Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
юридического института
_________________Шишко И.В.
«_____» _______________2009 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ
Укрупненная группа 040000 – Социальные науки
Направление 040100.62 – Социальная работа
Институт юридический
Кафедра теории и методики социальной работы
Красноярск
2009
Одобрено на заседании^
Зав. кафедрой Е.В. Жижко.
«___»__________ 2009 г.
|
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению 040100.62 Социальная работа
|
^
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т.В. Коробицина; СФУ, 2009.
Предназначена для студентов по направлению
040100.62 - Социальная работа
Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки специалиста
по направлению 040100.62 Социальная работа
1СД. 04
|
^
Понятие, содержание, задачи, актуальные проблемы современной геронтологии.
Социально-гигиенические, социологические и демографические вопросы старости и старения.
Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его изучения.
Геронтологическая государственная политика, правовые вопросы геронтологии.
Организация медико-социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста.
Условия и образ жизни населения предпенсионного возраста.
Специфика социальной работы с населением пожилого и старческого возраста.
|
120
|
^
Последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира, и такие тенденции сохранятся в начале нынешнего века. Возникла настоятельная потребность подготовки специалистов по социальной работе, знающих и умеющих разрешать проблемы людей пожилого и старческого возраста, знакомых со спецификой социальной работы с таким контингентом клиентов, способных организовать их медико-социальное обслуживание. Специалисты по социальной работе должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и с медицинской службой, представителями иных организаций и служб для обеспечения не просто биологического существования пожилых и старых людей, а достойной жизни человека на заключительном ее этапе.
Дисциплина «Социальная геронтология» является составной частью цикла специальных дисциплин основной образовательной программы подготовки студентов социально-правового факультета Юридического института Сибирского федерального университета (по направлению 040100.62 Социальная работа).
Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о геронтологических проблемах и возможностях их разрешения в социальной сфере.
После окончания курса студент должен знать проблемы социально-демографического процесса старения населения, аспекты биологического и социального старения человека, его анатомо-физиологические и психические особенности в пожилом возрасте и в старости, основные факторы риска развития гериатрических заболеваний, принципы реабилитации инвалидов и социотерапии пожилых для обеспечения хорошего качества жизни; место и роль специалистов по социальной работе в оказании медико-социальной помощи пожилым и старым людям, нуждающимся в социальной защите. Обязательным является овладение приемами организации медико-социальной помощи лицам геронтологического возраста; социотерапии пожилых и старых людей, навыками взаимодействия с медицинскими работниками по комплексному решению проблем клиентов преклонного возраста.
Рабочая программа предусматривает 60 часов аудиторной работы (34 часа лекций и 26 часов семинарских занятий) для дневной формы обучения; для обучающихся заочно – 14 часов (8 часов лекций и 6 часов семинарских занятий). В лекционном материале излагаются основные, наиболее сложные теоретические вопросы курса. При изучении тем на семинарских занятиях используются разнообразные формы (доклады, групповая работа, проблемно-деловые игры, решение ситуационных задач и др.). Студенты выполняют письменные работы: при дневной форме обучения – реферат по выбранной теме, при заочной форме обучения – контрольную работу. Пропущенные занятия отрабатываются по согласованию с преподавателем в письменной или устной форме.
По окончании курса студенты сдают зачет, вопросы которого предусматривают контроль знаний по всем темам дисциплины (перечень вопросов приведен в программе).
^
для студентов дневной формы обучения
^
|
Наименование тем
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия (час.)
|
СР
|
ЛЗ
|
СЗ
|
1
|
Предмет, задачи, основные разделы, история становления социальной геронтологии как науки и учебной дисциплины
|
7
|
2
|
2
|
3
|
2
|
Социально-демографический процесс старения населения России. Основные направления демографической политики государства. Социальные теории старения
|
9
|
2
|
2
|
5
|
3
|
Процесс старения человека и старость. Биологические теории старения. Анатомо-физиологические особенности организма стареющего человека
|
11
|
4
|
2
|
5
|
4
|
Медицинские проблемы пожилых и старых людей. Значение образа жизни для процесса старения
|
11
|
4
|
2
|
5
|
5
|
Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Психическое старение человека
|
9
|
2
|
2
|
5
|
6
|
Психические и поведенческие расстройства в пожилом и старческом возрасте. Психиатрическая помощь престарелым душевнобольным
|
11
|
4
|
2
|
5
|
7
|
Гигиена пожилого человека. Социальные аспекты гериатрического ухода и медицинской реабилитации пожилых и старых людей
|
9
|
2
|
2
|
5
|
8
|
Профессиональное старение. Адаптация пожилого человека к пенсионному периоду жизни, принципы трудовой реабилитации
|
9
|
2
|
2
|
5
|
9
|
Индивидуальные проблемы человека пожилого и старческого возраста. Феномен одиночества, уход из жизни, проблема эвтаназии
|
9
|
2
|
2
|
5
|
10
|
Проблемы семьи пожилого человека. Организация досуга и коллективных сообществ пожилых и старых людей
|
9
|
2
|
2
|
5
|
11
|
Принципы, формы и законодательно-правовая основа социальной защиты населения геронтологического возраста
|
7
|
2
|
2
|
3
|
12
|
Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей
|
6
|
2
|
1
|
3
|
13
|
Социальное обеспечение пенсионеров по возрасту: исторический аспект, современное состояние и перспективы
|
7
|
2
|
2
|
3
|
14
|
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми: проблемы и перспективы, деонтологические аспекты
|
6
|
2
|
1
|
3
|
|
ИТОГО
|
120
|
34
|
26
|
60
|
Распределение часов курса по темам и видам работ
для студентов заочной формы обучения
^
|
Наименование тем
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия (час.)
|
СР
|
ЛЗ
|
СЗ
|
1
|
Предмет, задачи, основные разделы, история становления социальной геронтологии как науки и учебной дисциплины
|
6,5
|
0,5
|
|
6
|
2
|
Социально-демографический процесс старения населения России. Основные направления демографической политики государства. Социальные теории старения
|
8,5
|
0,5
|
|
8
|
3
|
Процесс старения человека и старость. Биологические теории старения. Анатомо-физиологические особенности организма стареющего человека
|
10
|
1
|
|
9
|
4
|
Медицинские проблемы пожилых и старых людей. Значение образа жизни для процесса старения
|
10,5
|
1
|
0,5
|
9
|
5
|
Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Психическое старение человека
|
9,5
|
0,5
|
|
9
|
6
|
Психические и поведенческие расстройства в пожилом и старческом возрасте. Психиатрическая помощь престарелым душевнобольным
|
9,5
|
1
|
0,5
|
8
|
7
|
Гигиена пожилого человека. Социальные аспекты гериатрического ухода и медицинской реабилитации пожилых и старых людей
|
9,5
|
1
|
0,5
|
8
|
8
|
Профессиональное старение. Адаптация пожилого человека к пенсионному периоду жизни, принципы трудовой реабилитации
|
10
|
1
|
1
|
8
|
9
|
Индивидуальные проблемы человека пожилого и старческого возраста. Феномен одиночества, уход из жизни, проблема эвтаназии
|
8,5
|
1
|
0,5
|
7
|
10
|
Проблемы семьи пожилого человека. Организация досуга и коллективных сообществ пожилых и старых людей
|
8
|
0,5
|
0,5
|
7
|
11
|
Принципы, формы и законодательно-правовая основа социальной защиты населения геронтологического возраста
|
8
|
|
1
|
7
|
12
|
Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей
|
6,5
|
|
0,5
|
6
|
13
|
Социальное обеспечение пенсионеров по возрасту: исторический аспект, современное состояние и перспективы
|
5,5
|
|
0,5
|
5
|
14
|
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми: проблемы и перспективы, деонтологические аспекты
|
6,5
|
|
0,5
|
6
|
|
ИТОГО
|
117
|
8
|
6
|
103
|
^
|