|
Скачать 0.82 Mb.
|
НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Воронеж, 2009 УДК- 616-053.5/.6-07-09.91 ББК – 57.31. Авторы: А.П. Савченко – кандидат медицинских наук А.Ю. Лихачёва – кандидат философских наук Е.В. Стеньшинская – кандидат медицинских наук А.П. Швырёв – доктор медицинских наук Издание ориентировано на привлечение внимания к проблеме насилия над детьми и подростками и жестокого обращения с ними. Освещены философские, медицинские, психологические и юридические аспекты означенной проблемы. Предлагаемое издание предназначено для педиатров, детских психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, педагогов, правозащитников. Рецензенты: А.А. Шевченко – кандидат философских наук Н.С. Толстоухова – кандидат психологических наук В.Н. Кручинин - кандидат юридических наук «Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу… Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом». ^ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно. Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе. Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Насилие над детьми и подростками - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов. Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом. Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью. Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным. Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы. В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя. Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием. В настоящее время не существует единого мнения о первопричине насилия над детьми и подростками. Было предложено множество микро - и макротеорий — от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатизация личности. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие над детьми и подростками, на патриархальной социальной структуре. Р. Джиллес и М. Страус (1979) сформулировали 15 теоретических положений, которые могли бы объяснить основные причины насилия над детьми и подростками, и показали, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи насилия над ними. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия над детьми и подростками в семье и обществе. Их модель учитывает разнообразие устройства общества и семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним. С насилием над детьми и подростками наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение, как к насильникам, так и к самим детям и подросткам, а именно: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию. Насилие над детьми и подростками тесно связано с социальным стрессом в семье и обществе. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать разногласия среди супругов в воспитании детей, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями. Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия со стороны родителей, опекунов и других взрослых над ребенком. Предметом широких исследований были и психологические факторы, способствующие и предрасполагающие к насилию над детьми и подростками. По данным исследователей, для родителей, истязающих своих детей, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к ним со стороны родителей. В психологии существует множество объяснений насилия над детьми и подростками. Например, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти (которое Фрейд называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие над детьми и подростками следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура). Интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д.Кэмпбелл, М.Шериф). Когнитивизм рассматривает насилие над детьми и подростками как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л.Фестингер, Г. Тэшфел). Обобщая сказанное о природе насилия над детьми и подростками в семье и в обществе, можно отметить, что существует множество причин и факторов, вызывающих или влияющих на проявления насилия. Но какими бы ни были они, насилие всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно. Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей и подростков от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Эти нормы служат гарантом обеспечения прав ребенка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и подростков, нарушающих или ограничивающих их права и свободы. Сегодня перед обществом и российским государством можно поставить вопрос, в достаточной ли мере существующие законодательные акты Российской Федерации гарантируют такие важнейшие стороны жизнедеятельности ребенка, как «… уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» («Конвенция о правах ребенка», ст. 27) и право на защиту от всех форм насилия». Сказанное особенно актуально для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, порой идут вразрез с интересами и безопасностью детей и подростков. ^ 1. ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ1 В последние десятилетия разрушался один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети и подростки - это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Еще совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми и подростками в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми и подростками до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Сейчас мы начинаем пожинать плоды такого подхода и осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Уже ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является здесь исключением, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Жестокое отношение к детям и подросткам пронизывает всю историю развития человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении ребенка отмечается и сегодня во всем мире. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось в обществе нарушением правовых и моральных норм. Именно христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей - их убийц. Однако в христианизированной Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям и подросткам. Тема насилия против детей и подростков стала активно обсуждаться в XIX веке во время процесса индустриализации, когда семья фактически потеряла функцию защиты ребенка и сама стала эксплуатировать его, отправляя на работу, лишая образования, нормальных условий развития и перспектив на будущее. В то время старшие дети были просто обречены на добывание средств существования для родителей и младших братьев и сестер. Ответной реакцией передовой общественности на насилие над детьми было создание различных союзов и обществ: в 1871 году в Нью-Йорке — «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»; в 1898 году в Германии — «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения», который позднее был преобразован в «Немецкий союз защиты детей»; в 1899 году в Британии под патронатом королевы Виктории — «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми» (в начале XX столетия это общество опубликовало следующие данные: выявлено 428 тыс. детей, против которых совершается насилие; из них 61 тыс. — с ранами, кровоподтеками и ожогами, полученными от лопат, кнутов, кожаных ремней, кипятка, 11 тыс. — изнасилованных детей, 18 тыс. — детей, умерших от жестокого обращения). Эти первые статистические данные надолго определили направления социологических исследований по теме насилия против детей и подростков: убийства, изнасилования, избиения и причинение другого физического вреда. В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного и физического развития. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеобщую декларацию прав человека», провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и то, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Декларацию прав ребенка», где предусматриваются наиболее важные принципы: - ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения; - равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи; - ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; - ребенок «...для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности…». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью; - на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Начиная со второй половины XX века появляются новые подходы к изучению данного явления. Так, в 1961 году X. Кемпе (Henry Kempe) предложил свою концепцию «синдрома битых детей», где описал педиатрические, психиатрические и правовые аспекты насилия над детьми. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Ж. Гарверино (концепция «синдрома детей, битых в психологическом смысле») и исследованиях Е. Триве-Бекер. Важным в этих исследованиях является обращение к теме психологического насилия над детьми в семье и его последствий для дальнейшей судьбы ребенка. Научное изучение насилия в семье началось в шестидесятые годы, с концентрации внимания на проблемах детей и подростков. Надо отметить, что еще в 19 столетии в США плохое обращение с детьми было предметом общественной озабоченности. Но большинство людей были убеждены в том, что насилие в семье - явление крайне редкое, характерное для небольшой части населения и порождается определенным психологическим нарушением. В семидесятые годы в Америке и Европе получили широкое признание идеи равноправия мужчин и женщин в браке и на работе. В 70 -80-х годах возрастает общественная осведомленность о семейной жестокости, супружеское насилие и насилие над детьми признается недопустимым. В Канаде домашнее насилие также «высвечивается» на фоне общей кампании за равенство полов. Проблема насилия в семье постепенно открылась для канадского общества благодаря усилиям неправительственных женских организаций, специалистов в области гендерных исследований и социальных работников. Уже в 70-е годы под давлением общественности началось государственное субсидирование кризисных центров и приютов для женщин, детей и подростков, переживших насилие. В 1981 году в Министерстве здравоохранения и социальной защиты был образован Центр анализа и синтеза информации по вопросам семейного насилия. В 1984 году Б. Леви издал книгу, посвященную семейной жестокости, в которой был сделан вывод о том, что это явление распространенное, серьезное и имеющее место среди представителей всех слоев общества. В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере. Обсуждение этой проблемы на государственном уровне было своего рода табу. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность. Как правило, изучение насилия в семье сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса. О многогранности этого социального явления, проявляющегося в различных формах, лишь упоминалось в контексте взаимосвязи с физическим насилием. Публично о насилии в семье заговорили совсем недавно. В 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Именно благодаря женскому движению в России, так же как и в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия. «Завеса молчания» была сорвана, и широкая общественность узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются в семье. Каждый год около двух миллионов детей и подростков избиваются родителями. Для 10% этих детей и подростков побои заканчиваются смертью, и две тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей и подростков в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от других видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Дети и подростки, не способные защищать себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Выросли до масштабов социально-значимого явления убийства с целью избавления от больных и немощных детей и подростков, а также с целью овладения их правами на имущество. В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году (Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, № 45, 1990 г.). «Конвенция о правах ребенка» занимает особое место в силу ряда причин: - во-первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; - во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; - в-третьих, принципиальные положения «Конвенции о правах ребенка» явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств - членов ООН, в частности - России; - в-четвертых, юридическая техника составления норм «Конвенции о правах ребенка» настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. Так, в 1996 году «Конвенцию о правах ребенка» ратифицировали 90 % всех государств-членов ООН. Даже такой краткий экскурс в историю вопроса ясно показывает, что определение понятия «жестокое обращение с ребенком» зависит от правовой и моральной точек зрения точно так же, как и от исторически изменяющихся социокультурных и профессиональных подходов и условий. Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой: - огромное число детей-сирот; - массовую беспризорность и безнадзорность; - еще более жестокое обращение с детьми и подростками. В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л. С. Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребенка в семье, детском доме, школе, детском саду. В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. С 1970-х годов появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми и подростками. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми и подростками, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям и подросткам, пережившим психическую травму, детям и подросткам с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия. Обобщая сложившиеся в настоящее время подходы к определению этого понятия в цивилизованном мире, можно сказать, что жестокое обращение с детьми и подростками происходит там и тогда, где и когда детям и подросткам фактически причиняется умышленное или неосторожное обращение, действие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других людей, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают их правам и благополучию. Насилие чаще всего трактуется как физическое, психическое или социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы лиц или государства, вынуждающее человека прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую первой, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности. К факторам риска (обстоятельствам, ситуациям), способствующим жестокому обращению с детьми и подростками в семьях, можно отнести: - неполные или многодетные семьи, а также те, в которых постоянно возникают конфликты между родителями; - семьи с приемными детьми; - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией; - социальная изоляция семьи; - специфические культурные или религиозные факторы; - стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых; - использование физического и психического насилия в качестве наказания; - юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками; - низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей; - статус беженцев в результате межнациональных конфликтов. К отклонениям в состоянии здоровья и поведении родителей, других членов семьи, способствующих жестокому обращению с детьми и подростками в семьях, можно отнести: - психические заболевания (психоз, депрессия); - критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения); - умственная отсталость; - недостаточный самоконтроль или импульсивность; - наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления; - родители, будучи детьми, сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания. К факторам риска, которые характеризуют особенности детей и подростков – жертв насилия, относят: - нежеланный ребенок; - нелюбимый ребенок в семье; - наличие у ребенка физических и умственных недостатков, врожденных уродств; - сходство с нелюбимым родственником; - нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность; - «трудный» ребенок; - высокоодаренный или талантливый ребенок. Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми и подростками, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми и подростками следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением. При анализе насилия в семье возникает ряд трудностей: 1. Насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют правоохранительным органам, некоторые боятся лишиться материальной поддержки), а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится, в первую очередь, к детям и подросткам). С другой стороны, латентность насилия объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи сокрытия обращений о фактах насилия в семье самими правоохранительными органами. 2. В современной России нет официальной статистики по насилию над детьми и подростками. Статистика о потерпевших характеризует весь массив потерпевших от всех видов преступлений, не выделяя при этом число жертв от насильственных преступлений вообще и от насильственных преступлений, совершаемых в отношении детей и подростков. ^ 2 Насилие и жестокое обращение с детьми и подростками – феномен сложный и многоаспектный. Его изучением занимаются различные науки: - философия; - история; - социология; - право; - психология; - психиатрия; - судебная медицина; - другие медицинские дисциплины. Жестокое обращение с детьми и подростками и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко и угроза его жизни и даже смерть. Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению и насилию, как помочь ему? Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и подростками и пренебрежения их интересами: - физическое; - сексуальное (развращение); - психическое (эмоциональное, психологическое) насилие; - пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость). Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических травм и различных телесных повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание, которые причиняют ущерб здоровью, нарушают его развитие или лишают его жизни. Эти действия могут осуществляться в форме: - избиения; - истязания; - сотрясения; - в виде ударов, пощечин; - прижигания горячими предметами, жидкостями или зажженными сигаретами; - в виде укусов; - использования самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие над детьми и подростками включает также вовлечение последних в употребление наркотиков, алкоголя, психоактивных веществ, дачу им отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, а также попытки удушения или утопления ребенка. Жестокость и интенсивность насильственного поведения всегда следует оценивать в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком. Следует заметить, что существует мнение о том, что чем сильнее выражены внешние проявления физического насилия, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Однако, следует сделать оговорку, что это не совсем так, поскольку дети и подростки существенно отличаются друг от друга и взрослых своими психологическими особенностями и характеристиками. Необходимо четко осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение или истязание, которое всегда сопровождается словесными оскорблениями ребенка и приводит еще и к психической травме. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и подростка и характеру нанесенных ему травм. ^ - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); - задержка физического развития; - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, проявления контактного дерматита и других видов сыпи). ^ - на теле – кровоизлияния, ссадины, раны, кровоизлияния в глазные яблоки, следы от прижигания горячими предметами и жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем, укусов; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. - на голове – участки алопеции, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах. ^ возраст 0-6 мес.: - снижение двигательной активности; - безразличие к окружающему миру; - отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы и раздражители; - редкая улыбка. возраст 6 мес. - 1,5 года: - боязнь родителей; - боязнь физического контакта со взрослыми; - постоянная беспричинная настороженность; - плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; - испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. возраст 1,5-3 года: - боязнь взрослых; - редкие проявления радости; - плаксивость; - реакция испуга при плаче других детей; - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до абсолютной безучастности. возраст 3 года – 6 лет: - примирение со случившимся и отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям и критике; - заискивающее поведение и чрезмерная уступчивость; - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм; - агрессивность; - лживость; - воровство; - жестокость по отношению к животным; - склонность к поджогам. младший школьный возраст: - стремление скрыть причину имеющихся повреждений и травм от чужих взрослых; - одиночество; - отсутствие друзей; - боязнь идти домой после школы. подростковый возраст: - побеги из дома; - суицидальные попытки; - делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение; - употребление алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ. Следует отдельно остановиться на особенностях поведения родителей или попечителей, которые позволяют заподозрить их в жестоком отношении к ребенку: - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее; - позднее обращение или не обращение за медицинской помощью, либо инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; - обвинение в травмах самого ребенка; - неадекватность реакций на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; - обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность). Сексуальное насилие или развращение (совращение, злоупотребление) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми или старшим ребенком (подростком) с целью получения последними удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды с применением физического, психического насилия или без него. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их: - мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон; - введение для стимуляции предметов во влагалище или анус ребенка; - коитус; - взаимная мастурбация; - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; - несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка; - эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком; - вуайеризм или визионизм – подглядывание в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, когда ребенок этого не подозревает, а также принуждение ребенка к раздеванию; - словесные приставания. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основание считать его ненасильственным, поскольку ребенок: - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого; - не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий. ^ - повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер; - расширение ануса; - следы спермы в анальной и генитальной областях; - заболевания, передающиеся половым путем; - беременность; - острые и хронические инфекции органов мочевой системы; - кровотечения из половых органов; - кровотечения из ануса; - разрывы ануса, прямой кишки, влагалища, промежности; - выпадение матки; - выпадение прямой кишки; - психо-соматические расстройства. ^ дети дошкольного возраста: - ночные кошмары; - страхи; - регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); - несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; - открытая мастурбация; - несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; - беспричинные нервно-психические расстройства. дети младшего школьного возраста: - низкая успеваемость; - замкнутость, стремление к уединению; - изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя); - ухудшение взаимоотношений со сверстниками; - несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение; - стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. дети старшего школьного возраста: - депрессия; - побеги из дома и институциональных учреждений; - низкая самооценка; - угрозы или попытка самоубийства; - сексуализированное поведение; - употребление наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя; - проституция или беспорядочные половые связи. Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх; - психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка; - заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности; - предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям; - угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей; - унижение человеческого достоинства ребенка; - обвинение ребенка в том, в чем он не виноват; - постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку; - душевная жестокость; - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; - предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; - ложь и невыполнение взрослыми обещаний; - запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку; - гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов; - однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. ^ - задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития; - нервный тик; - энурез; - печальный вид; - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). ^ - беспокойство или тревожность; - нарушение сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность; - склонность к уединению; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - плохая успеваемость; - низкая самооценка; - нарушение аппетита; - беспомощность ребенка; - абсолютная зависимость ребенка от взрослых. ^ - нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; - оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; - постоянное сверхкритичное отношению к нему; - негативная характеристика ребенка; - отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником; - перекладывание на него ответственности за свои неудачи; - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка? - Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования. - Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. - Отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов. - Вовлечение ребенка в совершение правонарушений. Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития. ^ - утомленный, сонный вид; - гигиеническая запущенность; - педикулез; - чесотка; - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - задержка роста; - задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; - выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей; - частая заболеваемость; - многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи; - повторные эпизоды случайных травм или отравлений. ^ - постоянный голод и/или жажда; - кража пищи; - стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; - требование ласки и внимания; - подавленное настроение, апатия; - пассивность; - агрессивность и импульсивность; - делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; - неумение общаться с людьми, дружить; - неразборчивое дружелюбие; - регрессивное поведение; - мастурбация; - трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; - низкая самооценка. В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально. В противном случае им предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий, может развиваться по трем схемам: 1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма или колония – углубленная профессионализация в преступном мире»; 2) «неудачи в школе – знакомство с деликвентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция) – смерть или самоубийство); 3) наложение друг на друга первой и второй схем. Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности. Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию». Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться ном предполагается, что первые лучше вторых, что они имеют право так поступать.ятся подчинить их себе.ю черту, которую они ране различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез. Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения. Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. Влияние насилия на судьбу ребенка трагично. Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения. ^ Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения: - неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными; - нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению; - наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий; - пережитое в детстве насилие со стороны взрослых; - личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов. Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней: - макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие; - микроуровень семейной среды; - уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика. ^ Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества. Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия. Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно. ^ Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов. С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям. ^ ОБРАЩЕНИЯ Как говорится в ст. 6 «Конвенции о правах ребенка», неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь, и государство должно обеспечить в «… максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Ряд статей «Конвенции о правах ребенка» указывают на необходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации. Так, в ст. 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья; ст. 34 - «от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения»; ст. 36 - «от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка». Так, предусмотрено наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, к которым отнесено, например, убийство, сопряженное с изнасилованием ребенка (ст. 102 «Уголовного кодекса Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 13 июня 1996 года № 63 – ФЗ (УК РФ), и без таковых (ст. 103 УК РФ). Ответственность за нанесение ущерба здоровью ребенка предусмотрена по статьям 108, 109 и 112 УК РФ – за умышленные телесные повреждения различной степени тяжести и ст. 113 УК РФ за систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязаний. Оставление несовершеннолетнего в опасности и вовлечение его в преступную деятельность также являются уголовно наказуемыми деяниями (ст. 127 и 210 УК РФ). В «Конвенции о правах ребенка» говорится о необходимости принятия всех мер «… для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме» (ст. 35), «…для предотвращения бесчеловечных, жестоких, унижающих достоинство видов обращения или наказаниям (ст. 37). УК РФ предусматривает наказания за преступления, связанные с насильственным лишением свободы, которые, как правило, сопровождаются психической или физической травматизацией ребенка: похищение или подмену ребенка (ст. 125), захват заложников (ст. 126-1), незаконное лишение свободы (ст. 126). Под незаконным лишением свободы в отношении ребенка подразумевается насильственная его изоляция на продолжительный срок, используемая родителями или воспитателями в качестве наказания. К числу воздействий, наносящих существенный вред здоровью ребенка, относится употребление несовершеннолетними наркотических веществ, алкоголя, об этом говорится в ст. 33 «Конвенции о правах ребенка: «Государства – участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей и подростков от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей и подростков в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими». Согласно УК РФ преступлениями считаются следующие деяния: - доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 210-1); - вовлечение его в немедицинское потребление лекарственных или иных средств, «не являющихся наркотиками, влекущих одурманивание» (ст. 210-2); - склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств (ст. 224-2). Наказание за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения предусмотрено также в «Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях» - в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2001 года № 195 – ФЗ (ст. 163). К преступлениям, наносящим ущерб здоровью, относится также заведомое заражение венерической болезнью, в том числе и СПИДом. При этом заражение несовершеннолетнего считается отягчающим вину обстоятельством (ст. 115 УК РФ). ^ В УК РФ предусматриваются наказания за половые преступления, при этом сексуальные преступления против несовершеннолетних являются либо отягчающим вину обстоятельством (ст. 117 о наказании за изнасилование и ст. 121 – за мужеложство), либо выделяются в самостоятельные статьи, такие, как ст. 119 – половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости и ст. 120 – развратные действия в отношении несовершеннолетних). К сожалению, не раскрывается само понятие «развратные действия», но судебная практика показывает, что к этим действиям относятся как любые формы телесного контакта между взрослым и несовершеннолетним, направленные на удовлетворение полового влечения, обнажение взрослого или принуждение ребенка к обнажению, демонстрация детям порнографических материалов, так и развращение в словесной форме. Ст. 118 УК РФ, предусматривающая наказание за «понуждение женщины к вступлению в половую связь с лицом, в отношении которого женщина является материально или по службе зависимой», эта статья может применяться также и в том случае, когда подобные действия в отношении девушек, не достигших 18 лет, совершаются в семье отцом, отчимом или опекуном, когда доказана материальная зависимость ее от него. Закон запрещает заключение договора о вступлении в брак с лицом, не достигшим брачного возраста (ст. 234 УК РФ). В соответствии с требованиями ст. 17 (п. «е») «Конвенции о правах ребенка «… государства – участники... поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию». В нашей стране также предприняты определенные меры по ограничению распространению материалов, способствующих сексуальной стимуляции ребенка, нарушению его нравственного здоровья: - Постановление Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»; - правовые аспекты предупреждения распространения порнографии отражены в ст. 228 УК РФ, в которой предусмотрено наказание за изготовление и сбыт порнографических предметов. - согласно ст. 228-1 УК РФ наказанию также подвергаются лица за «…изготовление, распространение, демонстрацию или хранение с целью демонстрации или распространения кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости». ^ До недавнего времени психическому насилию не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится и широкий спектр нефизических воздействий: - натравливание на запугивание; - оскорбление ребенка; - унижение его чести и достоинства; - нарушение доверия. Предупреждение подобного отношения и защита детей и подростков от недопустимых методов воспитания актуальны как для семей, так и для школ, интернатских учреждений. В ст. 23, п. 2 «Конвенции о правах ребенка» сказано: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». Принятый Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12 – ФЗ также утверждает право детей, обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5, п. 4). Этим же законом предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника, проявляющееся в том, что администрация может уволить педагога или воспитателя за указанные действия, даже если они однократны, до истечения срока действия контракта» (ст. 56, п. 36). Эти меры распространяются и на те случаи, когда действия педагога или воспитателя не содержат состава преступления, предусмотренного УК РФ. К уголовным преступлениям относятся такие формы психического насилия над личностью (ст. 207 УК РФ), как: - угроза убийством; - нанесение тяжких телесных повреждений, если «имелись основания опасаться исполнения этой угрозы». В уголовном порядке наказываются также оскорбления, т.е. «унижение части и достоинства личности, выраженной в неприличной форме» - (ст. 121 УК РФ). В этих статьях нет разъяснений по поводу возраста потерпевшего и его взаимоотношений с обидчиком, поэтому они могут применяться и в тех случаях, когда жертвой становится несовершеннолетний, а оскорбление или угроза исходит от лица, с которым он состоит в родственных отношениях или испытывает зависимость, то есть от воспитателя, учителя, опекуна. В профилактике насилия и жестокого обращения с детьми помогает ст. 53, п. 2 Закона «Об образовании», в которой сказано: «К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления». ^ В ст. 27, п. 2 «Конвенции о правах ребенка» говорится: «Родители и/или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка». Особое место в «Конвенции о правах ребенка» уделяется обеспечению безопасных условий жизни в семье, этому посвящена ст. 19, п. 1: «Все государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». Если родители или лица, их замещающие, совершают в отношении ребенка противозаконные действия, квалифицирующиеся как уголовные преступления, то в этих случаях применяются соответствующие статьи УК РФ. Сюда, например, входят преступления против жизни и здоровья ребенка (ст. 102, 103, 106, 108, 109, 112 и 113), половые преступления (ст. 117, 119, 120 и 121), оскорбление (ст. 131), а также: оставление в опасности (ст. 127), вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, пьянство, занятие проституцией, азартными играми, и равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования (ст. 210), склонение к употреблению наркотических средств (ст. 224-2), злоупотребление опекунскими обязанностями (ст. 124). Хотя эти действия можно рассматривать как злоупотребление родительскими правами, лица, виновные в них, должны привлекаться к уголовной ответственности, а не только лишаться родительских прав. Защита жизни, физического и нравственного здоровья ребенка предусмотрены также «Кодексом о браке и семье РСФСР» от 30 июля 1969 год (КоБС), в ст. 59 которого говорится о лишении родителей или одного из них родительских прав, «… если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами». Разъяснение понятий, касающихся уклонения от выполнения родительских обязанностей или злоупотребления родительскими правами, дано в Постановлении Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Уклонением родителей от выполнения своих обязанностей считается и то, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии, обучении и подготовке детей к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, препятствие в обучении, в выполнении общественных поручений, склонение к попрошайничеству. Как говорится в ст. 60 КоБС, «родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком» (получение пособий, льгот по налогообложению), но не освобождаются от своих обязанностей по содержанию ребёнка. Важным для защиты ребёнка последствием лишения родительских прав является полное прекращение личного общения между ним и родителем, лишённым родительских прав. Выполнение этого условия возможно благодаря ст. 98 «Жилищного кодекса Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 188 – ФЗ. После лишения отца и матери родительских прав ребёнок нуждается в устройстве, поэтому в п. 16 Постановления Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» подчёркивается, что в решении суда о лишении родительских прав должно быть указано: кому ребёнок передаётся на воспитание - другому родителю, органам опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном законом порядке. В «Кодексе о браке и семье РСФСР» предусмотрены дальнейшие, после отстранения родителей от воспитания ребёнка, действия по обеспечению ему безопасных условий жизни. Так, в статьях 119,122, 123 и 126 говорится о целях опеки и попечительства, об обязанностях органов опеки и попечительства по временному устройству несовершеннолетних, порядке установления опеки и назначении опекуна. Согласно ст. 120, ч. 3 КоБС осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отдел народного образования. Помимо лишения родительских прав, ст. 64 КоБС предусматривает отобрание ребёнка у родителей по суду и передачу его на попечение органов опеки и попечительства без лишения родительских прав. Такое решение принимается судом в тех случаях, когда родители хотя и оставляют ребёнка без попечения, что создаёт опасность для его жизни, здоровья или воспитания, но вина их в этом не столь серьёзна, чтобы возбудить иск о лишении родительских прав. Например, если неблагоприятная для ребёнка обстановка в семье сложилась из-за психического заболевания, тяжёлых личных переживаний отца или матери, неблагоприятного стечения обстоятельств, неправильного поведения других членов семьи (дедушек, бабушек, братьев, сестёр). При отобрании ребёнка по суду родители утрачивают все свои права, но не обязанности по отношению к отобранному ребёнку. Это означает, что личное общение между родителями с отобранным ребёнком полностью прекращается, а на его содержание с родителей могут высчитываться алименты. Иск об отобрании детей может быть возбуждён как в отношении родителей, так и усыновителя или опекуна, если нет основания для отмены усыновления или опеки. Если причины для отобрания ребёнка отпадут, то суд может вынести решение о возвращении его родителям. В случаях, когда в семье складывается крайне неблагоприятная для ребёнка обстановка и оставление его в ней создаёт прямую угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства в административном порядке до решения суда могут отобрать ребёнка. Решение органа опеки и попечительства подписывается заведующим отделом (департаментом) образования и инспектором и удостоверяется печатью. К нему прилагаются копия свидетельства о рождении и два экземпляра акта обследования условий его жизни с обоснованием необходимости отобрания ребёнка. Не позднее, чем в пятидневный срок после административного отобрания ребёнка, орган опеки и попечительства должен направить по этому поводу иск в суд. Орган опеки и попечительства может предъявить иск об отобрании детей не только родителям или лицам, их заменяющим, но и к другим лицам, у которых ребёнок проживает, если общение с ними опасно для него. Родители, оставляющие своих малолетних или больных детей, которые не в состоянии принять меры к самосохранению в условиях, представляющих опасность для их жизни, подлежат уголовной ответственности по ст. 127 УК РФ (оставление в опасности). Если ребёнок погиб из-за невнимания или пренебрежения его интересами, уголовная ответственность наступает по ст. 106 УК РФ (неосторожное убийство). Опекуны, использующие опеку в корыстных целях или оставляющие подопечных без надзора и необходимой помощи, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ. В ст. 122 КоБС предусмотрен механизм выявления детей, страдающих от жестокого обращения в семье, недееспособности родителей или оставшихся без попечения родителей: «Учреждения и лица, которым станет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, обязаны немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей». Органы опеки и попечительства, получив эту информацию, обязаны немедленно провести обследование и «…при выявлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса об установления опеки или попечительства». В том случае, если опекуны или попечители справляются со своими обязанностями по отношению к детям ненадлежащим образом, то ст. 138 КоБС предусматривает их отстранение от выполнения этих функций, если согласно ст. 124 УК РФ не наступает уголовная ответственность за это. Определённые меры наказания родителей или лиц, их заменяющих (в виде денежных штрафов), за невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению детей или доведение детей до состояния алкогольного опьянения предусмотрены «Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях» - в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2001 года № 195 – ФЗ (ст. 164 и 163 соответственно). ^ «Уголовно-процессуальным кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 18 декабря 2001 года № 174 – ФЗ (УПК РФ) содержит нормы, регламентирующие порядок предварительного следствия и судебного разбирательства, определяет права участников процесса. Соблюдение этих норм гарантирует установление истины как окончательного результата судебного разбирательства. Ряд статей УПК РФ определяет порядок возбуждения уголовного дела. Так, ст. 108 УПК РФ указывает поводы и основания к возбуждению уголовных дел. Согласно этой статье заявления и письма граждан являются достаточным основанием для возбуждения дела. Ст. 27 УПК РФ определяет, что дела по ст. 112 (побои, умышленные лёгкие телесные повреждения) и 131 (оскорбление) УК РФ возбуждаются только по жалобе потерпевшего. Однако эта статья предусматривает, что в тех случаях, когда пострадавший (ребёнок) не в состоянии защищать свои интересы или находится в зависимости от виновного (родителя, учителя или воспитателя), уголовное дело возбуждается прокурором без жалобы потерпевшего и не подлежит прекращению за примирением сторон. В ст. 109,110 и 114 УПК РФ говорится, что заявления могут быть не только письменными, но и устными. Они подлежат рассмотрению в течение 3 суток. Если уголовное дело не возбуждается, то составляется мотивированное постановление, о чём сообщается заявителю (ст. 113 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в вышестоящий суд или прокуратуру. В случаях физического насилия следует помнить, что установление причины смерти и характера телесных повреждений является основанием для обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы (ст. 79 УПК РФ). Ст. 81 УПК РФ определяет случаи проведения повторной и дополнительной судебно-медицинских экспертиз. Из статей, регламентирующих ход предварительного следствия, важное значение имеет ст. 131 УПК РФ, которая гласит, что следователь не может отказать потерпевшему или его законному представителю в допросе свидетелей, производстве экспертизы, если это позволяет установить обстоятельства, имеющие значение для дела. Порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших определён в ст.159 УПК РФ. Педагог, присутствующий на допросе, вправе задавать ребёнку вопросы, которые обязательно заносятся в протокол. Признав предварительное следствие законченным, следователь обязан уведомить об этом потерпевшего или его представителя, разъяснив им, что они вправе ознакомиться с материалами дела. Следователь составляет протокол о том, с какими материалами дела ознакомлены потерпевший или его представитель и какие ходатайства при этом были заявлены (ст. 203 УПК РФ). В случае прекращения дела следователь обязан проинформировать об этом заявителя (лицо или учреждение). Постановление о прекращении дела может быть обжаловано прокурору в течение 5 суток с момента уведомления (ст. 209 УПК РФ). Жалобы на органы дознания и следствия подаются прокурору в письменной или устной форме. Следователь обязан в течение 24 часов направить прокурору поступившую жалобу со своими объяснениями (ст. 218 УПК РФ). Прокурор обязан в течение 3 суток рассмотреть её и уведомить заявителя о своём решении (ст. 219 УПК РФ). Жалобы на действия прокурора приносятся вышестоящему прокурору. Порядок отвода следователя определяется ст. 130 УПК РФ. Представитель пострадавшего может обратиться к суду с ходатайством об истребовании дополнительных доказательств (ст. 223 УПК РФ). Ст. 250 УПК РФ позволяет представителям общественных организаций, в задачи которых входит защита прав детей и подростков, участвовать в судопроизводстве по уголовным делам в качестве общественных обвинителей и оговаривает права общественного обвинителя. Обязательным участником всех споров, связанных с воспитанием детей, являются органы опеки и попечительства: «…при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должны быть привлечены органы опеки и попечительства» (ст. 65 КоБС). Это относится и к судебным процессам по лишению родительских прав и отобрания детей у родителей независимо от лишения родительских прав. Жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 7 суток с момента провозглашения приговора (ст. 328 УПК РФ). Ст. 329 УПК РФ определяет порядок восстановления срока обжалования приговора суда. В заключение хочется отметить, что только знание психолого-педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и подростками и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления в обществе. |