Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения





Скачать 2.97 Mb.
Название Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения
страница 1/15
Дата 01.04.2013
Размер 2.97 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15






По благословению Преосвященнейшего Михаила,
епископа Курганского и Шадринского


Д. А. Авдеев
В ПОМОЩЬ
СТРАЖДУЩЕЙ ДУШЕ.
Опыт врачебного
душепопечения.
Русскiй Хронографъ
2001
Москва










  • ^ ПСИХИАТРИЯ И ДУХОВНОСТЬ

  • ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

    •   Краткая классификация и особенности психических расстройств

    •       Некоторые симптомы психических расстройств

    •       Краткое описание некоторых психических заболеваний

    •       Депрессия и ее «маски»

    •       Акцентуации

    •       Психопатия

    •   Что кроется за симптомами болезни?

    •   Душевный недуг — Господом возложенный крест

    •   Психические нарушения как вид бесоодержимости

    •   Из духовных бесед святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

    •   Болезни души — сокровенная тайна

  • ^ ПАСТЫРСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

    •   Для справки

  • О ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ

    •   Памятка для родственников психически больных (психозы)

    •   Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22)

  • ^ ДУХОВНАЯ ПРИРОДА НЕРВНОСТИ

    •   Краткий конспект учения о страстях по святому Иоанну Кассиану

    •   Страсти

    •   Неврозы

    •   Факты вопиют

    •   Основные формы неврозов

    •       Неврастения

    •       Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз)

    •       Истерия

    •       Невротическая депрессия

    •       Особенности детских неврозов

  • ^ ОБЯЗАННОСТИ СЕМЕЙСТВЕННЫЕ

  • О ЛЮБВИ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ. СЕМЬЯ, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    •   Не дайте себя купить! Слово к подросткам

  • ПСИХОСОМАТИКА

  • ^ ОЧЕРКИ ВРАЧЕБНОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

    •   По поводу заикания

    •   Вы чуточку больны

    •   Опасная «инфекция»

    •   Когда душа «трясется»

    •   Инволюционная меланхолия. К вопросу о психологии старения

    •   Если ребенок плохо спит

    •   Синдром тревоги

    •   Памятный случай

    •   Чудесное возвращение жизни

    •   Девство и «комплекс»

  • ^ ВРАЧЕВАНИЕ ДУШИ: ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ

    •   На нервной почве

    •   О нравственности в современной психотерапии

    •   О психологии, утратившей душу

    •   Православная психология (краткий конспект)

    •   Психотерапия: православный подход

    •       Основные принципы православной психотерапии

  • ^ ПИСЬМА КОЛЛЕГ

    •   Комментарий священника-психолога

  • ПРИМЕРЫ ГУБИТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

    •   Медитация и йога

    •   Психоанализ Фрейда

    •   Гипноз

    •       Оптинские старцы о гипнозе

    •       Влияние гипноза на детей

    •       Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)

    •   Трансовые состояния

    •   О кодировании

    •   Нейролингвистическое программирование (НЛП)

    •   Деятельность экстрасенсов

    •   Приемы психологического воздействия, осуществляемые в сектах

    •   «Яблоко от яблони недалеко падает»

  • ^ КАК ПОМОЧЬ СТРАЖДУЩЕЙ ДУШЕ

    •   Духовная врачебница

  • СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И МИРЕ ДУШЕВНОМ

    •   По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)
          Слово утешения к скорбящим инокам

  • ^ ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ

    •   Оздоровительные советы и рекомендации

    •   Как избавиться от курения?

  • ^ ПРАВОСЛАВНОЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ

  • О ГРЕХЕ ПЬЯНСТВА

    •   С точки зрения врача

    •   Женский алкоголизм

    •   Подростковый алкоголизм

    •   Алкогольная эмбриопатия

    •   Истоки «алкогольной» личности

    •   Как помочь страждущим недугом пьянства

    •   Псевдолечение

    •   По милости Божией многие люди исцеляются от недуга пьянства

    •   Спросите с себя

    •   Берегите душевный мир

    •   Пособие против страсти пьянства (по творениям святителя Тихона Задонского)

    •   Десять горьких гроздов пьянства (Из соч. святителя Димитрия Ростовского)

    •   Письмо игумена Никона (Воробьева) к пьющему спиртное

    •   Письмо матери

    •   Исцелила Пресвятая Богородица (из книги «Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»)

    •   Семь нечистых духов

  • ^ О НАРКОМАНИИ И НАРКОМАНАХ

    •   Определение

    •   Зависимость

    •   Куда же уходят корни наркомании?

