Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям)





Скачать 184.15 Kb.
Название Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям)
Дата конвертации 03.04.2013
Размер 184.15 Kb.
Тип Документы
Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение по естественнонаучному образованию

Учебно-методическое объединение по экологическому образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А. И. Жук


__18__ ____07______ 2011 г.


Регистрационный № ТД-G. 373 /тип.

Основы иммунологии


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-31 01 01 Биология (по направлениям)

1-33 01 01 Биоэкология



СОГЛАСОВАНО


Председатель Учебно-методического объединения по естественно-научному образованию


_______________ А.Л. Толстик


__28__ ____03______ 2011 г.


Председатель Учебно-методического объединения по экологическому

образованию

________________ С.П. Кундас


__27__ _____01_____ 2011 г.



СОГЛАСОВАНО


Начальник Управления высшего и

среднего специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

________________ Ю.И. Миксюк

__18__ ____07______ 2011 г.


Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский

институт высшей школы»

________________ В.И. Шупляк

__22__ ____06_______ 2011 г.


Эксперт-нормоконтролер

________________ С.М. Артемьева

__22__ ____06_______ 2011 г.



Минск 2011


Составители:

Юрий Константинович Фомичев, профессор кафедры микробиологии Белорусского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор;

Александр Георгиевич Песнякевич, доцент кафедры микробиологии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент


Рецензенты:


Кафедра иммунологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова»;


Владимир Николаевич Калюнов, ведущий научный сотрудник Государственного научного учреждения «Институт физиологии Национальной академии наук Беларуси», доктор биологических наук, профессор


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой микробиологии Белорусского государственного университета

(протокол № 5 от 25 октября 2010 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 1 от 03 ноября 2010 г.);


Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебно-методического объединения по естественнонаучному образованию

(протокол № 8 от 16 ноября 2010 г.)


Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология, 1-33 80 01 Экология и 1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения по экологическому образованию

(протокол № 5 от 03 декабря 2010 г.)


Ответственный за редакцию: Александр Георгиевич Песнякевич

Ответственный за выпуск: Александр Георгиевич Песнякевич

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Основы иммунологии» является обязательной дисциплиной в системе биологического образования. В рамках данного курса студенты получают представление о строении и функционировании иммунной системы млекопитающих. В курсе рассматриваются основные составляющие иммунной системы (органы, клетки и молекулы) и их роль в защите внутренней среды организмов от проникновения чужеродных антигенов, дается представление об антигенных свойствах органических молекул, описываются основные механизмы взаимодействия клеток иммунной системы в ходе развития иммунных ответов. Кроме того, приводятся сведения о молекулярном строении иммуноглобулинов и их свойствах с целью обоснования их роли как защитных молекул и понимания возможностей их применения в методическом арсенале современной биологии.

^ Целью курса является формирование у студентов вне зависимости от их узкой специализации общего представления о естественных факторах защиты организма млекопитающих от возбудителей инфекционных заболеваний и о механизмах, определяющих индивидуальность на клеточном и молекулярном уровнях. Курс также должен послужить основой для осмысленного применения слушателями в своей дальнейшей научной деятельности тех современных методов исследования, которые базируются на применении антител.

Основная задача курса – дать современное представление о значении и роли иммунной системы, а также о возможностях современных методов биологических исследований, основанных на применении иммуноглобулинов.

Поскольку материал курса включает сведения об особенностях развития, строения и функционирования органов, клеток и молекул, то он базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин как «Биохимия», «Цитология и гистология», «Генетика», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных».

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • развитие, строение, функционирование и роль органов (первичных и вторичных), клеток (моноцитов и других макрофагов, нейтрофилов, эозинофилов, базофилов, Т-и В-лимфоцитов), регуляторных молекул (интерлейкинов, цитокинов, хемокинов) иммунной системы;

  • характер взаимодействия клеток и роль белков главного комплекса гистосовместимости в развитии иммунных ответов; механизмы возникновения гиперчувствительности немедленного и замедленного типов;

  • механизм возникновения и реализации иммунной памяти как основы активных форм приобретенного иммунитета к инфекционным болезням; функционирование конститутивных защитных факторов как основы врожденного (видового) иммунитета;

  • общие свойства молекул, обладающих антигенными свойствами; химическую структуру и классификацию иммуноглобулинов, генетические основы формирования их специфичности по отношению к антигенам;

  • принципы получения поли- и моноклональных антител и постановки реакций с ними (агглютинации, преципитации, реакций с участием комплемента, иммунофлюоресценции, иммуноферментного и радиоиммунологического анализов)

уметь:

  • объяснить роль и значение иммунной системы человека;

  • использовать полученные в курсе знания в научно-исследовательской работе;

  • осуществлять ориентировочную и развернутые реакции агглютинации и преципитации, определять фагоцитарное число и фагоцитарный индекс.

При чтении лекционного курса необходимо применять технические средства обучения для демонстрации слайдов и презентаций, наглядные материалы в виде таблиц и схем.

Для организации самостоятельной работы студентов по курсу рекомендуется использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.).

Программа рассчитана максимально на 148 часов, в том числе 48 часов аудиторных: 36 – лекционных, 12 – лабораторных занятий.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




разделов

и тем


Наименование разделов и тем

Аудиторные часы


Всего


Лекции

Лабора-торные

занятия

1

2

3

4

5

I.

Введение

2

2

-

II.

Характеристика иммунной системы млекопитающих

2

2

-

III.

Антигены

4

2

2

IV.

Антитела

8

6

2

V.

Факторы защиты организма млекопитающих от чужеродных антигенов

14

12

2

VI.

Иммунитет к инфекционным заболеваниям и его формы

2

2

-

1

2

3

4

5

VII.

Гиперчувствительность как форма реагирования на антигены

2

2

-

VIII.

Взаимодействие антиген-антитело

4

2

2

IX.

Методы биологических исследований, основанные на использовании антител

10

6

4

ИТОГО:

48

36

12



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


  1. Введение


История формирования представлений об инфекционных заболеваниях и невосприимчивости к ним. Работы Э. Дженнера по оспопрививанию. Исследования Л. Пастера и Р. Коха как основа для формирования научного представления о характере резистентности млекопитающих к инфекционным болезням. Создание теорий гуморального (П. Эрлих) и клеточного (И.Мечников) иммунитетов. Формирование представлений о характере ответов иммунной системы на антигены различного происхождения.

Развитие иммунологии в 20 веке: открытие групп крови человека (К. Ландштейнер), изучение явления гиперчувствительности (Ш. Рише) и системы комплемента (Ж. Борде); формирование представлений об иммунотолерантности (Ф. Бернет, П. Медавар) и гистосовместимости (Дж. Снелл, Ж. Доссе, Б. Бенацерраф); изучение молекулярной структуры иммуноглобулинов (Р. Портер, Дж. Эдельман) и выяснение генетических механизмов формирования их разнообразия (С.Т онегава), определение роли поверхностных молекул лимфоцитов в развитии иммунных ответов (Р. Цинкернагель, П. Догерти).

Предмет и задачи современной иммунологии, ее место в биологии и медицине, значение иммунологических исследований для развития естественных наук.


^ Ii. Характеристика иммунной системы млекопитающих


Общее представление об иммунной системе млекопитающих как совокупности специфических органов, клеток и молекул. Строение и функции красного костного мозга и тимуса как центральных (первичных) органов иммунной системы. Строение и функции периферических (вторичных) органов иммунной системы: селезенки, лимфоузлов, Пейеровых бляшек и лимфоидных скоплений.

Характеристика клеток иммунной системы. Развитие, локализация в организме и роль фагоцитирующих клеток, Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов.

Характеристика интерлейкинов и других цитокинов ростовых факторов как регуляторных молекул, определяющих функционирование иммунной системы.

^

III. АНТИГЕНЫ



Понятие об антигене. Общие свойства антигенов, полные и неполные антигены. Зависимость антигенных свойств от молекулярной структуры. Понятие об антигенных детерминантах и валентности антигенов. Типы антигенной специфичности.

^

IV. АНТИТЕЛА



Физико-химические свойства и молекулярная структура антител. Антигенные свойства иммуноглобулинов, понятие об аллотипах, идиотипах и изотипах. Разделение иммуноглобулинов млекопитающих на классы, структурные и функциональные особенности иммуноглобулинов разных классов.

Гены, кодирующие вариабельные и константные домены цепей иммуноглобулинов. Генетические механизмы формирования классов иммуноглобулинов и разнообразия их антигенсвязывающих участков.

^

V. ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА МЛЕКОПИТАЮЩИХ


от чужеродных антигенов


Понятие о конститутивных и индуцибельных защитных факторах, их различия и единство. Защитная функция кожи и слизистых оболочек, роль нормальной микрофлоры в защите от инфекции. Воспалительная реакция, характер ее развития и роль в освобождении организма от чужеродных агентов. Фагоцитоз, его этапы и механизмы внутриклеточной инактивации возбудителей инфекционных заболеваний. Система комплемента и пути ее активации. Механизм разрушения чужеродных клеток под действием системы комплемента.

Иммунный ответ как индуцибельный защитный механизм. Характеристика антигенпредставляющих клеток. Процессинг антигена. Взаимодействие антигенпредставляющих клеток и Т-лимфоцитов в ходе развития иммунного ответа. Взаимодействие Т- и В-лимфоцитов при развитии ответа на тимусзависимые антигены. Роль белков главного комплекса гистосовместимости и других поверхностных антигенов в развитии иммунных ответов. Влияние гуморальных факторов на клетки, обеспечивающие иммунный ответ. Формирование клонов плазматических клеток и клеток иммунной памяти. Первичный и вторичный иммунный ответы, их особенности.


^ VI. Иммунитет к инфекционным заболеваниям

и его формы


Понятие о видовом (врожденном) и индивидуальном (приобретенном) иммунитетах и факторы, их определяющие. Естественный иммунитет и его формы. Искусственный иммунитет и его формы. Пути и цели создания искусственного иммунитета. Вакцины и сыворотки, их использование для профилактики и терапии инфекционных болезней.


^ VII. Гиперчувствительность как форма

реагирования на антигены


Анафилаксия и анафилактический шок, сывороточная болезнь Механизмы формирования гиперчувствительности немедленного типа (типы гиперчувствительности I, II, III). Гиперчувствительность замедленного типа (тип IV) как форма реагирования, несвязанная с продукцией антител, механизм ее развития. Значение гиперчувствительности обоих типов для медицинской практики.

^

VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНТИГЕН-АНТИТЕЛО



Понятие паратопа и эпитопа. Аффинитет и авидность. Обратимость реакций антиген-антитело и ее значение. Условия оптимального взаимодействия антиген-антитело. Агглютинация и преципитация как биологические феномены.


^ IX. МЕТОДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ АНТИТЕЛ


Получение сывороток для иммунологических реакций и методы улучшения их качества. Метод получения гибридом, пригодных для продукции моноклональных антител.

Реакции агглютинации и преципитации, применяемые в биологии и медицине. Гемагглютинация, ее разновидности и аспекты применения.

Реакции с участием комплемента: реакции связывания комплемента, локального гемолиза, бактериолиза.

Особенности постановки реакций опсонизации и нейтрализации.

Иммуноэлекторофорез, его основные разновидности.

Методы с использованием конъюгированных иммуноглобулинов: иммунофлюоресценция, иммуноферментный и радиоиммунологический анализы, иммуноблотинг.


^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛИТЕРАТУРА


О с н о в н а я

  1. Ярилин А.А. Основы иммунологии / А.А. Ярилин. М.: Медицина, 1999

  2. Ройт А. Основы иммунологии / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д.Мейл М.: Мир, 2000.

  3. Ройт А. Основы иммунологии / А. Ройт М.: Мир. 1991.

  4. Галактионов В.Г. Иммунология / В.Г. Галактионов. М.: Академия, 2004.

  5. Павлович С.А. Основы иммунологии / С.А. Павлович. Мн.: Вышэйшая школа. 1997.

  6. Вершигора А.Е. Общая иммунология / А.Е. Вершигора. Киев: Выща школа, 1990.


Д о п о л н и т е л ь н а я

  1. Иммунология / под ред. У.Пола. М.: Мир, Т.1-3, 1987.

  2. Галактионов В.Г Очерки эволюционной иммунологии. / В.Г. Галактионов. М.: Наука, 1995.

  3. Медуницин Н.В. Вакцинология. / Н.В. Медуницин. М.: Триада-Х. 1999.

  4. Павлович С.А. Медицинская микробиология: Практикум. / С.А. Павлович, К.Д. Пяткин. Мн.: Вышэйшая школа, 1993.

  5. Практикум по иммунологии / под ред. И.А. Кондратьева, А.А. Ярилина М.: Академия, 2004.



^

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Баллы

Показатели оценки

1

2

1

(один)

Отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа

2

(два)

Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых ошибок; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

3

(три)

Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

1

2

4

(четыре)

Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на лабораторных занятиях, допустимый уровень исполнения заданий

5

(пять)

Достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, грамотное логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий

6

(шесть)

Достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий

7

(семь)

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

8

(восемь)

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины (в том числе техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

9

(девять)

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; систематическая, активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

10

(десять)

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой учебной дисциплине; умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; творческая самостоятельная работа на лабораторных занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий



^ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ


Типовыми учебными планами направлений специальности 1-31 01 01 «Биология» и специальности 1-33 01 01 «Биоэкология» в качестве формы итогового контроля по дисциплине рекомендован экзамен. Оценка учебных достижений студента осуществляется на экзамене и производится по десятибалльной шкале.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать следующий диагностический инструментарий:

  • защита индивидуальных заданий при выполнении лабораторных работ;

  • защита подготовленного студентом реферата;

  • проведение коллоквиума;

  • устные опросы;

  • письменные контрольные работы по отдельным темам курса;

  • компьютерное тестирование.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 01 01 Биология (по

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 Лечебное дело

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1 79 01 01 Лечебное дело

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 03

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-24 01 02 Правоведение

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина