|
Скачать 250.01 Kb.
|
Концепция демографической политики Новгородской области на период до 2025 года 1. Общие положения Концепция демографической политики в Новгородской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Новгородской области, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем. Концепция является основой для разработки мер, направленных на повышение рождаемости, охрану здоровья населения области, увеличение средней продолжительности жизни, оказание поддержки семье, регулирование миграции и иные аспекты демографического развития области. Концепция учитывает особенности демографического развития Новгородской области и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития области. Концепция разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, Устава Новгородской области, Концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. ^ В Новгородской области сложилась серьезная демографическая ситуация, которая отражает общие закономерности демографического развития России. С начала 1990-х годов численность населения области постоянно уменьшается. Если на начало 1991 года в области проживало 751,9 тыс. чел., то на начало 2009 года - только 645,986 тыс. человек. В демографической половозрастной пирамиде Новгородской области присутствуют поколения как более многочисленные (поколения 50-х, 80-х годов), так и менее многочисленные (поколения 60-х, 90-х годов). Различия в численности возрастных категорий предопределяют современный процесс воспроизводства. Согласно шкале демографического старения по этапам старения и уровне старости населения (с учетом доли лиц в возрасте 60 лет и старше) население области относится к категории очень высокого уровня демографической старости (более 18 процентов), что характеризует тип воспроизводства как депопуляционный. Депопуляция как процесс окончательно сформировалась в области с 1995 года, так как превышение умерших над родившимися стало носить устойчивый и долговременный характер. Снижение численности населения области происходит в результате его естественной убыли (число умерших превышает число родившихся), не компенсируемой миграционным приростом. Одной из главных причин этого является крайне низкая рождаемость. В 2008 году в области родилось 6912 детей, а коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) составил 10,6 (в 1990 году - 12,3). Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений (2,15 рождений на одну женщину). Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни) составляет по Новгородской области 1,401 ребенка. Данный показатель выше среднего по Северо-Западному федеральному округу (1,287) и близок к среднему уровню по России (1,406). В условиях внутрисемейного регулирования рождаемости происходит процесс откладывания рождений, что проявляется, в частности, в повышении среднего возраста матери при рождении первого ребенка. В 2007 году этот возраст составил 26,8 лет (по Северо-Западному Федеральному округу - 27,3, по Российской Федерации - 27,0), тогда как в начале 1990-х он был 22 - 23 года. Данная тенденция наряду с положительными моментами (ребенок рождается у социально зрелых родителей) имеет и отрицательную сторону, поскольку с возрастом матери нарастает количество заболеваний, осложняющих роды и послеродовый период. Наиболее значительный рост осложненных родов связан с анемией, нарушениями родовой деятельности, заболеваниями мочеполовой системы, заболеваниями системы кровообращения, эндокринными болезнями. Количество родов без применения специальных лекарственных препаратов и медицинской техники в 2008 году сократилось на 16,7 процентов по сравнению 1995 годом. Тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также здоровья новорожденных: только 36,7 процента родов в 2008 году признаны нормальными. В общем числе родившихся значительна доля недоношенных детей (в 2008 году число таких детей составило 3,5 процента), более 26,5 процентов детей родились больными или заболели сразу после рождения, причем основная масса заболеваний связана с внутриутробным инфицированием плода. Определенную опасность для репродуктивного здоровья молодежи несет тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. Значительное удлинение периода между началом половой жизни и рождением первого ребенка требует выработки определенных профилактических мер. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Это особенно важно в условиях, когда аборт по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений (в Новгородской области на 100 рождений приходится порядка 97,6 абортов, а на 1 женщину фертильного возраста - 39), а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа является вполне реальной. Следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства. Кроме того, в силу широкой распространенности абортов с возрастом повышается вероятность бесплодия. Около 10 процентов супружеских пар Новгородской области страдают бесплодием. Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия негативными изменениями института семьи и снижением роли семьи в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и лишь в последние годы стабилизировалась на уровне 31,4 процента. Очевидным негативным следствием внебрачной рождаемости является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства. Кроме того, матери, в одиночку воспитывающие детей, испытывают серьезные трудности при создании новой семьи, что также отрицательно влияет на уровень рождаемости. На демографическом развитии Новгородской области неблагоприятно сказывается высокое количество разводов, которое составляло 5,0 на 1000 жителей в 2008 году. Более половины из распадающихся семей имеют детей. Происходящее одновременно уменьшение количества зарегистрированных браков при увеличении количества так называемых гражданских браков вызывает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей и, в частности, на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке. Ситуация будет еще более сложной через 8 - 12 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы. Таким образом, низкая рождаемость обусловлена, с одной стороны, ежегодным сокращением количества женщин фертильного возраста, недостаточным уровнем репродуктивного здоровья, высоким числом прерываний беременности (абортов), а с другой стороны - относительно низким уровнем доходов населения, недостаточностью мер поддержки семей, имеющих детей, особенно многодетных, самой структурой современной семьи, девальвацией семейных ценностей, отсутствием нормальных жилищных условий, занятостью значительной части работающих женщин тяжелым физическим трудом. Крайне неблагоприятная ситуация сложилась также в области смертности и продолжительности жизни населения. Коэффициент смертности (в расчете на 1000 населения) в 2007 году составил 20,1, в 2008 - 20,9, а естественная убыль населения - (-9,4) и (-10,3) соответственно. Несмотря на то что в течение последних пяти лет в области ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла на 2,52 года, средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни составила в 2007 году 63,96 года (у мужчин - 57,24, у женщин - 71,28 года), что на 3,5 года ниже, чем по Российской Федерации и почти на 10 лет ниже, чем в развитых странах. Основной вклад в показатель низкой продолжительности жизни вносит высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, обусловленная исключительно высокой смертностью мужчин этого возраста. Сформировавшийся уровень продолжительности жизни населения области обусловлен рядом причин, к числу которых относятся:
В структуре причин общей смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (62,1 процента), второе - несчастные случаи, травмы и отравления (11,9 процента), третье - злокачественные новообразования (11,1 процента). Беспрецедентно быстрое развитие автомобильного транспорта в сочетании с недостаточным качеством дорожного покрытия, отсутствием освещения автодорог в темное время суток, правовым нигилизмом части водителей, техническая неисправность ряда транспортных средств породили проблему дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Ежегодно в Новгородской области в ДТП погибает 230 - 260 человек, в том числе 70 - 80 детей, примерно столько же становятся инвалидами из-за последствий повреждений, полученных в ДТП. Невозможно оценить, какая часть пострадавших погибает вследствие несвоевременно или некачественно оказанной медицинской помощи, однако экспертный анализ ряда случаев показывает, что такие случаи встречаются в медицинской практике. Не умаляя значения мер профилактики дорожного травматизма (строительство качественных, хорошо освещенных автодорог, ужесточение государственного контроля за техническим состоянием транспорта, воспитание правовой дисциплины у водителей), необходимо признать важность оперативного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП как меры снижения летальности и инвалидизации. Неблагоприятное влияние на продолжительность жизни оказывает рост заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, в том числе алкоголизмом и алкогольными психозами (выше, чем в Российской Федерации, на 60 и 80 процентов соответственно) и наркоманией (снизилась на 3 процента и по сравнению с Российской Федерацией составляет 40 процентов). Особенно явно эти негативные тенденции проявляются среди мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте. Уровень онкологической заболеваемости - 426,86 (на 100 000 населения) и смертности - 226,99 (на 100 000 населения) также выше среднероссийских (341,55 и 201,19 в 2007 году соответственно). Показатель онкологической запущенности сохраняется на высоком уровне и в 2008 году составил 29,7 процентов. По структуре смертности от злокачественных новообразований у мужчин основную долю составляет рак легкого, причиной которого, как известно, является табакокурение, на втором месте - рак желудка, затем рак предстательной железы, ободочной и прямой кишки. У женщин основной удельный вес заболеваемости и смертности составляют опухоли репродуктивной системы (в т.ч. молочной железы), рак желудка, ободочной и прямой кишки. Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин (57,24 года) и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин - 14 лет (в наиболее развитых странах мира от 4 до 7 лет) приводит к существенной деформации структуры населения по полу. В Новгородской области численность женщин на начало 2009 года на 71072 человека превысила численность мужчин. Превышение численности женщин над численностью мужчин отмечается во всех возрастных группах старше 35 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Создавшаяся ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, борьбу с преждевременной смертностью, а также при организации социального обслуживания пожилых людей. Новгородская область не является приграничным регионом и расположена между двумя мегаполисами - Москвой и Санкт-Петербургом. Географическое положение области снижает замещающую роль миграции как фактора, сдерживающего темпы депопуляции. В миграционном обороте более 46,5 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Согласно рассчитанной Росстатом перспективной численности населения (от базы на начало 2008 года) без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, к началу 2026 года численность населения Новгородской области составит 587,3 тысячи человек, то есть ожидается уменьшение численности жителей области на 58,7 тысяч человек (на 9,1 процента), темпы снижения будут практически постоянными в течение всего прогнозного периода и сложатся на уровне 0,5 - 0,6 процента в среднем за год. Демографическая ситуация в 2009 - 2025 годах будет определяться низким уровнем рождаемости и высокой смертностью. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится с 63,4 лет в 2009 году до 70,8 лет в 2025 году, в том числе у мужчин с 56,6 лет до 65,1 года, у женщин - с 70,6 лет до 76,4 лет. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин будет постепенно уменьшаться с 14 лет в 2009 году до 11 лет в 2025 году. Миграционный прирост, величина которого будет постепенно расти на протяжении всего прогнозного периода, позволит компенсировать естественные потери населения в 2009 году на 16,1 процента, в 2025 году - на 37,2 процентов, тогда как в 2008 году этот уровень составлял только 3,3 процента. Развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущих тенденциях демографического развития, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста. ^ Целью демографической политики в Новгородской области является стабилизация численности населения к 2012 году на уровне 630950 человек и создание условий для ее роста к 2025 году, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2012 году до 64,71 года, к 2025 году - до 70,81 года. ^ В основу демографической политики области положены следующие принципы:
Основными задачами демографической политики в Новгородской области на период до 2025 года являются: в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения:
в области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:
^ Приоритетными направлениями в решении задачи укрепления здоровья населения области, снижения заболеваемости, создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни и увеличения продолжительности жизни являются:
Приоритетными направлениями в решении задачи снижения уровня смертности являются:
Приоритетными направлениями в решении задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков являются:
Приоритетными направлениями в решении задачи увеличения рождаемости являются: усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей за счет:
Приоритетными направлениями в решении задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений являются:
Приоритетными направлениями в решении задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области являются:
^ Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических обследований, освещение проблем, требующих решения в рамках Концепции, в средствах массовой информации. Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической и экологической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров и продуктов, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека. Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи является важнейшей составляющей успешной реализации Концепции. Должна совершенствоваться нормативная правовая база для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства, повышение статуса родительства, повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми. ^ Реализацию демографической политики в Новгородской области предполагается осуществлять путем:
^ Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (в 2009 - 2012 годах) предполагается реализовать меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии области, в том числе основные мероприятия по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей, включая осуществление индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды, повышение миграционной привлекательности региона. На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, совершенствовать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2012 года. По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2012 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения, обеспечить миграционный прирост. На втором этапе (в 2013 - 2015 годах) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основное внимание будет уделено внедрению программы здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, принятию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение. В связи с началом реализации с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны мероприятия по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2015 году:
На третьем этапе (с 2016 года) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения. В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребенка. С целью замещения в результате возможного сокращения рождаемости естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное жительство в Новгородскую область мигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается:
9. Объемы и источники финансирования Концепции Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения |