Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт





Скачать 237.19 Kb.
Название Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт
Дата конвертации 03.04.2013
Размер 237.19 Kb.
Тип Документы

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства


Новосибирской области

от _____________ № ________

Долгосрочная целевая программа

«Развитие онкологической службы Новосибирской области

на 2011 -2015 годы»

I. ПАСПОРТ





Наименование программы


Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011-2015 годы» (далее – программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области

«Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011-2015 годы»

Основные разработчики программы

Министерство здравоохранения Новосибирской области,

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Государственные заказчики программы

Министерство здравоохранения Новосибирской области,

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Руководитель программы

Министр здравоохранения Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

Министерство здравоохранения Новосибирской области,

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Цель и задачи программы.

Важнейшие целевые индикаторы.

Цель: Снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований

Задача 1. Совершенствование организации онкологической службы.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по медицинской профилактике, своевременной диагностике и лечению онкологических заболеваний.

Задача 3. Приведение в соответствие утвержденным федеральным стандартам материально-технической базы онкологической службы.

Задача 4. Повышение профессиональной компетентности медицинских работников онкологической службы и первичного звена системы здравоохранения.

Важнейшие целевые индикаторы:

доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, %;

доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, %;


доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздних стадиях заболевания (4 стадия), %;

показатель смертности населения Новосибирской области от онкологических заболеваний, человек на 100 тыс. населения.

Основные этапы реализации программы

Этапы не выделяются

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы)

Общий объём финансирования – всего: 3 985 860,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области – 3 985 860,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 год – 0 тыс. рублей.

2012 год – 74 615,0 тыс. рублей.

2013 год – 988 345,0 тыс. рублей.

2014 год – 963 650,0 тыс. рублей.

2015 год – 1 959 250,4 тыс. рублей.

Средства программы по исполнителям:

Министерство здравоохранения Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области – всего: 701 343,7 тыс. рублей, в том числе:

2011 год – 0 тыс. рублей

2012 год – 24 615,0 тыс. рублей.

2013 год – 35 845,0 тыс. рублей.

2014 год – 2 400,0 тыс. рублей.

2015 год – 638 483,7 тыс. рублей.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области – всего: 3 284 516,7 тыс. рублей, в том числе:

2011 год – 0 тыс. рублей

2012 год – 50 000,0 тыс. рублей.

2013 год – 952 500,0 тыс. рублей.

2014 год – 961 250,0 тыс. рублей.

2015 год – 1 320 766,7 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеряемых показателях


В результате реализации программы к 2015 году планируется:

снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 5,0%;

увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 50,0 %;

снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,0%;

снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздних стадиях заболевания (4 стадия), до 22,5%.


^ II. Основные положения концепции программы


Объект программы – население Новосибирской области.

Предмет регулирования программы является система мероприятий по профилактике, раннему выявлению, эффективному лечению и реабилитации больных с онкологической патологией.

Сфера действия программы – социальная.

Программа направлена на стабилизацию и улучшение ситуации, связанной с онкологическими заболеваниями, путем совершенствования организации онкологической службы. Программой предусмотрено дальнейшее увеличение доступности и улучшение качества оказания онкологической помощи населению.

Нормативно-правовой базой для разработки программы являются Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 № 944н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях».

В программе используются общепринятые понятия и термины, не нуждающиеся в специальной расшифровке.


^ 1. Краткая характеристика проблемы


Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем являются злокачественные новообразования.

Заболеваемость населения злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человек на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 г. – 355,8 человек на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тысяч человек выявляются онкологические заболевания (2010 г. – 10 693 человека, 2009 г. – 10 675 человек, 2008 г. – 10 689 человек).

Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 г. составил 12,1%. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 г. (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0%), трахеи, бронхов, легкого (12,2%), молочной железы (10,0%). В конце 2010 г. на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57 793 больных злокачественными новообразованиями (2,2% населения области), что на 45,4% выше, чем в 2001 г. (39 736 человек).

Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16%. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человек на 100 тыс. населения (2001 г. – 212,6 человек на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 г. – 206,9 человек на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеют существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной - 5,6% и прямой кишки - 5,4%.

В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.

В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано (состоит на учете) 57 793 человека, больных злокачественными новообразованиями.

Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:

старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);

ухудшение экологических условий;

недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;

недостатки организации и качества медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.

Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели 1 и 2 стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.

Вышеуказанные проблемы явились следствием:

недостаточно системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;

недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;

недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;

недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкоголем и др.).

Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские компании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности.

Проблема совершенствования онкологической помощи населению может быть решена только программно-целевым методом, поскольку требует комплексного подхода и координации действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, учреждений здравоохранения Новосибирской области, организаций, средств массовой информации. Сосредоточение усилий исключительно на одном из перечисленных направлений не позволит получить устойчивого положительного эффекта, на который рассчитана программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.

