|
Скачать 118.17 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Семинар – практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Люди рождены ради жизни» Разработала: Пустовалова Галина Григорьевна социальный педагог г. Чайковский 2012 Оглавление Аннотация _____________________________________________________стр.3 Глава 1. Проблемный анализ______________________________________стр.4 Глава 2. Вводная часть____________________________________________стр.8 2.1 Статистика, причины возникновения суицидальных намерений______ стр.8 2.2 Телефон Доверия______________________________________________стр.9 2.3 Понятия______________________________________________________стр.10 Глава 3. Деятельностный режим____________________________________стр.11 3.1 Разбор ситуаций_______________________________________________стр.11 3.2 Работа с таблицами___________________________________________стр.12 Глава 4.Заключение______________________________________________стр.13 4.1 Афоризмы, синквейн__________________________________________стр.14 5. Список использованных источников______________________________стр.15 Аннотация В последнее время участились случаи ухода из жизни среди несовершеннолетних. Отвлечь подростка от тягостных мыслей, помочь ему организовать досуг, поднять самооценку — это все должно противостоять добровольному уходу из жизни, а ранние проявления такого настроя должен увидеть в первую очередь педагог школы. Педагогический коллектив школы не обучен и не знает, как вести профилактику по предупреждению суицидальных попыток. Поэтому возникла необходимость провести семинар – практикум по обучению педагогов 5 – 9 классов приёмам, методам, формам профилактической деятельности среди несовершеннолетних для предотвращения данной проблемы. ^ «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно – значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя, самоубийств. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Нужно обратить внимание на подростков с заниженной самооценкой, на ребят, страдающих от своей малозначимости и низкой популярности в среде сверстников. Поэтому огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов школы, ведь большую часть времени дети проводят именно в школе. Педагогам необходимо усилить воспитательную работу в рамках внеурочной деятельности для формирования активной позиции подростков, выработки самоуважения, самовосприятия несовершеннолетних себя как личности. Уметь помочь подросткам в проблемных ситуациях, сопровождать наиболее сложные случаи, находить актуальные выходы совместно с подростком и семьёй для дальнейшей успешной социализации в обществе. В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития учащихся. Таким образом, духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования и является сложным, многоплановым процессом. Контингент: классные руководители 5 – 9 классов. Требования к месту проведения семинара: кабинет, столы, стулья Оборудование: компьютер, проектор, экран; наборы фломастеров, ручек по числу участников; бумага формата А; Материалы: памятки, буклеты, диагностический материал, инструкции к упражнениям. ^ 1,5 часа Цель:
Задачи:
Предполагаемый результат:
Форма проведения - организационно - деятельностный режим (ОДР) Глава 2. Вводная часть 2.1 Статистика, причины возникновения суицидальных намерений Ведущий Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей и нашего общества в целом. В последнее время вопросы, касающиеся добровольного ухода из жизни, довольно широко освещаются средствами массовой информации и поэтому становятся темой подростковых дискуссий как формального, так и неформального характера. Статистика – наука относительно точная, по ее данным количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%, отмечается 1 суицид на 100 попыток. Но даже и этот единственный случай не может быть оставлен без внимания, ведь за ним горе родных, трагедия близких, друзей, педагогов. Начиная с 2003 года в нашей стране идёт увеличение количества самоубийств среди несовершеннолетних. С 1990 по 2011 год было зарегистрировано около 830 тысяч самоубийств: каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей. 70% суицидов совершают психически здоровые дети. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% случаев суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения. Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. ^ суток ребенок мог получить психологическую поддержку в сложившейся ситуации, и была создана служба по оказанию экстренной помощи – «Телефон Доверия». В сентябре 2010 года начал работу круглосуточный единый всероссийский телефон Доверия для детей, подростков и их родителей. Отныне любой ребенок, находящийся в сложной ситуации, может позвонить по бесплатному номеру 8-800-2000-122 и получить необходимую психологическую помощь. В Перми находится служба экстренной психологической помощи «Телефон Доверия для подростков и молодёжи» - 0-66. Целью Телефона Доверия является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепления психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения, в том числе детей, подростков и молодёжи. Ведущий Ответьте, пожалуйста, в каких случаях дети обращаются к Телефону Доверия? ^ : (Дети не умеют решать конфликтные ситуации, проблемы отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов…) Ведущий Хорошо, если в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, учителя , друзья, которые поймут и поддержат. Но в любом правиле бывают исключения. И когда ребенок не находит выхода, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально. Сегодня мы хотели бы поговорить об одном из таких вариантов поведения : «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия выхода из проблемы». Как Вы поняли, речь пойдет о детском и подростковом суициде. 2.3. Понятия С понятием суицид связаны следующие понятия: ^ суицидальное поведение, суицидальная попытка (Приложение I) Ведущий А что можно понимать под этими словами? «Имеет ли эта проблема отношение к нашим детям?». С этой целью мы провели анкетирование 5-9 классов нашей школы. Эти анкеты позволяют определить, насколько ученик умеет справляться с жизненными трудностями и неприятностями и сохраняет ли он при этом душевное равновесие. (Приложение II) Давайте вместе рассмотрим полученные результаты. - Как вы считаете, каким образом мы, как педагоги, должны отреагировать на эту информацию? ^ (Внимательнее относиться к настроению и самочувствию детей, призывать родителей к взаимопониманию с детьми, вселять у детей уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, - осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками) Ведущий Вы правы. Это ежедневная кропотливая работа. Но чтобы знать, как ее осуществлять, необходимо:
Это и станет задачами нашего семинара . Глава 3. Работа в группах ^ А сейчас мы с вами разберем ситуации и будем искать выход с положительным результатом. (Приложение III). Прошу разобраться на группы. Каждой группе дается 5 минут–7 минут на разбор ситуаций ^ Ведущий На основании вышесказанного следует, что всегда можно найти выход из различных ситуаций, нужно только вовремя «увидеть и услышать ребенка». А причин ухода из жизни детей много.
Мы уверены, что теперь вы более профессионально будете вести себя с детьми в сложных ситуациях и всегда можете обратиться в службы сопровождения школы или в центры к психологу. 3.2 Работа с таблицами Ведущий: Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков не должна быть только экстренной сиюминутной помощью. Давайте подумаем, какие профилактические мероприятия с детьми, родителями и педагогическим коллективом были бы востребованы в нашей школе в следующем учебном году. В группах в течение 5 - 7 минут вы можете предложить свои варианты мероприятий ( Приложение IV) Группы работают с таблицей: ^
Обсуждение таблиц. Глава 4. Заключение ^ А вот что говорят великие люди о смысле и ценности жизни (Приложение V) Марк Львовский написал хорошее стихотворение, которое называется «Достучаться до каждого сердца» Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог полюбить! И какой-то проспавший мальчишка Опоздает на первый урок, И проказница в прошлом девчонка Пригласит на последний звонок! И пройдут еще многие годы, И по-разному может сложиться судьба, И исчезнут и боль, и невзгоды, Прекратится повсюду вражда! А пока будут будни учебы, И ответы звучат у доски, Без насилия мир и без злобы, И подаренных роз лепестки! Синквейн Предлагаю сочинить синквейн на тему «Люди рождены ради жизни» Правила синквейна: 1 строка – одно слово существительное 2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему 3 строка – глагол, описывающий действие по теме 4 строка – афоризм 5 строка – слово – ассоциация. Выводы по семинару: Наш семинар мы посвятили сохранению эмоционального благополучия среди обучающихся, определили свои дальнейшие действия по профилактике суицидального поведения . Эта тема особенно актуальна в преддверии окончания учебного года и экзаменационной поры. И в заключение я даю вам памятки по профилактике авитальной активности среди несовершеннолетних, которые вам помогут в работе. (Приложение VI) Глава 5. Список использованных источников 1. Азаров, Ю. Как преодолеть суицид [Текст]: / Ю. Азаров // 2004. [Текст] – №2. 2. Василец, О. Если ребенок не хочет жить [Текст]: / О. Василец, Я. Обухов // Народное образование. – 1998. – №9. 3. Захарчук, В.А. Суицид [Текст]: / В.А. Захарчук // Классный руководитель. – 1999. – №5. 4. Киселев, А.Ф. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [Текст]: / А.Ф. Киселев // ОБЖ. – 2004. – №7. 5. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст]: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Мурзабаева, С. Профилактика суицида среди несовершеннолетних [Текст]: / С. Мурзабаева, Р. Р. Хидиятуллина // Учитель Башкортостана. – 2002. – №12. 7. Проблема суицида в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. 8. Психология. Словарь [Текст]: / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. |