|
Скачать 1.37 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» БУДУЩЕЕ ПСИХОЛОГИИ Материалы межвузовской студенческой конференции (12 мая 2011 г.) Выпуск 4 Под редакцией Е.В.Левченко, А.Е.Деменевой Пермь 2011 УДК 159.9:616.89 Аннотация В данном сборнике представлены результаты исследовательской работы студентов психологических факультетов и кафедр высших учебных заведений. Статьи отражают современное состояние исследований в психологической науке, а именно: общей психологии и психологии личности, клинической психологии и психотерапии, социальной психологии. Особый интерес молодыми учеными проявлен к проблемам психологии современного студента. Summary The results of research work by students from different psychological faculties and departments of higher educational establishments are presented in this collection of papers. Articles are reflecting modern condition of scientific researches in psychology, namely: general psychology and psychology of personality, clinical psychology and psychotherapy, social psychology. Young scientists show their special interest in problems of modern student’s psychology. ^ конференции «Будущее психологии» (Вып. 4) В данном сборнике представлены статьи разнообразной тематики, которые объединяет единое поле психологии. Работы, включенные в сборник, посвящены актуальным проблемам современной психологии в разных ее отраслях. Так, работы молодых исследователей освещают актуальные вопросы общей, социальной психологии, психологии личности; посвящены современному состоянию клинической психологии и психотерапии. Особый интерес молодые ученые проявляют к проблемам психологии студенчества: личностным особенностям, коммуникативным способностям, мотивации и ценностной сфере современных студентов. Настоящий сборник явился результатом проведенной студенческой конференции. К публикации приняты работы, отвечающие современным требованиям актуальности и новизны, что нашло свое отражение в самом названии сборника – «Будущее психологии». Необходимо отметить устойчивый познавательный интерес современных студентов-психологов к исследовательской деятельности в сфере психологии, самостоятельность и широту мышления. В сборнике представлены работы студентов вузов России: Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), Березниковского филиала ПГНИУ, Соликамского государственного педагогического института (СГПИ), Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского (БГУ), представленные на конференции. Сборник материалов студенческой межрегиональной конференции «Будущее психологии. Выпуск 4» представляет интерес для широкого круга лиц, интересующихся состоянием современной психологической науки, психологов, социальных работников и специалистов смежных областей. Сборник рекомендуется к печати в электронном многопредметном научном журнале "Университетские исследования". Декан философско-социологического факультета ПГНИУ, доктор философских наук, профессор А.Ю.Внутских Председатель оргкомитета конференции «Будущее психологии-2011», доктор психологических наук, профессор Е.В.Левченко _______________СОДЕРЖАНИЕ_____________ Раздел I. Актуальные проблемы общей психологии и психологии личности ^ Когнитивные стили и процесс творческого мышления……………………………….10 Шавкунова А.В. Методы изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и самооценки…….…...20 ^ BIG FIVE INVENTORY: психометрическое исследование русской версии..…27 Киямова А.А. Взаимосвязи характеристик внимания и механизмов психологической защиты……….………32 ^ Изучение взаимосвязи между особенностями личности и механизмами психологической защиты в подростковом возрасте...38 Окулова И.К.. Акцентуация характера осужденных в зависимости от их личностных характеристик……...43 ^ Особенности стрессоустойчивости в различных видах спорта………………………………47 Канышева М.А. Проблемы исследования феномена страсти в современной психологии………..…………50 ^ Волкова А.В. Эмоциональные особенности лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами…...54 ^ Проявление тревожности у беременных женщин в зависимости от характера супружеских отношений…………………………...…58 Игнатьева А.М. Образ педагога у школьников обычной и коррекционной школ……………………..64 ^ Анозогнозия как копинг-стратегия больных туберкулезом легких…………….70 Нахтарова Э.Е. Особенности представлений о здоровье в связи с пережитым опытом болезни…….78 ^ Психологические аспекты астенического синдрома………………………………84 Тищенко С.С. Особенности проявления агрессии у больных сахарным диабетом…………………………88 ^ Особенности качества сна работников МЧС…………………………………………………….93 Белехова Т.В. Психологические особенности профессионального отчуждения как профессионально обусловленной деструкции сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС)…………………..…98 ^ студенчества Белькова К.П. Образ декана в сознании студентов младших и старших курсов………………………………106 ^ Ценностные ориентации современных студентов………………………………………………………112 Лавренко А.С. Особенности мотивации студентов в зависимости от необходимости оплаты обучения…115 Лядова Ю.Б. Методы исследования мотивации спортивной деятельности………………..……..……120 ^ Академическая прокрастинация у студентов……………………………………………...123 Мальгина Л.Б. Проявление стратегий совладающего поведения в зависимости от личностных черт студентов……………………………………….…….132 ^ Особенности коммуникативных способностей студентов с интернет-зависимостью (обзор исследований)…………………...……………138 Раздел IV. Актуальные проблемы социальной психологии Кривощекова А.Н. Методы изучения стиля педагогического общения…………………………...146 ^ Оценка правдивости/лживости говорящего по пантомимическим проявлениям…...154 Окулова Н.А. Исследования фрустрации у лиц, находящихся в закрытом социальном пространстве………………………………………….159 ^ Стили юмора подростков и взаимосвязь их с агрессивными и враждебными реакциями…....168 Раснянская М.С. Гендерные особенности представлений о «маскулиности» и «феминности» в контексте образа будущей семьи…………………...172 ^ Особенности социальных представлений о мобильном телефоне……………………………….177 Мишенкова О.В. Влияние силы аргументации на степень убедительности сообщения, исходящего от представителей меньшинств……………...…………183 ^ Представления о кошмарных сновидениях у студентов-биологов и студентов-психологов……………………………………………190 Мозжерина Е.В. Установки на информационную и трансформационную рекламу у респондентов из сферы IT-технологий и респондентов из сферы наук о природе и человека (на материале комплектующих компьютера)…………………………………………..197 Пузырева Л.О. Рефлексивность как профессиональная черта банковских работников……………………….201 Раздел I ^ Р.Р. Латыпова Пермский государственный национальный исследовательский университет ^ © Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс как отдельного индивида, так и человечества в целом. Систематические психологические исследования творчества позволили разработать различные теоретические подходы к изучению данного феномена, накопить большой теоретический и эмпирический материал. Актуальность нашей работы заключается в том, что, не смотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. Сегодня большинство исследователей делают акцент на разных составляющий процесса креативности, либо, ставя во главу угла одну составляющую, которая признаётся центральной (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Ф.Баррон и др.), либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов (Г. Айзенк, Д. Фельдман и др.). [1] Таким образом, новизна данной работы заключается в том, что эмпирических данных, подтверждающих наличие взаимосвязи креативности и поленезависимого когнитивного стиля, в проанализированной нами литературе нет. В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческого мышления. Они могут быть сформулированы следующим образом:
В данной работе мы будем придерживаться подхода Дж. Гилфорда, т.е. рассматривать креативность как процесс творческого дивергентного мышления. Понятия «креативности» и «творческое мышление» рассматриваются нами как синонимы. Остальные подходы мы учитываем при организации исследования и попытаемся экспериментально установить взаимосвязь творческого мышления и когнитивного стиля личности.В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления и когнитивных стилей, рассматриваются отличительные особенности креативной личности. Анализ литературы и различных точек зрения на проблему творческого мышления и когнитивных стилей, позволил нам сделать вывод, о том, что:
Значительное место в отечественной и зарубежной психологии отводится рассмотрению когнитивных стилей деятельности, интенсивное изучение которых началось западными психологами в 1960-х гг. (Г. Уиткин, 1967 и др.) и несколько позже — отечественными (В.А. Колга, 1976; Е.Т. Соколова, 1976; М.А. Холодная, 1998, 2002, и др.) [4], [7]. ^ данной курсовой работы является процесс творческого мышления. Предметом – когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость и его связь с процессом творческого мышления. ^ – изучить особенности связи творческого мышления с когнитивными стилями: полезависимость–поленезависимость (на материале студентов Пермского государственного национального исследовательского университета и Пермского государственного института искусств и культуры). Цель конкретизируется в следующих задачах:
Таким образом, основываясь на положении Г. Уиткина о том, что «поленезависимые лица более креативны как группа в целом» [7] нами были сформулированы следующие гипотезы:
В работе применены следующие методы научно-психологического исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме; методики диагностики креативности и когнитивных стилей; методы статистической обработки данных. В нашей работе мы изучали связь креативности и полезависимого-поленезависимого когнитивного стиля (декабрь 2010 года). В исследовании приняли участие 60 человек:
Выборка состояла из 40 женщин и 20 мужчин. Возрастной диапазон участников исследования – от 18 до 22 лет. Каждый участник получал индивидуальный пакет методик. К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием статических процедур в программе «Statistica for Windows, Version 6». Были использованы следующие статистические процедуры:
В результате исследования были получены следующие результаты:
Таким образом, гипотеза в том виде, в каком она была сформулирована нами, не нашла подтверждения. В ходе исследования обнаружились взаимосвязи между компонентами модели креативности теста вербальной креативности С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) и когнитивным стилем тест «Фигуры Готтшальдта» [6]. А именно:
Библиографический список:
|