Содержание
1. Описание высокой технологии обучения.Модуль «Приложение к учебнику «Онкология» состоит из нескольких учебных пособий. В учебном пособии «Практикум» 2. Новизна технологии обучения, авторский вклад. Авторский вклад 3. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии обучения в других предметных областях. 4. Степень внедрения технологии обучения /Результаты внутренней оценки эффективности технологии обучения 5. Распространение технологии обучения (патенты, публикации, мастер-классы и т.д.). 6. Общественное признание технологии обучения. |
Заявка на участие в конкурсе «Лучший преподаватель медицинского вуза. Золотые кадры медицины» (организатор – Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» направляет настоящую заявку для участия в конкурсе «Лучший преподаватель медицинского вуза. Золотые кадры медицины». Номинация – «За внедрение высоких технологий в образовательный процесс» Соискатель – профессор кафедры хирургии и онкологии с курсами онкологии и патологической анатомии ИПО, доктор медицинских наук Рахматуллина Ирина Робинзоновна. Родилась 08 марта 1970 года, окончила лечебный факультет Башкирского государственного медицинского института в 1993 году. Работает на кафедре онкологии БГМУ с сентября 1999 года ассистентом, в октябре 2001 г. избрана по конкурсу на должность доцента, в июне 2006 г. – на должность профессора. С 2001 года является заведующей учебной частью. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оптимизация методов реадаптации иммунной системы при химиотерапии рака яичников», в 2004 году – докторскую диссертацию на тему: «Медико-социальные и организационные аспекты управления рисками запущенности при злокачественных новообразованиях органов репродуктивной системы у женщин (по материалам Республики Башкортостан)». ^ Рахматуллина И.Р. является разработчиком высоких технологий образовательного процесса, реализованных в учебно-методическом комплексе e-learning «ONCOLOGY» для системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального медицинского образования Российской Федерации, как составляющей «Электронного медицинского образования» (рис. 1). Учебно-методический комплекс издан лабораторией медицинской информатики кафедры онкологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета под ред. Ш.Х.Ганцева (Уфа, 2003), рекомендован Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника и учебных пособий для студентов медицинских вузов. ![]() Рис. 1. Интерфейс электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «Оncology») В работе реализована научная концепция электронного обучения в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей, а также послевузовского профессионального медицинского образования. Результатом работы явилось создание электронного обучающе - контролирующего комплекса, в полной мере использующего возможности современных информационных технологий для повышения качества образовательного процесса. Обоснование необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс новых высоких технологий определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний по причине появления новых данных, в особенности, в сфере высшего медицинского образования. Научная и практическая новизна работы состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. Представляемый нами на конкурс в номинации «За внедрение высоких технологий в образовательный процесс» электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») состоит из 1) модуля электронного учебника «Онкология» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, адаптированного к традиционным системам обучения, и 2) модуля приложений к учебнику для системы послевузовского и дополнительного профессионального медицинского образования. Приложениями являются электронные формы: 1) практикума по онкологии; 2) атласа; 3) тренажера; 4) тестов; 5)пособия для врачей общей практики. Создано новое поколение интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения. Концептуальные основы комплекса e-learning «ONCOLOGY» представлены на рис. 2. ![]() Рис. 2. Структура электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «Оncology»). Приводим описание модулей электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «Оncology»). М ![]() Рис. 3. Структура электронного учебника «Онкология» Раздел «Помощь» содержит информацию, объясняющую, как пользоваться гипертекстовыми документами. Предназначен для всех пользователей модуля. Раздел «Общая онкология» содержит информацию по темам:
Раздел «Частная онкология» включает следующие основные темы:
Раздел учебника «Элективный курс» содержит следующие темы:
«Глоссарий» отражает значение 1200 терминов, используемых в онкологической практике. Текстовый материал электронного учебника «Онкология» изложен на 1001 странице. «Фотоальбом» иллюстрирует основные формы злокачественных новообразований, методы лечения онкологических больных. «Литература» включает основные научные издания, рекомендуемые обучающимся и преподавателям. ^ В учебном пособии «Атлас» по 15 темам представлен иллюстративный материал в виде 1120 схем, рисунков, фотографий, основная часть из которых выполнена авторами. Рисунки в «Атласе» объединены в следующие темы: 1. Онкология России; 2. Методы диагностики и принципы лечения злокачественных новообразований; 3. Рак кожи, меланома; 4. Опухоли головы и шеи; 5. Рак молочной железы; 6. Рак пищевода; 7. Рак желудка; 8. Рак легкого; 9. Рак печени и рак поджелудочной железы; 10. Рак толстой кишки; 11. Болезнь Ходжкина; 12. Саркомы костей и мягких тканей; 13. Опухоли центральной нервной системы; 14. Онкоурология; 15. Онкогинекология. Учебное пособие «Онкология для врача общей практики» раскрывает вопросы диагностики, лечения, профилактики злокачественных новообразований, осуществляемых врачами общей практики. Конечной целью эффективного преподавания онкологии является увеличение выживаемости онкологических больных за счет повышения выявляемости ранних форм онкологических заболеваний, улучшения качества лечебной помощи, тщательности динамического наблюдения. Изменения, которые происходят в организации специализированной медицинской помощи в Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №633 от 2005 года «Об организации медицинской помощи») неизбежно влекут за собой и преобразования в системе подготовки специалистов. В свете вышеназванного приказа предполагается, что диагностика, лечение, наблюдение, диспансеризация онкологических больных должна проводиться врачам терапевтами, хирургами, освоение онкологии семейными врачами. Учебное пособие «Онкология для врача общей практики» позволяет решать новые задачи по совершенствованию подготовки студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с учетом сложившейся ситуации в медицине. Раздел включает в себя следующие составляющие:
Информация в учебном пособии «Онкология для врача общей практики» изложена на 235 страницах электронного текста. ^ нашли отражение основные технологии обследования больных злокачественными новообразованиями, методы диагностики и лечения на амбулаторном и стационарном этапах. Подробно изложены методы лекарственной терапии и лучевого лечения онкологических больных. «Практикум» содержит 349 страниц электронного текста и состоит из следующих разделов (рис. 4). ![]() Рис. 4. Структура учебного пособия «Практикум» Для отработки в интерактивном режиме практических навыков разработано учебное пособие «Тренажер». На примере рака молочной железы тренажер позволяет студенту установить диагноз, назначить план обследования и лечения, выполнить хирургическую операцию и определить дальнейшие перспективы лечения. При неправильных ответах на вопросы студент прекращает испытания. В контролирующей части комплекса – учебном пособии «Тесты» задания размещены в авторской компьютерной программе, предусматривающей три режима тестирования: режим обучения - правильный ответ на вопрос виден на мониторе сразу, режим проверки - после ответа на вопрос можно тут же узнать правильный ответ, и режим экзамена, когда пользователь проходит весь тест и только по его окончании узнает процент правильных ответов. Процент правильных ответов устанавливается преподавателем. Тесты имеют разную степень сложности и назначения - входящие, репетиционные, экзаменационные, итоговые. В смысловом содержании задания содержится способ выполнения; эталон (вариант ответа) или дистракторы (неправильные ответы). Тесты отвечают требованиям надежности, валидности и объективности. В тестах обеспечивается устойчивость последовательных результатов тестирования одного и того же испытуемого тестами одного и того же уровня. Задаваемые тестами пробы точно соответствуют смыслу и содержанию выявляемого признака, т.е. речь идет о доброкачественности показаний. Достоинством разработанных электронных тестовых заданий является то, что наилучшим образом обеспечивается объективность тестов, так как функции субъекта контроля (преподавателя) сводятся к автоматизированной выдаче результатов тестирования пользователю. При разработке комплекса использовались следующие информационные технологии:
Интерфейс комплекса реализован в виде трехпанельного макета, в левой части которого расположена панель, обеспечивающая удобную навигацию по материалам учебника. Все модули комплекса выполнены в единой цветовой гамме, что облегчает работу пользователя. Этапы разработки обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» с указанием вспомогательного программного обеспечения представлены на рис. 5: ![]() Рис. 5. Этапы разработки обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «Оncology») с перечнем использованного программного обеспечения Оборудование, использованное при разработке комплекса: современный персональный компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая фотокамера. ^ Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») – первый подобного рода комплекс в Российской Федерации, в котором реализована концепция электронного образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования). Актуальность электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний по причине появления новых данных, в особенности, в сфере высшего медицинского образования. В комплексе e-learning «ONCOLOGY» реализованы новые принципы и методы обучения, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Научная и практическая новизна электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. Создано новое поколение интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения. ^ Настоящим подтверждаем, что профессор Рахматуллина Ирина Робинзоновна являлась главным разработчиком электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY»), принимала участие при теоретическом обсуждении и подготовке рукописей для публикации полученных результатов. Личный вклад соискателя в работу является значительным. Соавторы работы: Доктор медицинских наук, профессор Ганцев Ш.Х. Доктор медицинских наук, профессор Липатов О.Н. Доктор медицинских наук, профессор Ханов А.М. ^ Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») позволяет обеспечить непрерывность высшего профессионального образования в рамках Всемирной Федерации медицинского образования, предназначено для обеспечения единого образовательного пространства, академической мобильности обучающихся, обеспечения развития инновационности высших профессиональных образовательных учреждений. Внедрение его в рамках программ Национальных проектов «Образование», «Здоровье» на территории Российской Федерации позволяет повысить качество подготовки специалистов в высших профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению. Применение контролирующих и тренинговых программ комплекса согласно принципам Международной Федерации медицинского образования, повышает качество и эффективность образовательного процесса. ^ Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») получил признание на уровне решений Проблемной учебно-методической комиссии Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Министерства здравоохранения и социального развития по онкологии в 2005 и 2006 гг., внедрен на территории Российской Федерации – в ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет РОСЗДРАВА», ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет РОСЗДРАВА», ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия РОСЗДРАВА», ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия РОСЗДРАВА», ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия РОСЗДРАВА», ГОУ ДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования РОСЗДРАВА». ^
^ В 2009 году Российская академия естествознания удостоила электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» Национальным сертификатом качества №00116 от 13.05.2009 за «Лучший информационный проект – 2009». Рахматуллина И.Р. является лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники за работу: «Научно-технические основы информатизации высшего профессионального (медицинского) образования в Республике Башкортостан» (2009г.). Ректор ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН В.М.Тимербулатов |
![]() |
Вопросы для теоретической части экзамена по клинической иммунологии для студентов 4 курса медико-биологического Внутриутробный период развития иммунной системы. Особенности строения и функционирования иммунной... |
![]() |
«Фототерапия паркинсонизма». В 2010 году защитила докторскую диссертацию на тему «Хроническая мигрень: |
![]() |
Современные аспекты онкологии и возможности применения продуктов витамакс при злокачественных новообразованиях |
![]() |
Роль иммунной системы в патогенезе рака молочной железы при комбинированном лечении 14. 03. 03 патологическая |
![]() |
Формирование системы профилактики острых химических отравлений у детей: медико-социальные аспекты |
![]() |
Состояние репродуктивной системы женщин на фоне противоэпилептической терапии |
![]() |
Медико-социальные аспекты травматизма и пути совершенствования системы оказания медицинской помощи |
![]() |
Гаврилова елена Давидовна Антиген-индуцированные реакции иммунной системы при формировании памяти |
![]() |
Реестр заявок, поданных на конкурс областных грантов в сфере научной и научно-технической деятельности Становление топографии ряда органов иммунной системы человека в раннем плодном периоде онтогенеза |
![]() |
Хроническая обструктивная болезнь легких в ассоциации с сопутствующими болезнями системы кровообращения, |