Далевские чтения - 2013 (апрель 2013 г.)
XII студенческая конференция по проблемам речевой культуры
«Живое слово творит чудеса!» (Н.Н. Бурденко)
Примерные темы докладов
«Думая о будущем, дорожить прошлым!» (И.П. Павлов)
Сокровище русской словесности (о прижизненном полном собрании сочинений В.И. Даля).
Образ В.И. Даля в записках нижегородского литератора Н.А. Добролюбова.
Актуальное «Слово медика к больным и здоровым». В.И. Даль о здоровом образе жизни.
«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые…» (Матф. 7:17). Лев Владимирович Даль в истории мировой и национальной культуры.
Духовное наследие. Вопросы медицинской этики в «Дневнике старого врача» Н.И. Пирогова.
«Врач должен быть другом пациента». С.С. Корсаков и проблемы деонтологии в отечественной психиатрии.
«Он словом душу врачевал». В.М. Бехтерев о роли слова и силе внушения.
С. П. Боткин о значении слова в лечении больного.
«Живое слово творит чудеса». Н.Н. Бурденко о деонтологии в нейрохирургии.
Беззаветно служа человеку. О нижегородских врачах XIX века (Н.А. Грацианов, В.Я. Кокосов, Д.А. Венский, В.Н. Золотницкий, Н.И. Долгополов и др.).
Выдающиеся выпускники. Академики Н.Н. Блохин и Б.А. Королев об этике и деонтологии в онкологии и хирургии.
Человек живет словами…
«Казнить нельзя! Помиловать язык!» К вопросу о кризисе русского языка.
Язык есть исповедь народа! Родной язык – основа национальной культуры.
Иноязычные слова в современной русской лексике: плюсы и минусы.
«Слово толковое стоит целкового!» Толковые словари: от истории к современности.
Речевая культура: исторический экскурс от Древней Греции до наших дней.
«В человеке все должно быть прекрасно…» Об эстетике устной и письменной речи.
«И увидеть, и услышать!» Презентация как речевое и визуальное представление информации.
Чем плох язык готовых выражений? Об использовании речевых штампов.
«Слова – паразиты» в повседневной речи молодежи.
Язык как инструмент познания профессии.
Медицинская реклама и языковое манипулирование.
Медицинские афоризмы – квинтэссенция нравственности и мудрости.
«Здоровье» и «болезнь» в русском языке: из истории слов и выражений.
Речевая культура врача как показатель профессионализма.
Роль книги и чтения в формировании речевой культуры.
«От избытка сердца говорят уста…» (Матф. 12:34-35). Слово как материальное отражение мыслей.
Толерантность как основная составляющая межкультурной коммуникации.
Осторожно! Речевая агрессия в студенческой среде.
Чувства и мысли в живом слове. О роли эмоций.
Как правильно отказать. Слово «Нет» с позиции речевого этикета.
О проникновении криминального жаргона в молодежный сленг.
«Я» бывают разные. О тактике речевого поведения с различными собеседниками.
Профессия «человек-человек». О необходимости приобретения студентом – медиком коммуникативных навыков.
Диалог врача и больного: не только слушать, но и слышать.
Общение врача и пациента. О роли вербальной и невербальной коммуникации.
Речевая модель поведения: «жалоба» больного и «утешение» врача.
Ваша точка зрения…
Вирус сквернословия. Диагноз есть. Как лечить?
«Имей свое лицо!» Правила виртуального этикета: за и против (на основе анкетирования).
Искусство общения врача и современные технологии: вместо или вместе?
«Милосердная смерть»: благо или преступление?
Этика клонирования как государственная, медицинская и религиозная проблема.
Народные целители: опыт поколений или шарлатанство от медицины?
Медицина: профессия или призвание?
Образ врача на телеэкране и его влияние на формирование будущего специалиста.
И уважение, и признание. Как завоевать авторитет у пациентов?
Требования к докладам
В целях своевременного издания сборника материалов конференции к докладам предъявляются следующие требования: объем - не более 5 страниц печатного текста, без переноса слов, сокращений и выделений, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный, поля – по 2,5 см. На титульном листе необходимо указать следующие данные: название учебного заведения, информация об авторе (Ф.И.О., факультет, курс, группа) и руководителе доклада (Ф.И.О., звание, ученая степень, должность, кафедра). В конце доклада приводится список использованной литературы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Печатный и электронный варианты доклада, а также рецензия руководителя на доклад должны быть сданы в библиотеку не позднее 1 марта 2013 года. Мультимедийную презентацию к докладу готовят только те студенты, которые выступают на конференции.
Схема подготовки студенческого доклада
Ответственный
|
Примерная схема
|
Сроки
|
Библиотека
|
Определяет основные вопросы XII Далевских чтений и формулирует темы студенческих докладов.
|
октябрь 2012 г.
|
Заведующий кафедрой
|
Оказывает помощь в выборе тем, соответствующих проблематике конференции.
Определяет руководителей докладов из преподавательского состава кафедры.
|
декабрь 2012 г.
|
Руководитель доклада
|
Обсуждает основные тезисы доклада и составляет подробный план с докладчиком.
Направляет докладчика в библиотеку (абонемент художественной литературы).
|
Библиотека
|
В соответствии с темой и планом доклада библиотекарь помогает подобрать необходимую литературу и документы.
|
Автор доклада
|
Составляет доклад и предоставляет рабочий вариант доклада в печатном виде руководителю доклада.
|
декабрь 2012 г.-
февраль 2013 г.
|
Руководитель доклада
|
Знакомится с текстом доклада, дает рекомендации по доработке.
После доработки пишет на доклад рецензию и направляет докладчика в библиотеку (доклад должен быть представлен в печатном и электронном виде не позднее 1 марта 2013 года).
|
Библиотека
|
Редактирует доклады.
Помогает докладчику в оформлении библиографического списка использованной литературы в соответствии с ГОСТом.
Помогает докладчикам в подготовке к выступлению на конференции.
|
Кафедра русского языка
|
Дает свои рекомендации к прочтению и публикации докладов в сборник.
Дорабатывает доклады для публичного выступления.
|
март
2013 г.
|
Руководитель доклада
|
Оказывает помощь в подготовке мультимедийной презентации докладов, рекомендованных к прочтению на конференции.
|
|