|
Скачать 316.11 Kb.
|
Психологическая помощь при суицидальных тенденциях ОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Этапы суицидального процесса Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов. 1. Этап суицидальных тенденций. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и о нежелании жить. На этом этапе психологом осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение. Работа ведется в русле кризисной интервенции. ^ Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т. п.) не было доведено до конца. Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему. Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека. На этапе суицидальных действий психологом осуществляется процедура суицидальной интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. ^ состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервнопсихического расстройства. Это — самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными. ^ Он продолжается от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе психологом осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения. Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению. Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток. Общие черты суицида (модель Э. Шнейдмана) ^ Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Суицид является ответом на вопросы «Как из этого выбраться», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания. Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен. ^ . Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий. ^ Если прекращение сознания — это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает. Если снизить интенсивность страданий, даже незначительно, то человек сделает выбор в пользу жизни. ^ . Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации. Если удовлетворить фрустрированные потребности, то суицид не возникнет. ^ При работе с человеком, находящимся в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями, нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо не эффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения. Целью вмешательства становится снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение. Основным принципом терапии является следующий: чтобы уменьшить интенсивность суицидальных тенденций, следует снизить эмоциональное напряжение. ^ Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает помощи, причем оба эти действия являются ИСТИННЫМИ И непритворными. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения (и даже планировать его) через вмешательство других. ^ Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельного». Варианты выбора поведения, обычно доступные Сознанию человека, резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое, почти волшебное, разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания и боли; все или ничего. Системы поддержки личности, близкие люди, значимые знакомые не помещаются в рамки «туннельного» сознания. Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суицидента. Важно противодействовать суждению мыслей суицидента и увеличить варианты выбора, -тем самым устраняя суицидальный вариант. ^ Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относятся уход из дома, из семьи, дезертирство из армии. Суицид является предельным, окончательным бегством. Суицид можно предотвратить, закрывая выходы - например, отбирая у человека пистолет, — или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни. ^ Практически в каждом случае люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Однако эти сообщения не расцениваются окружающими людьми как сигнал бедствия. ^ Личностные стили суицидентов: Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний. Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидной и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду. Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение. Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации; эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью. Зависимый: беспомощность, безнадежность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки. Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений — к жизни и смерти. Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимое последствие; отрицание снижает контроль над волевыми убеждениями, что усугубляет риск. ^ : убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина. Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психологической ситуации. Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний. Заброшенный: переживание пустоты вокруг себя, грусти и глубокой скорби. Творческий: восприятие самоубийства как нового или привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации. Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей 1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. 2. Предпочтение траурной или скорбной музыки. 3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. 4. Разговоры об отсутствии ценности жизни. 5. Фантазии на тему о своей смерти. 6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.). 7. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше». 8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания. 9. Приобретение средств для совершения суицида. 10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. 11 Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность. 12. Написание прощальных писем. 13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми. 14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания. 15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. 16. Проявление признаков депрессии. Признаки депрессии пониженное настроение, глубокая печаль;
Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения — ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это! ^ Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Факторы суицидального риска:
^ Для детей характерны повышенная впечатлительность и способность ярко чувствовать и переживать, внушаемость, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков. ^ 1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность. З. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания, нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»). ^ , которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых. Признаки депрессии у детей: • потеря свойственной детям энергии; • внешние проявления печали; • нарушения сна; • ухудшение успеваемости; • снижение интереса к общению со сверстниками; • изменение аппетита или веса; • страх неудачи; • чувство неполноценности; • чувство «заслуженной отвергнутости»; • низкая фрустрационная толерантность; • чрезмерная самокритичность; • агрессивное поведение; • соматические жалобы. Признаки депрессии у подростков: • печальное настроение; • чувство скуки; • чувство усталости; • нарушения сна; • соматические жалобы; • неусидчивость, беспокойство; • фиксация внимания на мелочах; • чрезвычайная эмоциональность; • замкнутость; • рассеянность внимания; • агрессивное поведение; • демонстративное непослушание; • склонность к бунту; • злоупотребление алкоголем или наркотиками; • плохая успеваемость; • прогулы в школе. ^
^
^ консультирование суицидального клиента 1. Исключить у себя панику и другие осложняющие реакции. 2. Вежливо и открыто принять абонента как личность. З. Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени. 4. Полностью исключить проявление своих отрицательных реакций. 5. Учитывать, что нотации, уговаривания, логические доводы о нецелесообразности самоубийства не только не эффективны, но и вредны. Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает, и консультант — тоже. 6. Консультант обязан помнить, что он не Бог, и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Мы говорим ДА жизни клиента, но должны быть готовы к тому, что он все-таки скажет своей жизни НЕТ. 7. Консультант обязан подробно, в письменной форме (Кочюнас, 1999) документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы. 8. Консультант не может нести ответственность за то, что говорит и делает клиент вне времени и пространства консультирования (В. Меннингер, 1991). Ответственность за собственные действия несет сам клиент. Роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь клиента от самоубийства и помочь ему найти, вместе с ним, другие способы разрешения проблемы. Однако выбор способа разрешения проблемы принадлежит клиенту. 9. Необходимо быть готовым к тому, что консультант будет вовлечен, возможно на длительное время, в психотерапевтическую работу со своим клиентом. 10. Если ваш клиент выбрал самоубийство и вы узнали об этом, помните:
^ Суицидальная интервенция, по существу, является превентивной мерой, хотя ее применяют на этапе текущего суицида. Текущий суицид — это предпринимаемые суицидентом конкретные действия для реализации идеи самоубийства. Опыт показывает, что часто, находясь на этом этапе, человек обращается за помощью, в последней надежде быть услышанным. Или он неосознанно «кричит» о помощи, делая свои подготовительные действия заметными для окружающих. В таком случае к консультанту может обратиться за помощью третье лицо. Суициды третьего лица При этих обращениях: 1) Большое значение придается принятию чувств лица, обратившегося по поводу суицидальных действий другого человека и прояснению ситуации. Обратившегося следует уверить, что если кто-то признался ему в суицидальных намерениях, об этом можно говорить открыто. 2) Обратившегося снабжают информацией о различных сторонах самоубийства и сведениями о том, каким образом в данной ситуации может быть спасена жизнь. Ему предоставляются также координаты, телефоны скорой помощи, службы спасения и милиции. З) По просьбе обратившегося консультант может сам позвонить в эти службы, если обратившийся сообщает адрес суицидента или место его нахождения. 4) Обратившемуся объясняют возможные реакции и необходимое отношение к происходящему 5) Следует помнить, что за обсуждаемой фабулой может скрываться сам суицидент, «прощупывающий почву» и ведущий беседу от имени третьего лица перед тем, как открыться. Цель и задачи суицидальной интервенции Цель - предотвратить суицид и помочь разрешить психотравмирующую ситуацию. Задачи: 1. Помощь в преодолении психотравматирующей ситуации. 2. Коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. После суицидальной интервенции: необходима комплексная программа для обретения и тренинга новых для клиента навыков адаптации путем очного консультирования и занятий в психотерапевтической группе. Принципы суицидальной интервенции 1. Анонимность (при желании клиента). 2. Конфиденциальность. З. Доступность - клиент должен иметь возможность получить психологическую помощь в любое время. 4. Соблюдение последовательности этапов суицидальной интервенции. Переход к очередному этапу помощи без завершения предыдущего фактически означает предъявление клиенту чрезмерных для него требований, что может актуализировать суицидальные тенденции. ^ 1. Помощь в овладении ситуацией. 2. Коррекция суицидогенных установок. При необходимости и желании клиента после прохождения стадий суицидальной интервенции дальнейшая работа ведется в русле консультирования принятия решения или (и) проработки проявившихся проблем, лежащих в основе суицидального поведения. 1-я стадия. Помощь в овладении ситуацией. Этапы первой беседы: ^ В первой беседе не следует касаться базового конфликта и неадаптивных моделей клиента, приведших к суицидальным реакциям. Консультирование должно быть направленно на уменьшение тревоги и безнадежности. 1. Установление отношений. На этом этапе используется активное эмпатическое выслушивание. С помощью поддержки, доброжелательности, принятия и открытых вопросов, побуждающих высказываться о своих переживаниях, клиенту дают понять, что его готовы сочувственно выслушать. Клиент стимулируется к откровенному разговору о его боли и обстоятельствах, которые ее вызвали. 2. Структурирование ситуации. Продолжая вентилировать чувства клиента, консультант с помощью вопросов восстанавливает последовательную картину обстоятельств, приведших к острым эмоциональным реакциям. З. Включение в контекст жизненного пути. Проясняя последовательность ситуации, консультант время от времени обращает внимание клиента на взаимосвязь теперешнего его состояния и предшествующих событий. Тем самым консультант подготавливает почву (но не торопит клиента и тем более не навязывает свое понимание) для осознания клиентом другой взаимосвязи: изменяя внешние и внутренние источники острого кризиса, клиент может изменить и свое состояние. 4. Преодоление исключительности ситуации. Используя высказывания клиента, консультант тактично обращает внимание клиента на то, что аналогичные ситуации встречаются в жизни довольно часто и большинство людей справляются с ними. При этом необходимо подчеркнуть, что, конечно, это очень болезненные переживания, и преодоление ситуации требует терпения и времени. Эти замечания необходимы, чтобы у клиента не возникло ощущения обесценивания его переживаний. 5. Снятие остроты ситуации. К этому времени клиент, возможно, уже несколько раз говорил о своих суицидальных намерениях или по-другому выражал свое нежелание жить. В таком случае важно мягко объяснить клиенту, что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе лучше отложить, так как сначала необходимо все обдумать и выяснить возможные альтернативные пути разрешения его ситуации. На этом этапе уместно прояснить целеполагание самоубийства, то есть выяснить, от чего именно собирается уйти клиент и, таким образом, чего хочет избежать, что именно он хочет разрешить таким путем. Внимание! Если консультант думает, что на месте клиента он тоже выбрал бы самоубийство - это говорит о скрытой предрасположенности консультанта к суицидальным реакциям, и ему в ближайшее время необходимо обратиться к супервизору и к психотерапевту! 6. Антисуицидальный контракт. Консультант договаривается с клиентом, что тот откажется от принятия решения о суициде до тех пор, пока не будут обсуждены все возможные обстоятельства и выработаны все возможные альтернативные шаги для изменения состояния клиента. Даже если клиент не выражает открыто суицидальных намерений, но из его повествования и ответов на вопросы консультанта проявляются факторы риска и действия, свидетельствующие о суицидальных намерениях, консультант должен выяснить вероятность самоубийства, задавая клиенту косвенные вопросы. Прямо спрашивать «Не намереваетесь ли вы совершить самоубийство?» неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает клиента к отрицанию. Эффективна тактика постепенного рас- спроса. 7. Формулировка ситуации Во многих случаях, сообщив всю значимую информацию, клиент испытывает трудности в ее осмысливании в интеллектуальном овладении событиями. В этом случае консультант должен высказать точку формулирования ситуации. Данный прием редко используется при других ситуациях, где желательно, чтобы клиент сам формулировал свои проблемы. Однако при острых кризисах и суицидальных реакциях формулировка ситуации консультантом помогает клиенту реалистически принять происходящее. Кроме того, это создает у клиента представление, что какой бы трудной ни была его проблема, она может быть понята другими людьми и консультант ее понимает. Тем самым у клиента уменьшаются переживания одиночества и беспомощности 8. Планирование действий В первой беседе клиент не всегда готов к непосредственному разрешению ситуации, вызвавшей суицидальные реакции. Однако нельзя прерывать контакт без отговаривания того, что именно будет делать клиент, чтобы облегчить свое состояние и как будет проводить время в период до следующей беседы. Необходимо детальное отговаривание действий клиента, иногда буквально на каждый час до следующего контакта. Это необходимо для фиксирования внимания клиента на реальных жизненных действиях и структурирует время клиента, что очень важно в период его психической дезорганизации. 9. Завершение беседы. Завершая беседу, консультант • сообщает клиенту, что им необходимо закончить беседу через 10-15 минут; • напоминает клиенту их антисуицидальный контракт; • повторяет формулировку ситуации и • план жизни клиента в период между беседами; • устанавливает время следующей беседы; • выражает надежду, что их беседа состоится, и напоминает, что он ждет контакта с клиентом. Это очень действенный способ предотвратить возможные суицидальные реакции, так как оставляет клиента с уверенностью, что ему хотят оказывать помощь, что он не одинок. ^ Первая стадия суицидальной интервенции не всегда укладывается в одну беседу. Иногда она может состоять из двух-трех бесед. В каждой из этих бесед основное внимание уделяется: • вентиляции чувств и • активной психологической поддержке. Кроме того, консультант использует терапию успехами и достижениями, обращая внимание клиента на его успехи, удачи, опыт преодоления жизненных трудностей. Данный прием является элементом косвенной суггестии и помогает клиенту повернуться лицом к позитивным сторонам жизни и самого себя. Однако необходимо помнить, что на описываемой стадии клиент еще не готов к коррекции нереалистических установок, так как необходимая для коррекции конфронтация может снизить самооценку и актуализировать суицидальные переживания. 2-я стадия. Поственция. Коррекция суицидальных установок. Поственция — это работа по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших суицидентов (то есть сделавших попытку суицида, но не умерших) и у их окружения. Задачи поственции: • облегчение процесса приспособления к реальности у переживших свою аутоагрессию; • оценка и идентификация факторов риска повторного суицида; • уменьшение степени заразительности суицидального поведения. Стратегии поственции: • кризисная интервенция; • психологическое консультирование; • групповая психотерапия; • образовательная стратегия для осознавания реальной значимости саморазрушающего поведения; Прежде чем приступать к коррекции, важно настроить клиента на принятие следующих конструктивных моментов: 1) тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им, — это состояние временное и непременно улучшится; 2) другие люди в аналогичных ситуациях чувствовали себя так же тяжело, но потом их состояние нормализовалось; З) уход из жизни станет тяжелой травмой для близких клиента; 4) каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, по решение этого важного вопроса лучше отложить прежде необходимо обдумать возможность альтернативных решений. В коррекции суицидальных установок необходимо выделить несколько основных моментов: 1. Наиболее распространенная установка, подталкивающая человека к суициду, состоит в том, что та или иная ценность (например, эмоциональная привязанность партнера, статус жены (мужа), обладание тем или иным качеством и т. п.) обладает большей значимостью, чем собственная жизнь, и утрата данной ценности несовместима с жизнью. В таких случаях необходимо провести «девальваш1iо» утраченной ценности (например, разрушенных эмоциональных отношений), а также повышение значимости сохраненных ценностей. Это требует не только рационального анализа — нужно стимулировать воображение обратившегося к перспективам будущего. Такая стимуляция воображения требует умения рисовать словами», не рассказывать, а «показывать» будущее. 2. Часто лица с суицидальными установками пользуются угрозой смерти и действительным самоубийством для того, чтобы определенным образом повлиять на значимых людей, чтобы изменить их отношение к себе, добиться их переживания, жалости, раскаяния, уважения по отношению к ним. Для предотвращения самоубийств консультанту нужно понять, что именно хочет сообщить значимому другому данный клиент своей попыткой уйти из жизни, и совместно с ним разработать иной способ донести до близкого человека это сообщение. 3. Часто суициденты обнаруживают представления о всесильности самоубийства, исключительной силе его влияния. Например, иногда предполагается, что тогда его (суицидента) никогда не забудут или что это покажет силу чувств суицидента, или что это повлияет на какие-то поступки или судьбу других людей и пр. Необходимо привести веские аргументы в пользу того, что в большинстве случаев самоубийство не имеет такого влияния на окружающих. 4. Суицид, предпринимаемый как месть, как наказание предполагает нереалистичное убеждение, что те, кому будет мстить клиент, будут вечно страдать и раскаиваться, а он насладится их раскаянием. Особенно часто эта мотивация встречается среди подростков. В данном случае необходимо девальвировать значение факта смерти для «наказуемых» и подчеркнуть необратимость смерти. Обычно такая месть имеет скрытый смысл подчеркнуть свою значимость в жизни других людей. Поэтому работа по выработке альтернативного решения может вестись в направлении конструктивных путей повышения значимости, и в первую очередь значимости для клиента собственной жизни и судьбы и возможности будущего счастья и успехов. 5. Очень важно помнить, что каким бы «типичным» ни казался каждый конкретный случай суицидальных реакций, на самом деле он совершенно уникален, так как каждый человек является носителем неповторимо уникального «набора» установок, истории жизни, воспитания, системы ценностей и т. п. Именно поэтому в каждом конкретном случае аргументация «к жизни» строится только с учетом этих индивидуальных особенностей. То, что эффективно и полезно для одного клиента, может навредить другому или усугубить его положение. 6. Суицидальная интервенция заканчивается, когда клиент окончательно отказывается от суицидальных намерений и перестает заниматься разработкой планов для их осуществления. В таком случае консультирование ведется в русле принятия решений. Иногда клиент самостоятельно приходит к определенным решениям и сам планирует свои действия, отказываясь от дальнейшей помощи консультанта. Но в большинстве случаев суицидальным клиентам необходима поддерживающая терапия в течение 2—З месяцев после суицидальной интервенции. 7. Хорошим продолжением после суицидальной интервенции и работы по принятию новых жизненных решений является направление клиента в терапевтические группы, группы личностного роста и т. п., в которых клиент может проработать внутриличностные конфликты, приведшие к суицидальным установкам, и получить навыки адаптации к изменениям, навык нового самоопределения в социуме и т. п. При направлении клиента в группу, необходимо подчеркнуть возможность и желательность обращений к данному консультанту. Это исключает у клиента ощущения отверженности. При направлении в группу следует учитывать, что не каждый человек находит для себя возможным открываться среди других людей. Для таких клиентов наилучшим будет продолжение индивидуальной работы с консультантом го проработке личностных проблем. ^ Консультанту в работе с уцелевшими после суицида и близкими совершившего самоубийство необходимо: • быть понимающим и заботливым; • давать возможность неоднократно обращаться к обсуждению печальных событий; • подчеркивать, что переживания являются естественными; • информировать о системах поддержки личности, например, о группах самопомощи, терапевтических Группах и группах личностного роста. Несколько важных НЕ: • не принимайте просьбы; • не давайте неисполнимые обещания; • не читайте морали типа «Как вы могли?! У вас же есть еще дети!» и т. п. • не избегайте разговора о подробностях неудавшегося самоубийства, если клиент хочет поговорить об этом; • не навязывайте разговоров, к которым клиент еще не готов; • не старайтесь обесценить важность причины самоубийства — не причина не важна, а данный путь разрешения проблемы непригоден; • не пытайтесь гасить сильные негативные эмоции; вместо этого направьте их в конструктивное русло. ^ Психологам учреждения образования и МОУ ЦПМСС проводить занятия с педагогами по проблемам и особенностям подросткового возраста, влияющим на общий эмоциональный фон и провоцирующим суицидальные настроения. 1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др. 2. Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся. З. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период — не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. 4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стресоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т. д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех — с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ. 5. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) — жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др. 6. В школах разместить плакаты с адресами помощи и надежды: — наркологическая служба (телефон, адрес); — Центр медицинской профилактики (телефон, адрес); — Центр Службы практической психологии (телефон, адрес). Э.И. Штейнгер ^ (примерный вариант проведения классного часа) Рекомендуется проводить в конце марта — начале апреля в 9 классах. 1. Мотивации учащихся для разговора. 9 класс — окончание средней школы. Для кого-то на этом школьная жизнь завершается и начинается новый этап в жизни. Для тех, кто решает идти в старшую школу, это тоже совершенно новый этап, И там и там, по сути, идет выбор профессионального пути. В стенах ли школы, других ли учебных заведениях будут новые коллективы, новые требования, новые радо и новые трудности. Поэтому именно сейчас уместен и нужен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах. 2. Использование техники «Жизненная прямая». Учащимся предлагают нарисовать линию и представить это — символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня», далее следует обсудить, ли события были радостными. Резюме: в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но… (привести примеры, когда терпение побеждало). З. Групповое обсуждение темы «Жизненный успех». … Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился рубашке». ^ Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или результат усилий самого человека? Во время обсуждения необходимо внимательно слушать, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также «успешных» людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. (Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Феодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др.) Как они сумели добиться своего успеха наперекор судьбе? Примеры: фильм «Жизнь прекрасна», судьба Виктора Франкла и его книга «Человек в поисках смысла» или др. Рассказ-притча Л. Пантелеева о лягушках: одна утонула в сметане, а другая, барахтаясь и пытаясь выбраться, сбила масло и выпрыгнула. Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть. ^ Для дополнительной стимуляции дует заметить, что человек, который не видит трудностей, еще маленький — незрелый и невзрослый. Можно вместо устного обсуждения темы предложить написать «трудности» анонимно на листочках и сдать учителю. Далее последовательно обсудить ситуации из записок. Предложить всем учащимся написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни. (Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты в семье с родителями, в школе с учителями, позор, разборки и др.) Обсуждение следует провести по каждой предложенной ситуации. При обсуждении любой ситуации и способов се разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь - это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть. 5. Заключение В заключение должна быть сформулирована мысль, что любые трудности и кризисы в нашей жизни неслучайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее. |
![]() |
Суицидальное поведение при семейно-сексуальных дисгармониях. 14. 01. 06 психиатрия (медицинские науки) |
![]() |
«Суицидальное поведение подростков» |
![]() |
Локализация высших психических функций Понятия первого класса,7 Основные понятия,8 Психологическая система,9 Узкий локализационализм,10... |
![]() |
Аутоагрессия, депрессия и суицидальное поведение |
![]() |
Суицидальное поведение как кризис адаптации |
![]() |
Суицидальное поведение подростков Самоубийство (суицид) |
![]() |
Виды суицидального поведения Демонстративное суицидальное поведение |
![]() |
Человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно... |
![]() |
Суицидальное поведение молодежи в возрасте 18-25 лет в отечественной социологии |
![]() |
Суицидальное поведение как форма девиантного поведения военнослужащих |