|
Скачать 104.5 Kb.
|
Суицидальное поведение как кризис адаптации. Е.И.Терещук, доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, к.м.н., доцент Данная статья посвящена обсуждению психосоциальных аспектов суицидального поведения: рассматриваются формы и типы суицидального поведения и их глубина. В данной статье автор рассматривает суицидальное поведение в концепциях классического, современного психоанализа и аналитической психологии К.Г.Юнга; В статье описаны особенности психотерапевтического взаимодействия с суицидентами в аналитической психотерапии; основные принципы и правила психотерапевтического взаимодействия. ^ В заключении автор суммирует возможные оптимальные способы оказания помощи суициденту в аналитической психотерапии. Данная статья посвящена обсуждению психосоциальных аспектов суицидального поведения, они не менее важны и актуальны, как и медицинские аспекты суицидального поведения. ^ называются любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. Перечисленный ряд понятий представляет шкалу их глубины или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Итак, внутренние формы суицидального поведения можно довольно условно подразделить по степени их тяжести:
Зигмунд Фрейд трактовал суицид как следствие нарушения психосексуального развития личности [4]. Уже к 1910 году Фрейд знал и писал о самоубийстве довольно много. Согласно теории З. Фрейда, нами движут потребности и влечения - сексуальные импульсы, идущие из подсознания (то есть мы мотивированы непрерывным поиском удовлетворения этих потребностей). З.Фрейд выделил ряд важных психологических и клинических особенностей у лиц с суицидальным поведением и обратил внимание на следующие аспекты проблемы:
К.Г. Юнгу же эта концепция казалась слишком ограниченной. Он считал, что мы стремимся адаптироваться к окружающему миру, к среде, в которой живем, и поиски сексуального удовлетворения являются только одним из аспектов нашей возможности к адаптации.Жизнь – это продукт биологической системы, включающей в себя и психологический инструмент, созданный для адаптации и сохранения. Известно, что развитие психотических состояний служит признаком дезадаптации индивида, невроза - свидетельствуют о конфликтной или болезненной адаптации. Все это указывает, что запущены жизнесберегающие механизмы [5].Наша психика обычно устанавливает защиту с помощью регрессивных процессов, таких как невротические, психотические симптомы, суицидальное, аддиктивное поведение и т.п. Пациенты неизменно используют свое физическое и психическое страдание, чтобы выразить глубинные переживания. Суицидальное поведение может быть попыткой в восстановлении «смысла» из «бессмысленности» и попыткой восстановить связи с душой.^
Для таких людей характерно, что в обычной жизни они всё время режутся острыми предметами, ножами, ножницами. В этом проявляется их бессознательный страх слияния. Антифузионарные суицидальные тенденции обычно встречаются у людей с пограничными нарушениями, находящимися на уровне Borderline. Порой лишь через самоубийство индивид может сепарироваться от значимых близких. Примером может быть история жизни и смерть главной героини художественного фильма «Черный лебедь»: молодая женщина лишь через суицид смогла сепарироваться от своей психотической матери.
Такой тип суицидальных тенденций обычно характерен для людей с нарциссической структурой личности. Яркий пример – судьба и смерть на дуэли-самоубийстве М.Ю. Лермонтова.
Подобные суицидальные тенденции характерны для людей с истероидной структурой личности.
В последнем случае помощь в осуществлении самоубийства иногда оказывает врач. Примером может быть самоубийство З.Фрейда. Известно, что тяжело больной раком Зигмунд Фрейд в возрасте 83 лет попросил своего лечащего врача Макса Шура помочь ему избавиться от страданий и навсегда заснул, когда Макс Шур сделал ему укол. Этическая допустимость эвтаназии широко обсуждается в обществе[2]. Таким образом, суицидальный потенциал связан не только с депрессивной реакцией, но и с другими личностными факторами, которые иногда сочетаются с депрессией. Немецкий психоаналитик Х. Штирлин (Stierlin H., 1980) различает два типа самоубийств [2]:
Юнгианский психоаналитик Дж.Хиллман, рассматривает суицид как коллективную проблему. Он отмечает: «Самоубийство - коллективная тенденция социального тела с его собственным существованием, проявляющим себя в определенном количестве ежегодных потерь. При наличии некоторых условий индивид становится суицидальным и затем предпринимает попытку самоубийства…Любой человек становится суицидальным, когда бы он не оказался в этих особых социальных условиях…Так как индивид опутан суицидальными тенденциями группы, из-за которых и происходит самоубийство, сам поступок как таковой не может считаться моральным или аморальным. В нем нет места для личного выбора. ^ » [7]. В этом ключе суицидальное поведение в детском возрасте мы в большинстве случаев, вероятно, можем рассматривать как бессознательное «впитывание» ребенком суицидальности кого-то из родителей в семье [6]. Согласно юнгианским концепциям, суицид может воплощать «смерть Эго для спасения Самости». При воздействии травмы на развивающуюся психику ребенка происходит диссоциация или фрагментация психики на разные «кусочки» [3]. К.Г. Юнг называл их отщепленными частями психики или комплексами. Наиболее типичной картиной является регрессия одной части Эго к инфантильному периоду и, одновременно, прогрессия другой части Эго, т. е. слишком быстрое взросление, которое приводит к преждевременному становлению способности к адаптации во внешнем мире,— часто в качестве «ложного Я» (по Винникотту). Сновидения участвуют в процессе исцеления, продуцируя символы аффектов и тех фрагментов личностного переживания травмы, которые иначе не могут быть представлены в сознании. Обычно сны выполняют эту работу тогда, когда некому выслушать пострадавшего (если индивид не в психотерапии). Прогрессировавшая часть личности представлена в сновидениях образами могущественных добродетелей или злобных существ, которые защищают или преследуют, а иногда удерживают в пределах какого-то замкнутого пространства другую, уязвимую часть. Регрессировавшая часть личности обычно представлена в сновидениях в образах уязвимых, юных, невинных (часто женского рода) созданий: ребенка или животного, которые, как правило, прячутся, страдают или испытывают стыд. Порой эта часть бывает представлена в образе домашнего животного (котенка, щенка или птицы). Каким бы ни было конкретное воплощение этого «невинного», напоминающего целостное «Я», именно эта часть репрезентирует ядро неразрушимого личностного духа — того, что древние египтяне называли «душа Ба», алхимики — «крылатым живительным духом процесса трансформации», то есть Гермесом/Меркурием. Этот дух является сущностью индивидуальности. Это неразрушимое ядро личности Винникотт обозначил как «Истинное Я», а К.Г.Юнг назвал Самостью [3]. ^ . Когда другие защитные механизмы не справляются со своей задачей, архаические защиты делают все возможное для того, чтобы защитить Самость, вплоть до убийства той личности, в которой заключен этот дух (или самоубийства) [3]. Итак, в чем же могут быть особенности психотерапевтического взаимодействия с суицидентами. Подобные пациенты отличаются:
Тем не менее, большинство суицидентов обладают способностью к аналитической психотерапии [8]. ^
Для психотерапевта это полезная информация для определения стратегии и тактики терапевтического вмешательства, для пациента - более объективный взгляд на вещи и некоторое облегчение. Действительно, эти пациенты чувствуют некоторое облегчение, когда могут с кем-то поделиться своими смертоносными фантазиями[6]. Необходимы:
На бессознательном уровне бегство в смерть часто равнозначно:
Кроме того,
Задача психотерапевта научить пациента различать импульсы к действию и фантазию [1]. ^ укрепление защитных механизмов Эго, обновление чувств надежды, любви и доверия. Таким образом, в психотерапии пациентов с суицидальном поведением всегда необходимо учитывать психосоциальные факторы, и то, что суицидальной поведение может быть кризисом или даже способом адаптации пациента к сложившимся социальным условиям жизни. Если поддерживать интенсивное общение и пытаться при этом понять людей с суицидными идеями, то многих из них можно уберечь от самоубийства. ЛИТЕРАТУРА
|