|
Скачать 50 Kb.
|
Содержание
III. Система, многообразие и эволюция живой природыIV. Человек и его здоровье V. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Программа вступительных экзаменов по биологии для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования (9 классов) I. Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Основные научные открытия в области биологии. Методы изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение биологических объектов и биологический эксперимент. II. Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Строение прокариотической и эукариотической клеток. Вирусы – неклеточные формы жизни. Организмы одноклеточные и многоклеточные. Свойства организмов: наследственность, изменчивость, самовоспроизведение (формы размножения организмов: бесполое и половое), Ткани, органы, системы органов, растений и животных. Организм – единое целое. Признаки организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. ^ Система органического мира. Царство Бактерии. Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе и их многообразие. Значение бактерий в природе и жизни человека. Промышленное использование бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Общая характеристика грибов. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые. Роль грибов в природе, жизни человека. Лишайники – комплексные организмы. Царство Растения. Основные отделы растений: отдел Зеленые водоросли; отдел Моховидные; отдел Папоротниковидные; отдел Голосеменные; Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Классы покрытосеменных растений. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение. Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приемы их выращивания. Царство Животные. Основные типы беспозвоночных животных. Многообразие членистоногих: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Классы хордовых животных. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с их средой обитания. Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные и уход за ними. Эволюция органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Движущие факторы эволюции. Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям обитания. Биологическое разнообразие видов как результат эволюции. ^ Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Происхождение человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Общий план строения и процессы жизнедеятельности организма человека. Размножение и развитие организма человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система и ее строение. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Строение и функции спинного и головного мозга. Большие полушария головного мозга. Особенности строения и функции коры больших полушарий. Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринная система. Гормоны и их влияние на процессы жизнедеятельности организма человека. Внутренняя среда: межклеточная жидкость, лимфа, кровь. Кровь, ее состав и функции. Форменные элементы крови. Группы крови. Защитные функции крови: свертывание и иммунитет. Виды иммунитета. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение кровообращения и тока лимфы. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Пульс. Дыхание. Система органов дыхания, строение и функции. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеваренияю Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины и их роль в организме. Выделение. Мочеполовая система. Покровы тела и их функции. Температура тела и ее регуляция. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Скелет, его значение и функции. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Рефлекторная теория поведения. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Сон, его значение. Высшая нервная деятельность. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Донорство. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха. Факторы, укрепляющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда, стресс, гиподинамия, употребление наркотиков и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания, их предупреждение. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, при спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательной системы, ожогах, обморожениях, повреждении глаз. ^ Среды жизни. Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. Связи в живой природе. Взаимодействия разных видов в природе: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Экосистемы. Структура экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость и саморегуляция экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Список рекомендуемой литературы Биология : раздаточный материал тренировочных тестов / Е.Л. Жеребцова – СПб. : Тригон, 2008. Единый государственный экзамен : Биология : Контрольные измерительные материалы : Репетиционная сессия 1 / Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М. : Вента-Граф, 2006. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа / В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М. : Интеллект-Центр, 2006. |