|
Скачать 433.34 Kb.
|
Содержание Введение …………………………………………………………………………………………...……….стр.3 1. Общее представление о памяти ……………………………………………………....……….стр.5 2. Виды памяти …………………………………………..…………………………...…………...…….стр.5 3. Процессы памяти ……………………………………………..……………………...…...……….стр.11 4. Физиологические основы памяти ……………………………………………….....……….стр.15 5. Понятие «эффект» и «феномен» ……………………………………………….…...……….стр.17 6. Феноменальная память человека …………………………………………………...……….стр.18 7. Феномены памяти человека …………………………………………………….…….……….стр.22 7.1. Феномен «На кончике языка» 7.2. Мнемический феномен «уже виденного» 7.3. Феномен «фотовспышки» 8.Эффекты памяти человека ………………………………………………...…………...……….стр.25 8.1. Эффект длины слова 8.2. Эффект Зейгарник 8.3. Эффект изоляции 8.4. Эффект кодирования 8.5. Эффект мнемической установки 8.6. Эффект края 8.7. Эффект группировки 8.8. Эффект повторения 8.9.Эффект реминисценции 9. Приёмы мнемотехники ……………………………………..……………..…………...……….стр.35 Заключение ……………………………………………………………………………………...……….стр.37 Литература ………………………………………………………..……………..……………...……….стр.39 Приложение ……………………………………………..………………………………………..…….стр.41 Введение «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» С. Л. Рубинштейн Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно несколько минут, а кому-то час. Почему кто-то может запомнить много информации, а кому-то трудно вспомнить даже небольшое стихотворение. Память изучается с незапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение. На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что этот процесс – центр душевной жизни человека, и придавали ему мистическое значение. Древние греки богиню памяти, Мнемозину, считали матерью девяти муз, покровительницей поэзии, искусств и наук. Она позволяет человеку помнить настоящее, вспоминать о прошлом, забывать ненужную информацию. Древнегреческий поэт писал: Мнемозина знает «все, что было, все, что есть». В период античности знаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми. Однако даже сейчас мы не знаем ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок, которые не так просто разгадать. Феноменальная память отмечалась ещё у таких древних жителей, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью, они говорили, словно о богах. Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день. ^ является изучение памяти, феноменов и эффектов памяти человека. Объект исследования – мнемические процессы учащихся школы № 1. Предметом исследования является память как психический процесс. Задачи работы:
1. Общее представление о памяти Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память – это познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. 2. Виды памяти Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: ______________ 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.- С. 302. 1. Классификация по степени волевой регуляции памяти. 2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по объекту запоминания). 3. По продолжительности сохранения информации. 4. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса. ^ память делят на произвольную и непроизвольную. (Рисунок 1) а) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. б) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение. ![]() Рис. 1. Классификация основных видов памяти ^ , которая преобладает в деятельности. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на: а) двигательную (моторную); б) эмоциональную (аффективная); в) словесно-логическую; г) образную; а) Двигательная (кинетическая) память - запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка. б) Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 месяцев. в) Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. г) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. По виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком образная память, может быть:
Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью. ^ - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, звукорежиссёрам. ^ - это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль - это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий». ^ память делится на мгновенную, оперативную, кратковременную, долговременную. а) Мгновенная память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. б) ^ представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. в) ^ - память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти. г) ^ - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Взаимосвязь работы кратковременной и долговременной памяти отражена в схеме на рисунке 2. ![]() Рис 2. Взаимосвязь работы кратковременной и долговременной памяти ^ , появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса.1 а) Генная память. Мозг человека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками. Генетическая память отображается в количество нейронов и их связи друг с другом. Этот этап можно назвать этапом синтеза, в противовес начинающемуся сразу по его окончании этапу расщепления и уничтожения. Данный подход объясняет, почему человек способен вспомнить и остро пережить (например, в состоянии гипноза) те события, которых не было в его жизни. В силу того, что память распределена по всему множеству нейронов, по их связям между собой, по их весовым коэффициентам, можно утверждать, что человек уже рождается «набитым неизвестными ему воспоминаниями». В течение жизни эти воспоминания постепенно разрушаются новой информацией. Однако существуют специальные приемы (сновидения, гипноз, медитация), позволяющие отобразить активное сознание в еще не использованные (не разрушенные) структуры, хранящие генетическую память. В результате мы имеем сменяющие друг друга процессы рождения и гибели. И те, и другие направлены на обучение. Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции Память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определённого биологического вида получила название генетической. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). б) ^ В эволюции она возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.). ______________ 1 СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Учебник. Издательство: Олимпия Пресс. 2005. С.89-90. в) ^ появляется у животных, обладающих нервной системой Её можно определить как совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта). Неврологическая память использует не только собственные специфические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида. По этому в неврологической памяти выделяют генотипическую, или врождённую, память. Именно она у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врождённого поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Её механизмы обеспечивают, хранение и извлечение информации приобретаемой в течение жизни в процессе индивидуального развития. ^
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» Методика направлена на исследование объёма и скорости запоминания определенного количества слов, возможности и, соответственно, объёма отсроченного воспроизведения. Материал. Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Инструкция А: «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их повтори так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить все слова». Для выполнения задания ребенку даются 10 слов: кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица, дом. Слова зачитаются медленно (с промежутками 0,5-1 сек.) и чётко. После первого повторения слов ребенком в таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. После первого воспроизведения говорится, что «все хорошо», затем исследование продолжается. Важным условием проведения исследования является необходимость тишины в процессе исследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка. Инструкция Б. «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь. Не обязательно в том же самом порядке». Процедура обследования повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть ограничено до 5. При третьем и последующих повторе слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз». По результатам исследования должна быть построена кривая запоминания. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Группировка» Цель: Определение способности к смысловой обработке запоминаемого материала. Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды). Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!» Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я ещё раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!» Инструкция для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови все слова, что ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!» 1. Солнце 6. Шапка 11. Липа 16. Небо 2. Тополь 7. Медведь 12. Блюдце 17. Елка 3. Чашка 8. Сосна 13. Звезда 18. Белка 4. Заяц 9. Ложка 14. Лиса 19. Кружка 5. Луна 10. Юбка 15. Платье 20. Кофта Правила проведения. Слова читаются с паузой в 1 секунду между произнесением элементов ряда. По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы. Все воспроизведенные ребенком слова записываются. Затем предлагается прослушать еще раз весь ряд слов. Читается вновь ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье его воспроизведение. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединённость в группы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание» ^ «Я буду говорить тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой ты сможешь потом вспомнить это слово. Рисуй так, как тебе нравится, главное, чтобы картинка помогла тебе вспомнить слово. Нельзя писать ни буквы, ни цифры». Для выполнения задания ребенку 10 слов и словосочетаний из приведенного ниже набора:
Воспроизведение материала начинается через 20-25 минут после запоминания. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ![]() ![]() Проведение методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» в 3 «А» и 3 «Б» классах ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ![]() ![]() Проведение методики А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание» в 1 «Б» классе ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ![]() ![]() Проведение методики «Группировка» в 9 «В» и 9 «Г» классах |