обследования и методики оценки психически больных. Симптоматология психических расстройств. Общие принципы лечения психически больных. Принципы организации и правовой основы оказания психиатрической помощи. Виды психиатрической помощи. Классификация психических расстройств. Органические психические расстройства. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Аффективные расстройства. Невротические расстройства. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых. Умственная отсталость. Нарушения психологического развития. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. ^ Понятие исключительных состояний. Клинические проявления исключительных состояний. Патологический аффект. Сумеречные состояния. Патологические просоночные состояния. Реакция «короткого замыкания». Диагностика исключительных состояний. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, совершивших общественноопасные деяния в исключительном состоянии. ^ Понятие симуляции. Аггравация. Диссимуляция. Истинная симуляция, симуляция на патологической почве. Три стадии симуляции: предварительная, при совершении противоправного действия, после преступления. Наиболее часто симулируемые симптомы и синдромы. Судебно-психиатрическое распознавание симуляций. Оценка симуляций психических заболеваний по материалам дела. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ^ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
^ :
^ :
^ Для очной формы обучения
^
^ Для очной формы обучения Тема 1 Понятие и задачи судебной психиатрии Время занятий: 2часа Вопросы для обсуждения
Тема 2 Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы Время занятий: 4часа Вопросы для обсуждения
Тема 3 Теоретические аспекты проблемы невменяемости Время занятий: 2часа Вопросы для обсуждения
Тема 4 Теоретические аспекты проблемы невменяемости Время занятий: 2часа Вопросы для обсуждения
Тема 5 Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших. ОСУЖДЕННЫХ Время занятий: 4 часа Вопросы для обсуждения
Тема 6 Общие положения о психических заболеваниях Время занятий: 4часа Вопросы для обсуждения
Тема 7 Исключительные состояния Время занятий: 4часа Вопросы для обсуждения
Тема 8 Симуляция психических расстройств Время занятий: 2часа Вопросы для обсуждения
^ Темы семинарских занятий для заочной формы обучения и для заочной формы обучения, для лиц обучающихся по сокращенной программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ^ Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Судебная психиатрия» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет право пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекций студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента, закрепление изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературы, рекомендованной преподавателем. Семинары могут проводиться в виде устных опросов, письменных опросов, учебных конференций, заслушивания докладов и сообщений. Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Судебная психиатрия» является самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна носить творческий планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. С графиком консультаций преподавателя можно ознакомиться на кафедре. ^ На электронных носителях: 1. СПС Консультант + 2. СПС Гарант Основная литература:
Дополнительная литература:
^ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГОПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - место судебной психиатрии в целом и ее отдельных институтов в системе общей психиатрии и медицины, а также правовых отраслей знаний; - структуру современной судебной психиатрии; - определение и содержание институтов судебной психиатрии и их признаки; - формы (виды) и структурные элементы данных институтов; ^ : - методиками судебно-психиатрических исследований в целях юридической практики; ^ Промежуточный контроль по дисциплине «Судебная психиатрия» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов. В соответствии с учебным планом СКГИ итоговая аттестация по дисциплине «Судебная психиатрия» проводится в форме зачета (8 семестр) ^
|