«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов»





Скачать 247.92 Kb.
Название «Особенности социальной защиты воспитанников детских домов»
Дата 03.04.2013
Размер 247.92 Kb.
Тип Исследование



«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов»

Содержание




Введение-------------------------------------------------------------------------------------3


  1. Сиротство как социальное явление общества-------------------------------8

    1. Понятие и причины сиротства--------------------------------------------------9

    2. Особенности личности ребёнка воспитывающего вне семьи------------14

    3. Основные формы устройства детей-сирот-----------------------------------19

  2. Правовые основы социальной защиты детей-сирот-----------------------27

    1. История развития социальной защиты детей-сирот в России------------29

    2. Законодательная социально-экономическая поддержка детей-сирот--42

      1. Основы правовой защиты воспитанников детских домов----------------42

      2. Правовой аспект усыновления, опёки и попечительства------------------51

    3. Институциональная организация в области защиты сирот в РФ--------56

  3. Практика социальной защиты воспитанников детских домов---------62

    1. Исследование отношения общественности к детям сиротам-------------66

    2. Практическая социальная работа в школе-интернате----------------------89

      1. Констатирующий этап эксперимента------------------------------------------95

      2. Формирующий этап эксперимента---------------------------------------------97

      3. Контрольный этап эксперимента---------------------------------------------104

  4. Пути преодоления сиротства как социального явления----------------112

  5. Философский аспект: предубеждения и стереотипы сиротства-------118

Заключение--------------------------------------------------------------------------------121

Литература---------------------------------------------------------------------------------124

Приложения-------------------------------------------------------------------------------129


Введение



Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Так по утверждению психиатров «^ 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными пациентами» [48, с.101], а по утверждению Генеральной прокуратуры «40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10 % живут относительно нормально» [34, с.5]. Над этим стоит серьёзно задуматься.

Проблема социальной помощи детям-сиротам в России пока не совсем готова к современным методам её артикуляции и разрешения - и в социально-практическом, и в теоретическом аспектах. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, резкого усиления социального неравенства и


^ 1. Сиротство как социальное явление общества


Подходя к изучению сиротства как социального явления, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество и является неотъемлемым элементом цивилизации. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

XXI век назван «Столетием ребёнка». Согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, человек считается ребёнком «до достижения 18 летнего возраста» [11, с.12]. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается «2 млрд. детей (всего население планеты – свыше 6 млрд. чел)» [21, с.151]. К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема сегодня рассматривается как одна из самых серьёзных проблем мирового уровня.

Сиротство в современной России определяется набором социальных характеристик, часть из которых типична для этого социального явления, а часть - является особенными. Такое положение дел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем.


^ 1.1. Понятие и причины сиротства


В законе РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:

  • отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

  • объявлением их умершими;

  • отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

  • уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов;

  • отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [57, с.53].

В настоящее время выделяют следующие виды сиротства:

- собственно сироты - дети, чьи родители рано умерли;

- лишенцы - дети родителей, лишенных родительских прав;

- отказники - дети родителей, отказавшихся от родительских прав;

- интернатские сироты - дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании;

- домашние сироты - родителей полный комплект и ребёнок живёт с ними, но им - не до ребёнка, т.е. родители и дети в лучшем случае чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.

^ 1.2. Особенности личности ребенка воспитывающегося вне семьи


В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье, это - неадекватная самооценка, когнитивный диссонанс, тревожность и страхи, недоверие в отношениях, эмоциональные нарушения, чувство одиночества, нарушение социальных ролей, проблемы адаптации, нарушение общения со взрослыми.

Большинству детям-сиротам не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Среди основных проблем детей воспитывающихся вне семьи выделяют:

  • проблемы интеллектуального развития воспитанников;

  • проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников;

  • совместная деятельность и общение детей со сверстниками;

1.3. Основные формы устройства детей-сирот

Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Сухая статистика отмечает, что «количество детей в детских домах ежегодно увеличивается в среднем на 170 тысяч человек. И ежегодно несколько сотен тысяч детей, достигших совершеннолетия, покидают стены воспитательных учреждений» [44].

В настоящее время в стране насчитывается «свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов» [18].

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это «усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения» [49, с.6]. Этот список не полный, т.к. законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства.

В социальной международной практике известны формы устройства детей-сирот, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Семейные формы устройства детей – это усыновление (удочерение) и опека (попечительство).

