Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь icon

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь





Скачать 244.67 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь
Дата03.04.2013
Размер244.67 Kb.
ТипПрограмма
Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов

На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и структурно-функциональными единицами уровней организации жизни;

- формулировать законы и теории, объясняющие организацию, функционирование и развитие живого на различных уровнях организации жизни;

- сравнивать структурно-функциональную организацию и основные явления живого на различных уровнях организации жизни;

- приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на биосферу, а также мер ее охраны;

- доказывать: родство человека с животными, исто­рическое развитие органического мира и планетар­ную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на нашей планете.


^ ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Характерные признаки цветковых растений. Вегетатив­ные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых растений: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние.

Растительные сообщества и растительный покров.

^ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения кор­ней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие. Побег. Внешнее строение побега. Стебель как осевой орган побега. Лист как боковой орган побега. Узлы и междоузлия.

Разнообразие побегов. Листорасположение. Листовая мозаи­ка. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание поч­ки. Спящие почки. Формирование системы побегов.

Видоизменения побегов. Надземные видоизмененные по­беги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги насекомояд­ных растений. Подземные видоизмененные побеги: корневи­ща, столоны, клубни, луковицы.

Внешнее строение листа. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок у простых листьев. Жилкование листьев. Сложные листья и их разнообразие.

Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодом­ные и двудомные растения. Соцветия и их биологическое значение.

Плод. Образование и строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды. Соплодия.

Семя. Строение семян цветковых растений. Запасные орга­нические вещества семени.

^ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ

Растительная клетка. Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата). Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасные органические вещества клетки.

Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей (образовательные, покровные, проводящие, основные). Особенности, строение и функции растительных тканей. Межклетники.

Клеточное строение листа. Строение кожицы поста. Ус­тьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетнего побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и прове­дения.

^ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РОСТ И РАЗВИТИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Питание растений. Поглощение растением воды и мине­ральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ но стеблю растения. Корневое давление. Образование в лис­тьях органического вещества и его использование в питании растений. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощения листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образо­вание растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни расте­ний. Использование знаний о дыхании растений при их вы­ращивании.

Испарение воды растениями. Условия, влияющие на ис­парение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений.

Рост и развитие растений. Деление клеток и их специали­зация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегета­тивных органов растения.

^ РАЗМНОЖЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе: корневыми отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетатив­ного размножения в жизни растений. Вегетативное размно­жение культурных растений.

Генеративное размножение растений. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений. Образование половых клеток. Оплодо­творение. Образование семени и плода. Распространение пло­дов и семян в природе. Надземное и подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные периоды жизни цвет­ковых растений. Семенное размножение культурных цветко­вых растений. Подготовка семян к посеву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями.

^ КЛАССЫ И ВАЖНЕЙШИЕ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Систематические группы растений. Класс Двудольные и класс Однодольные. Семейства цветковых растений. Виды и роды растений.

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розо­цветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Се­мейства однодольных растений: Лилейные, Злаки. Дикорас­тущие, сельскохозяйственные, декоративные, лекарственные растения семейств, их биологические особенности и значение.

^ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика. Одно­клеточные зеленые водоросли (хлорелла, хлорококк, хлами­домонада). Многоклеточные зеленые водоросли (строение и размножение спирогиры, улотрикса, кладофоры). Значение зеленых водорослей.

Отделы Бурые водоросли, Красные водоросли. Общая ха­рактеристика, типичные представители. Значение бурых и красных водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов. Сфагно­вые, или торфяные мхи. Строение и размножение сфагновых мхов. Значение сфагновых мхов. Зеленые листостебельные мхи. Общая характеристика. Строение и размножение ку­кушкина льна.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папо­ротников. Строение и размножение мужского папоротника.

Отделы Хвощевидные, Плауновидные. Представители хво­щей и плаунов. Особенности их строения и размножения. Иско­паемые папоротникообразные. Образование каменного угля.

Отдел Голосеменные. Характерные признаки голосемен­ных. Многообразие голосеменных (сосна, ель, лиственница, пихта и др.). Особенности размножения голосеменных. Ис­пользование голосеменных человеком.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Характерные при­знаки покрытосеменных растений. Некоторые семейства цветковых растений, имеющих широкое распространение в природе и жизни человека (семейства тыквенных, зонтич­ных, березовых, буковых, ивовых).

Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные расте­ния. Первые наземные многоклеточные растения. Появление и господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений.

^ ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Бактерии молоч­нокислого и уксуснокислого брожения. Гнилостные бактерии. Болезнетворные бактерии. Пути распространения болезне­творных бактерий. Значение бактерий в природе и сельском хозяйстве. Промышленное использование бактерий.

^ ЦАРСТВО ГРИБЫ

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи, их строение и жизнедеятельность. Го­ловневые, спорыньевые и другие паразитические грибы.

Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь гри­бов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Лишайники — комплексные организмы. Особенности стро­ения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие лишай­ников. Размножение лишайников. Значение лишайников.

^ РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ОХРАНА

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщест­во. Ярусность расположения растений в лесах. Растительные сообщества: луга, болота, степи, пустыни. Смена раститель­ных сообществ. Искусственные растительные сообщества. Растительность и флора. Охрана растительности и редких ви­дов растений.


^ ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ

Многообразие животного мира. Среды жизни животных. Приспособленность животных к средам жизни и к местооби­таниям. Сходство животных с другими организмами и их от­личия.

Взаимосвязи между животными в природе. Связь живот­ных с другими организмами в природных сообществах.

Значение животных в природе и жизни человека. Зооло­гия — наука о животных. Значение зоологических знаний для человека.

Классификация животных.

^ ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНОЕ ЖИВОТНЫЕ, ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вводная характеристика простейших.

Тип Саркожгутиковые. Среды обитания и местообитания, строение и жизнедеятельность саркожгутиковых простей­ших (на примерах амебы обыкновенной, эвглены зеленой). Отличительные особенности раковинных саркодовых и пара­зитических жгутиковых.

Эвглена зеленая как пример организма, сочетающего при­знаки простейших и одноклеточных водорослей; жгутиковая амеба — организм, занимающий промежуточное положение между саркодовыми и жгутиковыми.

Тип Инфузории. Особенности строения и жизнедеятель­ности простейших типа Инфузории. Инфузория-туфелька как простейшее, имеющее более сложное строение по сравне­нию с амебой и другими саркожгутиковыми.

Значение простейших в природе. Паразитические простей­шие и связанные с ними болезни человека и животных.

^ ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных.

Класс Гидроидные. Местообитания, внешнее строение, образ жизни стебельчатой гидры. Наружный и внутренний слои тела гидры. Нервная сеть. Рефлекс. Бесполое и половое размножение гидроидных, регенерация.

Классы Сцифоидные, Коралловые полипы. Особенности строения и жизнедеятельности. Происхождение и значение кишечнополостных.

^ ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Вводная характеристика плоских червей.

Класс Ресничные черви. Местообитания, внешнее строе­ние и образ жизни белой планарии. Особенности внутренне­го строения и жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств планарии.

Классы Сосальщики, Ленточные черви. Местообитания, особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Основные и промежуточные хозяева паразитиче­ских червей. Приспособленность сосальщиков и ленточных червей к сохранению и распространению в природе.

^ ТИП КРУГЛЫЕ, ИЛИ ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ, ЧЕРВИ

Вводная характеристика круглых червей. Свободноживущие нематоды: внешнее строение и образ жизни. Нематоды — паразиты животных и человека. Приспособленность круглых паразитических червей в организмах хозяев. Борьба с червями-паразитами.

^ ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Вводная характеристика кольчатых червей.

Класс Малощетинковые черви. Дождевые черви и трубоч­ники. Их местообитания, внешнее строение и образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности малощетинковых червей. Размножение малощетинковых червей.

Класс Многощетинковые черви. Разнообразие, особенно­сти внешнего строения и образа жизни. Размножение со ста­дией личинки.

Происхождение кольчатых червей. Значение кольчатых червей в почвообразовании, биологической очистке воды, в це­пях питания и др.

^ ТИП МОЛЛЮСКИ

Вводная характеристика моллюсков.

Класс Брюхоногие. Местообитания, особенности строения и образа жизни прудовиков, катушек и некоторых других пред­ставителей. Общие признаки строения. Особенности пищева­рительной, кровеносной и выделительной систем брюхоногих моллюсков. Нервная система. Размножение и развитие.

Класс Двустворчатые. Местообитания, особенности строе­ния, связанные с малоподвижным образом жизни, питанием взвесями органических остатков и микроорганизмами.

Класс Головоногие. Особенности строения и образа жизни. Признаки усложнения организации по сравнению с другими моллюсками.

Происхождение моллюсков. Значение моллюсков в приро­де и жизни человека.

^ ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Многообразие членистоногих. Общие признаки строения членистоногих, происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Вводная характеристика. Местоо­битания, особенности строения, жизнедеятельности, образа они высших раков. Другие ракообразные. Значение рако­образных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Вводная характеристика. Особен­ности строения и жизнедеятельности паукообразных. Пауки, Клещи, скорпионы. Значение паукообразных.

Класс Насекомые. Вводная характеристика. Местообитания И особенности строения насекомых. Типы развития насе-комых. Главнейшие отряды насекомых. Насекомые — вре­дители поля и огорода. Насекомые — вредители сада и леса. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей болезней, паразиты человека и сельскохозяйственных животных. Одомашненные насекомые (медоносная пчела, тутовый шелкопряд).

^ ТИП ХОРДОВЫЕ

Вводная характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика основных классов позвоночных.

Классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Вводная харак­теристика. Местообитания и внешнее строение рыб. Особен­ности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Обмен веществ. Размножение и развитие рыб. Нерест. Забота о по­томстве. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природных сообществах. Промысловые рыбы. Разведе­ние и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство. Класс Земноводные. Вводная характеристика. Местооби­тания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения Органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Вводная характеристика. Мес­тообитания, особенности внешнего строения, скелета и мус­кулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся. Размно­жение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания древних гигантских пресмыкающихся. Отряды современных пресмы­кающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Вводная характеристика. Местообитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внут­реннего строения и жизнедеятельности птиц. Сложность поведения птиц. Размножение и развитие птиц. Типы раз­вития птенцов. Сезонные явления в жизни птиц. Оседлые, кочующие и перелетные птицы. Способы изучения мигра­ций птиц. Возникновение перелетов птиц. Происхождение птиц. Важнейшие отряды птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц и их охрана. Домашние птицы, пти­цеводство.

Класс Млекопитающие, или Звери. Местообитания, осо­бенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млеко­питающих. Органы полости тела, нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Отряды Однопроходные, Сумчатые. Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие и Китообразные, Пар­нокопытные и Непарнокопытные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни мле­копитающих. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих.

^ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Основные этапы развития животного мира на Земле. Развитие представлений об историческом развитии животного мира. Развитие животного мира от одноклеточных к низшим многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим многоклеточным, от низших хордовых к высшим хордовым.


^ БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Науки, изучающие организм человека. Некоторые сведе­ния из истории изучения организма человека. Вклад ученых в развитие знаний об организме человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для улучшения условий жизни человека, сохранения его здоровья, профилактики и диагностики заболеваний.

^ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА И УРОВНИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИХ

Общие свойства организма. Общие свойства и признаки, присущие организмам: возбудимость, движение, рост, ды­хание, питание, выделение, обмен веществ, воспроизводство. Условия поддержания жизни организма: пища, вода, кисло­род, тепло, давление, социальная среда.

Уровни организации живого. Атомарный, молекулярный, Клеточный, тканевый, органный, системный, организменный уровни организации организма человека. Взаимосвязь и иерархичность уровней организации.

Клетка, ее строение, химический состав, жизненные свой­ства. Строение клетки. Цитоплазма и ядро. Гены. Органеллы клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода, ми­неральные вещества. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Жизненные свой­ства клетки: биосинтез и распад веществ, размножение (деление) клетки, возбудимость клеток. Взаимосвязь клеток и Внутренняя среда организма.

Ткани и органы. Системы органов. Понятие о ткани. Виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нерв­ная. Особенности строения клеток тканей и выполняемые функции. Понятие об органе и системе органов. Понятия об аппарате и функциональной системе органов.

Организм человека как единое целое. Строение тела че­ловека. Части тела и полости. Способы регуляции функций организма: гуморальная и нервная. Биологически активные вещества и их роль в регуляции функций организма. Само­регуляция функций в организме. Связь организма с окружа­ющей средой. Влияние различных природных факторов на организм. Адаптации организма к природным факторам. Вза­имоотношения человека и природы. Биосоциальная природа человека. Биологическая и социальная программы развития организма человека.

^ ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Железы внутренней секреции. Понятие о железах внут­ренней секреции (эндокринных железах) и гормонах. Желе­зы смешанной секреции. Строение и функции эндокринных желез: щитовидная железа, околощитовидные железы, гипо­физ, эпифиз, тимус, поджелудочная железа, половые желе­зы. Гормоны эндокринных желез и их влияние на организм человека. Нарушение функций желез эндокринной системы. Регуляция функции эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Взаимодействие нервно-гуморальных факторов и их нарушение. Стресс как реакция организма на действие факторов среды и роль в нем нервно-гуморальных регуляций. Физиологические изменения в организме челове­ка под воздействием стресса.

^ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Строение нервной системы. Нервная ткань. Строение нейронов и нейроглии. Межнейронные контакты - синап­сы. Строение синапсов. Классификация нейронов: чувстви­тельные, двигательные, вставочные. Нервы: чувствительные, двигательные, смешанные. Отделы нервной системы. Перифе­рическая, центральная, соматическая и автономная нервная система. Отделы автономной (вегетативной) нервной системы: парасимпатический и симпатический. Строение и работа автономной нервной системы.

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Поня­тие о рефлексе и рефлекторной дуге. Строение рефлекторной дуги. Возбуждение и торможение в рефлекторной деятельности их взаимодействие. Спинной мозг. Строение спинного мозга. Белое и серое ве­щество. Спинно-мозговые нервы и узлы. Функции спинного Мозга: рефлекторная и проводниковая.

Головной мозг. Строение головного мозга. Отделы головно­го мозга и их функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, Средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария. Вины коры больших полушарий головного мозга. Значение коры больших полушарий головного мозга.

Нарушения деятельности нервной системы и их предуп­реждение. Наследственные нарушения работы мозга. Нару­шения работы мозга, вызванные факторами внешней среды: вирусные инфекции, отравления химическими веществами, сотрясения. Первая помощь при потере сознания человеком. Заболевания нервной системы, связанные с нарушением снаб­жения мозга кровью: кровоизлияния и травмы.

^ ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

Кость: состав, строение, рост. Строение и состав костной ткнни. Неорганические и органические вещества кости. Виды костей. Длинные (трубчатые), короткие и смешанные кости. Рост костей в длину и в толщину.

Скелет человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Отделы скелета: че­реп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей и конечностей. Кости, образующие отделы скелета. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Первая помощь при повреждениях скелета. Первая по­мощь при растяжении связок и вывихе суставов. Первая по­мощь при переломах костей.

Мышцы и их функции. Виды мышечной ткани. Скелет­ные мышцы. Сердечная мышца. Гладкая мышечная ткань. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Со­гласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. Рабо­та мышц. Утомление при мышечной работе. Значение работ И.М. Сеченова для физиологии труда. Активный отдых.

Значение физических упражнений для формирования скеле­та и мышц. Значение тренировки мышц. Искривления позвоноч­ника: сколиоз, лордоз, кифоз. Плоскостопие. Меры предупреж­дения искривления позвоночника и развития плоскостопия.

КРОВЬ

Функции и состав крови. Функции крови. Состав крови: неорганические и органические вещества крови. Органы кро­ветворения.

Форменные элементы крови и их функции. Строение и функции эритроцитов. Переливание крови. Группы крови. Донорство. Резус-фактор. Лейкоциты и их роль в защите ор­ганизма от чужеродных для него веществ, клеток и тканей. Иммунитет. Образование антител. Фагоцитоз и выработка ан­тител. Виды иммунитета. Тромбоциты и их роль в реакциях свертывания крови. Противосвертывающие факторы. Нару­шение свертывания крови — гемофилия.

КРОВООБРАЩЕНИЕ Система кровообращения. Понятие о кровообращении. Ор­ганы кровообращения. Строение сердца. Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры. Движение крови в организме. Малый круг кровообращения. Большой круг кровообращения.

Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы. Цикл сер­пом пых сокращений. Регуляция работы сердца: рефлекторная и гуморальная.

Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление, Пульс. Скорость тока крови. Движение крови по венам. Пере-i «еделение крови в организме. Лимфатическая система и движение лимфы в организме.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. При­чины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Влияние ал­коголя и курения на сердечно-сосудистую систему. Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердеч­но сосудистой системы. Кровотечения и меры первой помощи.

ДЫХАНИЕ

Органы дыхания. Значение дыхания. Строение и функ­ции органов дыхания. Воздухоносные пути. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Обмен газов в легких. Обмен газов в тканях.

Регуляция дыхания и первая помощь при остановке дыхания. Рефлекторная и гуморальная регуляции дыхания. Дыхательные рефлексы и их значение для дыхания. Искусственное дыхание.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Зараже­ние через воздух капельными и вирусными инфекциями орга­нон дыхания. Грипп и туберкулез. Предупреждение заболева­ний органов дыхания. Действие курения на органы дыхания.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Органы пищеварения и их функции. Понятие о питании и пищеварении. Питательные вещества. Строение орга­нов пищеварения. Методы изучения пищеварения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Обработка пищи в ротовой полости. Строение зуба. Пищеварение в ротовой по­лости. Пищеварение в желудке. Нервная регуляция желудоч­ного сокоотделения. Гуморальная регуляция желудочного со­коотделения. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Защитная роль печени. Функции толстого ки­шечника.

Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предуп­реждение. Пищевые отравления и их предупреждение. Ки­шечные инфекции и борьба с ними. Меры предупреждения кишечных и глистных заболеваний. Влияние алкоголя и ни­котина на пищеварение.

Демонстрации: модели торса человека, муляжей попереч­ного распила головы, желудка, печени, таблиц, показыва­ющих строение пищеварительной системы и деятельности органов пищеварения; опыта, иллюстрирующего действие слюны на крахмал и желудочного сока на белки.

^ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Обмен веществ. Понятие об обмене веществ. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Превращения в организме органических соединений. Обмен неорганических веществ. Ре­гуляция обмена веществ.

Витамины. Значение витаминов. Основные витамины. За­болевания, вызванные нехваткой витаминов в пище. Сохра­нение витаминов в пище.

Энергетический обмен и питание. Превращение энергии в организме. Расход энергии у людей, занимающихся различ­ными видами труда. Определение норм питания. Понятие о правильном питании. Неправильное питание и вызванные им болезни. Режим питания школьника.

Поддержание постоянной температуры тела. Образование и отдача тепла организмом человека. Механизмы торморегуляции. Химическая и физическая терморегуляции. Нервная и гуморальная регуляции температуры тела. Терморегуляция при разных условиях. Терморегуляция в условиях жары. Терморегуляция в условиях холода. Терморегуляция при мышечной работе. Изменение температуры тела при простудных и инфекционных заболеваниях. Тепловой и солнечный удары. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, Закаливание организма. Требование к одежде. Роль кожи в Процессах терморегуляции. Строение и функции кожи. Обмо­рожения кожи. Ожоги кожи. Первая помощь при обмороже­ниях и ожогах.

ВЫДЕЛЕНИЕ

Мочевыделительная система. Строение мочевыделительной системы. Почки как органы выделения. Механизм образования мочи. Первичная и вторичная моча.

Регуляция процессов образования и выведения мочи. Нервная и гуморальная регуляции процессов выделения. Заболе­вания органов выделения и их предупреждение.

^ РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Значение процессов самовоспроизведения организмов.

Органы размножения. Мужская половая система. Женская половая система. Строение и функциональные особен­ности мужской и женской половой систем. Половое созре­вание. Половое созревание мальчиков. Половое созревание девочек. Характеристика подросткового периода.

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Оплодотворе­ние. Зародышевый период внутриутробного развития. Образование плаценты. Развитие зародыша и плода. Гигиена бере­менной женщины. Рождение ребенка.

Рост и развитие ребенка. Периоды послеутробного разви­тия. Особенности развития человека. Роль социальных усло­вий для развития человека. Акселерация и ее значение.

^ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Понятие об органах чувств. Сенсорные системы (анализаторы).

Орган зрения. Значение зрения. Строение глаза. Построение зрительного изображения. Нарушения зрения и их предупреж­дение. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения.

Орган слуха. Строение органа слуха. Функция органа слу­ха. Предупреждение нарушений слуха.

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обо­няния и вкуса. Чувство равновесия. Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Орган вкуса. Взаи­мозаменяемость органов чувств.

^ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Безусловные и условные рефлексы. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятель­ности. Безусловные рефлексы и их значение. Образование ус­ловных рефлексов. Значение условных рефлексов. Торможе­ние рефлексов и его значение.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Эле­ментарная рассудочная деятельность животных. Речь. Эмо­ции и их физиологическая природа. Память и мышление. Физиологическая природа памяти. Виды памяти. Условия развития памяти.

Сон и бодрствование. Характеристика сна. Физиологиче­ская природа сна. Значение сна и сновидений. Предупрежде­ние нарушений сна.

Нарушение высшей нервной деятельности. Предупреж­дение нарушений высшей нервной деятельности у человека. Влияние алкоголя на нервную систему и поведение человека. Алкоголизм и борьба с ним.

^ ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Механический и психический компоненты труда. Формы трудовой деятельности человека. Изменение физиологических функций при физическом и умственном труде. Работоспособность и утомление. Деятельность человека в необычных условиях.

Приспособление организма к новым условиям жизни. Экологическая физиология как наука об приспособлениях человека к различным природным факторам среды. Механизмы акклиматизации и адаптации человека к новым факторам среды.

^ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ

Понятие о здоровье и мерах его сохранения. Факторы среды, нарушающие здоровье. Факторы среды, сохраняющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, режим труда и отдыха. Физическое и психическое здоровье организма человека.

Защитно-приспособительные реакции организма. За­щитно-приспособительные реакции организма человека как факторы, направленные на сохранение постоянства его внут­ренней среды и адаптацию к условиям существования. Роль гуморальных факторов и нервной системы в защите организма от воздействий среды.


^ ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Основные признаки (критерии) живого. Определение Понятия «жизнь». Сходство и отличие неживой и живой природы: единство химического состава, специфичность структуры, обмен веществ и превращение энергии, самовос­произведение, наследственность и изменчивость, развитие и тост, раздражимость, прерывистость, саморегуляция, ритмичность.

Уровни организации жизни и происходящие на них процессы. Молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Понятие о структурно-функциональных единицах уровней организации жизни на Земле. Понятие об основных явлениях уровней организации жизни на Земле как закономерных изменениях структурно-функциональных единиц.

^ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Химический состав живого. Элементы в телах живой приро­ды. Неорганические компоненты живого: вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержа­нии структуры и функционировании живого. Органические компоненты живого: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ. Биологическая роль органических веществ в поддержании структуры и функционировании живого.

Наследственная информация и генетический код. Ген как единица наследственности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни на Земле. Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах.

Наследственность и изменчивость наследственного мате­риала. Мутации — наследственные изменения генетического материала. Причины и значение мутаций. Наследственность и изменчивость как основные явления на молекулярно-генетическом уровне жизни. Биологическое значение проявления свойств живого на молекулярно-клеточном уровне.

ОРГАНОИДНО-КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ Клетка как единица живого. История открытия клетки. Методы изучения строения клетки. Клеточная теория. Прокариотные и эукариотные клетки. Строение эукариотной клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Ядро как регуляторный центр клетки. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Диссимиляция и ассимиляция как две стороны процесса обмена веществ. Типы обмена веществ: автотрофное и гетеротрофное питание, аэробные и анаэробные процессы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Особенности распада в клетке органических веществ. Биосинтез белка в клетке.

Самовоспроизведение клетки. Жизненный цикл клетки и его периоды. Хромосомный набор клетки (кариотип) как основа специфичности живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосомы.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Передача наследственной информации на клеточном уровне. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза.

^ ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Организм как структурно-функциональная единица организменного уровня организации жизни.

Многообразие организмов. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Ткани многоклеточного организма. Неклеточные формы жизни — вирусы. Особенности строения вирусов.

Основные явления организменного уровня жизни. Размножение организмов как основа самовоспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Мейоз как основа полового размножения организмов. Основные фазы мейоза. Образование половых клеток у животных. Оплодотворение. Зародышевое развитие у животных, его основные стадии (на примере хордовых). Влияние различных факторов на развитие зародыша. Типы постэмбрионального развития у животных. Рост, старение и смерть организма. Образование половых клеток и половое размножение у растений. Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Размножение цветковых растений.

Развертывание генетической программы организма. Генотип и фенотип организма. Факторы наследственности и закономерности их передачи в поколениях.

Наследственность и изменчивость признаков организмов. Взаимодействие генотипа с условиями среды. Ненаследственная (модификационная) изменчивость организмов. Наслед­ственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

^ ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Развитие представлений о виде и эволюции. Система при­роды К. Линнея. Креационизм и трансформизм (Ж.Л. Бюффон). Первая эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Эволюци­онное учение Ч. Дарвина.

Вид как основная систематическая категория живого. Критерии (признаки) вида. Популяция как структурно-функ­циональная единица популяционно-видового уровня жизни. Основные характеристики популяций организмов. Регуля­ции численности популяций. Генофонд популяции. Элемен­тарные эволюционные материал и явление.

Основные движущие силы и результаты эволюции. Изоля­ция как фактор видообразования. Борьба за существование. Естественный отбор — главный фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям обита­ния и ее относительный характер. Видообразование.

Селекция. Селекция как создание и направленное измене­ние человеком культурных форм организмов. Понятие «сорт» и «порода». Центры происхождения культурных форм орга­низмов. Методы селекции. Искусственный отбор как основ­ной метод селекции.

^ БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Биогеоценоз. Биогеоценоз как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня организации жизни. Биоценоз как природное сообщество организмов. Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза: хищничество, паразитизм, конкуренция, нахлебничество, квартиранство, сотрудничество, нейтрализм. Структура биоценоза как основа поддержания его целостности. Основные структурные компоненты биогеоценозов. Функциональные группы организмов в биогеоценозах и основные связи между ними.

Круговорот веществ и поток энергии. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе как основа поддержания его целостности. Трофические цепи и сети. Основные свойства биогеоценозов. Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система. Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов. Смена биогеоценозов. Агробиоценозы как искусственные сообщества организмов, созданные человеком. Основные отличия агробиоценозов от биогеоценозов.

^ БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы и функции ее живого вещества. Биогеохимические круговороты биогенных элементов в биосфере. Поток энергии в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте.

Возникновение биосферы и начало ее эволюции. Теории Возникновения жизни на Земле. Химическая эволюция. Краткая история эволюции биосферы. Геохронологическая летопись Земли. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и жи­вотный мир прошлого и настоящего.

Появление человека как важнейший этап в эволюции биосферы. Сходство и отличие человека и животных. Особен­ности эволюции человека. Биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Ноосфера как оболочка Земли Человечество как глобальная сила биосферы.

Воздействие человека на биосферу и ее охрана. Современные экологические проблемы: рост народонаселения, истощение природных ресурсов, изменение человеком природных биоценозов, загрязнение окружающей среды. Нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере в связи с деятельностью человека. Основные принципы охраны биосферы. Мероприятия по охране биосферы. Управление эволюцией культурных форм организмов. Значение охраны биосферы в современном мире.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconНа экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconНа экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма вступительных испытаний Программа вступительных испытаний по биологии На экзамене по биологии

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма вступительных экзаменов по биологии для абитуриентов, поступающих на базе основного общего

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма для вступительных экзаменов по биологии на базе основного общего образования /9 классов

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма вступительного испытания по биологии на базе 9 классов в 2012 году Общие указания

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма вступительных экзаменов по биологии на базе среднего /полного/ общего образования /11 классов/

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПрограмма по биологии для поступающих на факультет психологии и педагогики

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconРабочая программа по биологии для учащихся 8-х классов

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь iconПримерная программа по биологии для 5 9 классов общеобразовательных учреждений

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы