Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека





Скачать 0.56 Mb.
Название Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
страница 1/3
Дата 03.04.2013
Размер 0.56 Mb.
Тип Документы
  1   2   3





ИНФОРМАЦИЯ

для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека

в связи с прохождением военной службы

Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.


14 февраля 2011 года


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Краткая справка о нарушении прав граждан в период проведения призывных мероприятий в 2010 году.




  1. Информация Санкт-Петербургской региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»




  1. Дефекты правового регулирования определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу.




  1. «О реальной ситуации с соблюдением прав военнослужащих». Информация Хабаровского краевого правозащитного центра.



^ Краткая справка о нарушении прав граждан

в период проведения призывных мероприятий в 2010 году


Сообщество российских правозащитных организаций в течение вот уже восьми лет проводит мониторинг случаев нарушения прав и свобод граждан при призыве на военную службу.

Результаты мониторинга показывают, что во всех без исключения регионах, где он проводится, деятельность военных комиссариатов и призывных комиссий осуществляется с нарушениями закона, во многих случаях носящих грубый характер. Фиксируются нарушения целого спектра конституционных прав граждан: от права на судебную защиту до права на охрану здоровья и права на образование.

В 2009 и 2010 годах число грубых нарушений при проведении призыва довольно сильно возросло. Зафиксированы следующие типы нарушений установленной законом процедуры призыва:

- нарушение установленного порядка вызова в военные комиссариаты;

- дезинформация призывников сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий, оказание психологического давления на граждан;

- нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении граждан, имеющих отсрочки от призыва в связи с обучением;

- нарушения, связанные с отказом в приёме вносимых призывниками в военные комиссариаты документов;

- нарушение процедуры работы призывной комиссии;

- нарушения установленных сроков призыва на военную службу.


^ 1. Но наиболее массовыми, как и в прошлые годы проведения мониторинга, стали случаи нарушений прав граждан при медицинском освидетельствовании.

В результате призываются граждане не годные по состоянию здоровья к военной службе, имеющие хронические заболевания. Данная тенденция таит в себе опасные последствия не только для каждого конкретного призванного молодого человека, но и для вооруженных сил в целом.

Прибытие в войска большого количества слабых здоровьем военнослужащих по призыву приводит к переполнению медсанчастей и госпиталей. Некоторые военные госпитали вынуждены обустраивать палаты двухъярусными кроватями. Много проблем с госпитализацией военнослужащих по призыву, своевременного оказания им медицинской помощи со стороны командования воинских частей.

В 2010 году во время проведения мониторинга было зафиксировано и подтверждено более сотни случаев призыва на военную службу граждан, ограниченно годных к военной службе. Региональный спектр таких случаев довольно широк: Воронеж, Казань, Калининград, Кострома, Екатеринбург, Москва, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Хабаровск.

Очевидно, что это совсем небольшая часть нарушений, которые происходят при призыве. В правозащитные организации за защитой своих прав обращаются совсем небольшое число граждан. Многие же просто не догадываются о том, что им положена отсрочка или освобождение от службы в армии по состоянию здоровья.

Во всех зафиксированных случаях медицинское освидетельствование призывников проходило формально и имело поверхностный характер, нередко осуществлялось в отсутствие медицинских документов, отражающих состояние здоровья призывника. Много случаев, когда призывникам выставлялась категория годности без проведения обязательных диагностических исследований (анализы, флюорографию, электрокардиографию и др.).


Кузнецов Дмитрий Юрьевич, 1991 года рождения, ОВКгМ по Раменскому району г. Москвы. Призывник страдает заболеванием сердечно-сосудистой системы, но, в нарушение закона, призывника признали годным к военной службе без проведения углубленного медицинского обследования для уточнения диагноза заболевания.


Буробин Михаил Андреевич, 1992 года рождения, ОВКгМ по Кунцевскому району г. Москвы. Призывник страдает бронхиальной астмой, но решением призывной комиссии 9 ноября 2010 года вместо определения действительной категории годности к военной службе и зачисления в запас, поставлена категория годности «Б» и дана отсрочка для получения образования.


В большинстве случаев медицинское освидетельствование проходит за один день. Врачи результатов анализов не имеют, т.к. только выдают призывнику направления на анализы после прохождения им призывной комиссии. Т.е. категория годности к военной службе призывнику выносится без проведения необходимых анализов. В соответствии с нормативными документами, определяющими процедуру призыва, пи принятии решения призывная комиссия должна получить исчерпывающую информацию о здоровье призывника, и только после этого она должна принимать решение, годен ли он к военной службе по состоянию здоровья.


Призывник Яковлев Владимир Владимирович был признан годным к прохождению военной службы по категории годности Б-3 и ему была выдана повестка на явку в войска на 22 октября 2010 года. Яковлев не согласился с этим решением и обратился с заявлением в суд. Суд Ленинградского района отменил решение о призыве Яковлева и признал его незаконным на том основании, что Яковлев имеет заболевание – сколиоз 2 степени. Призывная комиссия г. Калининграда попыталась оспорить решение суда, ссылаясь на возможность Яковлева предъявить свои жалобы во время отправки в войска, однако безрезультатно.


Зачастую решение призывными комиссиями принимается без изучения амбулаторных карт призывников, со ссылкой на то, что их отсутствие на призывной комиссии означает, что призывники полностью здоровы. Однако законный порядок обратный - отсутствие в личном деле призывника его амбулаторной карты должно служить причиной для откладывания решения о призыве до ее получения и тщательного изучения.


Обращают на себя внимание случаи игнорирования врачами, проводящими медицинское освидетельствование в военкоматах, жалоб призывников на проблемы со здоровьем, отказа в направлении призывников на дополнительное медицинское обследование, особенно, если нет медицинских документов, в которых зафиксированы заболевания. Однако причины их отсутствия бывают различными: в медицинских учреждениях теряются амбулаторные карты больных, в сельской местности отсутствуют медицинские учреждения, родители надеются на то, что все проблемы со здоровьем сына будут выявлены при медицинском освидетельствовании в военкомате и т. д.


Часто поступают жалобы от призывников, что в военкоматах отказываются принимать представляемые ими медицинские документы, мотивируя тем, что они не из тех медицинских учреждений, что обследоваться призывники должны только в той организации, в которую их направляет военкомат. При этом нередко и врачи отказываются принимать граждан призывного возраста, обращающихся с жалобами на здоровье, без направления военкомата.


При этом встречаются случаи полного отсутствия контроля со стороны региональных органов здравоохранения над формированием списка врачей, участвующих в медицинском освидетельствовании граждан при проведении призыва.


Согласно ответу из Администрации Калининского района СПб от 29.09.2010 на запрос Павловой И.Б. в персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для медицинского освидетельствования призывников в Калининском районе Санкт-Петербурга включены врачи-специалисты от ГУЗ «Городская поликлиника № 112»: терапевт - Шевченко Виталий Борисович, невролог - Николаева Екатерина Анатольевна. Однако от главного врача ГУЗ «Городская поликлиника № 112» получено письмо о том, что указанные специалисты в штате данного учреждения здравоохранения не состоят.


Статус и сама процедура медицинского освидетельствования излагаются в нормативных документах, определяющих сферу призыва, противоречивым образом1.

Врачи-специалисты часто, не обладая квалификацией (например, рентгенолога), чертят и читают рентгеновские снимки и устанавливают «свой» диагноз, не имея на то законного права. Ведь призывной пункт, где они проводят освидетельствование, не является медицинским учреждением, и, стало быть, не имеет соответствующей лицензии. Также не определен статус врачей, проводящей медицинское освидетельствование призывников.

Во многих регионах не хватает медицинских учреждений, которые способны проводить полноценное медицинское обследование граждан и определять состояние здоровья юношей в период до призыва на военную службу. Удалённость маленьких населённых пунктов лишает возможности призывников пройти нормальное квалифицированное медицинское обследование и выяснить истинное состояние своего здоровья до прибытия на медицинское освидетельствование призывной комиссией.


2. Насильственное задержание граждан призывного возраста, незаконное их лишение свободы, незаконное доставления призывников на призывные пункты и сборные пункты вызывают серьезную озабоченность общества.

Последствия такого призыва на военную службу могут стать для призывников и их родителей трагедией. Как правило, в этих случаях, медицинские документы сотрудниками военного комиссариата из медицинских учреждений не истребуются, обязательные диагностические исследования крови, мочи, флюорография и электрокардиография призывникам не проводятся. В результате на военную службу попадают молодые люди, имеющие основания для освобождения от призыва по состоянию здоровья. Очевидно, что никакой план призыва или иные публичные интересы не могут оправдать жестокого и дискриминационного отношения к молодым людям в возрасте от 18 до 27 лет


15 декабря 2010 года примерно в 10.00 утра призывник Байлуков Виктор Анатольевич, 1987 г.р. был задержан сотрудниками милиции и работниками призывного пункта Выборгского района Санкт-Петербурга по дороге на работу. Его принудительно посадили в машину и повезли на призывной пункт, где провели поверхностное медицинское освидетельствование. Его жалобы на состояние здоровья не учитывались, также ему не была предоставлена возможность предоставить медицинское документы. После этого призывника доставили на Сборный пункт Санкт-Петербурга, где удерживали в течение 5 дней (с 15 по 20 декабря 2010).

^ На пятые сутки, после вмешательства правозащитной организации, его отпустили для завершения медицинского освидетельствования, выдав повестку.


30 ноября в 13.20 в комнату в общежитии, где проживает гражданин Понизов Борис Сергеевич, 1990 г.р., пришел милиционер. Гражданин был задержан и доставлен в 20-е отделение милиции, а затем на призывной пункт Выборгского района Санкт-Петербурга. При задержании у гражданина был изъят паспорт, студенческий билет и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. На призывном пункте Выборгского района его заставили пройти медицинское освидетельствование, которое было проведено формально без учета жалоб гражданина и рассмотрения его медицинских документов. Примерно в 17.30 призывник был доставлен на Сборный пункт Санкт-Петербурга (Загородный, 54). С которого отпущен после вмешательства правозащитной организации.


В справке приведена краткая информация по нарушениям с иллюстрирующими ситуацию примерами, более подробно ситуация с правами человека при призыве в вооруженные силы будет отражена в Докладе мониторинг случаев нарушения прав и свобод граждан при призыве на военную службу..


^ Считаем необходимым следующее:


Законодательно закрепить углубленное медицинское обследование в районных либо областных (краевых) медицинских учреждениях за год до наступления призывного возраста, т.е. с 17 лет, с целью объективного определения состояния здоровья потенциального призывника и определения состояния здоровья с точки зрения годности или негодности к прохождению службы. Для этого:

- сохранить учет молодых граждан в детских поликлиниках до 17 лет,

- в год исполнения молодыми людьми 17 лет проводить им полное медицинское обследование на базе детской поликлиники, результаты которых направлять в комиссию по постановке на воинский учет.

^ Цель нововведения – максимально возможным образом выделить процедуру определения категории годности к военной службе из структур Минобороны.


Система определения категории годности гражданина по состоянию здоровья при его призыве на военную службу требует кардинального изменения. Процедура медицинского освидетельствования должна стать одной из форм военно-врачебной экспертизы, которую должна проводить не группа врачей-специалистов, не имеющих никакого административно-правового статуса, а сформированная в соответствии с законом военно-врачебная комиссия.

Необходимо устранить дефекты правового регулирования определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу.


^ Для предотвращения незаконных задержаний сотрудниками полиции граждан призывного возраста, - привести в соответствие формулировку, установленную частью 2 пункта 2 статьи 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата»

с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и ФЗ «О полиции».


^ Законодательно ввести процедуру организации работы и ответственности призывных комиссий, для чего разработать типовые Регламенты призывных комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, в которых, как минимум, отразить:

- юридический статус призывных комиссий (как комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях, так и комиссий субъектов Федерации), признав их государственными коллегиальными органами, определить процедуру представительства призывных комиссий при обжаловании их решений в суде, обеспечить чёткое разграничение компетенции призывных комиссий и военных комиссариатов;

- структуру, порядок формирования и изменения персонального состава комиссии;

- установить чёткие и подробные требования к наличию кворума, порядку подготовки и проведения заседаний призывных комиссий и документирования их решений;

- порядок взаимодействия между комиссиями муниципалитетов и субъектов Российской Федерации;

- обязать председательствующего на заседании объявлять персональный состав присутствующих членов комиссии, а при объявлении решения комиссии информировать призывника о его праве на обжалование этого решения с указанием срока и порядка обжалования;

- персональную ответственность председателя призывной комиссии и его заместителя за призыв на военную службу граждан, имеющих законные основания для предоставления отсрочки, или не подлежащих призыву;

- конкретные обязанности каждого члена комиссии и ответственность за принятые решения;

- порядок документирования (стенографирования) хода заседания и решений комиссии;

- требования к оформлению протокола заседания и типовую форму протокола в такой форме, чтобы из его содержания можно было судить о ходе заседания комиссии, ходатайствах и просьбах призывников, итогах голосования каждого члена комиссии по каждому вопросу;

- обязательное оформление каждого решения комиссии в виде отдельного документа с вручением копии призывнику и с обязательной отметкой в удостоверение призывника;

- право призывников и их представителей знакомиться, в том числе до заседания призывной комиссии, со всеми материалами своего личного дела.

Для уменьшения коррумпированности должностных лиц и открытости процедуры призыва, ввести обязательную трансляцию заседаний призывных комиссий на сайте в режиме онлайн.


Внести в перечень оснований для досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», следующее: - отмену решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу.


Справка подготовлена Ириной Муравьевой (Правозащитная Группа «Гражданин. Армия. Право») на основе материалов, предоставленных:


  • Межрегиональным движением «Солдатские матери» (Москва);

  • Правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга»;

  • Комитетом солдатских матерей Калининградской области;

  • Комитетом Солдатских матерей Хабаровского края.



Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация

«Солдатские матери Санкт-Петербурга»

_____________________________________________________________________________________

191002, Санкт-Петербург, Разъезжая улица, 9. Тел (факс): (812) 712-50-58, 712-41-99

E-mail : [email protected]; «горячая линия» 8-911-772 34 40

_____________________________________________________________________________________

14.02.2011


Общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» с 1991 года ведет активную просветительскую работу с целью разъяснения гражданам конституционных прав, а также законодательства, связанного с призывом на военную службу, прохождением военной службы. Данная работа проводится для повышения правосознания граждан и предотвращения призыва в армию граждан, имеющих значительные ограничения к службе по состоянию здоровья или имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, а также имеющих убеждения, противоречащие несению военной службы. Кроме того, организация оказывает реальную консультационную и юридическую помощь жертвам преступлений во время прохождения военной службы.

В аналитических справках и докладах организация не только отражает информацию о фактах нарушений, но также и дает рекомендации по улучшению ситуации.


^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ГОДНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Наиболее серьезные опасения вызывает организация и проведение медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Проведение первоначальной постановки на воинский учет повсеместно с участием школы не отвечает ее целям, в результате чего не определяется объективный показатель годности граждан к военной службе.

Врачи, проводящие освидетельствование несовершеннолетних граждан при постановке граждан на воинский учет, не имеют соответствующей специализации. В рамках Положения о лицензировании медицинской деятельности» (утв. Постановлением Правительства от 22.01.07 № 30) врачи должны иметь соответствующую специализацию (например, детская кардиология, детская хирургия, педиатрия и пр.).

Невыполнение требований «Инструкции о порядке медицинского обеспечения граждан РФ до их первоначальной постановки на воинский учет» (утв. Приказом Министра Обороны и Министерства здравоохранения № 240/168 от 23.05.2001) в части проведения профилактических осмотров юношей 15-16 лет приводит к отсутствию информации о состоянии здоровья гражданина, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет.


РЕКОМЕНДАЦИИ:


  • Мы считаем, что необходимо обеспечить требование Инструкции о порядке медицинского обеспечения граждан РФ до их первоначальной постановки на воинский учет (проведение профилактических осмотров юношей 15-16 лет, лечебно-профилактических мероприятий, диспансерного наблюдения и пр.)2

  • Мы полагаем, что необходимо внести изменения в закон и отменить обязательное определение категории годности при первоначальной постановке на воинский учет. Следует передать наблюдение заболевания молодого человека и заполнение специальных медицинских форм поликлинике по месту жительства.




  • Мы видим необходимость в создании в субъектах Федерации центров подростковой медицины, с целью раннего выявления заболеваний, сохранения, укрепления и восстановления здоровья подростков, для определения их профессиональной пригодности и годности к военной службе. Мы считаем, что нужно восстановить подростковую службу и специальность подросткового врача во взрослых поликлиниках.

  • Считаем целесообразным освободить военные комиссариаты и комиссии по постановке на воинский учет от полномочий проводить медицинское освидетельствование и давать категорию годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет, передав эти функции органам здравоохранения субъекта федерации.


Правозащитная организация каждый призыв фиксирует нарушения прав граждан призывного возраста при проведении медицинского освидетельствования.

Врачи-специалисты, определяющие категорию годности граждан к военной службе, часто не имеют достаточной квалификации для проведения данной экспертной деятельности, не выполняют своих должностных обязанностей, четко прописанных в «Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу», превышают свои полномочия.

Отсутствие в законодательстве четко определенной ответственности врачей-специалистов за свои действия и заключения приводит к безнаказанности и порождает многочисленные нарушения прав граждан, подлежащих призыве на военную службу.

Можно констатировать, что врачи-члены призывной комиссии субъекта Федерации (они же врачи-специалисты штатной военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Федерации), осуществляющие контрольную функцию за качеством призыва, фактически заинтересованы в выполнении плана по призыву. Таким образом, процедура обжалования решения призывной комиссии муниципального образования (результатов медицинского освидетельствования) в призывную комиссию субъекта федерации является неэффективной мерой.


РЕКОМЕНДАЦИИ:


  • Мы считаем необходимым наделить комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, каким-либо административно-правовым статусом.

  • Мы считаем, что необходимо повышать квалификацию врачей, проводящих освидетельствование призывников, в вопросе проведения военно-врачебной экспертизы, путем их переаттестации и содействия в получении медицинской комиссией лицензии на проведение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.

  • Мы полагаем, что необходимо внести изменения в закон «О воинской обязанности военной службе» и установить ответственность врачей-специалистов и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию призывников, а также определить в новом законе право обжаловать заключение врача, руководящего работой медицинской комиссии.

  • Мы полагаем, что необходимо внести изменения в закон «О воинской обязанности военной службе» и установить нижнюю границу призывного возраста – 21 года с сохранением верхней границы – 27 лет. В результате оценки состояния здоровья граждан призывного возраста врачи, проводящие их обследование и лечение, сделали вывод о том, что социальное и психофизическое созревание человека наступает в 21 год.

  • Мы полагаем, что необходимо внести изменения в закон «О воинской обязанности военной службе» и передать контрольную функцию по надзору обоснованности предоставления освобождений и отсрочек от призыва Комитету по здравоохранению субъекта Федерации, так как председателем призывной комиссии субъекта Федерации является глава исполнительной власти субъекта Федерации.



^ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Правозащитная организация «Солдатские матери СПб» фиксирует многочисленные нарушения, связанные с направлением призывникам повесток неустановленной формы3, ненадлежащим ведением личного дела призывников4, невыполнением требований в части подготовки к призыву (осуществление запросов в медицинские учреждения)5 и пр.

С апреля 2009 года призывная комиссия Санкт-Петербурга работает с грубыми нарушениями действующего законодательства. Так, Постановлениями Губернатора Санкт-Петербурга от 01.04.2009 № 18-пг и № 62-пг от 07.10.2010 в состав призывной комиссии Санкт-Петербурга включены, кроме врачей штатной ВВК, все врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование призывников в муниципальных образованиях города.

Такой состав призывной комиссии субъекта Федерации является незаконным, поскольку данная комиссия выполняет надзорные функции и проверяет обоснованность результатов медицинского освидетельствования призывников в муниципальных образованиях. Кроме того, в состав призывной комиссии Санкт-Петербурга вошли 123 члена, а протокол заседания призывной комиссии Санкт-Петербурга подписывают 24 члена. Таким образом, призывная комиссия СПб в течение 4-х призывов (2009 и 2010 года) выносит незаконные решения меньшинством голосов.

При этом, несмотря на одобрение Министром Обороны предложений правозащитных организаций о включении в состав призывных комиссий представителей гражданского общества, до настоящего времени реальный общественный контроль не осуществляется из-за бездействия военных комиссаров субъектов федерации.

Общественный Совет Министерства Обороны, «родительские комитеты» при военных комиссариатах и войсковых частях не включают в себя правозащитников, фактически, имитируют общественный контроль.


РЕКОМЕНДАЦИИ


  • Мы полагаем, что необходимо обеспечить строгое выполнение требований Приказа МО № 400 от 02.10.2007 года.

  • Мы считаем, что требуется провести переаттестацию начальников отделов военного комиссариата СПб, врачей-членов призывной комиссии СПб (врачей штатной ВВК военного комиссариата СПб) и врачей, руководящих работой по медицинской комиссии на предмет соответствия занимаемой должности.

  • Привлечь к участию в работе призывных комиссий представителей правозащитных некоммерческих организаций.


^ НАСИЛЬСТВЕННОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И ЛИШЕНИЕ ИХ СВОБОДЫ

Организация фиксирует системные нарушения, связанные с массовыми задержаниями призывников и их принудительной отправкой в Вооруженные Силы РФ. На горячие линии организации в период с 16 ноября по 27 декабря 2010 года поступило около 600 обращений от граждан по фактам насильственного призыва. По данным фактам было написано порядка 70 обращений в контролирующие инстанции. Очевидно, что никакой план призыва или иные публичные интересы не могут оправдать жестокого и дискриминационного отношения к молодым людям в возрасте от 18 до 27 лет. Последствия такого призыва на военную службу могут стать для призывников и их родителей трагедией. Как правило, в этих случаях медицинские документы отделом военного комиссариата из медицинских учреждений не истребуются, обязательные диагностические исследования призывникам не проводятся, вследствие чего в Вооруженные Силы могут попасть молодые люди, имеющие серьезные основания для освобождения от призыва по состоянию здоровья.

РЕКОМЕНДАЦИИ


  • Мы полагаем, что требуется обеспечить выполнение процедуры, изложенной в совместном Приказе МО, МВД и ФМС № 366/789/197 от 10.09.2007. В частности, информационное официальное письмо Министра Обороны, доступное в основных правовых системах, могло бы снизить количество указанных нарушений.




  • Мы полагаем, что необходимо внести изменения в закон «О воинской обязанности военной службе». В статье 26 закона указать, что проведение призывных мероприятий в течение одного дня, а также в условиях, когда гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не имеет возможности обжаловать действия и решения, связанные с призывом на военную службу, не допускается.


^ НАДЗОР ЗА НАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Правозащитная организация констатирует, что прокуратура не выполняет своих надзорных функций. В осенний призыв 2010 года на Сборном пункте Санкт-Петербурга был организовано дежурство помощника прокурора военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона с целью профилактики и предотвращения нарушений прав граждан. Однако в течение декабря 2010 года сотрудники правозащитной организации «Солдатские матери СПб» и родители насильственно доставленных на Сборный пункт молодых людей неоднократно требовали прокурорского вмешательства в связи с грубыми нарушениями прав призывников.

Из заявления Т.: « Увидев, что я говорю по телефону, Бажимов А.Н.(прим. начальник отдела ВК СПб по Выборгскому району) начал отбирать у меня мой телефон и кричал на меня нецензурной бранью. Я убрал телефон в карман, но он схватил меня за руку и начал ее заламывать назад, сказав своему коллеге, которого он называл Мишей, залезть мне в карман и вытащить оттуда телефон. Когда у Миши ничего не получилось, они позвали еще одного человека, находившегося неподалеку. Через некоторое время их стало уже четверо. Бажимов А.Н. стал пинать меня по ногам, чтобы повалить на пол, остальные держали меня за руки и выкручивали мне их. В итоге им удалось забрать у меня телефон. Бажимов взял меня за ухо и стал мне его выкручивать, говоря мне «Чурка, я тебе засуну этот телефон в зад». Затем он меня толчками начал водить по кабинетам на мед осмотр, после он оставил меня в покое». Описанная ситуация происходила на Сборном пункте Санкт-Петербурга 18 декабря 2010 года.

В этих ситуациях военная прокуратура показала в очередной раз полную свою неэффективность.

По словам заместителя начальника штаба Западного военного округа Бурдинского Е.В. на «горячую линию», организованную командованием округа в осенний призыв 2010 года обратилось около 100 человек, что доказало отсутствие обратной связи командования округа с гражданами и объективного контроля за реальным положением дел. В то время как на мобильную «горячую линию» правозащитной организации в течение декабря 2010 года поступило более 1000 звонков из них примерно 70% были связаны с насильственным задержанием и лишением свободы на призывных пунктах районов и Сборном пункте Санкт-Петербурга граждан призывного возраста.


^ НЕИСПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ УСТОЯВШИХСЯ ПОЗИЦИЙ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Увеличилось число судебных дел, связанных с бездействием призывной комиссии субъектов Федерации. В таких делах устанавливается, что, несмотря на решение призывной комиссии муниципального образования о зачислении призывника в запас по состоянию здоровья, призывная комиссия субъекта федерации не предпринимает мер по проверке решения нижестоящей комиссии в течение длительного времени, что приводит к тому, что призывника понуждают проходить все мероприятия, связанные с призывом на военную службу заново, в том числе, предполагается, что призывник обязан пройти все медицинские обследования, как амбулаторные, так и стационарные.

По таким делам суды неоднократно выносили решение в пользу призывников, так, в делах № 2-2787/09, № 2-742/2010, 2-343/2010 рассмотренных Ленинским районным судом Санкт-Петербурга, суд признал бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга незаконным, в деле № 2-343/2010 суд, сославшись на заключение судебно-медицинской экспертизы установил, что заключение врача-хирурга Брайлова А.Л. призывной комиссии Санкт-Петербурга является явно необоснованным, заявитель из-за ошибки врача в этом деле понес судебные расходы на оплату услуг судебных экспертов в размере 36,000 рублей.


В делах, рассмотренных Выборгским районным судом Санкт-Петербурга № 2-1043/2010, Петродворцовым районным судом Санкт-Петербурга № 2-1424/2009, 2/1488/2009, Фрунзенскым районным судом Санкт-Петербурга № 2-215/2011 (2-4947/2010) суды установили, что, несмотря на то, что заявители обучались в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, тем не менее, они не имеют диплома специалиста, бакалавра или магистра, им ранее не предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением, таким образом, в этих случаях призывная комиссия обязана предоставить отсрочку от призыва на военную службу на время обучения. В случае, если призывник окончил среднее профессиональное или начальное профессиональное образовательное учреждение до исполнения 18 лет или в отношении него не принималось решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в таком учреждении, он также имеет право на отсрочку при обучении образовательном учреждении высшего профессионального образования по очной форме обучения при наличии государственной аккредитации.

Должностные лица не изучают судебную практику, тем самым воспроизводят нарушения прав граждан.

Организация рекомендует наладить правовую работу в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации с целью неукоснительного соблюдения решений судов.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon С. В. Кривенко, директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», член Совета при Президенте

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Настоящая информация подготовлена на основании электронных сообщений, опубликованных на сайте Promed-mail...
Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Протокол №18 заседания Ученого совета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека управление
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека управление

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon А. Т. Голиусов начальник отдела по организации надзора за вич/спид федеральной службы по надзору

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Экзаменационные вопросы для 5 курса стоматологического факультета
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)...
Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека icon Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы