Комитет по образованию администрации Волгограда
МОУ лицей №8 «Олимпия»
Рабочая программа
по биологии
для учащихся
8-х классов
на 2010-2011 учебный год
Составитель:
Старикова Н.И. учитель биологии
Волгоград- 2010
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Человек и его здоровье» для 8-го класса, авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, типовая программа курса «Человек и его здоровье» для 8 классов дополнена модулем «Экология человека».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Д. В Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 336 с.; учебного пособия М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вента-Граф, 2004. – 144с.: ил.; а также дополнительных пособий: для учителя:
Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2005;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с. – (В помощь школьному учителю);
Андреева Н. Д., Малиновская Н.В. Урок по теме «Основы рационального питания. Нормы питания». //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27;
Дмитриева Т.А., Снисаренко Т.А., Гуленков С.И. Задания по разделу «Человек и его здоровье» //Биология для школьников. – 2004. – №3. – С.33-40;
Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М..: Дрофа, 2006 – 144с.;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М..: Дрофа, 2006 – 224с.;
Мирская Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27;
Никишов А. И. тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.;
Петунин О. В. Типология ВНД //Первое сентября. Биология. – 2005 – №8. – С.21-17;
Петунин О. В. Типология ВНД //Первое сентября. Биология. – 2005 – №9. – С.16-17;
Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. Биология – 9(8)6 Человек. Практикум по гигиене. – М.: АРКТИ, 2002. – 96с. (Дидактика);
Сироткина Н. В. «Кровь – носительница жизни». Урок-конференция. //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27;
для учащихся:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.: ил.
Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005, 96с.
Дмитриева Т.Ф. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8 – 11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144сю: ил. – (Дидактические материалы);
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.: ил;
Коростелев Н. Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Медицина, 1987. – 288с.: ил.;
Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн. Для чтения. – М.: Просвещение, 2001. – 240с.: ил;
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил.
Чазов Е.И. сердце и XX век. – М.: Педагогика, 1982.- 128с. – (Ученые – школьнику).
Шилейко А.В., Шилейко Т. И. Информация или интуиция? – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 208с., ил. – (Эврика).
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения биологии «Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся».
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. . и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний цитологической, экологической, практикоориентированной направленности;
Овладение способами деятельностей познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
Освоение компетенций ключевых, общепредметных и предметных (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной).
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности класса, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
в 8 классе химико-биологической направленности предполагается обучение в объеме 102 часов;
34 часа сверх базисного учебного плана в 8 классе используется для углубления (по степени владения информацией) изучаемого материала по предмету за счёт введения и расширения сведений о влиянии окружающей среды на здоровье человека, это позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности учащихся и формирование познавательной и информационной компетентностей.
В соответствии с этим реализуется:
модифицированная программа курса «Человек и его здоровье» (68 часов) для 8 классов разработанная авторским коллективом в составе В.В. Пасечника, Р.Д. Маш и др. за счёт её дополнения модулем «Экология человека» (34 часа) авторов М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина (всего 102 часа).
В том числе, для проведения
контрольных работ - 9 часов
лабораторных работ - 10 часов
для создания проектов – 15 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии и с учетом направленности класса, реализуется программа следующего уровня: углублённый по степени владения информацией.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (углублённый уровень по степени владения информацией)
должны знать:
называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки вида человек разумный; причины и результаты эволюции человека.
приводить примеры усложнения организма в процессе эволюции, действия факторов окружающей среды на процесс дыхания человека.
характеризовать строение и функции клетки; деление клетки; строение и жизнедеятельность организма человека; роль ферментов и витаминов в организме; дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; особенности размножения и развития человека; состояние собственного физического здоровья.
обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, отрицательное влияние гиподинамии; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия.
распознавать клетки, ткани, органы и системы органов человека.
должны уметь: сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале, готовить рефераты, проекты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
владеть компетенциями:
познавательной;
коммуникативной;
рефлексивной;
информационной;
личностного саморазвития.
способны решать следующие жизненно-практические задачи, т.е. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обоснования здорового образа жизни; профилактики вредного воздействия чужеродных примесей пищи на организм человека; соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, отравлений и заболеваний; для умения делать выводы о родстве и единстве органического мира, о происхождении человека от животных; для проведения наблюдения по изучению жизнедеятельности человеческого организма; для соблюдения правил здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, правил поведения в природе.
Рабочая программа включает в себя следующие темы:
Введение
|
3ч.
|
Происхождение человека
|
4ч.
|
Влияние среды на здоровье человека
|
2ч.
|
II. Строение и функции организма
Общий обзор организма 1ч.
|
82ч.
|
Клеточное строение организма. Ткани 4ч.
|
|
Рефлекторная регуляция органов и систем организма 2ч.
|
|
Опорно-двигательная система 10ч.
|
|
Внутренняя среда организма 6ч.
|
|
Кровеносная и лимфатическая системы организма 8ч.
|
|
Дыхательная система 6ч.
|
|
Пищеварительная система 8ч.
|
|
Выделительная система 1ч.
|
|
Обмен веществ и энергии 4ч.
|
|
Покровные органы. Теплорегуляция 5ч.
|
|
Нервная система человека 6ч.
|
|
Анализаторы 8ч.
|
|
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 9ч.
|
|
Железы внутренней секреции 4ч.
|
|
^
|
9ч
|
Итого:
|
100
|
Резервное время:
|
2ч
|
|