|
Скачать 282.78 Kb.
|
Центр гомеопатии (Москва) /Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации/ Сайт “Мир гомеопатии” – www.homeopatica.ru МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОЙ ЧАСТИ БАЗОВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ГОМЕОПАТИИ ЧАСТЬ 7 МАТЕРИЯ МЕДИКА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕПАРАТА Термин ММНесколько слов о термине – ММ – он не является гомеопатическим, но имеет свое происхождение глубоко в истории медицины и означает описание лекарственных средств. Одной из первых переводческих медицинских работ С.Ганемана был перевод на немецкий язык ММ Куллена, к которой у будущего автора «Органона» и возникли определенные замечания. На сегодняшний день же, термин сохранился преимущественно применительно к гомеопатии, обретя определенный гомеопатический смысл. Так, многие авторы гомеопатических книг и статей употребляли определение – «наша ММ». ^ ММ используются с 2 основными целями – преимущественно в клинической практике при выборе нужного средства или преимущественно при изучении препарата. В соответствии с этим предложено все ММ разделить на 2 группы: клинические ММ и обучающие ММ. Данное подразделение достаточно условно. К клиническим ММ можно отнести книги следующих авторов: Ганемана, Беннигхаузена, Липпе, Геринга. К обучающим: Шаретта, Юза, Фаррингтона, Х.К. Аллена. Остальные книги могут быть использованы как в обучении и при изучении препаратов, так и в клинической практике. Первая группа книг, помимо классического перечисления характерных частных и общих симптомов препаратов, расположенных по анатомической схеме, сходной со схемой реперториумов, а так же модальностей, и иногда – связей препаратов, фактически не содержит никакой дополнительной информации. Вторая группа книг в описании патогенезов препаратов содержит определенные теоретические - комментирующие, информирующие, объясняющие разделы. Книги, скажем, Кента, Фаррингтона, Юза, в определенной степени и Аллена Х.К. были написаны на основе того цикла лекций, которые читали авторы студентам. Остальные же книги были преимущественно написаны как рабочие инструменты именно для уже практикующих врачей-гомеопатов. Очевидно, что изучать патогенезы по книгам Ганемана, Липпе, Богера, Геринга – сложно, почти невозможно, они, собственно, и не предназначены для этого. Задача (условно) обучающих ММ – научить врача – гомеопата пользоваться клиническими ММ. В ряде книг целенаправленно выделены именно ключевые симптомы препаратов (key-notes), эти книги предполагают несколько иные техники их использования – техники работы с ключевыми симптомами. Совершенно особую структуру имеет «Синоптическая ММ» Богера. В ряде ММ для обозначения значимости симптома принято используются выделения шрифтом, при этом применяется до 3 разных шрифтов. Некоторые авторы используют собственную иногда более сложную систему обозначений (Геринг). Ряд авторов (Ганеман, Кент, Юз и др.) не используют данный метод. Полные ММ Определение так же несколько условно, предполагает перечисление в книге наиболее полного перечня всех имеющихся надежных симптомов препарата. На момент создания полной ММ была ММ Pura Ганемана, поскольку других источников не существовало. Следующей классической полной ММ, вобравшей в себя, помимо всех патогенезов Ганемана, наиболее надежные симптомы описанные в последующие годы другими авторами, считается ММ Т.Аллена на английском языке. К полным ММ так же можно отнести ММ Геринга. Достаточно обширно симптомы представлены в ММ Кларка. ММ не являющиеся полными не содержат все характерные симптомы препаратов частного или регионального уровня, но лишь наиболее яркие их симптомы, позволяющие их надежно дифференцировать в клинической практике с другими препаратами. Следовательно, отсутствие регионального симптома случая в ММ, не являющейся полной, не всегда исключает применение данного препарата, этот симптом необходимо искать в более полных пособиях. При этом основные модальности, и общие симптомы приведены во всех пособиях. ^ Основные источники получения информация о гомеопатическом препарате:
Разные авторы с разной степенью доверия относились к тем или иным источникам получения информации, но факт остается фактом, те патогенезы, которые мы имеем сегодня составлены именно на основе этих источников. ^
Можно принять за аксиому следующие положения:
Перечислим основную информацию, которую мы можем иметь о гомеопатическом препарате.
Разные книги ММ дают разные спектры информации о препаратах и подчеркивают их разные аспекты. ^ Говоря об определенной книге, помимо имени автора, есть смысл знать – когда, в какой стране и на каком языке книга написана, к какой школе и к какому направлению принадлежал ее автор, что побудило его к написанию еще одной книги, когда, кем и насколько добротно книга переведена на русский язык. В данном обзоре речь преимущественно пойдет об основных книгах, которые мы сейчас имеем на русском языке, качество которых подтверждено временем и которыми с уверенностью мы можем пользоваться. Мы рекомендуем при начале изучения метода использовать 2 книги – В.Берике и Х.К. Аллена. ^ Ниже приведена небольшая сводная таблица, в которой указано - какие основные ММ какие данные о препарате преимущественно отражают. По вертикали обозначены книги, по горизонтали - содержащиеся в описании патогенезов сведения.
1 Ганеман – «ММ Pura» - (нем) – второе десятилетие 19 века 2 Богер – «Оригинальная ММ К.фон Беннигхаузена» – 1905 (англ) 3 Геринг – «ММ» - середина – вторая половина 19 века (англ) 4 Липпе – «Руководство по гомеопатической ММ» 1865 - США (англ) 5 Юз – «Руководство по фармакодинамике» (англ) 1880 – Англия (англ) 6 Фаррингтон – «Гомеопатическая клиническая фармакология» 1875-1885 – США (англ) 7 Аллен Х.К. «основные показания к назначению и характеристики ведущих гомеопатических препаратов и нозодов со сравнением их патогенезов» - по-видимому, конец 19 века США (англ) 8 Берике – «ММ гомеопатических препаратов» 9 издание – 1927 – США (англ) 9 Кент «Лекции по гомеопатической ММ» – на рубеже 20 века – США – (англ) 10 Шаретт «Практическое гомеопатическое лекарствоведение» - по-видимому, середина 20 века - Франция (франц) 11 Фатак «ММ гомеопатических препаратов» – 1997 - Индия – (англ) 12 Кларк – Англия (англ), первая четверть 20 века Начиная работать с той или иной книгой, в первую очередь стоит внимательно прочесть вступление. Переводы, как правило, сопровождаются комментирующей статьей автора книги. Далее обязательно нужно не менее внимательно изучить структуру описания любого патогенеза, лучше всего - знакомого Вам полихреста, поскольку все главы (патогенезы) надежных ММ написаны по одной схеме. В рассылке Вам предоставляется эта возможность на примере белладонны. Краткая характеристика некоторых книгММ pura Первая ММ, составленная Ганеманом преимущественно на основании испытаний. На русский язык переведено 2 первых тома фирмой «Олло» в начале 90- ых годов. ^ Книга соотносится соответственно с реперториумом Богера – Беннигхаузена, составлена С.Богером по ряду работ Беннингхаузена. В ряде глав введены частные модальности, при этом, как правило, нет общих. ^ Автор - строгий последователь раннего Ганемана, приверженец низких потенций, крайне строго относящийся к надежности источников гомеопатических симптомов. С его точки зрения доверия могут заслуживать лишь симптомы, полученные в испытаниях, предпочтительно в фите. Для него важны физиологические обоснования действия препаратов. Помимо описания патогенезов книга содержит несколько крайне интересных глав, описывающих общую историю и методологию испытаний, происхождение симптомов, надежность источников. ^ Основная книга, по которой работали врачи в СССР. Помимо изложения патогенезов, дается органная тропность препаратов, межсемейные связи, дифференциальный диагноз препаратов в разных клинических ситуациях ^ Книга Алена – содержит ведущие руководящие симптомы препаратов Симптомы связаны, либо с модальностью, либо с сопутствующим. Даны небольшие яркие патогенезы. Нужно заметить, что Аллен использовал высокие потенции препаратов. В книге активно используется система выделения шрифтом. ^ В.Берике - представитель американской школы гомеопатии. В ММ Берике приводятся характерные связанные симптомы, используется система выделения шрифтом. Описанию симптомов препарата предшествует короткий очерк, посвященный основным ярким его характеристикам. ММ Берике по симптомам соотносится с реперториумом Кента. В конце каждого патогенеза приведены общие модальности. Из вышеперечисленных книг – лишь 3 были переведены на русский язык и изданы ранее, это Фаррингтон, Шаретт и Юз, причем Юз был издан лишь в 19 веке и до переиздания в 2003 году являлся библиографической редкостью. Таким образом, основными книгами, используемыми гомеопатами на территории СССР до 90-ых годов были – Фаррингтон и Шаретт. Книга Вавиловой Н.М., одна из немногих ММ советского периода, и на сегодняшний день представляет определенный интерес. Книга была написана в советское время, и неизбежно была подвергнута цензуре. Автору, талантливому и успешному клиницисту - гомеопату с обширными знаниями и широким взглядом на гомеопатию, приходилось говорить «эзоповым языком» и при освещении ряда вопросов идти на неизбежный компромисс. В книге представлен довольно интересный спектр информации, относящийся к свойствам лекарственных субстанций, их применению в народной медицине, родственным межвидовым и межсемейственным связям (для растений). ^
^ 1 фактически любой уклон в изучении препаратов к тем или иным аспектам их действия с пренебрежением остальными аспектами
^ Немного о мнемоническим приемах, то есть о способах запоминания патогенезов. Многое зависит от свойств памяти. У некоторых она фотографична и отпечатывает любой текст целиком. Но важно не только запоминание текста, но и умение оптимально оперировать им. Понятно, что разные врачи имеют разный спектр способностей, различные способы восприятия информации, различную способность к запоминанию и к оперированию накопленной информацией, кто-то имеет склонность скорее к аналитическому подходу, кто-то ищет везде синтез, кто-то работает на логике, кто-то – на ассоциациях. Практика каждого подтверждает его подходы. Профессиональная задача врача выработать личный оптимальный алгоритм работы, в том числе личный алгоритм изучения лекарственного средства. Таким образом, возможных алгоритмов изучения препаратов множество, и мы будем говорить лишь о каких-то общих положениях Самым надежным при изучении препарата являются, безусловно, симптомы, с другой же стороны, бессвязное перечисление симптомов-маркеров, модальностей и пр, не способствует запоминанию патогенеза. Здесь можно дать несколько рекомендаций 1. Практически учить нужно следующее
составляющие индивидуальное лицо средства и отличающие его от других
Выучивание всех локальных симптомов невозможно и нерационально
Если речь идет о частных, функциональных и общих симптомах такой идеей может служить фармакодинамическое, патофизиологическое и метаболическое действие вещества в организме, выявленное в испытаниях, в токсикологических исследованиях и известное из фармакологии, химии и пр. Наиболее оптимальным такой подход оказывается при изучении минералов, тканевых солей Шюсслера, химических элементов, некоторых растений. Таким образом построена книга Одиамона. 3 Что касается психических и поведенческих симптомов, то их невозможно рационально вывести из фармакологии, поскольку мысль, чувство и эмоция не определяются спецификой химических реакций, здесь идет более высокий уровень организации материи. В этих случаях иногда авторы и преподаватели проводят некие ассоциативные связи и аналогии, рисуют психические портреты препаратов, предполагая наличие подобия между разными уровнями организации человека. Иногда это помогает, иногда это бывает надуманным и некорректным. Часто чем более ярким получается потрет, и чем более талантлив в его создании преподаватель, тем сложнее обучающемуся увидеть препарат в ситуациях, отличных от нарисованной преподавателем.. ^ (краткая компилляция материала) - по-видимому, разные препараты есть смысл изучать по-разному, это связано как со спецификой препарата, так и с особенностями процессов запоминания и восприятия разных людей. ^ Ганеман - 49 Геринг - 55 Кент – 27 Берике - 4 Беннигхаузен - 5 Липпе - 8 Кларк - 9 (большой формат книги) Богер - 2 Аллен - 2 Фатак - 5 ^ К какой группе относят препарат – растительный полихрест из семейства пасленовых – (hyos stram solanum tabac dulc caps), используют целое растение при начале цветения ^ Ганеман – белладонна является гомеопатическим полихрестом, препарат не внесен в группу антимиазматических средств Кент – острое средство, не эффективное при лечении рецидивирующих состояний Витулкас – конституциональное средство, эффективное при лечении хронических заболеваний Шанкаран – препарат острого миазма В.М. Захаренков – препарат истинной конституции История
Гомеопатия
Физиологическое действие
Сосуды – аналогично действию атропина на сосуды – сокращение мелких артерий, с развитием последующего застоя в них с возникновением гиперемии – скарлатиноподобная сыпь и известная эритема белладонны нарушения кровообращение аналогичны симптомам перерезки вагуса в шейной части (аналогии – атропин при язвенной болезни и ваготомия) Мозговые центры – спазм гортани, спазмодинический кашель, кажется пьяным, нарушение устойчивости и походки Головной мозг – веселый и болтливый бред, легко переходящий в бешенство, галлюцинации странные и ужасные, предметы кажутся красными. ^
^ ММ Богера (синоптическая)
Кент
систему Шаретт
нервы Фатак
Берике
^
Те же чистые симптомы, но с подробными комментариями описаны у Кента Из чистых характерных симптомов, органной или тканевой тропности и модальностей часто можно скомбинировать, объяснить и облегчить запоминание многих характерных для белладонны клинических ситуаций, таких как тиреотоксикоз (на ранних стадиях), яркая картина рожистого воспаления и пр. При изучении психических симптомов препарата (1204 симптома в «Синтезе») можно видеть, что большинство из них получены при описании белладонновых психозов, часть являются характеристикой чувствительного типа. Последующими этапами изучения препарата может быть изучение действия препарата в частных ситуациях, в детской практике, дифференциальный диагноз с другими препаратами в различных ситуациях, взаимоотношения с препаратами и т.д. В приложении к данной статье Вам предлагается описание белладонны в ряде различных ММ для сравнения и сопоставления структуры и функциональности различных книг. “Центр” не возражает против использования данных материалов с учебной или методической целью, при этом ссылка на Центр и сайт обязательна. © Центр гомеопатии (Москва) /Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации / Москва, Боровское шоссе, д.56 т (7095) 733-85-93, 733-53-51, 733-12-77 факс 733-85-93 Сайт “Мир гомеопатии” – www.homeopatica.ru e-mail: [email protected] [email protected] |
![]() |
Детей''. Термин '"ортопедия" составлен из Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя... |
![]() |
Термин «колоректальный рак» |
![]() |
Термин психопатии придумали до Ганнушкина |
![]() |
1 Термин 2 Виды протезов 3 Преимущества 4 Недостатки Примечания |
![]() |
Синдромы, включаемые в термин тяжелой бронхиальной астмы |
![]() |
А. Д. Ширин ронц им. Н. Н. Блохина рамн термин «миелодиспластические синдромы» |
![]() |
Ли коже «свой кислород» и что же означает термин «кислородная косметика»? |
![]() |
Нужен ли коже «свой кислород» и что же означает термин «кислородная косметика»? |
![]() |
Одно из наиболее распространенных в стоматологии инфекционно-воспалительных заболеваний ротовой полости. Стоматит у детей – одно из наиболее распространенных в стоматологии инфекционно-воспалительных заболеваний... |
![]() |
Термин "острое респираторное заболевание" (орз) или "острая респираторная вирусная инфекция" (орви) |