|
Скачать 76.88 Kb.
|
Семинар – практикум для воспитателей«Профилактика нарушений осанкиу детей дошкольного возраста»инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР – детский сад № 20 «Аленький цветочек» г.Саратова Филиппова Татьяна Борисовна Дата проведения: 2 февраля 2011 г. Цель:
^ Цель: Закрепление педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста. Хорошая осанка – что это такое? Когда она закладывается? Как формируется? Что является причиной нарушения осанки? Что влечет за собой нарушение осанки? Как нужно поддерживать хорошую осанку? Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы. При осмотре осанки у ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Так называемые «крыловидные» лопатки являются симптомом нераскрытой грудной клетки. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Необходимо обращать внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена - это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок – располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъём – так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепёшку, а имел в центре тонкий мыс. Хорошо развитые мышцы спины, живота, рук и ног позволяют человеку комфортно чувствовать себя в пространстве. В поперечной плоскости позвоночник должен иметь четыре изгиба. В норме изгиб не должен превышать трёх сантиметров: шейный и поясничный изгибы- вперед, грудной и крестцовый – назад. Виды неправильной осанки: сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз. ^ – это искривление позвоночника в передне – задней плоскости, а сколиоз – искривление справо налево в боковой плоскости. При кифозе происходит усиление изгиба позвоночника в грудном отделе. Чтобы сохранить равновесие, ребенок вынужден сильнее отклоняться в крестцовом отделе позвоночника. При очень выраженном кифозе формируется горб. ^ грудной отдел позвоночника плоский, но усиливается изгиб шейного и поясничного отделов позвоночника. Очень часто у таких детей имеется опущение внутренних органов: почек, желудка, кишечника,- а это приводит к нарушению их функций и к возникновению хронических заболеваний. ^ позвоночник искривляется в боковой плоскости, и выраженнее это искривление, тем сильнее страдают внутренние органы. Причины нарушения осанки:
Что же нужно для достижения хорошей осанки? Для хорошей осанки у ребенка необходимы: хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворенность и родительская любовь. Начнем с самого начала:
^ Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая, правильная осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности. Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста. Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить. ^ прямая посадка головы, слегка отведенные назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях необходимо сидеть откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях ( ближе к животу), плечи развернуты, голова приподнята. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости. На занятиях необходимо, время от времени менять позу. Однообразное положение очень утомительно. ^ необходимо держать прямо голову, плечи отведенные назад и опущенные книзу, развернуть грудную клетку, подтянуть живот. Стоять нужно правильно в основной стойке или на слегка расставленных ногах. Необходимо постоянно следить за осанкой детей , как на занятиях, так и в повседневной самостоятельной деятельности детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их. ^ 2 часть Практическая ^
2 Задание: «Играем вместе» Цель – Знакомство педагогов с играми и упражнениями направленными на формирование у детей правильной осанки. Упражнения для формирования правильной осанки:
^ » Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам ведущего «Шаг вперед!», «Два шага влево!», «Присесть!», «Кругом!» и т.д. все выполняют указанные движения, сохраняя правильную осанку. Ведущий после каждой команды осаливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник возвращается на линию старта. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша. ^
Методические указания: замечания педагога в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если мешочек упал, поднять его и вновь положить на голову. |