Решение обозначенных выше проблем является одним из факторов, способствующих развитию экономики и социальной сферы Новосибирской области, в частности, это позволит внедрить современные, в том числе высокотехнологичные методики диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний граждан.

С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:

1) низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;

2) неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;

3) недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии.


^ 2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом


Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что проблема не может быть решена в рамках текущего финансирования. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, является применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:

1) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;

3) оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы;

4) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

5) длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;

6) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области:

1) организации информационной политики, направленной на ориентирование населения, на ведение здорового образа жизни;

2) разработке и реализации мер, направленных на профилактику и ранее выявление злокачественных новообразований;

3) совершенствование системы специализированной онкологической медицинской помощи.

Включенные в Программу мероприятия решают задачи, которые не могут быть реализованы в рамках текущего финансирования.

Программа будет способствовать улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области.


^ 3. Цели и задачи программы


Основной целью программы является снижение уровня смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Совершенствование организации онкологической службы.

2 Повышение эффективности мероприятий по медицинской профилактике, своевременной диагностике и лечению онкологических заболеваний

3. Развитие материально-технической базы онкологической службы на основе утвержденных стандартов.

4. Повышение квалификации медицинских работников.

Цель и задачи программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении № 1 к программе.


^ 4. Механизм реализации программы


Проблема снижения уровня смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований будет решаться по следующим направлениям:

активная пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации;

повышение квалификации медицинских кадров первичного звена по онкологии;

строительство и реконструкция зданий для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной онкологический диспансер» в целях совершенствования организации оказания и доступности онкологической помощи;

оснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной онкологический диспансер» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 № 944н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным»;

оснащение современным лечебным оборудованием онкологических отделений муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Городская клиническая больница № 1»;

оснащение диагностическим оборудованием государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственный Новосибирский областной диагностический центр»;

оснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием гематологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирская государственная областная клиническая больница»;

оснащение современным лечебным оборудованием областного детского онкогематологического центра на базе муниципального учреждения здравоохранения «Новосибирская центральная районная больница»;

организация оснащения диагностическим оборудованием муниципальных лечебно-профилактических учреждений;

совершенствование системы территориального популяционного ракового регистра;

ведение системы мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению на территории Новосибирской области.

Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Реализация программы осуществляются исполнителями:

министерством здравоохранения Новосибирской области;

министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.

Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также в порядке межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансирование мероприятий программы по оснащению современным лечебным и диагностическим оборудованием, медицинской мебелью онкологических отделений (первичных онкологических кабинетов) муниципальных лечебно-профилактических учреждений осуществляется путем предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий программы.

Взаимодействие с органами местного самоуправления в Новосибирской области осуществляется на основе соглашений.


^ III. Система программных мероприятий


Выбор программных мероприятий обусловлен целями и задачами программы.

Система программных мероприятий изложена в приложении № 2 к настоящей программе.


^ IV. Необходимые для реализации программы потребности в материально-технических, информационных и трудовых ресурсах


Для реализации программы будут использованы материально-технические, трудовые ресурсы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области, а также других исполнителей, участвующих в реализации мероприятий программы.

Информационная поддержка будет осуществляться министерством здравоохранения Новосибирской области, средствами массовой информации.


^ V. Необходимое финансовое обеспечение с распределением

расходов по годам, статьям и источникам финансирования



Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составит 3 985 860,4 тыс. рублей.


Источники и направления расходов

Финансовые затраты (тыс.рублей в ценах 2011 г.)

Примечание

Всего

В том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

Всего финансовых затрат, в том числе из:

3 985 860,4

 

74 615,0

988 345,0

963 650,0

1 959 250,4

 

федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

областного бюджета

3 985 860,4

 

74 615,0

988 345,0

963 650,0

1 959 250,4

 

местных бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

внебюджетных источников

 

 

 

 

 

 

 

Капитальные вложения, в том числе из:

3 284 516,7

 

50 000,0

952 500,0

961 250,0

1 320 766,7

 

федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

областного бюджета

3 284 516,7

 

50 000,0

952 500,0

961 250,0

1 320 766,7

 

местных бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

внебюджетных источников

 

 

 

 

 

 

 

НИОКР, в том числе из:

 

 

 

 

 

 

 

федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

областного бюджета

 

 

 

 

 

 

 

местных бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

внебюджетных источников

 

 

 

 

 

 

 

Прочие расходы, в том числе из:

701 343,7

 

24 615,0

35 845,0

2 400,0

638 483,7

 

федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

областного бюджета

701 343,7

 

24 615,0

35 845,0

2 400,0

638 483,7

 

местных бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

внебюджетных источников

 

 

 

 

 

 

 

^ VI. Ожидаемые конечные результаты реализации программы


В результате реализации программы к 2015 году планируется:

снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 5,0%;

увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 50,0 %;

снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,0%;

снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздних стадиях заболевания (4 стадия), до 22,5%.


^ VII. Система управления реализацией программы


Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляет министерство здравоохранения Новосибирской области.

Министерство здравоохранения Новосибирской области осуществляет свои функции во взаимодействии с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области и населением Новосибирской области.

Министерство здравоохранения Новосибирской области при реализации программы выполняет следующие функции:

  1. управление реализацией программы;

  2. общую координацию деятельности участников программы в пределах их компетенции;

  3. нормативно-правовое обеспечение реализации программы;

  4. подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представление заявки на финансирование программы, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации программы;

  5. осуществляет деятельность по комплексному информационному сопровождению реализации программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и рекламных носителях;

  6. формирование государственного задания подведомственным учреждениям, являющимся исполнителями мероприятий программы;

  7. осуществление контроля исполнения программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию программы;

  8. мониторинг результатов реализации программных мероприятий.

Министерство здравоохранения Новосибирской области анализирует,

корректирует ход выполнения программы и вносит предложения по совершенствованию реализации программы.

Государственные заказчики программы выполняют следующие функции:

  1. осуществляют деятельность по комплексному информационному сопровождению реализации программы, в т.ч. в печатных и электронных средствах массовой информации;

  2. готовят предложения об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, а также механизмов реализации программы;

  3. осуществляют мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

  4. осуществляют финансирование мероприятий программы.

Контроль за исполнением программы включает:

  1. ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий программы;

  2. рациональное использование исполнителями бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение мероприятий программы;

  3. сроки выполнения государственных контрактов (договоров);

  4. качество реализуемых программных мероприятий;

  5. ежегодный мониторинг эффективности реализации программы в соответствии с критериями, определенными в разделе VIII «Критерии оценки эффективности реализации программы».

Реализация и финансирование программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых министерством здравоохранения Новосибирской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области с поставщиками работ и услуг.

Отбор непосредственных исполнителей программных мероприятий (юридических и физических лиц) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Отчеты об исполнении программы готовятся в соответствии с действующим законодательством Новосибирской области.

Министерство здравоохранения Новосибирской области в установленный законом срок после окончания срока реализации программы предоставляет в Законодательное Собрание Новосибирской области отчет об исполнении программы в разрезе мероприятий с указанием всех источников финансирования, а также с оценкой результативности и эффективности выполнения программы.

Ежегодно министерство здравоохранения Новосибирской области совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области проводит оценку эффективности реализации программы.


^ VIII. Критерии оценки эффективности реализации программы


Общая социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием системы целевых индикаторов, значения которых по годам реализации программы приведены в приложении № 1 к настоящей программе.

Целью и задачами оценки эффективности реализации программы являются выявление соответствия выполнения программных мероприятий установленным в программе параметрам, своевременное выявление и корректировка проблем отклонений от утвержденных целей и задач.

Комплексная оценка эффективности реализации программы будет проводиться министерством здравоохранения Новосибирской области на основе соотношения установленных программой значений целевых индикаторов с их фактически достигнутыми значениями.

Эффективность реализации программы будет обеспечена достижением целевых индикаторов за счет использования программно-целевого подхода, четкой организации и контроля за полнотой и своевременностью исполнения мероприятий программы.

Оценка эффективности реализации программы проводится на основе:

анализа выполнения программных мероприятий и их финансового обеспечения;

анализа статистической и ведомственной информации, связанной с достижением цели и задач программы.

Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

степень достижения запланированных значений целевых индикаторов с учетом уровня финансового обеспечения;

динамика значений целевых индикаторов в отчетном году относительно года, предшествующего отчетному.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Долгосрочная областная целевая программа "развитие здравоохранения воронежской области на 2011 2015

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Долгосрочная целевая программа "улучшение демографической ситуации в калужской области" (2011-2015

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Долгосрочная целевая программа архангельской области «Совершенствование медицинской помощи больным

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Областная целевая программа «Развитие системы здравоохранения Кировской области» на 2010-2011 годы

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Долгосрочная целевая программа «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Областная целевая программа «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2012 годы» Паспорт

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Целевая программа Тамбовской области «Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Долгосрочная областная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Целевая программа калининградской области «развитие детской стоматологической службы калининградской

Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. Паспорт icon Подпрограмма «Развитие онкологической помощи в Тамбовской области на 2012-2014 годы» Паспорт Подпрограммы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина