УТВЕРЖДЕНЫ
Протокол заседания кафедры
от 2012 г. № _
Зав. кафедрой
Л.И. Станиславчик
Перечень вопросов к зачету
по дисциплине «Медицинская и специальная психология»
для студентов 5 курса педагогического факультета
заочной формы получения образования,
специальности «Практическая психология»
(10 семестр, 2011 / 2012 уч. год)
Цель и задачи специальной психологии.
Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии.
Классификация атипий развития.
Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
Общие и специфические закономерности аномального развития.
Психологическая структура дефекта.
Организация психодиагностического изучения детей с отклонениями в психофизическом развитии.
Психологические характеристики детей при общих неврозах.
Виды неврозов.
Психокоррекционная работа с детьми, страдающими неврозами.
Психологическая характеристика различных акцентуаций характера.
Психологическая характеристика психопатии.
Виды психопатии.
Методы психологической интервенции при психопатии.
Нарушения поведения.
Сексуальные девиации и дисфункции.
Умственная отсталость. Факторы, влияющие на возникновение умственной отсалости.
Олигофрения. Деменция. Степени олигофрении по МКБ-10.
Психологическая характеристика ребенка с умственной отсталостью.
Задержка психического развития, классификация по К.С. Лебединской.
Стратегия работы психолога с детьми с ЗПР.
Дислалия. Ринолалия.
Дизартрия. Заикание.
Алалия. Афазия.
Дислексия. Дисграфия.
Тифлопсихология. Степени нарушения функции зрительного анализатора по Г. Морозовой.
Психологическая характеристика детей с нарушением зрения, направления психологической интервенции.
Сурдопсихология. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей Р.М. Боскис.
Психологическая характеристика детей с нарушением слуха, направления психологической интервенции.
Детский церебральный паралич. Формы ДЦП.
Психологические особенности детей с ДЦП с сохранным интеллектом.
Синдром раннего детского аутизма. Триада нарушений при РДА.
Психологическая классификация РДА.
Характеристика детей с ранним детским аутизмом, направления психологической интервенции.
Алкоголизм. Возрастные клинические особенности болезни у детей.
Наркомания и токсикомания. Формы наркоманий и токсикоманий.
Влияние наркоманий и токсикоманий на психику и общее состояние детского организма. Психокоррекционная работа.
Психокоррекционная работа с детьми с особенностями в психофизическом развитии.
Виды отношения семьи к ребенку с ОПФР. Стратегия психологической работы с семьей.
Система функционирования специальных учебных учреждений в РБ.
Составитель
преподаватель кафедры: И.Б. Радионова
Основная литература
Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006. — 384 с.
Бурлачук, Л. Ф. Психотерапия. Психологические модели / Л. Ф. Бурлачук. — СПб. : Питер, 2009. — 448 с.
Детская психиатрия / под ред. Э. Г. Эйдемиллера — СПб. : Питер, 2005. — 1120 с.
Диагностика аномального развития ребенка / сост. : Ю.В. Башкирова, И.Б. Радионова. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 91 с.
Дорошкевич, М. П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков / М. П. Дорошкевич, В. В. Калюжный. — Минск : Беларусь, 2004. — 203 с.
Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии / Д. Д. Еникеева. — Д.: Сталкер, 1997. — 432 с.
Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - М.: Академия, 1999. - 208 с.
Игумнов, С. А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы / С. А Игумнов. — Минск : ИП Колас, 2004. — 76 с.
Карсон, Р. Анормальная психология / Р. Карсон , Дж. Батчер, С. Минека. — СПб. : Питер, 2004. — 1167 с.
Кирпиченко А. А. Основы медицинской психологии / А. А. Кирпиченко, Б. Б. Ладик, А. А. Пашков. — Минск : Выш. шк., 2001. — 144 с.
Кирпиченко, А. А. Психиатрия / А. А. Кирпиченко. — Минск : Выш. шк., 1989. — 381 с.
Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб. : Питер, 2002. — 1312 с.
Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007 — 959 с.
Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш. шк., 2009. — 336 с.
Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. — Минск : ООО ФУАинформ, 2003. — 312 с.
Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия /
В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. — Минск : Выш. шк., 2003. — 464 с.
Лурия А. Л. Основы нейропсихологии / А. Л. Лурия — М. : Академия, 2002. — 384 с.
Медицинская психология / под ред. Ф. М. Гайдука. — Минск : Выш. шк., 2001. — 125 с.
Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. — СПб. : Питер, 2008. — 288 с.
Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф — СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2005. — 351 с.
Психология здоровья / под ред.
Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. — 607 с.
Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я. Л. Коломинского. — СПб. : Речь, 2007. — 240 с.
Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Речь, 2006. — 480 с.
Психопатология детского возраста / под ред. А. Ю. Егорова. — СПб. : Дидактика Плюс ; Москва : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 367 с.
Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007. — 672 с.
Психофизиология / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб. : Питер, 2007. — 463 с.
Селезнёв А. А. Аутомониторинг здоровья, или оздоровление через обучение / А. А. Селезнёв — Барановичи : БарГУ, 2005. — 66 с.
Селезнёв, А. А. Нейропсихология : учеб.-метод. пособие для управляемой самост. работы / А. А. Селезнёв. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 80 с.
Селезнёв, А. А. Психология здоровья : учеб.-метод. пособие / А. А. Селезнёв; под ред. Я. Л. Коломинского. — Барановичи : БарГУ, 2006. — 132 с.
Селезнёв, А. А. Психология здоровья : учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / под ред. Я. Л. Коломинского. — Барановичи, 2007. — 303 с.
Селезнёв, А. А. Системный анализ данных : учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов / А. А. Селезнёв. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 116 с.
Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. — СПб. : Питер, 2008. — 400 с.
Франкл, В. Е. Теория и терапия неврозов / В. Е. Франкл. — СПб.: Речь, 2001. — 234 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с.
Фролова, Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья / Ю. Г. Фролова. — Минск, 2003, — 172 с.
Фурманов, И. А. Основы групповой психотерапии / И. А. Фурманов. — Минск: Гессен, 2004. — 256 с.
Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская — СПб. : Питер, 2007. — 496 с.
Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — Л. : Медицина, 1989. — 192 с.
Юнг, К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К. Г. Юнг. — Минск : ООО Харвест, 2003. — 384 с.
Ялом, И. Групповая психотерапия : теория и практика / И. Ялом. — СПб. : Питер, 2009. — 683 с.
2. Дополнительная литература
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей /А.Адлер — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 214 с.
Аксючиц, И. В. Психологические проблемы наркозависимости: монография / И. А. Аксючиц. — Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А. С. Пушкина», 2004. — 127 с.
Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. — М. : REFL-book, 1994. — 314 с.
Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг — М. : Мир, 1997. — 368 с.
Берн, Э. Групповое лечение / Э. Берн. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. — 352 с.
Берн, Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. — 272 с.
Васильева, О. С Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов — М.: Академия, 2001. — 352 с.
Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2001. – 352 с.
Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 368 с.
Декер-Фойгт Г. Введение в музыкотерапию / Г. Декер-Фойгт. — СПб. : Питер, 2003. — 208 с.
Дубровина, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровина, Д. А. Фербер, М. М. Безруких. — М. : Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
Здоровый образ жизни: Экспресс-оценка / Авт.-сост. Т. В. Харевич. — Мн.: РИПО, 2003. — 48 с.
Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2005. — 412 с.
Ковалев, С. В. Исцеление с помощью НЛП. Нейролингвистическое программирование психосоматических исцелений / С. В. Ковалев. — М.: КСП, 2001. — 571 с.
Когнитивная психотерапия расстройств личности / под ред. А. Бека, А. Фридена. — СПб. : Питер, 2002 — 544 с.
Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
Кушнер, Н. В. Нервные и психические болезни в художественных образах : пособие для учащихся медицинских училищ / Н. В. Кушнер. — Минск : Экоперспектива, 2001. — 132 с.
Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2005. — 992 с.
Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2005. — 992 с.
Остер, Д. Рисунок в психотерапии / Д. Остер, П. Гаунд. — М.: Информационный центр психологической культуры, 2001. — 184 с.
Психологическая практика: проблемы и перспективы / под ред. Г. М. Кучинского. — Минск : ЕГУ, 2002. — 220 с.
Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. — СПб. : Питер, 2003. — 718 с.
Психотехника парадокса: практическое руководство по использованию парадоксов в психотерапии / Р. Джеральд, Л. Л’ Аббат. — М. : Маркетинг, 2002. — 278 с.
Роджерс, К. Р. Искусство консультирования и терапии / К. Р. Роджерс. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2002. — 976 с.
Розин, В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека / В. М. Розин. — М. : Эдиториал УРСС, 2001. — 224 с.
|