АННОТАЦИЯ
рабочей учебной программы по дисциплине
Акушерство и гинекология
060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
1. Название дисциплины: Гинекология
2. Трудоемкость:
Виды учебной работы
|
Трудоемкость (час.)
|
Аудиторные занятия:
|
|
лекции
|
24
|
семинары, практические занятия
|
48
|
экзамен
|
нет
|
зачет
|
есть
|
^
|
|
История болезни по дисциплине
|
есть
|
Самостоятельная работа студентов
|
36
|
Общая трудоемкость
|
108
|
|
3 зачетных единицы
|
^ 9-10 семестр, (5 курс).
2.3 ЗАЧЕТ в 10 семестре
2.4 ОЧНОЕ
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
3.1.Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
|
Коды формируемых компетенций
|
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну;
|
(ОК-1)
(ОК-8)
|
^
|
|
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;
способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин;
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы;
способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;
способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения;
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний;
способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни;
способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;
- в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;
- в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
|
(ПК-1)
(ПК-3)
(ПК-5)
(ПК-10)
(ПК-18)
(ПК-20)
(ПК-22)
(ПК-23)
(ПК-25)
(ПК-26)
(ПК-29)
(ПК-31)
(ПК-32)
|
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– общую симптоматологию гинекологических заболеваний;
– основные проявления расстройств менструальной функции и нейроэндокринных синдромов;
– течение воспалительных процессов половых органов женщины;
– патологию приводящую к развитию острого живота в гинекологии;
– доброкачественные и злокачественные опухоли половых органов.
Уметь:
– использовать полученные знания при оценке общего состояния больной;
– обобщать и анализировать полученные знания в дифференциальной диагностике и для выбора правильного объема лечения;
– своевременно распознавать гинекологические заболевания, требующие неотложной квалифицированной помощи.
Владеть:
– правильным ведением медицинской документации;
– методами общеклинического обследования;
– интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
– алгоритмом развернутого клинического диагноза;
– оказанием экстренной помощи при неотложных состояниях
– методами объективного исследования гинекологических больных – наружным и двуручным; осмотр при помощи влагалищных зеркал,
– взятием мазков для бактериоскопического и цитологического исследования отделяемого из уретры и половых путей;
– чтением и оценкой результатов рентгенологического исследования гинекологических больных;
– чтением и оценкой результатов гистологического исследования, биопсии шейки матки и соскобов эндометрия;
– оценкой результатов исследования гормонов; оценка результатов исследования мочи на хорионический гонадотропин;
^
Гинекология - клиническая дисциплина, изучающая анатомо-физиологические особенности во все периоды жизни женщины, заболевания, терапию, а также профилактику этих заболеваний. В системе подготовки врача общего профиля знание дисциплины "гинекология" необходимо в связи с тем, что функция половых органов женщины тесно связана с деятельностью других систем, более существенно подвержена возрастным изменениям и влияет на течение патологических процессов в других органах и системах.
Перечень дисциплины "гинекология".
Общая симптоматология и диагностика гинекологических заболеваний.
Консервативная гинекология.
Оперативная гинекология.
Онкологическая гинекология.
Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах.
№
|
^
|
Содержание темы
|
Объем в час.
|
1
|
Нарушения репродуктивной системы. Нарушения полового созревания.
|
Клинико-физиологические особенности репродуктивной системы женщины. Этиология и патогенез нарушения репродуктивной системы.
Аменорея. Значение генетических нарушений в происхождении первичной аменореи.
Нарушение полового созревания.
Дисгенезия гонад.
Тестикулярная феминизация.
Клиника, диагностика и терапия.
|
2
|
2-3
|
Нейрообменно-эндокринные синдромы.
|
Рассматриваются вопросы этиопатогенеза, клиники, диагностики и лечения:
Послеродового нейроэндокринного синдрома;
Нейрообменно-эндокринного синдрома, не связанного с беременностью;
Послеродового гипопитуитаризма (с-м Шихана);
Предменструального синдрома.
|
4
|
4
|
Вирильный синдром
|
Рассматриваются вопросы этиопатогенеза, клиники, диагностики и лечения:
Синдрома поликистозных яичников (СПКЯ);
Надпочечниковой гиперандрогении (пубертатная и постпубертатная формы адреногенитального синдрома).
|
2
|
5
|
Дисфункциональные маточные кровотечения
|
Причины маточных кровотечений в различные возрастные периоды. Классификация маточных кровотечений. Дифференциальный диагноз. Гиперпластические процессы в эндометрии. Классификация, причины, клиника, диагностика, лечение. Основы гормонотерапии гиперпластических процессов. Эндоскопические методы лечения гиперпластических процессов.
|
2
|
6-7
|
Воспалительные заболевания женских половых органов. Роль инфекций, передающихся половым путем.
|
Основные вопросы этиологии и патогенеза воспалительных заболеваний половых органов у женщин. Роль макро- и микроорганизма, условий труда и быта, влияние вредных факторов в возникновении и течении воспалительных заболеваний. Особенности течения воспалительных заболеваний в различные периоды жизни женщин (детский, половозрелый, старческий). Стертые формы воспалительных заболеваний. Воспалительные процессы наружных и внутренних половых органов (вульвит, воспаление больших вестибулярных желез, преддверия влагалища, кольпит, эндоцервицит, сальпингоофорит, пельвиоперитонит и параметрит) септической этиологии. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. Показания к хирургическому лечению воспалительных "опухолей". Гонорея. Этиология. Распространение гонорейной инфекции. Формы гонореи: свежая (острая, подострая), хроническая, субъективно-асимптомная, торпидная, латентная. Гонорея нижнего и верхнего отделов половых путей. Клиника, диагностика, методы провокации. Особенности течения гонореи у девочек. Лечение гонореи у женщин. Местное и общее лечение. Особенности иммунотерапии. Лечение гонореи во время беременности, в послеродовом периоде. Лечение у девочек. Критерии излеченности. Профилактика гонореи. Трихомониаз женских половых органов. Эпидемиология, клиника, диагностика, терапия и профилактика Кандидамикоз половых органов. Роль микоплазм, хламидий, вирусов, анаэробных микроорганизмов в возникновении воспалительных заболеваний женских половых органов. Туберкулез женских половых органов. Патогенез, классификация, клиника, диагностика, профилактика, терапия. Профилактика воспалительных заболеваний женских половых органов и роль санитарно-просветительной работы. Физиотерапевтические методы лечения гинекологических больных. Санаторно-курортное лечение гинекологических больных. Показания и противопоказания.
|
4
|
8.
|
Миома матки.
|
Современные теории патогенеза миомы матки. Клиника, диагностика. Консервативные и хирургические методы лечения. Показания к выбору метода лечения. Реабилитационные мероприятия. Саркома матки.
|
2
|
9
|
Эндометриоз.
|
Определение понятия. Теории возникновения эндометриоза. Классификация. Клиника генитального эндометриоза (эндометриоз тела и шейки матки, маточных труб, яичников, позадишеечный эндометриоз). Клиника экстрагенитального эндометриоза (эндометриоз пупка, послеоперационного рубца и др. органов). Хирургические и консервативные методы терапии эндометриоза. Реабилитация больных.
|
2
|
10
|
Фоновые и предраковые заболевания шейки и тела матки
|
Фоновые, предраковые заболевания шейки матки. (псевдоэрозия, полип, лейкоплакия, эритроплакия, папиллома). Понятие о дисплазии. Классификация, клиника, диагностика и лечение рака шейки матки. Диагностическая ценность кольпоскопического и цитологического методов исследования. Гиперпластические процессы эндометрия (железистая гиперплазия, полипоз, атипическая гиперплазия). Методы лечения в возрастном аспекте. Рак эндометрия, классификация, клиника, диагностика, методы лечения.
|
2
|
11.
|
Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников.
|
Вопросы этиологии, патогенеза. Гистологическая классификация. Клиника, диагностика, лечение доброкачественных опухолей яичников. Рак яичников (первичный, вторичный, метастатический), стадии распространения, диагностика, лечение.
|
2
|
12
|
Острый живот в гинекологии.
|
Причины неотложных состояний: нарушенная трубная беременность, апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли яичника, разрыв пиосальпинкса. Клиника, дифференциальная диагностика, оперативное лечение. Экстренная помощь при повреждении половых органов.
|
2
|
^
|
|
24
|
Практические занятия, их содержание и объем в часах.
№
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
|
^
|
ЧАСЫ
|
1
|
Организация работы гинекологического стационара. Методика обследования гинекологических больных. Разбор схемы истории болезни.
|
Рассматривается организация работы гинекологического стационара. Значение общего обследования для диагностики гинекологических заболеваний. Проводится обследование 2-3 гинекологических больных. Сбор анамнеза, общий осмотр, гинекологическое исследование. Демонстрируются обязательные методы исследования и, по возможности, дополнительные: зондирование полости матки, пункция через задний свод, гистеросальпингография, лапароскопия, диагностическое выскабливание слизистой матки и др. Затем знакомят студентов со схемой истории болезни.
|
4,5
|
2-3
|
Воспалительные заболевания женских половых органов. Роль инфекций, передающихся половым путем.
|
Обращается внимание студентов на выявление причин заболевания половых органов. Роль инфекций, передающихся половым путем. Производится общее и специальное обследование больных с воспалительными процессами половых органов. При разборе отдельных форм заболевания обращается внимание на стадийность процесса: острый, подострый, хронический. Подчеркиваются общие принципы лечения: а) общее воздействие на организм, б) воздействие на инфекционный процесс, в) патогенетическая терапия, г) физиотерапевтическое, д) хирургическое. Из инфекций, передающихся половым путем особое внимание обращается на изучение хламидиоза, микоплазменной инфекции, кандидоза.
Студентов знакомят с методами диагностики, клиники и терапии.
|
9
|
4
|
Регуляция репродуктивной системы. Дисфункциональные маточные кровотечения (ДМК) в различные возрастные периоды.
|
Студенты знакомятся с больными с дисфункциональными маточными кровотечениями в различные возрастные периоды женщины: ювенильный, детородный, пременопаузальный. Использование данных гистологии для установления диагноза. При проведении дифференциального диагноза исключаются общие и органические заболевания половой системы. Методы комплексного лечения дисфункциональных маточных кровотечений.
|
4,5
|
5
|
Нарушение функции репродуктивной системы. Бесплодный брак.
|
Студенты знакомятся с классификацией расстройств менструальной функции. Производится разбор больных с различными формами аменореи (гипоталамо-гипофизарная, яичниковая, маточная). Рассматривается значение тестов функциональной диагностики при различных формах аменореи. Принципы лечения аменореи в зависимости от возраста, сопутствующей патологии и уровня поражения. Разбираются различные нейроэндокринные синдромы. Ознакомить студентов с причинами бесплодия, планом обследования больной и методами лечения бесплодия. Производится клинический разбор больной страдающей первичным или вторичным бесплодием. Рассматриваются методы диагностики: функциональные тесты, намечается план лечения больной.
|
4,5
|
6
|
Миома матки и эндометриоз.
|
Студенты собирают анамнез у больных с миомой матки, производят специальное обследование. Проводится дифференциальный диагноз с беременностью, опухолью яичника, образованием воспалительной этиологии, аденомиозом. Разбираются осложнения миом, уточняются принципы оперативного и консервативного лечения. Студентов знакомят с этиологией, патогенезом, симптоматологией, методами диагностики и лечения эндометриоза различной локализации. Производится клинический разбор больных, имеющих генитальный эндометриоз различной локализации.
|
4,5
|
7
|
Фоновая и предраковая патология шейки и эндометрия матки. Рак шейки матки и эндометрия.
|
Изучается классификация фоновых и предраковых заболеваний матки, методы диагностики, проводится дифференциальный диагноз. Проводится разбор больных с эктопией, дисплазией шейки матки. Демонстрируются разные методы лечения (электрокоагуляция и эксцизия, крио- и лазеротерапия) и рациональный подход при выборе метода лечения. Разбирается больная с подозрением на рак матки или с установленным раком шейки и эндометрия. Обратить внимание, что основным симптомом рака эндометрия, нередко, являются кровотечения у женщин в менопаузе. Диагностика рака тела матки по данным анамнеза и объективного исследования. Обсуждаются вопросы лечения.
|
4,5
|
8
|
Доброкачественные опухоли яичников. Рак яичников. Трофобластическая болезнь
|
Изучается классификация опухолей яичников. Проводится общий и специальный осмотр больных с кистомами яичников, устанавливается диагноз, проводится дифференциальный диагноз, назначается лечение. Разбираются осложнения, встречающиеся при кистомах яичников. Студенты должны усвоить, что лечение кистом может быть только оперативным. Разбор больной или истории болезни с раком яичника; подчеркнуть возможность первичного, вторичного и метастатического рака яичников, четыре стадии рака яичников. Методы лечения: оперативное, химиотерапия, гормонотерапия. В заключении рассматриваются вопросы профилактики рака яичников.
|
4,5
|
9
|
Планирование семьи. Методы контрацепции. Искусственный аборт и его осложнения. Внебольничный аборт.
|
Студенты знакомятся с проблемой планирования семьи. Разбираются современные методы контрацепции, обращается особое внимание на индивидуальный подбор противозачаточных средств, изучаются их осложнения. Работа проводится в кабинете контрацепции. В абортном отделении демонстрируются методы прерывания беременности разных сроков, изучаются соответствующие приказы, обращается внимание на осложнения, которые могут возникнуть при искусственном аборте. Разбирается классификация внебольничного аборта, методы обследования, тактика лечения.
|
4,5
|
10
|
Острый живот в гинекологии.
|
Изучается клиника, диагностика и лечение больных с внематочной беременностью, апоплексией яичника, перекрутом ножки опухоли яичника. Ознакомить студентов с мерами оказания экстренной помощи. Производится клинический разбор 2х больных с внематочной беременностью: разрыв трубы, трубный выкидыш или с подозрением на вне- маточную беременность. По возможности демонстрируется техника пункции заднего свода, оценка результатов. Лечение. Разбираются больные с апоплексией яичника и перекрутом ножки опухоли яичника. Производится защита истории болезни.
|
4,5
|
11
|
Аномалии положения женских половых органов. Зачет.
|
Проводится осмотр больных с неправильным положением половых органов. Разбираются этиология, клиника, диагностика, терапия. Диагностика и терапия опущений и выпадений матки и стенок влагалища. Наиболее типичные операции.
|
4,5
|
5. Формы контроля: – зачет
Оценочные средства: Клинические задачи по дисциплине; Тестовый контроль знаний; Академическая история болезни.
зав. кафедрой __________________________________
|