    •   Во время врачебного приема

    •   На приеме семья

    •   Типичные грехи, ошибки и заблуждения, возникающие в ходе реабилитации

    •   Из переписки с читателями

    •   О помощи Божией раскаявшимся наркоманам

    •   Небесное заступничество

    •   Он вновь сказал: «Мама». Пример благодатной помощи святого праведного Иоанна Русского

  • ^ В ПОМОЩЬ ПРАВОСЛАВНОМУ ВРАЧУ И ПСИХОЛОГУ

  • О ГРЕХЕ КУРЕНИЯ

    •   Святые отцы о курении

    •   Из истории распространения греха

    •   О вреде курения для здоровья

    •   Душеполезное чтение

  • ^ НЕ УЧАСТВУЙТЕ В ДЕЛАХ ТЬМЫ

  • О ДУХОВНОМ И ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ

  • ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    •   Святые отцы о болезнях и болеющих

    •   О страданиях младенцев

    •   О служении больным

    •   По творениям святителя Феофана Затворника

    •   Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного

    •   Святые отцы о борьбе с гневом и печалью

    •   Душеполезное чтение

    •       Исцеление Н. А. Мотовилова преподобным Серафимом Саровским

    •       Из беседы преподобного Серафима Саровского с иноком









^ ПСИХИАТРИЯ И ДУХОВНОСТЬ

Психиатрия... Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека. То, что выделяет нас над всем животным миром, что создано по образу и подобию Божиему. Понятие болезни в психиатрии было и остается неотделимо от мировоззрения врачей и ученых, от самых разнообразных социальных, общественных и политических факторов и условий.

Я помню случай, когда еще в начале моей врачебной работы мне пришлось для выступления на конференции ворошить кипу историй болезни. Меня интересовали лишь некоторые данные относительно пола, возраста и диагноза пациентов, находившихся на стационарном лечении в психиатрической клинике. И вот как-то непроизвольно я вчитался в одну из них. Речь шла о молодом человеке, которого направили на обследование доктора из военкомата, не на шутку обеспокоившиеся психическим состоянием 18-летнего паренька. Факты, которые заставили врачей насторожиться, были таковы: бросил институт, уехал в деревню послушником к священнику, строго соблюдает посты и ритуалы. В истории болезни в качестве возможных симптомов фигурировала вера в Бога и загробную жизнь, в бессмертие человеческой души. Мне стало страшно за этого парня, за врачей, старательно описавших «сумасшествие», за судьбы других людей... Позже я ближе познакомился с этим милым и добрым юношей, твердо решившим стать православным священником, если будет на то Божия воля. Я обрадовался тому, что Александру (так его звали) удалось избежать неприятностей и он начал готовиться к вступительным экзаменам в Духовную семинарию. Саше помогли перемены в стране, а сколько было таких как он, пострадавших за веру Христову, осмеянных, преследуемых, но счастливых и не сломленных, потому что пострадали за Христа.

Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. В обителях с христианской любовью облегчали их страдания. Больной был не лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи. Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви.

На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению Стоглавого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

«Великий князь Владимир в своем Уставе (996 г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) — людьми церковными, подвластными епископу. В представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих, заботой о вдовах, стариках, сиротах. Святой князь Владимир, крестившись, строил церкви и больницы, устраивал десятину, которая шла на содержание богаделен, странноприимных домов, больниц, и, как свидетельствуют летописи, велел разыскивать по городу больных и доставлять им на дом пропитание.

Устав князя Владимира, опиравшийся на правила и законы Православной греческой Церкви, стал основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до 18 века» (К. В. Зорин).

Процесс отделения психиатрии от Церкви начался примерно с конца XVIII века. Примечательно, что в это же время началась секуляризация культуры в России. Художник, как пишет доцент Московской Духовной Академии М. М. Дунаев, стал сознавать себя как бы самостоятельным творцом, но он уже не мог черпать энергию для творческого акта в глубинах соборного сознания и становился слабым копиистом заимствованных форм.

Такие же метаморфозы произошли и с психиатрией и психиатрами. Психиатрия предпочла стать более «объективной», а ученые и практики — опереться только на факты, данные клинических и лабораторных наблюдений. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональный ответ и поставить точки над «i».

Вот что об этом пишет известный православный писатель Сергей Нилус в книге «Великое в малом»: «Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее — значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества? В жизни аристократизма мысли, в котором они узурпировали себе первое место, им дела нет до погибающего в созданных ими заблуждениях человечества, — сохранено было бы за ними их первенство, их руководящее влияние над легкомысленной толпой.

Внезапную болезнь здорового организма они умеют объяснить заразным началом, находящимся вне организма и извне в него проникающим, но микроба духовной заразы, — открытого давно и известного врачам духовным, великим молитвенникам Церкви, единственным духовным врачевателям мятущейся человеческой души, — не дано открыть вновь современным лжецелителям. Закрыты отступничеством и неверием их духовные очи — и «видя не видят, и слыша не разумеют».

Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое.

Человек стал восприниматься винтиком большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, как душа, внутренний мир, личность, опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок времени длиною в 60—70 лет — единственное богатство человека, и, соответственно, карьера, деньги, власть становились критериями благополучия.

От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбы миллионов людей.

Обстановка в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию «обновленческих взглядов». В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные Таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии.

Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: «Проявления религиозной жизни — психическая болезнь»; Рейн: «Религиозные идеи — это навязчивости». Для Фрейда религия была массовым безумием.

Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к тридцатым-сороковым годам в среде психиатров, да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это, к примеру, профессор-психиатр Д. Е. Мелихов, хирурги С. С. Юдин и ныне прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), академик-офтальмолог В. П. Филатов и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.

В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя св. мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года.

В психотерапевтической энциклопедии, вышедшей в свет в 1999 году, помещена солидного объема статья под названием «Православная психотерапия».

В 1996 году начал свою деятельность Душепопечительский центр во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Опубликован ряд книг, брошюр и статей, освещающих проблемы духовности в психиатрии, психотерапии, психологии.

Словом, работа в этом важном направлении началась, но многое еще предстоит сделать.

Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым.

* * *

Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.

По словам преп. Никодима Святогорца, «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве — здоровье, норма человеческого бытия.

По утверждению святителя Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога.

«Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку» (Православный Катехизис).

Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.

Духовный подход, а для меня это православный подход к больному человеку, не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.












^ ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД


Краткая классификация и особенности психических расстройств

Как классифицируются психические заболевания? Принципиально в психиатрии выделяют два уровня патологических изменений. К первому уровню (или группе) относятся психотические состояния. Это обширная группа заболеваний, имеющих непсихогенное (непсихологическое) происхождение и связанных с рядом генетических, обменных и иных нарушений. Среди основных заболеваний этой группы выделяются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы. Болезни могут протекать непрерывно или приступообразно, вяло или ярко, тяжело или умеренно тяжело.

Типичные симптомы психозов: бред, галлюцинации, поведенческие нарушения (чаще при шизофрении); расстройства эмоциональной сферы в виде мании или депрессии (при маниакально-депрессивном психозе) и т. д. Со временем может измениться весь психический «облик» человека.

Другая группа патологических заболеваний включает в себя разнообразные невротические, неврозоподобные расстройства. Отличительной чертой этих заболеваний является связь их возникновения со стрессами, психотравмирующими обстоятельствами, дефектами воспитания, социальными условиями.

В отличие от психозов, в случае непсихотических расстройств, составляющих так называемую «малую» психиатрию, больные относятся к своему психическому состоянию критически, пытаются бороться с постигшим их недугом.

Психические болезни протекают во многом отлично от соматической (телесной) патологии. Одной из особенностей психических болезней является как бы отсутствие у них видимого повреждающего фактора. Сколько-нибудь существенные анатомические изменения отсутствуют в мозге при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Неврозы также не проявляют себя видимыми дефектами со стороны центральной нервной системы. При эпилептических и старческих психозах болезненные изменения в головном мозге скорее предшествуют клинике психических расстройств, нежели порождаются ими.

^ Некоторые симптомы психических расстройств

Расстройства мышления:

разорванность — нарушение логической связи в речи;

бессвязность — речь больного представляет собой набор слов, отсутствуют логическая и грамматическая речевые связи;

обстоятельность — «грузное» мышление; характерны излишняя детализация, застревание на малозначимых деталях, неумение выделить главное;

резонерство — «бесплодное мудрствование», обычно сочетается с многословностью и подменяет собой размышления и ответы по существу;

замедленное мышление — субъективно ощущается трудностью осмысления ситуации, бедностью и однообразием представлений, характеризуется уменьшением числа ассоциаций;

ускоренное мышление — явление противоположное замедленному мышлению, апогей ускоренного мышления представляет собой «скачку идей»;

ментизм — патологический «наплыв мыслей»; в голове буквально поток разнообразных ассоциаций, при этом речь больного по темпу не изменяется;

шперрунг — остановка, внезапная «закупорка» мысли;

бредовые идеи — ложные умозаключения, не имеющие под собой реальных оснований и не поддающиеся логическому разубеждению; часто встречаются в клинике шизофрении; различают множество разновидностей бреда: бред преследования, воздействия, величия, отношения, отравления, ущерба, ревности и др.;

навязчивые идеи — непроизвольно и труднопреодолимо возникающие страхи, сомнения, опасения, действия, представления, которые осознаются больным как болезненные и чуждые; больные сохраняют к ним критическое отношение, пытаются бороться с ними; данный вид расстройства мышления преимущественно встречается при неврозе навязчивых состояний, но может наблюдаться и при других психических заболеваниях;

сверхценные идеи — идеи, первоначальное возникновение которых обусловлено реальной ситуацией или событием, но впоследствии болезненно гипертрофированные; критическое отношение к ним утрачивается; как правило они сопровождаются чувством тревоги, внутреннего напряжения.

Расстройства восприятия:

иллюзии — ошибочное восприятие реально существующих предметов или явлений; наиболее часто возникают на фоне эмоционального напряжения, чувства страха (например: половая тряпка может показаться незнакомым животным и т. п.);

галлюцинации — форма психического нарушения, при которой восприятие возникает без реального раздражителя; человек видит, слышит или ощущает то, чего не воспринимают окружающие; галлюцинации наблюдаются при шизофрении, органическом поражении головного мозга, при алкоголизме, наркомании;

сенестопатии — разнообразные тягостные, болезненные ощущения в разных частях тела, во внутренних органах; эта болезненность не проявляет себя видимыми соматоневрологическими дефектами, инструментальные исследования также не обнаруживают «очага» повреждения;

деперсонализация — расстройство самосознания, субъективное чувство измененности своих психических и физических свойств;

дереализация — болезненно-неадекватное восприятие окружающей действительности, предметов, явлений.

Расстройства эмоций:

депрессия — сниженный фон настроения, сопровождающийся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего; нередко присутствует бессонница; упорная депрессия может приводить к суицидальным мыслям и даже действиям; депрессия диагностируется в клинике многих психопатологических состояний; если депрессивное состояние продолжается более 2-3 недель, имеет суточные (утром — хуже, вечером — лучше) и сезонные (весна, осень — ухудшение) колебания, то в этом случае нужна врачебная помощь;

мания — болезненно повышенное настроение, сопровождающееся двигательным и речевым возбуждением; мания характерна для маниакального состояния в рамках маниакально-депрессивного психоза;

дисфория — злобно-гневливое настроение; часто дисфория обнаруживается у больных эпилепсией;

апатия — эмоциональная опустошенность, безразличие к происходящему, к себе;

аутизм — патологическая замкнутость.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Сегодня перед человечеством стоят вопросы о духе, духовности, душе. Душа человека загадочное и великое

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Доступны следующие риски и программы: Санкт-Петербург Базовая программа: Стандартная: Амбулаторная

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Как грамотно оказать первую медицинскую помощь себе и другим
Опыт показывает, что в нашей жизни все чаще происходят катастрофы, несчастные случаи, возникают непредвиденные...
Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Д. А. Авдеев Православная психиатрия

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Врачебного участка

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Владимир Борисович Авдеев Расология Владимир Борисович Авдеев расология

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Д. А. Авдеев Православие о болезнях и болеющих

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Для врачебного осмотра

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Д. А. Авдеев Духовная сущность психических расстройств

Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения icon Кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы