|
Скачать 56.48 Kb.
|
Тема урока «Иммунитет, или война до полной победы» (8 класс) Образовательные задачи: 1. Познакомить учащихся с защитными свойствами организма; 2. Раскрыть сущность иммунитета; 3. Познакомить с видами иммунитета; 4. Сформировать понятия «иммунитет», «антитела», «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»; 5. Обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток; 6. Познакомить со значением анализа крови для определения состояния здоровья человека. Развивающие задачи: 1. Развитие познавательного интереса к биологической науке. 2. Развитие монологической речи. 3. Развитие навыков работы с книгой. 4. Развитее умений устанавливать причинно - следственные связи между процессами. Оборудование: Таблица «Кровь» Портрет И.И.Мечникова Видеофильм «Кровь» (фрагмент «Лейкоциты») Раздаточные листы с «Планом военных действий» (приложение 1) Учебник «Биология. Человек» Н.И. Сонина и М.Р. Сапина (издательство «Дрофа», 2003г.) ^ 1 этап урока – организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы). 2 этап урока – проверка знаний учащихся (проводится по ходу изучения нового материала). 3 этап урока – подготовка учащихся к активной УВД на основном этапе урока: А) вступительное слово учителя (краткая историческая справка). В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой «им» (не), а его самого называли «иммунисом» - освобождённым от какой – либо подати или повинности. Б) Объявление темы урока и мотивация на изучение данной темы. Вопрос 1. Что такое иммунитет? Что вы знаете об иммунитете? (мнения учащихся записываются на доске). Сегодня мы станем свидетелями удивительных событий – военных действий двух армий, узнаем, каким оружием воюют «солдаты», кто победит в этой войне, получит награды и как полученный опыт поможет человечеству не допустить новой войны. 4 этап урока – изучение нового материала. Наш организм - результат длительной эволюции, в ходе которой он приобрёл защитные приспособления (оборонительные рубежи). Вопрос 2. Кто является врагом нашего организма и постоянно стремиться проникнуть в него разными путями – с водой или пищей, через воздух и порезы на коже? (выслушиваются мнения учащихся). Вопрос 3. А кто же защитники нашего организма? ^ прочитайте в учебнике на стр.122 статью «Иммунитет» до слов «Ослабленные микробы…» и найдите первый защитный (оборонительный) рубеж нашего организма. Вопрос 3. В чём выражаются его защитные свойства? Учащимся раздаются листы с «Планом военных действий» (см. Приложение 1) ^ 1) «Начало войны – атака завоевателей на первом оборонительном рубеже (кожа и слизистые оболочки)». Вопрос 4. Абсолютна ли эта защита? (выслушиваются мнения учащихся). ^ Вопрос 5. Вспомните, какие защитники вам уже известны из предыдущих уроков? Дайте характеристику этим солдатам по следующему плану: Характеристика солдат наших защитных войск: 1. Название клеток. 2. Род войск (к каким клеткам крови относятся?). 3. Строение клеток. 4. Способ уничтожения врагов – микробов ( в помощь стр. 118 – последние два абзаца и стр.119 – первый абзац). 3) «Битва в разгаре – воспалительный процесс». Этот учёный впервые описал данную битву в научной работе «О целебных силах организма» в 1883 году и он же один из первых русских учёных получил Нобелевскую премию в 1908 году. Вопрос 6. О ком идёт речь? (демонстрация портрета И.И.Мечникова). Вопрос 7. Как по анализу крови узнать, что в организме идёт воспалительный процесс и надо срочно помогать нашим защитникам? (выслушиваются мнения учащихся). ^ В боевые действия включаются новые свежие войска лейкоцитов, которые находятся не в крови, а в лимфе – л и м ф о ц и т ы Лимфоциты
^ Вопрос 8. Что же такое иммунитет? Задание для учащихся №1. Найдите ответ на стр.122 в последнем абзаце (первом предложении) и сравните с вашими первоначальными предположениями (посмотрите записи на доске к вопросу № 1). ^ Как полагается, по окончании войны героям вручают награды: ----------------------- Награды --------------------- ! ! организму врачам (за личный вклад – естественный (за тактику боевых действий - приобретённый иммунитет) искусственный иммунитет) Вопрос 9. О каких наградах идёт речь? Это мы узнаем, изучив стр. 122 учебника. ^ : Прочитайте по учебнику 1-й столбец (последний абзац) и 2-й столбец (до статьи «Переливание крови») и ответьте на следующие вопросы (их можно заранее написать на доске и закрыть таблицами или раздать на парты). Вопрос 10. Какие бывают виды иммунитета? Какой иммунитет называется естественным врождённым? А ещё существует естественный приобретённый иммунитет. Он возникает тогда, когда человек переболевает инфекционным заболеванием и в его организме возникают антитела на данный вид возбудителя болезни. Вопрос 11. Какой иммунитет называется искусственным активным? (Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека вакцины). Вопрос 12. А что такое вакцина? Вопрос 13. Кто впервые использовал вакцину коровьей оспы для прививки человеку? Вопрос 14. Какой иммунитет называется искусственным пассивным? (Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека лечебной сыворотки). Вопрос 15. А что такое сыворотка? Учитель заслушивает ответы учащихся на поставленные вопросы. 5 этап урока – первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия (размышление) – работа со схемой «Иммунитет» на стр. 124 учебника и объяснение причин возникновения разных видов иммунитета. 6 этап урока – первичное закрепление знаний (просмотр видеофрагмента «Лейкоциты»). 7 этап урока - контроль и самопроверка знаний учащихся: Самопроверка по тестовым заданиям «Какие утверждения верны?» на стр. 124 и «Выберите правильный ответ» (№№ 1- 4) на стр.125. 8 этап урока – подведение итогов урока (даётся общая оценка работы класса на уроке и выставление оценок наиболее активным учащимся). 9 этап урока – информация о домашнем задании: А) выучить статью «Иммунитет» на стр. 122; Б) перечертить схему «Иммунитет» со стр. 124 в тетрадь; В) для учащихся с повышенной мотивацией предлагается нарисовать карту военных действий, используя план – конспект урока. Приложение 1 (раздаточный материал для учащихся) План военных действий: 1. «Начало войны – атака завоевателей на первом оборонительном рубеже (кожа и слизистые оболочки)». 2. «Прорыв врагов через первый оборонительный рубеж и поединок с солдатами – защитниками нашего организма». 3. «Битва в разгаре – воспалительный процесс». 4. «Химическая атака, или враг бежит (третий оборонительный рубеж – иммунная защита)». 5. «Организм спасён – враг уничтожен (Victoria)». 6. «Награждение победителей в войне с микробами». |
![]() |
Естественный и искусственный иммунитет Активный и пассивный иммунитет Стерильный и нестерильный иммунитет |
![]() |
Бад комплекс с грецким орехом: Паразиты, на выход или да здравствует иммунитет! |
![]() |
Carpentier-Edwards perimount На перикардиальным клапаном perimount в период с сентября 1981 по декабрь 1983 года. Средний возраст... |
![]() |
Война с артритом |
![]() |
Иммунитет ребенка. 5 шагов повышения иммунитета у детей В настоящее время более 70% детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет, особенно это... |
![]() |
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» класс 9 класс |
![]() |
Тест «Класс паукообразные» вариант 1 7 класс Вопросы |
![]() |
Тест «Класс ракообразные» вариант 1 7 класс Вопросы |
![]() |
1 класс Цель: познакомить детей с витаминами, объяснить их значение для организма человека, рассказать |
![]() |
Ковальков А. В. – Как похудеть? Стратегия победы над весом |