|
Скачать 332.93 Kb.
|
Министерство здравоохранения РФ Ставропольская государственная медицинская академия Методическое пособие по общей микробиологии для студентов педиатрического факультета Ставрополь 2009 г. УДК 616- 0931 -098 (07) Методическое пособие по общей микробиологии для студентов педиатрического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.-24 Составители:И. О. зав. каф. проф. И. О. Базиков, доцент А.Х. Казиев, доцент Е.В. Лысогора, ассистент И.С. Селиванова, ассистент И.В. Климанович, ассистент М.М. Минасян, ассистент В.А. Лысогора. Практические занятия по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов педиатрического факультета. ^ МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ А. Обсуждение темы: 1. Режим работы в микробиологической лаборатории 2. Иммерсионная система оптического микроскопа Б. Практическая работа: 1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера). 2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия. 3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой. 4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые). ^ а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование. б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа. в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии. Нативные и фиксированные препараты. г) Состав и приготовление сложных красящих растворов. д) Основные формы бактерий. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение) А. Обсуждение темы: 1. Строение бактериальной клетки. 2. Окраска по методу Грама. 3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. 4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. 5. Споры. Спорообразование. 6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко). 7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов. Б. Практическая работа: 1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков и кишечных палочек с окраской по Граму. 2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий с окраской по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко. 3. Программированный контроль по методам окраски. 4. Демонстрация: а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму; б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену; в) мазков в люминесцентном микроскопе. ^ а) Классификация микроорганизмов б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий в) Строение бактериальной клетки. г) Окраска по методу Грама. д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. ж) Споры. Спорообразование. 2. Письменное задание: а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена. б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение) А. Обсуждение темы: 1. Включения у бактерий. 2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера. 3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой. 4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей. 5.Морфология актиномицетов. 6.Классификация и морфология спирохет. 7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии. 8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения. Б. Практическая работа: 1. Приготовить мазок из кислого молока с окраской по Нейссеру. 2. Приготовить мазок из дрожжей с окраской по Граму. 3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий при окраске по Нейссеру и Лёффлеру. 4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения. 5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа при окраске по Романовскому-Гимза. ^ а) включения у бактерий, б) капсула бактерий, в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы), г) морфология спирохет, д) морфология микоплазм, е) морфология риккетсий, ж) морфология актиномицетов. ^ а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки в) Зарисовать ультраструктуру спирохет г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание) А. Обсуждение темы: 1. Классификация вирусов. 2. Структура и химический состав вирусов. 5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. 6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы. 7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования. Б. Практическая работа: 1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов. 2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов). 3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве. 4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации. 5. Демонстрация дезинфектантов. 6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1). 7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2). В. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация вирусов. б) Структура и химический состав вирусов. в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой. г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии). д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации. е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования. ^ а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза б) Записать схему методов стерилизации в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике и медицине. ^ ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. А. Обсуждение темы: 1. САРС: изложение тем рефератов. 2. Итоговый контроль по теме «Микроскопические методы исследования в микробиологии» (письменно). Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.
6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления.
13. Ультраструктура бактериальной клетки. 14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. 15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий. 16. Простые и сложные методы окрашивания. 17. Методы выявления спор и капсул у бактерий. 18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий. 19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену. 20. Классификация и морфология грибов. 21. Классификация и морфология риккетсий. 22. Классификация и морфология спирохет. 23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии. 24. Морфология актиномицетов. 25. Классификация и морфология микоплазм. 26. Особенности биологии вирусов. 27. Классификация вирусов. 28. Строение и химический состав вирусной частицы. 29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона. 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. 31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 33.Фазы репродукции вируса. 34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции. 35. Характеристика транскрипции и репликации. 36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки. 37. Методы стерилизации и их краткая характеристика. 38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры. 39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация. ^ ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
^ а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. ^ а) Составить классификацию питательных сред по способу приготовления, составу и назначению. б) Записать типы питания микроорганизмов. ^ ТЕМА: БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ. А. Обсуждение темы:
а) Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред. б) Методика посева на «пестрый» ряд. в) Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.
Б. Практическая работа: - Выделение чистой культуры аэробов:
3 – й этап. а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение. б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого «пестрого» ряда. 4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры. Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам. Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов». ^ а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорагнизмов. б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар. в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов. г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний. е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами? з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде? ^ а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов. б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам. в) Записать состав сред Гисса. г) Описатьметоды определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород) д) Описать методы определения сахаролитических ферментов. ^ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
1-й этап: накопление материала, п осев взвеси почвы на среду Китт-Тароцци. 2-й этап: учет результатов роста на среде Китт-Тароцци. Пересев смешанной культуры в трубки Вейон-Виньяля. 3-й этап: учет роста в трубках Вейон-Виньяля. Микроскопия мазков из изолированных колоний. Пересев на среду Китт-Тароцци. 4-й этап: микроскопия выделенной чистой культуры анаэробов. Контроль чистоты полученной культуры.
^ а) Анаэробный тип дыхания микроорганизмов. б) Принципы создания анаэробных условий. в) Особенности питательных сред, применяемых для культивирования анаэробов. Письменное задание:
^ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. МИКРОФЛОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. А. Обсуждаемые вопросы:
^
а) определение микробного числа (воды). б) определение коли- титра и коли- индекса различных объектов окружающей среды.
а) микрофлоры кожи: посев отпечатков пальцев на МПА в чашки Петри с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний; б) микрофлоры полости рта: микроскопия мазка из зубного налета, посев слизи из зева методом «кашлевых пластинок» и микроскопическое изучение выросших колоний. в) микрофлоры желудочно-кишечного тракта: посев спражнений на МПА и среду Эндо и микроскопический учет выросших колоний. 4. а) Учет действия света на рост микроорганизмов (опыт Бухнера). б) Знакомство с пигментообразующими культурами. ^ а) Нормальная микрофлора воды и почвы и их роль в процессах самоочищения окружающей среды. б) Понятие о санитарно-показательных микробах окружающей среды и организма человека. в) Правила и методы отбора проб воды и воздуха, определение микробного числа, коли - титра, коли- индекса, количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха и их санитарно-эпидемиологическое значение. г) Понятие о нормальной микрофлоре организма человека, её количественная и качественная характеристика и значение для организма (витаминообразующее, ферментативное и активизирующее иммунную систему). д) Гнотобиология – понятие и значение этого раздела медицины. ^ а) Методика определения микробного числа воды. б) Перечислить санитарно - показательные микроорганизмы в воде, почве и воздухе в медицинских учреждениях. в) Основные показатели для санитарно – гигиенической оценки исследуемых объектов окружающей среды, организма человека. ^ ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ. АНТИБИОТИКИ. ДИСБАКТЕРИОЗ. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Понятие «бактериофагия», «бактериофаги». 2. Свойства бактериофагов. 3. Взаимодействие бактериофага с чувствительной клеткой. 4. Антибиотики. Их значение в медицине. 5. Осложнения антибиотикотерапии. Б. Практическая работа:
^ а) Характеристика фагов: морфология, классификация. б) Этапы взаимодействия фагов с бактериальной клеткой. в) Умеренные и вирулентные бактериофаги. Типы фаговой инфекции. г) Применение бактериофагов в медицине: - для лечения инфекционных заболеваний, - для диагностики инфекционных заболеваний (фаготипирование). д) Антибиотики – определение, классификация. Механизмы действия антибиотиков на бактериальную клетку, возможные осложнения. е) Антибиотикограмма. Методика постановки (дискодиффузионный метод) Учет результатов. Ж) Учет чувствительности стафилококков к антибиотикам методом бумажных дисков. ^ а) Определение терминов «бактериофаг», «бактериофагия». б) Классификация антибиотиков по происхождению. в) Механизм действия антибиотиков на микробную клетку. ^ ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ. А. Обсуждаемые вопросы:
^ 1 Фенотипическая изменчивость- опыт с чудесной палочкой. 2 Приготовление мазков из клеток после воздействия антибиотика (L - формы бактерий). Демонстрация. 3 Мутации, диссоциации – учет «R» и «S» - форм колоний микроорганизмов. Характеристика живых вакцин. Примеры. 4 Учет опыта конъюгации бактерий. Антибиотико – резистентность. ^ В. Вопросы для самоподготовки: а) Что такое «ген», «генотип», «фенотип». Особенности генетики бактерий. б) Виды генетической изменчивости (фенотипическая, генотипическая). в) Фенотипическая изменчивость, примеры, значение в микробиологии. г) Генотипическая изменчивость. Характеристика. Мутации. д) Генотипическая изменчивость. Характеристика рекомбинаций. е) Внехромосомная материальная основа генетического аппарата бактерий: плазмиды и мигрирующие генетические элементы (S- последовательности и транспозоны). ж) Современное использование генетики для медицинской практики. Генетическая инженерия, генетическое зондирование (ПЦР), получение гибридом. ^ : а) Нарисовать схему классификации изменчивости. б) Перечислить виды плазмид и свойства микроорганизмов, контролируемые ими. в) Мутации, диссоциации характеристика «S» и «R» - форм колоний микроорганизмов, использование для получения живых вакцин. ^ ИНФЕКЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. А. Обсуждение темы:
Б. Практическая работа:
^ а) Общая характеристика инфекции и микробного паразитизма. б) Формы инфекции и их характеристика. в) Понятие об источнике инфекции и основных путях передачи возбудителя. г) Периоды инфекционной болезни (динамика инфекционного процесса). д) Патогенность и вирулентность микроорганизмов, единицы измерения вирулентности. е) Факторы вирулентности (патогенности) бактерий и их характеристика: ферменты бактерий, как факторы патогенности; адгезия и колонизация, пенетрация, инвазия, агрессия. ж) Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства микробных токсинов: экзо- и эндотоксины. Современная классификация белковых бактериальных токсинов. з) Биологический метод, цели этого исследования. и) Правила вскрытия и микробиологического исследования погибших животных. ^ а) Дать определение понятиям: «патогенность», «вирулентность», «единицы вирулентности». б) Перечислить факторы патогенности. ^ ИММУНИТЕТ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
^ а) Классификация иммунитета. б) Факторы неспецифической резистентности. в) Фагоцитарная активность, фагоцитарное число. г) Антигены бактерий. д) Анатоксины. Антитоксические сыворотки. е) Реакция преципитации (РП), ингридиенты и варианты ее постановки: кольцепреципитация, двойная радиальная, простая радиальная (по Манчини), иммунноэлектрофорез, встречный иммунноэлектрофорез. ^ а) Классификация иммунитета. б) Определение понятий «антиген» и «иммунитет». в) Основные показатели иммунного статуса. г) Методы исследования иммунного статуса. Перечислить определение Т и В лимфоцитов с помощью моноклинальных антител. ^ ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
а) титрование сыворотки, б) добавление антигена, в) постановка контролей, г) учет результатов РА. Вывод по полученным результатам.
^ а) Классы иммуноглобулинов, их характеристика. б) Реакция развернутой агглютинации: ингредиенты для определения неизвестных антигенов и для определения неизвестных антител. в) Перечислить ингредиенты в реакции агглютинации. г) Что такое опытный и диагностический титры антител? д) Методика учета результатов агглютинации. е) Контроли каких ингредиентов ставятся в РА. Цели постановки контроля. ж) Реакция латекс – агглютинации, ингредиенты, методика постановки и учета результатов РЛА. з) В каком микробиологическом методе исследования используют диагностикумы? Способы их получения, назначение. Какие диагностикумы используются в РПГА? и) В каком микробиологическом методе используют диагностические сыворотки? Принципы их получения, назначение. ^ а) Перечислить классы иммуноглобулинов, их краткая характеристика. б) Перечислить и охарактеризовать ингредиенты для РА. в) Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и ингредиенты РЛА для определения антител. г) Ингредиенты для РНГА (РПГА). Объяснить формирование положительного и отрицательного результатов. ^ ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация. 2.Классификация вакцин и их практическое применение. 3.Принципы получения и стандартизации вакцин. 4. Реакция иммунофлюоресценции. Ингредиенты. Прямая и непрямая РИФ. 5.Иммуноферментный анализ (ИФА) для определения неизвестных антител, ингредиенты и этапы постановки. 6.ИФА для определения неизвестного антигена, ингредиенты и этапы постановки. Б. Практическая работа:
а) Определение чистоты культуры, вакцинного штамма. б) Определение количества микробных клеток в 1 мл вакцины методом стандартизации (оптический способ). в) Посев готовой инактивированной вакцины для контроля на стерильность (посев на МПБ).
В. Вопросы для самоподготовки:
Письменное задание:
а) для определения неизвестных антител, б) для определения неизвестного антигена. ^ ИММУНИТЕТ. СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. РСК. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
а) постановка и учет результатов реакции титрования комплемента для определения рабочей дозы комплемента (РД), б) постановка основного опыта и контролей сыворотки (КС) и антигена (КА). в) постановка индикаторной фазы РСК. г) учет результатов реакции. Выводы по полученным результатам. ^ а) Перечислить реакции с обязательным участием комплемента. б) Что такое комплемент, его значение в иммунитете, принцип его получения? в) Гемолитическая сыворотка, содержание, принцип получения. г) Характеристика реакции бактериолиза. Ингредиенты. д) Практическое значение реакции бактериолиза. е) Реакция связывания комплемента (РСК), ингредиенты, методика постановки, учет результатов. ж) Гемолитическая система, ингредиенты, принцип получения их. з) Для чего необходимо определение рабочей дозы (РД) комплемента? и) Контроли, каких ингредиентов проводят при постановке РСК? Дать объяснение формированию «+» и «-» контролей реакции. Письменное задание:
^ ИММУНИТЕТ. АЛЛЕРГИЯ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
^ а) Значение термина «Аллергия». Когда и кем этот термин был предложен? б) Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. в) Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний? г) Бактериальные аллергены. Состав, принцип приготовления и использования их в аллергодиагностике. д) Анафилактический шок и его профилактика по Безредко. ^ а) Записать иммунологические механизмы ГЗТ и ГНТ. б) Метод Безредко – профилактика анафилактического шока (при отрицательной и положительной внутрикожных пробах. в) Итоговый зачет по иммунологии. ^
^ ИММУНИТЕТ. ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа: 1. Охарактеризовать МИБП по одному препарату из каждой группы по схеме: а) что содержит МИБП, б) как получают МИБП, в) для чего применяется (назначение) МИБП. ^ а) Классификация МИБП. б) МИБП, применение для профилактики, лечения инфекционных заболеваний. в) МИБП, применение для диагностики инфекционных заболеваний. г) Применение бактериофагов в медицине. д) МИБП, приготовленны из нормофлоры организма человека. Назначение. ^ а) Составить в виде схемы классификацию МИБП. б) Схема профилактики анафилактического шока при использовании гетерологических сывороток. ^
16. Холера. Классификация. Биологические свойства. Особенности патогенеза. Особенности иммунитета. Микробилогическая диагностика. Профилактика, лечение. 17. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов. Этиология. Патогенез заболевания. Иммунитет. Особенности микробиологической диагностики. Шигеллы. Биологические свойства. Особенности патогенеза дизентерии у детей. Микробиологическая диагностика. Педиатрический аспект. Специфическая профилактика брюшного тифа и паратифов у детей. Профилактика дизентерии у детей. 18. Общая вирусология. Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваний. Вирусологический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями. Вирусологический: выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куринный эмбрион, животные); определение вируса в материале; идентификация выделенного вируса. Биологический. Серологический. Литература: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2006 г. 8. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. 9.Вирусология. В 3 тт. / Под ред. Б. Филсца, Д. Найца. – М., 1989. 10.Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология. – М., 1987 г. 11.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г. 12.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г. 13.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 14.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г. 15.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 16Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. 17.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г. 18.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г.
|