|
Скачать 1.34 Mb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 октября 2010 г. N 825 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы". 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В. Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 05.10.2010 N 825 ^ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" Паспорт долгосрочной областной целевой программы, реализуемой за счет средств областного бюджета, "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ^ 1.1. Итоги реализации областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года" Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 года N 648-III-ОД, включала систему мероприятий, направленных на охрану здоровья населения Воронежской области в период неблагоприятной медико-демографической ситуации. Реализация этих мероприятий способствовала приближению врачебной помощи к сельским жителям, закреплению медицинских кадров в сельской местности, развитию института врачей общей практики (семейных врачей), обеспечению населения Воронежской области своевременной квалифицированной медицинской помощью, переориентации оказания медицинской помощи населению Воронежской области на амбулаторно-поликлиническое звено, улучшению демографической ситуации в Воронежской области. Фактический объем финансирования программы на весь период реализации по состоянию на 31 декабря 2009 года составил 3409609,6 тыс. рублей. В рамках программного мероприятия "Оптимизация оказания медицинской помощи населению Воронежской помощи" в период 2003 - 2008 годов приобретено медицинское оборудование (400629,0 тыс. рублей) и компьютерное оборудование (10968,8 тыс. рублей) для оснащения лечебно-профилактических учреждений области. Для лечения социально значимых заболеваний в период 2003 - 2007 годов были приобретены лекарственные средства, изделия медицинского назначения на сумму 119276,1 тыс. рублей, для лечения больных Воронежской области в федеральных учреждениях здравоохранения в период 2005 - 2009 годов выделено 15690,0 тыс. рублей. В период с 2003-го по 2008 год на реконструкцию и капитальный ремонт 13 фельдшерско-акушерских пунктов и свыше 50 врачебных амбулаторий в районах области израсходовано 73212,2 тыс. рублей из средств областного бюджета. Для обеспечения лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) области санитарным автотранспортом приобретено около 300 единиц автомобилей на сумму 145161,2 тыс. рублей. В рамках мероприятия "Строительство и реконструкция объектов здравоохранения" с 2003-го по 2009 год завершено строительство объектов здравоохранения области на сумму 849185,0 тыс. рублей из средств федерального и областного бюджета, в числе которых: - поликлиника, пгт Анна, Аннинский район; - центральная районная больница с поликлиникой, г. Новохоперск, Новохоперский район; - лечебно-терапевтический комплекс МУЗ "Бобровская ЦРБ", г. Бобров, Бобровский район; - патологоанатомический корпус центральной районной больницы г. Россошь, Россошанский район; - детское отделение центральной районной больницы с. Воробьевка, Воробьевский район; - центральная районная больница, рп Рамонь, Рамонский район; - участковая больница, с. Старая Меловая, Петропавловский район; - стоматологическая поликлиника, пгт Грибановский, Грибановский район; - здание хирургического отделения на 30 коек Воробьевской центральной районной больницы, с. Воробьевка, Воробьевский район; - акушерский корпус с женской консультацией, 1-я очередь - женская консультация на 300 посещений в смену, г. Калач, Калачеевский район; - медико-оздоровительный центр "Мать и дитя" (спальный корпус на 100 мест), г. Павловск, Павловский район; - лечебно-диагностический корпус центральной районной больницы, г. Павловск, Павловский район. Произведены реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения области на сумму 807783,0 тыс. рублей из средств федерального и областного бюджета, в числе которых: - МУЗ ГО г. Воронеж "Поликлиника N 15", г. Воронеж; - корпусы N 1, N 2 областной клинической больницы N 1, г. Воронеж; - здание стационара Каширской центральной районной больницы с. Каширское, Каширский район; - поликлиника МУЗ "Каменская ЦРБ", пгт Каменка, Каменский район; - поликлиника МУЗ "Поворинская ЦРБ", г. Поворино, Поворинский район; - поликлиника МУЗ "Хохольская ЦРБ", рп Хохольский, Хохольский район; - детская консультация с аптекой Верхнемамонской ЦРБ, с. Верхний Мамон, Верхнемамонский район; - пристройка к поликлинике МУЗ "Верхнемамонская ЦРБ", Верхнемамонский муниципальный район. Продолжается строительство областного противотуберкулезного санатория, с. Хреновое, Бобровский район; акушерского корпуса с женской консультацией и прачечной, г. Борисоглебск, Борисоглебский район; инфекционного корпуса и вспомогательных зданий и сооружений Острогожской ЦРБ, г. Острогожск, Острогожский район; больничного комплекса в г. Лиски, Лискинский район; областного центра по борьбе со СПИДом, областной инфекционной больницы, г. Воронеж; инфекционного корпуса на 150 коек областной детской клинической больницы N 2, г. Воронеж; областного перинатального центра, г. Воронеж; реконструкция областной глазной больницы, г. Воронеж, корпус литер "А"; реконструкция зданий Эртильской ЦРБ, г. Эртиль, Эртильский район. В рамках программного мероприятия "Подготовка и закрепление кадров для учреждений здравоохранения области" за весь период реализации программы приобретено 83 единицы жилья на сумму 32473,5 тыс. рублей для медицинских работников, переехавших на работу в сельскую местность. Для обустройства и компенсации затрат при переезде в сельскую местность 126 врачам были выплачены единовременные субсидии в размере 4670,5 тыс. рублей. 1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем Охрана здоровья населения Воронежской области является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства Воронежской области. Стратегической целью в сфере здравоохранения является обеспечение мер по организации охраны здоровья и профилактике заболеваний, приближение помощи к потенциальным потребителям медицинских услуг, повышение ее качества. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: - сохранение прав каждого жителя области на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии со стандартами обследования и лечения; - переориентация оказания медицинской помощи населению области на амбулаторно-поликлиническое звено с дальнейшим развитием института врачей общей практики и семейных врачей; - приведение коечной мощности ЛПУ области в соответствие медицинским потребностям населения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; - развитие современных технологий при оказании медицинской помощи. Для достижения вышеуказанных задач с 2003 года действует областная целевая программа "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года", которая предусматривает реализацию трех мероприятий, осуществляемых в государственных и муниципальных ЛПУ и направленных на улучшение качества и доступности медицинской помощи населению, а именно: 1. Оптимизация оказания медицинской помощи населению Воронежской области. 2. Подготовка кадров для учреждений здравоохранения Воронежской области. 3. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения Воронежской области. В 2009 году в программу "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года" было включено еще одно мероприятие - "Формирование здорового образа жизни", выделившееся с 2010 года в отдельную программу. К моменту завершения действия вышеуказанной программы выполнение мероприятий не будет завершено: необходимо продолжить финансирование работ по строительству и реконструкции ряда объектов здравоохранения, продолжить финансирование подготовки студентов в рамках областного заказа для работы в сельской местности. Здоровье человека - это многомерное динамическое состояние организма и форма его жизнедеятельности, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность. Основными показателями здоровья, отражающими его различные стороны, являются: - уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем; - резистентность организма к различным неблагоприятным факторам; - отсутствие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей заболеваемости и смертности. Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остается напряженной на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и для России, характерно устойчивое сокращение численности населения.
На 1 января 2009 года население Воронежской области составило 2270,0 тыс. человек, из которых 1436,7 тыс. человек (63,3%) - горожане и 833,3 тыс. человек (36,7%) - сельские жители. По сравнению с 2007 годом численность населения области уменьшилась на 10,4 тыс. человек, или на 0,5% (на 01.01.2008 - 2280,4 тыс. человек). Показатель естественной убыли населения в 2008 году остается на высоком уровне - 7,9 промилле, хотя этот показатель на 10,1% меньше, чем в 2007 году (8,7 промилле), однако значительно превышает показатель по РФ - 2,5 промилле. Показатель естественной убыли в 2009 году составил 6,7 промилле. Число умерших в 2008 году в 1,8 раза превысило число родившихся (в 2008 году родилось на 17,8 тыс. человек меньше, чем умерло). В 2009 году тенденция практически не изменилась - число умерших превышает число родившихся в 1,6 раза. Уровень рождаемости в Воронежской области ниже, чем в Российской Федерации. Уровень смертности населения в Воронежской области превышает средний показатель по Российской Федерации. Показатель рождаемости в Воронежской области в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 6,1% и составил 10,4 промилле. Уровень смертности населения Воронежской области в 2007-м и 2008 годах составлял 17,7 промилле, тогда как в РФ - 14,6 промилле, в 2009 году этот показатель по Воронежской области несколько снизился и составляет 17,1 промилле. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. Численность людей пенсионного возраста превышает численность детей 0 - 17 лет на 213,1 тыс. человек (в 2007 году - на 204,6 тыс. человек). Основными причинами смертности населения Воронежской области на протяжении ряда лет являются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления. За 2009 год общая заболеваемость всего населения выросла на 4,3% (в 2008 году этот показатель вырос на 1,7%) и составила 142825,5 случая на 100 тыс. жителей.
Основными причинами заболеваемости среди населения Воронежской области являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы. Выше, чем по Российской Федерации, показатели заболеваемости по следующим заболеваниям: психическим расстройствам на - 20,4%, болезням системы кровообращения - на 14,1%, новообразованиям - на 17,3%, болезням эндокринной системы - на 5,5%. Среднероссийские показатели общей заболеваемости неизменно остаются выше, чем по Воронежской области (сведения за 2008 год): у всего населения - на 8,5%, у взрослого - на 6,7%. Очевидна необходимость проведения мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения Воронежской области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической), что способствует высокому уровню заболеваемости и неблагоприятной демографической ситуации. Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только для здравоохранения, но и общества в целом. Программа разработана на основании: - Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; - Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и Распоряжения Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р; - протокола заседаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25.02.2009; - постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации"; - распоряжения правительства Воронежской области от 10.06.2009 N 256-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825". Проблемы могут быть решены путем комплексных, планомерных, целенаправленных, скоординированных и долгосрочных усилий государственных и муниципальных структур. В условиях дефицита финансирования медицинской отрасли необходимо рационально использовать имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые). Прежде всего необходим точный подход к расстановке приоритетов. Реализация национального проекта "Здоровье", в котором отданы приоритеты первичной медико-санитарной помощи, подготовке кадрового потенциала, особенно для сельской местности, улучшению материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения, профилактике и лечению отдельных заболеваний, развитию высокотехнологичной медицинской помощи, что создает базу для разработки основных принципов программно-целевого планирования и управления здравоохранением Воронежской области. Консолидация денежных средств из всех источников финансирования возможна только при программно-целевом подходе к решению проблемы, что делает реальным достижение поставленных целей: 1. Внедрение в лечебно-диагностический процесс новых методов и методик на основе оснащения современным оборудованием значительно повысит эффективность диагностики, лечения, обеспечит профилактику многих заболеваний, улучшит качество и доступность медицинской помощи населению. 2. Повышение обеспеченности в квалифицированных специалистах в сельской местности сделает доступной качественную бесплатную медицинскую помощь населению в отдаленных районах области. 3. Работа медицинского персонала и пребывание пациентов в условиях, отвечающих современным санитарно-гигиеническим требованиям, позволит решить вопрос о предупреждении внутрибольничного заражения, а также о закреплении медицинских кадров в сельских лечебных учреждениях. Необходимость программно-целевого подхода решения проблемы обусловлена: - многообразием задач, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям; - необходимостью выполнения инвестиционных проектов, направленных на строительство новых зданий, реконструкцию существующих учреждений здравоохранения, оснащение их современным диагностическим и лечебным оборудованием. Кроме того, недостатками и издержками подхода без использования программно-целевого метода являются: - сложность определения приоритетных направлений, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов в процессе решения поставленных задач; - отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы. Несмотря на имеющуюся развитую систему здравоохранения в Воронежской области, остается значительное число обоснованных нареканий жителей области на ненадлежащее качество и недоступность лечебно-профилактической помощи. Специализированная медицинская помощь, как правило, удалена от пациентов, проживающих в сельской местности, и оказывается исключительно областными лечебными учреждениями, расположенными в г. Воронеже. Высококвалифицированная медицинская помощь не всегда доступна для жителей сельских районов не только из-за слабой оснащенности центральных районных больниц лечебным медицинским оборудованием, но и вследствие недопустимо слабой обеспеченности соответствующими кадрами. До сих пор сохраняется тенденция смещения приоритетов в формах оказания медицинской помощи в сторону круглосуточных стационаров. Без программного подхода финансовые средства на каждом уровне оказания медицинской помощи могут быть израсходованы по решению руководителей на местах, возможно, без учета приоритетов в развитии здравоохранения области, что приведет к еще большему потоку нареканий со стороны жителей особенно отдаленных сельских районов. Глубокий анализ состояния системы оказания медицинской помощи населению Воронежской области еще раз подтверждает необходимость использования программно-целевого подхода для решения сегодняшних проблем. Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ^ Основными целями программы являются: - реализация на всей территории конституционного права граждан на доступную и бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и дальнейшее развитие здравоохранения Воронежской области; - повышение уровня медицинского и санитарно-гигиенического обслуживания пациентов, приведения их размещения в соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, создание условий для предупреждения внутрибольничного инфицирования. В соответствии с намеченными целями программы основные задачи направлены на: - подготовку врачебных кадров для работы в сельской местности; - закрепление медицинских кадров в сельской местности; - приближение врачебной помощи к сельским жителям; - развитие института врачей общей практики (семейных врачей); - обеспечение населения Воронежской области своевременной квалифицированной медицинской помощью; - переориентацию оказания медицинской помощи населению Воронежской области на амбулаторно-поликлиническое звено и стационарозамещающие виды медицинской помощи; - приведение площадей лечебно-профилактических учреждений и условий пребывания больных к нормативным санитарно-гигиеническим требованиям; - улучшение условий труда медицинского персонала; - оснащение лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием; - создание условий для пребывания пациентов в стационарах, исключающих внутрибольничное инфицирование. Целевыми индикаторами и показателями реализации программы являются: 1. Смертность лиц трудоспособного возраста - число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста. 2. Младенческая смертность - число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми. 3. Материнская смертность - число умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми. 4. Объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя - койко-дней. 5. Объем амбулаторной медицинской помощи в расчете на 1 жителя - количество посещений. 6. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке - дней. 7. Обеспеченность врачами (физических лиц) - человек на 10 тыс. населения. 8. Количество учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, - единиц (учреждений/зданий). 9. Внутрибольничная инфицированность персонала и пациентов - число случаев. Динамика целевых показателей и индикаторов эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
|