|
Скачать 237.19 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваНовосибирской области от _____________ № ________ Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2011 -2015 годы» I. ПАСПОРТ
^ Объект программы – население Новосибирской области. Предмет регулирования программы является система мероприятий по профилактике, раннему выявлению, эффективному лечению и реабилитации больных с онкологической патологией. Сфера действия программы – социальная. Программа направлена на стабилизацию и улучшение ситуации, связанной с онкологическими заболеваниями, путем совершенствования организации онкологической службы. Программой предусмотрено дальнейшее увеличение доступности и улучшение качества оказания онкологической помощи населению. Нормативно-правовой базой для разработки программы являются Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 № 944н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях». В программе используются общепринятые понятия и термины, не нуждающиеся в специальной расшифровке. ^ Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем являются злокачественные новообразования. Заболеваемость населения злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человек на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 г. – 355,8 человек на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тысяч человек выявляются онкологические заболевания (2010 г. – 10 693 человека, 2009 г. – 10 675 человек, 2008 г. – 10 689 человек). Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 г. составил 12,1%. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 г. (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0%), трахеи, бронхов, легкого (12,2%), молочной железы (10,0%). В конце 2010 г. на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57 793 больных злокачественными новообразованиями (2,2% населения области), что на 45,4% выше, чем в 2001 г. (39 736 человек). Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16%. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человек на 100 тыс. населения (2001 г. – 212,6 человек на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 г. – 206,9 человек на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеют существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной - 5,6% и прямой кишки - 5,4%. В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано (состоит на учете) 57 793 человека, больных злокачественными новообразованиями. Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют: старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста); ухудшение экологических условий; недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований; недостатки организации и качества медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний. Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели 1 и 2 стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%. Вышеуказанные проблемы явились следствием: недостаточно системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области; недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией; недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии; недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкоголем и др.). Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские компании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности. Проблема совершенствования онкологической помощи населению может быть решена только программно-целевым методом, поскольку требует комплексного подхода и координации действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, учреждений здравоохранения Новосибирской области, организаций, средств массовой информации. Сосредоточение усилий исключительно на одном из перечисленных направлений не позволит получить устойчивого положительного эффекта, на который рассчитана программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы. Решение обозначенных выше проблем является одним из факторов, способствующих развитию экономики и социальной сферы Новосибирской области, в частности, это позволит внедрить современные, в том числе высокотехнологичные методики диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний граждан. С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения: 1) низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни; 2) неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области; 3) недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии. ^ Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что проблема не может быть решена в рамках текущего финансирования. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, является применение программно-целевого метода. Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить: 1) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер; 3) оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы; 4) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей; 5) длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты; 6) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области: 1) организации информационной политики, направленной на ориентирование населения, на ведение здорового образа жизни; 2) разработке и реализации мер, направленных на профилактику и ранее выявление злокачественных новообразований; 3) совершенствование системы специализированной онкологической медицинской помощи. Включенные в Программу мероприятия решают задачи, которые не могут быть реализованы в рамках текущего финансирования. Программа будет способствовать улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области. ^ Основной целью программы является снижение уровня смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Совершенствование организации онкологической службы. 2 Повышение эффективности мероприятий по медицинской профилактике, своевременной диагностике и лечению онкологических заболеваний 3. Развитие материально-технической базы онкологической службы на основе утвержденных стандартов. 4. Повышение квалификации медицинских работников. Цель и задачи программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении № 1 к программе. ^ Проблема снижения уровня смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований будет решаться по следующим направлениям: активная пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации; повышение квалификации медицинских кадров первичного звена по онкологии; строительство и реконструкция зданий для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной онкологический диспансер» в целях совершенствования организации оказания и доступности онкологической помощи; оснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной онкологический диспансер» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 № 944н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным»; оснащение современным лечебным оборудованием онкологических отделений муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Городская клиническая больница № 1»; оснащение диагностическим оборудованием государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственный Новосибирский областной диагностический центр»; оснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием гематологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирская государственная областная клиническая больница»; оснащение современным лечебным оборудованием областного детского онкогематологического центра на базе муниципального учреждения здравоохранения «Новосибирская центральная районная больница»; организация оснащения диагностическим оборудованием муниципальных лечебно-профилактических учреждений; совершенствование системы территориального популяционного ракового регистра; ведение системы мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению на территории Новосибирской области. Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Реализация программы осуществляются исполнителями: министерством здравоохранения Новосибирской области; министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также в порядке межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансирование мероприятий программы по оснащению современным лечебным и диагностическим оборудованием, медицинской мебелью онкологических отделений (первичных онкологических кабинетов) муниципальных лечебно-профилактических учреждений осуществляется путем предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий программы. Взаимодействие с органами местного самоуправления в Новосибирской области осуществляется на основе соглашений. ^ Выбор программных мероприятий обусловлен целями и задачами программы. Система программных мероприятий изложена в приложении № 2 к настоящей программе. ^ Для реализации программы будут использованы материально-технические, трудовые ресурсы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области, а также других исполнителей, участвующих в реализации мероприятий программы. Информационная поддержка будет осуществляться министерством здравоохранения Новосибирской области, средствами массовой информации. ^ Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составит 3 985 860,4 тыс. рублей.
^ В результате реализации программы к 2015 году планируется: снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 5,0%; увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 50,0 %; снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,0%; снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздних стадиях заболевания (4 стадия), до 22,5%. ^ Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляет министерство здравоохранения Новосибирской области. Министерство здравоохранения Новосибирской области осуществляет свои функции во взаимодействии с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области и населением Новосибирской области. Министерство здравоохранения Новосибирской области при реализации программы выполняет следующие функции:
Министерство здравоохранения Новосибирской области анализирует, корректирует ход выполнения программы и вносит предложения по совершенствованию реализации программы. Государственные заказчики программы выполняют следующие функции:
Контроль за исполнением программы включает:
Реализация и финансирование программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых министерством здравоохранения Новосибирской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области с поставщиками работ и услуг. Отбор непосредственных исполнителей программных мероприятий (юридических и физических лиц) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Отчеты об исполнении программы готовятся в соответствии с действующим законодательством Новосибирской области. Министерство здравоохранения Новосибирской области в установленный законом срок после окончания срока реализации программы предоставляет в Законодательное Собрание Новосибирской области отчет об исполнении программы в разрезе мероприятий с указанием всех источников финансирования, а также с оценкой результативности и эффективности выполнения программы. Ежегодно министерство здравоохранения Новосибирской области совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области проводит оценку эффективности реализации программы. ^ Общая социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием системы целевых индикаторов, значения которых по годам реализации программы приведены в приложении № 1 к настоящей программе. Целью и задачами оценки эффективности реализации программы являются выявление соответствия выполнения программных мероприятий установленным в программе параметрам, своевременное выявление и корректировка проблем отклонений от утвержденных целей и задач. Комплексная оценка эффективности реализации программы будет проводиться министерством здравоохранения Новосибирской области на основе соотношения установленных программой значений целевых индикаторов с их фактически достигнутыми значениями. Эффективность реализации программы будет обеспечена достижением целевых индикаторов за счет использования программно-целевого подхода, четкой организации и контроля за полнотой и своевременностью исполнения мероприятий программы. Оценка эффективности реализации программы проводится на основе: анализа выполнения программных мероприятий и их финансового обеспечения; анализа статистической и ведомственной информации, связанной с достижением цели и задач программы. Критериями оценки эффективности реализации программы являются: степень достижения запланированных значений целевых индикаторов с учетом уровня финансового обеспечения; динамика значений целевых индикаторов в отчетном году относительно года, предшествующего отчетному. |