|
Скачать 132.73 Kb.
|
![]() СОСТАВИТЕЛИ: А.В.Мартинович, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; С.И.Киричек, доцент кафедры травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»; А.В.Белецкий, директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь ^ Кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 о 25.10.2010г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 22.12.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 1 от 23.12.2010 г.) ^ Травматология и ортопедия - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики об этиологии, патогенезе, механизмах травм, клинических проявлениях, методах рентгенологической, лабораторной, радиоизотопной, ультразвуковой, морфологической диагностики, компьютерной томографии, магниторезонансной томографии, дифференциальной диагностики, комплексном консервативном и оперативном лечении, медицинской реабилитации и профилактики врожденных и приобретённых заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Травматология и ортопедия» включает новейшие научные данные по патоморфологическим особенностям различных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата, методикам компьютерной томографии и ультразвуковой диагностики, способам погружного и внеочагового остеосинтеза, артроскопии, эндопротезированию крупных суставов, комплексной реабилитации пациентов после множественных и сочетанных повреждений. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Травматология и ортопедия» состоит в формировании у студентов и приобретения ими научных знаний об основных повреждениях, врождённых и посттравматических заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Травматология и ортопедия» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Медицинская и биологическая физика. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, используемой в травматологии и ортопедии. Правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики. ^ Неорганические и органические химические соединения. Реологические свойства тканей и биологических жидкостей. Обмен органических веществ в костной ткани. Элементы аналитической химии, синтез и модификация полезных химических соединений. ^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. ^ Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке. ^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Международная гистологическая терминология. Основы репаративного остеогенеза. ^ Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Патологическая анатомия. Воспаление, дистрофия, онкогенез — понятие и биологическая сущность. ^ Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса. ^ Микробная флора человека, специфические и неспецифические факторы защиты. Фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии. Противомикробные и противопаразитарные средства: антисептические, дезинфицирующие, химиотерапевтические. ^ Физикальное обследование пациента и основные принципы диагностики. Принципы лечения и профилактики основных заболеваний внутренних органов. Неотложная медицинская помощь пациентам с состояниями, угрожающими жизни. ^ Принципы и правила транспортной иммобилизации. Течение раневого процесса. Принципы хирургической обработки гнойной раны. Уход за пациентами хирургического профиля. ^ Лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, их осложнений. Дифференциальная диагностика на основе лучевых методов исследования. Рентгенологическая семиотика. Основные принципы лучевой терапии. ^ Студент должен знать:
уметь:
Студент должен приобрести навыки:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий). Практические занятия проводятся в учебных кабинетах, операционных и лечебных отделениях учреждений здравоохранения ортопедотравматологического профиля. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы и включает:
Контроль подготовки студентов рекомендуется проводить путем устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов и защиты клинической учебной истории болезни (8 семестр). Для изучения дисциплины предусмотрено всего 38 часов, из них 25 часов аудиторных занятий, в т.ч. 10 часов – лекций и 15 часов практических занятий. ^
Содержание учебного материала ^ Понятие о травматологии и ортопедии. История развития. Вклад ортопедов и травматологов Беларуси в развитие современной ортопедии и травматологии. Эмблема ортопедии. Организация ортопедотравматологической службы в Республике Беларусь. ^ Консервативные методы лечения – фиксационный и экстензионный. Виды гипсовых повязок. Техника применения гипсовых шин и циркулярных повязок. Показания к их применению. Достоинства и недостатки этого вида лечения. Возможные осложнения и их профилактика. Постоянное скелетное вытяжение. Показания к применению. Техника выполнения. Достоинства метода. Оперативное лечение переломов. Виды остеосинтеза (кортикальный, накостный, интрамедуллярный, внеочаговый, чрескостный, компрессионно-дистракционный). Показания. Достоинства метода. Возможные осложнения. Их профилактика. ^ Частота повреждений. Механизм травмы (прямой и непрямой). Механогенез смещения отломков. Абсолютные и относительные клинические признаки переломов. Виды смещения костных отломков. Рентгенологические признаки переломов. Оказание первичной медицинской помощи. Специализированное лечение. ^ Частота и особенности открытых переломов конечностей. Классификация открытых переломов. Клиника, диагностика. Осложнения. Принципы этапного лечения пострадавших с открытыми переломами. Первичная хирургическая обработка ран при открытых переломах. Показания к остеосинтезу и скелетному вытяжению. Осложнения. Особенности огнестрельных переломов. ^ Неотложная медицинская помощь при травме на догоспитальном этапе. Способы временной остановки кровотечений, обезболивание, транспортная иммобилизация, защитные повязки при открытых повреждениях. ^ Классификация. Механизм травмы. Клиника. Первичная медицинская помощь. Методы устранения. Лечение в посттравматическом периоде. Профилактика осложнений. ^ Перелом лучевой кости в типичном месте (перелом Колеса и Смита): механизм травмы, клиника, диагностика, первичная медицинская помощь, лечение. Сроки сращения и восстановления трудоспособности. ^ Повреждения связок голеностопного сустава – дифференциальная диагностика, лечение. Переломы лодыжек – классификация, клиника, диагностика, консервативные и оперативные методы лечения. 3. Ортопедия 3.1. Контрактура Дюпюитрена Определение понятия. Причины возникновения. Стадии развития. Клиника. Лечение. 3. 2. Артрозы Этиология и патогенез вторичных артрозов. Классификация по этиологии и стадии развития болезни. Клиника и диагностика артрозов. Коксартроз. Гонартроз. Принципы и методы лечения артрозов в зависимости от этиологии и стадии развития заболевания. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению. Эндопротезирование суставов. Медицинская и профессиональная реабилитация пациентов. ^ Определение понятия «осанка». Виды ее нарушений. Диагностика и профилактика дефектов осанки. 3.4. Сколиотическая болезнь Сколиоз. Определение. Этиопатогенез. Патологическая анатомия. Классификация. Клиника. Диагностика. Челюстно-лицевые деформации у больных сколиотической болезнью (дистальный прикус, сагиттальная щель, глубокое резцовое перекрытие и др.). Признаки возможного прогрессирования. Современное консервативное и оперативное лечение. 3.5. Плоскостопие Классификация. Этиология и патогенез продольного и поперечного плоскостопия. Отклонение большого пальца стопы кнаружи, молоткообразные пальцы. Причины развития деформаций. Клинические симптомы. Принципы лечения. ^ Основная:
Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… 3 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………………………………7 СОДЕРЖАНИЕ учебного материала …………………………………7 1. Общая травматология…………………………………………………………...7 2. Частная травматология………………………………………………………….8 3. Ортопедия………………………………………………………………………..8 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………….10 Литература…………………………………………………………………..……...10 ![]() |