  2. Государственно-общественные формы устройства детей это - семейный детский дом (приемная семья), детские деревни SOS, временная приемная семья, фостеровская (замещающая семья), патронатная семья.

  3. Государственные формы устройства детей это - дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей [12, с.71].

Семейные формы устройства являются наиболее приоритетными, т.к. дают ребенку возможность «получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации» [55, с.7].

^ 2. Правовые основы социальной защиты детей-сирот


В самом начале работы представляется целесообразным определить содержание понятия «социальная защита». В целях выяснения содержания обратимся к этимологии слов «социальный» и «защита». Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной» [43, с.291]. Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе» [43, с.985]. Сочетание слов «социальный» и «защита» позволяют предположить, что под ним понимается «комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего его мира» [30, с.6].

Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных особенностей.

Среда обитания человека – это довольно ёмкое понятие, включающее в себя следующее: обеспечение занятости; работу и нормальные условия труда; достойную оплату труда; наличие и обеспечение комфортным жильём; благополучную экологическую обстановку; здоровую пищу; доступ к образованию и культурным ценностям; охрану здоровья; сохранность частной собственности; в случае необходимости – предоставление различных материального обеспечения и многое другое.

Социальная защита необходимый элемент функционирования любого достаточного развитого государства – это «система государственных гарантий компенсации рисков потери или снижения доходов» [36, с.746]. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин появился впервые в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая «систему мер,

^ 2.1. История становления социальной защиты детей-сирот в России


История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, и в настоящее время можно считать установленным, что все страны в решении проблемы сиротства прошли один и тот же путь, испытав одни и те же трудности, и что до настоящего времени нигде этот вопрос не считается окончательно разрешенным.

Датировка возникновения детских приютов разнится. Известные чешские исследователи проблемы сиротства Й. Лангмейер и 3. Матейчек называют IV в. н.э. (335 г. Цареград) [34, с.3]. В Российской педагогической энциклопедии в качестве первого воспитательного дома упоминается открытый в 787 г. в Милане [34, с.3]. Первые учреждения для детей, оставшихся без родителей, были приютами для младенцев. Туда попадали незаконнорожденные, подкидыши, причем во всех странах прием таких детей осуществлялся анонимно, так, что даже принимающий ребенка не видел того, кто отдавал ребенка в приют. Поэтому нередко отдавали даже законнорожденных младенцев. Первые приюты открывались обычно при монастырях и лишь к XVIII-XIX в. многие из них стали патронироваться государством.

Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения детей в России.

1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Внутри родовой общины имело место так называемое «приймачество» - усыновление. «Приймать в семью сироту», как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать общественных родителей, которые брали его на свой прокорм. Но
^

2.2. Законодательная социально-экономическая поддержка детей-сирот



В соответствии с требованиями норм международного права, а именно в Конвенции о правах ребёнка ст.20, «ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [11, с.20].

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.


^ 2.2.1. Основы правовой защиты воспитанников детских домов


Среди нормативных актов РФ направленную на социальную защиту детей-сирот в РФ существует:

  1. Конституция.

  2. Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав человека.

  3. Гражданский и Семейный кодексы РФ, Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях;

  4. Федеральные законы:

  • «О Гражданстве Российской Федерации»;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

^ 2.2.2. Правовой аспект усыновления, опёки и попечительства


Процедура усыновления (удочерения) регулируется:

  1. Семейным кодексом Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации. Опека; Гражданским Процессуальным Кодексом Российской Федерации.

  2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  3. Нормативные акты:

- Постановление Правительства РФ от 17.07.96г. №829 «О приемной семье»;

- Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 19.03.01г. № 195 «О детском доме семейного типа»;

- Постановление Правительства РФ от 04.11.06г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»;

- Постановление Верховного суда от 20.04.06г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»;

- Приказ Министерства образования РФ от 25.12.95г. № 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»

- Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. № 2750 «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях»;

- Приказ Министерства образования РФ от 27.07.01г. № 2826 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению для продления

^ 2.3. Институциональная организация в области защиты сиротства в РФ


В данном разделе речь идет об институциональной организации, касающейся формирования и реализации политики в области охраны детей с особыми потребностями. С этой группой детей работают, главным образом, три министерства:

- министерство образования;

- министерство здравоохранения;

- министерство труда и социального развития [8].

Также оказанием услуг занимаются негосударственные организации.

Рассмотрим распределение обязанностей между федеральными министерствами.

^ Министерство образования. На данное министерство возложена функция формирования и реализации политики, касающейся вопросов общего и специального образования детей с особыми потребностями. Основной целевой группой министерства являются сироты и социальные сироты. К числу мер, по отношению к сиротам, принятых министерством в последнее время, можно отнести следующие:

-разработка законодательной базы по защите прав сирот и социальных сирот;

-разработка законодательной базы, регулирующей деятельность негосударственных и альтернативных организаций, работающих с сиротами и социальными сиротами;

-разработка мер по обеспечению социальной интеграции сирот и социальных сирот;

-разработка модели воспитания детей в приемных семьях;

-разработка методических рекомендаций по диагностике психологического развития сирот различных возрастов, воспитываемых в разных типах учреждений (психологический мониторинг);

-реализация Программы «Сироты»;

-создание базы данных по сиротам и социальным сиротам;

^ 3. Практика социальной защиты воспитанников детских домов


Современные воспитанники детских домов в большинстве своём являются жертвами социального сиротства, к чему ведёт ослабление семейных уз и распад семьи. Среди них всё меньше становится детей хронических алкоголиков, с наследственными заболеваниями. Их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривирированные личности. Воспитанники нового поколения отличаются более широким кругозором, у них имеется опыт потребления материальных благ. Как и в среде, из которой они вышли, для них типично отсутствие интеллектуальных потребностей.

За годы пребывания в детском доме ребёнок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. В этом плане особую активность приобретают связи с социальной жизнью.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а ни их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Следует комплектовать группы с учётом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.

Жизнедеятельность воспитанников детских домов организована так, что они постигают функции членов семьи – мальчики выполняют доступные им столярные, слесарные работы в спальнях, столовых, игровых комнатах, поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создании уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и чужим детям.

^ 3.1. Исследование отношения общественности к детям-сиротам


Изучение сиротства как социального явления проводилась с помощью методов: анализа литературы, анкетирования, беседы, математической статистики.

Опрос населения проводился в 7 населённых пунктах России, таких как: Москва, Одинцово, Чехов, Серпухов, Пушкино, Красноармейск, Люберцы. Выборка являлась случайной, т.е. респондентам предлагалось заполнить анкету на предприятиях, в учреждениях, на улице. Было опрошено 130 человек в период с 1 марта по 1 мая 2010 года.

В связи с тем, что целью проводимого исследования являлось не описание распределения признаков в генеральной совокупности, а анализ связи между переменными, было принято решение, что поиск респондентов достаточно осуществлять методом доступных случаев с элементом случайного отбора.

^ Объект исследования: население 7 городов Российской Федерации.

Предмет
исследования: сиротство как социальный феномен.

Цель исследования: отношения общественности к детям-сиротам.

Задачи исследования:

- изучить образ сирот в массовом сознании респондентов;

- исследовать отношения респондентов к сиротам;

- узнать мнения о жизненных ситуациях сирот;

- изучить общественное положение детей-сирот;

- узнать о информированности респондентов о положении сирот.

Методы исследования. Примется метод анализа документов, позволяющий получить первоначальную информацию, необходимую для исследования. Теоретическая интерпретация и сравнительный анализ различных источников дают возможность обнаружить и сформулировать закономерность возникновения новых социальных явлений. С помощью беседы получены развернутые ответы на интересующие вопросы. Метод

^ 3.2. Практическая социальная работа в школе-интернате


Система детского дома характеризуется как сложное, управляемое социально-педагогическое и психологическое образование, саморегулируемое и открытое для развития. Она имеет сложную структуру и состоит из элементов, скрепленных системными связями.

Важным аспектом, отражающим специфику сиротского учреждения, является проведение целенаправленной социальной работы по созданию в учреждении условий проживания и воспитания, приближенных к домашним.

На психоэмоциональном уровне это выражается в формировании у ребенка чувства «безусловной защищенности» и «искренней заинтересованности окружающих» в своих проблемах.

Данный этап практической работы проходил в Муниципальное образовательное учреждение (МОУ) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наш дом».

Вид: Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специализация учебного заведения: МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организационно-правовая форма: Муниципальное

Адрес: 140070 Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Томилино, ул. Гаршина, д.8

Общая информация о школе: Томилинская школа-интернат открыта в 1956 г.До 2000 г. это была общеобразовательная школа-интернат №16 для детей из многодетных, неблагополучных и неполных, малообеспеченных семей. В 2000 г. Школа-интернат была перепрофилирована в общеобразовательную школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 47 лет школа-интернат выпустила более 2000 человек. Основная задача школы-интерната - воспитание достойного гражданина. Школой-интернатом «Наш дом» руководит почетный работник

^ 3.2.1. Констатирующий этап эксперимента


На констатирующем этапе были поставлены задачи:

  • провести опрос для измерения уровня тревожности детей-сирот используя опросник «личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлора, адаптированная Т.А. Неминчивым) [18, с.48-50];

  • протестировать детей на вопрос: «Как Вы оцениваете своё будущее после выпуска из школы-интерната?».

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Опросник состоит из 60 утверждений (см. приложение 5). Для удобства использования каждое утверждение предлагалось испытуемому на отдельной карточке.

Обработка и интерпретация данных:

  • Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.

  • Ответы «Heт» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

  • Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

  • 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

  • 25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком у ровне тревоги;

  • 15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

  • 5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

  • 0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

^ 3.2.2. Формирующий этап эксперимента


На данном этапе были поставлены следующие задачи:

- предоставить ребенку дополнительные возможности для выражения своих мыслей, чувств и потребностей:

- повысить социально-адаптивные способности ребенка, независимо от его психофизических возможностей;

- развить позитивное эмоциональное отношение к окружающим;

- повысить самооценку и уверенность в себе;

- обучить навыкам работы в группе;

- создать в группе психоэмоциональную среду, приближенной к домашней;

- воспитать гражданственность (патриотизм, уважение к правам и свободам человека, к мировому культурному наследию);

- сформировать навыки ориентации в инфраструктуре города;

- сформировать навыки экономической ориентации ребенка;

- дать освоить знания о бытовой стороне семейной жизни человека.

Для реализации поставленной цели и задач на формирующем этапе мы исходили из принципов: активность на занятии; открытая обратная связь; следование принципу «здесь и теперь»; доверительность в общении; добровольность и конфиденциальность; равенство позиций и признание личностных норм каждого; беспристрастность; одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.

Сроки реализации: 2 месяца.

Частота встреч: 1 раза в неделю.

Длительность каждой встречи: 30-40 минут.

Встречи-занятия проходили как индивидуальные, так и групповые.

При групповых встречах заключался своего рода контракт о конфиденциальности (см. приложение?).

Каждое занятие включает в себя следующие четыре этапа:


^ 3.2.3. Контрольный этап эксперимента.


На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

  • провести повторное тестирование для измерения уровня тревожности используя опросник «личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлора, адаптированная Т.А. Неминчивым) [4, с.48-50];

  • сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах с помощью «критерия знаков G»;

  • выяснить была ли эффективна проведена социально-педагогическая работа с воспитанниками школы-интерната для снижения уровня тревожности.

Для решения поставленной задачи проводится повторное тестирование 09.03.2010 г. по выявлению уровня тревожности и сравнивается с результатами полученных на констатирующем этапе исследования. Проверим, можно ли считать подобные различия статистически значимыми с помощью «критерия знаков G».

Критерий знаков G (критерий различий) относится к непараметрическим и применяется только для связанных (зависимых выборок). Он даёт возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

Для применения критерия G необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Измерение может быть проведено в шкале порядка, интервалов и отношений.

  2. Выборка должна быть однородной и связной.

  3. Число элементов в сравниваемых выборках должно быть равным.

  4. G критерий знаков может применяться при величине типичного сдвига от 5 до 300 (на большую величину не рассчитана таблица достоверности).

^ 4. Пути преодоления сиротства как социального явления

Прежде чем перейти к путям усовершенствования социальной защиты воспитанников детских домом, выделим основные особенности большинства выпускников интернатных, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

1) отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;

2) трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;

3) несформировавность потребности и способности трудиться;

4) иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

5) отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;

6) недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

7) отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;

8) плохое состояние здоровья.

На данный момент нужно сделать акценты:

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности.

^ 5. Философский аспект: предубеждения и стереотипы сиротства


С каждым годом растёт количество семей, не имеющих детей, в том числе по медицинским показаниям. Но становиться усыновителями они не спешат. Специалисты сходятся во мнении, что причина - в предубеждениях и стереотипах, навязанных обществом. Остановимся на некоторых из них.

«^ Эта тема не имеет ко мне отношения». Такова первая реакция многих людей, которым довелось услышать от коллег и знакомых про усыновление. Действительно, сироты не ходят по улицам толпами, с советских времён их проблемы решались по принципу «с глаз долой - из сердца вон». Для детей, оставшихся без родителей, строились учреждения за забором или за чертой города, со своей школой, поликлиникой и собственной организацией досуга. Обычный человек мог прожить всю жизнь, ни разу не увидев детдомовского ребёнка. В результате проблема стала виртуальной: все слышали, что где-то есть дети-сироты, но никто их не видел.

Однако это вовсе не значит, что детдома перестали существовать. В них всё ещё живут дети, которые мечтают о родителях.

«^ Все эти детдомовцы - больные и ненормальные». Иногда это можно услышать даже от социальных работников. В самом деле, редкий сирота имеет запись в медицинской карте «практически здоров». У многих детей наблюдаются невротические реакции, высокая тревожность, агрессивность, неконтактность, гастриты и прочие заболевания.

Однако опыт семейного устройства подтверждает - через год-два жизни в нормальной обстановке ребёнок начинает быстро расти, охотно учится, у него проходят болезни.

«^ Но гены-то никуда не денутся». Этот стереотип раньше выражался в менее научной форме «Яблоко от яблони недалеко падает». Теперь же каждый знает, что есть некая заданная от рождения программа, повлиять на которую практически невозможно. Это и становится удобным способом объяснять связанные с ребёнком трудности.

Заключение


Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество и является неотъемлемым элементом цивилизации. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Основные причины сиротства это - добровольный отказ от ребенка, принудительное изъятие ребенка из семьи, смерть родителей. Среди причин огромную роль играют экономические (бедность, нехватка нормальных жилищных условий), войны и социальные потрясения, структурные изменения в семьях, юное материнство, функциональное нарушение у детей.

Проблемы детей воспитывающегося вне семьи это - неадекватная самооценка, когнитивный диссонанс, тревожность и страхи, недоверие в отношениях, эмоциональные нарушения, чувство одиночества, нарушение социальных ролей, проблемы адаптации, нарушение общения со взрослыми.

Основные формы устройства детей-сирот это - семейные (усыновление (удочерение) и опека (попечительство), государственно-общественные (семейный детский дом (приемная семья), детские деревни SOS, временная приемная семья, фостеровская (замещающая семья), патронатная семья), государственные (дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей).

В условиях современного общества социальная защита детей-сирот является составной частью целостной государственно-общественной системы противодействия сиротству, в основе которой - ликвидация социально-экономических (бедность), социально-культурных (кризис морали) и социально-политических (общественная нестабильность) предпосылок данного явления. Вне этой системы социальная защита детей-

Литература





  1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. - 52 с.

  2. Бессонова Н. Как оградить детей от физического насилия // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 65.

  3. Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни–SOS (история и современность, благотворительность) // Смена. - 2000. - №2. - С. 54-62.

  4. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  5. Бычкова Е. Среди своих чужих нет // Аргументы и факты. – 2008. - №10. – С. 28

  6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 143 с.

  7. Головань А. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и о соблюдении и защите прав, свобод и законодательных интересов ребенка в 2004 г.// Социальная педагогика.- 2005.- №3.- с.7-28.

  8. Гонэ А., Каджи Ш. Институциональная организация в области защиты детства в Российской Федерации // http://www.prpc.ru/library/ref_17/index. shtml (3.06.2010 г.).

  9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. Монография. – СПб: Издательство «Ольга», 1996. – 288 с.

  10. Декларация прав ребенка // Документы ООН о детях, женщинах, образовании. - М.: Народное образование, 1995. - 112 с.

  11. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.

  12. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. – С.69-72.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Л. С. Цветкова указывает на то, что 85% детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Социальный смысл инновационных технологий в стоматологии (на материале вторичной профилактики заболеваний

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Начальник Управления здравоохранения и социальной защиты населения

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon 1. 1 Сеть федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Учреждения
Для размещения на сайте Министерства социальной защиты населения Московской области
«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год постановление

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon А. В. Калашников, первый заместитель начальника управления социальной защиты населения администрации

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Психиатрическая помощь в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами: правовые

«Особенности социальной защиты воспитанников детских домов» icon Р. Н. Минниханов Заместитель директора Департамента социальной защиты Министерства здравоохранения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы